Как можно прокатиться на электросамокате
Можно ли на электросамокате ездить как на обычном самокате
В последние годы электросамокаты стали популярным видом транспорта. Теперь их цена значительно снизилась, они экологичны, не требуют высокой физической подготовки для преодоления дальних дистанций. Правила дорожного движения разрешают пользоваться ими на тротуарах и избегать пробок, они манёвренны. И ещё каждый пользователь находит в них для себя индивидуальные достоинства.
Но главный недостаток электросамоката, как и других подобных видов транспорта — это аккумулятор, который разряжается достаточно быстро. Самые бюджетные модели позволяют проехать лишь 5-7 км без зарядки, модели среднего класса дают возможность преодолеть 20-30 км, а дорогие — до 50-70 км. Но что делать, если аккумулятор сел прямо во время езды вдалеке от дома? Это может случиться и с дешёвым, и с дорогим самокатом, если забыть вовремя его зарядить.
Первая мысль, которая приходит в голову — это кататься на электросамокате, как на обычном самокате, отталкиваясь от земли ногой, не используя электропривод. И в этой статье мы рассмотрим, насколько это реально и не навредит ли это транспортному средству.
Не навредит ли электросамокату катание как на обычном?
Повредить дорогую вещь никому не хотелось бы. Поэтому, когда появляется необходимость проехать на элеткросамокате, как на обычном, возникает вопрос — не станет ли это для него последней поездкой, и не придётся ли потом обращаться в ремонт.
У элеткросамокатов есть разные виды приводов. Но ни одному из них катание как на обычном самокате, отталкиваясь ногой от земли, не навредит не зависимо от преодолённого расстояния. Хуже от этого не станет.
Более того, некоторые модели оснащены функцией рекуперации — это когда аккумулятор немного заряжается во время езды без использования электропривода, например, при катании с горки или во время отталкивания ногой. Это значит, что разработчики предусмотрели возможность такой езды, и от этого точно ничего плохого транспорту не будет.
Возникает ещё один вопрос — можно ли будет полноценно зарядить аккумулятор с помощью рекуперации? Нет, к сожалению, количества оборотов при езде для этого не хватит. Рекуперация используется только для небольшого поддержания заряда аккумулятора и полноценно для езды этот метод его не зарядит.
Но, как говорилось выше, даже на самокате без рекуперации ничего не сломается, если просто ездить на нём, отталкиваясь ногой. Другой вопрос — насколько такая езда возможна. Рассмотрим ниже.
Посмотрите видео о том, что нельзя делать с электросамокатом:
Можно ли на электросамокате ехать, отталкиваясь от земли ногой
Можно, но есть несколько препятствий, которые могут вам помешать.
Вес самоката
Первое препятствие, которое может помешать вам — вес транспорта. Самый лёгкий самокат весит минимум 10 кг. Это тяжелее, чем безприводные самокаты. Катить его вместе с собственным весом, отталкиваясь ногой от земли, будет достаточно тяжело. Но ещё тяжелее, если вы пользуетесь не самым лёгким, а средним или тяжёлым самокатом. Если 20-30 кг ещё более-менее можно будет толкать одной ногой, то для транспорта весом в 50-60 кг это будет совершенно невозможно. Такой самокат можно будет только вести руками, идя рядом с ним, и то будет тяжело.
Высота деки
Второе препятствие, которое вам помешает — высота деки, той части, на которой вы стоите. Под декой обычно находится аккумулятор. Это самая массивная и тяжёлая часть транспорта, которую производители стремятся куда-нибудь спрятать и не изменить при этом центр тяжести транспорта, и под декой ему самое место. Чем дольше самокат может проехать без подзарядки, тем больше по размеру у него аккумулятор, соответственно, тем выше будет располагаться дека от земли, чтобы уместить его. А чем выше дека, тем тяжелее будет отталкиваться ногой от земли, чтобы ехать достаточно долго. У обычных безприводных самокатов деку стремятся опустить максимально низко, это облегчает катание.
Тип привода
И третье препятствие — это тип привода. У электросамокатов бывает два типа привода: цепной и мотор-колесо. Мотор-колесо в свою очередь разделяются ещё на два типа: редукторное и с прямым приводом. Рассмотрим возможность холостого хода (вращения без подачи питания) каждого из этих приводов:
Количество колёс
И ещё количество колёс немного влияет на сохранение инерции. На трёхколёсном самокате кататься, отталкиваясь ногой, будет чуть сложнее, чем на двухколёсном, в виду того, что площадь соприкосновения с землёй увеличивается, соответственно, увеличивается и трение.
Как элеткросамокат выбрать, чтобы можно было кататься как на обычном
Если вы хотите заранее предусмотреть возможность катания на электросамокате, как на обычном, то следует при покупке сразу выбирать подходящий.
Как на электросамокате кататься как на обычном в дождь
Всё просто — поставьте руки на руль, одну ногу на деку, второй оттолкнитесь от земли. Когда поедете, вторую ногу можно тоже поставить на деку, но ненадолго, потому что сила инерции при такой езде быстро закончится. Тогда придётся оттолкнуться снова.
При мускульном приводе забудьте о преодолении на самокате подъёмов. При движении в гору инерция не будет сохраняться достаточно долгое время. Здесь остаётся только катить самокат рядом с собой.
Несмотря на то, что в этом случае нет электропривода, тормозами пользоваться всё равно нужно. Поэтому не убирайте руку с рукоятки тормоза. Чем тяжелее самокат, тем большее ускорение он может получить при движении с горы.
Что делать, если в дороге у самоката сел аккумулятор
Если вдалеке от дома у вас сел аккумулятор, то катание на электросамокате, как на обычном — это не единственный выход. Вот ещё несколько вариантов:
Самокат для «чайников»: с чего начать и куда нажимать, чтобы поехать
В Новосибирске — самокатный бум. Удобный и лёгкий в эксплуатации транспорт можно взять напрокат и поехать, например, на работу или учёбу. Электросамокаты предлагают арендовать через приложение в телефоне, а после поездки оставить на подходящей парковке. Как освоить двухколёсный гаджет и куда нажимать, чтобы поехать — все подробности для вас мы прописали в пошаговой инструкции.
Скачайте приложение
Услуга аренды самокатов называется «кикшеринг». Перед тем как взять напрокат модный транспорт, пользователь должен скачать мобильное приложение кикшеринговой компании для iOS или Android. У нас в Новосибирске работают два крупных сервиса — Whoosh и Urent. На их самокатах можно кататься как на правом, так и на левом берегу. В основном на центральных улицах. В спальных районах самокаты пока не выставляют.
Зарегистрируйтесь
В выбранном приложении нужно будет зарегистрироваться. Обычно это занимает несколько минут. Понадобится указать данные вашей электронной почты и номер телефона, а также реквизиты банковской карты для дальнейшего списания средств.
Выберите самокат
Как только вы зарегистрируетесь, у вас появится карта доступных самокатов. Найдите устройство, готовое к поездке. Прежде чем поехать, осмотрите его со стороны — нет ли царапин и вмятин, за которые вам могут потом «предъявить». Также не лишним будем проверить покрышки колёс и работоспособность тормозов.
Чтобы завести самокат, считайте размещённый на нём QR-код через приложение. С этого момента начнётся отсчёт денежных средств с вашей карты. Цены за поездку могут быть разные: от 5 до 7 рублей в минуту. Это зависит от времени суток, как в такси. Также понадобится оплатить арендный взнос — 30-50 рублей. Ещё могут попросить купить страховку — за 35 рублей.
После аренды самоката с карты сразу спишут депозит — 500 рублей. Его вернут, как только вы закончите поездку.
Троньтесь с места
Сам по себе самокат не поедет. Сначала потребуется включить кнопку активации устройства — она, как правило, находится на рулевой рейке. Затем одну ногу нужно поставить на платформу самоката, а второй несколько раз оттолкнуться от земли. Тем самым вы зададите стартовую скорость транспорту.
Постройте маршрут
Важно понимать, что электросамокаты не предназначены для езды на дальние расстояния. Они идеально подходят для того, чтобы проехать от метро до работы или от остановки до дома. Имейте в виду, что заряда устройства хватает в среднем на 1,5 часа.
Кикшеринг не выставляет требований по возрасту водителя, поэтому услугой может воспользоваться каждый. Кататься можно где угодно. Водительских прав для этого не требуется.
Катайтесь осторожнее
Не забывайте соблюдать правила безопасности. Не стоит кататься на территориях, где движение на самокатах запрещено, например, по пешеходным переходам. Если самокатчик столкнулся с прохожим, то ответственность за травмы лежит на водителе.
Также нужно знать, что на автодороге человек на самокате приравнивается к пешеходу.
Оставьте самокат на парковке
Как только накатаетесь, завершите поездку. Для этого на карте мобильного приложения найдите ближайшее к вам место парковки. Оставьте самокат там.
На всякий случай предупредим: присвоить самокат не получится. Прокатчики круглосуточно следят за местонахождением транспорта. Если вы пользуетесь самокатом больше 48 часов, к вам могут применить штрафные санкции, в том числе обязать выплатить полную стоимость транспортного средства. Также могут оштрафовать за разряженную батарею, за езду вдвоём, в пьяном виде или с одной рукой.
Как ездить на электросамокате и не травмировать себя и людей вокруг
Электросамокаты — это удобно. Можно объехать пробки, быстро добраться до нужного места или покататься в парке. Проблема в том, что пока нет чётких правил использования самокатов. Безопасность на дорогах и тротуарах зависит от здравого смысла райдеров. Разберёмся, как не попасть в аварию на электросамокате.
Сервисы проката появились в России в 2018 году. Электросамокаты стали доступным способом передвижения и развлечением. Чтобы покататься, достаточно зарегистрироваться в специальном приложении. Сейчас в Москве около десяти сервисов кикшеринга. Прокат появился во многих городах России.
Вместе с популярностью электросамокатов растёт и количество происшествий. Аренда стоит дёшево и практически не контролируется. Сервисы заявляют, что взять самокат могут только люди старше 18 лет. Но на деле ездят и подростки, и пьяные. По статистике, за 2020 год произошло 331 ДТП с участием электросамокатов. И это только зарегистрированные случаи.
Правила дорожного движения
Чётких правил передвижения на электросамокате нет. Райдеров можно приравнять к пешеходам наравне с людьми на роликах, в инвалидных колясках и на обычных самокатах. В таком случае ситуацию регулирует 4‑я глава Правил дорожного движения. Ездить на электросамокате можно по тротуару и в редких случаях — по краю дороги. Права для управления самокатом не нужны, возрастных ограничений нет.
Но электросамокаты развивают скорость больше 25 км/ч. Дети и подростки могут не справиться с управлением, а хаотичное движение по тротуарам опасно для пешеходов.
Формально электросамокаты можно считать мопедами. Тогда правила будут иными. Для управления необходимо быть старше 16 лет и иметь права категории M. Права более высоких категорий тоже подойдут, переучиваться не придётся. Ездить нужно по краю проезжей части, а за вождение в нетрезвом виде лишат прав.
Но на дороге в опасности оказываются уже сами райдеры. Происходят аварии, которые заканчиваются серьёзными травмами и даже смертью.
Минтранс работает над поправками к ПДД. Предлагается объединить электросамокаты, гироскутеры и моноколеса в категорию «Средства индивидуальной мобильности». По проекту, управлять СИМ смогут люди старше 14 лет. Ездить можно как по тротуару, так и по краю проезжей части, а скорость не должна превышать 20 км/ч.
Ещё одной проблемой является контроль арендованных самокатов. Сбив пешехода, райдеры на кикшеринговых устройствах часто скрываются с места аварии. Найти преступника в такой ситуации практически невозможно. Совет по правам человека предлагает установить на самокаты номера. Также есть идея регистрировать пользователей в сервисах кикшеринга по паспорту. Это позволит отслеживать райдеров и наказывать виновных в случае аварий.
В Петербурге сервисы аренды обязали ограничить скорость кикшеринговых самокатов до 15 км/ч. В Москве аналогичное ограничение скорости действует только в пределах «медленной зоны» — в Сокольниках, ВДНХ, Парке Горького и центральной части города. В Анапе ездить на электросамокатах по набережной запретили.
Разумным решением проблемы кажется распределение потоков транспорта по скорости. Тогда электросамокаты должны ездить по велодорожкам, потому что их скорость близка к велосипедной. Но велодорожки есть не везде, и введение такого закона превратит электросамокаты из транспорта в развлечение. Добраться из одной точки города в другую будет невозможно. В Москве полезных велодорожек, которые можно использовать для передвижений, всего 110 км. Прогулочные трассы вокруг лесопарков и озёр не в счёт. В провинции ситуация ещё хуже. Во многих городах велодорожки — это узкие детские трассы в парках, никуда не ведущие.
Впрочем, ситуация постепенно меняется. В 2021 году в Москве запланировано строительство велотрасс на 26 улицах и в четырёх спальных районах — Академическом, Марьино, Отрадном и Строгино. Правила и инфраструктура постепенно подстроятся под новую реальность. Но пользоваться самокатами нужно уже сегодня. Приходится следовать здравому смыслу, чтобы не навредить себе и окружающим.
Правила здравого смысла
1. Освоить управление самокатом заранее
Перед выездом в город рекомендуем потренироваться. Для первого катания лучше выбрать ровное свободное пространство, например пустой паркинг. Сделайте несколько кругов на небольшой скорости, научитесь плавно поворачивать и тормозить.
2. Надевать шлем
Шлем не является обязательным по правилам, но мы рекомендуем надевать его. Он защитит от травм в случае столкновения и падения. Выбирайте хорошо проветриваемый шлем светлого цвета, чтобы чувствовать себя комфортно даже в жару.
3. Носить одежду со светоотражающими элементами
Светоотражающие элементы делают райдера видимым ночью и в сумерках. Можно купить куртку или рюкзак из светоотражающей ткани или прикрепить на одежду специальные наклейки.
4. Не перевозить на самокате детей
Перевозить на самокате пассажиров категорически запрещено. Устройство не рассчитано на такую нагрузку. Становится сложнее управлять самокатом и вовремя реагировать на ситуацию вокруг.
5. Ездить по велодорожке
Безопаснее всего ездить по велодорожке. Если её нет, двигайтесь по правой части тротуара или обочины. Не разгоняйтесь и следите за происходящим вокруг. В толпе и на неровной дороге необходимо спешиваться.
6. Придерживаться безопасной скорости
По закону безопасной считается та скорость, при которой водитель может контролировать движение и соблюдать все правила. Поэтому нужно не только придерживаться рекомендованной скорости до 20 км/ч, но и учитывать собственные навыки, погоду и загруженность дороги.
7. Перестраиваться и останавливаться по правилам
Ездить на самокате нужно плавно, без резких манёвров. Обгонять слева. Перед перестроением посмотрите назад через левое плечо и убедитесь, что дорога свободна.
8. Соблюдать правила эксплуатации
Во время езды на самокате обе ноги должны стоять на платформе. Так легче сохранять баланс. Руки должны постоянно находиться на руле, потому что именно там расположен тормоз. Если затормозить крылом заднего колеса, оно сломается, а самокат поедет дальше. Запрещено ездить в ливень и по глубоким лужам.
9. Относиться к управлению всерьёз
Электросамокат — не развлечение, а серьёзный транспорт. Во время езды нужно быть внимательным и сосредоточенным. Напомним, что управлять самокатом могут только взрослые люди в трезвом состоянии.
Как ездить на электросамокате
Новичкам обязательно перед каждой поездкой проверять электротранспорт на пригодность к эксплуатации. Для этого производители рекомендуют выполнять такие действия:
Проводить обучение лучше всего на ровной поверхности, где отсутствуют препятствия и помехи. Малопопулярные дорожки в парках, пустующие паркинги и площадки во дворе жилого дома – оптимальное решение.
Инструкция по вождению электросамоката
Научиться управлять самокатом с электромотором относительно просто, особенно если у райдера имеется опыт катания на обычном самокате. Алгоритм действий для освоения этого транспорта выглядит следующим образом:
Во время поездки важно контролировать ситуацию на дороге, держать корпус прямо, смотреть вперед, сохранять равновесие. Ступни желательно располагать на платформе одну перед другой. После того, как сеанс использования самоката окончен, обязательно поставить батарею на зарядку до 100%. Крайне не рекомендуется хранить самокат во влажном месте, ездить на нем без обуви, нарушать правила дорожного движения.
Как кататься на электросамокате в дождь
Покупатели электрических самокатов часто задаются вопросом, можно ли эксплуатировать двухколесную технику во время осадков или при наличии на дорогах луж. Как правило, ответ на него дается производителем индивидуально для каждой модели. Одни конструкции надежно защищены от проникновения влаги, другие имеют только поверхностную защиту и не приспособлены для использования во время сильной непогоды.
При небольшом дожде пользователи могут ездить на своем транспортном средстве в штатном режиме. Однако если наблюдается сильный ливень, не помешает дополнительно защитить самокат.
При интенсивной эксплуатации самоката, агрессивном стиле езды, частом попадании под дождь райдерам рекомендуется раз в несколько сезонов проверять состояние влагозащиты.
Большинство современных электросамокатов без проблем переносят повышенную влажность и могут активно использоваться во время дождя, однако погружать их в глубокие лужи крайне не рекомендуется. Особенно если речь идет об изделии неизвестного китайского бренда. Наилучшую влагозащищенность демонстрируют изделия именитых торговых марок: Razor, Volteco, NextDrive и других.
Набор инструкций по управлению электросамокатом представлен в следующем ролике:
Какие правила действуют для электрических самокатов?
К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?
Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.
Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.
Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.
С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход
Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.
Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.
Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:
Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.
Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.
Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката
Что о самокатах говорит судебная практика
Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.
Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.
Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.
Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.
Правила безопасности тоже нужно соблюдать
Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.
Я рекомендую водителю электросамоката следующее:
Что в итоге
Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.
Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.