Как коронавирус повлиял на туризм
Коронавирус сформировал новые тренды в туризме
Коронавирусные ограничения в сочетании с изменениями реальности заставили индустрию туризма быстро меняться – просто чтобы выжить. В результате сформировалось несколько заметных трендов, которые, скорее всего, останутся актуальными и в обозримом будущем.
Больше эксклюзивности
Многие исследования показывают, что богатые люди в результате пандемии в среднем стали еще богаче. Это отразилось и на туристической отрасли. Когда после нескольких месяцев глобальной самоизоляции снова открылись некоторые курорты, особенно высоким спросом у истосковавшихся по отдыху клиентов пользовались именно роскошные варианты. Согласно статистике Ultima Collection, которую приводит PRCO, сразу после того как границы приоткрылись, значительно выросло число бронирований отелей, резиденций и вилл класса ультралюкс, причем 95% гостей этой компании прибывали на отдых на частных самолетах.
Аналогичная ситуация и с чартерными яхтами. Представитель крупнейшего американского брокера Denison Yachting Бен Фарнборо отмечает, что, несмотря на ограничения, рынок аренды частных судов в 2020 г. даже вырос в сравнении с 2019 г. и сейчас набирает темп. «Уже только за I квартал мы закрыли 65% от оборота всего 2020 года, который тоже был успешным, – говорит Фарнборо. – С учетом неопределенности в Европе особенной популярностью пользуются чартеры в США, на Багамских островах и в странах Карибского бассейна».
«Раньше на Новый год и Рождество на Карибские острова отправлялось 60–70% суперъяхт, – комментирует Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления Imperial Yachts. – А в 2020 г. флот примерно поровну – по 40% – разделился между Карибским морем и Индийским океаном, остальные 20% отправились в менее популярные регионы, например во Французскую Полинезию. С начала 2021 г. наблюдается активный спрос на Скандинавию, в особенности на Норвегию. Ну и особняком стоит Антарктика, куда в этом году пойдет легендарная [77-метровая экспедиционная суперъяхта] La Datcha. Она почти полностью забронирована на зимний сезон – найти свободную неделю практически невозможно».
Ближе к природе
Еще одно наблюдение «коронавирусного сезона» – пожалуй, никогда прежде люди так не стремились посетить дикие и отдаленные уголки на Земле. Благодаря этому огромную популярность получили глэмпинги (glamping от англ. glamorous и camping) и глэмперваны (комфортабельные дома на колесах), а также всевозможные лагеря, лоджи и экологичные отели. Тренд характерен и для России. По оценке PRCO, в 2019 г. в стране работало 60 глэмпингов, а в 2020 г. их количество удвоилось. Популярны и вылазки на природу с проживанием в палатках, особенно в Карелии, Мурманской области и на Алтае.
Почему людей потянуло к природе? Поэтический ответ такой: из-за пандемии ко многим пришло осознание хрупкости планеты, поэтому и возникло желание успеть увидеть как можно больше нетронутых мест, пока не поздно. Но есть и ответ прагматический: закрытые границы объективно сделали туризм локальным, к тому же на природе в отличие от города легче соблюдать пресловутую социальную дистанцию и, следовательно, ниже вероятность заразиться вирусом. «Как никогда, популярно желание путешествовать в отдаленные малолюдные места, – отмечает Карлос Нуньес, основатель Kontiki Expeditions, который организует частные круизы на небольших яхтах вдоль побережья Эквадора. – Клиенты по-прежнему хотят роскошного отдыха, но очень переживают по поводу своего здоровья и безопасности, а также хотят заботиться об окружающей среде. Этот новый тренд получил название «неороскошь».
Воркейшн
Это направление, название которого происходит от слов work и vacation, вообще одно из самых молодых в туризме. Возникло оно около 10 лет назад, но за его укрепление и развитие сейчас всецело нужно благодарить распространение удаленной работы и инструментов для дистанционной коммуникации. Туристы переезжают в более теплые страны или из города к воде и на природу на длительный срок и совмещают таким образом работу и отдых. Отели, в свою очередь, тоже реагируют на вызов: обеспечивают гостей подходящими условиями, устанавливают удобные столы и кресла, проводят быстрый интернет, готовят специальные тематические предложения. Например, в Porto Montenegro в Черногории запустили программу Work and Live. Клиенты могут снять роскошные апартаменты у воды в 50 м от марины с яхтами за 1400 евро в месяц и пользоваться современным коворкингом на территории комплекса.
Здоровье в приоритете
По данным разных российских и зарубежных исследований, от 40 до 60% людей пока в принципе не готовы путешествовать из-за страха заболеть. Большая часть активных туристов, которые все же отправляются в поездки, тоже, безусловно, озабочены этим и уделяют пристальное внимание дезинфекции номеров, уровню подготовки персонала и отношению к соблюдению социальной дистанции и других важных правил. Отели стараются максимально отвечать на этот запрос. «Мы еженедельно тестируем сотрудников на COVID-19, обязательно носим маски в общественных местах и т. д., – говорит Наусика Георгиаду, владелица вилл Skinopi Lodge на острове Милос в Эгейском море. – В прошлом году к нам приехали многие лояльные клиенты, которые гостили у нас раньше, потому что они уверены в нас на 100%. На мой взгляд, люди будут возвращаться в знакомые места и постараются избегать лишних перемещений».
Внутрироссийский туризм
Закрытие границ сделало внутренний туризм основным в стране. Однако, по оценке Ассоциации туроператоров России, за 2020 г. он все равно сократился на 35–40% по сравнению с 2019 г. Впрочем, со второй половины прошлого года наблюдается устойчивая положительная динамика.
Из популярных и интересных отечественных направлений выделяют относительно не заезженные Бурятию, Калининград, Алтай и Ростов-на-Дону, а также вечных фаворитов – Карелию, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Краснодарский край, Крым и Кавказ. Значительную поддержку продвижению внутреннего туризма оказала программа покупки туров и билетов с кэшбэком, на которую правительство России выделило 15 млрд руб. Туристы по ней возвращают 20% от стоимости поездки по России на карту «Мир», если оплачивают отдых онлайн. «На первом этапе была непростая процедура подачи анкеты на вступление в программу, но в конце концов условия подачи заявления значительно упростились, – говорит Вера Мишенина, директор по продажам московского 5-звездочного отеля Moss. – Программа хорошо работает для загородных и курортных отелей в Московской области, Крыму и Краснодарском крае, но очень плохо – для городских бизнес-отелей. Большинство туристов для бронирования по программе кэшбэка выбирают отели «3 звезды» и «4 звезды», «5 звезд» менее популярны. Тем не менее в 2020 г. количество внутренних туристов у нас выросло на 30% по сравнению с 2019 г.».
Отчасти выручил набравший популярность стейкейшн (от англ. stay и vacation): когда люди не могут либо не хотят выезжать из своего города или региона из-за ограничений, но желают сменить обстановку, они переезжают на пару дней из своей квартиры в отель, чтобы зарядиться новыми эмоциями и отдохнуть в необычной для себя атмосфере. «Если раньше среди наших гостей были преимущественно те, кто приезжал в командировки, на деловые встречи и мероприятия, а также с туристическими и экскурсионными целями, то сейчас больше всего как раз тех, кто хочет просто сменить обстановку – приехать на 1–2 ночи на выходные или в будние дни», – подтверждает Мишенина. Кстати, некоторые зарубежные отели для популяризации стейкейшн вводят дополнительные скидки для местных. Например, отель Figueroa в Лос-Анджелесе предлагает калифорнийцам 25%-ную скидку на размещение на выходных, а Pendry San Diego дает скидку на номера гостям, живущим в радиусе 500 км от отеля.
Экономическая инфекция: как туризм справляется с коронавирусом
20 февраля Россия закрывает границы для граждан Китая. Предполагается, что это временная мера. Прежде российские власти частично приостановили авиасообщение с КНР, разрешив полеты в страну и обратно только «Аэрофлоту» и четырем китайским авиакомпаниям. Теперь ограничения более серьезные: приостанавливаются выдача виз и прием приглашений и запросов на иностранных работников для граждан Китая.
В соцсетях уже шутят, что Санкт-Петербург станет совсем другим без китайских туристов.
Европейские туристические маршруты тоже пострадали. Излюбленная группами из Китая площадь рядом с магазином Louis Vuitton в центре Парижа опустела, на винных заводах в Бургундии, у стен сказочного замка Нойшванштайн в Баварии и по торговым центрам Лондона больше не снуют люди с селфи-палками.
Урон туристическому сектору оказался настолько велик, что на прошлой неделе правительство Италии обсудило вопрос об оказании помощи пострадавшим туроператорам. Незадолго до этого, 21 января, министр культуры и туризма Италии Дарио Франческини вместе с китайским коллегой Ло Шуганом наметили многоплановую программу по расширению культурного влияния. Ожидалось, в частности, увеличение числа рейсов между Китаем и Италией в три раза — с 56 до 108 в неделю. Через 10 дней после торжественной презентации плана по культурной интеграции итальянские власти приостановили авиасообщение с КНР.
Поскольку власти Китая тоже не отстают в ограничении транспортной мобильности собственных граждан даже внутри страны, поток китайских туристов за рубеж затормозился. Предприятия по всей Европе готовятся к пустому туристическому сезону.
Тема коронавируса затронула и международные деловые форумы, предусматривающие массовые скопления людей в одной локации. На прошлой неделе в Барселоне отменили ярмарку Mobile World Congress, которая должна была состояться 24 февраля и принести городу доход в €500 млн.
На противоположной стороне материка, в Японии, коронавирусная инфекция тоже сказалась на туризме. В связи с этим Киото, который обычно пользуется повышенным спросом у путешественников в любое время года, перешел на программу «малолюдного туризма». Экономические последствия от коронавируса, которым, по последним данным, заразились уже свыше 75 тыс. человек, привели к запустению красивейших мест Киото. Например, представители туристического бизнеса в районе Арасияма, знаменитом храмами, вишневыми деревьями и бамбуковой рощей, объявили, что в этих обстоятельствах будут рады любому гостю, которого примут еще радушнее, чем делали это прежде (будто такое вообще можно представить, учитывая знаменитое японское гостеприимство).
Обычно на мосту Тогетсуке не протолкнуться от Instagram-блогеров
«В последнее время в нашем регионе было много стихийных бедствий: тайфуны, наводнения, вот и коронавирус. Но мы должны держать нос по ветру!» — бодрится представитель местного туристического сообщества Суичи Като.
Киото опустел и ощутил перспективы туристического неурожая в грядущем сезоне, поскольку треть общего потока туристов в этой местности составляют граждане соседнего Китая. В 2019 году японские достопримечательности посетили 9,6 млн китайцев. Теперь же граждане КНР озабочены не повышением экономического благополучия других стран за счет своего природного любопытства, а более серьезной проблемой — собственным здоровьем.
Тревел-карантин. Как эпидемия коронавируса повлияет на туризм?
Еще месяц назад жители Китая были самыми активными туристами в мире. До 2020 года рынок выездного туризма из Китая был самым быстрорастущим в мире. За несколько лет туристы из КНР опередили даже таких заядлых путешественников как жителей Германии и США. Эпидемия коронавируса поломала не только планы туристов. Сейчас убытки терпит весь связанный с путешествиями бизнес — начиная от транспортных компаний и отелей до магазинов и ресторанов.
В конце января власти Китая запретили своим туроператорам продавать туры по стране и заграницу. Эти меры практически остановили выездной групповой туризм из Китая и максимально ограничили индивидуальный.США полностью запретили въезд для иностранцев, которые посещали Китай последние 14 дней. Граждане США, вернувшиеся из КНР проходят обязательный карантин.
Россия приостановила безвизовый режим для туристов из КНР, а гражданам страны не выдают новые рабочие визы. Закрыты автомобильные и пешеходные пропускные пункты на российско-китайской границе, а улететь на самолете в Китай можно только «Аэрофлотом» и только в четыре города. В России за девять месяцев прошлого года побывали 1,3 млн туристов из КНР, а в этом году прогнозировался рост количества путешественников до 1,9 млн.
Кто сильнее всего страдает от отсутствия туристов из КНР? Подробнее о том, сколько потеряют российские туристические и транспортные компании из-за снижения турпотока, если карантин продлится в марте, смотрите на видео:
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Как коронавирус меняет мировую туриндустрию
Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис – это возможность создать более устойчивую туристическую экономику.
Ускорение свободного падения
Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего».
Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР.
Пять приоритетных направлений преобразования туризма после пандемии COVID-19:
1. Смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности)
2. Повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристической инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма)
3. Диджитализация (цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки)
4. Экологизация (содействие устойчивому развитию, внедрение углеродно нейтральных решений, развитие экотуризма)
5. Координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития
Источник: доклад ООН «COVID-19 и трансформация туризма»
Но именно тот кризис открыл новые возможности. В августе 2008 г. был основан сервис Airbnb, который сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду. Сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, стали набирать популярность, индустрия стала меняться.
Подобные тенденции наблюдаются в мире и сегодня: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора, и сами игроки отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести диджитализацию, запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.
«Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего инклюзивного и устойчивого роста сектора», – подчеркивает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) в исследовании под названием «К выздоровлению и за его пределами: будущее туризма после COVID-19».
В России, например, комитет по туризму города Москвы вместе с туристическим сообществом организовали более 70 отраслевых онлайн-мероприятий, включая антикризисные вебинары, воркшопы, международные роуд-шоу и телемосты. Например, пятидневный антикризисный онлайн-интенсив в апреле прослушали более 4000 сотрудников турагентств, отелей и авиакомпаний из России и СНГ, представители региональных администраций и туристических офисов других стран. В Греции была создана платформа «Греция из дома» для профессионалов в сфере туризма, предназначенная для обучения цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и вебинаров. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий.
Новые решения в новых условиях
Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этому году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центр инноваций.
«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут быстро адаптироваться и должны лучше подготовиться к будущему. Городской туризм – одна из главных тенденций XXI в.», – подчеркивается в исследовании.
Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Мостуризм в период весенней самоизоляции – с марта по май 2020 г. – запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий. Например, в онлайн перешел образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий». А для поиска новых решений в туризме работает Moscow Travel Hub – площадка, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями. Два его проекта – акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хакатон Moscow Travel Hack (подробнее см. Чем полезны хакатоны)
«Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос. Кто окажется привлекательнее остальных, когда ситуация полностью нормализуется? Тот, у кого будут выгодные предложения и лучшая инфраструктура, в том числе цифровая. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта. Их требования возросли. Чтобы быть конкурентными, нам надо адаптироваться. Важно развивать и поддерживать технологичные проекты в туротрасли», – говорит заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.
Быть диджитал
Цифровизация туристического сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как Skyscanner, Booking.com, Airbnb, дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало вместо пакетных туров индивидуальные.
$1,5 трлн
таков был объем мировой туристической отрасли в 2019 г., по данным UNWTO. Еще в марте 2020 г. организация предрекала, что отрасль потеряет треть дохода, но в сентябре пересмотрела прогноз
Однако в реальности в период постковидного восстановления цифры могут быть выше. По данным медиаплатформы HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10–15 лет.
В тематическом исследовании Агентства инноваций г. Москвы отмечается, что будет расти спрос на онлайн-платформы, позволяющие создать бесшовный опыт организации путешествий, например, с помощью интеграции бронирования не только билетов и проживания, но и досуга непосредственно в месте отдыха (покупка билетов в музеи, заказ такси или аренда автомобиля, доставка еды и т. д.).
Пример такого продукта – сервис RUSSPASS, который дает возможность пользователю сформировать индивидуальный маршрут путешествия по всей России: купить билеты на самолет, поезд, различные экскурсии, в музеи и театры, узнать об интересных местах и полезных услугах в режиме «одного окна» (подробнее об этом см. Как проект RUSSPASS должен помочь путешественникам и отрасли).
Другое направление цифровизации туризма, получившее особую популярность именно во время карантинных ограничений, – виртуальные экскурсии по городам и музеям мира. Не вставая с дивана, можно обойти Лувр, послушать Венскую оперу, изучить видеогалерею NASA. Возможность путешествовать онлайн помогает людям открывать для себя мир, видеть места, где они еще не бывали, получать знания, знакомиться с жителями самых разных стран, даже просто находясь дома, говорит председатель комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.
В Москве благодаря запущенной Мостуризмом в марте 2020 г. медиаплатформе #Москвастобой (москвастобой.рф) человек из любой точки мира может бесплатно посмотреть виртуальные экскурсии по расположенным в Москве ведущим федеральным, городским, частным музеям, московским паркам, включая Парк Горького, ВДНХ и «Зарядье», и другим культурным площадкам столицы и районным достопримечательностям, послушать познавательные лекции, принять участие в мастер-классах и др.
Проекты, подобные медиаплатформе #Москвастобой, помогают создавать привлекательный образ города и тем самым формировать отложенный спрос на путешествия. Если человеку уже сейчас понравится, к примеру, парк, музей, театр или городская достопримечательность, велика вероятность того, что он обязательно посетит это место, как только будет возможно, подчеркивает глава Мостуризма.
Международное сотрудничество и кооперация
Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристические продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.
Так, в марте 2020 г. комитет по туризму города Москвы запустил новый онлайн-формат международного взаимодействия – телемосты с зарубежными партнерами. Среди состоявшихся – телемосты с партнерами из Сеула, Пекина и Чунцина, Будапешта, Парижа, Барселоны, Алма-Аты. Встречи в удаленном формате позволяют решать текущие проблемы, обсуждать вопросы развития стратегического партнерства, обмениваться опытом, предлагать новые инициативы для взаимодействия, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Еще один пример – цифровые роуд-шоу между представителями туротрасли Москвы и зарубежных городов-партнеров. Первое мероприятие такого формата прошло в июне для стран Персидского залива. В нем приняли участие 25 представителей туриндустрии из Москвы и более 100 из ОАЭ, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и других стран. Теперь цифровые роуд-шоу станут обычной практикой наравне с традиционными форматами бизнес-миссий, констатирует Бойкова.
Несмотря на мощное падение отрасли, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, констатируют эксперты WTTC в актуальном прогнозе. Они отмечают, что ускорение цифровой повестки дня является одним из положительных результатов этого кризиса наряду с развитием новых бизнес-моделей, воплощающих цели устойчивого развития, внедрением экологического туризма, вовлечением в сектор разных социальных слоев населения, а также эволюцией спроса и переосмыслением роли безопасности и здоровья. &
Как пандемия изменила туризм и что нас ждет в 2021 году
Об эксперте
Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды в «Авито Недвижимости».
Провалы и рост 2020 года
Туристический 2020 год начинался на позитиве. Эпидемия коронавируса в Китае казалась далекой и не очень опасной. Люди продолжали путешествовать, в том числе по России.
В начале года мы отмечали рост спроса на краткосрочную аренду жилья примерно на 30%. Предложение постепенно подтягивалось за спросом и прибавило около 10%. Картина казалась почти безоблачной.
Что было потом, мы все хорошо знаем. Во время локдауна потенциальные путешественники оказались заперты по домам. А туристическая отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших от коронакризиса.
Во многих регионах гостиницы были закрыты. А там, где они продолжали работать, с постояльцев зачастую требовали справку об отсутствии коронавируса. В итоге туристы, предпочитавшие останавливаться в гостиницах, переключились на краткосрочную аренду жилья. Но даже в этом сегменте все равно было серьезное падение спроса. По данным «Авито Недвижимости», в апреле оно составляло до 50% к прошлогодним показателям.
Вместо отпуска многие россияне постарались переехать поближе к природе и подальше от скоплений людей — тем более, что компании массово переводили сотрудников на удаленку. В итоге резко подскочил спрос на загородную недвижимость: в некоторых регионах мы отмечали троекратный рост. Эта ситуация сохранялась на протяжении всего лета.
Тем не менее, летний туристический сезон в России все-таки состоялся. Засидевшись на карантине, люди начали путешествовать вскоре после снятия первых ограничений. Сначала — внутри своих регионов, а затем и между ними. В конце июля глава Крыма Сергей Аксенов говорил, что загрузка объектов размещения на Южном берегу полуострова достигла 95%.
Летом Россия частично открыла границы с другими странами, включая популярные курорты — Хорватию, Турцию, Черногорию. Но угрозу коронавируса никто не отменял. В условиях пандемии россияне предпочитали путешествия по стране зарубежным поездкам.
Так, по подсчетам «ТурСтат», летом 2020 года самыми популярными направлениями стали Краснодарский край (6,2 млн туристов), Крым (3,5 млн), и Алтай (2 млн). Турция заняла только пятое место, причем со значительным отставанием — ее посетили всего 460 тыс. россиян.
Помимо перечисленных локаций, было и несколько новых для массового путешественника туристических открытий — Дагестан (рост на 40%), Карелия (рост в два раза), Ингушетия, Алтай и Калининградская область. Последняя в середине июля демонстрировала самый динамичный рост спроса — в 2,3 раза к показателям 2019 года.
В эти регионы отправились, прежде всего, жители крупных городов, которые привыкли активно путешествовать. Но раньше они делали это за границей, а теперь готовы к нестандартным маршрутам по России. Как правило, они выбирают активный и познавательный отдых. А это, в свою очередь, хорошо сказывается на развитии туристической инфраструктуры, поддерживает местные музеи и другие туробъекты.
Туризм изменился
Коронавирус повлиял не только на маршруты туристов, но и на то, как именно они путешествуют.
Раньше россияне нередко выбирали готовые туры — самый простой и доступный способ съездить за границу. Но на фоне закрытых границ туры стали менее интересны. По данным «Яндекса», доля соответствующих запросов снизилась с 17% до 10%.
Кроме того, сократилась доля запросов о гостиницах. Зато пользователи чаще интересовались общей информацией — например, куда поехать в отпуск или где лучше отдохнуть с детьми. Это подтверждает, что люди готовы планировать свой отпуск самостоятельно, выбирая интересные места и не привязываясь к туроператорам или гостиничной инфраструктуре.
Об интересе к самостоятельным путешествиям говорит и динамика спроса на гидов. По данным «Авито Услуги», он увеличился на 46,3% год к году. Количество предложений выросло на 22,1%, причем больше всего предложений об экскурсиях появилось в разделе «Услуги» именно за последний год.
Страх перед коронавирусом и падение доходов переориентировали часть туристов с гостиниц на краткосрочную аренду жилья. После локдауна этот сегмент начал восстанавливаться именно с курортных регионов.
Путешественники выбирали посуточные квартиры, потому что это предполагает меньше контактов с другими людьми и более безопасно с эпидемиологической точки зрения (нет ресепшна, общих холлов, есть возможность бесконтактно заселиться; да и наши клиенты-посуточники ввели еще более строгие регламенты уборки и дезинфекции квартиры для безопасности постояльцев). К тому же квартира, как правило, больше и удобнее гостиничного номера. А проживание на относительно длительные сроки дешевле именно в квартирах.
Еще один тренд 2020 года — путешествия на автомобилях. В условиях пандемии поездка на машине в отпуск оказалась более безопасной альтернативой поездам и самолетам. При этом маршруты стали сложнее и интереснее. На своей машине туристы свободнее перемещаются и посещают больше мест, снимая жилье на короткий срок.
Более того, российские туристы начали активно осваивать дома на колесах. Спрос на автодома, по данным «Авито Авто», в период с начала января по середину декабря 2020 года, увеличился на 40% по сравнению с тем же периодом 2019-го.
Осторожные планы
Осенью Россия продолжила открывать границы. Возобновились полеты на Кипр, в Тунис, Сербию, Эфиопию и другие страны. Но открытие маршрутов совпало с ростом заболеваемости коронавирусом, и многие туристы остались дома.
Спрос снижался и на поездки по стране. В столицах, где статистика по заболеваемости хуже, это падение ощущалось сильнее. В регионах с более благоприятной эпидемиологической обстановкой тенденция была не такой явной. Но в целом люди стали путешествовать осторожнее, чем летом.
Так же осторожно они планировали и зимний отдых. Европейские зимние курорты по-прежнему закрыты для россиян, и дипломаты из ЕС сомневаются, что их откроют в ближайшее время. В Российском союзе туриндустрии ожидают, что Европа будет закрыта для путешественников из России как минимум до августа-сентября 2021 года. Сами туристы тоже трезво смотрят на ситуацию. 81% из них не верят, что им удастся поехать за границу на Новый год.
Поэтому они планируют путешествия по стране, в том числе на зимние каникулы. Мы видим, что у клиентов формируется отложенный спрос. Количество людей, которые ежедневно пользуются нашим сервисом, выросло на 51% год к году.
В последние пару недель этот отложенный спрос начал реализовываться: от изучения объектов люди переходят к бронированиям. В списке популярных направлений — Сочи, Шерегеш, Приэльбрусье, а также Алтай, Карелия и «Золотое кольцо».
А вот в столицы туристы не торопятся: ограничения на развлечения и массовые мероприятия сильно ударили по турпотоку и подтолкнули его в сторону регионов.
Что будет дальше
Опираясь на итоги летнего сезона и те тенденции, которые мы видим сейчас, можно дать несколько прогнозов на следующий год.
Прежде всего, 2021-й также будет годом внутреннего туризма. И наши данные это тоже подтверждают: за последний год краткосрочная аренда на «Авито Недвижимости» стала популярнее на 50%. Мы ожидаем продолжение этого тренда.
Из-за закрытых границ зарубежные поездки остаются в подвешенном состоянии. К тому же в 2020 году россияне успели распробовать некоторые внутренние маршруты и готовы осваивать новые. По оценке «КупиБилет», Россия занимает второе место в мире по восстановлению внутреннего туризма. В октябре рынок просел всего на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
В компании отмечают, что многие жители страны еще никогда не путешествовали так много, как в 2020-м. А опрос Райффайзенбанка показал, что 74% россиян еще активнее ездили бы по стране, если бы знали об интересных местах и маршрутах. По мере развития внутреннего туристического рынка такие знания у потребителей обязательно появятся.
В 2021 году мы также увидим на рынке новых русских путешественников, которые раньше отдыхали в Дубае и на других люксовых направлениях. Такие туристы формируют запрос на новое качество сервиса и готовы за него платить.
Они не пользуются фильтром цены «до суммы Х», а скорее наоборот — выбирают предложения не ниже определенной стоимости. С одной стороны, чтобы привлечь таких путешественников объекты размещения должны будут соответствовать новым запросам. С другой, на локальный рынок придут большие деньги.
Компании из сферы услуг уже заметили новую категорию туристов и стараются под них подстроиться. К примеру, один из сервисов такси к зимнему сезону запустил в Сочи минивэны премиум-класса. Также многие посуточники добавляют в свой портфель объектов более элитные варианты жилья и квартиры с нетиповым интересным ремонтом.
Кстати о фильтрах: в 2020 году произошла окончательная цифровизация отрасли, поэтому если объявление об аренде жилья не снабжено необходимой информацией, фильтрами, фотографиями, актуальными датами для бронирования, оно теряет существенную часть спроса и современную активно путешествующую платежеспособную аудиторию.
В 2021 году продолжит развиваться практика staycation (от англ. stay — оставаться, vacation — отпуск) — короткие вылазки на небольшие расстояния, которые позволяют встряхнуться и ненадолго сменить обстановку.
Но теперь к ним добавится и workation — совмещение работы с отпуском. В начале осени 40% малых и средних российских компаний планировали оставить сотрудников на удаленке — по крайней мере, в ближайшее время. Не исключено, что многие из них сохранят дистанционный режим и в следующем году.
На удаленке сотрудники могут работать из любой точки, в том числе с российских курортов или из глубинки. И это, в свою очередь, тоже предъявляет определенные требования к объекту размещения. Для комфортного workation важно, чтобы гостю не приходилось нарушать привычную рутину и распорядок. То есть, арендованная квартира должна быть не менее или даже более удобной, чем собственная.
Конечно, из-за ситуации с пандемией сложно строить планы на 2021 год и выбирать маршруты поездок. Но 2020-й показал, что россияне готовы путешествовать, несмотря на коронавирус. Просто делать это мы будем немного иначе, чем раньше.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.