Как мотивировать ребенка учиться читать

Как мотивировать ребенка учиться читать

Как мотивировать ребенка учиться читать. 1112. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-1112. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка 1112Сейчас завершается период летних каникул, как у школьников, так и у их родителей. Обычно учителя задают детям на лето приличный список литературы для обязательного прочтения. И, казалось бы, повезло тем родителям, у кого дети любят это дело. Для таких детей чтение во многом и является способом отдохнуть и интересно провести время, правда, чаще всего с книгой не из школьного списка. Но далеко не у всех родителей так. Родителя часто задаются вопросом, как мотивировать ребенка читать. Давайте подумаем об основных причинах, почему дети сейчас не читают:

Как мотивировать ребенка читать книги так, чтобы не приходилось ему напоминать?

Нелюбовь к чтению ребенка может быть связана еще с неврологическими особенностями. Например, если малышу сложно сосредотачиваться и удерживать внимание даже непродолжительное время. Бывает, что дети не могут распознавать буквы, слоги или их сочетания. Если возникают подозрения, что сам процесс чтения дается сложно ребенку, то можно обратиться к специалистам: неврологу, логопеду или нейро-психологу.

Как мотивировать ребенка учиться читать? Любой родитель понимает всю пользу от чтения: это и интеллектуальное развитие, расширение кругозора, развитие эмоциональной и социальной сферы, тренировка концентрации внимания, развитие речи и увеличение словарного запаса. Но важно, чтобы вы сами вы это верили, сами любили погрузиться в воображаемый мир предпочитаемых авторов, транслировали положительное отношение к чтению и готовы были поделиться с ребенком своими эмоциями и размышлениями от прочитанных совместно с ним книг. А вопрос как уговорить ребенка читать может даже не возникнуть.

Для подростков в центре 12к организуется курс “Читай Смотри Обсуждай”. На этом курсе дети сами выбирают книги и фильмы, затрагивающие актуальные проблемы, с которыми часто встречаются в жизни. Произведения искусства могут помочь взглянуть под новым углом или оценить их в другом свете. Дети не просто читают и смотрят фильмы, но и учатся формировать свое мнение, выражать мысли и слушать собеседника. Что помогает развивать не только внутреннюю речь, но и устную.

Источник

Как научить ребенка читать? 6 вопросов родителей

Учимся читать: лучший возраст и подходящая методика для обучения чтению

Вирпи Рихтер эксперт немецкого интернет-магазина детских товаров, одежды и игрушек myToys.ru

Сегодня научить ребенка читать большинство родителей стараются до школы. Для чего это нужно? Какую методику обучения чтению выбрать? В каком возрасте от развития речи переходить к регулярным занятиям чтением? На самые популярные вопросы родителей отвечает эксперт.

Как мотивировать ребенка учиться читать. 200155113 005. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-200155113 005. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка 200155113 005

Какой лучший возраст для обучения ребенка чтению?

Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются.

Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же у детей часто не хватает мотивация к кропотливым занятиям. Поэтому многие специалисты считают возраст 4-5 лет оптимальным.

Какие методики обучения чтению существуют?

Почему дети не хотят учиться читать?

А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации — нет. Бывает, причина в том, что ребенка начинают обучать чтению слишком рано:

Как мотивировать ребенка учиться читать. 99734730. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-99734730. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка 99734730

Зачем учить детей читать, если это делают в школе?

Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:

Как мотивировать ребенка учиться?

Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал законы раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:

Какие книги полезно читать детям?

Детские книги на примере интересных историй и характеров героев должны учить добру, справедливости, честности и дружбе. А красочный дизайн, крупные буквы и широкие поля — это не только удобно, но также прививает хороший вкус. Тем, кто всерьез задумался о программе обучения чтению, стоит обратить внимание на познавательные книги издательства Machaon, которое выпускает книги уже более 20 лет. Также можно обратить внимание на детскую художественную и развивающую литературу, энциклопедические издания, научно-популярную и образовательную литературу.

Источник

Нескучное занятие: мотивируем ребёнка к чтению

Чтение — важный процесс в развитии каждого человека. С помощью книг мы узнаём об окружающем мире, развиваем мышление, пополняем словарный запас и знакомимся с жизнью и культурой народов, населяющих нашу планету. Поэтому очень важно приучать к книгам с раннего детства.

Предлагаем вам несколько эффективных советов, как заинтересовать ребёнка чтением, чтобы он усвоил: книга — лучший подарок.

Как мотивировать ребенка учиться читать. kak motivirovat rebenka k chteniyu 2. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-kak motivirovat rebenka k chteniyu 2. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка kak motivirovat rebenka k chteniyu 2

Читатель в памперсах

Приучать и мотивировать ребенка к чтению необходимо с младенчества — в этом уверены детские психологи. И пусть родителей не смущает, что малыш еще ничего не понимает: читать ему сказки и стишки необходимо. И лучше всего это делать перед сном. Так ребёнок научится не только узнавать голос родителей, постепенно начнёт понимать, что пора укладываться спать, но и с самых первых дней жизни у него выработается мотивация к чтению. Тем более, что купить книгу даже для трёхмесячного младенца – не проблема, выбор есть на любой вкус и кошелёк. Яркие, с шелестящими страницами и крупными рисунками – не оставят ни одного малыша равнодушным. Приучая детей с пелёнок правильно обращаться с книгами, родители могут быть уверены – спустя некоторое время им уже не придётся искать ответ на вопрос — как заинтересовать ребёнка чтением? Малыш будет сам тянуться к книгам, ведь, как известно привычка — вторая натура.

Как мотивировать ребенка учиться читать. kak zainteresovat rebenka chteniem. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-kak zainteresovat rebenka chteniem. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка kak zainteresovat rebenka chteniem

От «Колобка» до Достоевского

Никакая мотивация не поможет, если малышу не интересно. Как заинтересовать ребёнка чтением, если ему необходимо всё время двигаться, бегать и гулять и сидеть спокойно нет никакой возможности? Очень важно, при выборе литературы учитывать возраст юного читателя. Конечно, четырёхлетнему ребёнку не подойдёт роман о приключениях Робинзона Крузо, и наоборот, восьмилетке будут уже не интересны «Курочка Ряба» и «Репка». Поэтому выбирая книгу для чтения необходимо не только учитывать возраст, интересы, но и пол читателя. Так, например, мальчикам, скорее всего, будут интересны рассказы о рыцарях, храбрых воинах, драконах и роботах. Девочек, наверняка, больше заинтересуют книги о принцессах, животных и сказочных феях и волшебницах.

Мама, папа, я — читающая семья

«Чтение — вот лучшее учение!» — говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Спустя десятилетия эта фраза не теряет актуальности. Лучшая мотивация к чтению для ребёнка — собственный пример. Если в доме есть библиотека или родители регулярно покупают книги, читают их и обсуждают между собой, то наверняка в такой семье вопрос как заинтересовать ребёнка чтением, не актуален. Но, что же делать, если взрослые давно не брали книги в руки, но хотят приобщить своё чадо к миру Джоан Роулинг, Агнии Барто, Николая Носова, Льва Толстого и других писателей? Ответ прост: читать вместе с ребёнком. Вот несколько рекомендаций, которые помогут превратить знакомство с книгой в увлекательное приключение:

Играйте — читая, читайте — играя

Превратите чтение в увлекательную игру. Например, можно нарисовать карту сокровищ, по следам рассказа о пиратах или сделать лабиринт для храброго рыцаря, и помочь ему избежать встречи с коварным злодеем.

Как мотивировать ребенка учиться читать. kak zainteresovat rebenka chteniem 1. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-kak zainteresovat rebenka chteniem 1. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка kak zainteresovat rebenka chteniem 1

Как мотивировать ребенка учиться читать. kak zainteresovat rebenka chteniem 2. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-kak zainteresovat rebenka chteniem 2. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка kak zainteresovat rebenka chteniem 2

Телепорт в сказочный мир или почему важны иллюстрации?

Выбирая книгу необходимо обратить особое внимание на картинки. Хорошо проиллюстрированные рассказы или сказки разовьют образное мышление, перенесут ребёнка в волшебный мир рыцарей и драконов, помогут увидеть, как выглядит Луна, на которую летал Незнайка и его друзья, познакомят с летающими обезьянами из «Изумрудного города» и откроют много нового и интересного. Ведь работы некоторых художников очаровывают, завораживают и не оставляют равнодушными. Часами можно разглядывать шикарные платья принцесс, лабиринты средневековых замков или доспехи воинов, сражающихся за своё королевство. А если книга интересная, но в ней совсем нет картинок, тогда как заинтересовать ребенка чтением? Попросить его нарисовать героев или место, в котором происходят события в специальном альбоме или тетради. Пусть она станет своеобразной настольной картой, в которой будут копиться рисунки после прочитанных книг. Это и мотивация к чтению и развитие навыков изобразительного мышления юного читателя.

Как мотивировать ребенка учиться читать. kak zainteresovat rebenka chteniem 3. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-kak zainteresovat rebenka chteniem 3. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка kak zainteresovat rebenka chteniem 3

«Вот так всегда — на самом интересном месте!»

Ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением детские психологи вместе с родителями и педагогами ищут давно. Существует множество рекомендаций и советов как приобщить малышей к литературе. Один из них — остановиться на самом интересном месте. Если в сказке морские разбойники вот-вот доберутся до долгожданного клада, принц за два шага до встречи с принцессой встречает очередного злодея или главный герой готовится к сражению с восьмиглавым змеем, дышащим ярко-зелёным огнём — у читающего сказку родителя должны появиться срочные дела. Это, по мнению, специалистов, лучшая мотивация к чтению. Ребёнок наверняка захочет узнать, чем закончится история и пока мама или папа заняты своими делами, вынужден будет продолжить читать самостоятельно.

Никакого насилия!

Как заинтересовать ребенка чтением, если он упрямится и ни в какую не хочет брать в руки книгу? Приобщать ребёнка к литературе необходимо терпеливо и спокойно. Если сегодня малыш не хочет начинать читать, то нужно переждать пару дней, но во время вынужденной паузы ненавязчиво подталкивать и объяснять, почему уметь читать так важно. Как пример, можно сожалеть о том, что когда ребёнок ещё чуть-чуть подрастёт, не сможет сам ходить в магазин, потому что не будет знать какой товар взять с полки. Или останется не у дел, когда вся семья начнёт сражение в настольную игру, потому что не сможет прочесть задание с карточек. Мотивация к чтению должна проходить в лёгкой, игровой форме — тогда процесс приобщения к многогранному миру литературы пройдёт безболезненно для всей семьи и оставит самые тёплые воспоминания о первой самостоятельно прочитанной книге.

В этой статье каждый, кто ищет ответ на вопрос как заинтересовать ребенка чтением? Найдёт подходящий для своего малыша вариант мотивации. Следуя этим простым советам и рекомендациям, знакомство с книгой и чтение пройдут легко и непринуждённо. Ребёнок и сам не заметит, как захочет вновь и вновь возвращаться к историям сказочных героев и волшебных миров. А задача взрослых поддержать юного читателя в этом и не забывать обеспечивать интересными красочными книгами!

Источник

Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов

Как мотивировать ребенка учиться читать. prew knigi. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-prew knigi. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка prew knigi

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

Они не понимают значения слов в обычном тексте.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Как мотивировать ребенка учиться читать. nehotya. Как мотивировать ребенка учиться читать фото. Как мотивировать ребенка учиться читать-nehotya. картинка Как мотивировать ребенка учиться читать. картинка nehotya

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести — это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

..», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

Источник

Как мотивировать ребенка читать?

Почему дети всего мира пере­стали читать?

1. Есть устой­чи­вые сви­де­тель­ства того, что дети все меньше и неохот­ней читают. Тяже­лые фоли­анты и тол­стые книги, чер­нила и перья так долго сим­во­ли­зи­ро­вали высо­кую куль­туру, что с их исчез­но­ве­нием из оби­хода, мы погру­зи­лись в тре­вож­ное ожи­да­ние конца циви­ли­за­ции. С пре­кра­ще­нием чте­ния раз­ру­шится самый важ­ный канал пере­дачи опыта между поколениями.

2. Фено­ме­ном меха­ни­че­ского, «бес­смыс­лен­ного» чте­ния пер­выми стали зани­маться аме­ри­канцы, в част­но­сти, пси­хо­лог и спе­ци­а­лист по обра­зо­ва­нию Майкл Коул. Для зна­чи­тель­ной части аме­ри­кан­ских детей, детей мигран­тов, англий­ский язык не был род­ным, и пред­по­ла­га­лось, что труд­но­сти пони­ма­ния тек­стов сни­жают у детей моти­ва­цию к чте­нию. Дети могли читать тех­ни­че­ски, по, про­чи­тав текст в хоро­шем темпе, они потом не могли не только пере­ска­зать, но ино­гда даже ска­зать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было пора­жено пра­вое полу­ша­рие, кото­рое отве­чает за вооб­ра­же­ние и эмо­ци­о­наль­ное реа­ги­ро­ва­ние. При этом тесты на интел­лект они про­хо­дили успешно, при­чем ино­гда особо выра­жен­ным у них был невер­баль­ный интел­лект, за кото­рый отве­чает именно пра­вое полу­ша­рие. Физио­ло­гия и гене­тика были тут не при­чем. Низ­кая моти­ва­ция к чте­нию и обу­че­нию в целом при­вели к тому, что высо­кая мигра­ция в США сопро­вож­да­лись сни­же­нием уровня обра­зо­ва­ния в тех­но­ло­ги­че­ски самой раз­ви­той стране.

3. Вме­сте с тем речь не шла о воз­врате к абсо­лют­ной негра­мот­но­сти. Чте­нию-письму сего­дня обу­ча­ются все. Воз­можно, что общий объем про­чи­тан­ных тек­стов и не меньше, чем в ста­рые вре­мена, но оче­видно, что читают сего­дня в основ­ном не книги с хру­стя­щими пере­пле­тами и шур­ша­щие газеты, а элек­трон­ные тек­сты все­воз­мож­ных фор­ма­тов. У этого рав­но­ду­шия к чте­нию книг, кото­рые когда-то были для нас образ­цами стиля, есть обрат­ная сто­рона. Взрос­лея, дети со своей сто­роны обна­ру­жи­вают, что их роди­тели не умеют поль­зо­ваться ком­пью­те­ром, и не про­яв­ляют ника­кого инте­реса к вир­ту­аль­ным мирам.

4. Ком­пью­тер­ная ком­му­ни­ка­ция пред­по­ла­гает не только пас­сив­ное чте­ние тек­стов, но и их посто­ян­ное про­из­вод­ство. Навы­кам пра­во­пи­са­ния, акку­рат­но­сти и кал­ли­гра­фич­но­сти про­ти­во­по­став­ля­ется ско­рость печа­та­ния, адрес­ность, жан­ро­вое соот­вет­ствие напи­сан­ных тек­стов. Уст­ная речь во мно­гом вытес­ня­ется письменной.

5. Сни­же­ние цен­но­сти чте­ния для совре­мен­ного ребенка явля­ется только фак­том его адап­та­ции к изме­нив­шимся усло­виям раз­ви­тия. Дети не стали менее любо­пытны, но они стали, без­условно, менее под­кон­трольны. Если мы хотим гово­рить, пере­пи­сы­ваться с детьми на их языке, нам при­дется осва­и­вать ком­пью­тер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Послед­ствия гума­ни­тар­ной рево­лю­ции, свя­зан­ной с быст­рым пере­хо­дом от уст­ной речи к пись­мен­ной, от чте­ния к письму еще пред­стоит оце­нить. Пока есть опа­се­ние, что ребе­нок в сети опе­ри­рует с более про­сто и часто негра­мотно напи­сан­ными тек­стами. Вме­сте с паде­нием инте­реса к чте­нию падает общий уро­вень интел­лек­ту­аль­ной куль­туры. Про­ис­хо­дит сме­ще­ние акцента с про­из­вод­ства высо­ких куль­тур­ных цен­но­стей на потреб­ле­ние всего нового, забав­ного, при­коль­ного, утиль­ного, инте­рес­ного. Так не раз­вить мыш­ле­ние, не решить гло­баль­ные про­блемы… Пока уче­ные ищут ответы, ответ­ствен­ные роди­тели пред­при­ни­мают уси­лия, чтобы пере­дать свой опыт чте­ния детям.

Ситу­а­ция 1. «При­ну­ди­тель­ная мотивация»

Папа шести­лет­него Сережи при­нял реше­ние, что в отли­чие от осталь­ных детей, его сын будет обра­зо­ван­ным, начи­тан­ным чело­ве­ком. Он вырос в непол­ной семье, и гор­дился, что сам полу­чил обра­зо­ва­ние, кото­рое и помогло усто­ять ему и его супруге в труд­ные вре­мена. Чтобы не упу­стить момент, в семье было заве­дено пра­вило каж­дый вечер читать с ребен­ком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он скла­ды­вал и читал про­стые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с поло­ви­ной года Сережа мог читать новые слова, но под раз­ными пред­ло­гами он стал уви­ли­вать от давно заве­ден­ной про­це­дуры чте­ния. Среди книг на оче­реди были «Мифы Древ­ней Гре­ции», тол­стый том ска­зок Гоф­мана. И как раз в этот момент ребе­нок, кото­рый пора­жал всех своей осве­дом­лен­но­стью, стал болеть, замкнулся и очень скоро пере­стал раз­го­ва­ри­вать с домаш­ними, думая о чем-то своем. Пси­хо­лог в дет­ском саду при­шла к выводу, что у маль­чика депрес­сия или эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние, свя­зан­ное с необыч­ным видом «пси­хо­ло­ги­че­ского наси­лия» над ребен­ком – при­ну­ди­тель­ным, все услож­ня­ю­щимся и все менее понят­ным ребенку чтением.

Обра­зо­ва­ние и чте­ние тре­буют уси­лий, и пока у детей не сфор­ми­ро­вано про­из­воль­ное вни­ма­ние и запо­ми­на­ние, им трудно читать само­сто­я­тельно. Одним из моти­вов чте­ния может стать страх быть нака­зан­ным за отказ или неуме­ние делать то, что ожи­дают роди­тели. Это неспе­ци­фи­че­ский мотив чте­ния, кото­рый при­ве­дет к обрат­ному эффекту – отказу от непо­силь­ного или посты­лого заня­тия при пер­вой же воз­мож­но­сти. Ребе­нок будет нена­ви­деть чте­ние и книги. Ситу­а­ция только усу­гу­бится, если в семье тре­бо­ва­тель­ные, праг­ма­тич­ные, холод­ные отно­ше­ния, а члены семьи оце­ни­ва­ются по своим «рабо­чим» характеристикам.

Дети не знают также воз­раст­ных нор­ма­ти­вов, и если взрос­лый наста­и­вает на том, что в «твоем воз­расте все давно читают», то ребенку ничего не оста­ется, как при­нять эту мак­симу на веру и вме­сте с этим при­знать, что он, воз­можно, «вырас­тет насто­я­щим идиотом».

Если роди­тели рас­счи­ты­вают на ран­нюю само­сто­я­тель­ность ребенка-дошколь­ника или на осо­бый путь и темп его раз­ви­тия, они явно пере­оце­ни­вают ситу­а­цию. Нельзя мино­вать этапы сов­мест­ного вечер­него чте­ния, фан­та­зи­ро­ва­ния по моти­вам ска­зоч­ных сюже­тов, их разыг­ры­ва­ния со сверст­ни­ками и пере­хо­дить сразу к само­сто­я­тель­ному «взрос­лому» чте­нию. Нельзя рас­тить ребенка в вынуж­ден­ной изо­ля­ции, а при­ну­ди­тель­ное раз­ви­тие той или иной спо­соб­но­сти сужает круг обще­ния ребенка. Любая дея­тель­ность ребенка, как и взрос­лого чело­века, поли­мо­ти­ви­ро­вана. Часть сти­му­лов к раз­ви­тию мы чер­паем из обще­ния со сверст­ни­ками, не желая от них отстать или стре­мясь попро­бо­вать то, что кажется нам инте­рес­ным именно в их исполнении.

Ситу­а­ция 2. «Чте­ние и компьютер»

Пяти­лет­няя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за ком­пью­тер. Ока­за­лось, что она уже знала поло­вину букв, заня­тия с бабуш­кой не про­шли даром. Но – чудо! – за пару вече­ров она выучила деся­ток ком­пью­тер­ных команд, чтобы играть в ком­пью­тер­ную игру. После этого трудно было обви­нить девочку в сла­бых спо­соб­но­стях и лени. Но читать она по-преж­нему отка­зы­ва­лась. И тогда решено было запре­щать играть до тех пор, пока Катя не про­чи­тает сказку, сна­чала про «Машеньку и мед­ведя», потом «Про трех поро­сят». Катя пла­кала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдер­жали нервы, и она не пожа­ло­ва­лась пси­хо­логу в дет­ском саду на Катю, роди­те­лей и дет­ский сад, в кото­ром не при­учают детей к культуре…

Давайте, по-чест­ному срав­ним пре­иму­ще­ства работы за ком­пью­те­ром и чте­ния. О пер­вом роди­тели мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не зна­ком им по их соб­ствен­ному дет­ству. Ком­пью­тер дает ребенку иллю­зию управ­ле­ния, вклю­чен­но­сти во вза­и­мо­дей­ствие с миром. Чте­ние – это пас­сив­ный про­цесс вос­при­я­тия собы­тий, в ход кото­рых ребенку не удастся вме­шаться. Если только вы не разыг­ры­ва­ете пьесы по моти­вам сказки, не импро­ви­зи­ру­ете во время чте­ния, не чита­ете по ролям и т.д.. Работа за ком­пью­те­ром дает ощу­ще­ние лег­ко­сти испол­не­ния замысла, от идеи до испол­не­ния – бук­вально рукой подать, одно дви­же­ние. Наби­рая буквы на кла­ви­а­туре ком­пью­тера, ребе­нок осу­ществ­ляет по факту более слож­ную дея­тель­ность, чем скла­ды­вая буквы в слова. И чем слож­нее дея­тель­ность, тем она инте­рес­ней. Пара­докс, но это так. Сла­бая моти­ва­ция к обу­че­нию слиш­ком про­стым для дан­ного воз­раста дей­ствиям тоже может тор­мо­зить раз­ви­тие навы­ков. И, нако­нец, ком­пью­тер по срав­не­нию с кни­гой дает более серьез­ный бонус – ребе­нок полу­чает воз­мож­ность играть. Читая, он полу­чает, часто, только мораль­ное поощ­ре­ние взрос­лых. Инту­и­тивно пони­мая это, взрос­лые начи­нают мани­пу­ли­ро­вать ситу­а­цией, выстра­и­вать зави­си­мо­сти «чте­ние à игра на ком­пью­тере» и т.д.. Обу­че­ние в игре в боль­шей мере соот­вет­ствует запро­сам дошколь­ного воз­раста, чем «школь­ное» обу­че­ние. Роко­вая раз­ница в пользу чте­ния состоит в том, что читая, ребе­нок эмо­ци­о­нально вжи­ва­ется в роль. Играя на ком­пью­тере, он тех­ни­че­ски испол­няет после­до­ва­тель­ность только ему инте­рес­ных опе­ра­ций. Ком­пью­тер­ная игра закреп­ляет дет­ский эго­цен­тризм и тор­мо­зит раз­ви­тие про­из­воль­ных («воле­вых») навыков.

Ситу­а­ция 3. «Меха­ни­че­ское чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одно­вре­менно он стал «рабо­тать» на ком­пью­тере и в пять лет он уже и читал, и писал, пора­жая домаш­них сво­ими спо­соб­но­стями. Насто­я­щий ребе­нок Индиго, гени­аль­ное дитя. Про­блема обна­ру­жи­лась, когда в гости к роди­те­лям Пети при­е­хала бабушка из про­вин­ции. По интел­ли­гент­ской при­вычке она захо­тела побе­се­до­вать с вну­ком о его люби­мых кни­гах, и обна­ру­жи­лось, что Петя не смог под­дер­жать раз­го­вор. Он, кажется, не знал, или не пом­нил ни одной книжки! «Как вос­клик­нула бабушка, — разве ты не читал про Бура­тино?» Петя отве­тил утвер­ди­тельно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и пока­зали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По тре­бо­ва­нию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпи­зод, он не пом­нил, не знал, не инте­ре­со­вался. Он даже не мог его пере­ска­зать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не пони­мать, о чем? Это не чте­ние!» Бабушка ока­за­лась права…

Фено­мен «меха­ни­че­ского чте­ния» стал рас­про­стра­няться со ско­ро­стью ком­пью­тер­ного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в раз­ви­тии позна­ва­тель­ных навы­ков все боль­ший упор дела­ется на опе­ра­тив­ные харак­те­ри­стики, крат­ко­вре­мен­ную память и непро­из­воль­ное вни­ма­ние. Именно эти навыки лучше всего тре­ни­ру­ются при работе за ком­пью­те­ром. Вся инфор­ма­ция «уста­ре­вает», если перейти от одной игры к дру­гой. Точно так и книги «забы­ва­ются» после того, как текст про­чи­тан и не исполь­зо­ван. Если мы не будем чте­ние вклю­чать в акту­аль­ные отно­ше­ния ребенка, не научим его фор­ми­ро­вать свое буду­щее и вклю­чать в этот образ буду­щего про­чи­тан­ную инфор­ма­цию, книги поте­ряют свое куль­тур­ное пред­на­зна­че­ние – хра­нить и пере­да­вать зна­чи­мый опыт.

При­чины, по кото­рым дети не любят читать… то, что читали мы!

При­емы моти­ва­ции чте­ния у детей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *