Как мораль влияет на науку
Наука и мораль
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:12, реферат
Краткое описание
В данном реферате стоит цель выявить факторы, влияющие на формирование общественного принятия и понимания научных достижений (на примере биоэтики), рассмотреть особенности соотношения науки и морали.
Задачи:
1. Провести анализ специализированной литературы;
2. Выявить роль науки в системе воспроизводства общественной жизни;
3. Провести экскурс по последствиям применения научного знания.
Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…. 4
1.1 Научно-технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали ………………………………… 4
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали ……..7
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали ……………11
2.1 Независимость науки и морали ………………………………. 11
2.2 Влияние науки на мораль ……………………………………….15
2.3 Влияние морали на науку ……………………………………….17
Глава 3. Биоэтика……………………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………..25
Список литературы …………………………………………………..27
Вложенные файлы: 1 файл
наука и мораль.docx
Российский государственный университет
нефти и газа имени И.М.Губкина
Кафедра философии и социально- политических технологий
по теме: «НАУКА И МОРАЛЬ»
Проверила: Катюхина Т. В.
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…. 4
1.1 Научно-технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали ………………………………… 4
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали ……..7
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали ……………11
2.1 Независимость науки и морали ………………………………. 11
2.2 Влияние науки на мораль ……………………………………….15
2.3 Влияние морали на науку ……………………………………….17
Для начала рассмотрим определения основных понятий данной работы морали и науки:
Мораль (лат. mores — нравы, обычаи, поведение) — форма духовной культуры, направленная на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к счастью. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Мораль является объектом изучения этики, формирующей идеи о должном, о добре и зле. [1]
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных зна ний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. [1]
Из их определений можно сказать, что они никак не взаимосвязаны друг с другом. Так давайте разберемся какая же все-таки между ними существует связь.
Проблема взаимодействия науки и морали охватывает большой круг вопросов, которые широко обсуждаются в современной литературе, на симпозиумах и дискуссиях ученых, привлекают внимание философов и естествоиспытателей, вызывают глубокую заинтересованность общественности.
Основные аспекты обсуждаемой проблемы следующие: моральное регулирование деятельности профессиональных ученых, моральный аспект функционирования науки как социального института и влияние науки на содержание и развитие морали.
Еще философы прошлых столетий осознали, факт социальных и моральных последствий развития науки и попытались их интерпретировать. Взаимоотношения между наукой и моралью очень точно определил Л.Н. Толстой: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только блага, но несомненное и очевидное зло». Эта мысль, к сожалению, находит подтверждение и в наши дни, когда на повестку дня встали вопросы о выживании человека на нашей планете. Основатель этики Аристотель писал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». [5]
Люди, называющие себя учеными, в годы второй мировой войны ставили опыты над военнопленными, проводили исследования по онкологии и травматологии в концлагерях, исследовали действие газа на человеческий организм. Вызывают опасения и возможные применения некоторых из ведущихся сейчас исследований химиков, кибернетиков, психологов, биологов и других ученых.[2]
Все это и вызвало особую остроту вопроса о том, что же несет людям развитие науки: всеобщее благо или гибель? Прогресс науки и применение ее достижений выдвинули; проблему ответственности ученых за ее использование и те отрицательные последствия, которые фиксируются сейчас, указывающими на реальную угрозу ухудшения условий жизни людей, нарушения природного равновесия и. т. д., ответственности перед нынешними и будущими поколениями людей.
Но перед нами лишь одна, причем не самая «трудная», не самая «коварная», сторона проблемы. Ведь наука, при всей своей беспристрастности, не может не служить обществу, не зависеть от него. Желают ли этого ученые или нет, наука, всегда выступает как одна, из сторон общественного развития. Представление о гениальных ученых-одиночках, за письменным столом или в кустарной лаборатории определяющих судьбы науки, безнадежно устарело и стало ныне анахронизмом. Современное состояние науки и техники позволяет использовать в военных целях почти любое открытие и изобретение. В этих условиях прогрессивные ученые не могут не задумываться над собственно гуманистическими проблемами научного творчества. Они сознают, что общественный прогресс измеряется не только степенью господства человека над силами природы, но и умением использовать их в интересах человечества. А это означает, что весь комплекс вопросов о социальности или антисоциальности современной науки, о ее моральной ответственности, перед человечеством, о служении ее благу людей и т. д. в реальной общественной жизни выходит далеко за пределы компетенции ученых и самой науки.
Из выше сказанного очевидно, что актуальности выбранной темы не вызывает сомнений.
В данном реферате стоит цель выявить факторы, влияющие на формирование общественного принятия и понимания научных достижений (на примере биоэтики), рассмотреть особенности соотношения науки и морали.
1. Провести анализ специализированной литературы;
2. Выявить роль науки в системе воспроизводства общественной жизни;
3. Провести экскурс по последствиям применения научного знания.
Исходя из целей и задач объектом нашего исследования является роль научных открытий в развитии человечества.
Предмет исследования – научно-технический прогресс и человеческое сознание.
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ
Проблему соотношения науки и морали часто связывают с научно-техническим прогрессом, хотя этот вопрос пытались решить еще в античности.
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ
Научно-технический прогресс изменил мир и человека. На современном этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Именно этим научно-технический прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями.
Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала науки и техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, но стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.
Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития [3].
В условиях современного прогресса науки и техники “научная деятельность явно обретает новые стороны, связанные с морально-этической рефлексией, которая становятся такой же неотъемлемой составляющей современного научного познания, как и методологическая рефлексия” [8]. В связи с тем, что методологические проблемы каждой области научного знания в чем-то существенном отличны друг от друга, то и морально-этическим проблемам каждой из областей знания характерны свои особенности. Причем, в тех разделах науки, которые связаны с познанием человека, эти проблемы острее и жестче, чем в других, удаленных от реалий человеческого существования. Несмотря на наличие таких расхождений, все же говорят о проблеме взаимоотношения науки в целом и морали.
Одной из причин обострения проблемы исследователи называют неуклонное приближение науки и техники к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. При этом, наука и техника приближаются к человеку не только извне, но и как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Это в самом буквальном смысле и делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т.п. исследованиях, например, связанных с клонированием. Б. Г. Юдин истоками этих сдвигов называет события конца 60-х годов, когда молодежь многих западных стран развернула мощные движения протеста, которые породили серьезные социальные волнения, связанные с критикой социальных институтов буржуазного общества, его культуры и науки [8]. В результате резкой критики науки, которая, по словам участников движения, являлась безмерно далекой от интересов простых людей и порождала тоталитарные тенденции, произошла мучительная и основательная переоценка многих ценностей. Критика повлекла за собой сокращение финансирования научных программ и к появлению безработицы среди ученых, но вскоре ситуация уравнялась с первоначальной.
Сегодня от научных исследований все больше начинают требовать, чтобы их результаты удовлетворяли запросы общества и потребности человека. Приоритетными становятся исследования в области охраны окружающей среды и особенно наук о жизни, прежде всего биомедицины. Выдвигаются такие цели, как победа к заданному сроку над онкологическими или сердечно-сосудистыми заболеваниями. И хотя полной победы над этими недугами добиться не удалось, успехи, достигнутые в этих направлениях, особенно в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, весьма впечатляющи.
Параллельно с такими изменениями приоритетов научной политики сходная переориентация происходит и в сфере бизнеса. Люди все больше становятся потребителями знаний, технологий и продуктов, создаваемых в биомедицинских исследованиях и на соответствующих промышленных предприятиях. Интересно сопоставить упомянутые процессы с тем, что происходило в те же годы в области информатики и компьютерных технологий. Здесь ключевым моментом стало создание персонального компьютера, который стремительно вытеснил громоздкие и плохо управляемые ЭВМ прошлого. И опять-таки мы видим — современные технологии подходят все ближе к человеку, радикально меняя стиль его жизни и то, как и что он видит в мире и как взаимодействует с миром.
Такое приближение науки к нуждам человека, впрочем, не дается само собой — как известно, за все приходится платить. Одно из неизбежных следствий — необходимость специально исследовать потребности и нужды человека и способы их удовлетворения. А это значит, что сам человек все в большей мере становится объектом самых разнообразных научных исследований. И чем более на нем концентрируется научное познание, чем более тонкие и эффективные средства воздействия разрабатываются наукой, тем неизбежнее возрастают риск и опасности, которым подвергается человек. Следовательно, актуализируется задача защиты самого человека, во имя которого теперь осуществляется прогресс науки и техники, от негативных последствий самого прогресса.
Научное исследование, таким образом, все более направляется на познание, с одной стороны, самых разных способов воздействия на человека и, с другой стороны, возможностей самого человека. За прошедшие десятилетия индустрия научных исследований, точнее биомедицинских исследований с участием человека, стала реальностью, а сами такие исследования чаще рассматриваются не столько с точки зрения риска, сколько с точки зрения блага, которое они могут принести испытуемому. Обычно в качестве такого блага выступает терапевтический эффект либо от изучаемого нового лекарственного средства, либо от нового метода лечения.
Таким образом, проблема соотношения науки и морали сегодня как никогда стоит очень остро. Но научно-технический прогресс не явился “первооткрывателем” данной проблемы.
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ
Практика общественной жизни человечества подтверждает, что связь между научно-техническим прогрессом и моралью (в дальнейшем, нравственность, мораль и этика рассматриваются как синонимы), носит далеко не однозначный, не прямолинейный характер. В связи с этим следует указать на то, что проблема взаимоотношения двух важнейших элементов духовной культуры — науки и морали — не новая для философии и этики. Это одна из тех проблем, которые называют “вечными”, традиционными. Проблема взаимоотношения науки и морали выдвигалась в число злободневных философских проблем на каждом крутом историческом повороте. Одна из первых четко фиксируемых постановок проблемы представлена в античной философии. Как известно, в работах софистов, Платона и Аристотеля намечена дихотомичность науки и морали (как учения о добродетелях и пороках), определено различие этих двух сфер духовной деятельности человека, их несовпадение и даже противоположность.
Первое четкое отделение морали (нравственности), добродетели от науки (мудрости) произвел Сократ, но вместе с тем он предпринял попытку объединения их, выявления между ними общего. В стремлении к этому он заходил иногда так далеко, что даже отождествлял их. Известная формула Сократа, что разум ведет к добродетели, а от нее — к счастью, наглядно показывает, что он старался объединить мудрость и нравственность, знание и счастье. Другой мудрец античности — Аристотель, напротив, считал, что знания отнюдь не дают гарантии нравственных поступков, а наука и мораль настолько специфичны, что необходимо их не объединять, а разделять.
Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого
Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.
В принципе, как и природа, наука не подчиняется категории нравственности, т.к. ее главная цель – объективная истина, однако в реальности наука не может быть беспристрастной, т.к. ее создают люди, испытывающие всякого рода соблазны, заблуждения, страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, одним словом, нравственные аспекты деятельности ученых нельзя игнорировать.
В научном сообществе сложилась в течении времени своя система моральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность – т.е. этос ученого мира. Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер (не связаны только с деятельностью ученого), прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, это:
-требование объективности (объективность несовместима с предвзятыми мнениями, она требует обоснования утверждений логикой и фактами), один из основных нравственных принципов науки – осуждение субъективизма;
-обоснованности знаний (серьезной проблемой в науке является слепая вера в авторитеты, которая зачастую не позволяет знанию развиваться);
-а также особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необходимость точного цитирования при ссылках на другие работы, а так же проблемы соавторства, рецензирования, плагиата и пр.).
Наряду с этими этическими нормами ученой деятельности можно назвать и такие ценности как универсальность, всеобщность, незаинтересованность (бескорыстность), скептицизм и т.д. В связи с насущными экологическими проблемами, базовыми для современного общества становятся ценности взаимодействия человека и природы, и современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед наукой ставится новая цель: не война с природой («природа не храм, а мастерская»), а обеспечение коэволюционного (т.е. совместного) развития человека и природы.
Не только цели научного исследования сегодня должны соизмеряться с важнейшими нравственными ценностями, это касается и используемых наукой средств. Нравственный императив «цель не оправдывает средства» должен стать основой деятельности настоящего современного ученого. Таким образом, ученый несет большую ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия своей деятельности. Можно ставить вопрос и шире – о ценностях и моральных установках науки как общественного института, который нуждается в этически ориентированном контроле со стороны общества
Итак, проблема взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую актуальность. Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, уже не может быть «ценностно-нейтральной», она уже не только допускает, но и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого (в постановку проблем, целей и задач исследования, использование определенных средств исследования, в апробацию итогового результата и т.д.). В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача гуманитарной, социальной экспертизы научных программ, которая позволит науке не только развивать человеческое познание, но и благотворно влиять на жизнь человека и природы.
Доклад «Взаимосвязь развития науки и нравственности»
Доклад педагога ДО МОУ «Гимназия № 10» Ботовой М.Ю.
«Взаимосвязь развития науки и нравственности»
Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как часто полагает обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.
В принципе, как и природа, наука не подчиняется категории нравственности, т.к. ее главная цель – объективная истина, однако в реальности наука не может быть беспристрастной, т.к. ее создают люди, испытывающие всякого рода соблазны, заблуждения, страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, одним словом, нравственные аспекты деятельности ученых нельзя игнорировать.
В научном сообществе сложилась своя система моральных норм, прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, это: требование объективности, осуждение субъективизма, обоснованность знаний, а так же проблема авторства.
Наряду с этими этическими нормами ученой деятельности можно назвать и такие ценности как универсальность, всеобщность, незаинтересованность (бескорыстность), скептицизм и т.д. В связи с насущными экологическими проблемами, базовыми для современного общества становятся ценности взаимодействия человека и природы, и современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед наукой ставится новая цель: не война с природой, а обеспечение совместного развития человека и природы.
Несмотря на тесное взаимодействие науки и нравственности в истории культуры, немало свидетельств тому, что пафос и величие задач науки могут нередко служить оправданием для вещей антигуманных, бесчеловечных, поэтому неизбежно встает вопрос о нравственной ответственности ученого. Исследователь отвечает сегодня не только за доброкачественность своих результатов, он должен задумываться и о тех последствиях, к каким могут привести его работы. Давно известно, что научные достижения могут быть обращены не только на пользу обществу, но именно сегодня остро встал вопрос о том, что наука может сделать человечество несчастным или даже послужить косвенной причиной прекращения жизни на Земле. Цели науки не всегда являются нравственными и далеко не всё, что может сделать наука, морально допустимо. Никогда ранее ученый не имел такой моральной ответственности за последствия своих изысканий, как сегодня.
Мы, люди – единственные из живых существ на нашей планете, кто обладает уникальной способностью – создавать новое. Да, большинство представителей фауны могут построить себе гнездо или выкопать нору, соорудить берлогу или соткать кокон. Но эти же самые действия животные делали тысячи лет назад и направлены они на продолжение рода, добычу пищи или игру.
Если представить себе существование нашей планеты в форме суток, то разумная жизнь в виде людей зародилась только в последнюю секунду последнего часа. До этого Земля была большим кипящим вулканом, потом – снежным шаром, потом на ней стали появляться удивительные океаны и горы. Чуть позже появились первые живые организмы, атмосфера стала насыщаться кислородом, делая нашу планету всё более и более приспособленной к обитанию людей. Всё это происходило без нашего с вами участия, но прекрасный результат достался именно нам!
Нам повезло родиться на удивительной планете, пригодной для жизни, а таких – одна на милллиард! Будь Земля хоть немного ближе к Солнцу, то всё живое сгорело бы от жесткой космической радиации, чуть дальше – и на планете царил бы вечный ледниковый период. Когда человек осознаёт, что его жизнь уникальна, и впервые за 4,5 миллиардов лет истории нашей планеты он сам может сделать что-то новое – его мир меняется! Вместо несовершенства окружающего пространства, он начинает видеть возможности что-нибудь улучшить. Возможность украсить серую стену. Возможность испечь вкусный пирог. Возможность построить необыкновенное здание. Или помочь другим людям, сделав что-то новое и полезное для них.
Мы не можем переписать космические законы или изменить прошлое. Но мы можем использовать время нашей жизни, помогая всем, кто является нашими соседями по планете. Достаточно делать хотя бы одно доброе дело в день! И мы увидим, что всего за один – единственный день на нашей планете совершится 6 500 000 000 добрых дел! Можно собрать лишние вещи и передать тому, кому они очень нужны. Можно на выходных помочь пенсионерам из соседней квартиры перевезти вещи на дачу. Помириться с тем, с кем был в ссоре. Или если настроение не очень, помочь тому, кому ещё хуже в этот день. Поработать волонтёром. Или прийти в магазин со своей сумкой, чтобы не брать ещё один пластиковый пакет. Можно поделиться важным знанием. Написать стихи или издать книгу для детей. А можно просто убрать на балконе и на освободившееся место поставить красивые цветы. Главное – создавать новое и двигаться вперёд, даже маленькими шажками, ведь и само слово жизнь буквально означает «развитие».
Так в жизни каждого из нас может появиться что-то новое. Долгожданное. И очень полезное. Именно так и происходит постоянное улучшение качества нашей жизни. Ведь человек имеет уникальную возможность менять свою среду обитания, создавая что-то новое и нужное для себя и своих близких! И я хочу сказать спасибо всем, кто создаёт и улучшает маленькие и большие чудеса, которые делают нашу жизнь более здоровой, наполненной позитивными эмоциями и добрыми делами.