Как крадут самокаты с проката
Когда в российских городах начали появляться шеринг-компании (кикшеринги, байкшеринги и тд), у некоторых тупых людей возникал вопрос по типу: «А как меня найдут, если я украду самокат, они же не знают, где я живу». Ну и, под этим предлогом берут технику и катят радостные к себе домой.
Сейчас же всем начали вдалбливать, что внутри устройств установлены GPS-трекеры, которые отслеживают местоположение, но даже это не останавливает особых умельцев. Кто-то вообще не знает, что они вообще там есть, или что такое трекеры.
Ежедневно в полицию поступает несколько заявлений о воровстве самокатов или велосипедов. Обычно люди крадут несколько единиц техники, чтобы, так сказать, обжиться сразу. Потери шеринга возникают не только из-за воровства, в интернете можно встретить множество фото, как страдают бедные велосипеды.
Кража электросамокатов не новость для Московского шеринга. В 2018 году стартовали сервисы для аренды, но самый пик воровства начался в 2019: 4 июня за один раз украли было украдено девять электросамокатов, а в мае целая группировка похитила четырнадцать самокатов на двух точках (банки даже не грабят так серьезно).
В полиции говорят, что чаще всего крадут технику на парковках в жилых районах, а не в многолюдных местах (парки, фонтаны, входы в ТЦ). Как говорится, раз никто не видел, то ничего и не было. Но все же засечь воров успевают, ведь компании чаще всего устанавливают технику на глазах у городских камер.
У каких «умников» хватает смелости своровать самокат?
Как было понятно из названия, любят воровать электросамокаты вейперы и пенсионеры. У ценителей «безопасных» электросигарет такой мотив из-за аккумулятора, который разбирают на батарею для вейпа (и такое бывает в нашей жизни). Заряда вполне хватает на две-три электросигареты.
С пенсионерами всё намного интереснее. Они вообще не знают, зачем воруют. Увидели самокат, который не пристегнут и потащили домой. О причине остается только догадываться. Может для себя, а может внуку подарочек сделать, которого потом полиция за ручки в отделение отведет.
Операторы сервисов проката рассказали, сколько самокатов и велосипедов крадут в Москве
Шеринг-компании последнее время жалуются на рост краж велосипедов и самокатов. По данным исследования компании, занимающейся комплексной охраной, ущерб от злоумышленников по стране в этом сезоне может достигнуть 150 миллионов рублей, причем кражи самокатов происходят практически ежедневно. Рассказываем, насколько эта проблема актуальна в столице и как компании проката защищаются от злоумышленников.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Мал самокат, да дорог
По данным аналитиков компании Delta, сейчас в России работает порядка 30 компаний проката самокатов общим парком 35 тысяч штук. В Москве популярность кикшеринга ежегодно увеличивается на 70 процентов. При этом в столице ежедневно в компаниях со среднем парком от 500 до 1 200 самокатов происходит 3-4 тревожных вызова, из которых реальной кражей становится один случай. Обычно злоумышленники крадут сразу несколько транспортных средств.
«Таким образом, в сезон, который длится порядка полугода, каждый оператор рискует потерять более пяти миллионов рублей. По данным специалистов компании, 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и лишь 5% – во время трека», – пояснили Москве 24 в компании.
Суммарно все компании при таких проблемах могут потерять за сезон порядка 150 миллионов рублей, добавили в пресс-службе.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Много ли воруют?
Президент компании «Велобайк» Максим Акимов рассказал, что случаи воровства происходят и с прокатными велосипедами. По его словам, в парке ежегодно фиксируется утрата 1,5% от всех транспортных средств, однако в других странах подобные показатели в два раза выше.
«Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих», – сообщил Акимов.
Он добавил, что уровень вандализма в отношении велосипедов и самокатов в России также весьма низок. Кроме того, президент компании отметил социальную ответственность российских граждан, отметив, что в Москве однажды жители отстояли прокатный велосипед, когда его пытались разукрасить граффити.
«Велобайк» принимает все меры для защиты своих транспортных средств, говорит представитель компании.
В свою очередь, основатель фирмы URent Андрей Колесник сообщил, что ежедневно его компания теряет как минимум один велосипед или самокат. Предпринимать заявил, что в месяц крадут не менее 1% парка, однако половину из транспортных средств находят почти сразу. Колесник отметил, что часто самокаты воруют любители вейпов (паровых испарителей. – Прим. ред.). Это связано с наличием в транспортных средствах сменного аккумулятора, который можно разобрать на небольшие аккумуляторы, именно они устанавливаются в вейпы. Также еще одной группой воров самокатов эксперт выделил пенсионеров.
«Пенсионеры просто воруют. Увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой. Они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер. Самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», – отметил Колесник.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Он пояснил, что с воровством в компании борются с помощью GPS-датчиков. Так, при краже сотрудники службы безопасности выясняют местонахождение транспортного средства, а также разрабатывают меры для его возврата. Однако гораздо большую опасность представляет вандализм. Каждый месяц серьезный ремонт необходим 12–15% парка электросамокатов из-за механических повреждений, прокола или пореза шин или выхода из строя руля.
Основатель компании Samocat Sharing Василий Быков рассказал Москве 24, что волна краж самокатов в их компании прошла в 2018 году.
«После этого мы замки усилили, у нас в этом году краж вообще нет, есть только вандальные поломки. Если каждый день совершается порядка 2-3 тысяч поездок, а за сезон уже больше 100 тысяч, то в целом 30-40 инцидентов вандализма», – пояснил он.
В пресс-службе кикшеринга lite пояснили, что за сезон пропадает только около 5% парка самокатов.
«Наши самокаты изначально создаются для работы в сервисе, поэтому украденный самокат просто бесполезен без привязки к серверу – он просто не будет работать. Именно поэтому красть такие самокаты просто нет смысла», – подчеркнули в разговоре с Москвой 24 представители компании.
А в сервисе проката Whoosh заявили Москве 24, что попыток краж немного, они касаются только 1% парка. По их данным, в Москве в месяц в среднем крадут около пяти самокатов, но большую часть из них возвращают – своими силами или с помощью полиции, а виновных наказывают по закону.
«Самокаты оснащены разного рода датчиками, любое движение, шевеление, перемещение мы отслеживаем автоматически и силами службы безопасности. Если с самокатом что-то не так, выезжаем на место. Как правило, попытки кражи совершают не очень благополучные граждане и скорее по незнанию, как работают шеринги транспорта. Очень удивляются, когда к ним стучат, просят отдать самокат», – добавили в компании.
Собеседница Москвы 24 подчеркнула, что самокаты компании застрахованы, поэтому противодействие кражам или вандализму «является неприоритетной задачей», так как налажена работа отслеживания, предотвращения и быстрого реагирования.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Как обезопасить от кражи личный самокат
Организатор движения городских самокатов Александр Нилов рассказал Москве 24, что проблема с кражами самокатов в столице не такая острая. По его словам, если сравнивать с западным опытом, то ситуация в Европе была намного хуже.
«Например, в Париже пару лет назад было видео с тем, как самокаты выкидывали прямо в реку Сену, а ситуация в других европейских столицах была намного хуже. Я не думаю, что в Москве это большая проблема, но исключить кражу невозможно», – пояснил эксперт.
Нилов также рассказал, как защитить от кражи личный самокат. По его словам, достаточно соблюдать минимальные рекомендации: оставлять самокат на видном месте и использовать средство защиты в виде велосипедного троса.
«Понятно, что стандартные тросы легко перекусываются, если злоумышленник вооружен необходимым инструментом. Но, опять же, самокат, даже электрический, можно взять с собой, если вы заходите в кафе или на работу, где это разрешено», – добавил собеседник Москвы 24.
Эксперт также вспомнил курьезную ситуацию, которая произошла с членом его сообщества, когда чуть не украли самокат. По его словам, девушка на минутку ушла с детской площадки, а за это время у нее пропал достаточно дорогой самокат. Но в итоге оказалось, что просто сердобольный дворник подумал, что его забыли и спрятал его у себя в подсобке, а потому вернул владелице.
Делай ноги: кто ворует прокатные велосипеды и самокаты
Ущерб в 150 млн рублей могут понести в текущем сезоне компании по шерингу велосипедов и самокатов из-за воров и вандалов. Такие данные приводят аналитики в сфере охранных услуг. Полиция подтверждает: велосипеды и самокаты у прокатчиков крадут практически каждый день. В проблеме разбирались «Известия».
И хочется, и колется
По различным оценкам, каждая компания с парком от 500 единиц самокатов или велосипедов ежедневно в период сезона катания сталкивается с хищением хотя бы одного. Поймать воров удается не так часто, как хотелось бы. Но даже если преступников задерживает полиция, возмещения ущерба это не гарантирует. Тем не менее, рынок проката самокатов и велосипедов растет с каждым днем — стартапы расширяют географию в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и осваивают города поменьше.
Вместе с новостями о росте рынка обновляется и криминальная хроника. Так, самокатного вора задержали на прошлой неделе казанские полицейские — 49-летний мужчина увел транспортное средство ценой в 50 тыс. рублей с парковки проката. Ранее в июле там же в Горькинско-Ометьевском парке была раскрыта еще одна кража самоката стоимостью 30 тыс. рублей. Вычислить преступника удалось с помощью датчика GPS.
Что говорит бизнес
Проблема краж встала перед шеринговыми сервисами с самого начала их деятельности.
«На начальном этапе кражи были, но незначительные. Мы хотели заимствовать зарубежный опыт и страховать транспортные средства. Но страховые компании ставят заградительный тариф. Так что страховать получалось нерентабельно. Стоит отметить, что воровство у нас значительно ниже, чем в Париже, где это в свое время стало бичом бизнеса, но выше, чем в Лондоне», — рассказывает один из пионеров велопроката в России, пожелавший остаться неназванным.
«По нашему парку ежегодно утрачивается всего около 1,5% транспортных средств, а в других странах этот показатель примерно в два раза выше. Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих», — рассказал президент компании Максим Акимов.
Уровень вандализма также нельзя назвать высоким, собеседник отдает в этом плане должное российским горожанам, проявляющим социальную ответственность.
«Например, этим летом мы открыли велопрокат в Мурманске, там уже совершено около 15 тыс. поездок, и за всё это время в ремонт поступило только четыре велосипеда. В Москве я однажды был свидетелем того, как горожане защитили прокатный велосипед от человека, пытавшегося разукрасить его граффити», — говорит Акимов.
«Все станции проката расположены в зоне видимости городских камер. Обеспечиваем спутниковое наблюдение. По всем случаям кражи или поломки обращаемся в полицию для проведения совместного расследования», — рассказал «Известиям» бизнесмен.
Небрежность хуже воровства
Основатель сочинской фирмы URent Андрей Колесник признался, что его компания теряет каждый день как минимум одну единицу техники. По его словам, половину от угнанного транспорта удается найти и вернуть почти сразу, еще 25% позднее.
«Бич аренды самокатов — это вейперы и пенсионеры. Первые воруют технику ради того, чтобы разобрать сменный аккумулятор на небольшие литий-ионные батареи, которые устанавливаются в вейпы. Одного такого аккумулятора хватает на несколько жизней нескольких вейперов. Пенсионеры просто воруют — увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой, они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер — самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», — рассказал бизнесмен о мотивации воров.
В беседе с «Известиями» Колесник уточнил, что на сегодняшний день крадут менее 1% парка в месяц.
«С воровством мы боремся за счет использования GPS-датчиков, установленных на каждый самокат. В нормальной ситуации они позволяют находить самокаты и возвращать их на парковки, в нестандартной — выяснять сотрудникам службы безопасности месторасположение самоката и принимать необходимые меры, чтобы его вернуть», — говорит собеседник.
«Каждый месяц серьезному ремонту подвергается 12-15% парка электросамокатов. К самым частым поломкам можно отнести механические повреждения корпуса, проколы и порезы шин, выход из строя рулевого управления вследствие неаккуратного или аварийного использования», — сказал Колесник.
Мал самокат, да дорог
Слова предпринимателей подтверждают и специалисты в области охраны имущества. На первом месте, по мнению опрошенных экспертов, сегодня стоит проблема хищения самокатов. Это средства не такие громоздкие как велосипед, что облегчает задачу преступнику.
«На сегодняшний день детали от них более универсальные, что позволяет реализовать их на велорынках и через интернет. С велосипедами сложнее, компании стремятся сделать детали уникальными. Такие рамы и рули разве что в хозяйстве пригодятся», — объясняет сыщик одного из территориальных подразделений полиции.
По данным компании «Delta Системы безопасности», ежедневно средний шеринг-парк (от 500 до 1200 самокатов) становится источником 3-4 тревожных вызовов. Но реальной кражей обычно оказывается лишь один сигнал.
«При этом крадут, как правило, сразу несколько транспортных средств. Таким образом, в сезон (который длится порядка полугода) каждый оператор рискует потерять более 5 млн рублей», — сообщается в исследовании. По подсчетам аналитиков компании, сейчас на рынке работают около 30 фирм, предоставляющие шеринговые услуги, отсюда и сумма общего ущерба в 150 млн рублей. 95% хищений совершается в точке самообслуживания проката и лишь 5% во время трека. Фирма использовала статистические данные компаний-контрагентов более чем в 50 городах.
«У операторов растет потребность в профессиональной охране. Но на сегодняшний день частные охранные компании неохотно выходят на этот рынок. Это обусловлено сложностями в работе с подобными объектами, главная из которых — объект (самокат) динамичный», — пояснил директор «Delta Системы безопасности» Андрей Цыбаков. Он считает, что будущее в этой сфере за системами умного контроля, позволяющими в режиме реального времени получать всю информацию о транспортном средстве и доступ к нему.
Как воруют тачки и электросамокаты из каршеринга
mastika0007
mastika0007
mastika0007
Как все устроено
Для начала давайте разберемся, как тачка или самокат связываются с прокатом.
-Как это сделать?
-Использовать глушилку.
Давайте взглянем на саму схему по угону:
Как сделать глушилку GPS
Ничего сложного в этом нет
Конденсаторы и резисторы, можно создать при помощи токовых зеркал и других заменяемых цепей. Благодаря такому подмену имеется возможность уменьшить габариты гаджета и его себестоимость.
Важнейшим моментом является настройка, помогающая избавиться от таких проблем, как глушение иных сигналов, например, 3G или Bluetooth. Чтобы частоты не смешивались лучше всего настроить катушку индуктивности, от которой и зависит излучаемая частота. Производиться это действие за счёт изменения количества витков на сердечнике.
Для более точного определения витков потребуется воспользоваться специальной формулой, показывающей зависимость между частотой, индуктивностью и намотками.
Формула Томпсона. Определение резонансной частоты v- частота, L-индуктивность катушки, С- емкость конденсатора
Дополнительно потребуется устроить работу усилителя. Этот агрегат сможет показать насколько сильным будет сигнал, который может не дать должного эффекта при работе прибора.
В некоторых случаях лучше всего уменьшить коэффициент усиления, тем самым снизив помехи сторонних источников связи. Регулировка этого показателя заключается в экспериментальной ручной настройке усилителя, попутно проверяя работу всего комплекса и его воздействие на устройства слежения.
Антенна — это часть, которая не требует настройки, но нужно внимательней подойти к её выбору. Верным решением будет установка SMA антенн, излучающих сигнал во все стороны и дающих наилучший коэффициент усиления.
Глушилка сотовой связи
В качестве основы ГУН будет использоваться генератор качающихся частот. Чтобы собрать блокиратор GSM сетей используем генератор помех, работающего для выделения синхросигналов на 45МГц, он должен активировать порты гетеродина приемника, что расположены на микросхеме.
Для стабилизации сопротивления генератора синхросигналов и порта гетеродина, сигнал местного гетеродина приемника будет пропускаться через сеть согласования сопротивлений. К антенне на 800МГц подключаем порт гетеродина, что также является РЧ входом, а РЧ выход сначала будет отправлен к специализированному усилителю сигнала, который усилит наш подавитель сотовой связи, увеличивая выходную мощность на 15-16дБм. Далее усиленный сигнал передаётся к выходной антенне. Частотный диапазон всех мобильных телефонов, работающих по стандарту 800 МГц, постоянно варьирует в пределах 45МГц, соответственно, частоты входного и исходного сигнала будет разниться между собой ровно на 45МГц. По этим причинам, все кто будут звонить в пределах работы нашего блокиратора мобильных телефонов, будут слышать в динамике лишь свой голос, поскольку на приёмник телефона возвращается тот же сигнал, что отправлялся. Кроме всего прочего, подобную глушилку сотовой связи можно использовать как блокиратор GPS трекеров или других следящих приборов, поскольку устройство будет блокировать сотовую связь, что трекеры используют для записи и передачи зафиксированных данных.
В качестве корпуса взят старый алюминиевый блок, а для вывода и ввода применены УКВ-разъемы от мобильного телефона «Моторола».
Гаджеты головной боли: прокатные электросамокаты стали чаще угонять
Куда катятся электросамокаты? Популярные городские гаджеты не дают покоя полицейским и следователям. Пока в одних регионах пытаются обуздать лихих водителей на законодательном уровне, в других ищут угонщиков. Так в Самаре воры украли уже больше сотни электросамокатов. Это при том, что бум проката там начался только этой весной.
Раннее утро. Два пьяных элемента пытаются «с толкача» завести самокат. Пока на улице безлюдно, эти мужчины похищают новую для Самары забаву – прокатные электрические гаджеты. Они их не арендовали, потому самокаты и не включаются. Случайный свидетель — автор видео — глядя на такое, резюмирует: «Нет, эти самокаты не для России».
В Самаре кикшеринговые сервисы по прокату электросамокатов появились только в апреле этого года. И некоторые жители лишь сейчас пробуют нажиться на так называемой халяве. В Москве повсеместную кражу самокатов прокатчики пережили в прошлом году. Даже убытки тогда подсчитали – почти 150 миллионов рублей за сезон. Ведь стоит такой самокат с моторчиком несколько десятков тысяч рублей. Но теперь в столице эти гаджеты почти не воруют. А вот в Самаре всего за месяц уже похитили или попытались угнать больше 100 шеринговых электросамокатов. И в местной полиции начинают привыкать к заявлениям подобного типа от фирм-прокатчиков.
Угоняют этот новый в городе элемент передвижения все, кому не лень. Как и попадают потом в различные травмоопасные ситуации. Городские чиновники и общественники уже задумались – каким образом взять под контроль это прокатное дело? Заместитель руководителя департамента транспорта Самары Юрий Тапилин говорит, что по последним данным, количество электросамокатов в городе достигло 3000.
Пока власти думают о правилах для самокатных лихачей, горожане эту услугу уже успели распробовать. И мнения разнятся:
«Возможно, кому-то просто это доставляет веселье – украсть самокат. Даже не обязательно дело в материальных интересах».
«Украсть-то легко. Есть способы, которые помогут своровать очень быстро. Любой. Так же машины угоняют. Эти самокаты – их будут угонять».
«По-современному хорошо проехать – замечательно. Но если бы еще это сочеталось с безопасностью».
Компании по прокату электросамокатов не комментируют кражи в новых городах аренды. И только в частных беседах с журналистами уточняют, что большую часть похищенных аппаратов они возвращают сами. Вся смехотворность ситуации в том, что самарские воришки не знают про встроенную в гаджеты систему безопасности.
Весь путь, проделанный на электрическом самокате, отображается на карте в приложении. Точно так же в режиме реального времени с точностью до метра отслеживают местонахождение и состояние этих средств передвижения в офисах шеринговых компаний. Эта информация передается благодаря встроенным в устройства GPS и GSM-модемам. Но где они тут спрятаны – большой секрет компании. А потому, к примеру, если унести этот самокат домой, то не надо удивляться, что скоро за ним придут.
В Чебоксарах прокат электросамокатов тоже появился недавно. Так что и в этом городе еще есть те, кто думают, что разбросанные по улицам самокаты с моторчиком никому не нужны. Мужчина средь бела украл гаджет с автобусной остановки, на общественном транспорте и увез. В результате сначала доехал до дома. А потом его отправили в суд. «Он обвиняется в совершении кражи с причинением значительного ущерба», — поясняет старший помощник прокурора Чувашской Республики по взаимодействию со СМИ Алексей Якушевич.
А это Санкт-Петербург. В последнее время именно культурная столица отметилась большим числом примеров бескультурного вождения такими аппаратами. И взять под контроль в Питере любителей подобного экстрима рекомендовал своему ведомству сам Александр Бастрыкин. В результате на этой неделе следователи пришли в офисы пяти сервисов по прокату электросамокатов.
«В Санкт-Петербурге наши следователи выясняют обстоятельства наезда молодого человека на электросамокате на малолетнего, а также травмирования еще нескольких детей», — приводит подробности руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко.
Это один из таких случаев. Правда, потом выяснилось: самокат не прокатный. На частном аппарате большой мощности мужчина сбил пятилетнюю девочку на улице Дыбенко. Гонщик не остановился, ребенку не помог. Когда полиция его нашла, раскрылась целая детективная история. Этот 36-летний мужчина с августа прошло года находился в федеральном розыске за производство и сбыт наркотиков. А электросамокат использовал при развозе дурного зелья по городу. После ДТП с ребенком, заметая следы, он и от гаджета избавился, и волосы свои перекрасил.
Самокат злоумышленник утопил в реке. А найти этого гражданина в Санкт-Петербурге удалось при помощи городских камер наружного наблюдения. Подобную методику будут использоваться теперь, вероятно, и самарские полицейские. Как при поиске воришек электросамокатов, так и при раскрытии дорожных происшествий. Когда лихачи не убегают, а буквально улетают на этих аппаратах, пытаясь скрыть свою вину.