Как контролировать климат в офисе
СанПиН для офисных работников
Требования к температуре и влажности воздуха, освещенности офисного помещения, а иногда даже к мебели жестко регламентированы. Так, если среднесуточная температура за окном выше 10°С, в офисе должно быть по общему правилу 23-25°С, а если ниже этой границы – 22-24°С. Определено также, как сокращается рабочий день, если в помещении холоднее допустимого или наоборот, очень жарко. К примеру, если температура воздуха в офисе составляет 19°С, то находиться в нем можно не более семи часов, а если 18°С – не более шести часов и т. д. (СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81).
Отдельные нормы существуют для тех, кто использует в работе компьютеры. Площадь рабочего места таких сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).
Некоторые ситуации прямо санитарными нормами не урегулированы, но на практике встречаются регулярно. К ним относится, например, неисправность туалетов в здании. В таком случае, по мнению Роструда, работник вправе отказаться от работы, а работодатель должен до устранения проблемы предоставить ему другую работу – не угрожающую здоровью. Если же это невозможно, объявляется простой, причем работник может рассчитывать во время простоя на оплату труда в размере не менее 2/3 его средней зарплаты (ст. 157 Трудового кодекса).
О том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.
Какой должна быть температура воздуха в офисе по санитарным нормам
На работе человек проводит преобладающую часть дня в течение долгого периода своей жизни, поэтому естественными являются требования, регламентирующие гигиенические показатели микроклимата помещений, где работают люди. Особенно важно их соблюдать в офисе, где работники занимаются в основном умственным трудом, для которого характерна относительная гиподинамия, а значит, отрицательные последствия неправильного режима еще более усугубляются.
Изучим требования закона к температурному режиму в офисных помещениях, а также ответственность работодателя за их нарушение.
Важность офисного микроклимата
Температурный режим очень сильно влияет на самочувствие и работоспособность людей. Повышенная или пониженная температура воздуха, действующая на сотрудника долговременно, не просто оказывает негативное воздействие на здоровье, но и резко снижает продуктивность труда. Офисные сотрудники выполняют самые различные действия, большинство из которых связано с длительным нахождением в одном и том же положении, как правило, сидячем и малоподвижном:
Умственный труд и телесная малоподвижность плохо соседствуют с некомфортной температурой в помещении. Исследователи опытным путем выяснили, что отклонения даже в пределах одного градуса настолько сильно влияют на эффективность офисной работы, что имеет смысл даже сократить рабочий день при невозможности обеспечить должный микроклимат.
ВАЖНО! Обеспечение должного температурного режима в офисе – законодательная обязанность работодателя вне зависимости от формы собственности и уровня подчиненности организации.
Комфорт или оптимум
Любой сотрудник, работающий в офисе, хочет, чтобы труд его осуществлялся в комфортных условиях. Но понятие комфорта слишком субъективно, потому что привязано к индивидуальным ощущениям каждого конкретного человека, а они у всех разные. Что приемлемо для одного, может быть неприятным для другого. Именно по этой причине понятие «комфортные условия» не используется в официальной документации и нормативных актах.
Вместо субъективного термина «комфорт» в профессиональной лексике употребляется более точный и определенный параметр «оптимальные условия». Что касается оптимальной температуры воздуха, то это величина, определенная путем сложных физиологических исследований и вычислений, учитывающая среднестатистические человеческие потребности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования к оптимальным температурным условиям относятся к области законодательства, что зафиксировано в соответствующих нормативных документах.
СанПиН на страже здоровья сотрудников
Санитарные стандарты Российской Федерации собраны в особый кодекс, который определяет оптимальные гигиенические и здравоохранительные нормы для разных областей человеческой жизнедеятельности, в том числе и трудовой занятости. Это документация, относящаяся к медицинской и технической сферам, и одновременно законодательная, поэтому обязательная для выполнения.
Аббревиатура «СанПиН» расшифровывается как САНитарные Правила И Нормы», она несколько созвучна со СНИПами – строительными нормами и правилами, однако путать их не следует, это документы из разных рабочих сфер.
СПРАВКА! Документ, регулирующий оптимальные условия на рабочем месте, называется СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Он обеспечивает регламент охраны труда для сотрудников офисов (в тексте закона они отнесены по категории трудовых затрат к категории А) и трудящихся на производстве. Эти правила и нормы приняты в рамках Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года.
Обязательность соблюдения работодателями требований СанПиНа подкреплена ст. 209 и ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которых говорится об ответственности при неукоснительном соблюдении работодателями правил охраны труда и своевременных мероприятий санитарно-бытового, гигиенического, лечебно-профилактического, реабилитационного и иного характера. Ст. 163 ТК РФ предписывает работодателям комплекс мер для обеспечения оптимального рабочего микроклимата.
Сезонные требования к температуре в офисе
В холодные и теплые сезоны обеспечение оптимальной температуры достигается по-разному. Соответственно, и требования к микроклимату будут отличаться, равно как и мероприятия, предусмотренные СанПиНом в случае невозможности обеспечения температурного режима или его серьезных нарушений.
Чтобы не было слишком жарко
Длительное воздействие повышенной температуры особенно пагубно для работоспособности и здоровья работников. В закрытом рабочем помещении оно может усугубляться большим скоплением народа, наличием работающей офисной техники, а также соблюдением специального дресс-кода.
В связи с этим законодательно установлены оптимальные значения температуры и допустимый максимум в жаркий период года. Для офисных работников они составляют 23-25°С при относительной влажности в 40-60%. Допускается повышение температуры до 28°С.
Превышение летней температуры в офисе
Если столбик термометра внутри офиса отклонится от оптимума больше чем на 2°С, работать становится значительно труднее. Работодателю придется поставить для сотрудников кондиционер и обеспечить его нормальную работу и своевременное обслуживание.
Если же это по каким-то причинам не делается, работник не должен безропотно терпеть изнуряющую жару, еще и пытаясь при этом соответствовать профессиональным требованиям. Санитарные нормы разрешают работникам с полным основанием сократить стандартный восьмичасовой рабочий день, на который и рассчитаны температурные требования:
К СВЕДЕНИЮ! Многие сотрудники отмечают негативное воздействие кондиционера, сравнимое по вреду с жарой и духотой. Те же требования СанПиНа, наряду с температурой и влажностью, ограничивают скорость движения воздуха в помещении, которая не должна выходить за диапазон 0,1-0,3 м/с. Отсюда следует, что работник не должен находиться под струей дующего кондиционера.
Холод – враг работы
В слишком холодном помещении никакая работа не спорится, особенно офисная, когда тело не может согреть себя движением. Если для некоторых категорий производственных рабочих допустимо понижение температуры окружающей среды до 15°С, да и то кратковременное, для «белых воротничков» это недопустимо.
В холодный период года внутри помещений должно быть соблюдено комфортное значение температуры – 22-24°С. Допустимы колебания нормы до 1-2°С, а кратковременно в течение рабочего дня столбик термометра может «скакать» на 3-4°С.
Что делать, если в офисе холодно
Персонал должен провести на работе все 8 часов, только если температура не упадет ниже 20°С. Каждый следующий шаг в сторону холода правомерно снижает продолжительность пребывания в недостаточно отапливаемом помещении:
Особенности температурных замеров
Поскольку продолжительность работы зависит от температурной составляющей, колебания которой всего в 1°С так сильно влияет на эффективность работы, нужно соблюдать точность измерений.
При недобросовестном отношении работодателей или сотрудников может возникнуть соблазн завысить или занизить истинные значения температурных показателей. Ошибки возможны также и при неточных приборах и неправильном их размещении.
Чтобы избежать осложнений с определением температуры воздуха, законодательные нормы обязывают помещать термометр на расстоянии ровно 1 метра от пола.
Ответственность работодателя за несоблюдение требований офисного микроклимата
Если начальство не хочет выполнять своих обязанностей по обеспечению персонала оптимальными условиями для работы, например, не устанавливает необходимый в жаркое время кондиционер либо обогреватель в холодный сезон, работники не должны терпеть его произвол из страха увольнения. После обращения в санитарно-эпидемиологическую службу организацию постигнет проверка, и если претензии подтвердятся, административной ответственности не избежать.
Помимо неизбежных требований по устранению нарушений, нерадивому работодателю выпишут серьезный штраф в размере 10-12 тыс. руб. А если он вовремя не исправится, то его деятельность могут остановить на 3 месяца (ст. 6.3. КОАп РФ).
Управление климатом в коллективе
Хотелось ли вам работать в коллективе, который решает творческие и не стандартные задачи, где сотрудники доброжелательны, улыбчивы и креативны, где они удовлетворены работой, где стремятся быть эффективными и успешными, где царит дух настоящей команды, которая сама и непрерывно развивается?
Конечно, да.
Мы занимаемся вопросами управления, организации труда и HR. Наша специализация – команды и компании, создающие интеллектуальный продукт. И наши клиенты хотят работать именно в таких коллективах, создавать такие команды и управлять именно такими компаниями.
Еще и потому, что у таких компаний больше операционная эффективность, прибыль на сотрудника и больше шансов на победы в конкурентной борьбе. Еще такие компании называют бирюзовыми.
И вот с чего мы начинаем.
Мы часто начинаем с вопросов про управление рабочей средой.
Концепция проста: есть факторы, мешающие работе – их надо постепенно нивелировать, есть факторы, способствующие работе – их надо включать и постепенно активизировать.
Ключевое слово – постепенно. Шаг за шагом. Системно.
Подробности под катом.
Конечно, мы знаем про канбан, дашборды, KPI, проектное управление и SCRUM.
Но есть базовые факторы, которые быстрее, проще и дешевле приблизят нас к доброжелательности, креативности и эффективности команды и компании.
Разумеется, не отменяя SCRUM.
Итак, вопросы про управление рабочей средой.
Вопрос первый. Что с микроклиматом?
Нет, не в коллективе. А с физическими и химическими характеристиками воздуха в офисе?
Проблема в том, что в хороших и очень хороших офисах обычно Москвы тепло, сухо и мало кислорода. Почему? Культуральная привычка или таковы типовые настройки системы вентиляции и кондиционирования, или особенности климата, когда 9 месяцев в году работает либо отопление, либо кондиционер.
Рассмотрим подробнее. Температура воздуха.
Нормальная, стимулирующая активную мозговую деятельность, температура – до +21С.
Типовая офисная температура – выше +23С – идеальна для засыпания, но не для работы.
Для сравнения: в офисах Шанхая, Сингапура, ОАЭ и т.д. по нашим меркам довольно прохладно – менее +20С.
Относительная влажность воздуха.
Типовая офисная влажность, особенно при работе кондиционера или отопления – менее 50%.
Нормальная для здорового человека: 50-70%.
Почему это важно? При пониженной влажности в дыхательных путях изменяется реология слизи (она подсыхает), снижается местный иммунитет и – следовательно – растет восприимчивость к респираторным инфекциям.
Один увлажнитель в кабинете сохраняет не менее одной рабочей недели, проведенной в борьбе с ОРВИ (в пересчете на год).
Про углекислый газ. При росте концентрации углекислого газа ЦНС человека постепенно угнетается и он как бы засыпает. Почему его много в офисах? Потому что проветривание и кондиционирование – разные вещи. И первое часто не работает.
Вопрос второй. Вода.
Водно-солевой баланс – это очень значимый фактор функционирования мозга и всего организма. 80% капельниц, которые ставят в больницах мира – это водно-солевые растворы. И помогает.
В большинстве офисов есть питьевая вода, хотя и не всегда.
Но есть нюансы. Психологические и культуральные.
Представьте: кулер находится в соседнем кабинете, в пяти метрах.
Это проблема? Да.
Люди, сидящие около кулера, считают воду «своей», вследствие генетически обусловленной привычки защищать свой источник от посторонних. Поэтому поход за пять метров – это стресс и для жаждущего, и лишняя причина агрессии для «хранителей». И так начинается противостояние отделов, генетически-обусловленное.
Культуральный нюанс. В России не принято пить воду. Человек, пьющий воду, вызывает пристальный интерес: с ним что-то не так. Пить чай, кофе – нормально. Воду – нет.
Однако кофе и чай обладают явным диуретическим эффектом – то есть эффективно выводят воду из организма. В результате: чем больше кофе без воды – тем хуже работает мозг. Хотя американские и европейские привычки носить воду с собой не только на фитнес, но и на совещания – постепенно приживаются.
Вывод: вода должна быть в свободном доступе для всех и без «хранителей».
Вопрос третий. Где у вас можно поесть?
Тема настольно очевидна, насколько плохо решаемая.
Не хочется вдаваться в особенности здорового питания, но тезисы, с которыми согласны большинство специалистов, таковы:
Типовое московское «решение» выглядит так: в 15 минутах есть кафе/столовая/ресторан, где есть бизнес-ланч и очереди. В офисе есть «печеньки» и сладости, и то, что сотрудники принесли с собой. Но есть на рабочем месте нельзя, а позавтракать и поужинать – негде.
Сравниваем «типовое решение» с тезисами выше. Не бьется.
Исследования компании Гугл однозначно говорят: доступ к здоровой еде в пределах 150 футов от рабочего места – фактор, значимо повышающий удовлетворенность и работоспособность персонала.
Добавим из российского опыта: заказ еды на пару сотен рублей на сотрудника в день (без учета корпоративных скидок) дает прибавку в час-полтора к их, сотрудников, активной деятельности.
Know-How. В одной российской ИТ-компании завтрак переставал подаваться ровно в 9-50 утра, а ужин начинался ровно в семь. Очевидно, как это повлияло на дисциплину.
Вопрос четвертый. Вы видите солнце?
Пример: Сколково, Технопарк.
Образец и эталон офисного и инновационного дизайна.
Однако в половине офисов окна выходят в крытый атриум.
И четверть года половина работников в Технопарке не видят солнца утром (еще не взошло), вечером (уже зашло) и днем (если не курят).
Почему это важно? Отсутствие солнца – недостаток мелатонина. Самые быстрые проявления: снижение активности, самооценки, настроения и развитие дисфории.
Вывод: закрытые балконы, веранды и крыши – мешают производительности. А вот прогулки в обед – вполне себе ее повышают.
Кстати, у вас можно ходить?
По кабинету, по коридору, по улице? Можно ли вставать на совещаниях?
Это вопросы не только про физическую форму.
За инсайты, озарения, интуицию и творчество отвечают «кинестетические» участки мозга, те же, что и за движения.
Грубо говоря: в движении «поймать идею» сильно проще, как и «утилизировать» лишние гормоны стресса.
А можно ли двигать рабочий стол?
Меняться местами без санкции руководства?
Сидеть не за столом, а где-то еще?
Здесь работает такой феномен: изменение точки зрения на офисное пространство – часто меняет точку зрения на предмет мышления. А вид на горизонт – лучше вида в стену: смотрение в стену редко приводит к глобальным мыслям.
А можно ли сидеть так, чтобы не было никого за спиной?
Кто-то за спиной – повышает тревожность и приближает выгорание.
И от этого не уйти – опять же генетически обусловлено.
Так уж важно видеть монитор сотрудника, если у него есть мобильный?
Здесь мы приближаемся к понятию «персонификация рабочего места».
Персонифицированное рабочее место (или кабинет), украшенное игрушками, амулетами, книжками, постерами и тремя мониторами – это признак вовлеченности и развития work-life баланса. А чистые и аккуратные столы – наоборот.
Одной строкой упомянем про шум.
Вот нормативы: https://base.garant.ru/4174553/. Смотреть надо Таблицу 2.
Последний вопрос. А на работе можно спать?
Пока еще звучит провокационно. Но не всегда и уже не везде.
На эту тему будет отдельная статья по материалам нашего специального исследования.
Итак, вот 7 главных факторов, определяющих рабочую среду:
1. Воздух.
2. Вода.
3. Еда.
4. Солнце.
5. Мобильность.
6. Персонификация рабочих мест.
7. Уровень шума.
Решение этих простых и «бытовых» вопросов часто достаточно для повышения доброжелательности, отзывчивости, развития «командного духа» и хорошая основа для начала внедрения чего-нибудь замечательного, например, PRINCE2.
Управление рабочей средой, как системный процесс.
Концепция проста: есть факторы, мешающие работе – их надо постепенно нивелировать, есть факторы, способствующие работе – их надо включать и постепенно активизировать.
И есть практически универсальный и системный механизм:
Про экономику затрат. Решение любой из описанных проблем приводит к росту производительности труда и отдаче, которая в разы больше, чем затраты на реализацию. Все это – чрезвычайно привлекательные с инвестиционной точки зрения проекты.
И лидеры рынка и индустрии вполне доказали это.
Офисный климат-контроль
Поддержание оптимального микроклимата – важная составляющая современного офиса, которая помогает создать комфортные условия для сотрудников компании. Портал Officemaps.ru выяснил у экспертов, насколько популярны системы климат-контроля на российском рынке офисной недвижимости, какие решения внедряются и как влажность и температура воздуха влияют на производительность труда.
Климат-контроль в российском офисе
«Системы климат-контроля, то есть системы согласованного управления такими показателями, как температура воздуха, влажность и так далее, сегодня пользуются нарастающей популярностью, – отмечает Вадим Казберов, операционный директор компании City&Malls PFM. – Более того, для бизнес-центров класса А наличие таких технологий является обязательным требованием. Климат-контроль не только обеспечивает сотрудникам комфортные условия для работы, но и напрямую влияет на имиджевую составляющую компании». С этим мнением соглашается Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert: внедрение систем климат-контроля – один из важных этапов по обустройству офиса, о котором задумываются все компании. Эксперт также добавляет, что установка систем климат-контроля является одним из основных инженерных решений, внедряемых в офисе.
Тем не менее нельзя сказать, что сегодня использование систем климат-контроля – это общая для всех российских офисов тенденция. С точки зрения Вадима Казберова, на сегодняшний день есть факторы, которые тормозят повсеместное внедрение климат-систем. «Это не только их высокая стоимость, но и тот факт, что для оптимального результата они должны быть заложены еще на этапе проектирования здания. Если же говорить о реконструируемых помещениях, далеко не все идеи можно реализовать», – рассказывает эксперт.
Климат-контроль: воздействие на эффективность человека
Эксперты сходятся во мнении, что климатическая среда в офисе оказывает воздействие на производительность работников. «Микроклимат в офисе напрямую влияет на работоспособность сотрудников, думаю, это понимают руководители всех компаний, – отмечает Вадим Казберов. – Гигиенические стандарты, при соблюдении которых человек может эффективно работать, подразумевают температуру воздуха 20-24 градуса, влажность в районе 55%. Если их нарушать, эффективность работы персонала заметно снижается. Следовательно, сотрудники будут чаще отсутствовать по болезни, совершать больше ошибок и тратить больше времени на выполнение повседневных задач».
Михаил Турецкий также соглашается и добавляет: влажность воздуха в помещении также важна. «Комфортный для человека уровень влажности находится на уровне 50-60%, в зимний период времени он может падать до 20%, что вызвано запуском систем отопления, постоянно закрытыми окнами в помещении, работой вентиляционных систем. Столь серьезные перепады сразу ощущают на своем состоянии сотрудники – возникает чувство дискомфорта, что, конечно, скажется и на их работоспособности, – комментирует Михаил Турецкий. – Кроме того, резкие перепады влажности могут оказать влияние и на состояние отделочных материалов или мебели из натуральных материалов. Во избежание таких ситуаций в системы климат-контроля устанавливаются специальные увлажнители, принцип работы которых может быть автоматизирован или будет реагировать в соответствии с установленным режимом, поддерживая показатель влажности на определенном уровне».
Какие решения климат-контроля внедряются в современных офисах
Система климат-контроля подразумевает управление такими составляющими как вентиляция, кондиционирование, отопление, фильтрация и увлажнение воздуха. Вадим Казберов замечает, что климат-системы для разных типов офисов отличаются, как правило, системами кондиционирования. «Так, в коворкингах и open space часто используются кассетные и канальные кондиционеры, поскольку они оптимально подходят для больших помещений. Для небольших коридорно-кабинетных офисов подходят мульти-сплиты, а если компания нуждается в помещениях разного типа, хорошим решением будет мультизональная VRF или VRV–система. Если же речь идет об обслуживании всего бизнес-центра, часто применяются системы типа чиллер-фанкойл. Среди их плюсов – большая длина трасс и нечувствительность к перепадам высоты», – рассказывает Вадим Казберов.
Михаил Турецкий соглашается с коллегой и добавляет: «Самые недорогие системы климат-контроля имеют ручное управление, автоматические системы – более дорогие, но исключают необходимость постоянного регулирования системы силами человеческих ресурсов: умная система сама реагирует на изменения температурного режима и уровня влажности. Но второй вариант требует больших инвестиций и более сложный вариант с технической точки зрения», – резюмирует Михаил Турецкий.
В ближайшем будущем, по прогнозам экспертов, коренных изменений в системах офисного климат-контроля не произойдет: будут совершенствоваться существующие климат-решения с помощью автоматизации и зонирования.
Как добиться комфортной температуры в офисе?
Как и во всяком офисе, в нашем постоянно идет борьба между теми, кому холодно, и теми, кому жарко. В моем случае побеждают всегда первые.
Я работаю в большой компании, которая снимает пятиэтажный офис в центре города. В здании центральная вентиляционная система, и примерно через каждые 10 посадочных мест — у нас опенспейс — установлены пульты контроля, где каждый сотрудник может поставить кондиционер на охлаждение или обогрев. Эти же пульты показывают текущую температуру в помещении.
Сотрудники, которым холодно, постоянно их отключают. А зимой вообще ставят на обогрев, что еще хуже. И все бы ничего, но температура в офисе иногда доходит до +28 °C. А один раз я зафиксировала +30 °C. Окна открывать нам запрещено: это может навредить вентиляции да и летом, например, не особо спасает. А сотрудники, которые сидят у окон, все равно против.
Работать в таком помещении просто невозможно: мало того, что жарко, так еще и невообразимо душно. К 3—4 часам дня у меня начинает жутко болеть голова и порой подташнивает. Моя работоспособность падает, трудно сконцентрироваться.
Мирно договориться не получается: коллеги не хотят даже на 10 минут включать кондиционер.
Сейчас я уже почти год работаю на удаленке, но от одной мысли, что придется возвращаться в офис и снова это терпеть, впадаю в ужас. Подскажите, пожалуйста, могу ли я повлиять на ситуацию, не поссорившись со всеми, и какие у меня есть в этом плане права? Или, как говорят коллеги, «придется подстроиться»?
По закону вы имеете право на комфортную температуру в офисе. Есть даже государственные санитарные правила — они устанавливают оптимальную температуру в рабочем помещении в зависимости от времени года и категории работ. Эти показатели — норма, которая не зависит от личных ощущений сотрудников.
За микроклимат в офисе отвечает работодатель. Поэтому если не получается договориться с коллегами по поводу кондиционеров и вентиляции, обратитесь к руководству. Если руководитель не разрешит конфликт и не наладит «погоду», можете прекратить работу, жаловаться в трудовую инспекцию или Роспотребнадзор. Понимаю ваше желание не ругаться с коллегами, поэтому о радикальных решениях расскажу в последнюю очередь.