Как мозг обрабатывает зрительную информацию
Секреты нейрофизиологии для интернет-маркетолога
Знание того, как человеческий мозг обрабатывает текстовую и визуальную информацию, а также навыки применения этих данных, помогут вам в создании более эффективной и привлекательной маркетинговой стратегии. Например, знаете ли вы, что мозг человека более склонен к эмоциональным реакциям, нежели к рациональным и взвешенным поступкам?
Согласно приведенной ниже инфографике, эмоции обрабатываются в 5 раз быстрее, чем сознательные и рациональные процессы.
Кроме того, изображения воспринимаются в 60 000 раз быстрее текстовой информации. Поэтому мы запоминаем тексты с изображениями гораздо лучше сухих, ничем не иллюстрированных материалов.
Все это, и многое другое, подробно описано в переводе инфографики от маркетинговой платформы Emma.
1. Примитивный мозг
Речь идет о миндалевидном теле, или миндалине. У каждого из нас две миндалины, по одной на полушарие — а размер этой части мозга положительно коррелирует со склонностью к агрессии. По иронии, миндалевидное тело контролирует не только эмоциональные, но также и пищеварительные реакции организма.
Что это значит для маркетолога?
Стремитесь «порадовать» миндалевидное тело мозга. Тема вашего письма и первая строка текста должны мотивировать подписчиков к чтению email. Используйте слова, вызывающие волнение, заинтересованность — даже беспокойство. Если вам удалось спровоцировать подписчика на сильную эмоцию — значит, все сделано верно.
2. Наш мозг обожает картинки
Примитивный мозг особенное внимание уделяет образам опасности, секса и еды. Но не переусердствуйте с применением этого принципа в ваших рассылках — во всем нужно знать меру.
Что это значит для маркетолога?
Создайте макет рассылки, который можно «просканировать», бегло окинуть взглядом и уловить суть предложения. Ведь мы больше не читаем письма в своих ящиках. Итак, представьте, что вам предстоит создать email без текста (или почти без него), а историю, оффер и эмоцию нужно донести через изображения. Путь к максимальной визуальной выразительности — правильный путь в данном случае.
3. Акцент на лица
Естественный отбор очень долго отсеивал тех, кто не мог быстро реагировать на угрозы и выстраивать отношения в сообществе. В результате каждый человек способен делать это, мгновенно считывая мимику собеседника.
Что это значит для маркетолога?
Пусть модель на фотографии смотрит в сторону вашего призыва к действию. При этом крупные планы более эффективны, а исследования айтрекинга показывают, что посетители с большой вероятностью взглянут туда, куда смотрит модель. Так что хорошо, если фото на вашем лендинге не направляет взгляд на коварный крестик в верхнем углу веб-страницы.
4. Важность цвета
При выборе цветового оформления важна не только эстетика и гармония сочетаний. Проблема в том, что каждый цвет отправляет различные сигналы мозгу.
Что это значит для маркетолога?
Тестировать и тестировать. Каждый человек индивидуален, поэтому здесь крайне важно провести несколько тестов. Только так вы сможете выяснить влияние конкретного цвета на реакцию именно вашей аудитории — точнее, большинства ее представителей.
Быть может, для ваших пользователей цвет перванш (бледно-голубой с сиреневым оттенком) станет наилучшим мотиватором к целевому действию. Как знать?
Как мозг превращает картинку в действие, а движение — в звук
Профессор Университета Феррары (Италия) Лучано Фадига на открытой лекции в СПбГУ рассказал, какие процессы в мозге обеспечивают восприятие информации и коммуникацию посредством языка и речи. Ученый-нейрофизиолог, член пармской группы, открывшей зеркальные нейроны, поделился своей точкой зрения на участие моторных зон мозга в процессе вербальной коммуникации — как подтвержденными эмпирически фактами, так и гипотезами.
Два потока восприятия
Лекция состоялась в рамках III Международной конференции «Нейробиология языка и речи».
Говоря о восприятии информации мозгом, Лучано Фадига рассказал о гипотезе двух потоков: вентральном и дорсальном. Это две параллельно работающие системы в головном мозге, кодирующие визуально воспринимаемую информацию. При зрительном восприятии объектов информация фиксируется в первичной зрительной коре, после чего поступает во вторичную, откуда и берут начало вентральный и дорсальный потоки.
Вентральный поток заканчивается в височном, а дорсальный — в теменном отделе коры головного мозга. Благодаря экспериментам на обезьянах с нарушениями височной и теменной долей удалось сформулировать предположения о роли этих отделов мозга в восприятии зрительной информации. Так, височная доля участвует в функционировании памяти и выступает своеобразным «архивом»: попадая туда, информация быстро определяется в нужные «категории». Теменная доля считается ответственной за пространственную ориентацию. Согласно данной гипотезе, вентральный поток отвечает за семантику, фактически отвечая мозгу на вопрос «что это?», дорсальный же — за пространственное положение, обрабатывая понятия «где?» или «как?».
Наш мозг — это классификационная машина. Он распределяет все, что мы видим, на множество категорий. Мозг порождает ассоциации, связи между предметами и понятиями, группируя объекты по различным параметрам.
Профессор Университета Феррары (Италия) Лучано Фадига
«Например, кирпич относится к понятийной группе стройматериалов и в то же время может быть обобщен с красным яблоком по цветовому признаку. Мы делаем все это автоматически, не задумываясь, это делает наш мозг», — подчеркнул Лучано Фадига.
Движение и действие
После обработки зрительной информации, рассказал ученый, мозг принимает решение о дальнейших действиях с ней. К примеру, если человек осознает, что ему необходим видимый предмет, он протягивает руку, чтобы его взять. Мозг при этом должен быстро понять, есть ли на пути препятствие и как именно нужно сложить ладонь, чтобы получить желаемое. Лучано Фадига с коллегами изучал работу мозга обезьян в момент, когда они осуществляли хватательное движение различными конечностями в отношении предметов разного размера и формы. Это позволило зафиксировать реакции мозга и схему, приводящую к совершению движения.
Действие, согласно формулировке, приведенной ученым, — это иерархически организованная последовательность движений, приводящих к цели. То есть если цель — взять видимый предмет, то хватание будет действием, осуществляемым с помощью цепочки движений, регламентируемых мозгом. Принятие соответствующих решений, по данным ученых, происходит в вентральной области премоторной коры (так называемой зоне F5). Именно в ней группе исследователей из Пармы, в которую входил и Лучано Фадига, удалось обнаружить так называемые зеркальные нейроны.
Первым шагом к выявлению зеркальных нейронов стала случайность.
«Однажды мой коллега в лаборатории ел мороженое. В момент, когда он его лизал, зона F5 мозга подопытной обезьяны, подключенной к энцефалографу, выдавала реакцию, которая возникла бы в случае, если бы сама обезьяна производила движение, подобное тому, которое совершал мой коллега. Однако сама обезьяна в этот момент оставалась неподвижной», — рассказал ученый.
Так удалось обнаружить, что нейроны в области F5 у обезьян активизируются не только в момент хватания предмета, но и в момент наблюдения за знакомым действием другого.
Центр Брока
Все вышеперечисленные факторы, считает Лучано Фадига, влияют на речевую функцию человека. Именно благодаря зрительному восприятию, уверен он, и дальнейшему претворению информации в движения речевого аппарата и происходит непосредственно процесс говорения. То есть звук, по мнению ученого, в данном случае не играет решающей роли. «Послушайте, как пожилой человек и маленький ребенок или люди с разными акцентами произнесут одно и то же слово: звуки могут отличаться, однако движения губ, языка будут одинаковыми», — подчеркнул исследователь.
Но, конечно, мозг человека и мозг обезьяны существенно различаются: обезьяны фактически не используют язык в привычном нам понимании. Профессор Фадига полагает при этом, что сходство между мозгом обезьяны и мозгом человека можно проследить, однако последний в процессе эволюции значительно усовершенствовался.
По предположению Лучано Фадиги, цитоархитектоническим гомологом зоны F5 у обезьян в мозгу человека может быть область, или центр, Брока. Область Брока расположена в задней нижней части префронтальной коры и отвечает, в частности, за сенсомоторную организацию речи. Согласно исследованиям ученого, центр Брока активизируется во время восприятия и использования человеком языка, математических вычислений, прослушивания музыки, логических операций. Процессы в центре Брока, считает ученый, также связаны с визуальным восприятием окружающего мира: анализ видимого пространства позволяет человеку планировать и прогнозировать как свои действия, так и действия других. Это одно из важных эволюционных приобретений, уверен профессор, благодаря которому люди владеют понятием «будущее», способны к долгосрочному планированию, к просчитыванию последствий своих действий, символическому мышлению и, возможно, языку.
«Заплатив цену с точки зрения эффективности, наш вид получил новые возможности: изобретать новые действия и реакции, исследовать новые решения. Все это обеспечивается чрезвычайно сложным сенсомоторным механизмом, вычислительные возможности которого могут быть использованы и в познавательных целях», — заключил Лучано Фадига.
В паре строк: как мозг обрабатывает информацию?
7 коротких ответов на вопросы о мозге, механизмах памяти и восприятия, которые формируют нашу психику и делают нас людьми.
Все мы живём не в объективной реальности, а в иллюзии, созданной нашим мозгом. Очень точной и полезной иллюзии. То, как именно она создаётся — один из главных вопросов науки последних десятилетий. В этой области остаётся ещё много вопросов, но многие загадки уже разгаданы.
Читайте также :
Когда человек воспринимает что-либо, активизируются и связываются друг с другом пучки нейронов. Запоминание зависит от схемы активации нейронов: такая схема позволяет нам, к примеру, не задумываясь включать свет в знакомой комнате. Осознанные воспоминания, как и нерефлексивные механизмы поведения, записываются в виде определённого нейрохимического кода, но локализуются в разных участках головного мозга, причём последние относятся к более древним и глубоким слоям психики. Лишь некоторым нейронным схемам соответствуют мысленные репрезентации или внутренние образы, которые можно увидеть «перед глазами» и хорошенько обдумать.
Такая разница есть, хотя она не сводится к различию между «творческим» правым и «логическим» левым полушарием. Левое полушарие в большей степени отвечает за речь, вербальное мышление и прогнозирование будущих событий. Правое — за пространственную ориентацию, невербальную память и восприятие настоящего. Яркое подтверждение межполушарной асимметрии мозга дали операции по рассечению коры двух полушарий (комиссуротомия). Но для большинства психических операций требуется согласованное действие обоих полушарий, а некоторые функции могут даже поменяться местами, ведь мозг — необычайно пластичная структура.
Это способность мозга меняться и перестраивать свои внутренние структуры. Благодаря этой способности мозг может компенсировать повреждения, «перебрасывая» выполнение отдельных функций на неповреждённые области: в некоторых случаях человек может вести почти полноценную жизнь даже после утраты 90% неокортекса. Но свойство нейропластичности проявляется и в более обыденном контексте — например, в процессе обучения. Вы учитесь чему-то и даже читаете эти строки только благодаря тому, что структура вашего мозга может меняться.
Во-первых, объёмом серого вещества: у мужчин он, в среднем, несколько больше, хотя отдельные зоны больше развиты у женщин. Во-вторых, у мужчин, как правило, более развито правое полушарие и теменная кора — вероятно, поэтому они лучше справляются с пространственными операциями. У женщин же сильнее развита зона Брока, связанная с речью. Есть и различия, связанные непосредственно с половым поведением. Но в целом вариации в строении мозга между отдельными женщинами и мужчинами гораздо значительнее, чем различия между полами, поэтому говорить о «женском» и «мужском» мозге и отдельных видах интеллекта было бы некорректно.
Неправда. Каждая часть мозга выполняет какую-либо функцию, иначе она, скорее всего, отмерла бы в процессе эволюции — зачем зря тратить энергию на неработающий механизм? Конечно, не все отделы мозга работают одновременно: они активируются по мере необходимости. Кроме того, недостаток умственной деятельности может привести к атрофии отдельных клеток и усилить предрасположенность к болезни Альцгеймера. Но в целом мозг — целостная структура, в которой нет ненужных частей. Другое дело, что пользоваться ей можно с большей или меньшей эффективностью.
В кратковременную память попадает информация от органов чувств, активизируя нейронные цепи во фронтальной и теменной коре. Здесь она сохраняется лишь около 30 секунд. Чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, необходимо повторение. Если какой-либо стимул повторяется достаточно долго, информация консолидируется в гиппокампе и поддерживается нейронными соединениями, распределёнными по разным отделам мозга. В некоторых случаях информация может переходить в долговременную память без такого посредничества, поэтому люди с повреждением гиппокампа, к примеру, могут улучшать свои навыки вождения или рисования, хотя ничего не помнят о тренировках.
Читайте также :
Мозг — не только биологическая, но и социальная структура: многие особенности психики непосредственно связаны с воспитанием и культурой. Считается, что представители «западных» культур воспринимают информацию, фокусируясь на её отдельных аспектах, а «восточные» культуры чувствительнее к взаимосвязям и контексту (отсюда выводится связь с индивидуализмом первых и коллективизмом вторых). Существуют даже корреляции между типом хозяйства (выращивание риса или пшеницы) и типом психических операций. На восприятие влияет и характер обучения, но все эти отличия достаточно специфичны. Между культурами есть отличия, но общего между ними, если говорить о психике, всё-таки гораздо больше.
Глазные капли вместо очков для чтения: в США одобрили инновационное лечение
Фото Global Look Press.
С возрастом почти каждый житель планеты начинает испытывать проблемы со зрением. Считается, что причина кроется не только в естественном старении организма, но и в нашем увлечении гаджетами и повсеместной работе за компьютером, в длительном нахождении в четырёх стенах, плохом качестве воздуха и различных «сторонних» заболеваниях.
От всего этого страдает наше зрение. С годами линзы наших глаз становятся более твёрдыми, из-за чего мышцам приходится прилагать всё больше усилий, чтобы сфокусировать взгляд на близких объектах. Это состояние специалисты называют пресбиопией.
Человек начинает щуриться, чтобы увидеть то, что перед ним, или предпринимает попытки читать на расстоянии вытянутой руки, а позднее обращается за помощью к врачам. Большинству людей офтальмологи в этом случае прописывают очки для чтения. Однако некоторое время назад медики предложили иное решение: капли для глаз, которые изменяют размер зрачка глаза.
Разработчики провели клинические испытания с участием 750 человек в возрасте 40-55 лет. Испытания показали, что в среднем люди, использующие новые капли, видят на специальной офтальмологической таблице проверки зрения на три и более строки больше.
О серьёзных побочных эффектах применения препарата создатели не сообщают. Однако 15% испытуемых сообщили о небольших головных болях (из-за улучшения остроты зрения мозгу приходится обрабатывать больше зрительной информации). Также до 5% участников сообщили о других побочных эффектах, таких как «покраснение глаз, нечёткость зрения, боль в глазах, нарушение зрения, раздражение глаз и повышенная выработка слезной жидкости», сообщает The New York Times.
Новое лекарство вводится в глаза один раз в день. Его активный ингредиент пилокарпин уменьшает размер зрачка. Этот эффект, как сообщается, должен длиться большую часть дня.
Уменьшение размера зрачка увеличивает глубину резкости изображения. Это означает, что мы видим чётко на большем диапазоне расстояний от глаза, где бы мы ни фокусировали наш взгляд.
Как показали испытания, люди, использующие новые капли, достаточно хорошо видят и при низкой освещённости. Дело в том, что сужение зрачка приводит к тому, что на сетчатку попадает меньше света.
Однако наши глаза могут подстраиваться, меняя чувствительность восприятия окружающего мира. Мы видим окружающее пространство и при ярком солнечном свете, и в сумерках. Более того, даже в очень тёмной комнате мы сначала не видим ничего, но постепенно мозг приспосабливается, и человек видит, как минимум, очертания окружающих его объектов.
Впрочем, создатели капель всё же не рекомендуют пользователям водить машину ночью или выполнять какие-либо опасные действия при плохом освещении.
Инновационное решение одобрил медицинский регулятор США FDA. На днях капли поступили в продажу по рецепту. Считается, что только в Северной Америке от пресбиопии страдает 128 миллионов человек.
Капли можно будет использовать в тандеме с другими лекарствами в виде глазных капель при условии, что препараты будут наноситься с интервалом в пять минут.
Хотя новые капли улучшают зрение вблизи и на среднем расстоянии, они не влияют на зрение вдали. Кроме того, они вряд ли помогут тем, кому более 65 лет.
Ранее мы рассказывали о том, как в глазных каплях было найдено лекарство от агрессивного рака, как стволовые клетки помогли побороть другое распространённое заболевание глаз, а глазные капли – катаракту. Кроме того, мы сообщали о том, что удаление катаракты спасает от деменции.
Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах «Наука» и «Медицина» на медиаплатформе «Смотрим».
Обучение по законам восприятия: стереотипы, синестезия и «дозы» информации
Наше обучение напрямую зависит от того, как мы воспринимаем информацию. Иногда мы видим не то, что «показывает» нам мир, совершаем ошибки. CEO «Кодабра» Дарья Абрамова разбирается в том, как это устроено и как строить обучение, зная об особенностях восприятия.
Читайте «Хайтек» в
Как работает восприятие
Человек читает книгу, смотрит на птицу, задевает горячий чайник — хотя эти процессы устроены по-разному, начинаются они примерно одинаково. Мы и наш мозг сталкиваемся со стимулом, получаем от него импульс и реагируем на него: например, продолжаем смотреть или одергиваем руку.
Восприятие часто происходит мгновенно и без участия сознания: свет попадает на сетчатку глаза, импульсы идут по зрительным нервам в нужные части коры головного мозга, одну за другой, и преобразуются в зрительный образ. Это происходит автоматически.
Восприятие — например, зрительное — состоит из нескольких этапов: взаимодействие со стимулом, отражение света на сетчатке глаза, трансдукция света в электрический сигнал, «путешествие» сигнала по зрительным нервам в зрительную кору, формирование образа предмета. В самом финале человек осознает, что он что-то видит. Чаще всего дальше возникает действие: иногда просто моргание, более пристальное внимание к объекту или движение ему навстречу.
Чем сложнее объект, на который мы смотрим, тем больше факторов влияет на его восприятие. Даже смотря на лампу, мы учитываем предыдущий опыт и может неправильно оценить ее цвет: засомневаться между зеленым и салатовым, если в нашей комнате постоянно стояла зеленая лампа. Когда человек формирует зрительное впечатление о другом человеке, подключается еще больше факторов: на нас влияют ожидания от этого человека, должность, которую он занимает. Также вступают в игру стереотипы: в автобусе человек скорее займет место рядом с миниатюрной пожилой женщиной, чем с крупным лохматым мужчиной в грязной куртке. Хотя именно «бабушка» может оказаться карманницей или просто втянуть вас в неприятную беседу.
При этом, хотя человек может ошибаться в прогнозах при восприятии лиц, он воспринимает и запоминает их эффективно. По крайней мере эффективнее, чем текст. Согласно исследованиям, люди способны запоминать более 2 тыс. изображений и воспроизводить их с точностью до 90%, а из текста он запоминает только 30%, из устного рассказа только 10%.
Как воспринимают информацию дети
В отличие от взрослых, дети способны отделять информацию от своих органов чувств и поэтому воспринимают визуальный мир по-разному, согласно новым исследованиям. Ученые из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что дети младше 12 лет не объединяют различную сенсорную информацию, чтобы осмыслить мир, как это делают взрослые. Это относится не только к сочетанию различных чувств, таких как зрение и звук, но и к разным аспектам зрительного восприятия.
В исследовании рассматривалось, как дети и взрослые сочетают информацию о перспективе и бинокулярной глубине. Ученые попросили детей и взрослых, носящих 3D-очки, сравнить две наклонные поверхности и определить, какая из них является «самой плоской», учитывая перспективу и бинокулярную информацию по отдельности или обе вместе. Только в 12 лет дети объединили перспективу и бинокулярную информацию, чтобы повысить точность своих суждений, как это делают взрослые.
Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, дети хуже конструируют зрительные образы, могут ошибаться в измерений расстояний. С другой стороны, они лучше отделяют одну информацию от другой, а значит, меньше подвержены зрительным иллюзиям и искажению информации.
Но, конечно, дети все равно объединяют информацию из разных источников. Иначе они не могли бы обучаться в принципе. Исследования показывают, что годовалые дети лучше запоминают названия предметов, если им произносят слово, когда они сами держат предмет, их головы устойчивы и предмет находится близко. То есть зрительный образ предмета и название, произнесенное родителем, сочетаются, и ребенок выучивает слово.