Как москвичи относятся к собянину
«Ненавидим тебя»: москвичи жестко разнесли страничку Собянина в соцсети из-за карантина
Поток гневных комментариев от пользователей, недовольных ужесточением карантина, обрушился на Instagram Сергея Собянина
Столичный градоначальник Сергей Собянин в последнее время активно теряет поддержку москвичей. Так, во время первой волны пандемии жесткие ограничительные меры, введенные столичной администрацией, не нравились многим, но были восприняты не столь резко, что позволило Сергею Семеновичу в какой-то степени примерить на себя роль «эффективного антикризисного менеджера». Но уже этой осенью жители Москвы готовы разносить чиновников в клочья, поскольку не собираются мириться с ограничениями, введенными в связи с усугублением эпидемической ситуации в городе.
Примечательно, что недовольных действиями властей жителей столицы становится так много, что они уже готовы донимать мэра упреками едва ли не круглосуточно. Весьма красноречивой иллюстрацией, описывающей реальные настроения горожан, может послужить поток гневных комментариев, вылившихся в адрес Собянина под постом, в котором он поспешил порадовать граждан известиями о модернизации парка подвижного состава столичной подземки.
На страничке Сергея Семеновича в социальной сети Instagram появилась публикация, к которой он прикрепил небольшое видео и сообщил о появлении в московском Метрополитене новых поездов. Отдельно мэр столицы отметил, что уже через 3 года Москва будет обладать самым молодым и современным парком вагонов среди всех мегаполисов Европы и Америки. Вот только радоваться пополнению парка Метро горожане не спешат, напротив, они сыплют в адрес Собянина проклятьями и массово требуют вернуть в школы столицы полноценное очное обучение. В комментариях сложно найти хотя бы одно нейтральное сообщение, обращенное к главе городской администрации, не говоря уже о положительных.
«Верните детям очное образование. Вы нарушаете Конституцию и издеваетесь над пожилыми людьми, запирая их по домам, отнимая льготы, медицинскую помощь и здоровье. Мэр утратил наше доверие – освободите город», «Откройте школы и опубликуйте статистику по заболеваемости среди детей», «Еще больше ненавидим тебя после продления дистанционки», «Что вы вообще творите, долго будет продолжаться это издевательство?», «Для кого это вы стараетесь, если судя по убитой вами медицине, люди заболеют и умрут. Вы сами будете ходить по метро?», «Надеюсь, вы скоро ответите за то, что творите эти два года с детьми и образованием», — пишут возмущенные пользователи.
Москвичи стали хуже относиться к Сергею Собянину, следует из данных «Левада-центра»
Почти половина москвичей относится к мэру Сергею Собянину позитивно, однако впервые в отношении его зафиксировано серьезное снижение положительных оценок и двукратное увеличение негативных оценок. Это следует из данных «Левада-центра», с которыми ознакомились «Ведомости». Так, 45% москвичей относятся к мэру Москвы положительно. Однако у 24% отношение отрицательное, что является наибольшим показателем за все время измерений с 2011 г. Еще год назад у Собянина была максимальная поддержка москвичей – 57% к нему относились положительно, негативное отношение было лишь у 12%. Минимальный уровень поддержки у Собянина был в 2012 г. – 27%, с тех пор рейтинг Собянина в Москве рос почти каждый год.
Среди основных проблем города москвичи называют большое число приезжих и мигрантов (30%), пробки и загруженность дорог (27%), рост цен и падение уровня жизни (24%), плохую экологию (17%) и проблемы здравоохранения (13%). К работам по благоустройству города 69% москвичей относятся скорее положительно, лишь 28% – отрицательно. Введение пропускного режима на время карантина в Москве одобрили 54%, а 44% – нет. А вот остановку большинства предприятий 55% москвичей не одобрили и лишь 39% оценили положительно. Пресс-секретарь мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова не ответила на запрос «Ведомостей».
Хорошее отношение к мэру наиболее характерно для москвичей старших возрастов, материально обеспеченных и для тех, кто не пользуется интернетом, говорит замдиректора «Левада-центра» Денис Волков: «Более критично к нему настроены молодые москвичи, активные пользователи интернета и малообеспеченные». Изменение общественного мнения москвичей в отношении мэра можно объяснить несколькими факторами, которые накладываются друг на друга, говорит социолог: «Происходит нормализация настроений после пиковых показателей поддержки Собянина в период выборов и сразу после них, растет недовольство москвичей ограничениями во время карантина, нарастает обеспокоенность экономическими проблемами». В отношении Мосгордумы впервые за несколько лет наблюдений начало преобладать отрицательное отношение, что можно объяснить скандальными выборами в прошлом году и коррупционными скандалами вокруг ее руководства, добавляет Волков. Сейчас плохой работу депутатов называют 36% (год назад – 27%), хорошо, как и в прошлом году, оценивают лишь 14%.
Среди городских проблем на первое место вышли жалобы на мигрантов в городе, как это было и в 2013 г., что можно объяснить ростом раздражения и ухудшением уровня жизни – «когда свое недовольство ситуацией люди переносят на приезжих», говорит Волков. По-прежнему много жалоб на пробки и загруженность дорог, на третью позицию вышел рост цен, что говорит о заметном росте обеспокоенности этой проблемой, считает социолог.
Что касается федеральных властей, то к деятельности президента позитивное отношение у 46% москвичей, а негативное – у 18%. Электоральный рейтинг «Единой России» в столице 24%, ЛДПР – 14%, причем у этой партии рост за год на 6 п. п., у КПРФ – 10%. К федеральной власти москвичи скорее лояльны, но продолжается медленное ослабление поддержки президента и других представителей власти, говорит Волков: «Экономические проблемы, карантин, ударивший по многим жителям столицы, неуверенность в будущем ожидаемо сказались на рейтингах исполнительной власти. Политики и партии, которые, по мнению респондентов, оппонируют власти, укрепили позиции за год».
По сравнению с другими властными институтами у Собянина наиболее выражен прирост отрицательных оценок с момента прошлого опроса, хотя уровень одобрения его работы остается достаточно высоким, говорит политолог Александр Пожалов: «Скорее всего, это связано с публичными действиями городских властей в период пандемии и карантинных ограничений. С одной стороны, мэрия демонстрировала высокую скорость принятия решений в экстраординарной ситуации и особое внимание к проблемной для москвичей после нескольких лет «оптимизации» в сфере здравоохранения. Например, вопросы медицины всегда входили в топ-3 городских проблем, теперь их острота снизилась.
Но при этом мэрия не смогла обеспечить полноценный, не имитационный диалог с москвичами в период карантина, была алогична в обосновании ограничений личных прав и свобод москвичей и неохотно признавала свои ошибки вроде «Социального мониторинга». Ускоренный выход из карантина в Москве тоже не соответствовал масштабу угроз, который раньше в общественное сознание продвигала сама же мэрия, добавляет Пожалов: «Это только укрепило мнение москвичей в том, что пропускной режим и жесткий карантин были не совсем обоснованными». На фоне карантина обострилось ощущение проблемы с мигрантами и уровнем доходов, также для властей тревожным звонком является рост значимости экологической проблематики, говорит Пожалов: «Это как раз производная от интенсивной градостроительной политики в период между выборами и тот фактор недовольства, который проявит себя на выборах в Госдуму по округам в 2021 г.».
Почему москвичи не любят Собянина?
И правда, почему мы, москвичи, не любим Cобянина? А мы действительно относимся к нему очень плохо, если выражаться политкорректно, без использования обсценной лексики, которую всегда очень сильно хочется использовать рядом с фамилиями Ликсутова, Собянина, Хуснуллина, Бирюкова и прочих московских держиморд.
Москвичи не любят Сергея Собянина. Совершенно не обязательно идти в тусовочные кафе, чтобы в этом удостовериться: ругательства в адрес мэра можно услышать по всему городу – достаточно пройтись по перебитому центру или, наоборот, сесть в такси. Эта нелюбовь возникла не вчера – Собянин имел возможность в этом убедиться, когда четыре года назад рискнул пойти на конкурентные выборы и еле выпутался из них (за нынешнего мэра проголосовало около 15% горожан, а его официальный результат оказался подозрительно близок к 50% голосов). Однако за эти четыре года Собянин так выстроил отношения с москвичами, что сегодня ему уже не придет в голову выступить в честной борьбе против Алексея Навального или даже Дмитрия Гудкова. И все равно в «Единой России» опасаются, что мэру будет трудно выиграть выборы в 2018 году.
Москвичи не любят Сергея Собянина, однако причины этой нелюбви почему-то принято искать в самых неожиданных местах. Одни эксперты, к примеру, считают, что жители Москвы попросту не понимают того блага, которое несет им мэр, – у них не хватает урбанистического образования, чтобы понять, что передовые технологии прямо на глазах переносят Москву в клуб передовых мегаполисов. Согласно другой версии, москвичи капризны и обуреваемы особой формой злорадства: что бы ни сделал для них добродетельный мэр, они все немедленно отвергают, строго руководствуясь принципом «выколю себе глаз, чтобы у тещи был зять кривой». Все эти объяснения сводятся к тому, что Собянину просто не повезло с москвичами, а потому неясно, почему же мэр никак не хочет поискать более благодарных горожан где-нибудь еще. Москвичи точно не стали бы возражать.
Так за что же москвичи не любят Собянина? На самом деле упреки в черной неблагодарности, которые защитники мэра выставляют москвичам, лучше всего отвечают на этот вопрос. Московские власти давно ведут себя как заботливая мать, которая упорно хочет облагодетельствовать своего ребенка. Она выбирает ему лучшую школу и лучший университет, находит ему правильную невесту, покупает молодоженам замечательную квартиру и обустраивает ее по лучшим каталогам, мудро руководит воспитанием внуков. Но сын отчего-то недоволен и даже не хочет выказать матери уважение. Разве это справедливо?!
Точно так же московское правительство никак не может взять в толк, что же не устраивает москвичей. Город меняется по самым передовым технологиям, консультантами выступают лучшие архитекторы и урбанисты мира, каждый проект имеет концептуальное обоснование, есть тысяча веских причин, почему плитка лучше асфальта, а пешеходы лучше автомобилистов. Чего им еще, в конце концов, надо?
Причина в обоих случаях очень проста. Точно так же, как ребенок хочет сам распоряжаться собственной жизнью, москвичи желают чувствовать себя хозяевами своего города. Это вовсе не означает, что тот, кто действует самостоятельно, всегда будет действовать наилучшим образом. Просто самая хорошая жизнь, прожитая по чужому сценарию, ничего не стоит – и точно так же никому не нужен город, где горожане чувствуют себя чужими.
В обоих случаях навязанная забота просто прикрывает эгоистичные интересы «родителя». Для Сергея Собянина модные проекты городских преобразований стали превосходным бизнес-решением. Можно сколько угодно ремонтировать одни и те же дороги – достаточно найти экспертов, которые объяснят, что только после четвертого раза Москва сможет наконец выйти на уровень лучших городов мира. Единственный, кто мог бы заявить, что мнение экспертов никого не интересует, если это не нравится жителям, – это сами жители, но как раз у них в сегодняшней Москве голоса нет. И потому собянинская администрация может разворачивать все новые грандиозные проекты, которые перечеркивают старые, но аккуратно наполняют кошельки подрядчиков.
Мировоззрение собянинских строителей вполне целостно. Оно не сводится к личной корысти – напротив, собянинцы верят, что нашли идеальный способ зарабатывать гигантские суммы и при этом благоустраивать город. В самом деле, что может быть более достойным, чем построить или положить что-то новое (особенно если не задаваться вопросом, зачем это новое нужно и всегда ли следует ликвидировать старое)? Горожане в этом мировоззрении выступают исключительно как конечные пользователи, клиенты, которые используют новые объекты строго по назначению и восторженно благодарят мэра. Неслучайно сегодня защитники собянинского способа управления приводят в пример переустройство Парижа бароном Османом. Этот проект стал эталоном авторитарного стиля в градостроительстве и был раскритикован классиком политической антропологии Джеймсом Скоттом за самодурство и твердое следование позиции «мне виднее, как вам лучше».
В то время как московские власти мыслят исключительно в терминах эффективности, претензии москвичей могут быть выражены только на языке демократии. Это разные вещи: демократическое управление городом ценно само по себе, а не только как средство для того, чтобы стать ближе к Нью-Йорку или Парижу (между прочим, мы пока еще не обсудили, хотим ли мы быть похожими на эти довольно проблемные города). Кроме того, все еще живуч миф о том, что демократия обязательно означает эффективность. Но автократические системы могут достигать целей гораздо более успешно – вопрос только в том, что это за цели и кому они нужны.
Москва эффективна абстрактно и неэффективна для москвичей – это неизбежное следствие ее авторитарного устройства. Но каждый, кто берется критиковать московские власти за неэффективность, попадает в глупое положение: ну разве можно спорить с тем, что выделенные полосы хороши для общественного транспорта, а без киосков в подземных переходах красивее и чище? Проблема в том, что москвичи оказываются случайно выигравшими от реформ, а если ты не контролируешь реформу, то завтра она может легко развернуться против тебя. Выделенные полосы дали возможность пользоваться наземным общественным транспортом, но отмена маршруток создала на крупных узлах коллапс. Без палаток в переходах стало чище, но сегодня палатки возвращаются под покровительством мэрии.
Еще один миф патернализма состоит в том, что «сегодня надо потерпеть, чтобы потом стало лучше», или, как это формулируют московские власти, «неудобства на время, комфорт надолго». Сложно не согласиться с тем, что новые дороги лучше старых – но какой прок в ремонте дорог, если из-за этого ремонта по городу который год нельзя гулять летом и передвигаться на машине в любой сезон? Можно сколько угодно спорить с ученым видом о том, должен ли город сначала пойти, чтобы поехать, или наоборот, – но когда невозможно ни проехать, ни пройти, эти теоретические вопросы могут волновать только урбанистов.
Не то чтобы москвичи были так уж нетерпеливы, однако когда наблюдаешь за тем, как второй раз за два года меняют бордюр или плитку там, где и так было неплохо, то понимаешь, что твои неудобства на самом деле никого не волнуют. Обещанное «время комфорта», разумеется, не настанет никогда: время неудобств в Москве продлится ровно до тех пор, пока в бюджете есть деньги на ремонт дорог и московские дорожники будут их осваивать. В Москве горожане стали поводом поменять дороги, а не дороги – средой для жизни горожан.
Москвичи не любят Сергея Собянина, потому что по-прежнему считают хозяевами города себя. Еще недавно могло показаться, что обитатели Москвы потеряли связь с городом и относятся к нему примерно как к неудобному номеру в гостинице – проще переехать, чем что-то пытаться изменить. Однако градоначальник сумел разбудить в жителях столицы это чувство протеста, осознание того, что называется «правом на город». Москве трудно похвастаться длинным списком хороших руководителей, но давно уже никто так прямолинейно не объяснял горожанам, что в их собственном городе их место – в зрительном зале. Москвичам нужен мэр, который поможет им вернуть город себе.
Негативное отношение к Собянину в Москве выросло до максимума за девять лет
Положительное отношение москвичей к мэру Сергею Собянину впервые значительно снизилось, а негативные оценки его деятельности возросли сразу вдвое и оказались максимальными за последние девять лет. Сегодня 45% москвичей относятся к Собянину положительно, год назад столичный мэр пользовался максимальной поддержкой в 57%, следует из данных опроса «Левада-центра», с результатами которого ознакомились «Ведомости».
У 24% опрошенных отношение к Собянину оказалось отрицательным, что стало наибольшим показателем за все время измерений с 2011 года. В прошлом году негативно к мэру столицы относились всего 12% участников опроса.
Минимальный уровень поддержки у Собянина в Москве был зафиксирован в 2012 году — 27%, после чего его рейтинг в столице рос почти ежегодно.
Главными проблемами города москвичи называют большое число приезжих и мигрантов (30%), транспортные пробки и загруженность дорог (27%), рост цен и падение уровня жизни (24%), плохую экологию (17%) и проблемы здравоохранения (13%).
65% опрошенных москвичей скорее положительно оценивают работы по благоустройству в Москве (28% относятся к ним отрицательно). 54% одобрили введение пропускного режима в Москве во время карантина (44% — нет). Но остановка предприятий в это время вызвала негативное отношение большинства опрошенных — 55%. Только 39% москвичей оценили эту меру положительно.
По мнению замдиректора «Левада-центра» Дениса Волкова, в основном хорошо относятся к Собянину москвичи старших возрастов, материально обеспеченные жители столицы и те, кто не пользуется интернетом. «Более критично к нему настроены молодые москвичи, активные пользователи интернета и малообеспеченные», — отметил он.
Социолог объясняет перемены в отношении москвичей к Собянину рядом факторов, которые накладываются друг на друга: «Происходит нормализация настроений после пиковых показателей поддержки Собянина в период выборов и сразу после них, растет недовольство москвичей ограничениями во время карантина, нарастает обеспокоенность экономическими проблемами».
Политолог Александр Пожалов объясняет прирост отрицательных оценок Собянина с момента прошлого опроса публичными действиями городских властей в период пандемии. Он объяснил изданию, что мэрия в том числе не смогла логично обосновать ограничения личных прав и свобод москвичей в период карантина. Ускоренный выход из него также не соответствовал пониманию масштаба угроз, о котором сообщала сама же мэрия. «Это только укрепило мнение москвичей в том, что пропускной режим и жесткий карантин были не совсем обоснованными», — отметил эксперт.
Деятельность Мосгордумы сегодня, как и год назад, хорошо оценивают 14% опрошенных москвичей. При этом плохой работу столичных депутатов называют 36% респондентов — это больше, чем годом ранее (27%).
Деятельность президента Владимира Путина позитивно оценивают 46% респондентов в Москве, негативно — 18%.
Страны, которые ошиблись: кто возвращает карантинные меры из-за нового скачка заражений COVID-19
Страны, которые ошиблись: кто возвращает карантинные меры из-за нового скачка заражений COVID-19
Человек в каске: за что москвичи любят и ненавидят мэра Собянина
Москвичи много раз обижались на мэра Сергея Собянина, но этой весной — из-за программы по сносу пятиэтажек под кодовым словом «Реновация» — недовольство им, кажется, превысило критическую отметку. Time Out с холодным умом и чистым сердцем вспоминает главные достижения и антидостижения мэра, и пытается разобраться, чем Собянин не угодил нам, а какие заслуги перед городом за ним все-таки придется признать.
Хороший Собянин | Плохой Собянин |
Пешеходные улицы Одно из самых заметных изменений в Москве за последние годы — это преображение улиц в центре города. Некоторые (тот же Кузнецкий мост) сделали полностью пешеходными, где-то расширили тротуар, высадили деревья, поставили лавочки и фонари в едином стиле. Москва стала больше похожа на город, в котором можно гулять.
Обновление парков Еще пять лет назад предложение прогуляться на выходных в парке можно было услышать только от случайного знакомого, смахивающего на маньяка. Сейчас же — это нормальная практика. Реконструкция парков началась с Парка Горького и Сергея Капкова, который стал его директором. И очень быстро преображение захватило все зоны отдыха не только в центре города, но и на его окраинах. Тут тебе пинг-понг, моднейший летний кинотеатр по проекту Wowhaus, беговые клубы, музыкальные фестивали – словом, московские парки не просто ожили, а стали главным местом силы в городе.
Развитие общественного транспорта Последние 10 лет Москва упорно двигалась к транспортному коллапсу: число личных авто, как и в любом мегаполисе, неумолимо растет, город погружается в постоянные пробки. Собянин в компании вице-мэра по вопросам транспорта Максимом Ликсутовым начал предпринимать активные меры для того, чтобы этого не произошло. Как и на западе, москвичам предлагают отказаться от личного транспорта в пользу общественного. Чтобы альтернатива была достойной, власти начали активно улучшать автобусы, троллейбусы и метро. Парк наземного транспорта постоянно обновляется, маршруты корректируются с учетом потребности горожан, а в метро вовсю работает Wi-Fi. Изменения коснулись даже такси — теперь по городу колесят только официальные перевозчики, причем с тарифами в несколько раз ниже прежних.
Культурная жизнь Во многом благодаря уже упомянутому выше Капкову в Москве забурлила культурная жизнь. Музеи начали преображаться один за другим: появились электронные билеты, «Гараж» обрел постоянную площадку, москвичи вспомнили о существовании Третьяковки на Крымском валу, появились очереди на выставки. Акция «Ночь в музее» оказалась такой востребованной, что обросла тематическими аналогами. Реформы коснулись даже библиотек, а городские праздники полностью потеряли свою лубочность и лайн-ап из звезд 1990-х.
Развитие велодвижения Еще одним важным пунктом развития общественного транспорта стало активное развитие велодвижения. В Москве впервые за всю историю появились велодорожки и самое главное — настоящий городской велопрокат как в Барселоне, Берлине и Амстердаме.
Вечный ремонт Красивые улицы — это, конечно, хорошо, но как достала эта вечная стройка! Уже третье лето центр Москвы становится похожим на место боевых действий. Меняют коммуникации, плитку, а город покрывается пылевым туманом. Если бы это делали один раз и на годы, но плитку меняют буквально каждые месяцы. Самые предприимчивые жители ЦАО теперь вовсе стараются уезжать на все лето подальше от этого ремонта.
Снос исторических зданий Сначала Сергея Собянина окрестили спасителем старой Москвы и его инициативы в начале мэрского срока действительно были направлены на сохранение исторической застройки и реставрацию памятников архитектуры. Однако достаточно скоро градозащитники схватились за головы: снос (то законный, то незаконный) исторических зданий стал будничным делом. Буквально за пару лет Москва лишилась домов Нирнзее на Садовнической улицы, доходного дома на Тверской, конструктивистского квартала на Погодинской улице, Таганской телефонной станции на Покровском бульваре и последних домов Зарядья. Не помогли ни петиции, ни митинги, ни поддержка местных депутатов.
Установка Владимира и других убогих памятников Вообще установка памятника Владимиру — решение не собянинское, но он как мэр обязан был повлиять. Сначала исполинскую скульптуру по инициативе российского военно-патриотического общества хотели поставить на Воробьевых горах, но в последний момент одумались и прислушались к тревогам геологов – склоны не выдержат. Однако ничего не смогло спасти от Владимира Боровицкую площадь. Массивная скульптура внесла свои коррективы в исторический вид на Кремль и на Дом Баженова. Что еще печальней — теперь в Москве появляются новые памятники каждые несколько месяцев, а их художественные свойства очень на любителя. Взять к примеру, Майю Плисецкую на Большой Дмитровке.
Постоянный фестиваль варенья Центр Москвы захватили постоянные фестивали: торговые палатки и аляпистое украшение не покидает пешеходные улицы практически круглый год. Фестиваль варенья, Пасхальный фестиваль, Путешествие в Рождество, Московские сезоны — жизнь в городе превратилась в настоящий праздник. Только он уже надоел, а за цветами, гирляндами и торговыми шале совсем не видно настоящий город. Добавим к этому хотя бы примерную стоимость организации этих мэрских вудстоков и получим раздражение всех, кто приезжает в Москву не только, чтобы пофотографироваться.
Закрытость Сергей Собянин — личность публичная, но застегнутая на все пуговицы. Это не Борис Джонсон, который любил прикатывать на работу в лондонскую мэрию на велосипеде, это чиновник в самом плохом понимании этого слова — с охраной и абсолютным нежеланием отвечать на вопросы простых граждан.