Как красиво выделить текстовыделителем текст
frozen mermaid
Всем привет! Недавно я наткнулась на пост, где говорилось о ‘the art of highlighting’ (‘искусстве выделения’). Я обожаю использовать текстовыделители, и чаще всего моя тетрадь похожа на радугу, от которой не легче смотреть, повторять и пробегать глазами по тексту, а скорее наоборот. Так что я решила адаптировать для вас этот пост, систему которого уже испытала на себе и осталась довольна.
На самом деле вам не обязательно использовать текстовыделители, так же можно выделять карандашом, ручкой другого цвета или того же цвета, которым вы пишите свои конспект/лекцию, и многое другое. Главное, чтобы это смогло привлечь ваше внимание во время повторения.
Важно! Никогда не старайтесь выделить все нужное во время написания текста, если только ваш преподаватель не делает на этом акцент. В других случаях лучше займитесь этим дома, когда у вас уже полностью написан конспект. Так у вас появляется больше шансов усвоить и запомнить информацию лучше.
Пример системы цветов:
Для себя я составила целую схему и для удобства записала её на карточке, чтобы не забыть. Иначе в лекциях будет полная каша. Карточку я поместила в упаковку с текстовылелителями, чтобы они хранились в одном месте, так удобнее.
Вот несколько моих примеров, как выглядит выделенный цвет. При этом заметьте, что не все цвета используются на одной странице (не стремитесь выделить как можно больше, а скорее наоборот):
Искусство подчеркивания
Слова летят, но мысль моя лежит;
Без мысли слово к небу не взлетит.
Уильям Шекспир. Гамлет
Фото 1. Выделенные фрагменты теста не возможно пропустить.
Фото 3. Гиганский макет текстового маркера.
Для более долгой службы пишущего инструмента важно не забывать закрывать его колпачком.
Фото 4. Без колпочка маркер живет от 1 часа до 1 дня.
Коль уж коснулась некоторых составляющих маркера, рассмотрим детально из каких компонентов он состоит.
Пишущий элемент – стержень из пористого материала, хорошо удерживающий красящую жидкость. Часть стержня, выступающего из корпуса, является основным рабочим элементом. Его длина обычно не превышает 5 см во избежание чрезмерного высыхания. Впитывающий материал должен быть достаточно жестким, иначе наконечник быстро превратится в мочалку.
Фото 6. Пишущий элемент текстовыделителя, самая важная часть тестового маркера.
Для преследования различных целей наконечник может быть круглым-
конусообразным: тонким и утолщенным, а также скошенным. Диаметр пишущего узла варьируется от 0,5 мм до 5 мм. Размер скошенного наконечника задается диапазоном, например 1-5 мм. Это означает, что текстовыделителем можно провести как тонкую линию 1 мм, так и широкую 5 мм, повернув маркер на 90 градусов. Тонкой линией удобно подчеркивать текст, широкой – выделять.
Чернила – смесь концентрированного красителя с растворителем. В качестве последнего может выступать вода или спиртовой раствор. Маркеры на спиртовой основе более долговечные, трудновыводимые и имеют специфический запах. Водные – менее токсичны, смываются водой, но быстрее испаряются. Зная, какой состав у чернил, можно легко вдохнуть вторую жизнь полюбившимся текстовыделителям. Сделать это просто, если в торце маркера имеется заглушка. Открываем ее и заливаем воду или спирт в зависимости от раствора красителя. При отсутствии заглушки можно воспользоваться одноразовым шприцем, проколов иглой пластик в торце корпуса маркера или ввести жидкость непосредственно в стержень. Еще один способ – погрузить стержень в раствор и дождаться полной пропитки. Конечно же, такие заправки являются кустарными и не достигают первоначального облика пишущего инструмента, цвета более блеклые и не такие долговечные. Куда более просто купить новый маркер и наслаждаться свежими и яркими красками.
Фото 7. Текстовый маркер с заглушкой в торце. Подходит для заправки классическим способом.
Текстовыделители нашли большое применение в офисах. Например, при согласовании проекта договора ими удобно выделить спорные моменты, на которые необходимо обратить внимание. При подготовке доклада, выступления, подчеркнув основные мысли, легко остановиться на главных тезисах. Делая сводный отчет – пометить важные цифры и т.д.
Фото 8. Без текстовыделителя не обходится большинство столов в офисе.
Студентам при подготовке к сессии маркер поможет при работе с конспектами. Имея богатую фантазию, начитанность и подвешенный язык, достаточно легко подготовиться к экзаменам по некоторым гуманитарным предметам, выделяя лишь определения.
Фото 9. Текстмаркер лпригодится при подготовке к сессии.
Маркер-тестовыделитель пригодится и дома. Выделяйте сумму в платежке ЖКХ. При сравнении расхода потребления воды или электричества из месяца в месяц, например, позволит Вам задуматься об экономии!
Фото 10. Дома тестовый маркер тоже не будет лишним предметом.
При чтении газет и журналов, подчеркнув понравившиеся цитаты, тезисы, их просто запомнить и в дальнейшем употреблять в своем лексиконе.
Фото 11. Удачная мысль или вдохновляющий отрывок не потеряются на задворках нашей памяти, если под рукой окажется маркер для выделения текста.
Пишите записочки – напоминания близким, Яркий цвет сделает их более заметными и менее строгими, независимо от сожержания).
Фото 12. Маркер оживит скучную записку.
А что же про искусство подчеркивания?
Фото 13. Искусство выделяться.
Если хотите узнать подробнее о правилах выделения ключевых моментов и Вам понравилась статья, ставьте лайк.
Текстовые маркеры — красочный способ сделать обучение эффективнее
28 August, 2015, Киев — Rozetka | ‘; return false;» style=»color: #666;»>11988
Образование и Наука Потребительские товары Семья и Дети
Цветное разнообразие
Пластиковый корпус с колпачком, жесткий пористый наконечник, к которому подается краска из стержня-резервуара. Под это определение с равным успехом подходят фломастеры и маркеры. Не удивительно, ведь эти два понятия обозначают один и тот же вид инструментов. Просто первые модели, попавшие на восточноевропейский рынок, выпускались под брендом Flo-master. Тогда это слово прочно укоренилось в нескольких языках. А слово «маркер» прижилось позже. Видимо, когда у нас появились модели другого вида, с четко различимой надписью «Marker pen». Так и повелось.
Впрочем, в других странах этот инструмент тоже не обходится одним названием. Слишком много у него разновидностей, способов использования. Один из них известен у нас как «текстовыделитель».
Способ структурировать текст путем цветовой разметки известен давно. Самый простой пример – «красная строка», которой сейчас называют отступ в начале абзаца. Красная – потому, что в рукописных книгах начало раздела обозначали символом, изображенным киноварью. Когда текст еще не было принято разделять на абзацы, это было просто необходимо. А позже красным стали выделять отдельные фразы или слова, чтобы подчеркнуть их важность. Печатный текст, конечно, оказалось удобнее выделять другим способом – с помощью шрифта. Но использование разных цветов все так же способно облегчить понимание текста.
Один из самых известных способов сделать конспект более наглядным – выделение цветом определенных фрагментов. Для этого можно воспользоваться, к примеру, цветными ручками или карандашами. Но у специального маркера есть свои преимущества. Во-первых, не приходится отвлекаться, чтобы сменить ручку. Весь текст можно написать чернилами одного цвета, а выделение сделать после. Во-вторых, маркерная разметка смотрится особенно красочно и броско.
Текстовые маркеры оставляют на бумаге яркий, насыщенный след. Однако его главная ценность – это «прозрачность» для текста. Линия, проведенная поверх написанной строки, станет для нее цветным фоном. Самые светлые, яркие, даже едкие цвета – у флуоресцентных маркеров.
Модели этого вида различаются по типу и качеству краски. Некоторые оставляют настолько влажный след, что он насквозь пропитывает тонкую бумагу. Разумеется, больше ценятся текстовыделители, след которых не проступает с обратной стороны листа. Под воздействием хорошей краски рукописный или печатный текст не размазывается и не расплывается. Если, конечно, он успел высохнуть.
В самых качественных моделях используются чернила на водной основе. Они предпочтительнее спиртовых, так как более долговечны, к тому же лишены неприятного запаха. Именно такие инструменты рекомендуется приобретать для детей. Обычно их след не передается по факсу или при ксерокопии. Особенно, если использовать светлые оттенки.
Кроме этого, можно обратить внимание на другие параметры. Например, модель Bright Liner XL марки BIC отличается удобной эргономичной формой. Благодаря зауженному грипу нею удобно писать, поворачивая под любым углом. Рассмотреть эту модель можно здесь http://rozetka.com.ua/bic_891405/p3593862/.
Марка Buromax подошла к вопросу эргономики по-своему. Традиционный широкий корпус их маркеров дополнен боковыми резиновыми вставками.
Стильно выглядят модели марки Centropen c аккуратным круглым корпусом. Они устойчивы к высыханию – способны продержаться до пяти дней без колпачка.
Важные пометки
Текстовые маркеры не входят в перечень канцтоваров для первоклассника. И не зря. Они действительно полезны для составления грамотного конспекта. Но впервые это может пригодиться лишь в средних классах. Для первоклассника маркер – бесполезный обитатель пенала, который будет только отвлекать маленького ученика. Можно позволить ему пользоваться этим инструментом дома. Например, для оформления открыток, рисунков, заполнения личного дневника или «альбомов друзей». Но при этом родителям нужно объяснить ребенку, как правильно работать с маркером. И проследить, чтобы он не пытался рисовать им на коже или облизывать наконечник.
Текстовыделители могут понадобиться, когда придет пора изучать такие предметы, как история или физика. Чтобы метод цветового выделения был действительно эффективен, стоит придерживаться определенной системы. Например, выделять заголовки красным, итоги – зеленым, даты или формулы – желтым. Конечно, каждый может подобрать себе оптимальную цветовую схему, которая поможет быстро ориентироваться в тетради. Умение так структурировать записи очень пригодится позже, при составлении студенческих конспектов.
Также этот инструмент может помочь при работе с учебником или методическим пособием. Изучая материал, удобно делать пометки, отмечать наиболее важные пункты, которые необходимо запомнить. Такая методика используется и при изучении иностранного языка. Читая текст, полезно выделять незнакомые слова, которые следует запомнить. Безусловно, не следует разукрашивать таким образом книгу, выданную в школе, или позаимствованную у знакомого.
Подводя итоги
За последние годы текстовые маркеры стали привычными помощниками школьников, студентов, преподавателей. Благодаря им учебный процесс становится удобнее, проще, а порой – интереснее. Для этого нужно лишь разобраться в их многообразии и выбрать самые подходящие модели. При выборе маркеров следует обращать внимание на долговечность, вид и качество краски. Кроме этого важно выбрать подходящую ширину наконечника и корпус, который будет комфортен в использовании. Удобные модели ярких цветов сделают работу с текстом легче и приятнее.
Рассмотреть и приобрести маркеры разных видов можно в Интернет-магазине «Розетка». Там можно ознакомиться с моделями известных производителей канцелярских товаров. Удобный фильтр поиска поможет быстро подобрать нужный товар. На странице выбранной модели можно подробнее ознакомиться с ее характеристиками. Кроме того, есть возможность добавить понравившийся инструмент в список желаний. Этим списком можно пользоваться, как «закладками» на заинтересовавшие товары. А можно поделиться им с друзьями в социальных сетях. Намекнув таким образом, какие подарки хотелось бы получить к празднику.
Хотите разместить свой пресс-релиз на этом сайте? Узнать детали
Левитас Александр
«Партизанский маркетинг 2017»: открыт конкурс на организацию трансляции
«Мы собрали на одной сцене лучших экспертов по малобюджетному маркетингу и бизнесменов, уже внедривших инструменты партизанского маркетинга в своих компаниях, чтобы они поделились с участниками конференции самыми эффективными инструментами и самыми яркими „фишками“, которые можно будет сразу применить в своем бизнесе и очень скоро получить результат»
Раздел «Пресс-Релизы» на B2Blogger.com — пресс-релизная платформа (релизоприёмник) для размещения корпоративных новостей и пресс-релизов с целью распространения их в интернете и придачи им максимальной видимости в Сети.
Платформа позволяет размещать пресс-релизы по принципу search engine visibility, когда материалы распространяются по новостным агрегаторам и доступны через поиск в течение получаса после размещения.
Размещение корпоративных пресс-релизов по принципу media visibility гарантирует распространение материала по каналам информационных агентств и перепечатку текста публикации ведущими онлайн СМИ.
B2Blogger.com не несет ответственности за содержание материалов, опубликованных партнерами пресс-релизной платформы.
© 2005−2021, B2Blogger.com — онлайн-служба распространения пресс-релизов. Официально зарегистрированная торговая марка. Рекомендуем ознакомиться с уловиями Пользовательского соглашения и Соглашения о конфиденциальности. Использование материалов разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий — гиперссылки) на B2Blogger.com.
Платформа по рассылке пресс-релизов ☜❶☞ B2Blogger.com › Идеально подходит для тех случаев, когда необходимо срочно распространить сообщение компании в СМИ.
ЧП «Б2БЛОГГЕР», Код ЕДРПОУ 35356529. Адрес: Украина, 54000, г. Николаев, ул. Декабристов, 41/12. Коммерческое представительство в России: ООО «Б2БЛОГГЕР», ОКПО 37844158, Адрес: Россия, 390000, г. Рязань, ул. Пожалостина, 46.
8 советов ученицы, как хоть немного облегчить школьную жизнь
Школьница Софья Савельева даёт простые, но очень полезные советы, как сделать ежедневную школьную рутину чуточку легче.
1. Как быстро найти нужную тетрадь
Пишем или предмет ил закрашиваем цветом который ассоциируется с тем или иным предметом (как на картинке).
Просто кладём в учебник по этому же предмету. Лично мне так легче.
2. Как правильно пользоваться текстовыделителями
3. Как заставить себя делать неприятное задание
Это правило работает не только в школе. Правило 20 секунд! Скажите себе что 20 секунд вы поделаете это дело, а потом забросите. Скорее всего, вы уже войдёте во вкус.
4. Как прочитать огромный текст с радостью
Кладём на него конфеты или другие угощения. Это могут быть ягоды, сухофрукты и орехи. Как мы дочитываем до места где лежит лакомство, его съедаем. И читаем дальше.
5. Как найти нужную информацию в гугле
Чтобы на ваши запросы не выходили видео с котиками, которые очень отвлекают, пользуйтесь Академией Гугл. Там можно найти полезную информацию для реферата. И никакой лишней информации и рекламы.
6. Как запомнить новое расписание
Поставьте его на экран блокировки гаджетов. Ведь это легче чем доставать дневник или листочек. И к тому же так всё быстрее запоминается.
7. Как не пачкать сменку
В сумку мы кладём пакет, в который кладём уличную обувь, а сменную мы кладём поверх пакета, так и сумка и сменная обувь будут чистыми.
8. Как грамотно писать
Читайте «Грамотность на „Меле“». Там разъясняется всё очень понятно.
Компью А рт
Людей, которым приходится оформлять текстовые материалы, можно условно разделить на три категории: тех, кто не делает в тексте вообще никаких выделений, тех, кто знаком только с одним методом выделения (например, назначение слову начертания Bold), и тех, кто совсем не знает в этом меры (например, начертание Bold Italic с разрядкой и на выворотке). Яркий пример людей первого типа — большинство авторов ЖЖ. Там не то что выделения — даже знаки препинания не всегда есть. Вторые теоретически представляют, что в Word есть кнопки «Ж», «К», «Ч» и их можно нажимать поочередно или в комбинациях. Третьи знают все возможности текстовых редакторов и с удовольствием ими пользуются.
Если для ведения записей в личном блоге или для составления докладных знание правил выделения тех или иных частей текста не столь важно, то при наборе учебной и научной литературы оно просто необходимо. Правила применения выделений отработаны годами и применяются для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте, комфортно воспринимать и запоминать его. Выделения в тексте позволяют подчеркнуть основные положения или выводы автора, новые термины, сделать логические ударения на некоторых словах или группах слов и т.д.
Обычно выделению подлежат следующие тестовые элементы:
Приемы выделения делятся на три группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные.
Шрифтовые приемы выделения
По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры от основного текстового шрифта (например, рубленый при основном наборе антиквенным).
Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего семи букв: А, Б, Е, Р, С, У и Ф. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. Кстати, для выделения набранных латиницей терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель — подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.
Курсив светлый строчной — более универсальный прием текстовых выделений по сравнению с капителью. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.
Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) изза меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историколитературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.
Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения.
Полужирный прямой строчной — наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако изза чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.
Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какиелибо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).
Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.
Прописной шрифт — очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как изза резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двухтрех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.
Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры, — наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, а также в научносправочных и официальносправочных изданиях.
Нешрифтовые приемы выделения
Набор вразрядку часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для оформления мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту. Разрядка непригодна в следующих случаях:
Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.
Втяжки левосторонние — удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научнопопулярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).
Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ — это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать выделение примеров с использованием вертикальных линеек для большей наглядности.
Подчеркивание — доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий.
Отчеркивание — также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.
Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется изза усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.
Рамки — очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.
Выделение вторым цветом — прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные цветной краской, особенно привлекают к себе внимание детей. Сюда же можно отнести печать вывороткой. Однако выворотка крайне нежелательна для детских изданий. В основном она применяется в акциденции.
Комбинированные приемы выделения
Комбинированные приемы предполагают сочетание шрифтовых приемов с нешрифтовыми, например курсивные слова, набранные вразрядку, или замкнутый в рамки набор полужирным шрифтом.
Рекомендуемые приемы выделения для различных типов изданий
Дисциплина или издание
Выделяемая часть текста
Прием выделения
Учебники для 1-4-х классов
Отдельные буквы и слова
Прямым полужирным или второй краской
1. Отдельные слова в тексте упражнений.
2. В объяснительном тексте:
логические усиления (со 2-го класса);
грамматические примеры, 1-2-й классы;
отдельные буквы и части слов в примерах, 1-2-й классы;
примеры-образцы, 1-2-й классы;
3. Правила и определения
Втяжкой в 24 пункта с отчеркиванием линейками с боков
2. Определения, 1-2-й классы,
Слова-примеры или образцы, 1-2-й классы,
Прямым полужирным или курсивом светлым
Естествознание и история
1. Логические усиления.
2. Термины и определения
1. Логические усиления.
2. Термины и определения.
3. Собственные имена (географические)
Учебники для 5-10-х (11-х) классов
1. Логические усиления.
2. Термины и правила.
Прямым полужирным или курсивом светлым
1. Логические усиления.
История, литература, психология, ботаника, зоология, анатомия
1. Логические усиления.
2. Термины и другие выделения
Курсивом светлым или прямым полужирным
1. Логические усиления.
Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Собственные имена (географические)
1. Логические усиления.
2. Грамматические термины и правила.
3. В объяснительном тексте, правилах и определениях:
выделение букв, частей слов и слов в примерах.
4. В иллюстрирующем тексте (упражнениях).
6. Транскрипция отдельных звуков
1. В иностранном тексте и заданиях.
2. В объяснительном тексте, определениях и правилах:
примеры — иностранные слова;
выделения в выделениях, буквы и части слов;
выделения в русском переводе;
Прямым светлым в квадратных скобках
Прямым светлым в квадратных скобках
Учебники для техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ
Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные
и прикладные искусства, архитектура
1. Логические усиления, формулировки, определения.
Математика, физика, химия, техника
1. Логические усиления.
2. Определения и правила.
Курсивом светлым или прямым полужирным
Техника и технология
(для профтехучилищ и пр.)
1. Логические усиления.
2. Правила и определения.
Учебники для вузов, научные и научно-производственные издания
История, литература, философия, право, искусство, педагогика,
1. Логические усиления.
3. Собственные имена
Капителью или разрядкой
География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология
1. Логические усиления.
2. Термины первого вида.
3. Термины второго вида.
Курсивом полужирным или прямым
4. Собственные имена
Капителью или разрядкой
Физика, химия, техника, математика
1. Логические усиления.
Прямым полужирным или курсивом светлым
4. Собственные имена
Капителью или разрядкой
1. Логические усиления.
Разрядкой или прямым полужирным
3. Примеры-предложения, слова, буквы.
4. Выделения букв, слов, частей слов в примерах.
5. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
6. Собственные имена
Капителью или разрядкой
Научно-справочные издания
Прямым прописным полужирным
2. Слова, на которые делается ссылка.
3. Логические усиления и термины.
4. Автор, на которого делается ссылка
Научные и научно-производственные справочники
1. Алфавитные слова.
Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Логические усиления
2. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
4. Пояснительные ремарки.
5. Слова в примерах, дополняющие основное слово.
6. Слова в примерах, дополняющие перевод
7. Условные сокращения вариантов словообразования.
8. Условные сокращения грамматических форм
(например, окончание множественного числа).
9. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода)
Прямым прописным полужирным
2. Смысловое значение слова.
3. Варианты основного слова, меняющие его смысл.
4. Примеры применения основного слова.
5. Транскрипция слова на различных языках.
Прямым светлым в квадратных скобках
6. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
7. Условные сокращения вариантов грамматических
8. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода).
9. Собственные имена (авторы примеров)
По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система шрифтовых выделений в тексте. Если в тексте имеются смысловые, терминологические и условные выделения (единиц измерения, фамилий авторов в списках литературы или в библиографических сносках), то каждой группе этих выделений надо присвоить особый прием (шрифтовой или графический) с тем, чтобы на протяжении всего издания значение его не менялось. Надо помнить, что большое количество выделений в тексте создает пестроту набора и тем самым затрудняет процесс чтения.
Рекомендуемые способы выделения в тексте учебных, научных, научнопроизводственных и научносправочных изданий приводятся в таблице. Замечу, что эти рекомендации не являются догмой. Важно помнить, что выделяться должны только действительно нужные фрагменты текста, а выделения должны быть единообразными для всех соответствующих структурных элементов.
Надо отметить, что некоторые авторы справочников, например А.Э.Мильчин и Л.К.Чельцова в «Справочнике издателя и автора» (М.: АСТ, 1999), отдельно упоминают внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки как вид выделения. Но, поскольку этот случай больше относится к рубрицированию текста и оформлению заголовков, он должен рассматриваться отдельно.
В самом начале статьи я забыл упомянуть о четвертой категории людей, оформляющих текстовые материалы, — о тех, кто хорошо знает и грамотно использует упомянутые правила. Им эту статью можно было не читать.