Как кормили военнопленных судьба человека
М. А. Шолохов. Судьба человека
М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ «Судьба человека» стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.
Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.
Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.
Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.
В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.
А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.
Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.
Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.
Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.
Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
Рассказ «Судьба человека» — одна из самых выдающихся работ Михаила Александровича Шолохова. В своём произведении автор повествует о судьбе Андрея Соколова, прошедшего Великую Отечественную войну.
Довоенная жизнь
Андрей Соколов рассказывает, что сам он родился в Воронежской губернии в 1900 году.В Гражданскую войну был в Красной армии, в дивизии Киквидзе. В голодном 1922 году уехал на Кубань, работал на кулаков, занимаясь тяжёлым трудом, поэтому и остался жив. Его родители и сестра умерли дома от голода. Андрей остался один, родственников у него не было. Через год он вернулся с Кубани и продал жилье, переехал в город Воронеж.
Сначала он работал в плотницкой артели, а после пошёл учиться. Получил образование слесаря, трудился на заводе. По прошествии какого-то времени главный герой встретил девушку Ирину и влюбился в неё. Они поженились, позже обзавелись тремя детьми — двумя дочерьми и сыном.
Соколов отзывается о жене очень хорошо, отмечает доброту её души, спокойный нрав, покладистый характер. Говорит, что Ирина терпела его пьянство, никогда не хамила в ответ, всегда относилась к людям с пониманием. Кроме того, Андрей отмечает, что его невеста воспитывалась без родителей, в детском доме.
В 1929 году герой решает заняться автомобилями и становится шофером.
Военные годы и жизнь в плену
После началась война. Когда Андрея Соколова призвали на фронт, его жена сильно расстроилась и сказала, что видятся они в последний раз. Герой ушёл из дома в расстроенных чувствах из-за слов любимой Ирины, посчитал, что она его заживо похоронила.
По пути Андрей встречает группу людей. Оказывается, это пленные из той же дивизии, что и он. Далее они идут вместе, останавливаясь в церкви для того, чтобы переночевать. За эту ночь происходят три важных события:
Утром стали спрашивать, кто является комиссаром, коммунистом и командиром. Выяснили, что предателей нет. Расстреляли евреев, а пленных погнали дальше, в сторону запада.
Всю дорогу Андрей Соколов размышлял и планировал побег. Когда пленных заставили копать могилы, а охранники отвлеклись — он убежал. Однако его нашли через четыре дня. Его месяц держали в карцере, после чего отправили в Германию.
На волоске от погибели
Изнемождённые военные, в числе которых находится главный герой, работают на каменном карьере. Дневная норма выработки – 4 кубометра на одного человека. Придя в барак, Соколов говорит такую фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».
Кто-то из заключённых о его словах донёс, после чего Андрея вызывали к коменданту лагеря Миллеру, хорошо понимающему и говорившему на русском языке.
После слов коменданта лагеря о том, чтобы тот закусил перед смертью, Андрей отвечает отказом, говоря о том, что после первой рюмки не закусывает. Миллер наливает ему ещё, а пленный выпивает, отвечая, что и после второй закусывать не привык. Немцы начинают смеяться. После Соколову наливают третий стакан, он выпивает его содержимое, откусывая маленький кусочек.
Миллер делает серьёзное лицо и говорит пленному, что он уважает его, считает настоящим солдатом, и поэтому убивать не станет. Андрей Соколов получает буханку хлеба, а потом делит её между всеми военнопленными.
Освобождение из плена
В 1944 году Андрей стал работать шофером, возить немецкого майора-инженера. Тот относился к нему хорошо, иногда делился едой.
Герой доехал до безопасной территории. После его отправили подлечиться в госпиталь. Там он написал письмо жене. Через две недели получил ответ, написанный соседом Иваном Тимофеевичем. В ответном письме было сказано, что жена и две дочери Андрея умерли в 1942 году. Погибли они от взрыва бомбы, которая попала в их дом. Сына в это время с ними не было. Когда тот узнал о смерти матери и сестёр, то добровольно ушёл служить на фронт.
Через какое-то время герой выписался из госпиталя, получил месячный отпуск. Он поехал в Воронеж, посмотрел на воронку, оставшуюся от его дома и вернулся на вокзал. Поехал обратно в дивизию.
Через три месяца Соколову пришло письмо от сына Анатолия. Писал он с другого фронта, адрес отца узнал у того же соседа. Сначала он попал в артиллерийское училище, через год закончил его с отличием, потом пошёл служить. Сын писал, что уже получил звание капитана, имеет ордена и медали.
Анатолий был убит снайпером 9 мая 1945 года.
Послевоенное время
После Андрея демобилизовали. Возвращаться в Воронеж ему не хотелось, и поехал он к товарищу в город Урюпинск. Друг жил с женой в собственном домике, детей у пары не было. Там же главный герой нашёл себе работу.
Через какое-то время возле чайной Андрей Соколов встречает мальчика по имени Ваня. Оказывается, что родители ребёнка умерли во время войны. Мать погибла при авианалёте, а отец на фронте. Андрей говорит мальчику, что он его отец и забирает жить к себе. Жена друга помогает ему с воспитанием Вани.
Потом Андрей уехал в другую область, забрав с собой приёмного сына.
Анализ рассказа «Судьба человека»
«Судьба человека», краткое содержание которого передаёт основные события, описанные Михаилом Шолоховым — произведение очень наглядное. Автор сумел передать все ужасы войны и показать жизнь одного человека, родившегося в те непростые годы.
Задача рассказа — показать читателю роль человеческой жизни в тяжёлые военные годы.
Андрей Соколов — это образ советского человека в годы Великой Отечественной войны, потерявшего все — семью, детей, дом. Автор подчёркивает и черты его внешности, и его мужественный характер. Немаловажной деталью является усыновление главным героем маленького мальчика Вани.
История создания
Рассказ основан на реальных событиях. Михаил Александрович Шолохов повстречал человека, который поведал грустную историю о своей жизни и судьбе. После чего автор решил запечатлеть историю на бумаге, чтобы будщие поколения смогли читать её, представляя все ужасы того времени.
Википедия
Про рассказ «Судьба человека» Википедия рассказывает следующие факты:
Считается, что на создание повести Шолохова вдохновили зарубежные авторы — Ремарк, Хэмингуэй и другие.
Как удалось Андрею бежать с плена? Шолохов » Судьба человека «
Соколова долго переводили по Германии. Он работал в Саксонии на силикатном заводе, в Рурской области на угольной шахте, в Баварии на земляных работах, в Тюрингии и во многих других местах. Всех военнопленных постоянно и безжалостно избивали чем попало. Кормили очень плохо. Соколов с 86 кг уже к осени 1942 года похудел до менее чем 50 кг.
В сентябре Андрея в числе 142 советских военнопленных перебросили из лагеря под Кюстрином в лагерь Б-14 под Дрезденом. Всего там было около 2000 советских пленных. За два месяца из 142 человек Андреевого эшелона осталось 57. Однажды вечером в своем бараке, замерзший и промокший, Андрей сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».
Нашёлся предатель, который донёс руководству про это высказывание. Андрея вызвали к коменданту лагеря Мюллеру. Тот пообещал расстрелять Соколова лично за эти горькие слова. За мужество Соколов был помилован. 300 самых крепких пленных отправили осушать болота, потом в Рурскую область на шахты.
Затем Андрея назначили шофером инженера — майора немецкой армии. Вскоре майора отправили на фронт для строительства фортификационных сооружений. Под Полоцком Андрей сбежал на машине, прихватив с собой немецкого офицера. Он доставил в штаб документы майора, и полковник пообещал представить Соколова к награде.
Получив месячный отпуск, Андрей немедленно направился в Воронеж. Увидел на месте своего дома заросшую бурьяном воронку. Тотчас же вернулся обратно на фронт. Но вскоре получил письмо от сына, что вернуло ему стойкость и желание жить.
Вскоре после этого попал в аварию. Сам не пострадал, но был лишен водительских прав. По совету приятеля решил перебраться в другой район, где ему обещали восстановить права. Во время пешего перехода с ним встречается автор, которому Соколов рассказывает историю своей жизни (весной 1946 года).
Продолжения у рассказа «Судьба человека» нет, так что дальнейшая судьба героя неизвестна.
Интегрированный урок-откровение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»«Судьба советских военнопленных»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Судьба советских военнопленных» Интегрированный урок-откровение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» Учитель истории В.Г.Паршин Учитель литературы М.В.Турчина
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота». (А.Н.Толстой)
«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – так писала одна английская газета.
Плен, плен… «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен. »
Приказ № 270 от 16.08.1941 «Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины».
Анализ эпизода По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви? С какими людьми А. Соколов сталкивается в этом эпизоде?
Работа в парах Эпизод в церкви –Какие варианты человеческого поведения изображает М.А.Шолохов в этой сцене. Охарактеризуйте героев рассказа. Типы человеческого поведения Герой Поведение Солдат-христианин Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек Крыжнев Пытается купить себе право на жизнь ценой предательства «Своя рубашка ближе к телу Взводный Безропотно ожидает своей участи Доктор «…в плену и потемках свое великое дело делал»
Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Какая позиция ближе всего Соколову?
Нацистская идеология Советские военнопленные «в высшей степени опасны и коварны и полностью потеряли право на обращение как с достойными солдатами», поэтому меры к ним должны быть «беспощадными».
Рацион пленных: 150 г. хлеба или 50 г. сухого пшена в сутки, что составляло 700 калорий, а это меньше половины необходимой суточной нормы.
Медицинские опыты В концлагерях Дахау и Заксенхаузен на военнопленных в специальных лабораториях («анатомичках») ставились медицинские опыты.
Поединок Андрея Соколова с Мюллером «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился»
«Русский солдат», а не военнопленный № 331.
Дмитрий Михайлович Карбышев Герой Советского Союза
А.А.Власов – главнокомандующий РОА Русская освободительная армия была заявлена как воинское формирование, создаваемое для «освобождения России от коммунизма». Насчитывала 120-130 тысяч человек
Михаил Петрович Девятаев Герой Советского Союза 8 февраля 1945 года он и 9 человек бежал из плена на немецком бомбардировщике «Хенкель-111». Позже оказал помощь в создании первой советской ракеты Р-1.
И нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына. (М.Е. Салтыков-Щедрин).
РЕФЛЕКСИЯ Я Мы Мы Мы Дело
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Как война изменяет судьбу человека» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Составьте проект о героическом поведении в плену (побег, восстание, саботаж и т.д.)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-139052
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Интегрированный урок истории и литературы. Тема: «Судьба советских военнопленных (на примере произведения М.Шолохова «Судьба человека»». Класс: 9А
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
Урок подготовлен и проведен учителями истории
Паршиным Вячеславом Георгиевичем и
литературы Турчиной Мариной Васильевной.
Интегрированный урок истории и литературы.
Тема: «Судьба советских военнопленных (на примере произведения М.Шолохова «Судьба человека»».
формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
рассказать о судьбах советских военнопленных в фашистских лагерях;
познакомить с особенностями жанра мемуарной литературы;
формировать коммуникативные и информационные компетентности;
способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
развивать логическое мышление через анализ эпизода повести на уровне рассуждения;
прививать гуманное, уважительное, милосердное отношение к людям (и к пленным как категории людей), воспитывать историческую память.
формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну;
уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов;
расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;
воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
Регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, видеофрагменты из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»
Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель истории: (слайд 2)
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы сегодня посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.
— Каждый человек должен знать свое прошлое, чтобы не повторять этих ошибок в будущем; война на Земле появляется тогда, когда подрастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает, поэтому, чтобы не допустить повторения этой катастрофы, нужно об этом знать и помнить.
— Почему слово война ассоциируется со словом катастрофа?
— Действительно, во все времена человек спрашивал себя: » Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь?
Целеполагание.
– Что станет предметом нашего разговора?
(1.Через рассказ М. Шолохова и на историческом материале познакомиться с судьбой человека военного времени;
2.Выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях;
3.Отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Сообщение учащегося о фактах положения на фронтах 1941-1942гг. (работа с картой, наступление фашистской армии, отступление русских войск, оккупация, плен советских солдат).
Учитель литературы. (слайд 4)
«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – почему так писала одна английская газета.
Ответ: Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.
— А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
(Когда я впервые прочитал рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» , расска з меня впечатлил своей правдивостью, меня потрясли моральные качества главного героя. Это рассказ о необъятных возможностях человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов-простой русский солдат.)
(«Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца»)
— Как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?
« Только не пришлось мне и года повоевать..» (слайд5)
— Почему он так говорит? Что с ним случится?
Учитель истории (слайд 7)
Сколько советских солдат попало в плен?
Типична ли история возвращения из плена советских солдат? (Нет)
(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины). (слайд 8)
— Можно ли таковым считать Андрея Соколова?
— В каких эпизодах, относящихся к военному времёни, на ваш взгляд проявляется характер главного героя рассказа?
(Сцена в церкви, разговор с Мюллером, побег из плена, усыновление Ванюшки.)
Эпизод в церкви: (слайд 9)
– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене.
-Что вызвало недоумение?
-Чему учат эти сцены?
ВЫВОД: В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.
I группа: христианин и Крыжнёв
II группа: взводный и доктор
ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (слайд 10)
Пытается купить себе право на жизнь ценой предательства
«Своя рубашка ближе к телу
Безропотно ожидает своей участи
«…в плену и потемках свое великое дело делал»
-Какая позиция ближе всего Соколову? Зачитайте.(слайд 11).
( Тяжело на душе, трудно даётся убийство « своего», но не может Соколов допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь ценой гибели другого. Только в единении людей он видит спасение).
— Зачем Шолохов вводит в рассказ образ предателя Крыжнёва? Что хочет этим показать?
Просмотр видео ( как видит режиссер)
А рядом с ним сидит в одной исподней рубашке, колени обнял. Худенький такой, курносенький парнишка и очень собою бледный.
Переход к вопросу о пленных.
— Как относились немцы к пленным? (слайды 12,13,14,15)
— Отчего же на самом деле немцы с такой жестокостью относились к советским пленным? (Конвенция)- говорит учитель истории.
С какой целью ввел Шолохов описание плена? (слайды 16)
Ответ учащихся : Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. »
Какой эпизод в течение плена Соколова вы считаете наиболее ярким, центральным, кульминационным? Почему? (Э пизод «Вызов к Мюллеру) (слайды 17)
— О чем думает в начале эпизода Соколов?
( Вот и отмучился Андрей Соколов. И стал я духом собираться, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться все- таки трудно..)
Вывод: Мюллер – это не просто вызов, а это – приговор.
— Мюллер – страшный человек. Как он ведёт себя по отношению к военнопленным? ( зачитываем описание) (слайды 18)
Мюллер — очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.
« Захотелось мне им проклятым показать,…что у меня есть своё русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)
– В чем смысл этой победы? Одержана нравственная победа.
Мюллер даёт высокую оценку личным качествам пленного солдата.
— Некоторые читатели и критики полагают, что в Мюллере заговорило человеческое чувство удивления перед мужеством противника. Так ли это по-вашему? В чём вы видите причину внезапной перемены в Мюллере?
Вывод. В противоборстве с гитлеровцами, в фашистском плену Андрей сохранил своё человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата.
— Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного № 331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку». ( слайды 19,20)
(учитель истории говорит о герое Д. М. Карбышеве и предателе А.А.Власове) Рассказ «Судьба человека» А.Соколова и реальные события в годы ВОВ – противопоставление. (слайды 21,22)
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ПОБЕГА
— Говоря о пребывании в плену Андрея Соколова, мы не можем не сказать о том, какая мысль никогда не покидала его?
— Пытался ли Андрей Соколов освободиться? Каким образом?
( Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента.
— О чем свидетельствуют его побеги из плена? О непокорности, нежелание смириться с обстоятельствами.
— Какие качества характера Андрея Соколова вызывают наибольшее восхищение?
Побег Девятаева (слайд 22)
— Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал такую фразу: « Ты не человек, а чудовище!»
Малыш долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?»
«А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться»
«Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?».
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
Человек ценится не за внешний вид и материальное благо, а за нравственность, милосердие, высокие духовные и душевные качества.
Быть человеком – это бороться со злом, чувствовать, что ты за всё в ответе, быть трудолюбивым, уметь любить и прощать, быть верным и ответственным.
И нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына (М.Е. Салтыков-Щедрин). (слайд 24).
— А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим.
— Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?
-А что кроме сильного характера показывает нам автор, описывая Андрея Соколова?
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?
Вывод : Настоящий человек остается человеком в любой жизненной ситуации.
— Хотелось бы, чтобы в вашей судьбе не было таких испытаний. Но если выпадет, всегда оставайтесь человеком.
5. Итог урока.
— Итак, какие же качества присущи истинно русскому человеку, солдату, войну?
— В чем феномен русского человека? Каким вы видите образ русского солдата?
Я хочу закончить нашу беседу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”
— Какие чувства пробудил в вас рассказ?
Рефлексия (слайд 26).
Ребята, у вас на столе лежат листочки. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
— Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?
Составить проект о героическом поведении в плену (побег, восстание, саботаж).