Как концентрироваться и не отвлекаться
Как научиться концентрировать внимание и не отвлекаться
Внимание — это сосредоточенность мыслей на чем-то значимом. Удерживать интерес на чем-то одном продолжительное время не так уж просто. Чтобы не отвлекаться на бессмысленные вещи, необходимо учиться концентрировать своё внимание. Для этого его нужно тренировать, как мышцы в спортзале.
Концентрации может научиться любой человек, просто этим нужно заниматься постоянно. Рассеянность и невнимательность могут привести к проблемам на работе, в семье и в отношениях.
Что такое концентрация внимания
Концентрация внимания — это своеобразное погружение в процесс или ситуацию. Например, когда читаешь интересную книгу, то погружаешься в неё полностью, не замечаешь времени и происходящего вокруг.
Для качественной концентрации внимания нужен интерес. В жизни бывают ситуации, когда не хочется что-то делать, но нужно. Например, в учёбе или в работе. Просто необходимо выучить весь курс лекций за семестр в ночь перед экзаменом, доделать месячные отчёты на работе точно в срок. Но внимание распыляется на фильм, идущий по телевизору, на телефонные разговоры, срочно хочется выбрать отель для отпуска или новую кофточку в интернет-магазине. Чтобы не отвлекаться на посторонние вещи, нужно учиться контролировать своё внимание.
Что мешает сконцентрироваться
Если у человека совершенно нет интереса и мотивации к занятию, то он будет максимально откладывать задачу. А также лень и безделье могут мешать концентрироваться. Чем дольше человек откладывает дело на потом, тем сложнее ему даже начать выполнять задание. Нужно учиться мотивировать себя и контролировать. Самоконтроль поможет всё делать вовремя, не откладывать срочные задачи на последний момент.
На работе отвлекающими факторами могут быть коллеги, социальные сети, всплывающие рекламы на всех сайтах. Дома часто отвлекают муж, дети, хлопоты по дому. Стирка, уборка, глажка, готовка — всё это значительно мешает сосредоточиться на чём-то одном.
Нужно учиться абстрагироваться от внешних факторов и погружаться в задачу, которой занимаетесь. Многим помогает тишина, но в современном мире крайне трудно найти тихое место, где тебя бы никто не трогал. Лучше учиться работать в тех условиях, которые даны, подстраиваться под окружающую среду.
Как концентрироваться и не отвлекаться
Нас постоянно что-то отрывает от работы: электронная почта, звонки, разговоры коллег и даже наши собственные мысли. Как в этих условиях сконцентрироваться на важных задачах, защитить себя от информационной усталости и правильно распределить время? Предлагаем 10 советов, которые помогут вам справиться с отвлекающими факторами и стать продуктивнее.
Первое правило: концентрируйтесь только на одном деле. Мы все часто отвлекаемся, потому что современное общество предъявляет к нам нереальные ожидания. От нас хотят, чтобы мы без остановки потребляли океаны информации. Мы должны быть для нее постоянно доступными. Многие реагируют на этот тревожный рост требований, распределяя внимание на несколько задач сразу. И такой подход не приносит нам добра.
Мы страдаем от сложившегося в корне неверного стереотипа: мол, делать одновременно несколько дел необходимо, чтобы справляться с грузом современных проблем. Но тактика многозадачности обычно заводит в тупик.
Нам сложно сосредоточиться. Наше внимание разбросано. Мы становимся невежливыми. Снижается наша производительность. Мы утрачиваем контроль над окружающей действительностью. Мы притворяемся, что успеваем делать многое. Почему же мы притворяемся? Потому что наш мозг не способен с полной отдачей работать над более чем одной задачей единовременно. Это подтвердит любой нейрофизиолог.
Бессмысленные переживания по поводу уже произошедших событий или безосновательные тревоги о будущем — главные и неутомимые расхитители нашего времени. Мешают нам и мысли о том, что скажут окружающие.
Первый шаг на пути к преодолению всех этих помех — достижение полной осознанности. Заметьте про себя, вокруг чего крутятся ваши мысли. Это какая-то конкретная «заноза» из прошлого? Или у вас сформировалась привычка беспокоиться о тех поворотах, которые могут ждать вас в будущем?
Напомните себе, что такие мысли не только бесполезны, но и контрпродуктивны: они мешают нам присутствовать «здесь и сейчас». Мы не способны изменить прошлое, предсказать будущее или установить контроль над другими людьми. В данный конкретный момент мы можем только сосредоточиться на решении конкретной задачи, что внесет свой позитивный вклад в нашу жизнь, нашу работу и действительность, которая бурлит вокруг нас.
Когда мы пытаемся запомнить все дела, которыми нам предстоит заняться в обозримое время, это зачастую превращается в дополнительную стрессовую нагрузку. Но если мы переносим список задач на бумагу, то снимаем с себя бремя опасений, что можем что-то забыть.
Человек способен одновременно удержать в памяти Составление списка позволяет высвободить мыслительные ресурсы для того, чтобы сконцентрироваться на одной конкретной задаче и не отвлекаться на тревожные мысли о других обязанностях.
При использовании списков мы можем рассортировать и структурировать кажущуюся неподъемной гору задач, сосредоточиться на самой актуальной из них и добиться максимальной эффективности.
Марк Твен однажды сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади. Ваша «лягушка» — это самая большая и самая важная работа, та, которую вы чаще всего откладываете в долгий ящик. Однако именно она в настоящий момент положительным образом повлияет на ваши достижения, а главное — на вашу жизнь.
Первое правило поедания лягушек: из двух предложенных нужно начинать с наиболее гадкой.
Иначе говоря, если вам нужно выполнить две важные работы, начинайте с более масштабной, сложной и самой главной. Приучайте себя браться за дело без промедления, доводить его до конца и лишь затем переходить к другому.
Чтобы уменьшить соблазн отложить выполнение задачи, каждая активная фаза работы по проекту должна занимать не более 25 минут.
Эта техника предполагает разбиение задачи на периоды, окончание которых отслеживается при помощи таймера. Каждый такой период сопровождается коротким перерывом. После четырех периодов работы следует более длительный перерыв.
Техника особенно эффективна при необходимости заниматься тем, что совсем не хочется делать. Когда мы знаем, что будем трудиться над задачей 25 минут, а как только прозвонит таймер, сможем отвлечься, выполнять работу становится психологически легче.
Вы должны создать для себя позитивную рабочую обстановку, которая способствует продуктивной деятельности. Исключите все возможные помехи. Если вам с трудом дается работа над каким-то проектом или задачей, отвлекающие факторы станут для вас лишь предлогами, чтобы прерваться.
Интернет, коллеги, всегда готовые поболтать с вами, телефонные звонки, всплывающие извещения об электронной почте — все это способствует тому, что вы начинаете откладывать работу. Исключите все отвлекающие факторы, по крайней мере на 25 минут, и займитесь делом.
В большинстве рабочих коллективов невозможно не отвлекаться. Сложно вернуться к нужному курсу, если разговор, которым вас прервали, выходит из-под контроля и вы не понимаете, когда он закончится. Поэтому вы должны сразу же установить рамки времени. Лучший способ это сделать — огласить то, чем вы сейчас занимаетесь, направляющемуся к вам человеку, а потом задавать целенаправленные вопросы. Вот несколько примеров:
«Я как раз пытаюсь расчистить свою почту. Ты ненадолго ко мне или стоит назначить встречу на другое время?»
«Мне надо сделать несколько телефонных звонков. Ты хочешь обсудить что-то конкретное или мы можем поговорить позже?»
«Я собираюсь на совещание примерно через пять минут. Можешь кратко рассказать мне свою проблему за полминутки или лучше я позвоню тебе после совещания?»
Почему мы соглашаемся на обед с приятелем, хотя заняты важным проектом? Берем на себя дополнительные обязанности по просьбе шефа, несмотря на то, что собирались уделять больше времени семье? Приходим на помощь соседу, даже если это мешает нашим планам? Все просто: мы боимся подвести людей или испортить отношения.
Но мы забываем, что у нас есть право выбора. Не стоит превращать собственную жизнь в хаос, без конца решая чужие проблемы. Говорите «нет» — и люди начнут ценить ваше время. А вам не придется каждый раз сожалеть о своей сговорчивости.
С сегодняшнего дня постарайтесь на все незначительные и «проблемные» просьбы говорить нет, а освободившееся время используйте для выполнения более важного задания. Отказывайте однозначно, но вежливо. «Я польщен тем, что вы думали обо мне, но боюсь, что загрузка не позволяет» или «Я бы очень хотел, но я ужасно занят». Такие формы отказа позволят вам и сохранить теплые отношения с собеседником, и избавиться от ненужных мелких задач, которые «засоряют» ваш день.
Делать одно и то же день за днем может ужасно наскучить. Устав от монотонности, мы начинаем отвлекаться при каждом удобном случае. Чтобы этого избежать, разработайте разные режимы для разных дней недели.
Именно так поступает Джек Дорси, создатель компании Twitter. Каждый его день имеет определенную тему. Понедельник предназначен для проведения совещаний и управления компанией. Вторник отведен под разработку продуктов. Среда посвящена маркетингу, коммуникациям и развитию, а четверг — общению с разработчиками и партнерами. Пятница — день компании и ее культуры.
Такой распорядок помогает сохранять спокойствие посреди хаоса. Ежедневно Дорси сосредоточивает все свои усилия на одной теме, а не распыляет их на несколько задач. Его рабочая неделя всегда проходит по таким правилам, поэтому коллегам и партнерам легко приспособиться к нему.
Составьте расписание, в какое время вы будете ежедневно открывать свою электронную почту. Для большинства людей оптимальный вариант, меньше всего мешающий их рабочему процессу, — проверять входящую корреспонденцию четыре раза в день и выделять не более 15 минут на каждую «сессию».
1. Первым делом с утра. Большинство людей начинают свой рабочий день с проверки электронной почты, чтобы убедиться, что не пропустили что-то срочное.
2. Перед обеденным перерывом. Время обеда — вполне естественная пауза в вашей деловой активности; чтобы сделать это время более продуктивным, можно проверить электронную почту.
3. Середина второй половины дня. Это еще одна естественная пауза, когда вам нужно сделать перерыв или вы собираетесь уходить на деловую встречу.
4. Конец рабочего дня. Если вы максимально освободите папку входящей корреспонденции, прежде чем покинете рабочее место, то на следующее утро сразу перейдете к просмотру новых сообщений.
Как сосредоточиться на работе: 6 эффективных способов
«Всякий раз, когда вы хотите чего-то добиться, держите глаза отрытыми, сконцентрируйтесь и убедитесь, что вы точно знаете, чего хотите. Никто не может попасть в цель с закрытыми глазами», — Пауло Коэльо.
Когда работы невпроворот, а кроме нее еще целая куча других обязанностей, умение правильно сосредоточиться на самом важном в данный момент – достаточно ценное качество, владение которым поможет вам добиться колоссальных результатов в любой сфере многообразной жизни.
Порой бывает действительно сложно на чем-либо сосредоточиться, даже если прилагать к этому максимум усилий. Вот почему умение концентрировать внимание на конкретном задании не только полезно, но в некоторых случаях и просто необходимо (см. «Как бороться с нежеланием работать»).
Как научиться быстро и полностью сосредотачиваться на работе
1. Осознайте вашу цель
Это действительно крайне необходимо для того, чтобы не происходило рассеивания вашего внимания на массу всевозможной, но поистине бесполезной информации, которая непрерывно и ото всюду поступает в мозг. Цель должна быть абсолютно конкретной, ощутимой и видимой (см. «Как выглядит эффективно сформулированная цель»). Кроме того, она должна находиться в вашем мозге постоянно, резко обозначиваясь в случае, если вы вдруг о ней на время забываете. Это постоянное чувство цели является мощнейшим мотиватором, который способен побудить вас приложить максимум собственных усилий, чтобы достичь ее в реальности.
А чтобы все действия, направленные на ее достижение, были действительно эффективными, и никакие посторонние факторы не могли вас отвлечь от самого главного, нужно периодически представлять себе все, что произойдет после ее достижения.
2. Цель должна быть максимально реалистичной
Это очень существенно, потому что невозможность сосредоточиться обусловлена именно нереальностью и расплывчивостью задачи. Кроме того, на труднодостижимой и неконкретной цели практически невозможно сконцентрироваться, а это значит, что достичь ее будет практически невозможно. Реальная цель способна постоянно держать вас тонусе, потому что вы в любой момент при желании можете определить, на каком именно этапе по пути к ней вы теперь находитесь. А это ощущение является сильнейшим мотивом для направления всех усилий на то, чтобы максимально приблизить ее достижение.
3. Установите определенные обязательства
Для начала это могут быть конкретные временные рамки, но если вы вдруг реально осознаете, что по каким-то достаточно объективным причинам не можете уложиться в срок, то нужно обязательно «договориться с собой», что поставленная задача все равно должна быть решена. Достаточно сложно добиться положительного результата, если у вас появится нехорошая привычка бросать работу на половине пути.
4. Научитесь задавать нужный темп рабочему дню
Стремительное начало с самого утра разворачивает работу в нужное деловое русло. Для этого необходимо приступать к выполнению рабочих задач сразу же, как только вы приходите в офис. Не отвлекайтесь на ненужные мелочи. Запомните одно важное правило: быстрое эффективное начало повлечет за собой действительно продуктивный день.
5. Умейте делать перерывы
Давно доказано, что реальная продуктивность труда проявляется определенными циклами:
Вот почему целесообразно делать небольшие десятиминутные перерывы между циклами трудового процесса. Такая смена труда и отдыха позволяет в течение дня поддерживать собственную работоспособность на действительно высоком уровне (см. «Как поддерживать работоспособность на рабочем месте»).
Бездумное погружение в работу без отдыха истощает силы и также непродуктивно, как и постоянное расслабленное состояние. Перестройтесь на эффективный режим работы, в котором часовая интенсивная занятость сменяется десятиминутным перерывом, и вы увидите, насколько продуктивнее вы стали работать.
6. Тренируйте собственную остроту чувств
Этого можно добиться стабильными упражнениями на совершенствование определенных чувств, а в результате вы поймете, что это очень полезный навык, который помогает в нужный момент сосредоточиться. Займитесь тренировками слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса самыми разными средствами и способами, и вскоре вы заметите, что можете безошибочно определять различные ароматы или ощущения.
Упражнения, которые вы для этих целей можете выполнять абсолютно всюду, где бы вы в данный момент ни находились, помогут вам научиться концентрироваться на элементарных деталях, а затем перейдут в устойчивый навык.
Что способно помешать вовремя сосредоточиться
1. Различные посторонние звуки
Окружающий шум – действительно раздражающий внешний фактор, который способен свести на нет все усилия по сосредоточению. Это может быть звук работающего телевизора и громкая музыка, и звуки с улицы. Чтобы значительно снизить воздействие этого раздражителя, нужно закрыть окно или всего лишь перейти в другую, более тихую комнату.
Если причиной невозможности сконцентрироваться являются другие люди, которые находятся вместе с вами в одном помещении, то не стесняйтесь попросить их говорить тише или же вовсе соблюдать тишину. Просто объясните, что вы заняты серьезным делом, выполнение которого требует от вас особого внимания. А если вы научитесь сосредотачиваться в аналогичном месте с повышенным шумовым фоном, то вы станете обладателем чрезвычайно редкой, но очень важной способности, о которой мечтают многие.
2. Собственный поток сознания
Постоянный внутренний диалог во время работы, которая требует полной сосредоточенности, – достаточно раздражающая и отвлекающая вещь. Ненужные в данный момент тревожные мысли мешают концентрироваться на выполняемой работе, а чтобы избавиться от этого процесса, нужно просто «прокрутить» в голове, а затем какое-то время думать исключительно о поставленной цели. Это поможет вам настроиться на нужный результат и выполнить свою задачу быстро и правильно. Старайтесь постоянно держать перед глазами цель – это поможет сосредоточиться и не отвлекаться на другие посторонние проблемы.
3. Интернет-раздражитель
Как часто перед самым началом работы или непосредственно во время ее выполнения, так и хочется отвлечься на новости всемирной паутины и тем самым значительно оттянуть тот момент, когда вам все-таки придется вернуться в обычную рутину. Порой вроде бы минутная проверка личной почты или новостей в соцсетях затягивается до получаса, а то и более потерянного времени.
Отличным выходом в подобной ситуации для вас станет четкое планирование своего рабочего времени. Постарайтесь расставить приоритеты, которые полностью отражают ваши цели, а также последовательно распишите все этапы выполнения конкретной работы.
Договоритесь с собой об ограничении времени посещения интернет-сайтов, которые не относятся к вашей работе, лучше всего это делать до начала работы или непосредственно в перерыв. Поймите одно: периодически отвлекаясь на соцсети, вы отдаляете достижение необходимого результата, потому что каждое последующее вливание в нужный деловой темп потребует до пятнадцати минут рабочего времени. Не хватайтесь за массу дел одновременно, умейте правильно определять и выставлять приоритеты – это поможет вам лучше всего сосредоточиться на вашей работе.
4. Негативное настроение
Как часто для оправдания собственного бездействия, люди начинают рассказывать о неважном самочувствии или об отсутствии рабочего настроя. Чаще всего это обычные отговорки, которые оправдывают вашу лень в собственных глазах. Гоните прочь подобные мысли, постоянно думайте о результате и об установленных сроках вашей работы. Эти мысли помогут вам действительно активно трудиться и быть в позитивном настроении.
5. Освещение на рабочем месте
Оно должно быть достаточно ярким, чтобы стимулировать вашу рабочую деятельность. Если освещение чрезмерно тусклое, то ваши глаза в процессе работы будут быстро уставать, а это в итоге приведет к рассеиванию внимания на общее недомогание. Старайтесь выбирать лампу с достаточно мягким неагрессивным светом, такую, которая подойдет именно вам. Имейте в виду, что хорошее освещение – это залог качественного выполнения дел.
6. Разумная и продуманная организация рабочего места
Не стоит выбирать чрезмерно большое и мягкое кресло или же диван, поскольку подобная мебель способствует расслаблению на рабочем месте. Гораздо лучше подойдет офисный стул – он обеспечит комфортную посадку и позитивное рабочее настроение. Постарайтесь так организовать место своей работы, чтобы условия были достаточно удобными, а необходимые предметы располагались на доступном расстоянии.
На самом деле, в реальности сосредоточиться на самом важном – это не просто волевое усилие. В этом могут помочь многие внутренние и внешние факторы, а некоторые из них, напротив, способны надолго и прочно отвлечь от процесса. Но концентрироваться и сосредотачиваться можно научиться, эти важные навыки помогут вам добиваться поставленных целей действительно эффективно и в достаточно короткие сроки. А желание научиться чему-либо зависит исключительно от вас.
Как сосредоточиться на одном деле и не отвлекаться: самые эффективные способы
Сегодняшний мир как никогда насыщен отвлекающими наше внимание факторами. В бешеном ритме жизни нам редко выпадает шанс остановиться и тщательно взвесить то или иное решение, сделать по-настоящему осознанный выбор. Как сосредоточиться на собственных мыслях, когда вокруг такое обилие красок, звуков, вкусов?
Однако далеко не всегда проблема заключается в окружающей нас среде, хотя ее роль имеет действительно большое значение. Проблема с концентрацией внимания может быть связана и с другими факторами. В этой статье мы подробно расскажем вам о том, что влияет на нашу способность концентрироваться и как сделать так, чтобы удерживать внимание на одном деле, ни на что не отвлекаясь. Приведенные здесь способы прекрасно подойдут для любого вида задач и будут полезны как в работе и учебе, так и в любом виде творчества, хобби.
Для начала мы расскажем вам об основных факторах, которые могут нам мешать сосредоточиться на одной конкретной задаче.
Состояние здоровья
Ни для кого не секрет, что качество и продолжительность ночного сна напрямую влияют на наше внимание. Однако не многие знают, что избыток сна так же вреден, как и его недостаток. И в том и в другом случае мы чувствуем себя разбитыми и вялыми, и ни о какой сосредоточенности не может быть и речи. Каждому человеку требуется свое количество часов для полноценного сна. В целом он должен быть не меньше семи часов. Попробуйте наблюдать за своим состоянием, а определив, какая продолжительность сна идеальна лично для вас, придерживайтесь ее на регулярной основе.
Питание также играет не последнюю роль. Вы наверняка замечали, насколько трудно сосредоточиться, когда мы переедаем или, напротив, испытываем голод. И то и другое негативно сказывается на здоровье организма, что, в свою очередь, пагубно влияет на мозг. Начинает страдать не только внимание, но и память. Старайтесь максимально разнообразить свой рацион, каждый день потребляя достаточное количество белка, клетчатки, углеводов. Не избегайте сладостей, но по возможности сократите их потребление.
И наконец, стресс. Он изматывает все системы организма и нарушает их работу, что также влияет на сон и аппетит, создавая замкнутый круг. Хронический стресс способен приводить к гораздо более серьезным проблемам, в том числе с психикой. Как сосредоточиться в таком случае? Очень важно не откладывать решение своих проблем и прорабатывать их по мере поступления. Помните, что просить помощи — не признак слабости. Это лишь значит, что вы живой человек.
Многозадачность
Каким бы удивительным ни казался нам человеческий мозг, даже он имеет свои ограничения. Многозадачность — практически такой же вредоносный фактор, как и плохой сон и питание, не имеющее системы. В этом плане наш мозг очень похож на компьютер: он начинает «зависать», если было запущено много «программ» или задач. Иными словами, чем больше мы планируем сделать за один временной промежуток, тем труднее нам сфокусироваться на выполнении одной-единственной, а то и главной задачи. Следовательно, ее качество пострадает, что лишь добавит нам самим неуверенности. Как сосредоточиться, если нужно успеть многое? Об этом мы расскажем немного позже.
Рутина, однообразие и скука
Как бы вы ни любили то, чем занимаетесь день ото дня, рано или поздно вас настигнет ощущение скуки. И дело не в том, что некогда любимое дело перестало быть таковым, вызывать интерес и вдохновение. Однако при выполнении одного и того же в течение определенного времени наш мозг совершенно естественным образом переходит в режим сохранения энергии. Следовательно, фокусировать внимание становится сложнее. Обычно так происходит, когда мы «застреваем» на одном уровне сложности в рабочем процессе. Или прогресс идет, но недостаточно быстро. Как сосредоточиться при таком раскладе — расскажем далее.
Мы выяснили, что нам мешает концентрировать внимание на одной задаче. Оказывается, дело не всегда в окружающей действительности, и зачастую стоит задуматься о собственном образе жизни. Однако не стоит забывать, что все в природе взаимосвязано. То, что происходит в нашем теле и мыслях, может быть прямым отражением той среды, в которой мы живем или проводим большую часть своей жизни. И наоборот.
Наконец мы подошли к главному вопросу о том, как сосредоточиться на одном деле, не распыляясь на другие дела и заботы. Итак, с чего начать? Как направить и удерживать свое внимание на том, что действительно важно и необходимо?
Сформулируйте цель и план
Если не знаешь, куда держишь свой путь, так никуда и не придешь. Аналогичная ситуация обстоит и с любым делом: если выполнять его, не имея никакой конкретной цели, вряд ли из этого что-то выйдет. Когда мы работаем ради работы, учимся ради самого факта учебы, занимаемся творчеством ради самого творчества — это заведомо проигрышный вариант. Ведь кроме того что мы не достигаем ощутимого прогресса, вдобавок ко всему мы попусту тратим свою силу, энергию и, конечно же, время. А они, в свою очередь, бесценные ресурсы, которые при использовании их правильно помогают достигать больших успехов.
Чтобы внимание сосредотачивалось на одном и самом важном для вас деле, поставьте себе четкую, а главное, выполнимую цель. Это может быть как ближняя цель (примерно до пяти дней), так и долгосрочная (до месяца и более). Выбирайте тот вариант, который по силам лично вам. Очень полезно в таких ситуациях знать свои личностные особенности. Что вас больше мотивирует: получить результат как можно скорее или делать все постепенно, никуда не торопясь?
Кроме постановки цели составьте свой индивидуальный план выполнения той или иной задачи. Лучше всего это делать письменно. Цель, разбитая на этапы ее выполнения, кажется более достижимой и реальной. Так вы будете отчетливо понимать, что именно и в каком порядке вам необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат. Вдобавок ко всему план не даст вам забыть ничего важного, и вам не придется все держать исключительно в голове, что даст вам дополнительную энергию. Сосредоточьтесь на главном, имея перед собой четкую цель и план для ее достижения, и ваше внимание будет гораздо устойчивее.
Подготовьте рабочую зону
Обстановка, в которой мы работаем, учимся или занимаемся творчеством, задает темп всему рабочему процессу и прямо влияет на его качество. Важно подстраивать окружающую среду так, чтобы в ней было комфортно работать именно вам. Ведь все мы очень разные: кому-то для сосредоточенности необходимо, чтобы все лежало на своих местах, а кого-то вдохновляет творческий беспорядок.
Правда, зачастую большое количество предметов в рабочей зоне лишь затрудняют процесс концентрации внимания. «Не могу сосредоточиться на работе», — так часто говорит человек, обложивший себя со всех сторон канцелярскими принадлежностями, бумагами и прочими вещами, без которых, по его словам, не обойтись. Даже если так, постарайтесь максимально освободить рабочую зону, оставив лишь самое необходимое. Вы всегда можете достать из ящиков или полок все остальное. Дело в том, что большое количество вещей на рабочем месте наш мозг воспринимает как многозадачность, о которой мы говорили. Внимания начинает попросту не хватать, ведь оно распределяется на каждый близлежащий предмет.
Дополняя ответ на вопрос, как сосредоточиться на одном деле, важно сказать о пользе тишины. Даже если вам легко концентрироваться на работе в шумной обстановке, вашему мозгу все равно приходится обрабатывать информацию, которую вы так или иначе слышите. Что, в свою очередь, отнимает у вас дополнительную энергию. Позаботьтесь о том, чтобы в рабочей зоне вас не беспокоили посторонние звуки, а если это невозможно, делайте перерывы, уходя в место потише. И не забывайте проветривать рабочее помещение.
Придумайте свои правила и ограничения
Рассматривая вопрос, как сосредоточиться на учебе, работе или творческом процессе, крайне важно знать о том, что именно способно вас отвлечь. Социальные сети, мессенджеры, предложения коллег сделать перерыв на чай или просто поболтать с ними минутку-другую — все это прекрасно, но только во время действительно необходимого перерыва, о котором вы расскажем позже. Цените свой труд и уважайте собственные возможности. Например, запланируйте четкое время для проверки социальных сетей и придерживайтесь его. Если есть возможность, приобретите второй телефон, который будет исключительно для рабочих звонков и переписок.
Соблюдайте баланс труда и отдыха
Фразу «Я никак не могу сосредоточиться на работе!» часто говорят и те, кто не умеет грамотно распределять свою активность. А ведь от этого зависит не только качество вашего труда, но и ваше физическое и психологическое благополучие. Опять же здесь все очень индивидуально. Понаблюдайте за своим состоянием и определите приблизительное время, в течение которого вы можете спокойно выполнять свое дело, не чувствуя усталости, дискомфорта, раздражительности. Запомните одну важную вещь: лучше делать частые перерывы (10-30 минут), чем трудиться без остановки с единственным часовым перерывом в день. Ваше здоровье намного важнее. Старайтесь по возможности выходить на небольшую прогулку или хотя бы выглядывать в окно, чтобы насыщать мозг кислородом. Полезным будет и просто походить в помещении.
Но как сосредотачиваться на работе, если вышло так, что на полноценный перерыв просто не хватит времени? Попробуйте дыхательные техники, медитацию. Их можно проделывать, не выходя из помещения. Это оказывает положительных эффект не только на работу мозга, его память и способность к концентрации, но и на всю нервную систему. Выберите те медитативные или дыхательные практики, которые вам больше всего подходят. Их пользу вы ощутите уже в ближайшее время.
Заботьтесь о своем здоровье
На какие бы грандиозные свершения мы ни были способны, мы всего лишь люди. Как и любому живому организму, нам крайне важно поддерживать свое здоровье. Спите достаточное количество часов, следите за тем, чтобы ваше питание было полноценным и регулярным, включите в свою жизнь хотя бы минимальные физические нагрузки (зарядка, аэробика). Постарайтесь избежать переутомления, поскольку оно может иметь более серьезные последствия, чем мы привыкли думать. Переутомление может привести к эмоциональному выгоранию, повышенному риску простудных заболеваний и просто к хроническому стрессу. Заботьтесь о себе.
Более того, не стоит забывать и о важности психологического здоровья. Ставьте перед собой только реальные, посильные цели и задачи. Поддерживайте активную социальную жизнь, ведь общение с родными, друзьями, приятелями и хорошими коллегами очень полезно для нашей психики. И конечно же, старайтесь решать волнующие вас проблемы — как рабочие, так и личные — сразу же, как только они возникают. Или же в ближайшее время.
Награждайте себя
В том, как сосредоточиться на работе, учебе или творческом процессе, есть один очень важный момент, который нельзя упускать из виду. Система вознаграждений действительно имеет огромное значение. Все дело в том, что, положительно подкрепляя собственные достижения, мы лишь увеличиваем их количество в будущем, не говоря уже о том, что так нам гораздо проще достигать поставленных целей. Что важно, награждать себя стоит даже за самые незначительные, на ваш взгляд, победы.
К примеру, вы можете поощрять себя за каждый выполненный пункт в плане, о котором мы рассказывали. Это может быть что-то маленькое, но приятное: от элементарной словесной похвалы до небольшой покупки. Следовательно, когда вы достигаете самой цели, поощрение должно быть более ощутимым. Тут вы уже можете побаловать себя какой-нибудь хорошей вещью, например, одеждой, вкусным ужином в ресторане и даже поездкой в другой город или страну. Таким образом ваш мозг запоминает, что за любым, даже маленьким достижением следует что-то очень для вас приятное. В дальнейшем вам будет проще концентрироваться на поставленных задачах и, следовательно, проще их выполнять.
Не ждите вдохновения — просто начните
И последнее, что необходимо знать о том, как сконцентрироваться на работе или любой другой деятельности. Порой гораздо больше времени мы тратим лишь на то, что собираемся с мыслями. Даже если дело нам по душе и мы вполне мотивированы для его выполнения, бывает так, что нам никак не удается к нему приступить. И мы ждем подходящего момента, когда нас настигнет вдохновение. Ждем понедельника, окончания отпуска, хорошего настроения или попросту солнечной погоды.
В этой статье мы рассказали вам о том, как сосредоточиться и не отвлекаться от важного для вас дела. Теперь вы знаете о том, какие факторы влияют на способность сосредотачиваться, а также что помогает нам концентрироваться на одной задаче продолжительное время. Рабочая обстановка действительно имеет большое значение. Важно уметь тщательно создавать ее так, чтобы вам было максимально комфортно. Однако не забывайте ставить свое собственное здоровье и благополучие на первое место. Если вы пробовали все, о чем мы рассказывали в статье, и вам по-прежнему не удается сохранять концентрацию внимания, возможно, стоит серьезно задуматься о полноценном отдыхе. Иногда продолжительный и качественный отпуск — это все что нужно, чтобы вернуться в рабочий процесс собранным и активным.
Помните, что в основе нашего внимания — интерес. Занимайтесь тем, что вам действительно по душе, что вдохновляет вас на достижения и заставляет двигаться вперед, несмотря ни на что. Если вы получаете ощутимую отдачу от вашего дела (не только финансовую, но и эмоциональную), значит, вы на правильном пути. Делайте то, что вы любите, и любите то, что вы делаете. Это залог не только любого успеха, но и счастливой жизни.