Как мотивировать дошкольника к занятиям
Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий
Аида Никульникова
Мотивация детей дошкольного возраста к выполнению обучающих и развивающих заданий
Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность, должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация. Заставить ребенка учиться, увлечься какой-либо деятельностью нельзя. Источником активности человека являются его потребности.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Еще студентами будущие педагоги изучают мотивацию детей к обучению и знают о различных способах мотивации:
1. Учебно-познавательные (интерес к учению, познавательная потребность, любознательность, стремление к получению знаний).
2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием).
3. Перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).
Необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В данной ситуации действия родителей и педагогов должны объединиться. Вот несколько примеров мотивации детей.
2. «Помощь взрослому»— мотивацией является совместная деятельность со взрослыми. Например, мне надо проверить исправность всех пособий. Я предлагаю детям во время занятий обратить внимание на их состояние, а потом сообщить мне. Если во время таких мероприятий были обнаружены действительные неисправности, то это дополнительная возможность организовать помощь для педагогов. Обязательно обращаю внимание детей на то, как сильно они меня выручили.
3. «Научить взрослых»— мотивом является желание детей ощутить себя знающими и умеющими. Сообщаю детям, что хотела бы глубже изучить какую-нибудь тему, попробовать какую- либо методику, но не знаю, как это сделать. Предлагаю детям, если они владеют знаниями и умениями по данной теме, научить меня и всех детей. Обязательно благодарю ребят за помощь.
4. «Я сам»— мотивацией является стремление ребёнка к самостоятельности. Побуждаю детей к самостоятельному выполнению заданий. Часто использую этот способ при выполнении звукового анализа, придумывании предложений и составлении схем к ним. Для таких занятий придумываю несколько заданий на печатной основе, которые дети смогут выполнить сами. Периодически некоторые задания повторяются, чтобы ребята могли выполнить их уже без моих подсказок. Для оценки заданий использую наклейки или рисую фломастером смайлики. Часть заданий оставляю для домашних работ, чтобы у детей была возможность показать родителям свои достижения.
Мотивируя детей и предлагая им своё решение проблемы, всегда предоставляю им возможность проявить творчество, своё видение выполнения заданий. Если вижу, что ребёнок неправильно выполняет задание, спрашиваю у него разрешения помочь ему.
Особой мотивацией к выполнению детьми домашних заданий является система оценок. Конечно, это не пятибалльная школьная система, которая оценивает правильность выполнения заданий. Поощрение должно быть в пределах возможности ребёнка, поэтому своей работе я оцениваю выполнение или невыполнение заданий (правильность не учитывается, что создаёт ситуацию успеха. Использую для этого наклейки, рисую смайлики.
Для наглядности мною разработан экран выполнения домашних заданий. Ребята сами наклеивают смайлики, находя своё имя (для облегчения этой задачи имена напечатаны на разноцветной бумаги, дети сначала запоминают цвет бумаги, а затем и написание своего имени). Вверху экрана схематичные обозначения месяцев- листья, снежинки, цветы (дополнительно учим названия месяцев).
Большой вклад в мотивацию детей к обучению и выполнению заданий должны вложить родители. Практически все родители сталкиваются с нежеланием детей делать домашнюю работу. Низкая мотивация зачастую приводит к низкому качеству выполненной «домашки». Знания, полученные на занятиях в детском саду, останутся без должного закрепления. Невзирая на усталость и желание переложить всю ответственность за развитие своего ребёнка на дошкольное учреждение, родителям необходимо поддержать своих детей в желании узнать что-то новое, закрепить знания и умения, полученные в детском саду. Такую возможность даёт совместное выполнение домашних заданий. Именно в дошкольном возрасте следует уделять больше внимания мотивированию детей, вследствие чего школьная учёба будет даваться ребёнку гораздо легче. Для этого я разрабатываю для родителей рекомендации, памятки, схемы выполнения домашних заданий.
Мотивация детей является неотъемлемой частью воспитания и обучения детей. Любая деятельность дошкольников должна вызывать у них интерес и увлечённость. Чтобы зародить такую заинтересованность, надо дать ребенку понять, что взрослые в него верят, надо научить его осознавать важность самого процесса обучения, а не только ценить достигнутый результат.
Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста «Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая.
Картотека игр, развивающих память у детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста) Память-это процесс,.
Картотека заданий по развитию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Гласные звуки Картотека заданий на гласные звуки. Представленный материал может быть использован как в качестве «домашнего задания» с целью закрепления.
Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Лексические темы: 1.
Комплекс коррекционно-развивающих заданий по русскому языку «Предложение» в 3 классе 1. «Найди ошибку» Цель: развитие зрительного внимания и словесно-логического мышления. Инструкция: прочитай предложение, найди в нем ошибку.
Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина.
Программа кружка развивающих игр «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию,.
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений: «Сказки для Язычка» для детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: Седова Наталья.
Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.
Методическое пособие «Мотивации для НОД»
Галина Халиулина
Методическое пособие «Мотивации для НОД»
«Сделать серьезное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
Актуальность
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотиваций принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Вот почему мотивация дошкольников к обучению остается, актуальной проблемой и по сей день.
Пояснительная записка
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного
возраста является игра. Как превратить обыкновенное занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность.
Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий. Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка.
В этой методической разработке представлены типы мотивации для НОД, виды мотивации и мотивационные ситуации. Их могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных учреждений и родители.
Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивация способствует активизации детей в образовательной деятельности.
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.
Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Типы мотивации
1. Игровая мотивация «Помоги игрушке», ребёнок выступает как помощник и защитник, достигает цели обучения, решает проблемы игрушек. Её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании для младшей и средней группы.
2. Мотивация помощь взрослому «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы, в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.
3. Мотивация «Научи меня», основана на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.
4. Мотивация «создание предметов своими руками для себя».
Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Можно использовать в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.
При выборе мотивации нужно учитывать возраст детей. В качестве мотивации каждый педагог выбирает то, что близко его
На занятиях с малышами желательно использовать игровых персонажей. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться» с детьми, «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.
Виды мотивов для детей
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого.
Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений
с взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является основным условием его поведения.
Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одним из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.
Познавательные и соревновательные мотивы.
взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности.
• Старший дошкольный возраст – интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
• Ребенок 3-4 лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников.
• Средний и старший дошкольный возраст – стремятся выиграть, быть первым.
.Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям.
• Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами
только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.
• Старший дошкольный возраст – осознание детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.
• Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей,
принести им пользу.
• Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.
Мотивационные ситуации
• Достань подарок (подарки находятся под замками, чтобы их открыть, надо выполнить задания)
• Решение бытовых вопросов.
• Путешествие (обращаем внимание на взаимопомощь)
• Соревнование (для детей 5-6 лет, зачёт командный, обращаем внимание на взаимопомощь).
• Введение новой информации воспитателем для решения проблемы.
• Воспитатель предлагает несколько видов деятельности, приёмов, материалов для выхода из проблемной ситуации.
• Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации.
• Самостоятельное применение нового на практике (применение умений и навыков, выполнение работы).
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
• действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
• Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Литература:
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. :1977.
Памятка № 1
«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их
к совместной деятельности?»
Шаг 1
Выберите обращение к ребенку (детям, из предложенных ниже или придумайте свое
Дети, раннего возраста Дети дошкольного возраста
Цыплята Знайки и умейки
Зайчата Юные друзья
Крошки Умники и умницы
Богатыри и дюймовочки Девчонки и мальчишки
Рыцари и принцессы Почемучки
Дочки и сыночки Богатыри и дюймовочки
Девчонки и мальчишки Дочки и сыночки
Солнышки Рыцари и принцессы
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение
Шаг 2
Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»
Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т. д.) произносит призывные слова.
— Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
— Срочно требуется помощь!
— Открывается мастерская! и др.
Кто меня видит – топните ножкой,
Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
Кто любит мультфильм…. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
Очень хочу с вами посекретничать…
Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?.
Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т. д.) как сюрпризный момент.
— Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало!
— А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!
В случае если дети дали В случае если дети дали
отрицательный ответ отрицательный ответ на
на выше обозначенный вопрос выше обозначенный вопрос
— Хотите узнать? Хотите я покажу вам еще одну
А что нужно делать, веселую,классную,прикольную игру?
когда хочешь что-то узнать? Назвать предмет-
При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т. д. из оракала) со словами:
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:
— Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
— На солнечной полянке сегодня праздник урожая….
— На звездной полянке сегодня…
Памятка № 2
«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»
1. Создать проблему
— Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
— Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку …. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
— Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ….)
2. Подключить органы чувств
Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
— Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали В случае если дети дали
отрицательный ответ положительный ответ
на выше, обозначенный вопрос на выше обозначенный вопрос
Какая музыка О чём вы думаете,
нравится тебе? когда слышите эту музыку?
— Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
— А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
— Что необходимо будет тебе для этого? А тебе?
В зимний период года дети собираются на прогулку.
— Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
— Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
— Что вы предлагаете сделать?
— Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…. (дождаться вопросов детей)
— Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
— Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
— Как нам это сделать?
Дорогие мои друзья! В нашем детском саду, городе, царстве – государстве, и т. д. произошла неприятность. Выдержать паузу. Дождаться первого вопроса детей.
Сообщить что случилось.
Методическое пособие «Под пеньком» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Методическое пособие»Под пеньком» задумывалось мною в формате познавательного развития экологической направленности, но в процессе разработки.
Методическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.
Методическое пособие для детей раннего возраста. Настольная игра «Веселые матрешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №41, с. Чернуха Районный смотр-конкурс методических материалов.
Методическое пособие для работы с дошкольниками «Экологическая точка на территории ДОУ «Опытнический участок (огород)» Огород расположен на площади 40 кв м. Отведено место для многолетних культур (Лук- батун, щавель, мята, северный чеснок, клубника и т.
Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений Работая с детьми раннего и младшего возраста, наблюдая за ними, за их действиями с предметами понимаешь, что одним из главных способов познания.
Методическое пособие для учащихся 1 класса по предмету «Специальное фортепиано» «Адаптационный период в 1 классе» Содержание 1) Введение 2) Теоретическая часть 3) Практическая часть 4) Дидактическая часть 5) Список литературы 1. Введение.
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования по художественной резьбе по дереву при работе с детьми с ОВЗ Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополнительного.
Методическое пособие по краеведению для возраста от 4 до 7 лет «По тропинкам Красноярского края» Разработала: Воспитатель ЦДО «Росточек» Лавренова Ирина Александровна Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 3–7 лет Младшая.
Учебно-методическое пособие «Времена года» из фетра для детей младшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие «Времена года» из фетра для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года). Данное методическое пособие.
10 способов правильно мотивировать ребенка
Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать — рассказывает Ксения Букша.
Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:
Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…
Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.
1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.
2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.
3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.
Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.
1. Забота
Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.
Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.
В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.
Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.
Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание. Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто. А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.
2. Совместная деятельность
Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова). Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно. Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.
3. Маленькие поощрения
«За каждую красивую букву — одна изюминка».
Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу — пирожное».
И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти — гаджет».
Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой
Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.
4. Наше одобрение и неодобрение
С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) — станет вечно добиваться одобрения людей. Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло. Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.
Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.
5. Парадоксальные награды
Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли. Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается. Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.
6. «Сделал!»
«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения. Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда. Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?
Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг
Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться — вполне достижимо. Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает». Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.
7. Поддержка внутренней мотивации
Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.
Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и мы тоже важны.
8. Коллективная и семейная мотивация
Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.
Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.
Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».
Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».
9. Справедливость
Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.
Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было. Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил. Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.
Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить
И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.
Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.
10. Планирование будущего
Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться. Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.
И еще немного примеров для иллюстрации:
Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.
Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации — забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).
Доиграть уже фактически проигранный командный турнир — коллективная мотивация.
Решать задачки по математике: если не получается — забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается — внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни — поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.
Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.
Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.
Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».