Как моются на подводной лодке
Как моются на подводной лодке
Срок автономного плавания (автономки, как говорят моряки) современных подводных лодок достигает шести месяцев. То есть порой по полгода моряки находятся в замкнутом пространстве под водой, не видя дневного света. Да к тому же от ядерного арсенала, способного стереть с лица земли Великобританию или часть Америки, их отделяет несколько металлических перегородок и пара десятков метров пространства. Как вспоминает бывший подводник Вадим Кулинченко в своей автобиографической книге «Русская народная линия», в таких некомфортных условиях самое острые желания – простые и человеческие. Вот, например, желание принять ванну…
Как моются на подводной лодке?
Следует сразу сказать, что для подводников в автономном плавании ванна – это несбыточная мечта. Но помыться здесь вполне можно. Даже на самых старых подлодках для этого предусмотрено несколько душевых. В них же происходит и стирка личных вещей. Впрочем, особой необходимости в этом нет – при каждой помывке (1-2 раза в неделю) – морякам выдают новые комплекты белья, а старое собирают и уже в порту отдают на переработку. Специализированной прачечной на подводной лодке не предусмотрено.
Обычно для купания используется забортная вода, которая проходит минимальную очистку. А чтобы у моряков не было раздражении кожи, для ежедневной гигиены им выдаются специальные ватные тампоны с пропиткой.
Впрочем, на современных подводных лодках проекта 941 (самые большие атомные подлодки в мире) созданы куда более комфортные условия. Здесь даже имеется обитая натуральным деревом мини-сауна и небольшой бассейн, который может наполняться опресненной водой.
А что с туалетом?
Куда большей потребностью, чем регулярное мытье, является посещение туалета. На подводных кораблях аж два гальюна (так моряки называют туалет). Гальюн на подлодке более всего напоминает туалет поезда: унитаз с педалью смыва. После нажатия на нее отходы человеческой жизнедеятельности собираются в специальный резервуар, который время от времени продувается сжатым воздухом для очистки.
Как рассказывает Николай Черкашин в книге «Повседневная жизнь подводников», походы в туалет и сама процедура на лодке строго регламентированы. Ведь если нажать на смыв в тот момент, когда в системе очистки создано избыточное давление (идет продувка), то содержимое унитаза полетит внутрь помещения.
Вода и воздух
Забортная вода используется не только для помывки, но и для приготовления пищи и питья. Только в этом случае она проходит очистку и опреснение. Питьевая вода – только холодная, а вот помывочная (соленая) – наоборот, только горячая, точнее теплая, ее обычно подогревают до температуры 30-40С.
Из морской воды на подлодках добывают и кислород – путем электролиза. Образующийся в процессе водород безопасно выводят наружу.
Ч. 5 Условия жизни на подводной лодке
Когда пишешь о подводниках любых стран, которые служили на дизельных подводных лодках, невозможно промолчать об условиях, в каких им приходилось находиться дни, недели и месяцы.
Как ни горько и ни обидно, но об этом не прочитаешь в мемуарах советских подводников. В то время жёсткая партийная цензура не пропускала ни одного живого слова и правдивого рассказа.
Все мемуары как будто написаны под копирку, как правило, казённым суконным языком. Правдивые документальные свидетельства попадали в печать просто чудом. Например, такой была книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
Сейчас, когда появилась возможность писать правду, в живых не осталось никого из участников войны, которые могли бы это сделать или рассказать.
Но поскольку подводные лодки времён войны были похожи одна на другую, то условия службы на них мало чем отличались в разных странах, поэтому то, что я рассказываю о немецких подводниках, можно в части быта проектировать и на советские подводные лодки.
Подводники были элитой, особой морской кастой. Это определялось условиями их службы.
Что такое подводная лодка времён Второй мировой войны? Это большая железная труба длиной примерно с два железнодорожных вагона, разделённая отсеками с герметично закрывающимися люками, набитая всевозможными механизмами, приборами, торпедами, минами, снарядами и продовольствием.
Каждый поход во время войны проходил на пределе человеческих возможностей. Поэтому подводник должен был обладать не только крепким здоровьем, но и иметь устойчивую психику. Воздух внутри лодки был тяжёлым, влажным, заполнен вредными испарениями.
Если увеличивался процент содержания углекислого газа, то людей начинало клонить в сон, что было крайне опасным.
Вся жизнь каждого члена экипажа делилась на вахту, которая длилась четыре часа, и свободное от вахты время, заполнявшееся техническим обслуживанием механизмов и учениями. Коек на всех не хватало, поэтому, когда товарищ становился на вахту, то сменившийся ложился в его ещё тёплую постель.
Не несли вахту только два человека: командир и кок, потому что эти люди практически находились на вахте постоянно. Понятия времени года и суток стирались. Пресная вода выдавалась крайне ограниченно, только для питья и приготовления пищи.
Из-за невозможности умываться подводники не брились, не чистили зубы. Неудивительно, что появлялись всевозможные заболевания ротовой полости и кожных покровов, сыпь, раздражение кожи.
Вентиляция и контроль климата в лодке были плохими. Температура в дизельном отсеке поднималась до 48 °C. Когда лодка шла в надводном положении, то можно было оглохнуть от шума дизелей.
На подводной лодке имелся душ, но только врач и командир давали разрешение для его использования: должна быть веская причина. Время пребывания в душе контролировалось по секундомеру. Предельное время помывки – три минуты.
В южных широтах в надводном положении корпус лодки нагревался, внутри становилось нечем дышать, зимой, в северных широтах, в отсеках страдали от холода. Даже посещение туалета было событием. Один туалет на несколько десятков человек работал только на глубине до 24 метров.
При погружении подлодки на бОльшую глубину нужно было пользоваться ведром, а по малой нужде трюмными водостоками. Можно себе представить, какие запахи разносились по кораблю.
Подводная лодка – маленький корабль (напоминаю, что пишу о Второй мировой войне). В надводном положении её немилосердно швыряют волны.
От такой качки развивалась морская болезнь, людей тошнило, при этом ни умыться, ни убрать как следует. В бурную погоду вахтенные в рубке привязывались, потому что большой волной могло смыть за борт, как случилось на одной из подводных лодок в Северной Атлантике.
Тогда волной вырвало и крепления, к которым привязывались вахтенные. Всю вахту смыло, люди погибли, а узнали о случившемся только тогда, когда пришла смена.
Никакая одежда не защищала от брызг океанской воды, разъедало глаза, а следить за горизонтом и небом нужно было очень бдительно, чтобы не пропустить самолёт или вражеский корабль.
В такую погоду вахту несли по два часа. Высушить одежду было негде. Тогда большинство людей курили, о вреде курения ещё не знали, поэтому воздух был синим от дыма. Подводники уходили в патрулирование иногда на три месяца.
Свежая еда заполняла все отсеки подводной лодки. В любой стране подводников кормили всем самым лучшим. Но места для хранения продовольствия были маленькими, поэтому заполняли все открытые пространства.
Между торпедами висели окорока и связки сосисок, в ящики для личных вещей экипажа укладывали свежие яйца и фрукты, консервы. Но очень скоро свежей пищи не оставалось.
Консервированный хлеб не любили, а свежий называли «кроликом», он тоже подвешивался в сетках и быстро покрывался белой пушистой плесенью, отсюда и прозвище.
Видео: Как моряки моются на подводной лодке, находясь по полгода под водой
В детстве многие мальчишки представляют себя моряками и мечтают, что будут отправляться в увлекательные путешествия по морским далям подобно героям их любимых книг и телевизионных картин. На самом же деле работать вдали от дома по 6 месяцев не так и весело. Особенно тяжело приходится тем, кто отправляется в морскую бездну на подводной лодке. Постоянное замкнутое пространство, теснота многочисленных проходов и лазов, ограничивающих свободу членов экипажа, отсутствие дневного света и свежего воздуха серьезно осложняют пребывание на судне. Обстановка может накалиться до предела, и даже нет возможности принять горячую ванну, чтобы расслабиться. Субмарины начинены всевозможными приборами и механизмами, и мест для отдыха и релакса остается совсем немного. Но, минуточку, как же моряки тогда моются? Остановимся на этом подробнее.
На самом деле, не все так плохо. Конечно, моряки на подводных кораблях проводят все необходимые гигиенические процедуры. Для этого даже в самых старых образцах лодок были созданы специальные душевые кабины. В прошлом на таких судах все продумывалось до мелочей, и каждый сантиметр был использован с пользой. Так, столовая в нужный момент могла превратиться в операционную, а дополнительный торпедный отсек становился баней или залом для спорта!
В настоящее время подводные лодки и вовсе имеют впечатляющие размеры и с легкостью могут позволить себе вместить намного больше. В современных кораблях существует не только оборудование для принятия душа, но и настоящие мини-сауны. В них даже встроены небольшие бассейны с пресной водой. После каждого банного дня членам команды выдаются чистые комплекты белья. Для мытья моряки используют обычную воду, которая окружает их судно за бортом, но перед этим она проходит специальное очищение. Набранная вода после очистки и опреснения используется также и для приготовления пищи. Питьевая вода всегда холодная, а вот для водных процедур используют соленую жидкость с температурой от 30 до 40 градусов, а еще из морской воды путем электролиза получают необходимый морякам кислород. Для уменьшения раздражения на кожных покровах подводники используют специальные составы, которые им выдаются в плавании. Приятные всем банные дни устраивают не реже 2 раз в неделю.
Еще больше подробностей того, как моряки соблюдают гигиену на подводных лодках, расскажет автор видео. А вы как считаете, насколько тяжело морякам живется на подлодках? К слову, в нашем прошлом посте мы рассказывали, куда под водой уходят выхлопные газы в дизельной подводной лодке.
Узнайте также невероятную историю, как российская подлодка однажды всплыла возле статуи Свободы в США.
Как моются подводники на атомной сумбарине
Служба на атомной сумбарине является настоящим испытанием – экипаж может несколько месяцев нести боевое дежурство без всплытия на поверхность. Свой отпечаток субмарина накладывает и обычные рутинные процедуры. Ведь помыться на 300 метровой глубине под поверностью океана – тоже непростая задача.
Экипаж подводной лодки большой – здесь настоящая замкнутая экосистема с сотней матросов и полным организованным бытом. Несколько месяцев под водой делают жизнь подводника похожей на быт космонавтов. Единственное отличие от орбиты здесь в том, что нет невесомости.
Впрочем, это с лихвой компенсируется количеством людей. Сотню подводников необходимо кормить и содержать в чистоте.
Количество душевых в подводной лодке ограничено, равно как и запасы мыла. Поэтому все банные процедуры выполняются строго по графику. Время душевых, чаще всего их в подлодках три, строго нормировано. Банный день у каждого из подводников проходит раз в 5 дней.
Правда, вода для всех процедуро используется забортная. Хоть генераторы лодки и подогревают ее, но она соленая.
Так что после приема душа, второй частью процедуры является стереть с себя остатки соли, иначе кожа высохнет. Небольшой ролик наглядно дает понять быт подводников:
Здесь же дается возможность и постирать личные вещи, если требуется. Но о форме речь не идет – она одноразовая и по прибытию просто сдается на переработку.
Жизнь под водой
О подводных лодках я узнал будучи в возрасте младшего школьника. Не то в фильме увидел, не то в книжке прочитал. Тогда подводная лодка показалась мне жутко интересной военной машиной, но при этом какой-то нежилой, будто автоматической. Став школьником, я размышлял: а как подводники живут на лодке? Как едят, спят, ходят в туалет?
Вот так, по нескольку месяцев не всплывая, и бороздит подводная лодка моря и океаны. А как же обустроен быт экипажа из 100 (а иногда и 160-ти) человек этого железного зверя? Нас, конечно же, в первую очередь интересует решение инженерных вопросов, связанных с водоснабжением, канализацией и вентиляцией. Как устроен туалет или по-морскому — гальюн? Как восполняются немалые резервы воды и воздуха в замкнутом пространстве подводной лодки? Вообще, какими санитарно-техническими приборами оборудованы современные подводные лодки?
Гальюн
Поразмышляв над тем, куда деваются отходы жизнедеятельности от ста человек экипажа, накопленные не за один месяц, быстро приходишь к выводу, что возить их с собой трудно (это какие ж должны быть ёмкости!). Так что конечный пункт их прибытия или, точнее сказать — выбытия, понятен — синее море. Вопрос: каким способом?
Гальюнов на подводных лодках два: надводный и подводный. Надводным пользуются, когда лодка идет в надводном положении или стоит на якоре. Потребность в подводном гальюне возникает, как правило, в подводном положении.
Выглядит гальюн подводной лодки как туалет вагона поезда. Его стенки обшиты стальными листами, имеется унитаз и педаль смыва. Но за борт содержимое унитаза выбросить не так просто, как, например, в поезде, где нажал на педаль — и содержимое на шпалах или же в баках, как в биотуалетах. Сперва нужно создать внутри лодки давление большее, чем за бортом. Ведь в море на глубине нескольких сотен метров давление за бортом такое, что при использовании системы, применяемой в поезде, лодка немедленно пойдет ко дну. Соль же в том, что отходы жизнедеятельности собираются в специальный баллон, который периодически продувается воздухом под давлением прямо в море. И если по недосмотру нажать на смыв в тот момент, когда давление в системе будет выше, чем в помещении, то содержимое унитаза с большим ускорением полетит совсем в неожиданную сторону.
Поэтому отличие подводного туалета от туалета поезда в том, что в гальюне много различных вентилей, захлопок и манометров. Поэтому же поход туда напоминает подготовку пилота самолёта к полёту. Не выполнишь ряд необходимых технических действий — и простой поход в туалет может привести, как это ни абсурдно звучит, к локальной санитарной катастрофе! К тому же, лодка ведь не просто чудо военной техники, а чудо, призванное действовать скрытно, и, конечно, гальюн работает абсолютно бесшумно на любой глубине погружения, вплоть до предельной.
А как же мыться?
На современных подводных лодках для экипажа созданы поистине комфортные условия. Возьмём, к примеру, тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Здесь есть и душевые кабины, и спортзал с сауной, обшитой дубовыми досками, и солярий, и даже маленький бассейн для плавания размером 2х4 метра, который наполняется солёной или пресной водой. В каютах для командного состава установлены системы кондиционирования и телевизоры. Плавучий «Хилтон» — так шутливо-горделиво моряки прозвали этот тип лодок.
Стирка на подводной лодке, как правило, не предусмотрена. После душа морякам выдают комплекты чистой одежды.
Чем дышать?
Теперь о воздухе. Человек за час в среднем потребляет 25-28 литров кислорода, а выдыхает 20-25 литров углекислого газа. Естественно, что на подводной лодке никак не обойтись без специальных систем регенерации воздуха. На подлодках запасы кислорода пополняют, производя реакцию электролиза морской воды. Образующийся при этом водород безопасно удаляют. С углекислым газом справляются специальными газоочистителями СО2. Существуют еще несколько фильтров, которые служат препятствием для прочих ядовитых газов, летающих в воздухе частиц, масляного тумана, запахов и пр.
Прочие системы
На подводных лодках имеются системы пресной воды, мытьевой воды и мусоровыброс.
Пресная вода на субмаринах используется и для питья, и для умывания, и для приготовления пищи. Хранится пресная вода в специальных ёмкостях, а пополняется опреснительной установкой. Как правило, умывальники подлодок имеют два вентиля: один открывает холодную пресную воду, другой — горячую солёную (мытьевую). На камбуз (кухню) вода подаётся через фильтры, очищающие её от случайных примесей и придающие ей хорошие вкусовые качества. Если подаётся дистиллированная вода с опреснительных установок, то в фильтре она обогащается необходимыми солями.
Система мытьевой воды подаёт нагретую морскую воду из систем водяного охлаждения к умывальникам, душу и на камбуз для первичной мойки посуды. Забортная вода подогревается до 30-40°С. Трубопровод для мытьевой воды обычно выполняется из медных цельнотянутых труб.
Среда жизнедеятельности экипажа подлодок максимально приближена к условиям на суше. Соответственно, копится различный мусор. Подводная же лодка не может позволить себе роскошь таскать кучи отбросов до окончания плавания. Да и санитарно-гигиенические нормы нельзя нарушать. Как вы уже догадались, мусор выбросить на подводной лодке тоже не так-то просто. Поэтому мусоровыбрасывающее устройство для избавления от камбузных отходов и прочих остатков тоже должно надёжно срабатывать на глубине. Устройство представляет собой прочный бункер, работающий как шлюзовая камера на космическом корабле. Сначала в него закладывается измельченный мусор, затем он закрывается, заполняется забортной водой и продувается сильной струёй воздуха. Естественно, моряки не сбрасывают в море консервные банки и бутылки.
Смотря на великолепные технические решения в подводных лодках, восхищаясь инженерной мыслью, понимаешь, что для человека ничего невозможного на свете нет. Какую только среду обитания человек не покорил: и подводный мир, и поверхность океана, и воздушное и орбитальное пространства! Что на очереди? Открытый космос? Другие планеты? Поживем — увидим!