Как красиво выйти на сцену
Запись на стене
Урок 8 — Как красиво выйти на сцену
Начало выступления, т. е. выход на сцену, является такой же важной частью представления, как и его завершение.
Не то, чтобы основная часть шоу не была значимой, но если хотите выделиться из толпы и обратить на себя внимание, нужно эффектно выйти на сцену и уйти с нее.
Во-первых, зададимся вопросом: почему это так важно? Танец еще не начался, так почему же появление на сцене играет такую большую роль?
И ответ на это: ПОТОМУ ЧТО ВЫХОД НА СЦЕНУ ЗАДАЕТ ТОН.
Так и есть. То, как вы ведете себя на сцене вначале, еще до того, как прикоснулись к пилону, задает тон всему представлению. Неудачное начало бросает тень на все последующее выступление. Если же начало впечатляет, даже если дальше вы допустили ошибку, у вас в любом случае есть преимущество.
Любой, кто когда-либо принимал участие в театральной постановке, знает, что лучше уже быть в образе, как только выходишь из-за кулис. Так же и в танце. Представление начинается с того самого мгновения, когда вы делаете первый шаг по сцене, принимаете положение на полу, забираетесь на пилон. Уже не время для того, чтобы готовиться, настраиваться, ждать подходящего настроения, надеясь, что вы успешно со всем справитесь. Вы уже должны быть там, присутствовать на сцене целиком и полностью, потому что:
Во-первых, вы задаете настроение.
Когда вы выходите на сцену, у вас есть возможность «рассказать» зрителям о том, какое представление их ожидает. Не упустите шанс — поведайте им об этом с самого начала. Если вы собираетесь исполнить чувственный танец, как раз подходящее время показать это. Выйдите грациозной медленной походкой, начните флиртовать с самой первой секунды вашего представления. Если вы приготовили театральный, сценический танец, отразите это в вашем выходе на сцену — используйте драматичные, постоянно меняющиеся движения.
Во-вторых, вы берете контроль в свои руки.
Зрителям нравится, когда их направляют и вовлекают в действия, происходящие на сцене, но они не хотят руководить процессом или волноваться за вас. Если вы выходите на сцену, нервничая и испытывая неуверенность (даже если это пройдет, как только вы начнете), зрители могут начать волноваться на ваш счет, что уменьшит их удовольствие от просмотра вашего выступления.
Поэтому необходимо дать зрителям почувствовать, что у вас все под контролем и они могут довериться вам, чтобы ни произошло, будь то технические неисправности, проблемы с реквизитом и т. п. Они попали в хорошие руки и им предстоит увидеть грандиозное представление. Будьте спокойны и уверены в себе. Имейте четкое представление о том, что собираетесь делать, и как, если что-то пойдет не так, выйти из сложишегося положения. Живые выступления могут принимать неожиданные повороты, будьте готовы с этим справиться, а зрители вас поддержат.
В-третьих, вы сконцентрированы.
Таким образом вы приобретаете уверенность, необходимую для того, чтобы управлять вниманием зрителей. При выходе на сцену необходимо центрироваться, привести в равновесие свое тело, физически и эмоционально. Вы должны присутствовать «здесь и сейчас», доверять своему телу, зная, что оно будет двигаться так, как вы того хотите. Нужно избавиться от лишних мыслей и тревог, в танце необходимы спокойствие, концентрация и полная сосредоточенность.
Как этого достичь? Глубоко дышите. Растягиваетесь. Принимаете нужное положение. Но, самое главное, это подготовка. Не выходите на сцену до тех пор, пока не отрепетируете танец так, что ваши движения дойдут до автоматизма. Пока не прослушаете свою музыку столько раз, что будете знать наперед каждую ноту, каждую паузу. И ничто не застанет вас врасплох, потому что все уже отработано на репетициях. Теперь вы готовы.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Некоторые танцы начинаются прямо на сцене. Либо вы стоите за занавесом и уже приняли начальную позицию, либо свет прожекторов будет включен, когда вы будете готовы. В любом случае, можно руководствоваться теми же правилами. Даже если этого никто не видит, выйдите на сцену в образе, чтобы морально подготовить себя и создать настроение. И как только занавес поднимется, передайте это настроение зрителям.
10 правил подготовки ЦЕРЕМОНИИ
Вахтанг Вахтангишвили, креативный директор V-EVENTS, режиссёр, сценарист, член организационного комитета НАОМ
В последнее время церемонии, как отдельный жанр event-режиссуры, начинают встречаться в общем потоке проектов с маниакальной частотой. При этом, важно понимать, что церемониал сам по себе один из наиболее сложных форматов, при реализации которого важна каждая деталь. В данном материале мы не касаемся вопросов протокола. Итак…
1. Сопли прочь.
Никаких списков с 40 номинациями. Имейте смелость спорить с авторами проекта, учредителями, спонсорами. Максимальное количество номинаций не должно превышать 25 единиц. Не получается? Готовьтесь к скучающей публике, пустому залу в финале и проваленному темпо-ритму. Почему 25? На 1 номинацию выделяем не более 3 минут итого 75 минут, плюс пролог, финал, протокольная часть, и вы получаете идеальные 90 минут (полтора часа) динамичного сценического действа. Все же помнят, что после полутора часов внимание зрителя притупляется, а эмоции вызвать всё сложнее!?
2. Как вызывать?
Есть 2 способа. Не изобретайте велосипед. Сосредоточьтесь на другом.
А) Ведущий оглашает имя награждающего — далее награждающий приглашает на сцену награждаемого.
Б) Ведущий приглашает на сцену награждающего и награждаемого.
3. Инструктаж во всём.
Сведите задачу для награждающего до минимума. Изначально, если есть возможность, соберите всех награждающих на брифинг, познакомьте с ведущими, объясните алгоритм действий, покажите выход на сцену и точку постановки в мизансцену. Обрамите человека, выходящего на сцену светом, музыкой, видеоинсталляцией, используйте всё своё режиссёрское мастерство. Не требуйте от непрофессионала нереального. Его задача выйти, встать в обозначенное место, улыбнуться, огласить имя победителя, вручить награждаемому доску почёта, самовар, сапог (всё что угодно) и уйти. Обязательно обозначьте ударение в фамилии и имени награждаемого, проговорите имя и фамилию с человеком за кулисами или перед выходом из зала на своём месте в партере, закрепите за награждающими отдельного ассистента, который будет выпускать их на сцену. На планшете обозначьте место, в котором герой должен остановиться.
Понимаете, что опасность где-то рядом? Ставьте на сцену телесуфлёр, выводите на него титр с информацией на весь период нахождения на сцене непрофессионалов.
4. Ряд почёта.
Все награждаемые должны располагаться в первом ряду партера. Изначально каждое место должно иметь именную табличку, что позволит легче контролировать аудиторию. Первый награждаемый должен сидеть последним от центрального лестничного марша ведущего на сцену. Последний награждаемый сидит самым первым к выходу на сцену.
5. Лицом к лицу.
Ассистент, выносящий наградную продукцию, всегда выходит с левой стороны 2 плана кулис и передает всё в руки награждающему, не становясь перед ним. Вся наградная продукция выносится по принципу демонстрации — лицевой стороной к зрителю.
В одни руки даём один предмет, если у вас, к примеру, наградной орден и букет цветов, то, соответственно, работает 2 ассистента: девушка несёт букет, молодой человек — орден. Сначала награждающему передается орден, потом букет цветов. Уходят ассистенты в кулисы практически одновременно. Мужчина пропускает женщину.
6. Без слов маме.
Никаких порывов к микрофону. Если у вас не церемония «Оскар» и на сцене не артисты мирового уровня, то не стоит давать слова награждённым. Этот процесс иногда трудно прервать. Если вы всё-таки рискнули, то тут стоит уповать лишь на мастерство ведущего — именно он должен модерировать ситуацию, задавая счастливым победителям максимум 1 вопрос.
7. Ассистент в зале.
Если после вручения награды ваши награжденные спускаются в зал и занимают свои места в том самом пресловутом первом ряду, позаботьтесь о том, чтобы у сцены всегда стоял ассистент, который подаст дамам руку и поможет им занять своё место в партере. Да, он обязательно должен быть в смокинге или фраке, если, конечно, это не церемония награждения «Розовый кролик».
8. Световая партитура.
Всегда освещенная рампа и залитый глубоким цветом планшет. Лица всех награждаемых и награждающих должны быть видны на всех фото и видеоматериалах. Не забывайте, для людей церемония награждения — это важнейший момент их жизни, карьеры, пути, это их минута славы. Не погружайте людей в художественную темноту.
9. Информирование ведущих.
Думал об этом не писать. Но вспомнил одну церемонию. Поэтому пишу.
Ведущие обязаны знать каждого, кто выходит на сцену. Пусть не лично (это не всегда возможно), но ведущий обязан владеть всей информацией о том, кого приглашает на площадку. Род деятельности, хобби, наименование компании и многое другое. Подготовьте этот материал в рамках сценария и интегрируйте в текст ведущих.
10. Алкоголь после.
Кем бы не был выходящий на сцену по статусу, он должен быть трезвым. Или меняйте выходящего. Вам не нужны излияния на сцене и слезы умиления от того «какие все прекрасные». Алкоголь после. До — никогда. Контролируйте этот аспект.
Крайне важную роль в том, как вас воспринимают зрители, играют ваши жесты, ваши движения и ваши перемещения по сцене.
Ниже мы приводим 7 советов, связанных с вашим поведением на сцене, которым стоит следовать, чтобы достойно смотреться в глазах аудитории. Итак:
1. ВЫСТУПАЙТЕ С РАЗМАХОМ
Никогда не жестикулируйте с прижатыми к бокам локтями. Вы артист, а не кенгуру. Всегда представляйте, будто у вас в подмышке зажат шарик для тенниса и старайтесь делать широкие и размашистые жесты.
Разумеется, не надо впадать из крайности в крайность и махать руками, будто сейчас взлетите. Но, главное, не прижимайте локти к себе и не будьте скованы.
2. СВОБОДУ РУКАМ
Не убирайте руки за спину. Не скрещивайте руки в замок на груди и не держите их в замке в районе пояса, будто вы телохранитель. Это всё создаёт недоверие аудитории и некрасиво смотрится.
3. МИНИМИЗИРУЙТЕ ЗЕРКАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
4. НЕ БУДЬТЕ КАК МЕРКЕЛЬ
Многие знают шутку, про то что у Ангелы Меркель руки клеем намазаны. Шутят так из-за того что канцлер Германии крайне часто, появляясь на публике, держит руки вместе. Вам так делать нельзя.
Запомните, на сцене руки никогда не должны касаться друг друга. Это транслирует неуверенность и по всем заветам психологии вызывает у ваших слушателей недоверие. Представьте, что у вас между руками всегда находится стеклянная перегородка толщиной сантиметров 10 и не даёт вашим рукам соприкасаться.
5. КАРМАН РУКЕ НЕ ТОВАРИЩ
Прятать руки в карманы, когда находитесь на сцене, можно только если на мероприятии царит явная атмосфера непринуждённости, аудитория настроена к вам дружелюбно и мероприятие не сильно статусное. Во всех остальных случаях, лучше вообще забыть о существовании карманов.
Ну и конечно, если вы и убираете руки в карманы, то не две, а только одну и не на всё время!
6. НЕ СМОТРИТЕ ПОД НОГИ
Когда вы ходите по сцене, не отрывайте взгляд от аудитории. Разве что только на секундочку. Всегда когда перемещаетесь, смотрите в зрительный зал, а не перед собой.
Конечно, если речь о свадьбах и корпоративах, то ведущим часто приходится обходить столы и перемещаться по сложным траекториям. В таком случае можно смотреть, куда идёшь, чтобы не врезаться. Но, по возможности, всегда смотрите на людей.
7. ПО СТОЙКЕ СМИРНО
Довольно часто, когда человек, находящийся на сцене, стоит на одном месте, то он невольно начинает переминаться с ноги на ногу или вообще шагать на месте. Это всегда очень некрасиво смотрится и опять же транслирует неуверенность.
Чтобы такого не было, и вы могли спокойно стоять на месте, есть одна хитрость. Стойте так, чтобы одна нога была слегка впереди, а вторая слегка позади. Будто вы сделали шаг. Такая расстановка ног позволит вам периодически переносить вес с одной ноги на другую. Вся энергия, которую вам необходимо выплёскивать будет уходить в перенос веса с ноги на ногу, а не на топтание на месте.
ТРИ ПРОВЕРЕННЫХ СПОСОБА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПУБЛИКОЙ НА КОНЦЕРТЕ
Случалось ли вам со сцены ловить совершенно безразличные взгляды из зала? Или того хуже – полное отсутствие этих взглядов, потому что люди больше увлечены происходящим в их телефонах, или же просто болтовней около бара. Порой очень обидно стоять перед публикой, отдавая ей что-то очень ценное (музыку, над которой вы долго и усердно работали), и не получать никакой энергии взамен.
Как же изменить такую ситуацию, если она случается из раза в раз, при этом в открытую не требуя внимания? Есть много разных способов, но некоторые из них, которые очевидно продиктованы вашим негодованием, могут причинить шоу ущерб. Никому из людей в зале, которые пришли хорошо провести вечер, не хочется слышать о том, что он недостаточно громкий, недостаточно подвижный и стоит слишком далеко от сцены.
Чтобы увлечь публику за собой, вам необходимо ее чувствовать, распознавать тип энергии/внимания, которые царят в зале. Другими словами – необходимо научиться «сканировать» пространство. Вот несколько способов, которые помогут немедленно обратить на себя внимание, даже если ваши навыки сканирования еще не так хорошо развиты.
1. ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР
Если вы привыкли говорить со сцены, чтобы люди поднялись и начали танцевать, подошли поближе к сцене, то, скорее всего, уже заметили, что зачастую эта тактика совершенно бесполезна. В конце концов, если бы публика хотела танцевать или приблизиться к сцене, то сама бы это уже сделала.
Вместо этого лучше всего пригласить людей танцевать ВМЕСТЕ с вами (а не для вас) – вы можете спрыгнуть со сцены и показать, что нужно делать. Да, это может быть сложно, особенно для тех, у кого наблюдается сильный страх сцены. Но если вы сделаете над собой усилие, то увидите, что это действительно работает. Наверняка, вам страшно танцевать в одиночестве? Вот именно поэтому люди из зала и боятся выйти и начать это делать. Это ваша задача – преодолеть чувство неудобства и увлечь публику за собой.
То же самое касается хлопков. Наверняка вы тысячу раз видели, как артист начинает хлопать в ритм на сцене, прося публику повторять за ним, и все начинают это делать. Если бы исполнители, не подавая примера, просили хлопать, зрителям было бы трудно начать – потому что страшно сделать что-то не так.
Смотрите в глаза самым дружелюбным людям из зала, подавайте пример – и увидите, насколько просто все будет получаться.
2. РАБОТАЙТЕ С ТЕМ, ЧТО ПУБЛИКА УЖЕ ДЕЛАЕТ
В наши дни практически невозможно отвлечь людей от их телефонов. Стараться это делать – все равно что катить огромный камень на гору. Вместо этого попробуйте это использовать! Во время перерывать между песнями можно делать следующее:
3. РАБОТАЙТЕ С ИНТЕРЕСАМИ ПУБЛИКИ
Чтобы увлечь аудиторию, нужно разогреть ее. Не стоит ожидать, что все сразу начнут танцевать, даже если вы начинаете с самой убойной песни – и особенно, если публика для вас совершенно новая. В рекламном языке есть понятие “cold audience” (холодная аудитория), и оно вполне подходит и для концертной сферы – это люди, которые не были вашими фанатами и вообще ничего никогда о вас не слышали к тому моменту, как вы начали играть для них. Чтобы подогреть интерес публики, попробуйте спрашивать у нее, какую, например, песню они хотят, чтобы вы сыграли следующей.
Американская поп-певица Келли Кларксон отлично управляется с такой стратегией. Она заявляется на сцену с подготовленной дюжиной кавер-версий, в разных жанрах, и часто спрашивает у людей из зала, что именно они хотят услышать. Разумеется, не нужно слишком погружаться в подготовку каверов, забывая о своих песнях, но перед своим шоу делайте ресерч – вам необходимо понимать, на какой площадке и для какой публики вы будете играть. Будут ли это люди, которые любят горланить песни вместе с артистом, как в ирландском пабе? Или же они будут сидеть в темных уголках с вином? Или им захочется танцевать под любимые хиты их школьных лет, как на фестивале? Выберите пару каверов и предложите публике выбрать – играйте то, что вызвало более громкие аплодисменты.
Если вы любите и умеете импровизировать, спросите у людей из зала, на какую тему они хотели бы услышать песню. Вряд ли на вас обрушится гул голосов – скорее всего, вы сможете отчетливо услышать кого-то самого смелого. Да, для этого нужна немалая подготовка, но такие вещи делают вечер особенным и приковывают внимание к сцене. Наблюдать артиста, сочиняющего песню в режиме реального времени, невероятно увлекательно.
Всегда помните, какими бы гениальными музыкантами вы себя не считали, концерты – для публики. И публика вам ничем не обязана (люди уже заплатили за вход). Поэтому прежде чем попросить их хлопать и топать громче, ближе подходить к сцене, подумайте, как вы можете обеспечить им приятный вечер, за которым они и пожаловали.
Иногда случается так, что приходится играть перед совершенно незаинтересованной аудиторией, и никакая магия не помогает привлечь их внимание. Что ж, никто не застрахован от ошибок (собственных и ошибок промоутеров). Не беда! Всегда помните о том, что у вас будет еще много концертов, а такие, “неправильные” концерты можно использовать в качестве тренировки. Кто знает, может именно в один из таких моментов вы выработаете собственную эффективную тактику!
Как красиво выйти на сцену
Что делать на сцене со своими руками и ногами, как выступать так, чтобы это понравилось аудитории и многое другое. Даже если у тебя есть опыт выступлений, перед каждым выходом на сцену ты составляешь у себя в голове некий план того, что ты будешь делать перед аудиторией. Неумение двигаться – это не проблема, а вполне решаемая задача, но для того, чтобы на тебя было приятно смотреть, нужно поработать над собой. Вот несколько простых советов тем, кто не знает как двигаться на сцене, или сомневается в успешности своего двигательного аппарата и хочет попробовать что-то новое:
1. Посмотри в зеркало
Перед тем, как выступить, прорепетируй перед большим зеркалом или запиши себя на камеру. Будь своим самым строгим цензором. Оценивай свои движения и мимику, чтобы не повторять нелепых телодвижений на сцене. Кроме того, есть один очень важный момент: выступление человека, поющего под минус, будет отличаться от выступления группы, и не только количеством людей на сцене.
Группа – это одно целое, и для того, чтобы выступление было успешным, нужно двигаться как одно существо. Представьте, что вы – чудовище с несколькими головами и множеством лап, но при этом очень милое и музыкально развитое. Переглядывайтесь, улыбайтесь друг другу, синхронно прыгайте (если сцена провалится, будет очень эффектно), взаимодействуйте между собой. Вокалист, который поет под минус – беззащитен и может надеться только на себя, поскольку все внимание приковано только к нему. В данном случае нужно быть подготовленным не на 100, а на 150%, знать в каком месте пойти вправо, в каком – влево, где рукой повести, а где сжать ее в кулак. Если ты один на сцене – движения нужно продумать, поставить, но так, чтобы это были «твои» движения, иначе все будет выглядеть наигранно. Иногда достаточно просто покачиваться из стороны в сторону, особенно если песня вокально сложная. Пусть тебя слушают, а не смотрят. Бегая туда-сюда, ты рискуешь сбить дыхание, поэтому двигаться нужно в меру. Мимика тоже играет не последнюю роль. Она может заменить движения руками и ногами, если ты достаточно выразительно можешь передавать эмоции. Есть люди, у которых все, что они чувствуют, написано на лице. Как бы ни было тяжело с этим жить, на сцене – это огромный плюс. А вот вокалисту, выступающему с группой, легче выступать, если у него не безразмерное эго, конечно. Кстати, привыкать петь под минус – вредно: вокалист привыкает к тому, что он на сцене один, и выглядит обособленным на выступлении и самовлюбленным – на репетициях. Глупо считать, что музыканты – это просто фон для того, кто поет. В группе не бывает второстепенных ролей. Но для того, чтобы понять это, нужно услышать что будет, если хотя бы один из вас хорошенько лажанет.
2. Придумай что делать со своими руками
Хорошо, если ты играешь и руки у тебя заняты. В таком случае для тебя важнее ритмично мотать головой, притопывать ногами или прыгать, и контролировать свою мимику. Абсолютно все музыканты корчат рожи во время игры. Если ты очень активно жуешь губы, надуваешь щеки и растопыриваешь ноздри, это может вызвать смех и навеки остаться запечатленным на видео. Оно тебе нужно? Если хочешь вызвать смех, вызывайте его всей группой.
Запомни одно простое правило: когда ты один выглядишь как идиот – ты идиот, если вас двое и больше – вы отличная команда, несущая позитивный заряд. Если ты один начнешь танцевать в супермаркете – тебя не поймут, и возможно, позовут охранника, а если ты будешь танцевать синхронно с кем-нибудь из друзей, это только всех развеселит. То же самое относится к сцене.
Вернемся к рукам. Для вокалиста это больное место. В течение одной песни руки поющего кочуют по микрофонной стойке вверх и вниз, болтаются вдоль тела, сгибаются и разгибаются, показывают какие-то непонятные жесты и хватаются за одежду. Дайте вокалисту в руки что-нибудь, и он успокоится. Пусть это будет шейкер, бубен, погремушка с ленточками, персональный флаг вашей группы, фонарик, зажигалка, жезл со скипетром в конце концов. Это может сделать ваш выход оригинальным и передать смысл песни еще лучше, если все красиво обыграть.
Что бы ты ни делал, ноги всегда будут стремиться танцевать ритмично. Поэтому барабанщик – самый настоящий «повелитель ног». Ритмичные ноги тебе только помогут и сыграть и спеть так, как нужно, и не вылететь из ритма. Главное, чтобы твой танец не состоял из одной нервно дергающейся в колене ноги. Распределяй нагрузку на обе конечности. И не наедайся перед выступлением. Чем легче ты будешь, тем энергичнее сможешь двигаться и не будешь выглядеть уставшим и грузным, как обожравшийся кот, у которого сонный взгляд и тяжелая походка.
Можно обойтись без того, чтобы жонглировать барабанными палочками, подбрасывать и ловить их, крутить гитару на ремне вокруг себя или играть на струнах зубами, как Хэндрикс, но если ты можешь, то почему бы и нет. Хорошо отрепетированный трюк не будет лишним, если на сцене достаточно много места, чтобы никого не долбануть грифом и не оставить свою палочку за шиворотом у вокалиста.
5. Музыкальный театр
Все твои движения на сцене должны исходить из того, какой посыл ты несешь людям, которые пришли посмотреть и послушать тебя. Можно сделать что-то вроде театральной постановки, одеться особым образом, или распределить роли и пусть каждый делает что-то свое, при этом создавая общую интересную картину.
Самое главное – не выглядеть круто, а передать настроение и смысл той песни, с которой ты выходишь на сцену. Поставив на первое место себя, а не музыку, ты не добьешься успеха. Когда нет настоящих эмоций, зритель это чувствует. Каждую песню нужно «прожить», передать, и сделать это и звуком, и жестами, и каждым своим движением. Иными словами, на сцену выходишь выступать не ты, а песня. А то, как ее воспримут, зависит от тебя и от того, как ее «проживет» вся группа в целом.
Возможно, вас также заинтересует: уроки игры на электрогитаре уроки игры на акустической гитаре