Как моются оленеводы в тундре
Как при низких температурах оленеводы в тундре купаются, ходят в туалет и решают другие бытовые вопросы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Умывальник с теплой водой
В мороз в чуме практически всегда в дневное время горит огонь в печке. Без этого здесь никак. На ней все время находится чайник с водой. Достаточно налить в умывальник кипяток и, разбавив его до нужной температуры, можно элементарно выполнить все гигиенические процедуры. Использованная вода попадает в таз, а затем выносится и выливается немного дальше стойбища.
2. Душ
Понятно, что о традиционном устройстве здесь даже речь не идет. Помыться можно в тазу, поливая водичкой себя из ковша за импровизированной ширмой. Так же можно и голову помыть. В принципе, ничего сверхъестественного для тех, кто в детстве не раз гостил у бабушки в деревне.
Зимой же оленеводы стараются слишком далеко от населенных пунктов не уходить. У многих есть свои квартиры, кто-то на несколько дней снимает жилье, чтобы передохнуть и привести себя в порядок (помыться и постираться). Удивительно, но при наличии комфортабельного жилья многие все же выбирают жизнь в тундре.
3. Стирка
Чтобы привести в порядок одежду или другие вещи, обычно их развешивают на веревки между двумя лиственницами. Дальше за работу принимаются ветер с морозом. Вещи отлично вымораживаются и приобретают аромат морозной свежести.
4. Холодильник
С этим вообще все предельно просто. Тундра – большущая морозильная камера. Продукты ставят на полу поближе к краю чума, где температура ниже нуля, или хранят на нартах в специальных ларях из дерева. То, что замерзать не должно, например, суп, помещается поближе к печке. Мясо и рыба обычно поднимаются на нартах повыше над землей, чтобы животные не достали.
5. Туалет
Относительно этого вопроса проблем не возникает. Территория большая. Правда, отходить от стойбища придется метров за двести, но это уже мелочи.
6. Экстренные случаи и медицина
Всех оленеводов областная администрация перед отправкой в тундру обеспечивает спутниковым телефоном. Так у людей появляется возможность вызвать помощь, если она им необходима.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гигиена чукчей: чем они могут удивить русских
Привычки народов, живущих, по сути, в палеолите, действительно могут не только удивить, но и шокировать привыкших к удобствам цивилизации городских жителей.
Это вполне относится к вопросам гигиены чукч.
Мыться или не мыться?
Вот как описывает быт чукчей оказавшийся во время полярной экспедиции капитан Роберт Бартлетт в своей книге «Последнее плавание Карлака»: «Нас разместили в чуме, где кроме нас было еще человек 10, угощение состояло из тухлого моржового мяса, пеммикана и оленины, меня усердно поили адски крепким русским чаем, и всю ночь все непрерывно курили и кашляли. Духота стояла страшная».
Но снаружи было еще хуже – ураганный ветер и низкая температура в –32 —38 градусов Цельсия.
Советский антрополог, изучавший культуру и быть чукч Владимир Германович Богораз в своей книге «Чукчи» сообщал о гигиене народа коротко – живут в грязи, едят вшей, которых ловят на себе, а грязные котлы дают вылизывать собакам, – удручающее зрелище.
Удивить и шокировать могла не только грязная посуда, но и сама еда – например, содержимое оленьего желудка, смешанное с ягодами или даже олений помет.
На самом деле, Богораз не написал еще многого: что, например, от вшей чукчи смазывали волосы собственной мочой, а содержимое чана, в который мочились ночью, использовалось для мытья рук. Горячей воды в тундре зимой не было, топлива для того, чтобы ее согреть, не хватало, поэтому естественная жидкость вытекающая из человеческого организма была единственной водой для хоть каких-то гигиенических процедур, если их так можно было назвать. Правда, после мочи, руки «споласкивали» снегом. Снегом же подмывали младенцев, а вместо подгузников использовали сухой мох – сфагнум.
Если женщина рожала младенца зимой, а делал она это всегда одна, уходя в отдельную ярангу, то была вынуждена обмывать его собственной мочой.
Не мыться и не стираться
Что же касается мытья тела, то летом чукчи иногда окунались в горячие минеральные источники, правда, в лечебных целях. А в остальные времена года предпочитали другие способы очистки кожи. Например, носили одежду, сшитую из шкур животных мехов внутрь, считая, что мех животных очищает. Как уточнял Богораз, для очищения тела от паразитов – вшей, чукчи в начале XX века покупали у русских белые рубахи, они надевали ее под свою обычную одежду и носили их по несколько дней, а потом снимали и выбирали вшей из швов рубахи, не находя в этом ничего необычного.
Смелая женщина, этнограф из Ленинграда Варвара Григорьевна Кузнецова, после Великой отечественной войны прожившая в ярангах с чукчами несколько лет, рассказывала, что чукчи никогда не стирали одежду. Летом обычно донашивали повертевшуюся зимнюю одежду, а к осени шили себе новую.
Очищение без воды
Но определенные правила гигиены у чукч все же были. Когда становилось совсем невмоготу от грязи, они начинали копить топливо, затем в одном из яранг разжигали очаг, в который клали несколько камней и устраивали «чукотскую баню» – раздевались донага и сидели вокруг очага – потели от жара. Это не занимало много времени, так как чукчи очень сильно потеют, и часто сокрушаются по этому поводу. Затем специальными скребками они соскабливали с кожи грязь вместе с потом и смазывали кожу свежим тюленьим жиром. Вот и вся баня. Одежду на это время выкидывали на мороз, а после «бани» надевали сменную одежду, если она была. Эту одежду носили до следующей бани, которую устраивали раз в три месяца.
«Гостевая книга»
Есть такая расхожая байка про то, что чукотский туалет – это две лыжные палки: одну надо воткнуть в снег и держаться за нее, чтобы не унесло ветром, а второй – отгонять волков. Представьте себе, но это частично – правда. Но отгонять зимой приходится не волков, а оленей, которые с удовольствием поедают снег с человеческой мочой (очевидно, им не хватает соли) и делают это так рьяно, что могут затоптать человека. Поэтому справлять малую надобность приходиться в тундре очень быстро, особенно женщинам.
Еще более интересный обычай существует при справлении нужды посерьезней. Путешественник Владимир Николаевич Сафронов в путевых заметках «Как я побывал у чукчей, не испорченных цивилизацией», вспоминает, что «следы» присутствия людей до сих пор располагаются в непосредственной близости от яранги, вдоль натоптанных дорожек. Это своеобразная «гостевая книга», по которой можно узнать, кто приходил и уходил из яранги. И это никого не смущает, во-первых, потому что температура в тундре редко повышается выше ноля, а во-вторых, в тундре отсутствуют помойные мухи, и поэтому отходя человеческой жизнедеятельности не беспокоят обитателей яранг.
Через какое-то время чукчи просто снимаются с места и кочуют на новую стоянку.
Разумеется, большая часть чукотского народа уже давно переселилась из душных холодных яранг в квартиры со всеми удобствами, и теперь все они могут наслаждаться чистотой наравне с другими благами цивилизации.
Как живут оленеводы в тундре? Сколько зарабатывают? Как моются?
Ямальские ненцы освоили северные рубежи задолго до того, как сюда пришли газодобытчики. Они бороздили тундру во времена, когда о нефти еще даже не знали. И с тех пор их жизнь почти не изменилась. Они все так же со стадом оленей кочуют по бескрайним снегам и стараются ужиться с нефтяными вышками и рыночной экономикой, не забывая о своих традициях.
Как живут оленеводы в тундре?
Как и сотни лет назад, ямальские оленеводы ведут кочевой образ жизни. Живут в чуме. Это такое сооружение из деревянных шестов, которое обтягивают оленьими шкурами. Самое что ни на есть доступное жилье. Собирается оно буквально за полчаса. При этом ставить чум — исключительно женская работа. Хотя некоторые современные оленеводы временами отходят от этой традиции и помогают своим спутницам устанавливать дом.
А делать это приходится часто. Оленеводы не сидят на месте дольше двух-трех дней. За это время оленье стадо съедает и вытаптывает весь мох в округе — нужно идти дальше, чтобы животным было чем питаться.
Как правило, в одном чуме проживает около 5-10 человек. Это одна или две семьи. Несмотря на тесноту в этом жилище есть много правил, нарушение которых прощают разве что только приезжим гостям, не знающим традиций. Например, есть мужская половина чума. Женщинам на нее вход воспрещен. Обходить печь сзади тоже нельзя. Прислоняться к некоторым шестам, на которых держится чум, категорически запрещается. Не меньше ограничений и снаружи. Женщинам, к примеру, нельзя заходить за чум.
Как современные технологии изменили жизнь кочевников?
Современные технологии не могли повлиять на жизнь оленеводов. В каждом чуме непременно есть электрогенератор. Заводят его нечасто — нет необходимости. Но когда появляется электричество — вокруг розеток собираются многие чумовые обитатели. Как правило, молодежь спешит зарядить свои мобильные телефоны. А если они находятся недалеко от фактории или какого-то поселка и есть связь, то все спешат в интернет: узнать, как дела у друзей, почитать новости. В некоторых чумах есть даже небольшие плоские телевизоры и спутниковые тарелки. Вечерами они собираются у экрана, чтобы вместе посмотреть фильмы.
Всех детей коренных народов Ямала на зиму собирают в специальные школы-интернаты, где они получают образование. Там они узнают о том, что есть другая жизнь: теплые дома, электричество, телевизоры и прочие блага цивилизации. «Потом они вырастают, получают образование и не все хотят возвращаться обратно в тундру», — говорит старый оленевод.
Как они моются и ходят в туалет?
Чумовая жизнь накладывает свои отпечатки на быт. Об этом агентству рассказал один из оленеводов Александр Салендер. «Здесь же нет душа, как в поселке. У нас в чуме ручной умывальник висит. Воду греем на печи, моемся. Летом в озерах купаемся, вещи стираем», — рассказывает оленевод.
Туалета в тундре, кстати, тоже нет. Поэтому у оленеводов очень просторные широкие одеяния. «Выйдешь подальше от стойбища. Ямку в снегу натопчешь и садишься там. Малица [длинная одежда ненцев] со всех сторон закрывает, чтобы не продувало. Она как маленький чум, — смеется Александр, — главное, чтоб олени не набежали. Им соли не хватает. Поэтому они сразу набрасываются на „желтый снег“. Приходится на них орать, чтобы отогнать от себя».
Несмотря на жизнь в тундре оленеводам тоже нужны деньги. Часть ямальских кочевников работает на местные оленеводческие компании и за зарплату выпасает совхозных оленей, из которых потом сделают колбасу и прочие ямальские деликатесы. Другие пасут только собственное стадо и зарабатывают на сдаче мяса и продаже оленьих рогов и пантов (последние, рога молодого оленя, особенно ценится в Китае).
Александр говорит, что доходы в совхозах небольшие — 30-40 тысяч в месяц на семью. Деньги нужны, чтобы купить топливо для генераторов и снегоходов, крупы и макароны, хлеб, накопить на новый снегоход. А с продажи мяса на забойных комплексах можно откладывать на квартиру в поселке, чтобы было куда переехать из тундры при необходимости.
Но, как и много веков назад, в тундре богатство оленевода до сих пор измеряют размером его стада. Например, у зажиточного кочевника может быть стадо из двух-трех тысяч оленей — тогда его можно считать настоящим миллионером. Тех, у кого стадо меньше 500 голов, уже считают бедными.
У Салендера всего несколько сотен собственных оленей, а остальные — колхозные. Он говорит: чтобы прожить в тундре, на обычную семью нужно не меньше трехсот голов. «Олени для ненца — это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень — наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными», — делится наш герой.
Как ненцы ориентируются в тундре?
У ненцев фантастические навигационные навыки. Представьте, что вы посреди тундры: вокруг до самого горизонта только бескрайнее снежное поле. Горожанин сгинул бы в этих снегах, и его никто бы не нашел. Кочевники же знают каждый холмик, каждый кустик, как свои пять пальцев. Для них тундра — как одно большое общежитие. Они всегда точно знают, где находятся сами и знают, где кочуют друзья и родственники несмотря на расстояния и отсутствие связи. Отправиться за сотню километров в гости в чум к друзьям им все равно, что нам сходить к соседям. И несмотря на отсутствие каких-либо видимых горожанину ориентиров они всегда приезжают точно туда, куда ехали.
Как женятся оленеводы?
Дружеские и семейные связи вообще имеют особенное значение для оленеводов. Брачные союзы считаются божественными и нерушимыми. Конечно, в современном мире девушки часто стали выходить замуж за мужчин другой национальности, а парни выбирают себе в жены девушек из городов. Но старшими это не возбраняется. Однако есть и семьи, которые до сих пор чтят старые традиции. Бывает, что юноша и девушка могли встретиться где-то в тундре, познакомиться в поселке, когда приезжали за провизией, или на каком-то празднике. А есть и случаи, когда отцы решают, за кого отдать дочь — сами подыскивают достойного жениха. В таких случаях молодые впервые могут встретиться уже на своей свадьбе.
Свадьба, как и любое торжество здесь, сопровождается забитием оленя. Тундровые жители привыкли есть сырое мясо и запивать его еще теплой кровью животного. Самому почетному гостю вручают деликатес — свежую кровавую почку оленя. Делается все быстро, пока мясо не замерзло.
Как дела у них с религией?
С религией у оленеводов очень специфичные отношения. Все они язычники и поклоняются собственным богам и идолам. Они чтят традиции и с почтением относятся к священным местам. Но современный мир повлиял, в их чумы пришло и христианство. Неудивительно увидеть в чуме уголок с иконами православных святых, стоящих на специальном сундуке, в котором хранятся ненецкие идолы.
Прежде чем присесть, оглянись! Как в тундре моются, справляют нужду и рожают детей
Сегодня современному человеку сложно представить свою повседневную жизнь без электричества, Интернета и горячей воды. Однако, далеко не всем повезло с условиями. Так, например, оленеводы- кочевники сталкиваются с различными жизненными проблемами, которые вызывают искреннее удивление у современного человека. Основной пищей для оленей является ягель, который быстро съедается животными и оленеводам приходится перемещаться с места на место каждые 2-3 дня. Именно эти частые переходы с места на место не позволяют оленеводам иметь должные условия в их жилищах.
Чтобы добыть воду, чукчам приходится разводить костер. Жители тундры растапливают лед, однако, чаще всего данная вода бывает предназначена для приготовления еды. У входа в чум можно встретить умывальники с водой, которые являются средством личной гигиены для оленеводов. Детей моют в больших тазах. Взрослые чукчи моются намного реже. Не стоит забывать о жире, которым жители Тундры обмазывают свои тела для сохранения тепла.
Туалеты у оленеводов расположены прямо на улице и представляют собой небольшое углубление в снегу. Во время непогоды жителей тундры спасают специальные одеяния, которые защищают их от холода и обморожения. Кстати, оленеводам приходится постоянно оглядываться, так как олени любят поедать желтый снег. Животные, таким образом, пытаются восполнить дефицит соли. Чтобы олень не помешал, оленевод прикрикивает и отгоняет его.
Роды у женщин принимают тети, мамы или бабушки. Мужчины пристально следят, чтобы в доме было достаточно теплой воды. Бывает, что в тундру прилетает врач или роженицу транспортируют в больницу. Ненцы верят, что рожать нужно столько, сколько пошлет покровительница и хозяйка чума Мях-Пухче. Вместо памперсов чукчи используют специальный мох.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Закон обратного волшебства. 1-4 Серии. Сериал. Детектив, экранизация Режиссер: Иван Попов Сцен.
САТАНОВСКИЙ: «БОЛЬШОЙ КРОВЬЮ ДОЛЖНЫ ОТВЕТИТЬ, И НЕ НАШЕЙ!». Известный российский учёный-в.
В украинском учебнике заявили, что евреи и французы являются выходцами из Гал.
Эти вещи когда-то использовались повсеместно, но вызывают недоумение у наших соврем.
—Поиск по дневнику
—Статистика
Тропик_рака все записи автора
Всем привет! Меня часто спрашивают в комментариях, как делают «ЭТО» на севере, в холодное время года. Ведь там нет лопухов и туалетной бумаги. А не так все плохо там. Место, где можно сходить в туалет простирается от горизонта до горизонта. Но возникает вопрос, чем же вытирать свою драгоценную попу? Как делают это чукчи?
1.
В тему и немного про оленей. Наглядная инструкция, как нужно ходить в туалет и при чем тут вообще олени. Давайте с вами пофантазируем. Приехали вы на север, попили чайку и вам тут приспичило. Пошли вы в поле и за вами следом пошли олени, вы сначала не поймете, что происходит. Так вот когда вы начнете выливать свой чай из себя, то олени сразу ринуться на ваше желтое пятно, чтобы поесть тепленький снег. Они просто снесут вас с ног. Как же быть спросите вы. Выход есть!
— Олени? – спросила Алла.
— Как вы вообще тут в туалет ходите? – спросила я.
— Да как. Пошли покажу, — сказала Алла, — я как раз тоже уже хочу.
И мы пошли.
Олени уже разбрелись по стойбищу, но, увидев нас, стали группироваться и готовиться к охоте.
— На них надо крикнуть, они разбегутся, — объясняла Алла на ходу.
— Да как ты там орала, — махнула она в мою сторону щепкой. Щепку она захватила в чуме у «буржуйки».
— Нормально орала, — сказала я, но, вспомнив институтку, заткнулась.
Олени шли за нами хорошо обученной «свиньёй».
Алла остановилась, выковыряла в насте ямку щепочкой и взялась за полы ягушки (это такая девичья малица из оленьих шкур). Олени подошли и встали как вкопанные метрах в двух, не спуская глаз с выколупанной Аллой лунки.
— Смотри, как надо, — сказала Алла и, набрав воздуху, крикнула на полтундры:
Олени всё еще бежали, когда Алла встала и расправила ягушку. Когда встала я, олени уже возвращались, но были еще далеко.
С того момента я ходила в тундру без провожатых. «А ну на *уй быстро. » — это я ведь и сама умею сказать, когда приспичит. Причем, вскоре выяснилось, что данную фразу не обязательно кричать полностью, достаточно и усеченного варианта. «А ну на *уй. » — доносилось время от времени из тундры. Это означало, что кто-то из обитателей стойбища пошёл в туалет.