Как корректно назвать инвалида колясочника
Спор: нормально ли называть человека с инвалидностью инвалидом? Или с этим словом что-то не так?
Мы придумали рубрику «Спор», чтобы показывать разные точки зрения на один вопрос.
Есть мнение, что к словам необходимо относиться бережно, ведь язык определяет сознание. В частности, слово «инвалид» может оскорблять людей с инвалидностью. С другой стороны, термин прописан в справке об инвалидности и словарях русского языка, а потому кажется, что отказываться от него нет оснований. Так как всё-таки правильно?
В вопросе помогли разобраться две девушки с инвалидностью, доктор филологических наук и сотрудница общественной организации.
Почему «инвалид» — нормальный термин
Главред рекламного отдела Pikabu.ru. Передвигается на инвалидной коляске из-за врождённой хрупкости костей
Доктор филологических наук, профессор Высшей школы экономики
Почему «инвалид» — не нормальный термин
PR-директор отдела развития Санкт-Петербургской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ)
Художница, активистка, соосновательница движения «Женщины. Инвалидность. Феминизм»
А как вы относитесь к слову «инвалид»? Считаете его корректным или нет? Пишите в комментариях.
Как правильно называется инвалид-колясочник
Самой незащищённой социальной группой населения считаются инвалиды. Задача государства — стараться обеспечить для них удобную среду, создать благоприятные условия, повысить уровень жизни. Каждый гражданин может приносить пользу обществу, если для этого есть опора. Общество должно показывать этой группе населения, что они важны, поэтому важно пользоваться корректными словами, чтобы называть их.
Как корректно обратиться к инвалиду на коляске?
Термин «инвалид» пришел в Россию из английского языка. В переводе это слово значит «немощный» или «беспомощный». Именно поэтому сейчас их так называть не принято, это указывает на неполноценность. Некоторые обижаются, когда их называют «инвалидом».
Люди, которые получили инвалидность не только с рождения, а при жизни, внутри остаются теми же. У них остаются жизненные приоритеты, принципы, личные мнения, знания. Поэтому выражения, которые говорят о его здоровье, отталкивают или даже оскорбляют самих колясочников и заботящихся о них. Близкое окружение колясочника так же, как и он, воспринимает все сказанное с особым вниманием.
Для большего уважения можно назвать гражданина с указанием половой принадлежности: «девушка с инвалидностью», «мужчина-колясочник».
Есть две крайности, в которые часто уходят обращающиеся к колясочникам, не задумываясь:
Правильно
Правильные обращения к инвалиду-колясочнику:
Учтите, что это очень индивидуально. Для некоторых инвалидов не принципиально, указывают ли на их особенность, для других это – непозволительно и даже оскорбительно. Если Вы знаете этого инвалида лично, спросите у него, не обидит ли его то или иное обращение, и называйте его так, как будет приятно ему самому.
Неправильно
Неправильные обращения, которыми называть колясочников нельзя:
Есть множество спорных терминов, которые обозначают названия разных инвалидов, но чтобы с уважением обратиться к ним, не нужно наизусть знать эти выражения. Нужно понимать, что главное – не задеть их чувства по поводу перенесенной травмы и не навеять негативные рассуждения.
Заключение
Помните, что Вы обращаетесь, в первую очередь, к человеку. Отнеситесь с уважением к его личному пространству: не трогайте инвалидную коляску, не заводите о ней разговор. Назовите его «девушка или мужчина», смотря в глаза ему, а не смотря на сопровождающего. Следите за тем, как он реагирует на выражения, и разговаривайте с ним «на хорошей ноте».
«Неловкие вопросы»: люди с инвалидностью
Министерство труда России заявило, что сообщения об отказе от термина «инвалиды» не соответствуют действительности. А как людей с инвалидностью называют в других странах и как правильно говорить современному человеку?
Российские чиновники намерены отказаться от использования слова «инвалиды», сообщила в четверг, 27 сентября, газета «Известия». Издание ссылалось на пресс-службу министерства труда и социальной защиты.
Этот термин хотят заменить другим, «в полной мере отражающим правозащитную модель госполитики в отношении людей с ограниченными возможностями», написала газета.
В самом министерстве заявили, что никто от слова «инвалиды» отказываться не собирается, а «Известия» исказили суть комментариев.
На самом деле власти только хотят уточнить определение понятия «инвалид», но не намерены отказываться от «применения термина в законодательстве». Делается это по рекомендации Комитета ООН по правам инвалидов, сообщили в ведомстве.
Русская служба Би-би-си разбиралась, как же правильно называть таких людей, чтобы их не обидеть и самому не выглядеть несовременным человеком.
Что говорят сами люди с инвалидностью
В ООН ранее замечали, что официальный перевод термина на русский язык как «инвалиды» «не отражает модели прав человека».
Сами люди с инвалидностью термин «инвалид» тоже недолюбливают.
Автор фото, Getty Images
Слово «инвалид» пришло из английского языка. Но английское слово invalid («немощный», «болезненный») сейчас не используется, чтобы обозначить человека с особыми потребностями.
В английском языке стало принято говорить «человек с заиканием» вместо «заика». Таким образом подчеркивается, что болезнь человека не определяет его личность.
На сайте «Перспективы» рекомендуется избегать выражения «человек с ограниченными возможностями», так как оно наравне со словами «больной», «калека», «неполноценный» создает стереотип вокруг человека.
«Инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие»
Как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью
На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью.
Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах. Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития.
Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют.
У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве. Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами».
Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть.
В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.
Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще?
Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми.
Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом.
И что с этим делать?
Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов:
1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки.
2. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают.
А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами.
«Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями». В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты.
А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке».
Почему нужно именно так, а не иначе?
Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью. Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.
Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны.
Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов
10 основных правил этикета от людей с инвалидностью
Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом.
1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.
2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.
3. При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь.
4. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.
5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую.
6. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью. Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо.
7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно.
8. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. ». Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».
9. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.
10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности.
Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните:
1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий.
2. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.
3. Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение.
4. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей. И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост».
Этика общения
Этика общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Настоящая памятка-рекомендация предназначена для лиц,
обслуживающих инвалидов, а также для всех интересующихся
проблемой адаптации инвалидов в современном обществе.
Общие правила этикета при общении с инвалидами.
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему,
а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже
те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут
пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит,
обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.
5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним
по имени и на ты, только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что
опираться или повиснуть на её обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в
общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек
сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не
притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что
Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам – понять его.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или
костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам
будет легче разговаривать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему
рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко,
хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по
губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал
свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое
сочувствие то, что Вы изначально не видите в нём равного себе –
оскорбительно.
Люди, испытывающие трудности при передвижении
Люди с плохим зрением и незрячие
Люди с нарушением слуха
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на
него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или
какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут
слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае
говорите более внятно. В другом случае понадобится лишь снизить высоту
голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать,
особенно в ухо, тоже не надо. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте
перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас
поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если Вы сообщаете
информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный
термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или
любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если
существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или
многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат.
Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди
используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте,
что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все
люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить
об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком,
нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из
десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Люди, испытывающие затруднения в речи.