Как можно посмотреть стаж работы
В Отделение Пенсионного фонда Карелии часто обращаются пенсионеры: как узнать об учтенном в ПФР стаже работы, как проверить, весь ли стаж зачтен для пенсии? Расскажем о возможности для всех пенсионеров проверить свой учтенный трудовой стаж в Пенсионном фонде. Для этого в ПФР предусмотрена справка «О назначенных пенсиях и социальных выплатах». Не обязательно за ней ходить в Пенсионный фонд. Самый простой способ – заказать ее онлайн в личном кабинете гражданина на сайте ПФР. Справка выдается в считанные минуты в электронном виде.
На первом листе справки указаны сведения о виде назначенной пенсии на дату формирования справки, размер пенсии без фиксированной выплаты, также указана сумма, полагающаяся в связи с валоризацией пенсионных прав, сведения об установленной фиксированной выплате, ее размер и размер с учетом повышения. Здесь же указан суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Если пенсионер работает, то указан суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты определенный к выплате как работающему пенсионеру.
Если в своей справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах вы не нашли какой-то период работы или иной деятельности, можно обратиться с заявлением в ПФР о зачете таких периодов, предоставив подтверждающие документы.
Справка в электронном виде выдается с усиленной электронной подписью от имени МИЦ ПФР. Это межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда Российской Федерации. Указывается на основании какого документа выдана справка – на основании выплатного дела № N.
Как проверить свой стаж?
Каждый человек должен знать свои пенсионные права. Основная их часть формируется на основании сведений о трудовом (страховом) стаже и страховых взносах, уплаченных работодателем. Посмотреть информацию о сформированных пенсионных правах граждан можно в Личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru).
Наравне с трудовой книжкой для назначения пенсии используются сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
База данных о страховом стаже полностью сформирована на каждое застрахованное лицо. Полнота таких сведений зависит от того на сколько правильно они были предоставлены страхователем (работодателем).
Сведения о периодах трудовой деятельности по трудовой книжке должны соответствовать сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Простой способ проверить полноту сведений о страховом стаже – это посмотреть его в Личном кабинете гражданина.
С помощью данного электронного сервиса можно подать и заявление о назначении пенсии.
Следует отметить, что если Вы не зарегистрированы на портале государственных услуг, то у Вас отсутствует возможность полного доступа в Ваш личный кабинет. В такой ситуации необходимо пройти полную регистрацию на портале государственных услуг.
Если Вы обнаружили неточности или отсутствие сведений о периодах трудовой деятельности, то рекомендуем Вам обратиться в Управление ПФР по месту жительства для проведения заблаговременной работы.
Заблаговременная работа осуществляется в отношении застрахованных лиц, у которых право на страховую пенсию возникает в течение ближайших 12 месяцев.
В рамках заблаговременной подготовки документов для назначения пенсии специалисты Управлений ПФР оказывают содействие гражданам по их регистрации на портале государственных услуг вместе с процедурой подтверждения личности.
Дополнительную информацию Вы можете узнать непосредственно в Управлении Пенсионного фонда по месту жительства или по телефону горячей линии : 8 (411-2) 42-18-28 (Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц Отделения ПФР по РС(Я).
Выясняем трудовой стаж работника, отказавшегося от бумажной трудовой
В скором времени электронные трудовые книжки станут нормой. Работники при приеме на работу будут предоставлять не бумажную «корочку», а просто распечатку А4 с формой СТД-Р.
СТД-Р – документ, который работодатель обязан выдать сотруднику в день увольнения или по требованию.
В бланке СТД-Р две части. В первой части СТД-Р указываются:
Во второй части СТД-Р указывают сведения о трудовой деятельности в виде таблицы. Внешне эта таблица выглядит почти также, как в бумажной трудовой.
Как узнать трудовой стаж работника без бумажной трудовой книжки
Получив бумажную трудовую книжку, работодатель видит весь трудовой путь нового работника. Кадровик или бухгалтер могут легко просчитать общий трудовой стаж работника. С формой СТД-Р так не получится. Она содержит информацию только от прежнего работодателя.
Каждый работодатель заполняет СТД-Р за себя. Всю информацию о трудовой деятельности работника аккумулирует ПФР на основании сведений из отчетов работодателей.
В тоже время бухгалтеру необходимо знать страховой стаж работника для расчета и выплаты больничных.
Чтобы получить всю нужную информацию, бухгалтеру придется попросить работника, обратиться в ПФР и запросить у них сведения о трудовой деятельности. По законодательству работодатель сам это сделать не может. Организация не вправе обращаться в ПФР с запросами о трудовом стаже работников.
Работник может запросить сведения о своей трудовой деятельности напрямую в ПФР, через МФЦ, на сайте Госуслуги.
Работник получает от ПФР данные в форме СТД-ПФР, где есть вся информация о трудовом стаже.
Какими документами можно подтвердить страховой стаж
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, которые утверждены приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н, документами, которые подтверждают страховой стаж являются:
Если трудовой книжки нет, формы СТД-ПФР тоже нет, подтвердить страховой стаж можно:
На практике большинство бухгалтеров предпочтет получить не трудовые договора и справки, а документы из официальных инстанций. Вышеперечисленные документы помогут работнику исправить сведения о его трудовой деятельности, обратившись в ПФР.
Что еще почитать по этой теме:
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Что такое реформация баланса и что получается в результате?
Образцы документов для повышения зарплаты с 2022 года
Изменения в учетной политике арендатора и проводки в учете при переходе на ФСБУ 25/2018 в 2022 году
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Сведения о трудовой деятельности можно получить в Личном кабинете гражданина в разделе «Электронная трудовая книжка»
В Личном кабинете гражданина на сайте ПФР и на портале Госуслуг работает электронный сервис, через который можно получить информацию о своей трудовой деятельности: «Заказать справку (выписку) о трудовой деятельности».
Данный сервис формирует сведения гражданам, в отношении которых в течение года были произведены какие-либо кадровые мероприятия либо, если работником было подано одно из заявлений о выборе способа ведения трудовой книжки. Сведения о трудовой деятельности формируются на основании отчетности работодателей, представленной в информационную систему ПФР по форме СЗВ-ТД, в отношении своих работников, за отчетные периоды, начиная с 1 января 2020 года. При представлении формы СЗВ-ТД впервые в отношении работника, страхователем одновременно представляются сведения о его трудовой деятельности (о последнем кадровом мероприятии) по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.
В случае отсутствия в течение 2020 года у работника кадровых мероприятий и (или) заявления о выборе способа ведения трудовой книжки, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на таких работников представляются не позднее 15 февраля 2021 года.
Сформировать сведения о трудовой деятельности можно в режиме on-line. Документ СТД-ПФР сохраняется в pdf – формате и отражается в разделе «История обращений».
Напоминаем, что для получения указанной услуги в электронном виде достаточно быть зарегистрированным на Едином портале госуслуг. Эти же логин и пароль используются для входа в Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда.
Что делать, если в ПФР не учтен весь трудовой стаж?
Обычному человеку очень трудно самому посчитать размер своей пенсии. Какую роль в назначении пенсии играет трудовой стаж? И что делать, если он «потерян»?
Перед тем как разобраться в хитросплетениях пенсионного законодательства, несколько слов о том, каким бывает стаж.
Какой стаж имеет значение для назначения пенсии?
В далекие 90-ые и начале 2000-х, выходя на пенсию, граждане подсчитывали свой общий трудовой стаж. Ведь от этого зависел размер назначаемой пенсии. Чем больше у человека общий трудовой стаж, тем более высокая будет у него оценка пенсионных прав и, соответственно, размер пенсии.
Но после 1 января 2002 г. в нашей стране случилась пенсионная реформа. В результате преобразований первостепенное значение стал иметь страховой стаж.
Страховой стаж — это период времени, в течение которого работодатель перечислял страховые взносы на индивидуальный счет работника. То есть после 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет сумма, которую страхователь перечислил в ПФР.
Поэтому термин «общий трудовой стаж» после 1 января 2002 г. не используется. На размер пенсии не влияет количество отработанных лет.
Для некоторых категорий работников имеет значение так называемый специальный стаж. Благодаря ему, человек может досрочно уйти на пенсию. Это касается работников вредных производств, педагогов, врачей некоторых специальностей и т.п.
Как узнать свой трудовой стаж в ПФР?
Для назначения пенсии будущему пенсионеру необходимо иметь определенный трудовой стаж.
С 2028 года по общим правилам женщины смогут выйти на пенсию в возрасте 60 лет, а мужчины — в 65 лет. А до этого времени действует так называемый переходный период.
Например, в 2022 году могут выйти на пенсию женщины в возрасте 57,5 лет, а мужчины — 62,5 лет. Так, для выхода на пенсию в 2022 году необходимо иметь трудовой стаж — 13 лет, а в 2024 году — уже 15 лет.
Информацию о своем трудовом стаже можно получить:
Наиболее удобным способом является создание запроса на портале госуслуг. Для этого во вкладке «Услуги» нужно выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета». Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) содержит информацию о трудовой деятельности человека и его пенсионных правах.
На первой странице ИЛС указан стаж, учитываемый для целей назначения пенсии.
Далее в п. 2.2 указывается общий стаж до 2002 года и приводятся периоды работы человека до 1 января 2002 года. И под общим трудовым стажем приводится таблица, где указывается период работы гражданина у каждого работодателя.
В стаж после 2002 года включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые работодатель перечислял страховые взносы. Если страховых взносов не было, то не будет засчитан и стаж.
Таким образом, в выписке ИЛС трудовая деятельность разбивается на следующие периоды:
Что делать будущему пенсионеру, если в ПФР «потерян» его трудовой стаж?
Заказав выписку, гражданин может увидеть, что какой-то период работы не отражен в ИЛС. Недостоверная информация может появиться по двум причинам.
Например, в 2019 году на сайтах разных региональных отделений ПФР возникали сообщения о проблемах с отражением стажа для расчета пенсии. У некоторых граждан исчез стаж работы за 2017-2018 гг. Сотрудники ПФР объясняли это техническим сбоем и обещали, что данные будут восстановлены.
Некоторые компании передают недостоверные данные в ПФР. Кроме того, работодатель может не в полном объеме перечислять взносы за работника в ПФР.
Особого внимания заслуживают и сведения о трудовом стаже, которые были до периода регистрации в системе обязательного страхования. Тогда, в течение ряда лет, с 2002-2005 гг. всеми территориальными отделениями ПФР проводилась компания по сбору информации о трудовом стаже работников по состоянию на 31.12.2001 г.
Но, как заявляют сотрудники ПФР, есть застрахованные лица, которые не представили данную информацию. А, значит, на ИЛС сведений о стаже работы, нет.
Если в такой ситуации оказался будущий пенсионер, то ему нужно обратиться в территориальное отделение ПФР и документально подтвердить «потерянные» периоды работы. Ведь до момента получения СНИЛС, сведения о трудовой деятельности подсчитывались на основании трудовой книжки.
В качестве подтверждающих документов могут быть:
Как показывает практика, если запись в трудовой книжке сделана с ошибками, сотрудники ПФР не засчитают их в страховой стаж. Тогда будущий пенсионер должен принести иные доказательства своей трудовой деятельности либо исправить запись в трудовой книжке у бывшего работодателя.
Подводим итоги
Для того чтобы не «потерять» свой стаж, будущие пенсионеры должны заказывать выписку из ИЛС. В случае недостоверных сведений — направить обращение через приемную на сайте ПФР. По регламенту ПФР должен направить ответ в течение 10 рабочих дней.