Как ковид повлиял на туризм

Как изменится туризм после пандемии

«То, что происходит, иначе как чудом не назовешь. В каналах Венеции легко разглядеть рыбу. Площади практически пусты. Утята резвятся в фонтане на Пьяца ди Спанья. Такой мы не видели страну с 1960-х», – эти письма разослало в августе текущего года объединение туристических компаний Италии, предлагая подписчикам посетить страну, пока цены на размещение ниже чем обычно.

Российские туристы были бы рады откликнуться на призыв иностранных туроператоров. Так, например, в мае этого года двое из трех жителей Московского региона, участвовавших в опросе компании CBRE, утверждали, что хотят максимум через два месяца после окончания самоизоляции отправиться в путешествие. Большинство из них надеялись поехать на отдых за границу.

Но увы: к середине августа об Италии, как и о других странах Шенгенской зоны, россиянам, не имеющим европейского вида на жительство, оставалось только мечтать. Выезд из России открылся только в Турцию, Танзанию, Черногорию, Лондон и Швейцарию, причем туристов были готовы принимать лишь две первые страны.

Поэтому пока почти все отдыхают в России. Отечественная индустрия гостеприимства сумела удивить (и зачастую – удивить неприятно) даже самых состоятельных туристов. Топ-менеджеры и бизнесмены все лето постили в соцсетях рассказы о неоправданно дорогом отдыхе в Сочи и Крыму.

«Отбивает всякое желание возвращаться. Границы откроют, а мы хорошо помним, сколько стоит бутылка просеко или спагети песто», – так директор крупной фармкомпании подписал фото чека на 10 500 руб. за ужин в одном из крымских кафе. Читатели его страницы в Facebook не знали, чему удивляться больше: розовому брюту пино-нуар от «Нового Света» по 3500 руб. за бутылку (при цене около 1000 руб. в рознице), спагетти песто по 1200 руб. за порцию или 100 г молока за 120 руб.!

Исследование, проведенное Road Travel совместно с ПАО «Газпром нефть», показало, что 75% участников опроса рассматривают автопутешествие в качестве досуга в ближайшем будущем.

Не только россияне остались дома, внутренний туризм активно развивается по всему миру, отмечает Кирилл Хомко, сооснователь и директор по контенту проекта Road.Travel компании «Таймсинери», резидента «Сколково». Из-за пандемии закрыты границы, перелеты не кажутся безопасными по гигиеническим нормам и путешественники начали изучать альтернативы привычным маршрутам, открывая новое рядом, объясняет он.

Особую популярность, говорит эксперт, также набирают поездки, которые в английском языке принято называть Staycation (stay – пребывание, vacation – отпуск): недалеко от дома, без ночевок.

В этих условиях надо развивать районный туризм, считает заместитель руководителя московского департамента туризма Татьяна Шаршавицкая. В Москве департамент культурного наследия запустил проект «Дни наследия. Районы»: желающим предлагается записаться на бесплатные экскурсии – пешеходные, автобусные, на самокатах или велосипедах – по ранее не известным туристам местам столицы. Так, например, можно посетить одно из самых значительных творений знаменитого архитектора Константина Мельникова – клуб парфюмерно-косметической фабрики «Свобода» в Савеловском районе. Или старейший московский некрополь в Кунцеве, основанный в XVII в.

Для тех, кто придерживается режима самоизоляции, в Москве продолжают работать виртуальные проекты, стартовавшие весной, когда все вынужденно сидели по домам.

Например, онлайн-проект #Москвастобой комитета по туризму позволяет побывать на виртуальных экскурсиях в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Музее современного искусства «Гараж», музее-заповеднике «Царицыно», Еврейском музее и центре толерантности и других. Есть также замена и экскурсиям по району – цикл онлайн-лекций «Московское краеведение» на YouTube.

Виртуальные путешествия в ближайшее время станут хорошим вспомогательным инструментом в выборе реальной поездки, но точно не ее заменой, хотя, возможно, эта технология незначительно уменьшит объем рынка экскурсионных туров, считает Алексей Зарецкий, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, резидента «Сколково».

Пандемия COVID-19 однозначно ускорила развитие новых технологий в сфере туризма, но большинство из них связано с реальными путешествиями, отмечает Хомко. И приводит конкретные примеры: это облачные сервисы, куда можно загрузить паспорта и визы; возможность бесконтактно пройти не только регистрацию, но и контроль безопасности в аэропорту – через камеру с распознаванием лиц и досмотр бесконтактными устройствами; регистрация в отеле не на ресепшн, а в мобильном приложении – это не фантастика, а бывший стартап, а ныне проект Traveler ID под эгидой разработчика технологичес­ких решений для туриндустрии компании Amadeus, приводит пример Хомко.

Благодаря появлению маркетплейсов услуг и упрощению инструментов создания сайтов растет популярность индивидуальных путешествий, продолжает он. Туристические маршруты можно найти не только в блогах, но и в сервисах и приложениях вроде Maps.me. Road.Travel, к примеру, дает экспертам возможность создавать маршруты для самостоятельных путешествий и публиковать их в каталоге компании или на своих ресурсах. А приложение izi.travel предлагает аудиогиды, в том числе с интересными маршрутами вдоль отечественных федеральных трасс. Более того, уже сейчас начинается интеграция готовых маршрутов и других туристических продуктов в навигационные системы умных автомобилей, рассказывает Хомко.

Новые технологии помогают и программе оздоровления индустрии, запущенной Всемирной туристской организацией при ООН, продолжает Кирилл. Она должна бороться с чрезмерным туризмом, например перенаправлять туристические потоки на менее загруженные направления.

Курс на индивидуализм повышает интерес к путешествиям на автомобиле. «В эру COVID-19 они набирают популярность не только потому, что большинство границ остаются закрытыми, но и из-за максимальной безопасности: можно самостоятельно поехать куда угодно, а не гулять по переполненному городу или загорать на людном пляже. Согласно нашему совместному с ПАО «Газпром нефть» исследованию, 75% опрошенных рассматривают автопутешествие в качестве досуга в ближайшем будущем», – рассказывает Хомко.

Пандемия способствовала тому, что регионы России, исторически предлагавшие дорогой отдых, стали искать приемлемые варианты для массового туризма.

Тенденцию отметил и производитель внедорожников УАЗ. Он запустил проект «Патриот» открывает границы» uaz.ru/journey – интерактивную карту на сайте компании с интересными местами, где побывали владельцы «Патриотов» – от перевала Аишхо на Главном Кавказском хребте до Кудыкиной горы в Липецкой области или «российского Стоунхенджа» – комплекса Маньпупунер в Республике Коми, с описанием маршрутов, фотографиями и советами.

Заграничные поездки, да и вообще дальние путешествия будут по-прежнему доступны массовому потребителю, обнадеживает Зарецкий из Travelata.ru. По его мнению, пандемия, наоборот, способствовала тому, что регионы России, исторически предлагавшие дорогой отдых, стали искать приемлемые варианты для массового туризма.

«Тот же Алтай никогда еще не видел такого наплыва туристов, как в этом году, и подобный спрос привлечет инвестиции в создание гостиничной базы для более доступного отдыха. Туроператоры будут «поднимать» туда больше чартеров, что снизит стоимость перелета. Так что есть большая вероятность через пару лет увидеть в России еще несколько центров массового туризма кроме Сочи и Крыма», – объясняет Алексей Зарецкий.

То, что происходит сейчас, – это реальный шанс для развития инфраструктуры локального туризма, появления доступных отелей и качественной еды, соглашается Кирилл Хомко.

Главное, чтобы им захотели воспользоваться.

Источник

«Послевоенный» туризм: как Петербург адаптировался к COVID

Как ковид повлиял на туризм. 756405913245670. Как ковид повлиял на туризм фото. Как ковид повлиял на туризм-756405913245670. картинка Как ковид повлиял на туризм. картинка 756405913245670

В 2022 году туристический поток в Петербурге может вернуться к показателям допандемийной эпохи, если эпидемиологическая ситуация не ухудшится и в городе будут сняты «антиковидные» ограничения. Об этом сказал председатель Комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергей Корнеев. Оптимизм чиновника вызван итогами 2021 года — как сообщили в ведомстве, при всех «антиковидных» ограничениях город принял в этом году 5,8 млн внутренних и 250 тыс. иностранных туристов. Это половина от рекордных показателей 2019 года.

Игроки рынка, между тем, считают эти показатели завышенными и сомневаются в реалистичности заявленных целей на 2022 год.

Москвичи вместо иностранцев

По мнению Сергея Корнеева, в отношении Петербурга уже сформирован большой отложенный спрос, что станет точкой роста для отрасли после снятия ограничений. «Согласно опросам, иностранцы скучают по Петербургу, — сказал чиновник. — Фактически глобальный туризм остановился, вернулся в ситуацию 1950-х годов — послевоенного восстановления Европы, когда на фоне роста доходов и мобильности людей только начал возникать этот рынок».

По прогнозу Сергея Корнеева, восстановление зарубежного туризма начнется уже в 2022 году по мере взаимного признания Россией и ЕС сертификатов о вакцинации. «Этот процесс уже начался, — уверяет глава комитета по туризму. — Именно поэтому со следующего года все ожидают роста международного туризма, который не будет резким, но, тем не менее, мы должны увидеть позитивные изменения».

При этом в Смольном обращают внимание на то, что главными туристами в этом году в Петербурге стали не иностранцы, а жители московского региона. В 2021 году город занял второе место после Москвы в десятке топовых авиамаршрутов по России (по версии сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip), а железнодорожный маршрут между Москвой и Петербургом — самым популярным в стране за всё лето. Москвичи, по расчетам комитета по туризму, сегодня составляют 30% гостей Петербурга, ещё 10-15% — это жители Подмосковья. «Это главным образом семейные путешественники, — приезжающие на достаточно длительный срок», — отмечает Сергей Корнеев.

Каникулы пройдут. А что потом?

Что касается 2022 года, то пока большинство игроков петербургского туристического рынка смотрят на него со скепсисом. В частности, они обращают внимание на то, что важные для отрасли новогодне-рождественские каникулы Петербург встретит с «антиковидными» ограничениями, которые всерьёз повлияют на поток иностранных гостей. В частности, речь идёт о необходимости иметь QR-код практически во всех общественных местах, включая театры, музеи, рестораны.

«Безусловно, новые ограничения делают неясными перспективы по объёму гостей на новогодние каникулы, — отмечает генеральный директор «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская. — Традиционно этот период был существенным в структуре доходов отельеров в низкий сезон. QR-коды не станут препятствием для русских путешественников, но явятся серьёзной помехой для иностранных туристов, несмотря на то, что в третьем квартале 2021 года обозначился некоторый повышенный интерес со стороны зарубежных гостей».

Некоторые петербургские отельеры, между тем, отмечают, что в этом году ситуация на каникулах будет значительно лучше, чем в прошлом. «В этом году, в отличие от прошлого, работает вся инфраструктура, — объяснил владелец группы компаний SwissCenter Group (в которую входят, среди прочих, отель «Гельвеция», а также рестораны «Мариус» и «Сlaret Cafe») Юнис Теймурханлы. — Кроме того, ресторанам разрешили работать в новогоднюю ночь. Петербург сейчас входит в топ-5 туристических направлений в России. До 10 января мы никаких проблем не видим». При этом отельер отметил, что после праздников «будет спад». «Предварительные расчёты говорят о том, что снижение загрузки отелей в предстоящий зимний сезон составит 15% по сравнению с 2019 годом, который считается образцовым, пиковым за последние 10 лет. Цены при этом будут выше примерно на 10%. Здесь влияние инфляции и роста расходов», — добавил он.

«Сорняк умер — вырастет другой»

Отельеры и рестораторы согласны с чиновниками в том, что сегодня рынок делает ставку именно на внутренних туристов. Но они отмечают, что российские путешественники сформировали запрос на новый культурный продукт в Петербурге. Как правило, соотечественникам недостаточно просто посетить основные достопримечательности города. Именно поэтому на рынке услуг появилось множество предложений об авторских, индивидуальных экскурсиях; традиционное экскурсионное обслуживание совмещается с театральными постановками или посещением общественных пространств.

Но для дальнейшего развития рынка городу остро нужны инвестиции. А с точки зрения практиков, для развития туристической отрасли Петербургу не хватает «тёплого инвестиционного климата». По словам члена правления Российского союза туриндустрии, генерального директора «Индивидуального туристического Сервиса» (ITS) Виктории Шамликашвили, многие инвесторы, принимая решение о вложении денег, уходят из Петербурга. «Большая проблема заключается в том, что городская власть часто не играет в одной команде с бизнесом. Стратегических партнёрств очень мало. Если проект не способен окупиться за 3-5 лет, люди не хотят даже об этом говорить и думать, потому что никто не готов сегодня планировать надолго и всерьёз, — говорит Виктория Шамликашвили. — А средний и малый бизнес в сфере гостеприимства и услуг власти вовсе воспринимают как сорняки. Сорняк умер — на его месте вырастет другой, а не вырастет — тоже ничего страшного. С таким отношением нам не добиться изменений в городе, к сожалению».

Источник

Как два года пандемии изменили туризм и туристов

В конце 2021 г. исполнилось два года с начала пандемии новой коронавирусной инфекции. Весь мир продолжает переживать новые «волны», полные или частичные локдауны и ограничения в передвижениях по миру (а где-то – даже по стране).

Все это не могло не повлиять на туристический бизнес. Причем как на туроператоров и другие компании, которые работают в этой отрасли, так и на самих туристов, которые вынуждены были подстраиваться под новые реалии.

Как пандемия изменила турбизнес в России – в материале «Города».

Возвращение к истокам

Самое глобальное изменение, закономерно спровоцированное пандемией, – переориентация путешественников на внутренние направления. Границы оказались закрыты, но желания отдыхать и познавать у россиян меньше не стало. Такая тенденция сложилась не только в России, но и в других странах мира, где людям давали передышки от полного карантина.

«В 2021-м около 95% всех авиазаказов оформлены по России. Востребованность поездок по стране мы заметили сразу же, как только в середине лета – осенью 2020 г. ограничения на перемещения стали ослабевать. Более того, согласно показателям нашего сервиса, спрос на путешествия по России уже не только восстановился, но и превысил допандемийные показатели», – рассказала «Городу» руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.

От пандемии особенно «выиграли» Краснодарский край, Северный Кавказ, Крым, Карелия, Алтай и Байкал, добавили в компании TravelAsk.

«Больше всего цены и спрос выросли на Сочи, в этом году, да и в прошлом, стоимость жилья увеличилась от 20-30% до 100%, также выросли цены на месте. Пакетные туры также росли: в зависимости от времени года, на летние и майские праздники, они были по цене Турции и увеличивались чуть ли не под 100%. В Крыму “ценник” в среднем вырос на 50%», – рассказали в TravelAsk.

На развитие внутреннего туризма повлияла также программа туристического кешбэка за путешествия по стране. Это государственная программа субсидирования поездок по России, разработанная в Ростуризме. Так, туристы могут оплатить путешествие по стране картой «Мир» и получить кешбэк в 20% от его стоимости. По некоторым данным, программа будет продлена и в 2022 г.

По мнению экспертов, пандемия способствовала популяризации новых форматов путешествий внутри страны. Например, развиваться стали пока относительно новые для России форматы – гастротуры, экомаршруты, авторские экскурсии.

«Но есть и проблемная сторона – не все туристы готовы отказаться от привычного комфортного отдыха по системе «все включено», например, в Турции. Бесспорно, юг России уже семимильными шагами развивает инфраструктуру и повышает качество сервиса, но стремиться есть куда. Считаю, что сейчас главным приоритетом должно стать укрепление доверия такой категории туристов за счет расширения зоны комфорта и исключения рисков для здоровья», – считает основатель и генеральный директор российского сервиса онлайн-бронирования гостиниц «Едем-в-Гости.ру» Дмитрий Констанжа.

Приоткрыть занавес

Тем не менее россияне не оставляют надежды отдохнуть (или совершить активное путешествие) за границей. По данным Ростуризма, в России официально открыто авиасообщение с более чем 80 странами. При этом далеко не все из них готовы принимать на тех или иных (ПЦР-тестирование, вакцинация и другое) условиях российских граждан с целью туризма.

По данным АТОР, самым популярным зарубежным направлением среди россиян остается Турция (так было и до пандемии). Это подтверждают также данные агрегаторов. Как рассказали «Городу» в Aviasales, в 2020 г. самыми популярными направлениями стали Турция, Египет и Черногория. В 2021 г. первые позиции сохранились прежними, а на третью строчку переместились ОАЭ.

Кстати, как ранее рассказывал «Город», в этом году спрос на зимние туры у россиян вырос на 30% по сравнению с 2020 г.

Цена вопроса

Жизнь в режиме ограничений не могла не подстегнуть рынок к повышению цен. Как ранее заявили в АТОР, за два года цены на туры из России за границу выросли в среднем на 25%. Дороже стали и путешествия внутри страны.

«В прошлом году мы наблюдали заметное подорожание на российских курортах. В условиях повышенного спроса все доступные варианты размещения бронировали мгновенно, и в пик сезона (июль – август) средний чек на туры на морское побережье внутри страны достигал доковидных цен на Турцию, – рассказал “Городу” CEO и сооснователь сервиса поиска и покупки туров онлайн Level.Travel Дмитрий Малютин. – Однако сейчас ситуация стабилизировалась – открытие новых направлений (и в первую очередь Египта) вернуло цены на российских курортах на уровень 2019 г. Сейчас средний чек в новогодние каникулы на российских курортах составляет 40 000 руб.».

При этом за время пандемии для россиян появилось и много доступных альтернатив, добавил эксперт.

«Курортным открытием 2020 г. была Танзания – цены на туры туда начинались от 90 000 руб. (сейчас направление недоступно для массового туризма), в этом году появились туры в Венесуэлу – от 80 000 руб. на двоих (с перелетом, проживанием, трансфером и завтраками) и выгодные предложения в Доминикане (от 120 000 руб.)», – добавил он.

Возможность сэкономить по-прежнему есть у тех, кто предпочитает выбирать туры онлайн и готовится к отпуску заранее.

Пандемийные тренды

Режим ограничений изменил не только направления для поездок, но и привычки путешественников. Например, все чаще они стараются организовывать путешествия самостоятельно, а не через турагентства.

«Во многом это произошло благодаря специализированным цифровым платформам, которые существенно расширили возможности для самостоятельной организации путешествий. Так, распространенной практикой стала краткосрочная аренда жилья на время путешествия напрямую у собственников. В ноябре количество запросов на посуточную аренду квартир в России увеличилось на 11% год к году, а загородное жилье на время поездок стали снимать на 19% чаще», – рассказал руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин.

Еще одним заметным уже сегодня тревел-трендом является совмещение работы и отдыха.

«И он объединяет в себе два направления. Первый – это bleisure (совмещение командировки и небольшого отпуска). Второй аспект связан с тем, что мы уже почти два года работали удаленно или частично удаленно. Многие покинули квартиры и перебрались на дачи и в загородные дома, а кто-то – и вовсе в другие города или даже страны», – рассказала Елена Шелехова.

Также активно набирает популярность автотуризм.

«В эпоху COVID-19 при социальном дистанцировании такой вид туризма стал как никогда актуален. По данным аналитического агентства АВТОСТАТ, более 56% автолюбителей планируют провести свой отпуск в автопутешествии по России. Путешественники готовы отправляться как по междугородним трассам, так и по внедорожью, исследуют ближайшие регионы», – добавил Дмитрий Констанжа.

Кроме того, отмечает эксперт, появилась еще одна интересная тенденция: регионы, исторически предлагающие небюджетный отдых (например Алтай, Байкал), стали составлять альтернативные по цене маршруты для массового потребителя.

«Подключились туроператоры, предлагающие доступные чартерные рейсы, и инвесторы, повсеместно строящие мини-отели и хостелы», – добавил он.

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Как коронавирус меняет мировую туриндустрию

Пандемия нового коронавируса и введенные разными странами строгие противоэпидемические меры ускорили трансформацию мирового туризма. Отрасль теряет сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест. Но одновременно на рынок выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уверены, что нынешний кризис – это возможность создать более устойчивую туристическую экономику.

Ускорение свободного падения

Пандемия коронавируса COVID-19 стала для туристической отрасли самым серьезным вызовом за все время ее существования. По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократится примерно на 80%, отмечается в октябрьском докладе ОЭСР «Восстановление туризма для будущего».

Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (это фрагментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения, подчеркивают эксперты ОЭСР.

Пять приоритетных направлений преобразования туризма после пандемии COVID-19:

1. Смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности)
2. Повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристической инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма)
3. Диджитализация (цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки)
4. Экологизация (содействие устойчивому развитию, внедрение углеродно нейтральных решений, развитие экотуризма)
5. Координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития

Источник: доклад ООН «COVID-19 и трансформация туризма»

Но именно тот кризис открыл новые возможности. В августе 2008 г. был основан сервис Airbnb, который сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду. Сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, стали набирать популярность, индустрия стала меняться.

Подобные тенденции наблюдаются в мире и сегодня: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора, и сами игроки отрасли воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести диджитализацию, запуск цифровых платформ, экологичных решений и поменять подходы к организации туризма.

«Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего инклюзивного и устойчивого роста сектора», – подчеркивает Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) в исследовании под названием «К выздоровлению и за его пределами: будущее туризма после COVID-19».

В России, например, комитет по туризму города Москвы вместе с туристическим сообществом организовали более 70 отраслевых онлайн-мероприятий, включая антикризисные вебинары, воркшопы, международные роуд-шоу и телемосты. Например, пятидневный антикризисный онлайн-интенсив в апреле прослушали более 4000 сотрудников турагентств, отелей и авиакомпаний из России и СНГ, представители региональных администраций и туристических офисов других стран. В Греции была создана платформа «Греция из дома» для профессионалов в сфере туризма, предназначенная для обучения цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и вебинаров. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий.

Новые решения в новых условиях

Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этому году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), иммерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центр инноваций.

«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что города могут быстро адаптироваться и должны лучше подготовиться к будущему. Городской туризм – одна из главных тенденций XXI в.», – подчеркивается в исследовании.

Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Мостуризм в период весенней самоизоляции – с марта по май 2020 г. – запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий. Например, в онлайн перешел образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий». А для поиска новых решений в туризме работает Moscow Travel Hub – площадка, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями. Два его проекта – акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хакатон Moscow Travel Hack (подробнее см. Чем полезны хакатоны)

«Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос. Кто окажется привлекательнее остальных, когда ситуация полностью нормализуется? Тот, у кого будут выгодные предложения и лучшая инфраструктура, в том числе цифровая. За последние месяцы люди по всему миру привыкли к новому уровню цифрового комфорта. Их требования возросли. Чтобы быть конкурентными, нам надо адаптироваться. Важно развивать и поддерживать технологичные проекты в туротрасли», – говорит заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.

Быть диджитал

Цифровизация туристического сектора началась задолго до пандемии. Такие сервисы, как Skyscanner, Booking.com, Airbnb, дали туристам возможность легко и просто планировать поездки самостоятельно, и все больше людей предпочитало вместо пакетных туров индивидуальные.

$1,5 трлн

таков был объем мировой туристической отрасли в 2019 г., по данным UNWTO. Еще в марте 2020 г. организация предрекала, что отрасль потеряет треть дохода, но в сентябре пересмотрела прогноз

Однако в реальности в период постковидного восстановления цифры могут быть выше. По данным медиаплатформы HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10–15 лет.

В тематическом исследовании Агентства инноваций г. Москвы отмечается, что будет расти спрос на онлайн-платформы, позволяющие создать бесшовный опыт организации путешествий, например, с помощью интеграции бронирования не только билетов и проживания, но и досуга непосредственно в месте отдыха (покупка билетов в музеи, заказ такси или аренда автомобиля, доставка еды и т. д.).

Пример такого продукта – сервис RUSSPASS, который дает возможность пользователю сформировать индивидуальный маршрут путешествия по всей России: купить билеты на самолет, поезд, различные экскурсии, в музеи и театры, узнать об интересных местах и полезных услугах в режиме «одного окна» (подробнее об этом см. Как проект RUSSPASS должен помочь путешественникам и отрасли).

Другое направление цифровизации туризма, получившее особую популярность именно во время карантинных ограничений, – виртуальные экскурсии по городам и музеям мира. Не вставая с дивана, можно обойти Лувр, послушать Венскую оперу, изучить видеогалерею NASA. Возможность путешествовать онлайн помогает людям открывать для себя мир, видеть места, где они еще не бывали, получать знания, знакомиться с жителями самых разных стран, даже просто находясь дома, говорит председатель комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.

В Москве благодаря запущенной Мостуризмом в марте 2020 г. медиаплатформе #Москвастобой (москвастобой.рф) человек из любой точки мира может бесплатно посмотреть виртуальные экскурсии по расположенным в Москве ведущим федеральным, городским, частным музеям, московским паркам, включая Парк Горького, ВДНХ и «Зарядье», и другим культурным площадкам столицы и районным достопримечательностям, послушать познавательные лекции, принять участие в мастер-классах и др.

Проекты, подобные медиаплатформе #Москвастобой, помогают создавать привлекательный образ города и тем самым формировать отложенный спрос на путешествия. Если человеку уже сейчас понравится, к примеру, парк, музей, театр или городская достопримечательность, велика вероятность того, что он обязательно посетит это место, как только будет возможно, подчеркивает глава Мостуризма.

Международное сотрудничество и кооперация

Цифровые технологии позволили не только вывести на рынок новые туристические продукты, повысить межотраслевую кооперацию внутри страны, но и сохранить международное сотрудничество.

Так, в марте 2020 г. комитет по туризму города Москвы запустил новый онлайн-формат международного взаимодействия – телемосты с зарубежными партнерами. Среди состоявшихся – телемосты с партнерами из Сеула, Пекина и Чунцина, Будапешта, Парижа, Барселоны, Алма-Аты. Встречи в удаленном формате позволяют решать текущие проблемы, обсуждать вопросы развития стратегического партнерства, обмениваться опытом, предлагать новые инициативы для взаимодействия, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Еще один пример – цифровые роуд-шоу между представителями туротрасли Москвы и зарубежных городов-партнеров. Первое мероприятие такого формата прошло в июне для стран Персидского залива. В нем приняли участие 25 представителей туриндустрии из Москвы и более 100 из ОАЭ, Кувейта, Омана, Саудовской Аравии и других стран. Теперь цифровые роуд-шоу станут обычной практикой наравне с традиционными форматами бизнес-миссий, констатирует Бойкова.

Несмотря на мощное падение отрасли, COVID-19 оказался неожиданным катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль, констатируют эксперты WTTC в актуальном прогнозе. Они отмечают, что ускорение цифровой повестки дня является одним из положительных результатов этого кризиса наряду с развитием новых бизнес-моделей, воплощающих цели устойчивого развития, внедрением экологического туризма, вовлечением в сектор разных социальных слоев населения, а также эволюцией спроса и переосмыслением роли безопасности и здоровья. &

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *