Как кормят обезьяны своих детенышей
Кормление и подкормка детенышей и разведение обезьян (часть 1)
При низкой молочности матерей детенышей необходимо подкармливать, а детенышей-сирот вскармливать искусственно. Работа эта чрезвычайно ответственная, поскольку детеныши обезьян очень чувствительны к недостаткам не только белка, но и минеральных веществ, витаминов.
Молоко обезьян по своему составу близко к коровьему молоку, однако оно имеет иное соотношение альбуминов с глобулинами и иное содержание гамма-глобулинов. Подкармливать детенышей в первые два-три месяца можно разбавленным коровьим молоком с сахаром и фруктовыми соками, а также отваренным рисом и манной кашей.
При явлениях диспепсии необходимо сократить количество молока, назначить соляную кислоту с пепсином и рисовый отвар.
Разведение. В естественных условиях обитания обезьяны содержатся отдельными стадами, которые представляют собой группы животных одного рода (павианы, макаки, гелады, мартышки) или одного вида. Стада, представляющие один вид, встречаются значительно чаще. Перенесенные в условия неволи обезьяны содержатся преимущественно отдельными стадами, состоящими из одного вида. Производителями являются самцы-вожаки каждой группы. При вольерном содержании на стадо в 15—20 самок пускают одного самца. Следует практиковать межвидовое скрещивание, или гибридизацию, отдельных видов (макак-резусов и макак-лапундер, павианов-гамадрилов и павианов-анибус). Скрещивание отдельных родов не может дать необходимых ценных результатов. Так, при межродовой гибридизации макаков с павианами-гамадрилами в Сухумском питомнике гибриды-самки в течение длительного времени (12 лет) не давали потомства.
Во время полового возбуждения у обезьяны-самки отмечается набухание специального образования — «половой кожи». «Половая кожа» как вторичный половой признак хорошо выражена у самок, а у самцов она рудиментирована. У зеленых мартышек она отсутствует. Время овуляции выражается особенно сильным набуханием «половой кожи» со специфическим блеском. Средняя продолжительность полового цикла у павианов-гамадрилов составляет 35—36 дней, его фазы варьируют в зависимости от возраста самок.
Половая зрелость у макак наступает в возрасте 3—4 лет, что совпадает с покраснением ягодиц. У макак астральный цикл протекает иначе, чем у павианов. У них возникают пузыревидные образования, покраснение и отечность «половой кожи», седалища, лобка с образованием складчатости на седалище и у корня хвоста. Эстральный цикл у макаков длится 27—52 дня (в среднем 30 дней). У зеленых мартышек и капуцинов заметных внешних признаков полового цикла не наблюдается. Фазу менструации у них можно определить только по мазку слизистой вагины. Длительность полового цикла у высших узконосых обезьян, например у шимпанзе, составляет 30—35 дней.
Гормональная активность гипофиза у обезьян значительно интенсивнее, чем у других млекопитающих, и приближается к активности этой железы у человека.
Рационы и техника кормления обезьян
Однако комбикормов для обезьян в продаже обычно не бывает, поэтому владельцы пробуют изготовлять их сами или кормят своих питомцев различными кормами по собственным рационам, один из них представлен в таблице.
Картофель дают в отварном виде один-два раза в неделю вместо крупы, масла или сахара. Обезьяны всех групп, содержащиеся в неотапливаемых помещениях, с наступлением холодов и до схода снега дополнительно получают рацион с увеличением калорийности на 10%. В период с января по май всем обезьянам добавляют в рацион витамины.
Молочную кашу (рисовую, пшенную) варят вкрутую, а для улучшения вкуса добавляют изюм или сухие фрукты. Минеральные (порошок из яичной скорлупы) и витаминные корма, а также сливочное или растительное масло и сахар включают в каши или картофельное пюре.
Нормы кормления обезьян (в г) на голову в сутки.
Корма Живая масса, кг: | до 2 | 2-5 | 5-8 | более 8 |
Хлеб пшеничный | 50 | 150 | 200 | 300 |
Горох или соя | 30 | 40 | 50 | 70 |
Крупа | 20 | 30 | 50 | |
Масло растительное | 4 | 6 | 8 | 10 |
Сахар | 8 | 10 | 12 | 20 |
Картофель | 200 | 250 | 300 | 400 |
Орехи, семена подсолнечника | 50 | 60 | 70 | 100 |
Куколки шелкопряда | 10 | 15 | 15 | 20 |
Фрукты | 150 | 200 | 200 | 250 |
Овощи | 150 | 200 | 200 | 300 |
Свежая зелень | 50 | 60 | 70 | 100 |
Для некоторых видов полуобезьян основным кормом являются различные беспозвоночные животные, в особенности насекомые и их личинки, некоторых из них (мучных червей, куколок комнатной мухи и др.) вполне можно успешно разводить в домашних условиях.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Обезьяны – связь матери и детеныша
Обезьяны: образцовые матери
Новорожденные малыши – источник радостного волнения в группе приматов. Однако матери-обезьяны крайне ревниво защищают своих детенышей от полных энтузиазма рук остальных сородичей. Только со временем мать-обезьяна позволяет другим подержать её малыша, и они ласкают, причесывают и играют с ним. Сообщество приматов играет активную роль в воспитании детей. Так, макаки и большинство бабуинов живут в сообществах с очень тесными связями самок, и к тем, кто впервые стал матерью, относятся очень бережно, их кормят и обучают. Самки мартышек-верветок даже помогают друг другу заботиться о детенышах.
И всё-таки самая тесная связь в группах приматов – между матерью и детенышем. Даже взрослые самцы шимпанзе после ссоры с остальными направляются к своим постаревшим матерям, чтобы те успокоили и поухаживали за ними. Самки большинства видов приматов остаются со своими матерями на протяжении всей жизни, и когда матери стареют, их дочери заботятся о них. Приматолог Джессика рассказывает об очень старой макаке-резус, которая жила на острове у побережья Коста-Рики: «Ей был 31 год – глубокая старость для макаки. Она была столь немощна, что едва поспевала за группой своих сородичей, перемещавшихся по острову. Но всегда рядом с ней была её младшая дочь, сама уже мать. Она проводила рядом с матерью, когда-то альфа-самкой, а теперь находящейся лишь у подножия социальной иерархии, очень много времени. Её часто видели рядом со старой матерью, когда та спала – дочь расчесывала её. В случае необходимости дочь первая бросалась на защиту матери».
Эксплуатация связи матери и детеныша человеком
В дикой природе охотники, нанятые учеными-экспериментаторами для отлова обезьян, используют связь матери и ребенка в свою пользу. Матерей-приматов убивают прямо на деревьях, а потом забирают малышей-обезьян, которые в панике цепляются за тело мертвой матери. Если к телу убитой обезьяны подходят другие обезьяны – их тоже ловят. Многие отнятые от тела матери малыши вскоре заболевают и погибают из-за недостаточной и неподходящей пищи, запертые в тесные корзины во время транспортировки прочь от их дома и семьи.
Для детенышей приматов, которые рождаются прямо в лаборатории, жизнь столь же трагична. Здесь детенышей отбирают у матери уже через три дня после рождения. Малыши переживают тяжелый стресс и часто оказываются неспособны развить нормальные социальные отношения в дальнейшем. Обезьян обычно держат в тесных одиночных клетках, что усугубляет стресс.
Матери-приматы, естественно, кричат и борются, когда у них отнимают цепляющихся за их животы малышей. Для них травма утраты детеныша также очень глубока.
«Новорожденные обезьянки, слепые или страдающие нарушениями двигательного аппарата, получают всю необходимую заботу от матери. Главное, чтобы малыш сумел уцепиться за материнский живот – это единственный тест, который нужно пройти. Получилось – и мать примет и полюбит своего малыша. И потом уже она будет бережно поддерживать детеныша, даже если он слишком слаб и ему трудно держаться. Мать-обезьяна чрезвычайно привязывается к своему детенышу. И даже если малыш умер, она будет носить с собой безвольное тельце целые дни: очень бережно, нежно, оставляя лишь на короткое время, пока ест. Постепенно дистанция между матерью и объектом её несбывшихся надежд растет. Она уходит всё дальше и дальше в поисках пищи. Постепенно она возвращается к уже высохшему тельце она более короткие промежутки времени, пока однажды, неохотно и с явными сомнениями, обезьяна-мать оставляет тельце, превратившееся к тому времени в усохший комочек меха».
(Сара Блаффер Харди, антрополог и социобиолог-приматолог).
В лабораториях работники разделяют мать и ребенка, помещая обезьяну-мать в так называемую «прессующую клетку» (“squeeze cage”) – приспособление из металлической проволоки, с панелью сзади, которую можно придвигать вперед двумя рукоятками. Мать и вцепившийся в неё детеныш прижаты к передней стене клетки, так что конечности, тело и мордочка сопротивляющейся матери буквально расплющены металлическими прутьями. «Прессующая клетка» оборудована отверстиями для ног, которые обычно используют, чтобы зафиксировать конечности взрослой обезьяны, чтобы сделать укол или взять кровь. В случае с матерью и детенышем, техник через эти отверстия хватает хвост или конечность детеныша, и тащит его на себя, отрывая от материнской груди. Если у неё есть силы и возможность, мать сопротивляется и пытается удержать своего малыша, так что техник едва не отрывает ему конечность, пытаясь отодрать от матери. В течение этой «процедуры» мать кричит или издает звуки, подобные лаю; малыш тоже пронзительно кричит. Оба, мать и детеныш, испражняются – от страха и стресса. Малыша в итоге вытаскивают через отверстие для ног.
У матерей-приматов формируется тесная связь с новорожденным детенышем почти сразу после его рождения. Исследователи свидетельствуют, что матери способны отличить своих детей от остальных уже в первые дни после их рождения. Детеныши большинства видов макак и бабуинов зависят от своих матерей в течение долгого периода; питаясь от груди по крайней мере год. Повзрослевшие браться и сестры новорожденного остаются рядом с матерью, и пока она кормит новорожденного, они учатся, что есть, где спать, как вести себя в случае опасности. Поэтому неудивительно, что когда у матери отнимают детеныша, она очень долгое время переживает утрату.
МАТЕРИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения между матерью и детенышами у макак-резусов
Развитию поведения у обезьян уделялось особенно большое внимание из-за их филогенетической близости к человеку. Описательные данные имеются уже по многим видам, но мы ввиду ограниченности объема остановимся на исследованиях макак-резусов в условиях неволи, основываясь на обзорах Г. и М. Харлоу и Хайнда и Спенсер-Бус. Харлоу и сотрудники работали главным образом с обезьянами, которых содержали в довольно маленьких клетках, что позволяло наблюдать за животными вблизи при довольно строгом экспериментальном контроле. Хайнд и Спенсер-Бус изучали в неволе группы обезьян, состоявшие из самца, трех или четырех самок и их детенышей. Такие условия обеспечивали более «обогащенную среду», чем маленькие лабораторные клетки, и в то же время позволяли контролировать и регистрировать поведение гораздо точнее, чем при наблюдениях в естественных условиях. Данные, полученные в этих исследованиях, качественно соответствуют и данным полевых исследований.
В раннем детстве детеныши макак-резусов проводят очень много времени «на руках» у матери, тесно прижавшись к ней в положении живот к животу. В этот период главную роль играют две группы рефлексов. К первой относятся рефлексы, связанные с кормлением, а также реакция «цеплянья» и, возможно, другие двигательные рефлексы, помогающие детенышу держаться возле соска (например, стремление карабкаться вверх). Ко второй группе относятся двигательные реакции, помогающие детенышу установить и сохранять положение живот к животу. Однако подобное поведение детеныша было бы совершенно неэффективным, если бы не было пассивного или активного содействия со стороны матери. Мать укачивает, кормит молоком, обыскивает своего детеныша, удерживает его около себя и возвращает, если он отошел далеко. В экспериментах Харлоу было показано, что это поведение определяется собственным опытом матери в раннем возрасте — у обезьян, выросших с искусственными проволочными «матерями» (см. ниже), адекватного материнского поведения не развивается.
По-видимому, детеныши резусов обучаются узнавать свою мать в течение первых двух недель жизни. В экспериментальных условиях реакцию различения можно выработать у них начиная с 10-дневного возраста [2678]. В течение первых недель жизни развиваются способности к восприятию и появляются манипуляторные навыки (см. разд. 20.2 и 20.8—20.10). Примерно в возрасте 3 недель появляется координация между движениями глаз, конечностей и рта, что дает возможность детенышу самостоятельно есть, а в 6 педель он уже способен бегать по вертикальной проволочной сетке [10701.
По мере развития детеныша его взаимоотношения с матерью постепенно меняются. Чтобы понять динамику этих изменений, необходимо разобрать по отдельности роли матери и детеныша в их взаимоотношениях. Например, нужно понять, является ли увеличи- вающаяся независимость детеныша результатом изменений поведения его самого, матери или их обоих. Для начала следовало бы рассмотреть, нельзя ли объяснить наблюдаемые изменения во взаимоотношениях между матерью и детенышем разными сочетаниями четырех простейших возможных изменений, а именно повышением или понижением у матери и у детеныша тенденции положительно реагировать (т. е. без избегания или агрессии) друг на друга. Конечно, предположение, что изменение отношений между матерью и детенышем обусловливается только изменениями четырех основных типов, очень упрощенно, однако оно может послужить исходной точкой для анализа.
Применение этого метода иллюстрирует табл. 2, где показано предсказанное влияние этих изменений на четыре типичных показателя. Показателями служат; 1) время, проводимое детенышем вдали от матери; 2) отношение числа попыток детеныша добраться до соска, пресеченных матерью (R), к общему числу успешных (А-\-М) и безуспешных (R) попыток добраться до соска; 3) относительное число полуминутных интервалов, в которые детеныш находится только на расстоянии более 60 см от матери — показатель «только ] 60 см» (60 см — это расстояние, на котором мать может дотянуться до детеныша); 4) показатель % Ар — %L, выражающий роль детеныша в сохранении пространственной близости к матери. Последний показатель определяется разницей между процентом случаев Ар (от approach — приближение), в которых расстояние между матерью и детенышем становилось меньше 60’см благодаря приближению детеныша, и процентом случаев, в которых оно становилось более 60 см (L) благодаря удалению детеныша (от leaving — удаление).
Ясно, что все постулированные изменения влияют на время, проводимое без матери, и на время, проводимое на расстоянии более 60 см от матери, в одном и том же нанравлении, хотя изменения этих величин не обязательно должны строго коррелировать друг с другом. Относительное число отвергнутых попыток детеныша и его активность в поддержании пространственной близости к матери должны коррелировать подобным же образом. Степень действительной корреляции между такими парами показателей дает некоторую меру адекватности четырех постулируемых изменений для объяснения наблюдаемых явлений. Далее, увеличение времени, проводимого без матери, следует в основном приписать действиям детеныша, если это вызвано понижением относительной частоты отвергнутых попыток к приближению, и действиям матери, если это связано с повышением последнего показателя. Аналогично увеличение времени, проводимого в отдалении от матери, обусловливается действием детеныша, если оно связано с понижением его инициативы в сохранении пространственной близости, и действиями матери в обратном случае. Таким образом, увеличивающаяся с возрастом независимость детеныша непосредственно связана с каким-то изменением в поведении матери, а не в поведении детеныша. Частота случаев, в которых детеныш получает доступ к соску по инициативе матери, понижается по мере того, как детеныш становится старше. Это также согласуется с предположением, что растущая независимость детеныша обусловлена в основном изменением поведения матери. О понижении материнской заботливости свидетельствуют и другие показатели. Например, частота случаев, в которых мать насильно удерживает детеныша около себя, с возрастом понижается, достигая нуля к 40— 50 неделям, а частота случаев, в которых она ведет себя агрессивно, возрастает. Абсолютная частота пресеченных попыток достигает максимального уровня, после чего в противоположность относительной частоте падает. Это снижение можно объяснить понижением «настойчивости» детеныша.
Превалирование роли матери в развитии независимости детеныша или даже пособничество этому развитию, конечно, не означает, что изменения в поведении матери носят эндогенный характер. Они могут быть вызваны изменениями в поведении детеныша, например увеличением его потребности в молоке или развитием его двигательной активности. Эти изменения являются следствием развития детеныша, которое в свою очередь зависит от поведения матери. Таким образом, все эти изменения основаны на сложных взаимодействиях, и наш анализ показывает, что мать — не просто опекун и пассивный фактор удовлетворения нужд детеныша, но что она играет активную роль в развитии его независимости.
Анализ показывает, что, хотя в основном различия во взаимоотношениях между матерью и детенышем обусловливаются обоими партнерами, различия в поведении матерей играют главную роль в критический период между 7-й и 12-й неделями, а затем их значение уменьшается.
По мере того как детеныш начинает проводить все больше времени вдали от матери, он все больше исследует и изучает окружающий его мир и больше времени проводит в играх со своими сверстниками. Игры в основном состоят в приближениях к партнеру и в бегстве от него, а также в общих «свалках». Харлоу и его сотрудники исследовали развитие взаимоотношений между сверстниками в экспериментальной ситуации, схематически изображенной на рис. 197. Самок с детенышами содержали в клетках, соединенных с игровыми манежами. Размеры входов в манежи позволяли пролезать в них только детенышам. Ежедневно в определенные периоды входы открывали, давая возможность детенышам побыть вместе, и регистрировали их общую игровую активность. Кроме того, Харлоу и его сотрудники изучали поведение детенышей (без матерей) в более сложных физических условиях «игрового помещения». В этих опытах иг]эы обоих типов становились все чаще, пока детеныши не достигали 2—3-месячного возраста. Если детенышей содержали в группах, игры между ними оставались частыми до конца второго года. У самцов стремление начинать «игру-свалку» было выражено сильнее, чем у самок. Общий уровень игровой активности заметно зависит от индивидуального опыта. Детеныши, росшие до 6-месячного возраста в полной изоляции от других особей, гораздо меньше играют и ведут себя значительно более робко при 32-недельном испытании в условиях «игрового помещения», чем детеныши, выросшие в условиях полуизоляции — в пустых проволочных клетках, из которых они могли видеть и слышать своих сверстников, но не могли прикасаться к ним (рис. 198, А и Б). При групповом содержании обезьян в более естественных условиях можно выявить и более тонкие воздействия опыта на игровое поведение. Например, возрастные изменения в характере групповых игр показывают, что молодые детеныши постепенно обучаются избегать нападений своих сверстников во время игр.
Половые различия проявляются довольно рано. Самцы не только чаще начинают «игры-свалки», но и чаще демонстрируют «поведение угрозы», трясут ветки и с раннего возраста пытаются делать садки.
На развитие поведения детеныша сильно влияют его взаимодействия с матерью и сверстниками. Если обратиться к крайнему случаю, то детеныши, воспитанные в пустых проволочных клетках, впоследствии обычно (хотя, видимо, не всегда) оказываются неспособными к нормальному половому поведению, и у выросших в таких условиях самок после родов развивается совершенно неадекватное материнское поведение. При содержании в условиях, более близких к естественным, детеныши вовлекаются своими сверстниками в игры вдали от матерей, хотя матери наблюдают за этими играми и вмешиваются, если игра становится слишком грубой. Таким образом, взаимодействия детеныша с матерью и взаимодействия его со сверстниками взаимно влияют друг на друга.
Разлука с матерью на несколько дней угнетающе действует на детеныша — снижается и игровая и общая активность. При возвращении матери детеныши обычно усиленно льнут к ней. Возникают сложные взаимодействия, при которых мать сначала уступает настояниям детенышей, а затем начинает отвергать их до тех пор, пока между ними не установятся более гармоничные отношения. На рис. 200 показано среднее время, проводимое без матери контрольными животными (жирная кривая) и четырьмя подопытными, которых на 6 дней разлучали с матерью (на 30—32-й неделе жизни). Разлука с матерью оказала заметное влияние на поведение двух детенышей, и это влияние продолжалось в течение нескольких месяцев после проведения опыта. Все последствия временной разлуки с матерью можно оценить только при использовании большого числа различных показателей взаимоотношений между матерью и детенышем и поведения детеныша. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят, что эти последствия могут быть очень значительными. Одна из наиболее важных переменных, влияющих на степень воздействия разлуки,— это характер взаимоотношений, которые установились между детенышем и матерью до разлуки.
В естественных условиях мать и детеныш живут в сообществе со сложной структурой. Члены сообщества проявляют к детенышу большой интерес, они разглядывают его, трогают, обыскивают, берут на руки и играют с ним; детеныш может вызвать у них агрессивные действия и элементы полового поведения. При групповом содержании в лабораторных условиях исследовательское и материнское поведепие обычно бывает направлено на детенышей в возрасте до 12 недель, а впоследствии детеныши вызывают все меньше и меньше таких реакций. У самок, которые на два юда старше детенышей, это поведение можно наблюдать чаще, чем у самок, принадлежащих к другим возрастным категориям.
Такое внимание со стороны остальных членов группы обычно вызывает недовольство у матерей и они стараются оградить от него своих отпрысков, либо ограничивая передвижения детенышей, либо унося их, либо угрозами отгоняя других обезьян. То, что внимание других членов группы оказывает заметное влияние на связь между матерью и детенышем, обнаруживается при сравнении пар «мать — детеныш», живущих в группе с другими особями, и пар, живущих в изоляции от других особей. В последнем случае детеныши больше времени проводят без матери и дальше отходят от нее, чем в первом (рис. 201). Если учесть показатели частоты пресеченных матерью попыток детеныша и показатели инициативы детеныша в сохранении пространственной близости (ср. с табл. 2), то окажется, что это различие обусловлено большей свободой, которую мать предоставляет детенышу, когда она живет с ним в изоляции. Оказывается, у изолированных животных пространственная близость между матерью и детенышем поддерживается в значительной степени благодаря инициативе последнего, т. е. величина (%Ар — %L) положительна. Хотя детеныши чаще отходят от матери, число целых полуминутных интервалов, которые они проводят вдали от нее, меньше. Вполне вероятно, что это объясняется отсутствием сверстников. Отошедший от матери детеныш вскоре возвращается назад, потому что она является единственным доступным ему компаньоном. У макак-резусов прямое влияние самца на развитие детеныша относительно невелико, однако его косвенное влияние сказывается во многих отношениях. Например, самец играет самую активную роль в защите группы, а кроме того, он улаживает ссоры между самками, зачастую преследуя и даже слегка покусывая зачинщиков. Данные, приведенные в предыдущих разделах, отражают лишь небольшую часть того, что уже известно о развитии поведения у макак-резусов, не говоря уж об остальных приматах. Однако они показывают, что развитие зависит от сложных и непрерывных взаимодействий между детенышем, матерью, другими членами группы и различными факторами окружающей среды. К моменту родов или вскоре после них самка уже обладает целым репертуаром элементов материнского поведения, которые тесно переплетаются с основными рефлекторными реакциями детеныша и зависят от них. Благодаря связям с окружающей средой развиваются способности детеныша к восприятию и манипуляции и его двигательные реакции. По мере того как детеныш растет, его требования к матери все увеличиваются, он все больше мешает ей удовлетворять свои нужды. Забота и внимание, уделяемые матерью новорожденному, постепенно уменьшаются, хотя мать и продолжает опекать его. Характер связей между матерью и детенышем изменяется, и мать становится все более снисходительной к стремлению детеныша к независимости и даже способствует достижению этой независимости. Сверстники привлекают к себе детеныша, заставляя его удаляться от матери, и их влияние, а также «материнские» реакции со стороны старших членов группы оказывают заметное действие на взаимоотношения между матерью и детенышем. При нормальной последовательности событий связь между ними ослабляется постепенно, но внезапное изменение этой последовательности, вызванное, например, временной разлукой, может привести к изменениям (частично даже необратимым) нормального процесса развития. Данные, полученные при изучении других высших приматов, можно найти в обзоре Хайнда
Р. Хайнд. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ. Перевод со 2-го английского издания под редакцией канд. биол. наук 3. А. Зориной и канд. биол. наук И. И. Полетаевой. Изд-во «МИР». Москва, 1975.