Как короли относились к парламенту
Взаимодействие королевской власти и парламента во времена правления Эдуарда I
Дата публикации: 01.12.2019 2019-12-01
Статья просмотрена: 281 раз
Библиографическое описание:
Ряков, Е. Е. Взаимодействие королевской власти и парламента во времена правления Эдуарда I / Е. Е. Ряков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64406/ (дата обращения: 28.12.2021).
Парламентская монархия — то, с чем ассоциируется Англия в настоящее время, существовала не всегда. Процесс возникновения парламента напрямую связан с королем Эдуардом I Плантагенетом. В Англии распространен миф, одним из авторов которого стал деятель английской буржуазной революции Роберт Коттон [1] о том, что во времена Эдуарда существовал симбиоз королевской и парламентской власти, позволявший стране жить в относительном мире и гармонии. В СССР преобладало мнение о том, что «парламент, как и всякое средневековое сословно-представительное собрание, стоял всецело на службе класса феодалов и отчасти городской верхушки и ничего общего не имел с «народоправством». Однако как орган государственного управления парламент существует в большинстве стран современного мира, в том числе и в России. Почему же эта форма управления государством настолько распространена? Для того чтобы получить ответ на данный вопрос, нужно погрузится к самым истокам возникновения парламента на его родине — Англии, и изучить его начальную историю, в которой король Эдуард сыграл наиболее существенную роль. Изучим мотивы создания парламента, проанализируем его отношения с королем, рассмотрим функции средневекового парламента, и охарактеризуем сословное представительство.
Начать стоит с первого соприкосновения короля с парламентом. В 1265 г., во время Второй баронской войны мятежный лорд Симон де Монфор впервые апробировал созыв Парламента. Тот парламент был скорее не органом управления, а собранием союзников де Монфора. Выступая против королевской власти, де Монфор добился немалых успехов, но именно Эдуард нанес ему окончательное поражение. В 1265 году, при Ившеме мятежники были разбиты и большинство из них погибло, в том числе Симон де Монфор. Роялистскими войсками командовал будущий король Эдуард. Отец принца, Генрих III ненавидел де Монфора, в том числе и его «Парламент», поэтому остаток правления короля проходил инертно и без особых государственных преобразований. Эдуард же думал более прогрессивно. Он понимал, что Англия после Баронских войн нуждалась в преобразованиях.
Эдуард I был умен, и по словам Артура Брайанта «представлял идеал средневекового короля» [2]. Он почитал отца, плохого правителем, и не пытался его сместить (что нетипично для династии Плантагенетов. Самый хрестоматийный пример отношений внутри этой семьи — взаимная ненависть Генриха II и Ричарда Львиное Сердца). Короля отличала еще одна черта — он являлся знатоком гражданского права, и даже пытался создать новую систему правоотношений в государстве. Кроме этого, Эдуард I был одним из лучших полководцев своего времени, что неоднократно доказал (Битва при Ившеме 1265 год, Битва при Фолкирке, 1298).
Эдуард не смог унаследовать власть сразу после смерти отца — он находился в Святой земле, и немалое время возвращался в Англию, по пути побывав во многих Европейских государствах. Вернувшись в Великобританию, он пропутешествовал по Англии около 4 месяцев, выслушивая жалобы своих подданных. Впоследствии именно эти жалобы стали катализатором созыва парламента.
Причин к созыву парламента было несколько. Мы постараемся их перечислить:
1) Дефицит бюджета, связанный с неэффективной налоговой системой. Казна во времена начала правления Эдуарда была практически пуста, а бесконечные кредиты Генриха III и молодого короля во время нахождения в Святой земле ухудшали ситуацию.
2) Попытка наладить управление на местах. Создание управленческого органа, который сам мог принимать жалобы и карать чиновничий произвол во время отсутствия короля в Англии.
3) Непроработанная система законов, приведшая к огромному количеству указов, которые не выполнялись.
Эдуард собирал парламент 13 раз [3]. Самым большим мифом является представление о парламенте его времени как статичной организации с устоявшейся структурой, что в корне не верно. Есть прямые противоречия этому. Первое — в ранних парламентах лишь крупные магнаты участвовали в обсуждениях, но это было исправлено в 1295 году, когда была почти полностью перенята система де Монфора [4]. Второе, даже более странное — король, находясь на войне, иногда приказывал созывать парламент без него самого, тем самым лишая парламент главного действующего лица.
Структура парламента при Эдуарде, выглядела примерно так:
1) два архиепископа (Кентерберийский и Йоркский), епископы и архидьяконы, приоры капитулов, по одному представителю от каждого капитула, по два представителя от духовенства каждого диоцеза, 67 аббатов, приор госпитальеров и магистры двух монашеских орденов;
2) семь графов и сорок один барон;
3) по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого города, имевшего на это права [3].
Парламенты Эдуарда можно условно разделить на два типа:
1) Военные — такие собрания были связаны с войнами короля и занимались, по сути, одним — вытяжкой денег из всех сословий Англии, посредством фиксированных (не всегда) налогообложений.
2) Внутренние (в мирное время) — были направлены на кодификацию законов, издание биллей и указов, установление и обсуждение размеров налогов. Были более длительны, и на них всегда присутствовал король.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что основная функция парламента при Эдуарде — налоговая, ибо в основном, король воевал. При нем произошло завоевание Уэльса (ок. 1283) и подчинение Шотландии (1296), что подразумевало бесконечные военные походы. Даже после завоевания этих земель, король был вынужден постоянно воевать для усмирения восстаний, часто происходивших там. Тем не менее, кодификация законов также тесно связана с парламентом. Из-за косности высшего дворянства, король уже не мог без помощи вспомогательного органа создать эффективную систему законов. Примером тут выступает знаменитый случай, произошедший во времена отца Эдуарда:
— «Мы не желаем, чтобы законы Англии менялись» — ответили бароны Генриха III на Мертонском совете на заявление епископа Гросстеста о более гуманном отношении к детям, родившимся вне законного брака [2].
Этот принцип распространялся почти на все. Король уже видел Баронские войны, и понимал, что Англия не готова к еще одной. Поэтому, парламент выступал не только как законодательный и налоговый орган, он прежде всего позволял крупным магнатом влиять на политику короля гуманными путями. К несчастью, работало это только при сильном короле, так как при слабом монархе крупные магнаты с помощью парламента стали предпринимать попытки доминировать над государем. Таким образом, королевский указ(ордонанс), одобренный парламентом и монархом становился главной формой издания законов, тем не менее, король мог издавать указы без ведома парламента.
Также парламент осуществлял высшие судебные функции. Впрочем, он мог это делать только вместе с королем. Именно парламент производит существенные преобразования в судебном делопроизводстве Англии. Кроме этого, через него происходит некое лавирование между феодальными слоями общества. Так король в третьем Вестминстерском статуте пытается увеличить количество мелких лордов, присягнувших лично ему [5]. Интересным представляются взаимоотношения парламента с Королем и духовенства (как феодальной структуры). В одних статутах монарх с помощью парламента ограничивает духовенство (статут о Мертвой руке [5]), в других, наоборот, выгоняет всех евреев из страны, тем самым показывая свой яро христианский настрой. Впрочем, попытки заставить духовенство платить налоги лишь иногда заканчивались успехом, так как большинство войн Эдуарда было все же против Христиан (валлийцев и шотландцев).
Парламент во времена Эдуарда начинает демонстрировать определенные признаки политической самостоятельности. Так, на войну с Шотландией и Уэльсом деньги добывались без особых проблем, но на войну за наследственный фьеф Плантагенетов — Гасконь, захваченную французским королем Филиппом Красивым, средства собирались с трудом. Англичане не хотели спонсировать далекий поход короля, понимая, что для них выгоды в нем не будет.
Принято особо выделять парламент 1307 года, якобы говоря о его политическом успехе, заставившем Эдуарда I подтвердить Великую Хартию Вольностей. Однако, король еще в 1275 году подтвердил право на существования как Хартии, так и не менее радикальных Оксфордских провизий. Действительно, в 1307 году король осуществлял налоговую политику без парламента. Но не потому, что он разочаровался в представительном органе, а потому что умирал и торопился успеть воплотить в жизнь свое последнее и очень важное дело — усмирить бунт Роберта Брюса в Шотландии [4]. Поэтому, несколько опрометчиво говорить о победе парламента над королем в этой схватке — король и не думал о борьбе.
Правление Эдуарда можно условно поделить на две части:
1) 1275–1290-ые — Коллективное управление Англией монархом и парламентом.
2) 1290-ые — 1307 — начало деспотического правления Эдуарда.
В Шотландии и Уэльсе Эдуарда ненавидели из-за целой серии завоевательных войн, которые он начал. Если в начале правления короля, он действительно пытался утвердить справедливый налог для подданных, то после смерти жены и потери Гаскони Эдуард начинает вести себя как настоящий представитель династии Плантагенетов, которые по легенде, вели происхождение от дьявола. Ему нужно было много денег, и он пытался добыть их у парламента, который в тот период не был способен создать достаточно сильную оппозицию, дабы ограничить его политическую волю. Поэтому как самостоятельный политический орган во время Эдуарда парламент так и не выделился, оставшись важным вспомогательным орудием короля.
В целом, мы сумели рассмотреть парламент Эдуарда I и можем вынести определенные выводы:
1) Средневековый парламент Англии времен Эдуарда имеет очень мало общего с сегодняшней общеизвестной демократической системой. Во времена Эдуарда, он был органом привилегированным, но, несмотря на это, все же представительным;
2) На самом деле, уже в XIIIвеке мы видим начало противостояния (пока заочное, непрямое) только созданного парламента и королевской власти, что в дальнейшем будет приводить к серьезным социальным потрясениям в стране;
3) Парламент мог осуществлять правление без короля, что на самом деле так же увеличило накал страстей в дальнейшем;
4) Во времена зарождения парламента, главным в нем все же был король. Мы можем сказать, что Эдуард I, стремясь улучшить управление своей страной, действительно справился с своей задачей, но ценой ограничения власти монарха парламентом, непроизвольно создав противостояние между двумя высшими органами власти — королем и парламентом.
Как короли при абсолютизме относились к парламенту?
Как короли при абсолютизме относились к парламенту?
Назовите силы, поддержавшие короля, и силы, поддержавие парламент?
Назовите силы, поддержавшие короля, и силы, поддержавие парламент.
Начните составлять таблицу «Реформы Долгого парламента».
Объясните причины победы армии парламента над армией короля?
Объясните причины победы армии парламента над армией короля.
Отметьте три основные черты английского абсолютизма?
Отметьте три основные черты английского абсолютизма.
Запишите цифры, под которыми они указаны
1) Наличие Тайного совета, членов которого назначал король
2) Создание постоянной армии
3) Сильное влияние короля на церковные дела
4) Наличие сильного парламента, членов которого назначал король
5) Автономия городов и графств
6) Наличие сильного королевского флота.
Какой король в 1629 году распустил английский парламент?
Какой король в 1629 году распустил английский парламент?
Напишите пожалуйста имена королей и лидеров парламента?
Напишите пожалуйста имена королей и лидеров парламента.
Король и парламент)СРОЧНО?
Король и парламент)СРОЧНО!
Зачем Король Карл 1 разогнал парламент в 1629 году?
Зачем Король Карл 1 разогнал парламент в 1629 году?
70 балов за супер ответ ; ).
Составить план на тему гражданская война между королем и парламентом?
Составить план на тему гражданская война между королем и парламентом.
Она помогает помнить о прошлом.
13 письменный указ ханаЗОЛОТОЙ ОРДЫ.
2) не подвергалась прямому иностранному контролю.
Ответ : Почему произошла британская революция в 17 веке? В 1642 году началась открытая война между королем и парламентом, которая длилась до 1647 года. В этот период король выступил против парламента и высказал свои собственные идеи об управлении г..
Хорошее : 1) Конец экспансии Наполеона в Европе, многие страны вернули независимость. 2) Окончательное уничтожение континентальной блокады Англии и соответственно улучшение экономики Англии и торгующих с нею стран. 3) Многие государства, которые ос..
Развитие ремесла и торговли вело к развитию внутреннего рынка страны, что приводило к появлению торговых путей внутри страны, многие из них проходили через Москву.
В 988году было крещение Руси.
Английская революция 1640 г. Долгий парламент
Откуда известно о событиях середины XVII в. События английской революции, в том числе крупнейших сражений этого периода, получили освещение в сочинениях, написанных участниками и современниками событий, представлявшими интересы как той, так и другой стороны. Среди них наиболее известными являются «История Великого мятежа» Эдуарда Гайда лорда Кларедона, одного из приближенных короля, и «Историческая коллекция» Джона Рашворта, секретаря командующего армией парламента Томаса Ферфакса. Время было такое, что о происходившем писали разные люди: сторонники короля и его противники, члены парламента и генералы, купцы и ученые, жены политических деятелей и простые горожанки. В этих дневниках, письмах, воспоминаниях бьется пульс времени, ощущается восторг и ненависть, ожидание счастливого обновления и ужас перед происходящими переменами. Кроме того, большой популярностью пользовалась памфлетная литература, прообраз современной периодики, в которой нашли освещение военно-политические события времени.
Причины противостояния короля и парламента. Для страны революция означала поворот, обеспечивавший переход от монархии неограниченной (абсолютной) к монархии конституционной, в которой власть короля ограничена законом и парламентом (представительным органом). Такое изменение в политическом строе создало бы условия для быстрого развития нового буржуазного способа хозяйствования, основанного на свободной собственности и частном предпринимательстве.
Толчком к противостоянию между старой властью и новыми силами в обществе, вылившееся, в конечном счете, в революцию, послужило то, что на английском престоле в начале XVII в. утвердилась династия Стюартов, прибывших в Англию из Шотландии. Яков Стюарт был племянником Елизаветы I Тюдор, и она, не имея собственных детей, назначила его наследником. Король Яков I, а затем его сын, Карл I, стремились к неограниченной власти, а английское общество уже не нуждалось в ней. Особенностью английского абсолютизма было то, что на протяжении всего периода его существования, продолжал периодически созываться парламент, возникший еще в середине XIII в. и имевший право утверждать введение новых налогов. Пока сильная власть была нужна обществу, парламенты отличались послушанием и сговорчивостью. Но к началу XVII в. ситуация изменилась: общество перестало нуждаться в неограниченной власти. В то же время носители короны не желали уступать своих полномочий, более того, они стремились приобрести новые.
Поэтому конфликт был неизбежен. Он нарастал в течение сорока лет. Выразителем общественного недовольства стал парламент, точнее парламентская оппозиция, представленная выходцами из среды «нового дворянства» («нового джентри»). Так в Англии второй половины XVI–XVII вв. называли крупных и средних земельных собственников, организовавших ведение своего хозяйства на буржуазный лад. За ними еще закрепилось название «обуржуазившееся дворянство». Парламентская оппозиция представляла прежде всего интересы определенной группы общества, но недовольно Стюартами было почти все население страны.
Дворяне хотели свободно распоряжаться своей землей, а крестьяне стремились пользоваться своими земельными участками. Недовольство вызывала экономическая политика Стюартов, мешавшая развитию частной инициативы и проявлявшаяся в том, что вводились налоги, не утвержденные парламентом; не нравилась их внешняя политика, ориентированная на союз с абсолютистской Испанией, наконец, много претензий было к Короне (так в Англии принято называть монарха) в связи с религиозной политикой.
Религиозный вопрос. Особенно большое ожесточение вызывал в ту пору религиозный вопрос. Среди англичан было много сторонников того, чтобы английская церковь отказалась от роскошного убранства, пышного богослужения, епископов, – всего того, что свойственно было католическому культу. Приверженцы последовательного переустройства церкви в духе Реформации получили название «пуритан» (от латинского «purus» – «чистый»).
Среди пуритан были выходцы из дворян, крестьян, ремесленников, купцов. Они принадлежали к разным сектам, но общим для всех было требование отказа короля от права назначать епископов, что ослабило бы вмешательство Короны в дела веры. Священников, по мнению пуритан, должны были избирать сами верующие.
В конечном счете именно религиозные противоречия вызвали открытый конфликт между королем и его шотландскими поддаными, которые не хотели допустить подчинения шотландской церкви Лондону. В отличие от своего отца, отличавшегося крайней нерешительностью, Карл I действовал часто сгоряча и непродуманно. Как личность он был крайне противоречив. Человек большого обаяния, очень умный и образованный, первый коллекционер-меценат на английском престоле, он прославился неискренностью и лицемерием на политическом поприще. Конфликт с шотландцами перерос в небольшую и неудачную для короля войну. Пришлось ему обратиться к помощи парламента, чтобы получить средства на ведение боевых действий.
Долгий парламент. 3 ноября 1640 г. в Лондоне собрался парламент, который получил в истории название Долгого парламента (его деятельность продолжалось более тринадцати лет). Среди депутатов парламента было много противников абсолютизма, они составили оппозицию королю Карлу.
Стороннники короля получили прозвище роялистов (от «rоyal» – «королевский») или «кавалеров», а его противники – «круглоголовых», потому, что первых отличало пристрастие к нарядным шелковым костюмам и длинным прическам с локонами по придворной моде, а вторые имели обыкновение стричься «под кружок», что отвечало пуританскому стремлению к суровой простоте. За этими внешними признаками, так сказать, эстетическими отличиями скрывались серьезные различия в позициях: «кавалеры» защищали полномочия королевской власти, «круглоголовые» хотели усилить позиции парламента, хотя и те и другие были сторонниками монархии и об отмене королевской власти даже не мечтали.
Начало конфликта. Требованию Карла I предоставить деньги для ведения войны с шотландцами «круглоголовые» противопоставили требование регулярного созыва парламента и обязательного утверждения налогов парламентом. Кроме того, король должен был отказаться от практики расселять солдат в дома без согласия их владельцев. Очень важным было требование: нельзя никого арестовывать без предъявления обвинения, подписанного судьей. Это было одним из первых условий, гарантирующих права человека. Все требования были сформулированы в специальном документе. Они целиком отвечали интересам богатых англичан. Зато требования крестьян полностью игнорировались, более того, документ поддерживал «огораживания», т.е. практику сгона крестьян с земли.
Спор между королем и парламентом происходил как раз в тот момент, когда в Ирландии началось восстание католиков-ирландцев против завоевателей-протестантов, выходцев из Англии и Шотландии. Карл I настаивал на предоставлении ему армии для подавления ирландского восстания, но получил отказ парламента. Рассерженный король в начале 1642 г. покинул столицу и уехал на север страны собирать войска. В ответ парламент начал создавать собственную армию. Страна фактически раскололась на два враждебных лагеря, один из которых поддерживал короля, а другой – парламент. При этом более развитые юго-восточные районы поддержали парламент, а за короля выступил отсталый северо-запад, где сильны были средневековые традиции. Парламент мог рассчитывать на поддержку со стороны шотландцев. Король ждал, что на континенте закончится Тридцатилетняя война (1618–1648) и ему будет оказана помощь другими монархами.
► Читайте также другие темы части III «»Европейский концерт»: борьба за политическое равновесие» раздела «Запад, Россия, Восток в сражениях XVII–начала XVIII века»:
Парламентская монархия и ее признаки. Путь к парламентской монархии
Парламентская монархия – один из видов конституционной формы правления. Данная политическая система в настоящее время является самой распространенной среди государств монархического типа. Чем же обусловлена эта распространенность? Давайте выясним, что представляет собой конституционная парламентская монархия, и какой путь прошли отдельные страны для её установления.
Сущность
Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.
С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.
Признаки
Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.
Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.
Монарх подписывает законы, принятые в парламенте, но практически никакого влияния на исполнительную, законодательную или судебную власть не имеет.
Вот такие главные признаки парламентской монархии.
Сравнение с другими формами правления
Парламентская монархия и парламентская республика имеют очень много общих черт. Схожего между ними гораздо больше, чем между первой из них и другими формами монархии.
Главной чертой, объединяющей парламентские монархию и республику, является то, что у обеих форм источником законодательной власти служит выборный парламент. Он же формирует исполнительный орган власти – кабинет министров во главе с премьер-министром. Парламент имеет право роспуска правительства. Для сравнения: в абсолютной монархии решения обо всех назначениях принимает лично монарх. При президентско-парламентской республике кабинет министров назначается президентом, но при условии утверждения его парламентом.
Впрочем, зачастую в парламентской монархии тоже требуется утверждение решения законодательного органа о назначении правительства монархом. Но в большинстве случаев оно носит чисто формальный характер.
Как видим, абсолютная и парламентская монархия имеют мало общих точек соприкосновения, кроме того, что в обоих случаях главной государства считается монарх. Но во втором случае он фактически не правит страной, а только царствует.
Государства с парламентской монархией
В настоящее время во многих государствах мира практикуется использование такой формы правления как парламентская монархия. Страны с подобным способом устройства имеются в Европе, Азии, Австралии и Океании, Северной Америке и Африке.
Наиболее типичный пример государства с парламентской монархией – Великобритания. В настоящее время королевой этой страны является Елизавета II. Наименование её должности стало крылатым выражением, обозначающим руководителя, который фактически ничем не управляет. Хотя в отношении самой Елизаветы данный фразеологизм верен только отчасти. Она, хотя и не вмешивается в политические дела, но тем не менее принимает активное участие в жизни общества. Кроме Великобритании Елизавета считается главой ещё 15 стран Содружества, которые ранее входили в состав Британской империи, в том числе Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Существуют и другие европейские государства парламентской монархии. Среди них можно выделить Нидерланды, Бельгию, Испанию, Данию, Швецию, Норвегию, а также некоторые карликовые страны.
Подобную форму правления имеет и ряд государств Азии, а именно Япония, Камбоджа и Малайзия. Среди африканских стран парламентской монархией является Лесото.
Зарождение парламентаризма
Путь к парламентской монархии у большинства стран был долог и сложен, он лежал через эпохи средневековья и абсолютизма. Поворот к парламентаризму в одних странах происходил сравнительно спокойно, а в других был последствием кровавых революций.
Одним из старейших парламентов мира является законодательный орган Великобритании. Правда, он далеко не сразу получил те функции и права, которыми обладает сейчас, а обрел их в долгой борьбе с абсолютизмом. Только после завершения этой борьбы о Великобритании можно было говорить как о парламентской монархии.
Начало действия английского парламента связано с нежеланием феодалов терпеть поборы короля, который стремился за счет них увеличить поступления в казну. Это, естественно, не нравилось представителям знати, которые не раз поднимали восстание. В 1215 году им удалось добиться от короля подписания Великой хартии вольностей, которая гарантировала ряд важных прав феодалам. В частности король не мог назначать новых налогов без согласия специального совета, который стал прообразом парламента.
В 1264 году началось новое восстание знати против короля. Монарх даже был схвачен и заключен под стражу. Был организован совет из девяти крупнейших феодалов, который фактически стал управлять страной. В помощь этому парламенту глава мятежа и фактический правитель Англии Симон де Монфор собрал парламент, куда кроме рыцарей и других феодалов входили представители высшего духовенства.
Так, с 1265 года стал функционировать английский парламент, но до полноценной парламентской монархии было ещё очень далеко.
Дальнейшее развитие
Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.
Со временем полномочия парламента все больше расширялись. С 1322 года его представители стали обсуждать не только финансовые дела, но и вопросы престолонаследия.
По причине того, что в парламент стали приниматься новые сословия, он разделился на две палаты: лордов и общин. В Палате лордов было представлено высшее духовенство и феодалы. Их называли пэрами. Членство в Палате лордов было пожизненным и передавалось по наследству. Представители в Палату общин избирались от каждого графства страны в заранее предусмотренном количестве. Вначале избранными могли быть в основном мелкие рыцари, но затем в доступ парламент получили и представители зарождающейся буржуазии.
С приходом к власти династии Тюдоров королевская власть в Англии значительно укрепилась, а это означало ослабление влияния парламента на государственные дела. Монарх был настолько силен, что мог в единоличном порядке принимать практически все решения. Парламенту отводилась в основном совещательная функция. Но вместе с тем король не спешил отнимать те привилегии, которые получил парламент в предыдущие века. В своих действиях он опирался на Палату общин против ослабевшей аристократии. Наступила пора абсолютизма.
Но, как показала история, это ослабление роли парламента было временным.
Усиление
После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.
Вначале Стюарты пытались править единолично, значительно ограничив парламентариев в правах. Король Карл I даже предпринял попытку полностью распустить законодательный орган. Но эффективно управлять страной и собирать налоги без парламента уже не получалось.
В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.
Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.
В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.
В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.
Установление парламентской монархии
Тем временем назрело новое противостояние короля из династии Стюартов и парламента. Оно было вызвано желанием короля накладывать вето на решения законодательного органа. Это противостояние вылилось в так называемую Славную революцию.
В 1688 году династия Стюартов была вновь смещена, а королем стал Вильгельм Оранский, женившийся на дочери предыдущего правителя. Уже через год был издан Билль о правах, который существенно расширял полномочия парламента. Именно от него ведет отсчет парламентская монархия в Англии. Теперь король не мог ограничивать действия законов, принятых этим законодательным органом страны.
В 1707 году произошло окончательное объединение Англии и Шотландии в государство под названием Великобритания, что привело к созданию общего парламента. К середине XVIII века роль короля в управлении государством была сведена к минимуму, что говорило о том, что парламентская монархия полностью сформировалась. Практически в неизменном виде она существует в Великобритании до нашего времени.
Современный этап парламентаризма
В настоящее время парламентская монархия в Великобритании является своеобразным эталоном данной формы власти. Королева в этой стране практически не вмешивается в политику, а государством управляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты лордов и Палаты общин.
Право находиться в Палате лордов передается по наследству, но роль этой части парламента в управлении государством в настоящее время существенно ограничена.
Депутаты в Палату общин избираются всенародным демократическим голосованием. Именно победившая на выборах партия получает право формировать правительство страны.
Парламентская монархия в других странах мира
Формирование парламентских монархий в других странах мира имело свои нюансы.
Предтечей современного парламента во Франции стали Генеральные штаты, впервые созванные королем в 1302 году. В 1791-м, после буржуазной революции, предпринята попытка создания конституционной парламентской монархии, но она потерпела крах. Было ещё несколько более успешных попыток идти данным путем развития, но в конце концов народ Франции выбрал республиканскую форму правления.
Но далеко не всегда установление парламентской монархии было следствием войны или революции. Вполне бескровно парламентаризм сменил абсолютизм в Швеции, Дании, Норвегии и во многих других странах мира.
Значение парламентской монархии
Парламентская монархия является своеобразным компромиссом между веками существующими традициями и демократической формой развития. Вернее, данная форма правления помогает объединить эти, казалось бы, несовместимые вещи в одно целое. Монарх продолжает царствовать, но основными процессами в государстве управляет демократически избранное правительство.
Именно это объясняет тот факт, что парламентская монархия как форма правления не теряет свою актуальность даже в наши дни.