Как красиво нарисовать своего персонажа
Как создать персонажа: восемь этапов
Персонажи везде: на сайтах и упаковке, в фильмах, рекламе и рассылках компаний. Рассказываем, как их создать — шаг за шагом.
У каждого иллюстратора и дизайнера свой стиль и способы работы. Поэтому единого плана создания персонажа не существует. Нет и строгих правил, которых нужно обязательно придерживаться, потому что это индивидуальный процесс. Но есть этапы, о которых нужно помнить, если хотите создать проработанного и полноценного персонажа.
Этап первый
Понять, зачем создаётся персонаж
С ответа на этот вопрос стоит начинать всегда. Потому что от целей зависят характеристики и внешний вид персонажа. Подумайте вот о чём:
Ответы на эти вопросы помогут сориентироваться и понять, нужно ли подробно прорабатывать персонажа или хватит базовых поз и минимального количества деталей.
Например, если нужен статичный персонаж для сайта, логотипа или буклета, то можно не изображать его в движении, не продумывать мимику и выражение им эмоций. А если персонажа будут анимировать для видео, то позы и движения нужно разрабатывать гораздо тщательнее. Персонаж для комикса тоже потребует подробной проработки в динамике, а для видеоигры — ещё и деталей костюма.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Этап второй
Оценить важность персонажа
Этот пункт актуален, если ваша задача — рассказать историю, в которой задействованы несколько персонажей. Нужно понимать, какая роль у каждого из них. Кто главный, а кто второстепенный. Или, возможно, все персонажи одинаково важны и никого нельзя выделять. Эти детали тоже отразятся на внешнем виде.
Вот что вам нужно понять о каждом из персонажей:
Этап третий
Придумать историю персонажа
Чтобы персонаж получился правдоподобным, у него должна быть история. Как и любого живого существа, у него есть прошлое, настоящее и будущее.
На первый взгляд кажется, что это неважно. Зачем продумывать биографию, если персонаж нужен для стартовой страницы сайта или приложения? Дело в том, что персонажи без истории получаются скучными и неправдоподобными. Никто про них ничего не знает, а значит, в их внешности нет ничего, что делало бы их самобытными.
Представьте пожилого художника, который всю жизнь провёл в Париже. А теперь представьте молодого программиста, который вырос в России, а теперь работает в Google где-то за границей. Картинки, которые появились у вас в голове, различаются, верно?
Любые детали — национальность, место жизни, профессия, возраст — помогают создать образ. Все эти особенности, если вы их придумали, можно обыграть во внешнем виде персонажа.
Детали, которые помогут рассказать о вашем персонаже больше:
Это только начало — деталей может быть больше, и они могут быть какими угодно.
История важна не только для человеческих персонажей, но и для животных или любых оживлённых предметов.
Этап четвёртый
Описать, как выглядит персонаж
На этом этапе иллюстраторы начинают делать наброски, потому что общей информации уже достаточно: база есть, а теперь пришло время уточнить физические характеристики вашего персонажа.
Может, он будет крупный и даже толстый, с выдающимся носом и торчащими усами:
Или, наоборот, ваш персонаж будет худощавый и высокий. Подумайте, пропорционально ли его тело, или какая-то часть будет сильно акцентирована. Может быть, вы нарисуете ему длинные ноги, выдающийся нос и уши странной формы.
Кроме физических характеристик нужно продумать, как персонаж будет одет, какая у него причёска.
Что важно во внешнем виде персонажа:
Этап пятый
Продумать характер персонажа
После того как появились первые наброски, характер персонажа уже начинает проявляться. Иногда это случается и раньше, но на этом этапе вы уже неплохо знаете своего персонажа и понимаете, каким он будет. Если ещё нет, то самое время с этим разобраться.
Характер всегда отражается на внешнем виде. Например, вы хотите показать, что ваш персонаж очень умный и эрудированный, поэтому рисуете ему очки и книгу в руках. Или нужно подчеркнуть его легкомысленность и воздушность, тогда вы добавляете ему широкую нелепую улыбку. Если вы хорошо представляете своего персонажа, то и детали, которые передают его характер, могут быть не такими банальными.
Например, так можно передать плавность и женственность, даже если вы рисуете неуклюжего медведя.
Этап шестой
Выделить особенности персонажа
Этот пункт — дополнение двух предыдущих. Он нужен, если после проработки внешнего вида и характера появились новые детали, которые хочется добавить в образ.
У любого персонажа должны быть свои особенности. Что-то такое, чем он отличается от остальных. Это могут быть любые детали: например, он необычно одет, нетипично двигается или у него очень оригинальная причёска. Или персонаж подчёркнуто непропорционален: голова намного крупнее туловища, а ноги такие тощие, что непонятно, как они выдерживают вес его тела.
Этап седьмой
Понять, как персонаж выражает эмоции
Продумать мимику персонажа — это важный этап работы. Нужно понять, как он реагирует в разных ситуациях: радуется, злится, смеётся. Как меняется его лицо и тело, когда он плачет или задумался.
Чтобы выбрать наиболее выигрышные для персонажа эмоции, иллюстратор обычно делает разворот, где изображает персонажа в разных состояниях. Количество состояний зависит от ситуации. Когда персонаж нужен только для размещения на главной странице сайта, можно ограничиться базовыми эмоциями. Если нужно рассказать историю, то и эмоциональных состояний нужно продумать больше.
Как красиво нарисовать своего персонажа
«Я стараюсь придерживаться изначального стиля рисования, не привнося в дизайн ничего лишнего, — говорит аниматор и иллюстратор Лори Роуэн, — мне не нравится чувствовать, что я создаю персонажа, мне приятнее думать, что я только что столкнулся с ним»
А вот мнение иллюстраторки Пернилл Орум: «Приступая к разработке персонажа, не увлекайтесь деталями. Определитесь, что хотите сказать, а затем набросайте небрежные и живые эскизы размашистыми линиями. Часть «жизни» персонажа неизбежно потеряется в процессе, поэтому важно сделать первые эскизы настолько динамичными, насколько это возможно. «Жизнь» нельзя добавить после, только в первых набросках»
Иллюстраторы всегда вдохновляются чужими работами, но главная цель в разработке персонажа — сделать его оригинальным. Поэтому режиссер, иллюстратор и аниматор Роберт Уоллес предлагает не использовать референсы непосредственно во время работы.
«Посмотрите на то, что вам нравится, и уберите это подальше. В процессе вы будете стараться вспомнить то, чем вдохновлялись, и сделаете что-то новое с влиянием той работы, а не просто ее срисуете»
Хорошие идеи могут находиться далеко за пределами дизайна персонажей. Лори Роуэн признается, что ему помогает наблюдение за брачными ритуалами птиц — странные движения подсказывают, как сделать поведение очередного персонажа уникальным.
«Когда я начинаю придумывать, я часто исхожу из чувства, которое хочу вызвать у зрителя», — добавляет Лори. Иллюстратор может изобразить нужного персонажа и снять себя на видео, а уже при пересмотре подметить конкретные позы или движения.
Вдохновляться можно чем угодно — также Лори делится любовью искать идеи в народных костюмах или в текстуре и цвете керамических поверхностей.
Наши любимые проекты и работы могут влиять на то, что мы делаем сейчас. Например, глава студии инди-игр Jo-Mei Корнелия Гепперт — поклонница игры The Last Guardian, отличающейся уникальной эстетикой и великолепными персонажами. Эта любовь и помешала студии при разработке новой игры Sea of Solitude.
В процессе разработки один из членов команды сказал Корнелии, что дизайн Sea of Solitude слишком уж напоминает The Last Guardian. К счастью, Корнелия вернулась к первым наброскам и сумела почувствовать то, что испытывала при их создании — так в проект вернулась оригинальная задумка.
Гиперболизированные черты персонажа помогут сделать его более живым и понятным зрителю. Если ваш персонаж — силач, наделите его нереалистично огромными мускулами. Это может сработать.
Преувеличение может касаться не только визуальных черт, но и характеристик. Так, в короткометражном фильме Анны Манцарис преувеличенно «плюшевые» люди испытывают преувеличенно яростные приступы гнева — аниматорка утверждает, что при съемке такого сценария вживую, все выглядело бы абсурдно.
Действие — важный аспект иллюстраций персонажа, оно дополняет его образ и вызывает ощущение движения.
«Подчеркните действие, доведя его до конечностей, — говорит Пернилл, — например, отрисовывая балерину, проработайте кончики пальцев. Действие лучше читается у персонажей с меньшим количеством конечностей, поэтому тренироваться в добавлении движения на иллюстрацию можно на русалках»
Фелиция Хеймоз работала с режиссером Уэсом Андерсоном над двумя фильмами: «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак». Приступая к дизайну нового персонажа, Фелиция рекомендует начинать с позы — отправной точки, вокруг которой придумываются остальные элементы.
Линии тоже могут описать персонажа. Толстые и ровные линии плавной формы указывают на открытый характер и доброту, а острые и рваные — говорят о неловкости и эмоциональной нестабильности персонажа.
Пернилл Орум рекомендует сочетать прямые и изогнутые линии: «Прямые линии задают ритм — взгляд движется за ними стремительно, а изогнутые — наоборот, заставляют зрителя присмотреться. Баланс между двумя типами линий помогает добавить иллюстрации динамичности, даже если персонаж застыл в нейтральной позе»
Черный, темно-фиолетовый и серый помогут изобразить злодея, а белый, синий, розовый и желтый — персонажа, преисполненного невинностью и чистотой. Красный, желтый и синий цвета в комиксах часто говорят о качествах и способностях супергероев.
«Чтобы правильно подобрать цвета, важно знать основные правила, — объясняет Пернилл Орум, — познакомьтесь с первичными, вторичными и третичными цветами, монохромными и комплиментарными их сочетаниями. Один из методов создания хорошей палитры — выбор двух комплиментарных цветов и и работе с ними в монохроме. Так вы создадите баланс, потому что комплиментарные сочетания добавляют динамику, а монохромные успокаивают»
10 советов по созданию персонажей от профессионалов
Персонаж – основная фигура любой анимации, поэтому ему стоит уделять довольно большое количество внимания. В этой статье вы найдете советы от профессионалов, которые помогут вам создать яркого и правдоподобного персонажа, а также вы сможете взглянуть на то, как в студии Pixar создают мультяшных героев.
1. Сфокусируйтесь на мимике
Текс Эйвери, создатель Даффи Дака, Багза Банни и других, любимых нами персонажей, никогда не пренебрегал мимикой, разрабатывая своих героев, и это сделало их популярными.
В зависимости от характера персонажа, его эмоции могут быть как ярко выраженными, так и немного скрытыми, поэтому, разрабатывая своего героя, думайте о его персональных качествах и, отталкиваясь от этого, работайте над его мимикой. Отличным примером работы легендарного Текса Эйвери можно назвать волка, у которого глаза вылетали из черепа, когда он был взбудоражен. С другой стороны можно поставить Друпи, у которого, кажется, нет эмоций вовсе.
2. Сделайте своих персонажей особенными
Когда Мэтт Грейнинг создавал “Симпсонов”, он знал, что он должен предложить зрителям что-то особенное, что-то, что будет отличаться от остальных тв-шоу. Поэтому он решил, что когда зритель будет листать каналы и наткнется на мультик с желтокожими героями, то он не сможет не заинтересоваться ими.
Кем бы ни являлся ваш персонаж, старайтесь делать его как можно менее похожим на всех героев, которые предшествовали ему. Он должен обладать интересными визуальными качествами, которые будут необычны зрителю. Как желтая кожа и четыре пальца на руках вместо пяти, например.
3. Экспериментируйте
Правила созданы для того, чтобы их нарушать. По крайней мере, так считает Yuck. Когда он создает своих персонажей, он не знает, кого он рисует. “Я слушаю музыку и рисую результат, который зависит от моего настроения: странных или милых персонажей. Я всегда хочу рисовать то, что мне интересно. Позже я дорабатываю героя,” говорит он.
4. Поймите, для кого вы рисуете
Думайте о своей аудитории. Для взрослых и для детей нужно подбирать совершенно разные инструменты взаимодействия, цвета, и характеры.
“Персонаж на заказ обычно подразумевает больше рамок, в которые мне нужно его вписать, но это не значит, что креативности здесь нужно меньше. У клиентов есть специфические потребности, но также они хотят, чтобы я делал свое дело. Обычно я начинаю с основных особенностей и характера персонажа. К примеру, если важны глаза, то я буду строить дизайн вокруг лица, чтобы основная деталь выделялась,” говорит Nathan Jurevicius.
5. Изучайте
“Никогда не работайте без материалов, всегда ищите что-то, от чего вы можете оттолкнуться. Делайте фотографии людей, которые могут стать хорошей основой для вашей работы. К примеру, их одежда, прическа, лицо. Даже если ваш персонаж не является человеком, подумайте, откуда он получил свое ДНК и отталкивайтесь от этого. Как только вы начнете работать с примерами, ваши работы станут более четкими и вовлекающими.” – Gal Shkedi.
6. Начинайте с простого
“Всегда начинайте с простых форм. Квадраты хороши для сильных и жестких персонажей, а треугольники будут идеальными, если вы хотите сделать героя пугающим. Ну и если вы хотите дружелюбного персонажа, то используйте гладкие линии.” – Jorfe.
Стоит помнить о том, что каким бы сложным не был персонаж, он состоит из простых элементов. Начиная с простого, вы постепенно будете наслаивать элементы и в итоге получите целостное изображение.
7. Техника – не самое главное
Навыки рисования набросков сильно вам помогут, если вы хотите представить персонажа в различных позах и с различных ракурсов. И это умение требует практики. Но для создания достоверного и атмосферного персонажа эти навыки не так важны.
“Я стараюсь вникнуть в персонажа, выделяя его странности, совмещая их и работая над ними. Я рисую множество разных вариантов одного персонажа, пока я не останусь довольным одним из них.” – Nick Sheehy.
8. Придумайте историю
“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж существовал не только в мультике или комиксе, тогда вам стоит потратить время и придумать его историю. Откуда он пришел, как появился, что в его жизни происходило – все это поможет создать целостность. Иногда история персонажа интереснее, чем его сегодняшние приключения.” – Pixar.
9. Отточите характер
Интересный внешний вид не всегда делает и персонажа интересным. Его характер является ключом, персонаж должен быть последовательным в своих эмоциях и действиях. В студии Pixar считают, что характер должен быть ярко выраженным, если только вы специально не делаете вашего персонажа скучным.
10. Окружение
Еще одним правилом Pixar является работа над окружением персонажа.
“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж был правдоподобнее, то сделайте и мир вокруг него правдоподобным. Продумайте окружение и заставьте его работать на пользу.”
А в этом видео вы сможете проследить за процессом создания персонажей Карла и Элли:
Как создать полноценного персонажа
Пошаговый процесс создания персонажа от художника Даниэля Тарранта.
Если вы принимаете участие в конкурсах или челленджах, где нужно нарисовать 30 работ за 30 дней (как на Mermay), то стоит задуматься о том, как упростить рисунок. Один из вариантов — отказаться от рендера и сосредоточиться на дизайне и заливках. Британский художник Даниэль Таррант подготовил отличный урок по концепту персонажа без сложного рендера как пример такого подхода. Урок поможет вам с освоением новых и разных стилей рисунка, чтобы в случае необходимости вы могли легко адаптироваться под конкретную ситуацию.
В ходе урока Даниэль рассказывает о процессе создания персонажей, некоторых общих принципах их разработки, а также о своих методах работы. Художник намерен воплотить в жизнь персонажа, на создание которого его вдохновила песня Widow’s Peak британской исполнительницы Bat for Lashes.
Итак, знакомьтесь — это Вдова:
Создание персонажа лучше всего начать с заполнения анкеты, в которую войдут различные факты о нём. Там могут быть какие угодно вопросы, начиная с «Какой его любимый цвет?» и заканчивая «Каковы его жизненные цели?» Это поможет вам определить, что из себя представляет новый персонаж, а кроме того, сделает его окончательный дизайн богаче и привлекательнее.
Поскольку вдохновение для создания Вдовы художник черпал из песни, то ответы на некоторые вопросы были изначально заложены в тексте и эмоциональном тоне музыки. Сама по себе песня Widow’s Peak — это история девушки, чей суженый умирает в день свадьбы, и она отправляется в путешествие в поисках объяснений. Из песни следует, что героиня скорбит, но в то же время полна решимости. Вот строки, на которых сосредоточился Даниэль:
Карта, чтобы запомнить, колыбельная, чтобы выучить
Невеста в тумане, и выхода нет
Где ангелы сговариваются, а герои тонут
Я потерялась в болоте, вверх ногами
Удивляться, бродить, никогда не знать дома
Пройти десять тысяч миль в сапогах мертвеца
Потому что дорога — змея тумана
Его куртка на моей спине
Его портрет, её изображение
Таррант подчёркивает, что создать персонажа — это не просто нарисовать героя, который круто выглядит. Помимо этого герои должны быть правдоподобными и полноценно реализованными.
Вдохновение может прийти откуда угодно, поэтому лучше всегда держать под рукой альбом для рисования и фотоаппарат. За готовыми вдохновляющими референсами Даниэль рекомендует ходить на ресурсы вроде Pinterest.
Песня Widow’s Peak ассоциируется у художника с чем-то фэнтезийным и приключенческим, поэтому референсы он искал именно в этом направлении. Он взял образные выражения из песни, такие как «его куртка на спине» и «сапоги мертвеца», и постарался найти их буквальное воплощение. Концепция получилась такая: это первое большое самостоятельное путешествие героини, поэтому она носит кое-что из одежды своего суженого — отчасти потому, что у неё нет подходящего снаряжения, но в основном для того, чтобы ощущать его присутствие.
Чем больше времени вы посвятите поиску вдохновляющих референсов, тем больше идей у вас появится, и тем легче будут дальнейшие шаги, уверяет Даниэль.
Рисунок 1 — художник экспериментирует с композицией и позой;
Рисунок 2 — делает позу героини застывшей, добавляет свадебную тиару и лампу, подвешенную на посох;
Рисунок 3 — здесь отчётливо прорисован медальон, а одежда героини сделана более скучной;
Рисунок 4 — в волосах героини остались свадебные цветы, куртка на её плечах приобретает максимально мужской фасон, а карта помещена в футляр;
Рисунок 5 — здесь обувь героини больше всего напоминает сапоги мертвеца, а в её позе появляется чувство движения навстречу неизвестному;
Рисунок 6 — здесь показано, как героиня используют карту, а кроме того, у неё получились удачные ботинки.
Когда у Даниэля получилось несколько по-настоящему хороших эскизов, он выбрал из каждого лучшие детали и объединил их в один действительно сильный дизайн. Получился образ, который лучше всего отражает внешний вид персонажа, каким его представляет художник. На этом этапе уже пора расширять композицию и рассматривать одежду как часть силуэта. Даниэль ищет способы создать интересный контраст, а также рисует формы, которые зеркалят друг друга — например, как волосы и плащ героини. На этой стадии работы ещё ничего не решено окончательно, прорисовка пока свободная, и возможны всякие случайные находки, которые потом станут частью персонажа.
На этом этапе художник детальнее прорабатывает выражение лица Вдовы и финализирует линии — не стремясь, однако, к излишней точности. Линии уверенные, но грубые; ничего страшного, если кое-где они пересекаются — главное, чтобы это выглядело, будто так и задумано. Однако линиям, которые относятся к разным элементам образа, лучше не пересекаться и не соприкасаться — в 2D-изображении это сбивает зрителя с толку.
Художник смешивает линии разной толщины, чтобы добавить визуального напряжения и заставить взгляд зрителя перемещаться по рисунку. На этой стадии Даниэль обычно использует карандашную кисть, потому что она привносит ощущение текстуры.
Теперь, когда уже есть четкий дизайн, пора подобрать для него цвета. Для этого Даниэль раскрашивает один и тот же набросок, используя разные комбинации цветов, и сравнивает их. В поисках вдохновения он вновь обратился к референсам. Художник ищет такие цвета, которые помогут подчеркнуть индивидуальность персонажа и рассказать его историю. Для образа Вдовы лучше всего подходят более тёмные, более приглушенные тона. Однако, в тоже время, Даниэль хочет, чтобы они как-то выделялись.
При подборе цветов обычно работает принцип «меньше значит больше». В том смысле, что меньшее количество цветов обеспечивает более сильное художественное впечатление. Не случайно для таких культовых персонажей как Микки Маус или Марио разработчики использовали всего несколько цветов.
После подбора цветов можно начать заливку. Как и в случае с линиями, Даниэль старается не быть слишком точным, поэтому использует кисть с грубой текстурой. Для каждого элемента дизайна художник создает новый слой, чтобы потом было легче редактировать определенные элементы, не меняя ничего другого.
Чтобы сохранить слои, Даниэль группирует вместе те элементы дизайна, которые не соприкасаются. При этом всегда нужно держать в голове, какие из них находятся впереди.
Когда дело доходит до освещения, Даниэль обычно старается всё сделать максимально просто, потому что это подходит к его стилю. Но в случае со Вдовой присутствует вполне конкретный источник света — факел в её руке. Чтобы передать свет факела, художник добавил тени в таких местах как, например, под бровью героини, а также показал отражение света на различных поверхностях. Для теней художник создал обтравочную маску размножения и использовал теплый серый цвет. Для освещённых участков у него есть маска наложения, и для них он использует более светлый серый цвет. В конце Даниэль нарисовал оранжевые отсветы на волосах и перчатке — тех объектах, которые находятся ближе всего к факелу.
Тени добавляют дизайну объем и глубину, а также могут быть очень полезны, если нужно показать складки на одежде.
Если цвета для дизайна в общем подобраны удачно, то можно попробовать изменить цвет некоторых линий. Для этого Даниэль создал обтравочную маску на слое с линиями и закрасил его цветами, соответствующими тем частям изображения, с которыми они связаны. Чтобы линии выделялись, он сделал их более темными на светлых участках дизайна и наоборот.
Таким образом, линии частично попадают в окончательный дизайн, но художник смягчает их, раскрашивая в соответствии с изображением.
Осталось добавить кое-какие мелочи, чтобы дизайн выглядел завершённым. Например, нанести пометки на карту — чтобы показать, что Вдова находится в пути. Также Даниэль добавил тени на пол, чтобы возникало ощущение, будто персонаж стоит на земле. Наконец, нужно выбрать подходящий цвет фона. Дополнительный цвет, используемый в качестве фона, может сделать образ выразительнее, но иногда хорошо работает и белый фон.
Даниэль акцентирует внимание на том, что лучший способ обзавестись новыми идеями и прокачать навыки — это наблюдать за реальными людьми и рисовать их. Любой человек представляет собой уже готовый уникальный образ. В попытке добиться сходства художник быстро учится фокусироваться на важных аспектах, таких как формы и жесты. С этой точки зрения обычные кофешопы, где можно посидеть и нарисовать с натуры множество людей — это настоящие тренажерные залы для художников.
Перевод сделан для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.