Как корректно отказать потенциальному работодателю
Как отказать работодателю после собеседования
От того как отказать работодателю после собеседования, зависит не только общее впечатление о вас как о человеке и специалисте, которое останется надолго в памяти сотрудников фирмы. Результатом станут еще и возможности, которыми не стоит пренебрегать в случае нового поиска работы.
Стоит ли сообщать, что не готовы работать в компании
Каждый, кто ищет работу, иногда принимает решение не приходить на назначенные рекрутерами встречи, например, почитав о компании негативные отзывы, ожидая другое место или по иным причинам. Стоит ли сообщать об этом или достаточно просто не явиться?
Или другая ситуация: встреча с работодателем прошла успешно, но что-то вас не устроило, или вы получили более выгодное предложение. Что делать в этом случае?
Некоторые соискатели считают, что задумываться о правильном отказе не имеет смысла. Рекрутеры часто не находят времени сообщить соискателю, что он не подходит. Так зачем же это делать кандидату? Но такая точка зрения не соответствует нормам деловой этики.
Сообщить о своем отказе стоит, и вот почему:
Как сообщить работодателю о неготовности принять предложение о работе
В современном мире большинство компаний для поиска сотрудников широко используют специальные рекрутинговые интернет-порталы.
Если вас пригласили на встречу с помощью такого портала, то придумывать вежливые варианты отказа работодателю до собеседования нет необходимости. Для этого существуют специально разработанные формы с готовыми формулировками, вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую и нажать кнопку.
Если вы ведете общение через сайт компании, то доступна и такая возможность как отказ от собеседования по электронной почте. Для этого достаточно написать ответное письмо на приглашение:
Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в Вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня.
Если вас пригласили по телефону, то и отменять встречу логичнее таким же способом. Достаточно пары общих фраз типа:
К сожалению, в данное время я не готов рассматривать предложения о трудоустройстве в Вашу компанию.
Здравствуйте! Спасибо за приглашение на вакансию «Офис-менеджер». В настоящий момент я не готов рассмотреть Ваше предложение.
Сложнее сориентироваться, как вежливо отказать работодателю после собеседования, проходившего в несколько этапов. Ведь уже потрачено немало сил и времени на переговоры, да и компания рассчитывает на вас. Возможны следующие варианты:
1. Вы еще на встрече поняли, что не хотите работать в этом месте. Целесообразно сразу же сообщить об этом работодателю. Можете использовать такие формулировки:
Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от Вашего предложения, так как мне неудобен предлагаемый график работы.
Большое спасибо Вам за предложение, но, к сожалению, эта вакансия мне не совсем подходит, это не то, что я ищу в данный момент.
2. Вы взяли таймаут для дальнейших размышлений. Перед тем, как отказаться от работы после собеседования, необходимо трезво оценить плюсы и минусы предложенной вакансии. Вы все же приняли решение не принимать предложение работодателя? Уведомите об этом одним из двух способов.
По телефону
Такие разговоры не слишком приятны, поэтому к ним стоит готовиться заранее, в том числе прорабатывать ответы на возможные возражения со стороны эйчара.
Благодарю, что вынесли положительное решение по моей кандидатуре, но хочу сообщить, что я подыскал более подходящую мне вакансию в другой компании, поэтому вынужден отказаться от Вашего предложения. Желаю успехов в поисках сотрудника.
В письменной форме
Этот способ предпочтительнее для многих соискателей, т. к. не подразумевает ответной реакции. Вдобавок он становится единственно возможным, когда предложение о работе получено в виде официального документа — джоб оффера (job offer — англ., предложение о работе). Раздумывая, как отказаться от вакансии после собеседования письменно, учтите следующие моменты:
Чтобы проиллюстрировать, как правильно отказать работодателю после собеседования в письменной форме, приведем примеры таких сообщений.
Большое Вам спасибо за предложение о работе на позицию «инженера». После тщательного рассмотрения я вынужден Вам сообщить, что отказываюсь от этого предложения. Несмотря на то, что Вы очень подробно описали будущие возможности продвижения внутри компании «Y», я принял предложение от другой компании, позиция в которой больше соответствует моим навыкам и карьерным целям.
Мне было очень приятно познакомиться с Вами и с остальными сотрудниками компании (можете перечислить поименно). На всех этапах собеседований Вы были очень добры ко мне, и я сожалею, что обстоятельства не позволяют мне принять Ваше предложение.
Желаю Вам всего наилучшего.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Как вежливо отказать работодателю
Кандидат имеет право отказаться от вакансии на любом этапе отбора, даже на этапе финального собеседования. Ведь в любой момент он может получить новое предложение о работе, которое (по сравнению с настоящим) представляет для него больший интерес. Но как корректно отказать и сохранить о себе воспоминание как о профессионале? Ответ дает наш эксперт, руководитель карьерных сервисов HeadHunter Марина Хадина.
После приглашения на собеседование
Если вас пригласили на собеседование*, но вы передумали на него идти, легче всего не прийти совсем, тем самым отказывая работодателю. Однако даже в таких ситуациях важно соблюдать деловую этику. Если вы пропустили собеседование, никого не предупредив, работодатель сделает вывод и запомнит такое непрофессиональное поведение. Вполне возможно, ваши пути со временем пересекутся. Мир особенно тесен в профессиональном кругу: люди переходят из компании в компанию, и однажды вы можете снова встретиться на собеседовании в более желаемой компании или даже как коллеги внутри одной организации.
Более того, чем выше уровень должности, тем желательнее соблюдать деловую вежливость.
Как лучше сделать? В идеале, нужно позвонить работодателю (контактному лицу) и лично сообщить о своем решении. В случае такого личного звонка у работодателя остается возможность спросить о причинах и, в случае чего, дать вам больше информации о вакансии, чтобы переубедить вас. Не исключено, что вы все-таки передумаете и придете на встречу.
Отказывать всегда психологически некомфортно или некогда. Поэтому если вы твердо решили, что это предложение не для вас, и вы не видите никаких причин для личной встречи с работодателем, то можно написать вежливое письмо с вашим решением отказаться и с благодарностью за такую возможность.
После собеседования
После собеседования появляется больше информации о самой вакансии (роль, задачи, зона ответственности, ресурсы), о компании, о потенциальном руководителе и об условиях работы (материальных и нематериальных). Возможно, что-то из поступившей информации оказалось не очень привлекательным для вас, и вы решаете отказаться. Здесь, как и на предыдущем этапе, есть два конструктивных варианта: позвонить и сообщить о своем решении или написать. С тем лишь отличием, что причина отказа будет более конкретной.
Рекомендую четко для себя формулировать, чем та или иная вакансия вам не интересна. Так как в случае обсуждения этого с работодателем или с рекрутинговым агентством вы уточняете свои критерии поиска работы. Во-первых, может оказаться, что вы не точно друг друга поняли, и вам поступит новая, более точная информация. Во-вторых, вам смогут предложить другую вакансию (как работодатель, так и рекрутер из кадрового агентства), которая будет более полно отвечать вашим интересам.
После прохождения всех этапов и/ или получения предложения о работе
Обе стороны (и вы, и потенциальных работодатель) вложили много времени и сил, поделились информацией. И если на финишном этапе вы приняли отрицательное решение, то это необходимо озвучить второй стороне, для которой важно знать причины.
Объяснение — ключевой момент, т.к. работодателю нужно понимать ваши мотивы, а также видение ситуации (вакансии) со стороны. Более того, обсуждение причин, как и в предыдущем случае, может привести к уточнению или даже пересмотру каких-то переменных. И бывают случаи, когда работодатель делает более выгодное предложение или корректирует условия с учетом мотивации соискателя.
Если вы еще не решили, а работодатель настаивает на вашем ответе. То также можно честно сказать: у вас есть другое предложение, оно вам более интересно по таким-то параметрам, а текущее интересно по таким-то параметрам. И вам нужно время или дополнительная информация, чтобы решить. Такое поведение более конструктивно для вас, так как в случае открытого диалога появляется возможность узнать больше информации или даже пересмотреть какие-то переменные предложения.
Если вам никак не хочется пока говорить о наличии других предложений, то вы можете по аналогии с предыдущим сценарием сказать: в данном предложении для однозначного вашего положительного решения не хватает такого-то фактора, и вам необходимо время, чтобы подумать над этим. Важно указать время, необходимое вам для размышления. Такой ответ сориентирует вторую сторону: сколько вас ожидать, что вас смущает и т.п. Возможно, работодатель сможет вам встречно что-то предложить, чтобы облегчить вам решение.
Возможно, вы уже сделали выбор в пользу конкретного работодателя и дали ему согласие. Остальным работодателям нужно как-то сказать, что вы выбрали другой вариант. Самый нежелательный сценарий развития: работодатель звонит-названивает, ожидая решения или даже уже выхода на работу, а соискатель игнорирует-молчит.
Что лучше сделать? Всегда можно сказать честно, что у вас появилось другое предложение (без названия имени компании), которое вам более интересно по таким-то критериям. В крайнем случае, напишите об этом же. Но не молчите. Это самое непрофессиональное поведение. И помните — не сжигайте мосты, ваши пути могут пересечься в профессиональном мире.
Причины, которые соискатели называют в качестве аргументов для отказа
— Неинтересные финансовые условия или структура компенсационного пакета.
— Не подходят условия труда: офис, рабочее место, месторасположение.
— Отсутствие возможностей профессионального развития или неинтересная вакансия: «я это уже все делал, нет новизны, зоны развития».
— Несоответствие опыта с тем, что нужно делать (когда соискатель сам понимает, что он не справится с этой работой).
— Несовпадение во взглядах или в темпераменте с потенциальным руководителем.
— Не близкая по духу корпоративная культура компании.
— Объем командировок.
*Шансы быть приглашенным на собеседование можно легко повысить, если создать резюме, которое в наилучшем виде отразит навыки, опыт и сильные стороны кандидата.
Как отказать кандидату и никого не расстроить
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Что нужно помнить
Как отказывать по закону
ТК РФ регламентирует правомерность отказов соискателям в статье 64 — «Гарантии при заключении трудового договора». По этой статье, отказ должен быть обоснован и связан исключительно с деловыми качествами работников. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» объясняет, что можно считать деловыми качествами.
«Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)».
Если соискатель после отказа написал письмо с просьбой обосновать это решение, вы обязаны это сделать по закону. Если ответ соискателя не устроит, он может обратиться в суд. Поэтому в тексте вакансии надо указывать как можно более четкие требования, а в письменном отказе указывать конкретную причину, ссылаясь только на профессиональные качества кандидата.
Вывод из требований ТК РФ простой: лучшие короткие причины для отказа — «Мы приняли на работу кандидата с большим опытом» или «Мы приняли на работу кандидата с профильным образованием».
Письмо или звонок?
Сообщать радостную новость приятнее по телефону. А вот отказывать лучше письмом.
Во-первых, кандидату так проще справиться с эмоциями. Он спокойно обдумает отказ и, возможно, отправит уточняющие вопросы, которые не придут в голову за минуту разговора.
Во-вторых, вы не вырвете человека из рабочего процесса: он откроет письмо ровно тогда, когда поймет, что готов это сделать.
Простой способ ответить всем и сразу — разослать шаблонные письма. В личном кабинете работодателя на hh.ru можно разослать отказы одним кликом, не заходя в резюме, и менять шаблон ответа для каждой новой вакансии.
Как составить письмо с отказом
Текст отказа необязательно должен быть «шаблонным». Секрет хорошего письма — в личном обращении. Представьте, что письмо должен получить ваш друг, а не какой-то условный человек.
Просто сделайте это!
Самый плохой вариант отказа: пообещать кандидату: «Мы вам перезвоним!» — и не перезвонить. Никому не хочется это делать, и у всех есть более важные и интересные задачи. Но озвучивать отказ важно по трем причинам:
Внесите отказы в должностную инструкцию, сообщите руководителю, что каждую пятницу вы два часа будете заняты ответами кандидатам. Помогайте другим развиваться: по-настоящему хороший отказ объясняет человеку, над чем поработать, и мотивирует на дальнейший рост. Количество людей трудоспособного возраста небезгранично, и, если он получит недостающие навыки, через пару лет станет желанным кандидатом. Поэтому, если только вы не проводите массовый набор на вакансии, рекомендуйте при отказах тренинги, курсы, профессиональную литературу. Пусть кандидаты возвращаются к вам!
Как вежливо отказать работодателю после получения оффера
Порой возникают ситуации, когда после одобрения кандидатуры соискателю приходится отказываться от должности. Причины могут быть разные. Одинаково одно — необходимо в срочном порядке уведомить HR-менеджера, что планы на трудоустройство внезапно изменились.
Важно знать, как отказать работодателю, чтобы о вас осталось положительное впечатление. Не спешите сжигать мосты. Вполне возможно, что вы встретитесь с представителями компании на деловом мероприятии или уже на новом месте вам придется выстраивать с ними партнерские отношения.
Причины, по которым приходится отказывать работодателю
Первый шаг на пути к трудоустройству сделан — резюме составлено. Это была большая работа: вы выбрали подходящий шаблон, заполнили все блоки, скачали резюме и отправили рекрутеру.
Старания не прошли даром — желаемая работа получена. Но в силу некоторых причин вы должны сообщить эйчару об отказе. Не спешите подыскивать шаблонные формулировки для ответа. Проанализируйте, действительно ли причина, по которой отклоняете предложение, является веской.
Веские причины отказать работодателю | Необоснованные причины |
---|---|
Предложили более выгодный вариант, заработная плата не соответствует желаемой | Переубедили сторонние лица |
Получили повышение на нынешней должности | Боитесь не оправдать возложенных надежд |
Неподходящий график/командировки/неполная занятость | Страшитесь изменить свою жизнь |
Не подходят условия труда (месторасположение, офис, рабочее место) или не устраивают ценности и культура компании | Испытываете личную неприязнь к кому-либо из новых сотрудников |
Несоответствие опыта заявленным требованиям (понимаете, что имеете недостаточный уровень профессионализма) | Поверили негативным отзывам и слухам о данной компании |
Отсутствие возможности карьерного роста | Не понравилась внешность, манера разговора, поведение руководителя |
Возможны и другие причины. Представьте ситуацию: женщину пригласили на собеседование в престижную компанию. За день до назначенной даты она узнала о том, что беременна. Соискатель поспешила уведомить представителей фирмы, что не готова приступить к выполнению обязанностей и назвала причину. Такой поступок может сыграть положительную роль в будущем. Беременная не стала скрывать свое положение, чем заслужила доверие начальства. Вполне вероятно, ее могут пригласить на работу после декрета или даже принять на льготных условиях, сохранив за ней место.
Когда вы проанализировали причины и убедились в их значимости, обязательно уведомите потенциального начальника об изменении намерений. Особенно если должность высокооплачиваемая, а на проведение собеседования было потрачено много времени и сил. Доводы должны быть максимально убедительными.
Почему кандидатам стоит сообщать работодателям об отказе
На форумах, где общаются соискатели, встречаются сомнительные советы: «Зачем сообщать? Рекрутеры не всегда перезванивают и отвечают на письма». «Я сам выбираю, с кем работать, необязательно сообщать, пускай догадываются». Таких примеров много.
Возникает вопрос: нужно ли информировать несостоявшегося начальника в том, что кандидат на должность передумал. Отказывать всегда сложно — потребуется выкроить время, найти подходящие слова, потратить нервы. Многие страшатся услышать упреки и негативные комментарии в свой адрес.
Эксперты советуют собрать волю в кулак и сообщить об отказе. Причин этому несколько:
Приведем пример: молодой человек устраивался на вакансию главного менеджера в торговый центр. Он сумел обойти конкурентов и получил приглашение на собеседование. Но вдруг ему звонят из конкурирующей компании и предлагают аналогичную должность, но с более высоким окладом. Юноша дает согласие, не уведомив при этом работодателя, к которому шел изначально, и не является к нему на собеседование. Оказалось, что руководители конкурирующих компаний — родственники. Во время оформления документов совершенно случайно всплыл факт нелицеприятного поступка молодого человека. Узнав, что потенциальный сотрудник поступил безответственно, новый начальник отказал ему в трудоустройстве.
Сообщить работодателю о своем решении лучше в срок 7-10 дней после собеседования. Не тяните. Раз предприятие ищет сотрудника, значит, он требуется срочно. Из-за вас фирма может понести убытки, а ваша деловая репутация будет запятнана.
Как лучше отказать работодателю
Воспользуйтесь «стратегией сэндвича», которую часто используют рекрутеры для отказа соискателям. Суть в том, что нужно заключить отказ в «обложку» из добрых намерений: сначала сообщить хорошие новости, потом плохие, в конце снова хорошие. Подобную технику успешно применяют в бизнесе.
Как тактично отказать работодателю: пошаговая инструкция
Если все сделали правильно — вас запомнят как приятного человека. Для большей наглядности, рассмотрим на конкретных примерах каждый шаг, как можно корректно и вежливо отказать работодателю.
«Добрый день, Андрей Яковлевич! Я Сергей Петров. На днях я приходил в компанию и вы предложили мне должность вашего ассистента…»
«Здравствуйте, Зинаида Анатольевна! Вас беспокоит Иван Паутов. Мы встречались неделю назад на собеседовании по поводу вакансии инженера…»
«…Спасибо, что уделили мне время и посвятили в нюансы работы компании…»
«…Благодарю, что познакомили с офисом и сотрудниками. Предложение стать частью команды ценно для меня…»
«…Сожалею, но не смогу приступить к работе. Пока обдумывал ваш оффер, другая компания пригласила меня на аналогичную должность, предложив более выгодные условия…»
«…Очень рад предоставленной возможности и благодарю за доверие. После долгих раздумий я пришел к выводу, что моего опыта недостаточно, чтобы достойно представлять интересы компании…»
«…Вынужден отказаться от вашего предложения. Извините, но заработная плата, учитывая функционал, который придется выполнять, меня не устраивает…»
«…Надеюсь, поиск нового сотрудника не займет много времени. Желаю Вам и команде успехов и профессионального роста. Всего хорошего, до свидания…»
«…Еще раз спасибо за доверие. Выражаю надежду, что в будущем нам доведется поработать в качестве деловых партнеров. До свидания…»
3 способа, как отказать работодателю
Сделать это можно, написав письмо, сообщение или озвучив корректный отказ при личной беседе/по телефону. Как и в какой форме правильно отказать работодателю в работе зависит от специфики предложения и обстоятельств.
Допустим, уже на собеседовании человек понимает, что должность ему не подходит. Сказать об этом нужно сразу, глядя в глаза собеседнику.
Личная встреча — лучший способ отказать работодателю как на собеседовании, так и после, особенно если отбор на должность проходил в несколько этапов и занял у рекрутера много времени.
Если кандидат уже проходит стажировку или приступил к обязанностям и находится на испытательном сроке, но понял, что должность не подходит, отказ нужно озвучивать только при личной встрече с начальником. Если трудовой договор уже подписан, то увольнение будет проходить согласно прописанным условиям.
Стоит согласиться встретиться с работодателем лично, если причина весомая или офис находится недалеко от дома.
Многие предпочитают этот способ, так как он не предполагает ответа. Если предложение получено в виде официального джоб-оффера, то и отказ озвучьте в электронном письме.
Отказать работодателю в письменной форме по email или в смс-сообщении уместно, если:
После написания отказа убедитесь, что текст написан без ошибок, проверьте адрес электронной почты.
«Добрый день, Сергей Николаевич! Меня зовут Иван Рожков, наше знакомство состоялось 9 октября на собеседовании. Я претендовал на позицию контрактного служащего. Благодарю, что выделили меня среди других кандидатов и потратили время. К сожалению, я отказываюсь от работы из-за неудобного графика. Желаю Вашей фирме процветания. С уважением, Иван Рожков».
Изначально продумайте разговор и придерживайтесь следующих правил:
Образец, как можно красиво и правильно отказать работодателю в работе по телефону:
«Добрый день, Анатолий Васильевич! Вас беспокоит Мария Степанова. Мы договаривались о собеседовании по поводу вакансии главного бухгалтера. Спасибо, что выбрали меня, но я должна отказать. Мне предложили должность в другой компании на более выгодных условиях, она соответствует всем моим требованиям. Надеюсь, вы найдете подходящего сотрудника в кратчайший срок. Всего хорошего. До свидания».
Как нельзя отказывать работодателю
Иногда соискатели начинают придумывать причины для отказа, сообщать нелицеприятные факты о сотрудниках фирмы или об условиях работы. Делать этого категорически нельзя, так как мир бизнеса тесен, и есть риск испортить себе репутацию.
Как нельзя отказывать в предложении о работе:
Если кандидата действительно что-то не устраивает, озвучивать это нужно тактично.
Правильно | Неправильно |
---|---|
«Уровень оплаты труда не соответствует моим ожиданиям» | «Я хочу 100 000, а вы предлагаете 70 000 рублей» |
«Мне неприемлемы условия труда» | «Фирма ведет «теневую» бухгалтерию и выплачивает зарплату в конверте» |
«Мне не подходит вакансия. Это не то, что я ищу на данный момент» | «Сотрудники агрессивны, я с ними не сработаюсь» |
«Должность не соответствует моим навыкам и карьерным целям» | «В компании нет никакой перспективы развития» |
Не обращайтесь к рекрутеру по имени, не ведите себя фамильярно. Придерживайтесь делового стиля ведения переговоров. Не передавайте отказ через посторонних лиц, родственников или секретаря фирмы.
Вывод
Как видите, решить вопрос, как отказать работодателю правильно и тактично, несложно. Однако это требует грамотного подхода и усилий. Не забывайте, что от того, каким будет отказ, зависит ваше будущее. Возможно, вам еще придется обратиться в данную компанию по поводу трудоустройства. Поэтому оставьте о себе мнение как о профессионале, а не о грубом дилетанте.
Эксперт по мотивации, личностному росту и стратегическому планированию жизни.