Как москвичи относятся к приезжим
Москвичи издеваются над «понаехавшими»: 8 причин, по которым столичные жители раздражают всех остальных
Ни для кого не секрет, что москвичей недолюбливают. Москвичи никак не могут найти общий язык с «понаехавшими». Это как две армии, заключившие негласное перемирие, но втайне ненавидящие друг друга. У приезжих целый ряд претензий к москвичам. Какие? Попробуем разобраться.
Москвичи — снобы
Снобизм, пожалуй, одна из самых очевидных черт заправского москвича. Для него человек, приехавший из другого города России, — просто еще один мечтатель, пытающийся покорить мегаполис. Не зря столицу называют отдельной страной. Чувство превосходства у москвичей как будто в крови. И даже питерцы им в подметки не годятся. Коренной москвич — почти персона голубых кровей. Причем такое отношение распространяется не только на приезжих. Оно царит и между самими жителями злагоглавой. Москвич, живущий на Чистых прудах, с презрением взирает на жителя Крылатского, а тот, в свою очередь, свысока глядит на человека из Капотни. Они до драки готовы спорить, где настоящая столица: внутри Садового кольца или внутри МКАДа. За ним, конечно, вообще деревня, считают многие. И такая кастовость тщательно поддерживается. Свое происхождение коренные жители столичного града возносят в ранг благодетелей и носятся с ним как с писаной торбой. Тем временем их осталось около 15%.
Москвичи жадные
Даже обладатели миллионов в Москве с трудом согласятся отдать червонец попрошайке или оставить хорошие чаевые. Многие приезжие не понимают, как можно не делиться благами с людьми вокруг, почему не заплатить за друзей или знакомых. В то же время москвичи порой сорят деньгами, любят мотовство, стремятся жить на широкую ногу. Когда кутежи съедают средства, они одалживают у друзей и родни. Но договориться с москвичом о небольшой скидке при съеме квартиры, например, почти нереально. А уж за свои квадратные метры они трясутся каждый день и откусят вам руку, если решат, что вам понадобилась их жилплощадь.
Москвичи — ленивые инфантилы
Крутятся в столице в основном приезжие. Они двигатель прогресса в этом мегаполисе. Коренные москвичи, напротив, зачастую бывают ленивыми. Они тратят время на поиск себя, своего места в жизни и призвания. Им не надо батрачить по 12-15 часов, чтобы заработать на квартиру. А снобизм добавляет уверенности в своем превосходстве. В результате в перед выбиваются именно «понаехавшие». Своей ленью москвичи раздражают приехавших, которым приходится трудиться на двух работах, чтобы оплатить аренду квартиры и отправить денег домой. Потому на местных порой смотрят как на избалованных детей. Они поражают своей инфантильностью.
Москвичи всегда торопятся и опаздывают
Коренные жители столицы вечно спешат. Похоже, это приходит к ним с молоком матери. Спешка отпечатывается даже в их манере ходить. Иногда обычная прогулка воскресным днем превращается для москвича в марафон. Приезжие шутят, что скорость москвича раза в три больше скорости обычного человека, и попасть в метро в толпу москвичей — все равно что оказаться в стае мигрирующих бизонов. При этом они умудряются часто опаздывать. Обычно оправданием в таких ситуациях служат пробки.
Москвичи не знают свой город
Как это ни странно, далеко не всех москвичи хорошо знакомы со своим городом. Они зачастую не знают ни истории города, ни названий улиц. Крайне редко вам помогут добраться до нужной точки. Бывает и так, что коренные обитатели столицы за свою жизнь ни разу не посещали Музей Кремля или Третьяковку, не ходили в местные театры, не заглядывали на выставки. Для тех, кто переезжает в Москву, культурные возможности превращаются в настоящий подарок. Посмотреть балет в Большом театре — мечта! Но для москвичей это совсем не так. Возможно, они считают, что в родном городе всегда найдут время на музеи и откладывают поход всякий раз до лучших времен.
Москвичи живут в коконе и не умеют дружить
Жители столицы не просто бегают от метро до метро с опущенной головой, в наушниках и закопавшись в телефон. Они как будто живут в своем коконе. И не дай вам бог его нарушить. Поздороваться с соседями — целое преодоление себя. Контакт с незнакомцами происходит крайне редко. Не все готовы даже ответить на простой вопрос «Который час?». Потому трудно попасть в число близких знакомых или друзей москвича. К тому же вечная спешка мешает разговаривать по душам. Жители столицы редко встречаются друг у друга дома, преимущественно в кафе. Это, конечно, логично, учитывая расстояния. Но какая-то интимность в отношениях утрачивается. Люди не впускают в свое пространство и закрываются изнутри. Некоторые подмечают, что коренные москвичи ненавидят не только провинциалов, но и себе подобных. Душевность в таких отношениях — явление непривычное.
Московский акцент
Столичное аканье бесконечно раздражает. Оно добавляет москвичам пафоса, отчего обычная беседа о походе к врачу превращается как будто в историю самолюбования смешанного с презрением к другим. Однако справедливости ради надо сказать, что существует официальное понятие «старомосковский говор». Он сформировался на рубеже XIX—XX веков и включает в себя ряд фонетических позиций. Его часто можно услышать у людей старшего поколения и в нескольких московских театрах. Есть коренные москвичи, которые так филигранно владеют и русским языком, и столичным произношением, что оно немного завораживает. Все, как говорится, хорошо в меру.
Москвичи издеваются над «понаехавшими»
Чувствуя свое превосходство, коренные жители стольного града не пренебрегут возможностью унизить «приехавшего». Если у вашего автомобиля не московские номера, лучше приготовьтесь к откровенному хамству. Вас будут подрезать, прижимать, нарушать правила. В приезжих москвичи видят оккупантов и извергов, которые своим невежеством портят столицу.
Москвичи и приезжие о нелюбви друг к другу Опоздания, захламлённые квартиры, семечки на дорогах, хождение по головам и любовь к деньгам — The Village спросил у москвичей и приезжих, что их друг в друге раздражает
The Village заканчивает неделю «Злая Москва». В течение пяти дней мы рассказывали об агрессии, ненависти и тоске в городе.
Между москвичами и приезжими всегда стояла стена непонимания: первым казалось, что наглые понаехавшие занимают всё жизненное пространство, вторым — что людям с квартирой на Садовом всё достаётся даром. The Village опросил обе стороны конфликта и выяснил, чем они на самом деле недовольны.
Оглавление
19. Москвичи и приезжие о нелюбви друг к другу
Марьяна Берязева
журналист, несколько лет жила в Москве
В Москве и москвичах меня удивляло две вещи: дико засранные квартиры и то, что они постоянно опаздывают. Было ощущение, что в Москве никто не приходит на встречи вовремя. И все со смирением это принимают — ну пробки же, дела. Но к этому, пожалуй, можно как-то привыкнуть, а вот с захламлёнными квартирами смириться гораздо сложнее. В квартирах москвичей вещи копятся годами, на голову падает гантеля, раскладушка, у входа в прихожей в лицо тыкается велосипед. А от пыльных фолиантов, которые 50 лет никто не доставал с антресолей, несёт затхлостью и аллергией. Всё это можно объяснить — квартиры дороги, они достаются из поколения в поколение, но почему ремонт в них не делается десятилетиями, старая мебель не выбрасывается, а хлам не вывозится на помойку — это тот факт, который я так и не смогла понять. Никого не хочу обидеть, но у нас в Сибири принято жить по-другому.
Дмитрий Безуглов
Я достаточно толерантный человек, который прожил в Москве всего несколько дней, потому претензии пока могут высказывать только мои ноги. Привыкшие к краткости свердловского метро, они ноют и хрустят, взбегая по московским эскалаторам, и часто сталкиваются с чужими ногами, что приводит к неловкому обмену извинениями. Ещё мне не нравится, когда мамы дёргают своих детей за рукав и что-то зловеще шипят им в уши; такого предостаточно в любом городе России, но в Москве их число только растёт.
Татьяна Симакова
журналист, несколько лет жила в Москве
Если говорить о тех, кто изначально из Москвы (это опять же не про моих друзей), то раздражает их привычка жить с родителями до пенсии. Даже если у них есть своя квартира, они её, как правило, сдают и живут беззаботной жизнью рантье. По большому счёту, коренные москвичи нашего поколения более инфантильны и склонны к иждивенчеству, чем все остальные жители столицы, при этом им удаётся совершенно не интересоваться никакой культурной жизнью столицы, их во многом устраивает какое-нибудь караоке или кальяны. Есть ещё такой класс москвичей — это дети старой интеллигенции с дачами на Николиной Горе, так вот там всё то же самое, никаких амбиций, только неприкрытый снобизм. Они просто считают себя привилегированным классом изначально, любая карьера и работа для них — это суета сует, это всё не для них. Они даже без охоты знакомятся с новыми людьми, даже отношения строят внутри своего круга, остальные для них просто недостойная партия. Но если бы они хоть немного посмотрели на мир вокруг без спеси, то сильно бы удивились тому, что в Москве есть люди гораздо более развитые, чем они.
Стас Кузнецов
Менеджер по маркетингу и коммуникациям
института «Стрелка», приезжий
Я искренне люблю Москву и закрываю глаза на минусы, которые есть и в любом другом большом городе. Не вижу смысла, живя в 14-миллионном мегаполисе, истерить по поводу пробок, количества людей в метро или плохой экологии. Это какая-то форма договора между тобой и городом: ты либо соглашаешься на эти обязательные условия, либо нет. Выбор всегда за тобой. Как бы пошло это ни звучало, но это так.
Да, наверное, меня бесит, что в Москве, живя не в центре, я не могу забежать в кофейню в радиусе ста метров от дома, чтобы выпить кофе и позавтракать. Норма, в которой для этого нужно проехать пару километров или станций метро, кажется сомнительной. Это, конечно, не проблема ЦАО. Но у центра есть другая проблема — стоимость жилья, с которой ты не можешь смириться. Но и к этому ты быстро привыкаешь, принимая как данность.
Бесит, что москвичи делят людей на категории: мы/они, свои/приезжие. Я жил в нескольких городах, но никогда не встречал такой любви к распределению по группам. Это то, что сильно выделялось в первое время, когда я только переехал в Москву. Ещё бесит, что москвичи не знают географии России. Нормальная ситуация: люди, с которыми ты сталкиваешься, могут подробно рассказать о городах и особенностях Италии, США или Германии, но не вспомнят, где располагаются Уральские горы. Это, конечно, понятная ситуация: стоимость авиабилета в какой-нибудь российский город выше, чем перелёт через Атлантику.
Юрий Бережной
менеджер по развитию бизнеса, приезжий
Мои знакомые или коллеги, которые приехали в Москву в силу каких-то причин, жалуются на окружающую их обстановку: людей, которые не улыбаются, инфраструктуру, которая работает со сбоями. В такие моменты я начинаю думать про себя, а иногда и вслух: «Если хочешь, чтобы люди тебе улыбались, — улыбайся сам», «Если не нравится что-то в устройстве города — предлагай улучшения».
На мой взгляд, такие «недовольные» — не показатель серости и загнивания внешней среды, или окружающих нас москвичей (хотя, когда вы видели-то москвича коренного в последний раз?). Думаю, это показатель того, что люди внутри серые и унылые и своё уныние они готовы выплеснуть на всё вокруг них.
Евгений Лядецкий
Ну, во-первых, приезжие бывают разные. Одни — пришельцы из таких мест, как Тобольск, Псков, Красноярск, которые, кроме как воспоминаний об уроках географии с пыльным глобусом, ничего не вызывают. Другие — выходцы из бедных стран бывшего СССР, вращающиеся в своих замкнутых сообществах и редко использующие великий могучий русский язык. Но раздражают, как ни странно, и те и другие. Первые за какие-нибудь пару-тройку лет, придя за обозом в лаптях, выбивают лакомые места, пока сидишь себе в уютной бабушкиной квартире. С шашкой наголо, эти люди вызывают ненужную конкуренцию в и без того нерезиновой, почему им не сидится в своих городах-то? Другие же совсем чужеземные, иные какие-то люди. Они обычно шумные, если их больше, чем один, вечно угрюмые и, видимо, где-то много-много работающие. Насколько понятно, налоги при этом платят не все, ведь статистика нелегальных мигрантов говорит сама за себя. И вроде понимаешь, что у людей, наверно, и времени нет учить язык или использовать средства гигиены, но всё же можно попытаться, а?
Я учусь в Московском открытом университете. Слово «открытый» символизирует благожелательность к выходцам из ближнего зарубежья и Кавказа. По этой, а может, и по многим другим причинам основная масса студентов гуманитарного профиля только и делает, что закидывается насваем и танцует народные танцы. Это дико раздражает. Тут дело даже не в этническом многообразии людей, а в нарочитой показухе. Каждый пытается выразить свою индивидуальность, как ни прискорбно, в массе это вульгарно и жутко. Приезжие не хотят и не пытаются ассимилироваться, быть космополитичными, только местечковость и жуткий вкус — их путеводная звезда. Зачем эти коммуны, диаспоры, объединения в современном обществе? Такие попытки делить на своих и чужих — вот что меня раздражает в приезжих.
Виктор Евдокимов
В первую очередь постоянными обвинениями москвичей в материализме, цинизме и прочих ужасах бездуховности, что вовсе не соответствует действительности. Это пример проекции своих пороков. Москвич расслаблен и вальяжен, он может позволить себе не быть агрессивным и меркантильным. Для него этот безумный город — зона комфорта, естественная среда обитания, не требующая дополнительного напряжения: на квартирный вопрос у него есть ответы, подготовленные на подмосковной даче в кругу семьи, в записной книжке — полезные контакты, а в соседнем доме — полдюжины одноклассников, готовых прийти на помощь. Он даже в метро передвигается, не мешая окружающим. Подавляющая же часть понаехавших перебралась сюда за карьерными перспективами и/или длинным рублём. И некоторые «покорители» с горящими глазами, раздвигая локтями всех окружающих и идя по головам на пути к заветной однушке около МКАД и новому корейскому седану или к уже следующей ступени уровня потребления, создают и причины для возникновения и ретранслируют сам порочащий миф. А больше всего раздражает сам факт необходимости для амбициозных пассионариев со всей страны переезжать в столицу для самореализации, и не из-за показателей резиновости родного города, а потому что на малой родине этих хотящих и могущих людей энергии и мозгов остаётся всё меньше. И такая централизация всей России — действительно повод для негативных эмоций.
Максим Барсуков
менеджер по развитию, москвич
За свою жизнь негатив по отношению к приезжим испытывал несколько раз — при поступлении в универ, когда абитуриенты из регионов привозили сумасшедшие баллы по ЕГЭ, при том что в Москве ещё сдавали вступительные экзамены, потом, когда уже работал, — в компании было очень много приезжих, которые с открыто чёрной завистью смотрели на меня только потому, что я коренной и у меня есть квартира в Москве. Кроме того, естественно, приезжим нужно зацепиться в Москве, «покорить» её. И почти все готовы идти по головам, лишь бы претворить в жизнь московскую мечту — отсюда и конфликты, озлобленность, неприязнь.
Кроме того, из-за различий в среде, в которой выросли, всегда присутствует какая-то невидимая грань, разница между приезжим и коренным в поступках, в реакциях, в манере говорить и одеваться — отсюда те же конфликты. То есть в основном это просто недопонимание.
Карина Ильинцева
Ничего меня в приезжих не бесит, если эти приезжие Москву любят. Вот это — отличные новые москвичи. Ведь если не любишь город, то и ведёшь себя в нём как в дурной съёмной квартире с неприятными соседями. Но и когда сильней, чем я, любят — тоже бесит, ревность никто не отменял! Подбешивает немного предвзятое отношение к москвичам: стоит сказать, что ты москвичка, — и многие уже готовы закатить глаза, дескать, всё с тобой понятно. А что понятно? Кто знает, как на самом деле кому живётся и насколько легко или нелегко даётся вообще всё. Просто москвичи больше любят слушать и жаловаться не особенно привыкли, пока не припрёт. Ну, по крайней мере, те, с которыми мне посчастливилось дружить и общаться. Скорее бесит, что меня с самого детства за москвичку не считают, принимают за. Да за кого только не принимают из-за цвета волос, смуглой кожи, имени, армянских бровей и задницы, наверное. Вот это по-настоящему раздражает. Как-то раз мне квартиру не сдали: посредница (уж точно не москвичка) рассказывала мне, что я всё вру, понаехала и вообще у меня акцент (что, правда?), чуть до греха меня не довела, ещё немного — влезла бы в драку.
Евгений Багдасаров
директор по коммуникациям
«Бокс в большом городе», москвич
Бесят предвзятым отношением, прежде всего. Многие приезжие считают, что если ты москвич, то ты пришёл к успеху, вытянул счастливый билет. У тебя много денег и нет забот. Не вижу причин для зависти. Много денег у того, кто их делает. Москва — сложный город со своими особенностями. И жить здесь не легче и не лучше, чем в каком-нибудь другом городе России. Если для многих людей поселиться в Москве — высшая степень успеха, я им сочувствую.
Кристина Бяльская
менеджер по работе с клиентами в Фотогалерее имени братьев Люмьер, москвичка
Мне не нравится, что приезжие не уважают принятые в обществе нормы общения и поведения. Например, плюют на землю, грызут семечки на центральных улицах города и ведут себя неуважительно по отношению к женщинами или бесконечно критикуют москвичей и сам город. К счастью, в последнее время я всё меньше замечаю подобные выходки. На мой взгляд, грань между москвичами и приезжими постепенно стирается. Хотела ещё добавить, что не бываю на окраинах, но потом подумала, что меня за это совсем заклюют.
Две столицы ксенофобии. Почему в Москве и Питере такое разное и такое похожее отношение к «понаехавшим»?
С последними событиями в мире рассуждать на темы, касающиеся мигрантов – да и просто переехавших в столицы в поисках лучшей жизни – стало хоть и снова модно, но нелегко. Во-первых, об этом так много сказано, что, казалось бы, и говорить больше не о чем. Во-вторых, в рассуждениях на эту тему всегда есть опасность сместить акценты из сфер экономических и гуманитарных в сферы национальные и – упаси Бог – даже религиозные. А там и до отрезанной башки недалеко.
А тема ведь вечная. Можно себе представить, какие дискуссии проводили вокруг костра пещерные люди, рассуждая о том, например, съесть им забредшего после неудачной охоты оголодавшего пацана из соседнего племени, или отправить его дрова заготавливать…
Столицы как лакмус
Шутки шутками, но проявления ксенофобии – или, если угодно, негативного отношения к «понаехавшим» – в нашей стране были, есть и будут.
Понятно, что географическое месторасположение условного Крижанича* совершенно не имеет значения: в каком-нибудь Затюкинске вполне можно встретить подобные проявления. Однако, в столицах они возникают и затухают значительно масштабнее, приобретая признаки то массового неприятия прибывших из провинции или зарубежья джамшутов, то массового же всплеска гостеприимства и общественной терпимости.
Именно столицы (а поскольку у нас их две – интересно препарировать ситуацию на двух примерах) как отражают общую картину, так и инициируют законодательную реакцию на те или иные изменения.
«Понаехавший» понаехавшему – не рознь?
Отношение к мигрантам среди жителей и Москвы, и Санкт-Петербурга одинаковое: разное. С этим и спорить нечего, влияет размер городов – они огромны, влияют разный стаж «коренного жителя», разное воспитание, да и разная степень честности в ответах. Другое дело – власти столиц. В этом смысле Северную столицу чаще заносит (может, потому что от Кремля подальше?) в противоположные подчас стороны. То местные законодатели, например, предлагают увеличить наказание за ксенофобию вплоть до смертной казни (выдержка из статьи, опубликованной в «Независимой газете»):
«В Государственную Думу поступило предложение Законодательного собрания Санкт-Петербурга ввести в Уголовный кодекс РФ еще одно основание для вынесения преступникам смертного приговора. Питерские депутаты полагают, что за убийства, «совершаемые по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды», необходимо обязательно назначать смертную казнь или пожизненное заключение либо в самом благоприятном для подсудимого случае лишать его свободы на срок от 10 до 20 лет».
Было это, ни много, ни мало – 15 лет назад.
А пару лет назад депутат Заксобрания от Ленинградской области Владимир Петров предложил понаехавших в Москву и Санкт-Петербург отправить обратно на малую Родину. Петров уже подготовил обращение на имя премьера (в то время ещё Дмитрия Медведева) с идеей создания нового государственного агентства. Оно займется возвращением в село новоиспеченных жителей столиц. Об этой инициативе рассказала «Комсомольская правда».
В Москве законодатели действуют чётче – тут, как и в Госдуме, главенствует запретительство. В своё время московские парламентарии предлагали поставить под запрет сведения о национальной и расовой принадлежности, а также указание религиозных предпочтений потерпевших, совершивших правонарушения или подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Этот запрет, разумеется, по мыслям депутатов Мосгордумы, разом решил бы все проблемы с ксенофобией в столице.
Ну а национальность дворника-таджика или дворника из Вологды (а такие есть?) на уровень его «понаехавшести» вроде как не влияет.
О Москве и москвичах
Боюсь повторить здесь многое из уже написанного ранее, но не показать ту же демографическую ситуацию (в самом широком смысле) в столицах нельзя. Если интересны истоки бытовой ксенофобии, без этого понять их не получится.
По официальной статистике, в Москве проживает более 12,5 миллиона человек. Среди всех жителей столицы только 58,9 процента людей являются коренными москвичами. Такой информацией с журналистами поделились в прошлом году сотрудники Росстата.
Данные были обнародованы, исходя из статистических показателей последней проведённой переписи населения. Согласно информации, в столице проживают 11 738 547 человек, из них только 6 913 444 родились в Москве. А по некоторым социологическим исследованиям (берём «наикричащие») –коренными москвичами являются лишь 5-10 процентов жителей Москвы. А вот как навскидку коренные москвичи отличают своих, родных от чужих?
Отличительные черты настоящего, коренного москвича, от приезжего, по мнению автора интернет-канала Indepеndent Man, таковы.
Приезжие (понаехавшие) выделяются так:
Ясно, что автор – москвич, и ясно, что это – квинтэссенция как взгляда на себя, так и на приезжих. Ни убавить, ни прибавить.
О Санкт-Петербурге и петербуржцах
Возможно, наиболее полно и основательно о том, какими себя представляют жители Северной столицы, написала в журнале «Клаузура» Ольга Несмеянова.
«Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга – это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных потомственных санкт-петербуржцев действительно много потомков исторических или аристократических семей, их привычки выработаны годами и неизменны. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей.
Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга
А вот мнение о «понаехавших» Дарьи Бондаревой, уже 16 лет как петербурженки:
– Я человек лояльный, поэтому каких-то определенных эмоций по отношению к гостям Санкт-Петербурга не испытываю. Я не очень много удовольствия получаю от общения с малограмотными людьми, но и коренной петербуржец – не равно образованный человек, тут на каждом шагу в центре города нищие и бездомные, просящие милостыню… Но это не «понаехавшие», нет, а очень даже местные. Идиотские аниматоры, подбегающие к детям на Невском, уговаривающие взрослых сфотографироваться с малышом, а потом толпой вымогающие у родителей за эти фотографии по 600-700 рублей, понаехавшие ли? Едва ли, частенько местные. Да и настоящие «понаехавшие» за рулём маршруток на Сенной площади, в Девяткино, Купчино, да где угодно – дело житейское, все давно привыкли к тому, что водитель может и двух слов на русском языке не связать.
А в общем и целом хочу сказать, что меня никогда не тревожили столпотворения в торговых центрах, огромное количество людей в центре города (разве что в те моменты, коих не избежать, когда меня бесят и понаехавшие, и местные, и воздух, и тучи)…
Короче говоря: хочешь жить в большом городе – прими тот факт, что хочешь этого не только ты. Так что будь уж добр – потеснись».
Тема вечная – баланс не вечен
Когда-то голубоглазые блондины-афиняне, наверное, ворчали, обсуждая с соседями очередную выходку купца-финикийца, зарубившего на невольничьем рынке торговца за нежелание уступить цену:
– Вот понаехали, житья от них нет: цены на всё сбивают, места на рынке все – у них, подкупом и угрозами они их заполучили, честному греку негде свой товар на продажу выставить… Что-то надо делать – мигранты из варварских стран просто на каждом шагу, их в Афинах уже больше, чем истинных коренных греков!
Где они, те голубоглазые эллины? Нет их. Но сегодня уже курчавые черноволосые греки в тех же Афинах по вечерам (а нередко и на площадях, и нередко – очень громко) кричат:
– Вот понаехали эти арабы да ливийцы…
Дальше – по предыдущему тексту.
Но это о мигрантах извне. Внутренняя миграция, напротив, в прошлые времена вовсе не вызывала столь резкого неприятия, что есть сейчас. Просто, потому что не была навязанной.
Бытует мнение, что с появлением термина «лимита» возникло в Москве и Санкт-Петербурге это самое резкое неприятие иногородних. А началось это с того момента, как жителей столиц начал портить «квартирный вопрос». Жил себе крестьянин в Воронеже, по Воронежским меркам – хорошо жил, его уважали, у него и у семьи был приличный кусок хлеба с маслом. Уехать не мог – крепость. А потом вдруг стало уехать можно. А страна огромная. А перспектив множество. А земля не своя – барская, чего за неё держаться. Вот в города и подались, рабочий класс из себя строить. А потом – революцию делать. А потом – квартирным вопросом портиться, ведь в стране победившего рабочего класса новым сотням тысяч рабочих во въезде в столицу не откажешь.
Наконец, послевоенное строительство столиц – вот тогда-то термин «лимита» и появился. Сейчас коренные москвичи и петербуржцы даже меж собой спорят: большинство помнит или знает по рассказам родителей, как изломали устоявшийся было быт эти самые «понаехавшие» – чуждые для уже новых «коренных». И ненавидит их за пьянство, хамство, быдлячество. А меньшинство, наоборот, благодарит за новостройки, мосты, за подметание улиц и вождение троллейбусов за копейки. И нет и не будет даже меж коренными консенсуса, невозможно. Как нет и не будет консенсуса меж представителями разных политических воззрений.
Просто место тех, кто сейчас коренной, займут те, кто сейчас «понаехавший». И так – навсегда.
Другой вопрос – какого цвета будут глаза, и какой текстуры волосы у будущих коренных москвичей и петербуржцев. Но это уже проблема этнографов…
Использованы иллюстрации из открытых источников
*Крижанич – по мнению некоторых исследователей, основатель российской ксенофобии как течения. Автор таких трудов, как «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».