Как крадут невест в казахстане
Насильственная кража невест у традиционных казахов: обычай или преступление?
На сегодняшний день одной из острых социальных проблем в Казахстане, бурно обсуждаемых населением на всевозможных интернет-форумах и площадках, является проблема кражи невест, и особенно проблема умыкания девушек для замужества. Большинством казахстанцев данное деяние трактуется как обычай, история которого уходит корнями в раннее традиционное казахское общество, и который нельзя искоренять, в том числе и правовыми методами, в целях сохранения своей национальной идентичности. Однако как на самом деле оценивалась кража невест у наших предков, каковы правовые последствия похищения девушек для их насильственного замужества в старину и в современном Казахстане, и какова реальная картина проблемы в нашей стране, я попробовала выяснить на основе проведения небольшого исследования.
Для начала, хотелось бы отметить тот важный факт, что информация по данной тематике в нашей социальной паутине ограничивается исключительно новостными лентами, и очень редко находилась реальная аналитика, что во многом способствовало желанию обобщить и систематизировать имеющуюся информацию, пролить реальный свет на данную проблематику и выявить более эффективные пути ее решения.
Итак, если начать с исторических предпосылок зарождения данного «обычая», то главный миф заключается в том, что кража девушек для замужества являлась национальным обычаем и не подвергалась никакому наказанию. Однако проведенные российскими и казахстанскими учеными исследования (на основе исторических записей) показывают, что кража невесты, не важно, как по ее согласию (фиктивное похищение), так и насильственно (реальная кража), считалось нарушением обычного права «адата», расценивалось общественностью как преступление и подвергалось строгому наказанию.
Рассмотрим, кто решался у традиционных казахов на фиктивное похищение невест. Во-первых, это те парни, которые не могли заплатить калым за свою возлюбленную и/или сопротивлялись отказу родителей девушки на их брак. Во-вторых, у казахов довольно часто так случалось, что девушка, будучи засватанной еще в детстве за другого, не могла выйти замуж за любимого ей человека. В таком случае, влюбленные также рисковали и шли на такой отчаянный шаг, несмотря на дальнейшие последствия.
На реальную кражу невест шли те парни, которые были засватаны за них, но не могли добиться их согласия; были влюблены в засватанную за другого парня невесту, или в не засватанную невесту. Тот случай, когда джигиты из богатых аулов похищали девушек из менее состоятельных семей, считался тяжким преступлением, в силу чего родители похитителя уговаривали девушку дать согласие на брак, посылали послов с богатыми дарами к ее родителям. Если девушка давала согласие на брак, то семья жениха откупалась большим штрафом и полным калымом, а родители давали благословение. В случае если девушка отказывала, то она возвращалась к своим родителям, а виновные подвергались значительному штрафу. В целом, в записях казахских адатов 19 века содержатся описания различных наказаний, следуемых за умыкание девушки без согласия родителей, которое рассматривалось как тяжкое преступление.
Как мы выяснили, кража невест по сговору молодых, и тем более, умыкание девушек без согласия родителей являлось преступлением в традиционном казахском обществе и не имело никакого отношения к какому либо обычаю. Однако почему в современном обществе Казахстана кража невест трактуется большинством как обычай? Исследователи во многом объясняют этот факт тем, что во 2-ой половине 1980 – н. 1990-х гг., в связи с развалом СССР и экономической разрухой в стране наблюдались потеря социальной ориентации, нарушение правовых норм и увеличение девиантного поведение населения, когда полузабытые, произвольно трактуемые правовые нормы начали регулировать общественные отношения.
Каковы же реальные причины насильственных краж невест в современном Казахстане? Узнаете в следующем посте!
Похищение невесты в Казахстане: обряд или преступление
Несмотря на то, что на дворе уже давно ХХІ век, понятие «кража невесты» все еще существует. Что это: сохранившийся до наших дней обряд или преступление, за которое похититель должен нести ответственность по закону? Предлагаем разобраться, откуда появился самый странный способ создания семьи.
Начнем с того, что кражу невесты нельзя отнести к традиционным казахским обычаям, поскольку он был распространен у многих народов. И не только у тюрков, но и у славян, римлян и греков. Вспомнить хотя бы Сабинскую войну, легенду о похищении Европы или всеми любимый фильм «Кавказская пленница». Способы, масштабы и методы были разными, но цель одна — кража с целью женитьбы.
Что касается казахов, то обряд похищения невесты берет начало с тех давних времен, когда девушка редко могла сама выбрать себе мужа. Чаще всего дочери были уже сосватаны: с рождения или иногда даже до рождения. Именно отсюда происходят понятия «бесік құда», «бел құда» или «құрсаққұда». Люди, хорошо знакомые между собой или являющиеся друзьями, зная, как важно то, в какой семье растет и получает воспитание жених или невеста, часто договаривались между собой о свадьбе детей еще во время беременности матери («бел құда» или «құрсақ құда») или сразу после рождения сына или дочери («бесік құда»).
Иногда звезды складывались так, как нужно, и дети действительно создавали свою семью. Но бывало немало случаев, когда к моменту замужества сердце девушки принадлежало другому. И не желая выходить замуж без любви, девушка договаривалась со своим избранником, чтобы ее выкрали. Ведь сама она уйти не могла. В этом случае калым за нее мог не уплачиваться. Жених крал невесту. Но затем, по всем обычаям, самые авторитетные и влиятельные родственники и старейшины из рода жениха непременно шли с калымом и подарками к родителям невесты. Этот обряд называется «аяққа жығылу» и означает поклониться в ноги, то есть попросить прощения и примирить оба рода.
Зачастую все заканчивалось благополучно, ведь, проведя хоть одну ночь в доме жениха, девушка обратно не могла уже вернуться. Семья ее не принимала. Даже несмотря на отсутствие физической близости. Родители тоже понимали, что другого шанса выйти замуж у их дочери уже не будет.
Еще одна причина кражи невесты заключалась в социальном неравенстве между девушкой и парнем. Если сторона жениха была бедной и выплатить калым не могла, то ничего другого, кроме кражи невесты, не оставалось. Поскольку у казахов женитьба расценивалась как сближение двух родов, то украсть дочь из богатой семьи было чревато необратимыми последствиями для рода жениха. Вплоть до войны. Поэтому редко кто мог пойти на этот шаг без согласия самой девушки.
Как видим, кража невесты всегда происходила только с согласия самой девушки. Случаи кражи без согласия свободной девушки или уже сосватанной строго карались у казахов в соответствии с одним из пунктов свода законов Тауке хана «Жеты жарғы» — Жесір дауы. Виды наказания предусматривались различные: от выплаты больших штрафов до приговора к смертной казни.
Что же говорит религия? Ни одна религия не одобряет женитьбу против воли самой женщины. В исламе одним из условий заключения брака является согласие обоих супругов.
В наши дни искаженное знание об обряде кражи невесты или его полное отсутствие привело к тому, что молодые люди считают это нормой и даже ссылаются на традиции. Хотя ссылаться им нужно на 125-ю статью Уголовного кодекса РК, где четко оговорены условия наказания при краже человека. Даже с такими благими намерениями, как создать семью. Кстати, нельзя забывать о том факте, что горе-дружки, которые помогали выкрать невесту, и те, кто способствовал этому, также привлекаются к уголовной ответственности.
Большую проблему в соблюдение этого закона вносят и сами украденные девушки, которые в лучшем случае возвращаются домой и отказываются писать заявления, а в худшем — остаются и соглашаются на свадьбу. Здесь нельзя не отметить и старания тетушек и бабушек, которые ложатся на порог сами или кладут Коран, чтобы девушка не могла перешагуть через порог и уйти. Особо старательные обещают наслать проклятие на голову девушки в случае отказа. А самые добрые и милые из них, обнимая девушку и вытирая ей слезы, рассказывают, как счастливо сложилась их судьба, после того как их тоже украли в молодости. Могут и показать заранее подготовленную фотографию совместных детишек как результат этой кражи. Настоящая команда психологической атаки.
Напоследок хочется отметить, что в традициях и обычаях казахов больше смысла, чем кажется на первый взгляд, и они никогда не шли вразрез с законом.
Самые скандальные истории похищения невест в Казахстане
Недавний случай похищения студентки одного из алматинских колледжей с целью женитьбы вновь всколыхнул общество. Предлагаем вспомнить, какие наиболее громкие кражи «невест» произошли за последнее время.
Похищение студентки колледжа Алматы
Учащуюся государственного колледжа сервиса и технологий насильно увезли прямо со двора учебного заведения на глазах у множества людей 12 ноября. Родственник девушки и охранник колледжа остановить злоумышленников не смогли.
Истерика и обморок украденной девушки
Ролик опубликовал в своем Facebook журналист агентства «Хабар» Бауржан Орда. Он получил его через мессенджер WhatsApp. Девушка, которую, предположительно, зовут Арай, выкрикивает ругательства, пока мужчина и женщина уговаривают ее сдаться и надеть платок. Еще одна женщина осыпает их конфетами, выполняя ритуал «шашу». После надевания платка девушка больше не вырывается и только плачет.
Кража девушки у Дворца бракосочетания в Шымкенте
В Instagram было также опубликовано видео кражи невесты в Шымкенте. Двое парней пытаются затолкать в автомобиль девушку, которая яростно сопротивляется. Примечательно, что события разворачиваются перед городским Дворцом бракосочетания. Ролик обрывается, когда парням уже практически удается впихнуть девушку в автомобиль. Чем закончилась эта неравная «схватка», неизвестно.
Встреча украденной девушки родными «жениха»
В конце прошлого года в соцсетях появился ролик, на котором, очевидно, записана кража невесты, а точнее, момент, когда девушку привезли в дом жениха. Из машины, припаркованной во дворе частного дома, силой вытаскивают совсем юную девушку, которая плачет и сопротивляется. Причем делается это в весьма торжественной обстановке, под ее ноги стелют белую дорожку, на голову накидывают белый платок, посыпают конфетами, играет музыка, приглашены гости, все снимается на камеру.
Похищение девушки на юге Казахстана
По словам пользователя Кайрата Кожабекова, инцидент произошел в 2012 году в Мактааральском районе Южно-Казахстанской области. На этом видео девушку силой занесли в дом жениха. Истерики и ругательства несчастной не помогли ей выбраться из плена.
Похищение средь бела дня на оживленной улице
Жертву украли прямо на глазах у бездействующей толпы. Люди со смехом наблюдали за происходящим, лишь записывая преступление на камеру, сопровождая это своими комментариями.
Кража Лиды Темиркиевой для брака с 42-летним бизнесменом
История о том, как 18-летнюю девушку из Павлодара пытались насильно выдать замуж за 42-летнего москвича, в свое время всколыхнула Интернет и стала предметом горячих обсуждений. Как оказалось, девушку похитили родственники отца, с которым она не живет уже 17 лет. В какой-то момент они принесли Лиде фотографию взрослого мужчины и сообщили, что это ее жених, который живет в Москве. К счастью, эта история закончилась относительно благополучно: Темиркиеву вернули домой, а ее мать даже примирилась с похитителями дочери.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Не хотела запятнать честь отца». Истории похищенных невест
210 случаев кражи невест, согласно данным прокуратуры, зарегистрировали в Казахстане в прошлом году. Большинство — на юге страны. Девушки, которых похитили незнакомые им парни, чтобы вступить в брак, поделились своими историями с Азаттыком.
«СОГЛАШАЙСЯ, ПОКА НЕ ОПОЗОРИЛАСЬ»
21-летнюю жительницу Туркестана Гульзаду (имя изменено) в конце прошлого года среди бела дня выкрал незнакомец. 3 декабря девушка ждала автобус вместе с женой старшего брата, чтобы отправиться на занятия. Рядом остановился автомобиль, из которого вышли трое парней и силой затащили Гульзаду в машину. Один оттолкнул бросившуюся на помощь беременную сноху. Всё произошло настолько внезапно, что Гульзада не сразу поняла, что происходит. Потом начала кричать во весь голос, сопротивляться, молила отпустить, но ее никто не слушал. Отобрали мобильный телефон. Куда едет машина, девушка не знала. Ее привезли в дом одного из участников похищения. И там она просила отпустить ее, говорила, что ей нужно учиться. Бесполезно.
С парнем, который ее выкрал, она никогда раньше не встречалась. Тот заявил, что заприметил ее на какой-то свадьбе. Надеть на себя платок Гульзада не позволила. Это означало бы согласие на брак.
— Ни один человек не внял моим словам. Когда меня привезли в Шымкент, заперли в темной комнате. Я попыталась выпрыгнуть из окна на втором этаже, но меня успел схватить его друг. После этого снохи не оставляли меня одну и дежурили по очереди, — рассказывает со слезами Гульзада.
Вспоминая те события, девушка плачет и долго не может прийти в себя. У нее дрожит подбородок, она сокрушенно качает головой.
— Они записали на видео, что я согласна. После этого мы все приехали в село. Я всю дорогу молча плакала. Вечером приехала моя мать. На ее вопрос, по собственной ли воле я приехала, я ответила: «Нет, меня изнасиловали». Мама сразу спросила: «Уйдешь со мной?» Я сказала «да» и выбежала из дома, — вспоминает она.
«В СЕЛЕ СТАЛИ ШУМЕТЬ О МОЕМ «ВОЗВРАЩЕНИИ»»
Гульзада говорит, что по возвращении домой написала в полицию заявление на насильника. В управлении полиции города Туркестана сообщили о начале расследования по статьям «Изнасилование» и «Похищение человека» и задержании 24-летнего подозреваемого. Позже суд освободил его под залог. В ближайшее время будет принято решение в отношении еще троих предполагаемых участников похищения.
Гульзада говорит, что подозреваемые находятся на свободе, хотя «похищение человека, изнасилование, унижение чести и достоинства считаются тяжкими преступлениями». К похищению с изнасилованием были причастны около 20 человек, но к ответственности привлекают лишь четверых, добавляет она.
Родственники парня неоднократно приходили к ее родителям, рассказывает девушка. Просили прощения. После случившегося ее родители заболели и перестали выходить на улицу.
«НЕ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОТЕЦ ЛИШИЛСЯ ДОБРОГО ИМЕНИ»
21-летняя Балым (имя изменено по ее просьбе), которую выкрал незнакомый молодой человек, считает себя жертвой.
После каникул, проведенных дома, в селе в Туркестанской области, Балым собралась в город. Стояла на обочине дороги в ожидании машины, на которой должна была уехать. Неожиданно появился другой автомобиль, вышедшие из него люди затолкали девушку в салон. Машина помчалась в соседнее село. Балым говорит, что до этого никогда не встречала парня, который ее похитил.
— Парня показали мне его снохи. Он мне не понравился. Я чувствовала, что он неровня мне. Не почувствовала никакой симпатии. Мне сказали, что я ему понравилась. Мы же выросли в селе, где сильны казахские устои. С детства приходилось слышать поговорку «Плоха замужняя девушка, вернувшаяся в отчий дом». Я не хотела запятнать честь отца и согласилась остаться. Не хотела, чтобы отец лишился доброго имени, осталась только по этой причине, — объясняет девушка.
Спустя два дня Балым написала, что приехала «по собственной воле». Родственники жениха доставили записку ее родителям. Потом приехал «гонец» от ее семьи, и стороны договорились. Затем последовали традиционные ритуалы беташар, бракосочетание по шариату.
Балым говорит, что через два месяца они развелись. Молодой человек несколько раз поднимал на нее руку. Не выдержав издевательств, Балым ушла. Сейчас она живет в доме родителей и не готова к откровенным разговорам о пережитом.
«С ЗАЯВЛЕНИЕМ ОБРАЩАЮТСЯ ЕДИНИЦЫ»
По данным прокуратуры Туркестанской области, в 2019 году в стране было зарегистрировано 210 случаев краж девушек, 102 из них — в Туркестанской области.
«Лица, похитившие невесту или причастные к этому, преследуются по статье уголовного кодекса «Похищение человека». Если невеста не дает согласия на брак, ее похищение является преступлением. В соответствии с законом «О браке и семье», брак является добровольным союзом. Если одна из сторон не согласна, брак считается незаконным», — заявили в областной прокуратуре.
Не все похищенные обращаются в полицию. Некоторые написавшие заявления потом отзывают их в связи «с примирением сторон».
В декабре 2019 года молодые люди в городе Арысь попытались выкрасть девушку. Видео похищения получило распространение в Сети. На записи видно, что, несмотря на сопротивление девушки, молодые люди силой заталкивают ее в автомобиль и отталкивают бросившихся ей на помощь.
После появления видео в департаменте полиции Туркестанской области сообщили, что по данному факту проводится расследование по статье «Похищение человека», начато уголовное расследование в отношении местных жителей, которые «пытались украсть девушку». Заявление подала мать похищенной. Девушка находится в доме родителей. В феврале 2020 года в полиции Азаттыку заявили, что расследование прекращено. Там сообщили, что «подозреваемый и жертва учились в одном классе, и молодой человек хотел похитить девушку с целью женитьбы». В связи с примирением сторон девушка забрала заявление и заявила, что претензий к молодому человеку не имеет.
Несмотря на то что в Казахстане кража невест приравнивается к похищению людей, таких случаев не становится меньше. Часть общества воспринимает происходящее как «традицию». Адвокат Айман Умарова, защищающая в судах права женщин, которые подвергались изнасилованиям и давлению, считает, что кража невест — преступление.
— Похищение человека без его на то согласия незаконно. И ссылаться на традиции не стоит. Состав преступления с похищением девушки может быть разным. Поэтому иногда дело возбуждают по статьям «Похищение человека» и «Незаконное лишение человека свободы». В похищении девушки участвует не один человек. Парень это совершает со своими друзьями. О похищении невесты знают члены семьи. Они знают о совершаемом преступлении, но не сообщают. Все они становятся соучастниками преступления, когда пытаются уговорить девушку остаться в доме снохой. В Казахстане нет равноправия. Поэтому парни до сих пор умыкают девушек, — говорит она.
По словам адвоката Джохара Утебекова, большинство похищенных девушек соглашаются жить дальше с похитителями и не все из тех, кто отказался вступать в брак, обращаются в полицию с заявлением.
— Такие похищения не совершаются в одиночку. Это серьезное преступление, похищение группой лиц по предварительному сговору. Оно нередко сопряжено с последующим изнасилованием похищенной либо с ее понуждением к половому сношению. Нет никаких сомнений в том, что это латентные преступления и по ним крайне редко поступают заявления. Часть девушек мирится со своим положением и остается в доме похитителя. Часть девушек, которые вернулись к родителям, предпочитают об этом забыть. Негативную роль играет отношение судебных и правоохранительных органов к похитителям. У нас патриархальные правоохранительные органы, их сотрудники в основном придерживаются традиционных взглядов. Если дело доходит до суда, им в основном назначают условное наказание, — отмечает он.
Руководитель организации по защите прав женщин «Не молчи» Дина Смаилова говорит, что кража невесты — это преступление против личности, а принуждение к половой связи — нарушение половой неприкосновенности.
— Насильное удерживание девушки, уговоры выйти замуж приравниваются к незаконному лишению свободы человека. В обществе существует неписаный закон, что «девушка должна выйти замуж и рожать детей». Многие девушки ограничены в своих правах на получение образования, у них нет права выбора работы. Похищенные тяжело привыкают к семейной жизни. Они либо разводятся, либо вынуждены терпеть побои и издевательства мужа. Родители с обеих сторон и родственники должны это понимать, — говорит Смаилова.
В казахстанском обществе немало тех, кто называет кражу невест традицией, и тех, кто считает такие действия преступлением. Правозащитники регулярно призывают усилить наказание за похищение девушек с целью женитьбы, включив в уголовный кодекс отдельную статью.
Поделиться
Радио Азаттык © 2020 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.
Кража невест в Казахстане
Прочитала историю, и вспомнилось, как мою подругу чуть не украли незнакомые люди средь бела дня.
Шла моя подруга с учёбы после обеда домой, и тут посреди дороги прям как в фильмах останавливается машина, и двое мужчин насильно тащат её внутрь. Я не знаю, были ли вокруг люди, но если бы были, по моему, помогли бы, потому что боролась она активно: она упала на асфальт, но мужчины всё равно за ноги начали тащить и так она расцарапала о землю всё тело. Силы, конечно, не равные: в итоге двое мужиков затащили её в заднее сидение машины и сели с двух сторон, не позволяя ей таким образом хотя бы попытаться выпрыгнуть оттуда.
Её жизнь спас ГАИшник, который остановил машину за превышение скорости, и пока друзья пытались снаружи впарить ему взятку, оправдываясь тем, что везут домой невесту, сама «невеста» незаметно вышла с другой стороны машины и сбежала. Дома она отходила очень долго, практически два дня пролежала под одеялом. Но всё же она легко отделалась. Ибо если бы её всё же украли, то выхода из дома мужчины она увидела бы вряд ли, так как была воспитана очень по южному (г. Тараз, если что).
Но не всё так ужасно, как кажется.
В Казахстане кража невест, если последняя пожалуется, карается очень жёстко. Так одного моего знакомого собирались судить, так как пытался украсть одну единственную внучку у деда. Он слёзно и жалобно утверждал, что всё было по обоюдному согласию, но, судя по тому, что девушка сломала себе ногу, выпрыгивая из машины на скорости, не всё у него с ней было так гладко. Пытался опять же впарить полицейским деньги, но не вышло. Дедуле тоже пытался впарить за отказ от заявления, но тоже не вышло. Чем закончилась история — не знаю, в дальнейшем с ним отношения не поддерживала.
Вообще законодательство РК в случае кражи девушек, в случае явного насилия в семье встаёт на сторону девушки, но жаль, что не все женщины в Казахстане знают о своих правах (как в случае с подругой из первой истории, тогда и я сама мало, что в этом понимала), а если и знают, то у них мозги настолько промыты, что они попросту не обращаются за помощью, стараясь быть «благоразумной, хорошей, примерной» женой.
Баянометр ругался на истории похожей тематики, похоже, не у меня одной запасены истории на эту страшную тему)