Как можно поощрять первоклассников на уроках
Стимулирование учебной деятельности в начальной школе. Из опыта работы
В начальной школе существует практика стимулирования учебной мотивации учащихся, начиная с первых дней ребёнка в школе. Многие учителя используют различные формы, в основном, индивидуальные. Это особенно оправданно в период безотметочного обучения. Кто-то заводит настоящий дневник и за активное участие в учебной деятельности, внеклассной работе делает отметки в виде печатей, наклеек и т.п.. Я считаю, что дневник – лучшее решение. Классный руководитель имеет возможность поместить в него расписание, вклеить объявление, сделать запись для родителей. Да и ученик приучается работать с дневником. Блокноты, конверты для знаков поощрения такую задачу не выполняют. Совсем плохо, когда знаки раздаются, и потом ребёнок не знает, что с ними делать. Такую работу нельзя оставлять без обобщения, подведения итогов. Детям нравится считать набранные знаки. Сравнивают свои результаты, возникает желание посоревноваться, работать в школе лучше. Поэтому хочется обратиться к коллегам: не забывайте, пожалуйста, подвести итоги в конце учебного дня, недели, четверти, года. Кого-то похвалить, кому-то пожелать большей активности, успехов в следующем периоде. Во избежание стресса, негативного отношения школе, не следует отчитывать при всех слабоуспевающих детей. Надо отмечать каждый их успех. Ещё следует избегать подарков, отметок за лучшие результаты. Достаточно грамот, открыток, добрых слов.
В своей практике я использую ещё такую форму работы. Знаки поощрения раздаю ученикам, а те прикрепляют их на общий лист. Сначала это было “Дерево”. Для поднятия мотивации во 2 классе вовлекла детей в игру. Нарисовали огромное дерево. В классе двадцать пять учеников. На дереве появилось пять веток основных и на каждой по пять маленьких (индивидуальные для учеников). Каждую ветку подписали. Дерево назвали “Дерево успеха 2 “Б” класса”. /Рисунок 1/ И в течение полугода за каждый успех ученик получал листик, подписывал его и торжественно приклеивал на дерево. /Рисунок 2/ Такой игровой момент поднял интерес к учёбе и школьной жизни. Повысилась успеваемость. /Рисунок 3/ Если класс достаточно дружный, сильный, то можно сделать соревнование по группам. Такая работа полезна для сплочения коллектива. /Рисунок 4/ А в конце года на празднике “Прощай, 2 класс!” дети сфотографировались под выращенным деревом, были подведены итоги и все ушли домой, неся в руке собственную веточку успеха. /Рисунок 5/ Интересно, что такое мероприятие очень понравилось ученикам, и дети проявили желание выращивать дерево и в третьем классе. Я объяснила, что надо придумать новую форму, чтобы было еще интереснее. И каково было моё удивление, когда дети предложили несколько очень интересных вариантов. Надо сказать, что “Дерево” вызвало интерес и у родителей. Это прекрасная возможность наглядно представить им свою работу с детьми. Администрация школы также отметит работу учителя.
В третьем классе я решила совместить эту форму работы с проектной деятельностью. Мне интересно было узнать, как дети относятся к школе. Хотелось, чтобы они пофантазировали на тему: “Школа будущего”. Ученики готовили рисунки, сочинения на эту тему. И одновременно строили “Школу знаний”. На листе ватмана нарисовали контур школы, сделали из цветной бумаги крыльцо, окна, крышу. Вырезали достаточное количество “кирпичиков” также из цветной бумаги. “Кирпичики” выдавались на уроках за успехи. Владелец подписывал свою фамилию и приклеивал на лист. /Рисунок 6/ Надо заметить, что успехом считается повышение своих результатов. Так, если ребенок писал контрольную на “три”, а потом получил “четыре”, то получал за успех “кирпичик”. На эту работу ушло два последних учебных месяца, и на заключительном классном часе были подведены итоги и отмечены активные ученики. /Рисунок 7/
Такая работа принесла много положительного в жизнь класса: сблизила педагога и учеников, подняла мотивацию, сформировала коллектив, были дети, у которых поднялась самооценка, скрасила учебные дни. Вижу возможность такую работу проводить в параллели. Поверьте, много сил и времени это не займёт. Удачи и творческих решений в вашей работе!
Способы поощрения первоклассников при безотметочном обучении
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ 100 способов поощрения.doc
100 способов поощрения.
«Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердца как старых, так и молодых людей.»
Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?
7. Это лучшее из того, что у тебя получалось!
8. Я знала, что ты сможешь сделать это!
10. Ты умный, находчивый, сообразительный!
11. Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
13. Я горжусь тобой!
15. Ты на правильном пути!
18. Ты превзошел сам себя.
19. Ты очень многое можешь!
20. Что бы мы без тебя делали!
21. Я радуюсь твоим успехам!
22. Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
23. Мои поздравления!
26. Ты нас порадовал!
28. Это то, что надо!
29. Это намного лучше!
32. Ты близок к истине!
34. Ты быстро учишься!
37. Это лучше всего!
38. Здорово! Продолжай работать в том же направлении.
39. Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!
40. Я не смогла бы сделать лучше!
41. Еще немного времени, и у тебя получится!
42. У тебя огромный потенциал!
44. Ты сделал это лучше всех!
47. Ты взял ещё одну вершину!
49. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда! Всё получилось!
50. Ты смог преодолеть (робость, неуверенность. )!
51. С каждым днем у тебя получается всё лучше!
54. Прекрасный ход работы!
55. Ты очень способный!
57. Терпенье и труд всё перетрут!
60. Первоклассная работа!
61. Твой мозг поработал на славу!
62. Мне нравится ход твоих мыслей!
63. Ура. Первая высота взята!
64. Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!
66. И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!
68. Какое интересное решение!
70. Ребята, давайте все вместе порадуемся за нашего победителя!
71. Мои аплодисменты!
73. Да ты просто ас в этом вопросе!
74. Я рада, что ты нашел в себе силы сделать это!
76. На тебя сегодня можно равняться!
77. С тебя можно брать пример!
78. Оценка 6 по 5-ти бальной системе!
79. Мне хочется слушать тебя снова и снова!
80. Я никогда не видела ничего лучшего!
82. Да тебя сегодня не узнать!
83. Родненький ты мой.
86. Ты просто гений!
88. Гордость ты наша!
90. Сегодня ты достиг цели!
91. Поразительно! Козлова Л.А.
92. Лучше (точнее, красивее) не скажешь!
93. Молодец, потрудился на совесть!
94. Родители могут гордиться твоим поступком!
96. Расскажи, как тебе это удалось!
98. Ты сегодня удивил всех!
99. Я так рада за тебя!
Выбранный для просмотра документ ОЦЕНКИ первоклассникам.docx
Выбранный для просмотра документ СМАЙЛ звездочка.docx
Выбранный для просмотра документ СМАЙЛ солнышко.docx
Выбранный для просмотра документ поощрительные значки.docx
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-231025
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как можно поощрять первоклассников на уроках
Автор: Шешолко Ольга Ивановна
Организация: МБОУ СОШ № 103
Населенный пункт: г. Воронеж
Учитель начальных классов каждые четыре года набирает новых питомцев. И каждый раз приходится придумывать что-то такое, что поможет быстрее организовать малышей на серьёзную работу, включить их с первых уроков в быстротечную школьную жизнь. Наполняемость классов увеличилась. В одном классе могут заниматься разные категории детей. И по темпераменту, и по способностям, и по здоровью. А учителю нужно каждому ребёнку уделить внимание, привлечь к рабочему процессу все категории детей, которые сидят в классе.
Для поддержания дисциплины в классе мы с детьми на уроках играем в командный футбол. Есть 2 команды (команда девочек и команда мальчишек). На доске креплю ворота, можно нарисовать или использовать ворота от настольного хоккея. Одни ворота мальчиков, другие девочек. Кто нарушает правила поведения: выкрикивает с места, поднимается во время урока, перебивает учителя, не слушает одноклассников, тот забивает гол в свои ворота. За каждое нарушение я кладу футбольный мячик (макет) в ворота либо мальчиков, либо девочек, смотря кто нарушает правила. Элемент игрового соревнования дисциплинирует учащихся на уроках.
В моём классе живёт домовёнок Кузя. Это хранитель нашего классного очага. С первых дней пребывания в школе я стараюсь сплотить ребят. Говорю им, что мы теперь с вами одна большая семья. И хранителем нашего очага является Кузька. Он всегда в классе. Наблюдает за нами. Радуется, когда в классе мирно и спокойно, все ребята вежливые и воспитанные. С Кузькой ребята могут поделиться своими секретами, рассказать ему о своих обидах, ссорах, или наоборот о радостных моментах своей жизни в школе и вне школы. Кузька помогает мне вести уроки, классные часы. Он определяет порядок ответов на уроках. Кто будет первым, кто последним. Следит за самостоятельностью во время выполнения контрольных работ. Во время диалогов говорит только тот ученик, кому я в руки дам Кузю. Таким образом, это герой помогает мне в классе установить определенные правила поведения для учащихся, которые ребята принимают и выполняют.
Вот такими педагогическими приёмами я хотела бы поделиться с коллегами. С помощью них мне удаётся управлять большими классами, укрощать энергию, порой неуправляемых девчонок и мальчишек. П. П. Блонский писал: «Игра – великая учительница ребенка». Поэтому я стараюсь через игровые моменты, воспитывать в своих первоклашках сознательную дисциплину, развивать внимание и интерес к учебному процессу на всех своих уроках.
Полный текст статьи см. в приложении.
Как поощрить ребенка за хорошие оценки?
Должны ли родители «платить» ребенку за отличные оценки или наказывать его за двойки и плохое поведение в школе? Сегодня мы предлагаем поговорить о современных методах стимулирования школьников.
Поощрения и наказания применяются в педагогике на протяжении многих столетий. После длительного пути педагогической эволюции, методы коррекции поведения, противоположные по смыслу, объединились и находятся в неразрывной связи. При этом очень важно, чтобы методами «кнута и пряника» владели не только педагоги, но и родители. Ведь успехи ребенка в учебе во многом зависят именно от семейного воспитания и умения родителей использовать методы дополнительного стимулирования интереса к учебе.
Кроме этого, важно воспитать в ребенке чувство ответственности за свое будущее. Школьник должен понимать, что учится он не за хорошие оценки и поощрительные призы от родителей, бабушек и дедушек, а для себя.
Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!
Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.
Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей.
Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить. Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек.
Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?
У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.
Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг. Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания.
Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).
Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе. В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе».
Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?
Классики педагогики утверждали, что ни один проступок ребенка не должен оставаться безнаказанным, и что поощрение и наказание связаны неразрывно. К счастью, метод «кнута и пряника» давно подвергается критике со стороны прогрессивных педагогов.
Мудрые люди говорят, что в проступках ребенка всегда виноваты взрослые, забывшие или не сумевшие объяснить ребенку «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, прежде чем ругать и наказывать детей, взрослым нужно тщательно проанализировать собственное поведение. Большинство ошибок дети допускают именно по вине взрослого окружения. Помните:
Наказание присутствует в учебном процессе, скорее, как исключительная мера порицания или осуждения за дисциплинарные проступки, которые стали причиной плохой оценки. Например:
Наказание должно быть соразмерным возрасту и особенностям психики ребенка. Но прежде всего оно должно быть справедливым, не вызывающим сомнения в его заслуженности.
Вместо заключения
Конечно, нет ничего плохого в том, что родители подарят школьнику желанную вещь в награду за хорошую учебу. Но только в том случае, если часто разговаривают с ним. Рассказывают о том, как переживают о его успехах и мечтают, что он станет самым умным и образованным человеком, гордостью семьи.
Важно просто проводить с ребенком выходной, говорить о его проблемах, рассказывать о своей учебе, о том, как справлялись с трудностями в его возрасте. Почувствовав себя равным, ребенок быстрее осознает, что хорошие оценки нужны ему самому.