Как монополия влияет на экономику
Влияние монополий на экономику
Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие экономики. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.
1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства.
2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств, ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это автомобилестроение, авиастроение и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.
3. Относительно устойчивое положение монополий в экономике обеспечивает и большую устойчивость для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.
4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.
5. Существенный вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками.
6. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».
Однако наряду с положительным монополии стали оказывать на экономику и общество в целом отрицательное воздействие.
1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.
2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.
3. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.
Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу.
4. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс, поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.
5. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство, сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного (законодательного) характера.
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон, закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского».
Следует отметить, что по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий.
Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции.
Во всех странах есть специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей и т.д. В России создана Федеральная антимонопольная служба (или просто ФАС). К основным задачам ФАС относятся:
– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольный комитет выполняет следующие основные функции:
– направляет в Правительство РФ предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
– даёт рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
– разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
– контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
– контролирует крупные продажи и покупки акций, могущие привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.
Антимонопольная политикапредставляет собой свод законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путём сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.
Обычно законодательные меры предполагают:
1) запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
2) запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
3) принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий);
4) национализацию компаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
1) «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
2) предельного темпа роста цен;
3) предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
1) поощрение создания товаров-заменителей;
2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
3) предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
4) открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
5) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
6) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
7) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 67 ; Нарушение авторских прав
Содержание:
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, которая остается нерешенной и по сей день, является формирование конкурентных рынков в Российской Федерации, в том числе в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, которые вместе образуют производственную инфраструктуру государства, являются основой для возрождения и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особое значение.
Предприятия сферы естественных монополий, как и подавляющее большинство промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. После многих лет существования в условиях экономических реформ производственный потенциал сократился, а техническое состояние многих предприятий естественных монополий ухудшилось.
Структурный и технологический монополизм был, в принципе, присущ социалистическому плановому хозяйству Российские естественные монополии не росли естественным образом в рыночной среде через последовательные консолидации и перешли на рынок в своем первоначальном виде. Поэтому для России они были и остаются во многом своеобразной концепцией на стыке производственных технологий и макроэкономики, благодаря которой у многих политиков и экономистов возникает соблазн решать все проблемы обычными административными методами (чем, в частности, можно объяснить большое количество проектов по реструктуризации естественных монополий) Многие аспекты классических концепций естественных монополий по отношению к российской специфической экономике остаются чисто теоретическими
Сегодня проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают внимание не только специалистов, но и широкой общественности.
С начала 90-х годов эти проблемы обострились в России: Без принятия решительных и последовательных мер против монополий мы не можем надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной, сбалансированной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. Перед нашей страной, унаследовавшей от системы командования и управления бывшего СССР целый комплекс монопольных гигантов, стоит проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли существующих монополий.
Поэтому создание и совершенствование правовой базы для регулирования монопольных процессов и конкуренции, необходимость экономических реформ в этой области имеет первостепенное значение.
Основные характеристики монополии
Уникальность (незаменимость) изделий монополиста способствует его всемогуществу. Может ли житель Москвы, Краснодара или Челябинска добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии и заменить ее чем-то в домашнем хозяйстве? В состоянии ли угольные компании Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железных дорог? Отрицательный ответ на такие вопросы очевиден, как и то, что подобная ситуация позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции власти.
Власть монополиста над рынком усиливается полнотой информации, находящейся в его распоряжении. Он знает всех покупателей в отрасли близко, может быстро и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, конечно же, знает в деталях цены, которые он сам фиксирует.
Поэтому монополистическая структура рынка, где она существует, защищена системой практически непреодолимых барьеров входа со стороны независимых конкурентов. Основными барьерами, которые существуют в монополистической отрасли, являются преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); правовые барьеры (монопольное владение сырьевыми ресурсами, землей, правами на научно-технические достижения, исключительными правами, санкционированными государством); недобросовестная конкуренция.
Суть естественной монополии
Такая структура, как монополия, подразумевает работу на рынке одной компании, которая производит уникальную продукцию и, следовательно, не имеет конкурентов. Природные монополии влияют на экономическое благосостояние страны как положительно, так и отрицательно.
Причины возникновения естественной монополии:
Природная монополия обладает высокой рентабельностью при низких производственных затратах, а применяемые ею технологии производства не имеют альтернатив.
Позитивные и негативные аспекты естественных монополий в Российской Федерации
Позитивные аспекты естественных монополий в российской экономике:
Замена рыночных механизмов: такая рыночная организация, внутренняя иерархия и система договорных отношений способствуют снижению потерь из-за риска и неопределенности.
Негативные аспекты естественных монополий в российской экономике:
Часто добродетель естественной монополии может стать недостатком, и наоборот. Эту форму экономической организации можно назвать одной из самых противоречивых, поэтому невозможно четко определить, что перевешивает преимущества или недостатки.
Однако обществу достаточно сложно жить в условиях такой неопределенности, вызванной высокой зависимостью от естественных монополистов. Рыночные формы организации не способны преодолеть или даже смягчить негативное влияние естественных монополистов. В этом случае рыночные механизмы распределения ресурсов становятся неэффективными.
Различные методы регулирования естественных монополий способствуют решению существующих в обществе противоречий.
На данном этапе проблемы монополизации в России перестают быть чисто экономическими, а приобретают все более политический характер. Однако известно, что для экономики в первую очередь не должно быть элементов политической принадлежности. Только в этом случае государство получит шанс полностью заменить естественные монополии, формировавшиеся десятилетиями, элементами свободного и самоорганизованного рынка. Конечной целью будет такое состояние рынка, когда останутся только те предприятия, которые смогут предложить наивысшее качество продукции по относительно низким ценам, а также быстрое изменение ассортимента.
Особенности развития естественных монополий в России
Роль естественных монополий в российской экономике достаточно велика. Их состояние определяет место страны на мировом энергетическом рынке и степень конкурентоспособности ее продукции. Следовательно, можно говорить о существовании определяющих особенностей функционирования таких монополий.
Отрасли естественных монополий в большинстве стран включают в себя деятельность, связанную с производством «общественных благ» (коммуникации, электроснабжение, нефтегазоснабжение, железные дороги, водоснабжение и т.д.).
Природная монополия характеризуется очень высокими барьерами для входа в отрасль. Единый производитель с высокой экономией на масштабе определяет объем капитала, необходимого для входа в отрасль.
Деятельность естественных монополий регулируется федеральным законодательством. Такими областями деятельности являются, например: Транспортировка нефти и газа, передача тепла и электроэнергии, железнодорожный транспорт, транспортные терминалы, порты, аэропорты, почтовые услуги, использование инфраструктуры водных путей в стране.
Крупнейшие российские компании характеризуются наличием естественных монополий: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Транснефть».
Российская экономика характеризуется наличием монополистических компаний:
Благодаря развитию монополистического бизнеса улучшается благосостояние общества и развивается промышленность в определенной области.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику
1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства.
4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.
5. Наконец, следует отметить вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками. Однако наряду с положительным монополии стали оказывать на экономику и общество в целом отрицательное воздействие.
1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.
2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.
3. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей. Так, монополия рассчитывает срок службы своих товаров с учетом производственных возможностей своих предприятий и вносит конструкционную «погрешность» в потребительские свойства данных товаров, которая ограничивает их полезность расчетным сроком. По истечению этого срока потребитель товара вынужден его выбрасывать и покупать новый. Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу. 4. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс, поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.
5. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство, сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом. Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон. Закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского». Следует отметить, что по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий. В 1948 г. довольно эффективное антимонопольное законодательство было принято в Великобритании, в 1957 г. в ФРГ, в 1963 г. во Франции. Подобное законодательство появилось и в России в связи с переходом к рыночной экономике. Согласно антимонопольным законам запрещена концентрация производства и сбыта отдельных видов товаров в одних руках. Более того, некоторые законы запрещают сосредоточение в руках одной компании производства и сбыта свыше 50%, а иногда и 40% какого-либо товара. В некоторых странах есть запреты на сосредоточение в одних руках контрольных пакетов акций других компаний. Проводя антимонопольную политику, государство может устанавливать прямой контроль над ценами на товары, производимые монополиями, особенно, когда эти товары имеют социальную значимость, как, например, услуги транспортных или энергетических компаний. Иногда государство идет на национализацию компаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам. Тем самым, проводя антимонопольную политику, государство пытается устранить негативное влияние монополий на национальную экономику. Но, как правило, государство не препятствует деятельности «своих» монополий на международном уровне, поскольку здесь происходит особенно ожесточенная конкуренция, выстоять в которой могут только очень крупные и влиятельные компании.
Влияние монополий на экономику
Сущность и причины появления монополии, ее разновидности и формы проявления, последствия возникновения. Влияние монополии на экономическое развитие России. Анализ деятельности естественных монополий. Необходимость проведения антимонопольной политики.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.06.2014 |
Размер файла | 52,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
монополия экономический политика
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть.
И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Монополии имеют важное социально-экономическое значение для государства и всего общества. Это связано, прежде всего с тем, что деятельность монополий затрагивает все общество, поэтому любые изменения в деятельности монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики, проводимой монополиями.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной мной темы. Предмет моего исследования в данной работе: влияние монополий на экономику России.
Объект исследования: монополия и ее сущность.
Цель работы: проанализировать влияние монополий на экономику России, принципы ее формирования, а также обосновать необходимость антимонопольной политики.Всё это позволит решить следующие задачи:
Определить сущность, причины и последствия монополий;
Рассмотреть типы барьеров, препятствующих возникновению новых фирм;
Реформирование естественных монополий ;
Определить цели, принципы и методы реализации антимонопольной политики в России.
Глава 1. Теоретические основы исследования монополии
1.1 Сущность и причины монополии
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией.
Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция)представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:1) монополист является единственным производителем данного товара;
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен). Аромов А.. Предпринимательская деятельность // Деловая жизнь-2011.-с.11-16 Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией:
1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства. Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми вводными факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. 2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы. Рынок, который обслуживается с наименьшими затратами одной фирмой, носит название естественной монополии. Но падение кривой долгосрочных средних издержек возможно даже при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. Это может случиться, например, если цена на основные вводимые ресурсы значительно падает, а выпуск промышленной продукции расширяется. Имеем ли мы дело с естественной монополией определяет не наклон кривой долгосрочных средних издержек, а эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная ростом масштаба производства.
При фиксированных ценах на вводимые ресурсы, конечно, всегда справедливо соотношение один к одному между эффектом масштаба и наклоном кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы изменяются с изменением уровня выпуска продукции в отраслевом масштабе, такое производство уже не является монополией.3. Патенты.
В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение.
Наряду с прибылью, существуют также издержки, связанные с использованием патентов. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С точки зрения повышения прибылей патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях.
В других случаях государство просто устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой. Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Балацкий К., Недостатки антимонопольного регулирования//Экономист.-2013.-с.47-52.
Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Правительство может пойти на создание монополии в области импорта товара по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причинам. В конечном счёте, наиболее важным из четырех факторов, которые способствуют становлению монополии, является экономия, обусловленная ростом масштаба производства.
Производственные процессы с течением времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми факторами производства представляет собой лишь временный фактор, способствующий процветанию монополии. Патенты тоже по своей природе преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в течение длительного времени, но многие из таких лицензий по сути лишь подтверждают первостепенную важность экономии, обусловленной ростом масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае. Хотя правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, когда имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации, уменьшить социальные потери связанные с ограничением выпуска. Городецкий А., Павленко Ю., Реформирование естественных монополий //Вопросы экономики.- 2011.- с.137-146. Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований.
Монопольная цена устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.
Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы.
Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количества предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации. Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n + 1 единиц продукции, т. е. он следует за величиной MR.
Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса. Монополист максимизирует прибыль при МС = MR, при MR
1.2 Виды и формы монополии
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называтьмонополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала.
Современная теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
1.3 Последствия монополии
Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всяких других монополий, связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:
1.Монопольное завышение цен.
2.Непрозрачность компаний-монополистов, отсутствие адекватной информации о затратах и результатах.
3.Невыполнение (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством.
4.Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
5.Низкое качество предоставляемых услуг и невыполнение обязательств.
6.Наличие явлений перекрестного субсидирования.
7.Порождение искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.
В пользу монополии можно сказать, что именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии.
Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния. Кудров В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире//Вопросы статистики.-2012.-с.3-5.
Глава 2. Оценка влияния монополии на экономику России
2.1 Анализ естественных монополий
Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули на первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены.
Вместе с тем рассмотрение их положения должно быть непредвзятым, освобожденным от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М.,- 2013.-с125.
2.2 Необходимость антимонопольной политики
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго.
Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
· охрана и поощрение конкуренции;
· контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
· контроль над ценами;
· защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика.
Можно выделить два ее направления.
К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства.//Вопросы экономики.- 2011.-с.310-320. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса.
Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию.
В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве.
С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- М.,- 2012.-с.150-158.
В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как крайней формы несовершенной конкуренции.
Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование.- М.,-Логос,-2012.-с.269-272. Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства.
Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизм
1. Аромов А.. Предпринимательская деятельность // Деловая жизнь-2011.-с.11-16
2. Балацкий К., Недостатки антимонопольного регулирования//Экономист.-2013.-с.47-52.
3. Городецкий А., Павленко Ю., Реформирование естественных монополий //Вопросы экономики.- 2011.- с.137-146.
5. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства//Социально-политический журнал.-2011.-с.40-47.
7. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в
9. Кудров В.М. К оценке конкурентных позиций стран в современном мире//Вопросы статистики.-2012.-с.3-5.
10. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М.,- 2013.-с125.
11. Мэнкью Н. Г. Принципы экономики.- СПб: Питер.- 2010.-с.215-220.
12. Самуэльсон П. Экономика., В 2 т. Т. I. М.,- 2010.-с.260.
13. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства.//Вопросы экономики.- 2011.-с.310-320.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.- М.,- 2012.-с.150-158.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и сущность монополии. Виды монополии. Особенности монополии в России. Становление антимонопольной политики в России. Основные направления антимонопольной политики в России. Система государственного регулирования естественных монополий.
курсовая работа [26,5 K], добавлен 17.01.2003
Основные признаки и сущность естественных монополий, их роль в национальной экономике. Методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Причины возникновения природных и технико-экономических монополий в России.
эссе [31,1 K], добавлен 19.04.2014
Сущность и основные признаки естественных монополий. Реформирование и государственное регулирование естественных монополий в России. Влияние Газпрома на развитие экономики России. Газпром как естественная монополия. Будущее естественных монополий.
курсовая работа [48,6 K], добавлен 12.03.2013
Понятие естественных монополий и их влияние на национальную экономику. Негативные стороны монополизма, государственное регулирование деятельности естественных монополий в России, разработка методов государственной поддержки экономической конкуренции.
курсовая работа [39,5 K], добавлен 30.09.2010
Модель естественной монополии и причины ее возникновения, преимущества и недостатки, необходимость и методы регулирования. Место и роль естественных монополий в условиях реформирования электроэнергетического комплекса России, экономические последствия.
дипломная работа [481,5 K], добавлен 23.11.2011