Как космонавты возвращаются с луны
Фото американской Лунной миссии. Фото: картинки яндекса.
Чем больше отдаляется от нас момент высадки первых астронавтов на Луну, тем больше вопросов по поводу » а была ли она настоящей», появляется у всё более «грамотного и грамотного» народа населяющего нашу планету.
Всё большее количество скептиков начинает «докапываться » до мелочей, которыми как «проколами» изобилует сама схема полёта к Луне и объяснения американских специалистов по космонавтике.
Последние, так называемые эффектные «докапушки» со стороны изучающих лунную миссию американцев, в более подробном виде, любителей космоса, относятся к вопросу старта и возвращения лунного модуля с «полётчиками» на орбиту Луны, а потом и стыковки с основным кораблём возврата на Землю.
Те из любителей космонавтики, кто уж очень подробно хотят изучить в доскональности наш спутник земли Луну, обратили внимание на некоторые особенности присущие старту модуля с поверхности Луны.
Самый большой вопрос, это конечно технический.
И он нигде толком не отражён в отчётах и объяснениях.
Люди задают вопрос, как же мог модуль такой примитивной конструкции взлететь вообще с поверхности Луны.
И приводят свои весомые аргументы.
Всё так и было видимо на Луне. фото: картинки Яндекса.
Самый большой секрет, для стартового модуля с Луны, кроется в мелочах. И вот одну-то такую мелочь скептики «лунной программы» сумели углядеть, и выразить сразу по этому поводу своё явное недоумение.
Указание на дефект конструкции было такое:
«А вот видится всем, кто сталкивался хоть раз с ракетными изделиями, что они (американцы имеются в виду) ЗАБЫЛИ для стартового модуля сделать газоотвод. Ведь без газ отвода, любая ракета просто-напросто перевернётся и никуда не полетит! Там распределение отраженных от поверхности газов совсем несимметрично, и это сразу опрокинет стартовый модуль.
Вот даже есть игрушечная ракета на палочке такая-и она имеет свой газоотвод. Там где стартовые направляющие расположены, должно быть пустое пространство между соплом и поверхностью. Иначе и игрушечная ракета не полетит. «
Это большой вопрос к правдивости лунной программы Американцев.
Потом возник ещё один существенный довод, ставящий под сомнение, что именно «туда летали» космические посланники из страны Соединённых Штатов.
Очередной любитель космоса решил осветить вопрос с последующим после взлёта модуля с луны фактором стыковки. Он сопоставил то,что сейчас делается астронавтами на околоземной орбите, и привёл свои чугунные доводы.
Другой товарищ отметил следующие факты, разложив их по полочкам.
1. Американцы заявляли о двигателях модуля «RS-18», а на модуле мы видим лишь один двигатель. Почему?
3. Когда модуль стыковался с командным отсеком на орбите, не видно на видео работы двигателей системы ориентации (их реактивной струи).
Все подобные замечания, наводят массы людей на то,что находясь в полном недоумении, они склонны скептически относится к заявлениям американского агентства НАСА о полётах их астронавтов на Луну.
Люди начинают всё больше подозревать, что теория «лунного заговора»! имеет под собой почву. Тем более, что американская сторона, говоря о ракете «Сатурн», выводящей тогда ещё космический корабль США в космос для полёта к Луне, объясняет что её документация по производству утрачена. как и все технологии.
Да, странностей, с каждым годом в этом интересном деле, всё больше и больше.
КАК ПОДНЯТЬ С ЛУНЫ 5-тонный МОДУЛЬ. (Голливуд/Уолтдисней в помощь))))
У русских есть присказка «смотрим в книгу — видим фигу!?» Это о том, что многие люди, глядя на текст, картинку или фотографию, могут не понимать или не осмысливать даже половины информации, которую несёт в себе тот или иной текст, картинка или фотография.
Эта особенность человеческой психики была известна мудрецам с давних времён, свидетельством чему могут служить слова известного средневекового итальянского художника, автора «Джоконды», подарившего миру помимо талантливо написанных картин, также идею парашюта и идею «геликоптера» (вертолёта). Так вот Леонардо да Винчи (1452 – 1519) по поводу «смотрим в книгу — видим фигу!?» сказал так: «Существует три разновидности людей: те, – кто видит, те, – кто видит, когда им показывают; и те, – кто не видит (даже когда им показывают)».
А ещё Леонардо да Винчи сказал: «В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше себя, чем других».
Вы уже догадались, о ком это было сказано?!
8 марта 2017 года, я опубликовал статью «Всё тайное становится явным: американцы на Луне не были!», в которой показал и доказал, что полвека назад мировое сообщество было сильно обмануто с помощью различных кино и фотоматериалов, на которых якобы отражена высадка первых астронавтов на Луну.
Главная цель этого грандиозного обмана — США хотели продемонстрировать всему миру своё величие. Мол, первым человеком, облетевшим в 1961 году Землю на космическом корабле «Восток», был советский космонавт Юрий Гагарин, а первым человеком, сумевшим ступить на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг! И это гораздо круче, чем просто облететь Землю на космическом корабле!
И вот спустя полвека стало окончательно ясно, что поданная с большой помпой «американская лунная эпопея» была грандиозным обманом! У США не было в 1969 году таких ракетных двигателей, которые бы могли домчать их космический корабль до Луны с экипажем на борту и вернуть людей потом обратно. У США, как оказалось, даже сегодня нет таких двигателей!
В этой статье я хочу рассказать о том, что на Луне не было не только американских астронавтов, но также не было и их автомобиля, который был представлен всему миру в 1971 году. Вот он на этом снимке: справа якобы спустившийся с лунной орбиты модуль, а слева луномобиль, доставленный на поверхность спутника земли 7 августа 1971 года этим самым спускаемым модулем в ходе космической экспедиции «Аполлон-15».
Многие люди, глядя на эту известную фотографию, восприняли представленную на ней информацию за правду и поверили, что этот снимок был реально сделан на Луне.
Сознание миллионов людей полвека назад было поражено и отвлечено картинкой, как американские астронавты лихо оседлав «железного четырёхколёсного коня», разъезжают по Луне. Кстати, и до сего дня, лишь единицы трезвомыслящих людей задумываются, а могло ли тогда такое вообще быть?!
А сейчас давайте вспомним, как было сказано у Леонардо да Винчи: «существует три разновидности людей: те, – кто видит, те, – кто видит, когда им показывают; и те, – кто не видит (даже когда им показывают)». Мой дальнейший рассказ будет рассказом «человека видящего», который я посвящаю второй разновидности людей: «тем, кто видит, когда им показывают».
Открываем сейчас во всемирной Википедии энциклопедическую статью: «Лунный автомобиль»:
«Лунный автомобиль (также лунный вездеход, луномобиль, англ. lunar rover, от англ. lunar roving vehicle, сокр. LRV) — четырехколёсный транспортный планетоход для передвижения людей по поверхности Луны, использовавшийся в ходе последних экспедиций программы «Аполлон» — «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17» в начале 1970-х годов.
Разработчик и генеральный подрядчик — Boeing. Представлял собой двухместный электромобиль на двух неперезаряжаемых батареях. Управление электромобилем поручалось командиру экипажа. » Источник.
Лунный автомобиль, экспедиция «Аполлон-15», 1971.
Другая энциклопедическая статья в той же всемирной Википедии:
«Аполлон-15» (англ. Apollo 15) — девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов). Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. » Источник.
Как вы думаете, зачем американцам надо было показать всему миру, что их астронавты катаются в 1971 году по Луне на автомобиле фирмы Boeing?
Ответ прост: 17 ноября 1970 года с космодрома Байконур стартовала советская ракета «Протон» с космической станцией «Луна-17», которая успешно доставила на Луну первый в мире планетоход («Луноход-1»). Соответственно, США захотелось в буквальном смысле переплюнуть техническое достижение СССР и показать, что американцы и не такое могут!
«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года. Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев), проехал 10540 метров». Источник.
На этой марке, выпущенной в СССР по поводу этого потрясающего события, хорошо видно, что советский «Луноход» закреплён на спускаемом модуле, который снабжён жидкостными реактивными двигателями мягкой посадки.
А вот по этим направляющим полозьям «Луноход-1» потом смог благополучно съехать на лунную поверхность. На марке они изображены в сложенном состоянии.
Представленное выше изображение — компьютерная графика. Как спускался «Луноход-1» с лунного модуля, даёт представление экспозиция в российском музее космонавтики:
Как спускался в 1971 году с лунного модуля «Апполон-15» американский луномобиль, и где он там умещался, наверное, не знает никто! Средства массовой дезинформации так задурили людям головы самим фактом «езды американских астронавтов на луномобиле», что о таком важном вопросе почему-то никто не подумал!
Где вот в этом спускаемом модуле мог находиться луномобиль, и как он потом оказался на поверхности Луны?
Кстати, в сравнении с советским «лунным модулем», который уже с первого взгляда похож на высокотехнологичное творение учёных из металла, трубок и проводов, американский «лунный модуль» на этой фотографии похож буквально на поделку из фольги и картона.
На этом снимке хорошо видно соотношение размеров человека в скафандре и той бутафории, которая была явлена миру как «лунный модуль» серии «Апполон».
В центре «лунный модуль» Апполон-15, якобы доставивший на Луну этот автомобиль.
«Лунный Ровер» № 1 на заводе корпорации Boeing в Кенте, штат Вашингтон, перед самой отправкой в Космический центр имени Кеннеди.
Где машина с такими колёсами могла уместиться вот в этом модуле, учитывая, что внизу должна была находится ракетная силовая установка, зачем-то старательно спрятанная американцами за блестящей плёнкой-фольгой золотистого цвета, а вверху должно было находится рабочее место двух бравых астронавтов? Один по легенде оставался на окололунной орбите.
И ещё «прикол», как говорит молодёжь: если даже луномобиль был где-то спрятан внутри этой конструкции, то как он оттуда выехал?
Где направляющие полозья, подобные тем, по которым был спущен на Луну первый советский «Луноход»?!
Обратите внимание: «Луноход-1» советские инженеры расположили в спускаемом модуле в том единственном месте, где он и мог находится: над баллонами с топливом и жидкостным реактивным двигателем, который обеспечивал мягкую посадку всего комплекса на поверхность Луны.
Здесь, судя по всему, у спускаемого модуля США «Апполон-15» должны были находится баллоны с топливом и жидкостный реактивный двигатель мягкой посадки:
Ещё раз внимание! Вот этот (внизу) можно сказать гигантский «посадочный модуль», не прикрытый от чьих бы то ни было глаз фольгой, был создан советскими инженерами исключительно для того, чтобы вся конструкция с «Луноходом-1» на борту мягко приземлилась на поверхность Луны. Столь много надо было металла и топлива, чтобы просто обеспечить мягкую посадку одного только «Лунохода-1» (без людей!). Взлетать с Луны и улетать обратно на окололунную орбиту этому модулю не надо было. Он так и остался на Луне навечно.
Американскому же спускаемому модулю «Апполон-15» надо было потом вывести на окололунную орбиту двух астронавтов: Джеймса Ирвина и Дэвида Скотта. Причём для подъёма космонавтов на окололунную орбиту требовалась совсем не такая по размеру двигательная установка! Сила притяжения на Луне всего в 6 раз меньше земной силы притяжения, а не в тысячи! И там, да, нет атмосферы, сопротивление которой не надо преодолевать как при старте космического корабля с Земли, но всё же! Вспомните, сколько понадобилось топлива и какие реактивные двигатели надо было создать для того, чтобы в малюсенькой капсуле диаметром около 2 метров вывести на околоземную орбиту первого в мире космонавта — Юрия Гагарина!
Всё, что находилось под капсулой с Юрием Гариным, это было топливо и ракетные двигатели.
Уменьшите теперь эту ракету по массе даже в десятки раз, и вы всё равно не получите то, что демонстрирует нам плохого качества мультфильм, который американцы официально выдают за реальную съёмку старта модуля «Аполлон-15» с поверхности Луны. Эту съёмку якобы выполнила камера, установленная на луномобиле!
Комментарий: «После наддува кабины астронавты впервые за три дня пребывания на Луне не сняли скафандры, они сняли только перчатки, шлемы и ранцы портативной системы жизнеобеспечения, подключив к скафандрам кислородные и водяные шланги лунного модуля. За 23 минуты до взлёта в Хьюстоне было сделано объявление для прессы о том, что телекамера «Лунного Ровера» из-за возникших проблем не будет отслеживать подъём «Фалкона» (позывной командира), а покажет только статичный план. В момент, когда после старта с Земли прошёл 171 час 37 минут 16 секунд, Дэвид Скотт нажал кнопку разделения ступеней и запустил двигатель, после чего подтвердил бортовому компьютеру, что можно продолжать программу. Через 9 секунд взлётная ступень «Фалкона» оторвалась от посадочной и начала быстро подниматься. И сразу в радиоэфире зазвучала музыка песни ВВС США «Поехали! В голубую высь!» (англ. «Off We Go Into The Wild Blue Yonder»). Источник.
Нас уверяют, что взлётная ступень оторвалась от посадочной ступени и умчалась на окололунную орбиту! Судя по этой видеозаписи очень плохого качества, посадочная ступень это то, что обозначено красным эллипсом на левой фотографии, а взлётная ступень — то, что обозначено красным эллипсом на правой фотографии:
Спрашивается, где ёмкости с тоннами топлива? И где маршевый двигатель, который должен был вывести взлётную ступень на окололунную орбиту.
Ах, высокотемпературный реактивный двигатель был, оказывается, согласно чертежам, вмонтирован прямо в жилой отсек, где находились два астронавта?! И они при этом не сварились в этом отсеке как два яйца вкрутую?!
Вот смотрите, американцы опубликовали для «лохов» рисунок (картинку!), объясняющую внутреннее устройство спускаемого «лунного модуля». Изучать её — всё равно, что разглядывать забор, на котором слово из трёх букв написано. Информативная ценность примерно та же.
Обратите внимание на нарисованные баки с горючим 15 и окислителем 17, размещённые в посадочной ступени. Они, во-первых, значительно меньшего размера, чему у посадочной ступени нашего «Лунохода-1» и, во-вторых, у взлётной ступени (очерчена красным эллипсом) бак с горючим 9 смехотворно малого размера, а для бака с окислителем, похоже, и вовсе места не нашлось.
Этот «чертёж Аполлона» просто издевательство над здравым смыслом! Особенно шокирует тот факт, что реактивный двигатель взлётной ступени (его камера сгорания!) глубоко входит в жилой отсек, и лишь небольшой тонкостенный колпак отделяет этот горячий «паяльник» от задниц американских астронавтов!
И как тут снова не вспомнить великого Леонардо да Винчи?! «В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше себя, чем других».
1. «Всё тайное становится явным: американцы на Луне не были!»
2. «Как водители «Лунохода-1″ поздравили женщин с 8 марта!»
9 марта 2017 г. Мурманск. Антон Благин
Кармадон: насчёт «Лунного Ровера» Вы не правы, Антон. Вот видеозапись, которая доказывает, что луномобиль был извлечён из лунного модуля «Апполон-15» вручную двумя астронавтами:
Антон Благин: благодарю за это уникальное видео! Оно объясняет, для чего американцам нужна была на их «лунной бутафории» металлическая фольга, закрывающая нижнюю часть модуля! Это ширма фокусника! Её назначение — сделать непонятным, как в одном объёме могли умещаться одновременно и луномобиль и двигатель мягкой посадки на Луну со своим запасом топлива!
Если здесь за золотистой фольгой находился луномобиль, то где тогда двигатель мягкой посадки на Луну?! Это уже риторический вопрос, не требующий ответа!
Это была грандиозная афера ради поднятия престижа Соединённых Штатов Америки, лидеры которых старались всем доказать, что США — сверхдержава №1.
Закончить свой рассказ я хочу вот этой очень едкой, но справедливой карикатурой.
Alex Boberman: Антон, ну зачем переливать с пустого в порожнее, если у американской ракеты-носителя не хватало МОМЕНТА ИМПУЛЬСА, чтобы вывести всю эту халабуду даже на НОО Земли. Всё прочее — уже вторично.. И полёты без антирадиационной защиты в годы активного Солнца (за полёт туда в трое суток получалась доза свыше 600 рентген на рыльник), и лунные фото без звёзд на фоне чёрного неба, и не раздутые скафандры, и посадочный модуль из голой блестящей оцинковки толщиной порядка миллиметра, и даже отсутствие задержки сигнала при связи с миссиями.
AntonBlagin » Alex Boberman: про ЭТО надо говорить до тех пор, пока не будет поставлена точка в истории с «лунной аферой» и пока все СМИ не напишут, что американцы обманули весь мир! Пока этого не наблюдается! Значит, я очень правильно сделал, что написал об этом грандиозном мошенничестве! Надо, чтобы это узнал буквально каждый человек!
Часовой: Антон, если вы хотите более корректно проводить сравнения по энергетике, то отталкиваться нужно не от Лунохода-1, а от Луны-16 — примерно с той же схемой полёта и энергетическими затратами, а также степенью надежности. Кстати, о надежности — Луна-16 смогла доставить лунный грунт только с 4-й попытки. «Аполлон» с его серией безаварийных полетов, это конечно за гранью представлений о степени надежности!
Так вот, для Луны-16 использовался ракетный комплекс «Протон-К/Д», 23 тонны на НОО. Выжав всё из техники и математики, наши учёные и инженеры смогли доставить на Землю 101 грамм грунта — это все, что позволяют энергетические возможности ракетной техники и формулы Циолковского. Как, можно было, имея якобы ракетный комплекс только в 6 раз большей грузоподьемности (140 тонн НОО), умудриться вернуть на Землю 5 тонный модуль, до сих пор остаётся загадкой.
Вот для наглядности фотография взлетающего с Луны советского модуля. Красным кружком обозначена возвращаемая на Землю капсула.
Всеволод Воронов » Часовой: нет здесь никакой загадки. Во-первых, 101 грамм — это масса лунного грунта, а не капсулы. Во-вторых, спускаемый аппарат «Аполлона» на Луну не садился. Двигатели и топливо, необходимые для возвращения к Земле, оставались на окололунной орбите, а ну Луну спускались только посадочная и взлетная ступени.
Часовой » Всеволод Воронов: а то я не в курсе! Это не даёт существенного выигрыша. Тащить с собой дополнительно посадочный модуль в котором 2/3 экипажа и плюс к этому электромобиль и т.д., а затем выбросить его — не тот случай, когда можно что-то выиграть. Вес капсулы Луны-16 — около 30 кг, спускаемого модуля Аполлон — порядка 5000 кг. Разницу чувствуете? Кстати, перегрузки капсулы при спуске достигали 100 G. Как смогла капсула Аполлона сначала умудрится попасть в тончайший баллистический коридор, не имея ни управления, ни опыта, а затем приводнится точно рядом с авианосцем? Уже всё давным давно понятно, не тратьте время, пытаясь доказать недоказуемое!
Белый Рус: Антон я в шоке от твоего анализа! Такого расклада ещё никто не делал! Хотя ты не первый, кто усомнился в американской «лунной эпопее». А что касается пиндосовских первопроходимцев, то это просто интеллектуальное непотребство для недалёких пиндосов и примкнувших к ним российских дурачков, смотрящих и в рот, и в зад тем же пиндосам.
Вот когда спецы НАСА обьяснят, как какали в полёте и на Луне первопроходимцы и, как в отсуствие знаний по космической медицине, лекарственных препаратов для адаптации и спец. тренажёров, эти недоделанные звездонавты через несколько часов после приводнения скакали по трапам самолётов и вертолётов, в отличие от русских космонавтов, которые сами не могли несколько суток нормально передвигаться. Пусть объяснят хотя бы эти бытовые мелочи, хотя на самом деле, это гигантские проблемы!
Про другие косяки даже и говорить не хочется. Пусть пиндосы для начала космический унитаз сотворят, вагинонавты хреновы! СмИшно. P.S. Через месяц, 12 апреля, День Космического Триумфа Русских, Русского Духа и Русского Интеллекта. Вернёмся к теме и постебаемся!
Как американские космонавты вернулись с Луны?
Вчера за рюмкой чая с другом говорили на разные темы. Заговорили о космосе.
И тут его прорвало. Рассказывал как ездил в Америку, как был в музее космонавтики на каком то там мысе.
— не смог выяснить и до сих пор мучает вопрос как американцы с луны вернулись домой.
Ведь надо какую никакую стартовую площадку. Да и корабль нужен. Если они до сих пор летают на мкс на наших кораблях, то на чем они все таки тогда прилетели с луны?
Может просто подошли к краю поверхности луны и спрыгнули?
Глянь документальный фильм «Аполлон 11»
Казалось бы в век Интернета таких вопросов возникать не должно
Беседа Рогозина с Жириновским за рюмкой чая о наболевшем ( девичьем)
Ты прославился, мыслитель!
Ещё спроси, как они туда приземлились. Видимо, на парашуте.
Восход Земли
Видео снято с борта японской орбитальной лунной станции «Кагуя».
«Омон Ра»
Иллюстрации к повести В. Пелевина «Омон Ра». Два варианта с интервалом в семнадцать лет.
Первый вариант: 600х800 мм. Бумага, тушь, изограф. 2018 год.
Второй вариант: 420х590 мм. Бумага, фломастер, тушь, изограф. 2001 год.
Венера и комета Leonard, Сатурн, Юпитер, Марс. Всё, что можно наблюдать до конца уходящего 2021 года
В это время Венера будет только на 10 градусов над горизонтом, но она настолько яркая, что даже в относительно плохих условиях, то есть при умеренной пасмурности и световом загрязнении города, будет отлично видна на небосводе. Относительно тусклый Сатурн будет отстоять от Венеры примерно на 20 градусов в высоту и левее, а Юпитер – на 32 градуса левее Сатурна. Снова напоминаем, что Ваш сжатый кулак на расстоянии вытянутой руки покрывает угол неба примерно на 10 градусов. Венера первая будет заходить за горизонт в умеренных широтах Северного полушария около 19 часов по местному времени, Сатурн зайдет за ней примерно в 20-00, в конечном итоге за ними проследует и Юпитер после 21 часа. Все три планеты успеют скрыться за горизонтом до тех пор, пока их настигнет полная луна.
Здесь скажем о том, что нашумевшая уже в этом году Комета Леонарда перемещается в вечернее небо и в период с 17 по 19 декабря будет прекрасно видна вечером после захода Солнца практически под яркой Венерой примерно на полпути от нее к линии горизонта. Ее видимая звездная величина составит в это время +3,9. Это, конечно не то, на что надеялись оптимисты, но все-таки и немало для того, чтобы разглядеть ее невооруженным глазом или, на худой конец, при помощи бинокля. В умеренных широтах Северного полушария Комету Леонард можно будет наблюдать в вечернее время примерно до 21-22 декабря, после чего она скроется за горизонтом.
Между тем, Марс в Северном полушарии после 18 декабря будет восходить примерно в 5:30 утра в созвездии Скорпиона. Он будет виден около часа или даже более того, прежде чем небо начнет светлеть перед восходом примерно в 6:45 утра. Марс будет виден на 13 градусов выше юго-восточного горизонта в средних широтах. Для ориентира при его наблюдении послужит, как всегда, самая яркая звезда в Скорпионе Антарес, которая, собственно, с легкой руки греков и названа Анти Аресом, то есть противоположностью Марса.
На фото лунная пыль похожа на земной песок. В реальности она ведёт себя иначе и гораздо опаснее Фото NASA
В ноябре 2021 года NASA объявило о переносе отправки людей на Луну с 2024 на 2025 год. Программа «Артемида» вернёт астронавтов на спутник Земли, где они создадут небольшую колонию для изучения космического пространства. Глобальная цель проекта — построить пункт для дальнейших путешествий по Солнечной системе, например, на Марс.
В «Артемиде» участвуют многие страны Европы и частные компании. О планах колонизировать Луну заявляли «Роскосмос» совместно с Китайским национальным космическим управлением. Индия работает над собственной пилотируемой миссией к спутнику Земли.
Перед участниками новой «Лунной гонки» стоит множество вызовов — от регулярной отправки провизии своим космонавтам до походов в туалет в условиях микрогравитации. Пока учёные и инженеры решают другую проблему — как избежать воздействия лунной пыли на колонистов. Она опасна и для людей, и для техники, а на борьбу с ней предстоит потратить миллионы долларов.
Споры фантастов и доводы учёных
В 1960-х культовый писатель-фантаст Артур Кларк написал роман «Лунная пыль», где в 21 веке люди колонизировали спутник Земли и передвигались по поверхности на «пылеходах». В середине 20 века некоторые учёные и мыслители предполагали, что Луна покрыта десятиметровым слоем пыли.
О структуре лунного грунта спорили советские учёные. Иногда Сергею Павловичу Королёву приписывают резолюцию «Луна — твёрдая» на одном из документов. Вероятно, так упрощают записку академика, в которой он распорядился рассчитывать посадку автоматических лунных модулей на твёрдую поверхность «типа пемзы».
Запуск Ranger 7. Программа беспилотных аппаратов помогла сделать вывод об относительной безопасности нахождения людей на лунной поверхности Фото NASA
В США при подготовке высадки людей на Луну работала программа «Рейнджер» — непилотируемые аппараты запускали для фотографирования и видеосъёмки поверхности. «Рейнджер 7», запущенный в июле 1964, сделал высококачественные снимки и разбился о поверхность. Так стало ясно, что толщина слоя пыли достигает нескольких сантиметров.
Для NASA это был успех, так как ранее аппараты либо пролетали мимо, либо разбивались, не успев передать информацию. Задача отправить астронавтов на Луну существовала с 1960-х, но у инженеров не было достоверных данных о поверхности, куда должны высадиться американцы.
Первые снимки спутника с близкого расстояния СССР получил с аппарата «Луна 9», который прилунился в феврале 1966 года. Устройства этого типа фотографировали Луну с конца 1950-х, но в основном с дистанции Фото «Роскосмос»
Теперь NASA предстояло совершить первую мягкую посадку, то есть снизить скорость при прилунении до такой, чтобы аппарат не пострадал. Первый робот системы «Сёрвейер» сел на Луну в июне 1966 года, отстав от советского аппарата «Луна 9» на несколько месяцев.
Фотографии «Сёрвейер » позволили лучше изучить свойства поверхности Луны Фото NASA
Следующие аппараты «Сёрвейер» научились «прыгать» на несколько метров в сторону, что позволило лучше изучить грунт спутника Земли. NASA с помощью беспилотников получило тысячи фотографий, на основе которых сделали первые карты и выбрали место для посадка пилотируемого аппарата.
Параллельно беспилотной кампании развивалась пилотируемая часть лунной экспедиции. В NASA не знали, будет ли пыль прилипать к скафандрам и оборудованию, как повлияет на передвижение людей и не помешает ли отстыковке посадочной ступени от взлётной.
Инженеры предполагали, что двигатели поднимут пыль при посадке, поэтому экипаж «Аполлон 11» готовили к плохой видимости, а корабль снабдили множеством датчиков. Прилунение задумывалось максимально мягким, чтобы уменьшить воздействие грунта на корабль.
Лунный модуль с позывным «Орёл» на Луне Фото NASA
При посадке Нил Армстронг и Эдвин Олдрин (сменил имя на Базз в 1988 году) заметили пылевое облако на высоте 30 метров над поверхностью. Оно не блокировало обзор, но астронавты говорили, что «были сбиты с толку постоянным движением песка вокруг», из-за которого трудно фокусироваться на статичных объектах.
К моменту полёта Армстронга и Олдрина большинство теорий об опасности поверхности Луны уже опровергли. Все расчёты показывали, что место для посадки безопасно, но астронавты могли не знать точные свойства спутника из-за погрешностей при составлении карт.
«Луну измерили, сравнили с другими планетами и ткнули в неё. Предубеждения (о её свойствах) умирали одно за другим. Широко распространялось мнение, что Луна представляет собой зыбучие пески. Со временем все теории отвергли и осталось беспокойство только по поводу пыли. Посадки «Сёрвейер» показали, что поверхность уплотнена и выдержит нас. Так что это была небольшая проблема. Конечно, никто не мог знать это наверняка, пока мы не прилунимся.»
Первые люди на Луне быстро обнаружили, что лунная пыль очень мелкая и острая. Из-за отсутствия ветра и воды пылинки не сглаживаются, а остаются зазубренными. Адгезия настолько сильная, что астронавты «Аполлона» сравнивали прилипание пыли с ползучей субстанцией, которая покрывает ноги, руки и шлем тонким слоем мелкой пыли.
Программа «Сёрвейер» и эксперименты «Аполлона» помогли учёным сделать вывод, что микрочастицы как бы парят над поверхностью Луны, почти не взаимодействуя друг с другом. Постоянно образуются новые слои — метеороиды бьют по поверхности Луны, нагревают и смешивают породу, состоящую в основном из кремния.
Попытки убрать загрязнения заканчиваются глубокими царапинами на скафандрах и оборудовании. Налипание пыли на технику может вызвать её перегрев из-за активного поглощения солнечного излучения.
На фотографии хорошо видны загрязнения скафандра астронавта во время внекорабельной деятельности Фото NASA
Для изучения свойств лунного реголита (верхнего слоя грунта) астронавты брали образцы в разных местах и упаковывали их в герметичные алюминиевые контейнеры. На Землю хранилища возвращались с повреждениями — пыль царапала стенки и герметизирующие элементы.
В начале 1960-х руководство NASA опасалось космической радиации, слабой гравитации и психологических проблем астронавтов, но пыль принесла больше всего проблем. Многие астронавты вспоминали её как главную сложность на Луне.
«Я думаю, что пыль, вероятно, является одним из сложнейший препятствий для нормальной работе на Луне. Я думаю, что мы можем преодолеть физиологические, физические или механические проблемы, но не пыль.»Юджин Сернан
последний побывавший на Луне астронавт
Экипаж финального запуска программы «Аполлон 17» сделал ещё одно важное наблюдение. Юджин Сернан увидел светящееся пылевое облако на высоте около 100 километров, которое образовывалось на линии терминатора (встречи света и тени). Подобное свечение позже подтвердили в лаборатории и с помощью орбитального аппарата LADEE («Исследователь лунной атмосферы и пылевого окружения»).
Положительно заряженные частицы дневной стороны сталкиваются с отрицательно заряженными частицами ночной стороны. Так электростатические поля двигают мелкую взвесь пыли, которая образует экзосферу Луны.
Астронавты привозили лунную пыль не только в герметичных переносках, но и на себе. В середине 1960-х, когда выводы о составе лунной пыли делали на основе фотографий, медики предложили возвращающимся экипажам проходить карантин.
В NASA опасались, что частицы лунной пыли могут содержать патогены, угрожающие не только людям, но и растениям. 21 день вернувшихся астронавтов держали в изоляции, поэтому встречи с журналистами, семьями и первыми лицами государства выглядели немного комично.
Во времена полётов «Аполлонов» медики не знали, навредит ли вдыхание пыли — только один прибывший жаловался на боль в лёгких и описывал симптомы бронхита. Болезнь назвали лунной лихорадкой, которая не требовала терапии и прошла сама по себе.
Большинство относились к карантину скептически, но людей пугала неизвестность космоса. У властей не было специальных процедур, поэтому применили типовой сценарий после контакта с неизвестными веществами.
«Изначально в NASA думали, что понадобится только чистая комната, где можно будет собрать все доступные образцы в вакуум. Позже они начали ломать над этим голову (над инопланетным заражением), говоря, что никогда не делали ничего подобного. Я думаю, что многие учёные не верили в этот риск.»Джудит Хейс
глава отдела биомедицинских исследований и изучения среды в NASA
Для учёных был важен каждый грамм космического вещества, которое на себе привезли астронавты, поэтому их просили не сильно чистить скафандры при возвращении на Землю. Пыль проникала в лунный, а затем и в командный модуль, где экипаж вдыхал её несколько дней на пути домой.
Астронавты сравнивали запах лунной пыли с порохом. Сравнение вызывает вопросы — по составу лунная пыль не соответствует пороху, а на Земле запах исчезает. Возможно, причина во влажности, которая на Луне почти нулевая.
Подробности о влиянии лунной пыли на людей начали открываться позже, после подробного изучения свойств. Рассел Кершман, работающий патологоанатомом в NASA, рассказывал о силикозе, который часто поражает шахтёров и может аналогично навредить астронавтам. Частицы лунной пыли соединяются с земными силикатами и вызывают фиброз лёгких.
Впрочем, навредить реголит может не только лёгким человека. В 2018 году появилось исследование, что в лабораторных условиях лунная пыль уничтожает до 90% клеток мозга, при этом механизм её действия до конца неясен. Учёные посоветовали продумать многоуровневые системы защиты, прежде чем отправлять людей в новые экспедиции.
Скользкие инструменты и ультразвуковой очиститель
В 1969 году «Аполлон 12» вооружили щётками, тряпками и пылесосом для борьбы с пылью. Ни один из этих методов не работал — отложения не очищались с техники и скафандров. Астронавты иронично возмущались, а Пит Конрад называл происходящее «полнейшим фарсом».
Член экипажа «Аполлон 12» Алан Бин с контейнером для сбора образцов лунной пыли Фото NASA
Впрочем, экипаж Конрада часто называют самым весёлым — они сломали камеру, наведя её на солнце, постоянно шутили над невозможностью нормально работать из-за загрязнений и пронесли на борт фотографии из Playboy. Иногда им приписывают возвращение на Землю голыми (в одних шлемах) из-за слишком грязных скафандров.
На Луне сложно использовать клейкую ленту, которой астронавты и космонавты многое ремонтируют на космических кораблях. Экипаж «Аполлон 17» починил заднее крыло лунохода серым скотчем, но получилось у них это не с первого раза. Пыль мгновенно налипала на клейкую часть, разрывала её и скрепляемые детали не держались.
Комок пыли сломал крыло над колесом, а без него абразив летел в оборудование и в спину экипажу Фото NASA
Сейчас опыт «Аполлона» и беспилотных миссий пытаются адаптировать сотни учёных и изобретателей. За последние 50 лет человечество освоило производство новых материалов и механизмов, которые будут либо противодействовать налипанию пыли, либо окажутся устойчивыми к её воздействию.
Разработчикам надо уложиться в жёсткие ограничения по весу оборудования и ремонтопригодности. Грузоподъёмность ракеты SLS, на которой планируются полёты миссии «Артемида» — от 27 до 46 тонн в зависимости от задачи (Saturn V в 1970-е поднимала до 48 тонн).
Экипаж не сможет взять много инструмента и запасных частей, поэтому важно соблюсти баланс между прочностью и лёгкостью. Инженеры работают над предотвращением налипания пыли на разные поверхности и уборкой уже осевших частиц.
«Не будет какого-то одного решения для всех проблем. Для каждого материала, который будет там наверху, мы придумаем что-то особенное. Мы используем разные наработки многих подразделений NASA.»
инженер и глава группы экспериментов с лунной пылью NASA
Новый лунный скафандр xEMU (Exploration Extravehicular Mobility Unit) проектируют с минимальным количеством соединений типа молний, заклёпок и кнопок, чтобы пыль не проникала в них. Материалы сделают из мембраны и пропитают составом для антистатического эффекта.
Инструменты и некоторую технику обработают химией, которая имитирует эффект лотоса — грязь будет как бы скользить по поверхности. Пока непонятно как долго эффект продлится и как скажется на эргономике ручного инструмента.
Бороться с уже образовавшимися загрязнениями планируют с помощью ультразвукового устройства, создающем вибрацию. «Пылесос» задумали ещё в 1991 году, но план не реализовывали из-за ненадобности. В 2021 году есть несколько прототипов, один из которых разрабатывают студенты по программе сотрудничества с NASA.
Там, где постоянные вибрации не сработают, учёные предлагают отталкивать мелкие частицы с помощью электрического поля. Крупные, напротив, будут заряжаться и притягиваться к специальным уловителям.
Такие технологии применят в луноходах и других устройствах с вращающимися деталями, где важно не допустить скопления пыли и трудно очистить загрязнения другими методами.
Астронавт Джон Янг во время теста лунохода, названного «гран-при». Видно как сильно разлетается пыль и оседает на всех поверхностях «Ровера», особенно в районе колёс