Как мотивировать ребенка заниматься английским
7 простых способов заинтересовать ребенка английским
Кто владеет иностранным языком – тот практически владеет миром. Английский точно расширяет возможности: можно не только смотреть фильмы и читать книги в оригинале, но и общаться с людьми по всему миру, строить карьеру в любой точке планеты. Чем раньше начать изучать язык – тем лучше и проще: в юном возрасте все предметы даются легче. Но как замотивировать ребенка учить незнакомые слова? Time Out поговорил с экспертами онлайн-школы английского языка для детей JustKids и выделил 7 основных правил, которые помогут каждому родителю заинтересовать своих детей английским.
Постарайтесь влюбить в язык
Для совсем маленьких есть полезный инструмент – эмоции. Благодаря им можно показать ребенку, что изучение языка – это занимательно и интересно. Отлично помогут видеоролики, детские песни или необычные картинки.
Мотивируйте, но не заставляйте учиться
В любом деле, а особенно в учебе, нужна правильная мотивация. Здесь все зависит от возраста и интересов детей. Кого-то порадует возможность знакомиться и общаться в путешествиях с ребятами из других стран, кого-то – смотреть обзоры любимого блогера на Youtube, мультфильмы и сериалы, играть в видеоигры или читать книги и комиксы в оригинале.
Не нужно критиковать за ошибки, насильно заставлять сидеть за учебниками с неинтересными ему темами – так даже взрослому студенту будет непросто заниматься.
Учитывайте интересы ребенка
Учителя английского часто шутят, что знают о жизни своих учеников практически все: где живут, что любят читать, есть, где бывать, что делали прошлым летом и т.д. – разумеется, это неспроста. Каждый профессиональный педагог, целью которого является увлечь студента, начинает с того, что отвечает для себя на вопрос: «Чем живет этот ученик?»
Это знание помогает формировать уроки таким образом, чтобы детям было интересно и, чтобы чаще слышать от них: «О, это же моя любимая тема!», «Занятие пролетело незаметно!».
Изучать язык в контексте того, что тебе интересно, гораздо проще и эффективнее. Если ребенку интересен спорт, то он будет особенно замотивирован прочитать новость на английском про любимую команду. Любит музыку – почему бы не сделать перевод его любимой песни? Только вначале убедитесь в цензурности всех слов.
Можно слушать песни и пританцовывать, особенно, если ребенок подвижный. Алфавит можно учить и по книге, но лучше пропевать его, опять же пританцовывая.
TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования существует уже более 30 лет. Его автор – профессор психологии Джеймс Ашер. В процессе игр по методике TPR наглядно-образное мышление занимает первое место. Суть идеи следующая: каждое слово имеет свой физический облик, его можно выразить тем или иным жестом или движением. И если связать воедино то, как звучит слово, и жест, который его обозначает, то слово хорошо запомнится.
Попробуйте произнести любое слово, но не озвучить перевод, а показать его жестами. Можно придумывать целый рассказ, состоящий, например, из глаголов, описывающих ваши обычные утренние ритуалы: «I wake up», «I brush my teeth» и т.д.
Добавляйте элемент игры
Еще одно отличное решения для того, чтобы разнообразить уроки – добавить настольные, компьютерные или даже активные игры. Например, цвета и названия частей тела поможет выучить Твистер. Отлично помогают учить новые слова сканворды и кроссворды. Можно попробовать освоить морской бой, крестики-нолики, Scrabble – в общем, все что угодно, главное подключить фантазию.
Разрешаете ребенку играть за компьютером – переключайте игру на англоязычный интерфейс. Разумеется, если юный студент сам захочет попробовать.
Не забывайте про похвалу и систему наград
Конечно, очень важно показывать ребенку, что он молодец, похвалить за успехи и интерес к учебе, можно и порадовать приятным сюрпризом – но получение презента не должно стать главной целью вашего ребенка. Даже в момент похвалы не забывайте про английский: например, вы купили для детей их любимые конфеты или фрукты – попросите юных учеников произнести, как эти лакомства называются на английском. Гуляете в зоопарке? Предложите ребенку выучить или вспомнить названия животных.
Как мотивировать детей на обучение иностранным языкам?
Александр Филянд
26 июля 2017 • 13:04
О том, как разумно и осторожно направить современного маленького ребенка на изучение иностранных языков. Возможные пути и вероятные препятствия. Хотя и не только об этом рассказывает лингвист, преподаватель иностранных языков Гуманитарного лицея Александр Филянд.
О том, как разумно и осторожно направить современного маленького ребенка на изучение иностранных языков. Возможные пути и вероятные препятствия. Хотя и не только об этом.
Школа, обычная средняя школа, в ее нынешнем виде, возможно, скоро перестанет существовать
Нет-нет, школьные здания, разумеется, останутся, но вот только или там учить станут принципиально иначе или же все, у кого есть даже не очень большие возможности детей оттуда станут массово забирать. По самым разным причинам. Пока в России не будет создано заново нормальное социальное государство, способное гарантировать всем детям большой объем и достойное качество преподаваемых знаний нынешняя средняя школа нормально обучить всех и всему в состоянии не будет. Тем более, что ее давно и целенаправленно превращают в смесь игротеки с клоунадой и вот на это деньги, увы, выделяются огромные.
Каждый учитель сейчас обязан уметь помогать тем детям, которым учиться действительно интересно
Сейчас каждый родитель, каждый педагог должен стараться думать и делать за троих или четверых, иначе получим не просто еще одно поколение туповатых потребителей. Нет, нынешнее поколение определяющее, каким выйдет оно из школы, а потом и из вуза, такими будут и несколько последующих.
И совершенно естественно, что во главу угла и в нашей программе и в любом обучении должна быть поставлена прежде всего задача эффективной мотивации ребенка или подростка к обучению. Если нам не удастся мотивировать учащегося в достаточной степени, то все наши программы, все благие стремления окажутся абсолютно бесполезными. И именно о проблемах мотивации современных детей и будет данный пост.
Только не подумайте, прошу Вас очень, дорогие мои, что я сейчас собираюсь Вам рассказывать про поколения X, Y, Z и прочую ахинею. Еще на пресловутых «детях Индиго» убедился очень хорошо Ваш покорный слуга в бредовости всех этих теорий.
В каждом поколении есть немало одаренных детей, а есть и множество детей неглупых, но средних по своим способностям, немало есть и детей запущенных
А в работе с нынешим поколением 2010-х преподаватели массово столкнулись с невиданным доселе парадоксом: ребята в огромном количестве не хотят вообще ничего
Ни карьера их не волнует, ни успешность, вообще ничего. К бизнесу как роду деятельности, к деловым людям очень негативно относятся даже многие дети именно деловых людей, поднявшихся наверх социальной лестницы в последние 15-20 лет. Стало быть, ребята желают стать чиновниками или госслужащими, как очень многие школьники еще каких-либо 8-10 лет назад, решите Вы? Нет, даже среди детей из подобных семей отношение к данной профессии скорее негативное. Стать юристами или экономистами тоже стремится очень небольшой процент нынешних 13-17-тилетних.
Есть мотивировка прямая и непрямая, косвенная, ненавязчивая. Ее как раз-то надо надо начинать чем раньше, тем лучше
Особенно хорошо и много понимают маленькие дети и особенно в классической музыке и поэзии. Лишь совсем недавно прибыв на землю из некоего иного мира, души малышей еще не огрубели, не очеловечились, это скорее души Ангелов, а не людей. А потому поэтический (равно как и музыкальный) язык им несравненно ближе и понятнее и понятнее, чем большинству взрослых.
А параллельно с этим рискну я предложить Вам ввести в повседневный обиход маленького человека и еще одну важнейшую составляющую, а именно каллиграфию
В области же преподавания иностранных языков каллиграфия важна и полезна для нас с Вами и вот чем еще. Дети современные писать ручками, как известно, не любят. Слова иностранных языков учить наизусть они любят еще меньше. А даже если и учат, то на слух помнят, но зрительный образ слова не запоминают и потому, встречая в тексте даже известное им уже слово, не могут его распознать. Поэтому если нам удастся приучить ребенка писать красиво отдельные буквы французского алфавита и отдельные слова и получать от этого удовольствие, то есть очень серьезная вероятность, что ребенок будет и впредь все остальные, необходимые для изучения слова слова стараться так же точно красиво писать, запоминая тем самым не только их звуковую, но и зримую, буквенную форму.
А вот начиная с возраста 5-6 лет подобная косвенная мотивировка не должна исчезать, но должна все более и более уступать место прямой
То есть тогда уже можно говорить с ребенком как со взрослым, что ему надо начинать и самому учить язык, что если он будет хорошо это делать, то рано или поздно он сможет и побывать во Франции и возможно даже учиться там, чтобы позднее приезжать в эту страну как можно чаще. Разумеется, учебные пособия должны быть максимально тщательно подобраны, благо сейчас недостатка в хорошей литературе нет.
Английский для маленьких упрямцев. Как повысить мотивацию к занятиям?
Что делать, если ребенок откровенно саботирует английский? Почему так сложно возобновить занятия после перерыва, даже если в прошлом ребенок делал успехи? Как преодолеть сопротивление и пробудить интерес к занятиям?
Ко мне часто обращаются за советом родители, дети которых отлынивают от занятий английским. Некоторые просто не проявляют интереса, другие проявляют открытое недовольство, требуют «выключить этот язык», «говорить нормально» и так далее. Причин такого сопротивления может быть несколько.
Сложно начинать после трех лет
Если ребенку больше трех лет, то он элементарно не понимает, зачем ему все это нужно. Он уже чувствует родной язык, может общаться на нем, и английский воспринимается как непонятный и ненужный. Ведь раньше вы прекрасно обходились без него, так зачем он понадобился теперь?
Это одна из причин, почему начинать занятия лучше в самом раннем возрасте, пока ребенок еще не чувствует разницы, свой язык или чужой. Тогда знакомство с английским происходит так же плавно и естественно, как и с русским. Но не спешите расстраиваться, если момент упущен. У вас обязательно все получится, просто нужно набраться терпения и приложить немного больше усилий, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.
Сложно начать заново после перерыва
Возобновить занятия после перерыва бывает нелегко как для ребенка, так и для родителей, даже если раньше вы делали успехи. В этом нет ничего удивительного.
Во-первых, дети быстро отвыкают. Ведь пока английский был «в отпуске», родной язык времени даром не терял. Десятки новых слов, выражений, песенки и сказки на русском языке уже прочно закрепились в голове ребенка. А говорить по-английски опять непривычно и неудобно.
Во-вторых, маме иногда и самой сложно вернуться к занятиям: тоже многое выветрилось из головы, да и настроение ребенка заразительно. И чем дольше не было занятий, тем больше кажется, что прошлые успехи уже не в счет, и нужно буквально все начинать сначала (очень пугающая для многих фраза).
Прежде всего, могу с уверенностью сказать, если вы занимались раньше, то результаты и у вас, и у ребенка на самом деле есть. Знания и навыки никуда не делись, их можно восстановить достаточно быстро. А, главное, если успехи были в прошлом, значит у ребенка был интерес к занятиям, а значит его можно будет пробудить опять!
Первый блин комом
Ну а если изучение языка оказывается неудачным с самых первых шагов? Ребенок проявляет отчуждение и настороженность, и любые попытки начать занятия на английском встречают решительный отпор?
Конечно, можно и нужно объяснять, как здорово знать несколько языков. Английский нужен, чтобы путешествовать, смотреть больше мультфильмов, читать новые сказки, быть умнее и так далее. Но дети не очень восприимчивы к логическим доводам, поэтому ни в коем случае не давите на ребенка. Как бы вы не пытались убедить свое чадо в необходимости занятий, слова «надо», «учиться» и «английский» могут его отпугнуть еще больше.
Если у ребенка уже сформировалось предвзятое отношение к английскому, очень важно не заострять внимание на необходимости учить язык.
Создавайте англоязычную среду
Старайтесь создавать условия, в которых использование английского естественно, чтобы язык постепенно входил в вашу жизнь. Основные принципы: не учеба, а игра; не изучение языка, а его использование.
Например, когда будете знакомить его с новыми словами, не акцентируйте, что это английский язык, и старайтесь избегать перевода. Просто используйте английские слова, когда говорите с ним о том, что ему интересно.
Но все-таки лучше не отдельно взятые слова (а что это твоя синяя car здесь делает? какой у тебя большой truck! а кого ты посадишь в свой bus ?). Потому что вставлять в русскую речь английские слова – это дело не очень правильное. А фразы, реплики или короткие предложения:
Ребенок: Мама, смотри какая у меня машинка!
Вы: Oh, what a nice car! It’s big and blue! I like it very much!
Ребенок: Мама, я играю своим грузовиком.
Вы: What a big truck you have! What will you carry in it?
Ребенок: Мама, смотри, как я катаю зверей в автобусе
Вы: Wow! Who did you put in your bus? Animal? Who are these? Let’s see.
Вставляйте в свою обычную речь английские фразы как бы невзначай. Если будет возмущаться, говорите, что вы не специально. Например, вы вчера читали книжку или смотрели кино, и там было такое выражение. Или это известная иностранная поговорка (выражение, название песни, сказки), и вы ее сейчас вспомнили, потому что она подходит к случаю.
Как растопить лед?
Лучший способ усыпить бдительность − удивить маленького бунтаря чем-то новым. Сделайте что-то необычное, что вы раньше никогда не делали, но используйте при этом английский. Тогда интерес к новому увлекательному занятию перевесит настороженность к чужому языку.
Например, вы купили ему новый мяч. Он радуется, берет его в руки, вы начинаете с ним играть и как бы между прочим вставляете английские фразы: « Let’s play with your new ball! Let’s throw it, let’s kick it ». У ребенка не возникнет вопрос, почему то, что раньше вы «делали» на русском, теперь нужно делать на другом языке, ведь и само занятие для него будет новым.
Или вы берете газету и говорите: «Ты представляешь, в английской газете написали про тебя! Yesterday Sasha helped his granny! He washed the dishes and put his toys away ».
В этой ситуации очень легко объяснить, почему вы говорите по-английски, ведь газета иностранная. Конечно, если ребенок уже умеет читать, устроить такой розыгрыш будет немного сложнее 😉 Пусть у вас будет воображаемый друг, который живет в Англии и пишет вам письма, спрашивает про вашего ребенка, передает ему привет. Напишите ответ вместе, нарисуйте открытку для «друга».
Личный пример заразителен
С какими бы сложностями вы не столкнулись в процессе обучения, главное, чтобы отчужденного отношения к английскому не было у вас. Займитесь языком сами. Во-первых, чем выше ваш уровень, тем легче вам использовать английский естественным образом, «по ходу дела». Во-вторых, нет ничего лучше личного примера. Дети смотрят, чем заняты родители, любят им помогать, задают вопросы. Используйте эти моменты.
Какие материалы использовать?
Ребенок всегда найдет тысячу предлогов, чтобы не делать то, что ему не хочется. Поэтому, прежде всего, определите, чем интересуется ваш ребенок, и постарайтесь привязать занятия английским к его увлечениям. К нашей с вами удаче, дети любопытны и жизнерадостны по природе и любят множество вещей. Составьте список того, что нравится вашему ребенку:
Очень важно заинтересовать ребенка в самом начале занятий. Поэтому выбирайте самое любимое занятие, самую любимую песенку и вперед!
Старайтесь задействовать все каналы восприятия, ребенок должен слушать, смотреть, двигаться, трогать руками. Огромной количество полезных материалов есть в интернете.
Практические примеры
Чтобы разбудить вашу фантазию, я приведу только несколько примеров из нашего с Мариной (это моя младшая дочь) опыта:
Сначала разложили карточки по порядку от 1 до 26 (повторили числа).
Потом я рассказывала сказку по картинкам на разные голоса, при этом выделяя интонацией самые ходовые слова и выражения ( sleep, scared, jumped out of the window ).
После рассказа я взяла пять случайных карточек и предложила Марине разложить их в правильном порядке: что было сначала, а что потом.
Потом отвечали на вопросы по карточкам:
Я: Does Goldilocks eat porridge or sits in the chair first?
Марина: Eats porridge!
Несмотря на то, что занимались мы долго и задания выполняли достаточно сложные, Марине игра не наскучила, и через некоторое время она сама попросила поиграть с ними снова.
А еще Марина очень любит танцевать под «Hands Up». Это незамысловатый танец, который она выучила на детской дискотеке во время нашего отпуска.
Если вы решили развивать язык ребенка через поднятия собственного уровня, то могу предложить вам в помощь мой новый аудиокурс «Английский день мамы и малыша. Как озвучить ребенку основные режимные моменты».
Заключение
Запаситесь терпением, не расстраивайтесь и не опускайте руки. Это получилось у меня, у других мам, получится и у вас! Не фокусируйтесь на необходимости учить язык, просто создавайте англоязычную среду дома. Английский должен быть естественным инструментом для игр и общения, а не самоцелью. Полюбите язык сами, тогда вам легче будет передать эту любовь вашему ребенку.
Продуктивных и веселых занятий вам и вашему ребенку!
Спасибо вам большое что поделилсь своей историей. К сожалению, не знаю вашего имени. Очень важно видеть, как английская жизнь с ребенком это происходит в других семьях и что проблемы мотивации возникают не только у тебя; читать мысли мам по этому поводу и находить отклик в ходе их мыслей! Со всем согласна. Но особенно задели вот эти ваши слова: » я хоть по крупинкам, но прививаю, может не язык, но по крайней мере, ЛЮБОВЬ к нему». НАСТОЛЬКО верно подмечено. И да, если мама не понимает зачем нужны занятия языком и что это «такой большой труд ради каких-то крупинок», то такой маме действительно не только что не нужно а ВРЕДНО заниматься с ребенком языком!
Добрый день Галя.
Саботаж известное дело для меня(( Были и моменты отчаяния даже, но я с ними борюсь.
Недавнее мое изобретение — договорились с детьми, что я буду разговаривать только на русском языке весь вечер, а если вдруг заговорю на русском — буду играть с ними в догонялки. Так они сконцентрированы на языке, невольно отвечают, забывая про русский.
У нас тоже был довольно большой перерыв в английском, когда я бы в положении с третьим ребенком, особенно последний триместр мне дался нелегко.я напрочь забыла про английский. забыли не только дети, но и я. Встать снова на волну помог мне Ваш тренинг. Он дал мне и стимул, и воспоминания о былом, и теперь меня не остановить)) Появляются новые идеи, интернет проекты… и многое другое.
А что касается лично меня, то я тоже иногда лентяйничаю. Могу несколько дней и не заговорить со старшими на английском. И вот что я придумала. Я ставлю таймер пока только на час. и контролирую себя как бы не заговорить на русском. Условие: ни в коем случае не переходить на родной, знаки, жесты, интернет, словарь, что угодно. Конечно я разговариваю с детьми больше на английском в течение дня, чем «час», но иногда съезжаю плавно на русский. И таймер в данный момент работает для меня PERFECTLY. И знаете, мне это так заманивает)))
И последнее, сегодня бегу распечатывать для детей постеры с темами, которые интересны именно им (а не маме). Для сына — инструкция из чего состоит бульдозер, и грузовик. Дочке — планеты. Заметила, что очень часто навязываю им «моё», а то, что им любо дорого действует лучше всего. Развесим их возле кроватей.
Анна, спасибо большое и за ваши теплые слова и за то что поделились идеями. А что? Таймер я тоже, пожалуй, сегодня поставлю:) Что касается тем, которые нравятся именно детям. это тоже ОЧЕНЬ верно подмечено. Вчера дети хотели играть в далматинцев, а я их увлекала поделкой к Дню Св Валентина. Вроде бы и нужное занятие, но инициатива моя…. Спасибо что заставили посмотреть на ситуацию с другой стороны. А, да, Анна! Мы тоже сейчас активно интересуемся планетами. Не могли бы вы потом поделиться постерами?:)))))))))))))))))
отличная идея про догонялки. особенно для малышей 3-4 лет))…возьму на вооружение)) Спасибо.
Ссылка на планеты от Ladybird. Очень маленький выбор. Если вдруг где увидите постер для мальчика из чего состоит машина дайте знать плиииз.
спасибо, обязательно дам знать, если что:)
Анна, Вы спросите у Анастасии Борисовой. Мне кажется, у нее про машины есть все 🙂 Или посмотрите у нее на сайте http://english4.me/wp/. Я не искала, просто у нее постоянно в статьях мелькает машинная тема 🙂
Моему старшему сыну 11 лет, он учится в школе с углубленным изучением языка. Английский язык перестал ему «нравится» с началом его изучения в школе, а к 5-му классу он его стал «тихо ненавидеть», хотя до школы с удовольствием посещал игровые занятия на английском языке. К нам даже приходили его друзья «поиграть по-английски». Отношение к английскому языку резко меняется, когда в школе появляются носители языка — сын сразу оживает и пребывает в настоящей эйфории от общения с носителями языка. Попробовали провести эксперимент — я говорю только по-английски с ним. Сын с радостью согласился на этот эксперимент. Ему это очень интересно, хотя не может сам со мной говорить по-английски, но большую часть сказанного понимает и переводит остальным членам семьи! Наш камень преткновения оказался в том, что очень многое сказанное мной по-английски сын не может понять и просит объяснить по-русски. Когда я перехожу на русский (даже одно слово) — эффект теряется мгновенно! Жаль, что я про таймер не догадалась сама — нужно было раньше прочитать статью и комментарии к ней! Попробую с таймером «поработать» и еще думаю заключить с сыном договор в письменном виде о том, что мы оба должны говорить по-английски. Начнем с 30 минут, а потом будем прибавлять минуты — напишу, что получится. Для меня сейчас самое главное «переключить» его с мысли о ненависти к английскому языку на радость от общения на нем.
Просто диву даюсь, какие у нас упорные и целеустремленные мамы у нас собрались! Я чувствую, что школьный английский у нас тоже будет «отдельной историей» в жизни. А пока нам до этого еще года 2=) Не сдавайтесь! Посылаю вам мысленно свою поддержку!
дожать и не сдаваться)) и может попробовать найти друзей по интернету по скайпу, пусть болтает и в гости ездит!!
Дорогие мамы! А как вы думаете, можно ли к таймеру привязать поощрение. То есть, если ребенок выдерживает час таймера (назовем это так), то получает поощрение (конфету, мульты, полчаса на компьтере)? И нужно ли это делать? Или это именно для себя счетчик, а ребенок уже на добровольной основе участвует?
Нашла еще пару способов мотивации)))):
1)для ребенка:
— мама дай мне, пожалуйста, сухарик.
— скажи «mommy give me please a rusk»
— ну мам, дай сухарик (Хны-хны)
— неа…))
— mommy give me please a rusk!
— yes please)))
2) для мамы и папы:
разговаривать по-английски очень здорово с ребенком, чтобы никто не мог вмешиваться в ваш разговор без спроса, например, в случае очень назойливых прохожих или при совместном проживании с бабушками и дедушками.
3) если малыша иногда трудно угомонить или предостеречь от чего-то, то очень часто срабатывает переключение на другой язык. Например, можно 5 раз сказать «не делай этого» и все мимо ушей, а вот dont do it сразу заставляет на себя обратить внимание и переключает ребенка с активности физической, на активность ментальную)).
здорово! А по пункту 2 — что делать-то, когда есть назойлвые очевидцы?:)
пожалуйста! Здорово было бы на английском подписать еще: daddy, we love you!
Я тоже получила волшебный пендель от Галины, за что ей спасибо огромное 🙂 Теперь английского в жизни гораздо больше, но всегда есть, к чему придраться. Мы сами признаемся, что спад интереса или активности есть и у нас самих, это, видимо, нормально во всех областях деятельности и во всех возрастах. У моей старшей был период, когда она не хотела слышать от меня английскую речь (я уже писала об этом в комментариях марафона). Ей было около года, и она дико возмущалась, если я заговаривала с ней по-английски. Я давала ей слушать записи (песни, аудиокниги взрослые), а через какое-то время она стала воспринимать мою речь, и мы стали заниматься, и ей стало очень нравиться. Потом был какой-то провал, связанный с моими заморочками, постепенно его выправляем, но чего-то не хватает. Вот уже задаю здесь вопросы по таймеру. Зацепило 🙂