Как можно сделать возврат авиабилета
Вернуть невозвратное: что делать с авиабилетами, если передумал лететь
Речь пойдёт о неиспользованных билетах и тех, по которым рейсы ещё не состоялись, а регистрация не закончилась. То есть те случаи, когда, скажем, до вылета ещё часа три минимум. Что делать, если ваш самолёт уже улетел, и вы решили вернуть билет, расскажем как-нибудь потом.
И не забывайте, что ваш рейс может оказаться код-шеринговым, а значит, придётся перепроверить, предоставляет ли авиакомпания возможность возврата или обмена.
Обменять билет может быть гораздо выгодней, чем сдать его. А иногда такой вариант может оказаться в принципе единственно возможным. Если по вашему тарифу возврат запрещён, и веских причин попасть в категорию «особый случай» у вас нет, попробуйте отложить перелёт.
Выбирайте как можно более позднюю дату, если это возможно. Вдруг вам не удаётся полететь в этом феврале, но получится уехать осенью. Главное, чтобы при обмене совпадали тарифы и категории билетов, но об этом вам расскажут в авиакомпании.
«Победа»
Обмен
Если размер нового тарифа превышает размер тарифа, по которому вы купили билет, придётся оплатить разницу полностью.
Возврат
Билеты «Победы» невозвратные, на то он и лоукостер. Вы можете не лететь, если передумали, но деньги не получите. Как пишет на своём сайте авиакомпания, «. денежные средства возврату не подлежат, если иное не определено правилами применения вашего тарифа».
Или если компания засчитает возврат вынужденным. Такое может произойти:
Это всё нужно подтвердить официальными документами — листком нетрудоспособности, например. Его вам должны выдать в лечебно-профилактическом учреждении с лицензией. Листок обязательно должен содержать:
S7 Airlines
Обмен
Обменять билет можно по всем тарифам, но с разными условиями.
Без сборов и доплат: по тарифам «Эконом Гибкий» и «Бизнес Гибкий». Правда, если вы решите сделать обмен на билет другого тарифа, надо оплачивать разницу в цене.
Обмен с доплатой: «Эконом Базовый» — 3000 рублей для рейсов по России и 60 евро для международных; «Бизнес Базовый» — 5000 рублей для рейсов по России и 80 евро для международных.
Возврат
Если у вас «Эконом Гибкий» и до вылета осталось 40 минут или больше, за возврат платите штраф: 2000 рублей за перелёт по России и 35 евро за международный. При тарифе «Бизнес Гибкий» возвращается полная стоимость тарифа и таксы, за исключением аэропортовых и сервисных сборов.
Вот подробная инструкция о том, как вернуть билет по возвратным тарифам.
Нельзя вернуть билет, купленный по тарифам «Эконом Базовый» и «Бизнес Базовый». При этом вы можете перебронировать билет на новые даты и рейсы с оплатой штрафа и, возможно, доплатой.
Невозвратные билеты можно вернуть, если ваша ситуация попадает в категорию вынужденного возврата или обмена.
Условия:
Вынужденный возврат можно сделать, только если вы отказались от полёта раньше чем за 40 минут до вылета.
«Уральские авиалинии»
Обмен
Обмен на билет с другой датой, временем или маршрутом запрещён в классе «Эконом» по тарифу «Промо-Лайт» как для российских, так и для международных рейсов.
Сделать это с доплатой в 3000 рублей можно в классе «Эконом» по тарифу «Промо» для внутренних рейсов. А вот на международных рейсах в этом тарифе можно за 30 евро только изменить дату и время вылета, а маршрут менять нельзя.
Обмен по остальным тарифам в классах «Эконом» и «Бизнес» разрешён без доплат и штрафов на российских рейсах.
На международных можно менять со штрафом от 30 до 75 евро.
Возврат
Возврат билета запрещён в классе «Эконом» по тарифам «Промо-Лайт» и «Промо» на российских и международных рейсах.
Возврат в классе «Эконом» по тарифам «Эконом» и «Премиум-Эконом» разрешён со штрафом 1500 рублей на российских рейсах и 20 евро на международных.
В классе «Бизнес» за возврат билетов платить не нужно.
Здесь можно точно определить свой тариф, а подробная инструкция расскажет, как обменять и вернуть билеты без ошибок.
«Аэрофлот»
Обмен
Тариф «Максимум» (он же Flex) самый крутой, так как по нему билеты можно обменять или вернуть без доплат и каких-либо вычетов.
Остальные тарифы нужно внимательно проверять, так как иногда в одном и том же тарифе и классе условия могут различаться из-за направлений и маршрутов.
Обменять билет за доплату можно по всем тарифам, включая самый дешёвый безбагажный «Лайт». Для билетов на внутренние рейсы — 2600 рублей, на международные — 2650 рублей. Цена немного поднялась летом прошлого года.
Возврат
Вернуть билет можно по тарифу «Оптимум» в любом классе обслуживания (Эконом, Комфорт или Бизнес) за 2600 рублей. Опять же, в тарифе «Максимум» эта опция бесплатна.
Вернуть билеты онлайн можно, если вы покупали их тоже онлайн. Кроме премиальных авиабилетов и авиабилетов, оплаченных баллами, которые вы накопили в бонусной программе. А ещё онлайн нельзя вернуть невозвратные билеты, то есть в классе «Эконом» по тарифам «Бюджет», «Лайт» и «Промо». Эти правила работают и в остальных авиакомпаниях, о которых мы написали.
Utair
Обмен
Условия зависят от тарифа билета. На тарифе «Минимум» придется доплатить 6000 рублей (80 евро) за один сегмент. На остальных тарифах — 2000 рублей (30 евро).
Тариф можно посмотреть в маршрутной квитанции, которая приходила на почту после бронирования.
Возврат
Зависит от тарифа билета. На «Минимум» и «Оптимум» вернуть по инициативе пассажира не получится. На «Премиум» и «Бизнес» возврат стоит 2000 рублей (30 евро) за один полётный сегмент.
При этом нужно предупредить Utair о неявке на рейс не позднее, чем за 40 минут до вылета рейса. Если вы не придете на рейс и не предупредите об этом заранее, то места по всему маршруту будут аннулированы автоматически, и деньги не вернут в независимости от тарифа.
Red Wings
Обмен
Условия обмен зависят от тарифа билета — он указан в маршрутной квитанции, которая приходила на почту после бронирования. Например, по тарифу « Премиум Эконом » возможен бесплатный обмен билета на другую дату при обращении не позднее 40 минут до вылета рейса и со сбором 1000 рублей на внутренних рейсах после окончания регистрации.
Возврат
Вернуть по инициативе пассажира не получится билеты тарифа «Лайт», но вы можете попробовать оформить обмен этого билета через продавца.
Smartavia
Условия возврата и обмена отображаются в маршрут-квитанции каждого билета. Возможность и сумма сбора зависят от тарифа билета и даты вылета. На сайте авиакомпании приведены тарифы. Понимаем, что вы хотели бы увидеть более развёрную инструкцию, но, правда, всё достаточно подробно описано в инструкции по ссылке выше.
Nordwind
Обмен
Условия обмена зависят от тарифа билет — его вы можете посмотреть в маршрутной квитанции, которая пришла на почту после бронирования.
Возврат билетов Nordwind
Условия возврата зависят от тарифа билета — его вы можете посмотреть в маршрутной квитанции, которая пришла на почту после бронирования.
А вот если осталось менее чем 24 до вылета, придется заплатить 5000 рублей. После вылета — 6000 рублей.
Как вернуть деньги за билет на самолет
Стоимость авиаперелетов весьма высока. Неудивительно, что большинство клиентов авиакомпаний стараются снизить ее всеми доступными способами. Одним из наиболее распространенных является покупка авиабилета заблаговременно.
При этом нередки случаи, когда планы потенциального пассажира могут поменяться, что приведет к отмене или переносу времени полета. Если ситуация складывается подобным образом, вполне понятно желание клиента осуществить возврат обычного или электронного билета. Это вполне реально, так как основной регулирующий сферу авиаперелетов нормативный документ, Воздушный кодекс РФ (ВК РФ), предусматривает такую возможность.
Следует учитывать, что даже в случае покупки так называемых невозвратных билетов, пассажир может попытаться их сдать, чтобы получить назад заплаченные деньги частично или полностью. Сделать это сложнее, чем в случае обычных билетов, тем не менее, вполне возможно.
Основания на возврат билета на самолет
В соответствии со ст. 108 уже упоминавшегося ВК РФ, любому пассажиру предоставляется возможность отказа от вылета. Об этом необходимо уведомить авиакомпанию минимум за 24 часа до рейса, если отсутствует льготный срок, устанавливаемый некоторыми перевозчиками.
При соблюдении этих условий, пассажиру должна быть возвращена уплаченная им сумма за авиабилет за вычетом определенного тарифа или сбора, который не может превышать 25% от стоимости. Если перевозчиком или агентством по продаже установлены собственные правила, они обязаны предоставить возможность клиенту ознакомиться с ними.
Сколько денег можно вернуть за билет на самолет
Как уже отмечалось выше, в случае отказа пассажира от полета, о чем не менее чем за сутки он уведомил перевозчика, клиент имеет право получить обратно уплаченные им средства за вычетом суммы, не превышающей 25%. При этом размер удержания должен быть обоснован действующими в компании тарифами и правилами перевозки.
Несмотря на то, что даже самые крупные фирмы, оказывающие услуги авиаперевозок, например Аэрофлот, зачастую стараются уклониться от возврата денег, требования законодательства четко обязывают их сделать это. Сложившаяся арбитражная практика, когда помимо стоимости билета перевозчики вынуждены оплачивать серьезные штрафы, привела к тому, что в большинстве случаев они не доводят дело до суда.
Куда обращаться для возврата билета на самолет
Места, куда следует обращаться для произведения возврата билета, рекомендуется изучать перед тем, как купить его. Проще всего получить необходимую информацию на сайте авиакомпании. Еще один возможный вариант – сделать звонок в диспетчерскую службу авиаперевозок.
При выполнении процедуры возврата пассажиру следует обращать внимание на два важных момента:
Последовательность действий при возврате билета на самолет
Для выполнения процедуры возврата билета необходимо выполнить следующие действия:
С рекомендациями по поводу возврата билетов на самолет можно ознакомиться на видео:
Как я отсудил у авиакомпании компенсацию за отмененный рейс
И получил в 20 раз больше, чем заплатил за билет
Самолетами я летаю часто. За пять лет активных путешествий накопился уже 231 перелет.
За это время бывало всякое: рейсы задерживали, отменяли, переносили. Однажды мне пришлось сделать вынужденный возврат билетов по болезни: самолет улетел без меня, но деньги вернули. Обычно сотрудники аэропортов и авиакомпаний помогали решить ситуацию.
В статье расскажу, как действовать в подобной ситуации.
Что произошло с рейсом
я заплатил за билет на рейс, который потом отменили
В тот день на Краснодар опустился сильный туман. В аэропорту я открыл трекер «Флайтрадар» и увидел, как самолет, который должен меня увезти, кружит над аэропортом. Выполнить посадку в Краснодаре он не смог и улетел в Ростов-на-Дону.
За 10 минут до планового времени вылета в аэропорту объявили о задержке рейса на час, потом еще на час. По закону, если рейс задерживают, через два часа авиакомпания обязана предоставить пассажирам воду, а через четыре — питание. Так и произошло: сначала нам дали бутылки с водой, а затем еду.
А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов
Через семь часов рейс отменили. Представитель авиакомпании предложила пассажирам расписаться в списке, чтобы сделать вынужденный возврат билетов и вернуть деньги. Их обещали перевести в течение 30 дней.
Меня такое предложение не устраивало. Я хотел не получить обратно 500 рублей, а улететь домой. Как часто летающий пассажир, к тому моменту я выучил свои права и решил за них бороться.
Что написано в законе
Когда вы покупаете билет на самолет, вы автоматически заключаете с авиакомпанией договор перевозки. По этому договору авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. Расторгнуть договор по своей инициативе авиакомпания может в нескольких случаях: например, если пассажир отказывается оплатить багаж или везет запрещенные предметы.
Мой рейс отменили из-за погодных условий. Погода не входит в список причин, по которым авиакомпания может расторгнуть договор. Право на это есть только у пассажиров. Согласно Федеральным авиационным правилам, в такой ситуации пассажиры могут выбрать один из двух вариантов:
В каких случаях вы имеете право на вынужденный возврат билетов
В перечисленных случаях деньги вернут, даже если билет куплен по невозвратному тарифу. В остальных ситуациях возврат считается добровольным, и авиакомпания имеет право вернуть только часть стоимости билета или не возвращать ничего.
Вынужденный возврат — это право пассажира, а не обязанность.
Я выбрал второй вариант: решил не оформлять вынужденный возврат, а дождаться вылета моего рейса или улететь другим. В этом случае договор перевозки остается в силе, а авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажиру:
Продолжительность ожидания правила никак не ограничивают. Пользоваться услугами авиакомпании можно хоть неделю. Но обычно компании стараются побыстрее отправить пассажиров в пункт назначения.
Как было у меня
Представитель авиакомпании не озвучила пассажирам, что вынужденный возврат — не единственная возможность. Мне показалось, что большинство из тех, кто должен был лететь со мной, были только рады. Я слышал, как они говорили: «Ну хоть деньги вернут».
А вот меня ждала неудача. Я попросил пересадить меня на другой рейс, но представитель авиакомпании отказала мне и в новом билете, и в размещении в гостинице, и даже в звонке в колцентр.
С большим трудом я уговорил сотрудников аэропорта распечатать маршрут-квитанцию. На ней я попросил поставить отметку об отмене рейса. Сначала сотрудники отказались это делать — по их словам, во внутренней системе была информация только о задержке. Мне показалось это странным, ведь на табло уже горела надпись «Рейс отменен».
В итоге сначала мне поставили отметку о задержке рейса, и только позже я добился второй отметки — об отмене. Я просил указать на маршрут-квитанции, что мне отказали в гостинице и новом билете, но снова получил отказ.
Параллельно я дозванивался в колцентр. Поговорил с двумя специалистами, но оба склоняли меня на вынужденный возврат. Я отказался, предупредил, что буду защищать свои права в суде, и узнал имя и идентификационный номер сотрудника.
Было очевидно, что помогать мне не хотят. Поэтому я решил сохранить как можно больше доказательств нарушения закона и записал на диктофон все разговоры с представителями авиакомпании — и телефонные, и в аэропорту. В итоге записи не пригодились мне в суде, но помогли в составлении иска.
Дорога домой
я потратил на дорогу из Краснодара в Москву
Все перемещения заняли около 11 часов без учета времени, проведенного в аэропорту. Домой я приехал с высокой температурой и расшатанными нервами после двух бессонных ночей.
Чтобы восстановиться, я взял четыре дня больничного и решил использовать это время по максимуму. Я планировал требовать возврата денег и компенсации. Сначала в досудебном порядке, а затем, если понадобится, и через суд.
Я знал, что срок подачи иска — год, и думал, что мне хватит пары месяцев. Но я ошибался.
Досудебная претензия
Первое, что я сделал, — составил и отправил досудебную претензию.
В претензии я описал все, что случилось, перечислил расходы и попросил их компенсировать, а также указал реквизиты для перевода денег. Юридических формулировок и обоснований я не использовал — просто призвал компанию к здравому смыслу и сделал акцент на том, что я их постоянный клиент. К тому моменту я летал «Победой» целых 104 раза.
Что такое досудебная претензия
Досудебная претензия — это документ с требованием устранить нарушения и выполнить обязательства по договору. В спорах с авиакомпаниями закон требует отправить такой документ ответчику перед тем, как идти в суд. Срок претензионной давности — полгода. По истечении этого времени дело считается закрытым.
Претензии редко удовлетворяют, но если ее не отправить, суд не примет дело к рассмотрению. В то же время для авиакомпании это шанс решить дело полюбовно, сэкономить на судебных издержках и компенсации морального ущерба.
Претензию я отправил заказным письмом на юридический адрес компании, который нашел на ее сайте. К письму приложил опись вложения — это описание содержимого письма на отдельном бланке, который заверяет сотрудник почты. Опись составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй сохраняют на случай, если в суде ответчик будет отрицать, что в письме была претензия.
Я перестраховался и выбрал письмо с уведомлением о вручении — чтобы в случае чего тоже предъявить его в суде. Но как выяснилось, это было необязательно. Суд сам проверяет через сайт Почты России, получено ли письмо адресатом.
Ответ авиакомпания прислала по электронной почте. Содержание письма было неутешительным. Авиакомпания сослалась на обстоятельства непреодолимой силы и право отменить рейс в целях безопасности, по существу моей претензии ничего не ответила, а в удовлетворении требований в очередной раз отказала.
Жалобы в регулирующие организации
В ожидании ответа на досудебную претензию я решил пожаловаться в регулирующие организации. Это можно сделать онлайн.
Что за регулирующие организации
Это надзорные органы, которые следят за соблюдением закона. Компанию, которая его нарушила, они могут оштрафовать. А вот взыскать деньги в вашу пользу не могут — это решает только суд.
Зато регулирующие организации могут помочь с составлением иска. А если в ответном письме они признают вашу правоту, это письмо можно приложить к иску и использовать в суде.
Росавиация ответственна за обеспечение полетов. Их ответ пришел первым, через две недели после моего обращения. Организация переслала мою жалобу в авиакомпанию и получила ответ, который отправила мне на электронную почту вместе со своим комментарием.
Письмо авиакомпании слово в слово повторяло ответ на досудебную претензию, а комментарий Росавиации сводился к пересказу авиационных правил.
Я продолжил переписку с Росавиацией через форму обратной связи на сайте и засыпал их вопросами:
Но ответы меня не порадовали. В одном письме мне сообщили, что гостиницу предоставить в случае отмены рейса должны. В другом — что требования о предоставлении альтернативной перевозки в законодательстве нет. Подкрепить свою позицию в суде ответом Росавиации мне не удалось. Зато я подробнее узнал аргументацию авиакомпании и использовал это в подготовке к судебному заседанию.
Прокуратура — высший надзорный орган, отвечающий за соблюдение прав и свобод человека. Жалоба туда была напрасной: оказалось, что прокуратура занимается только надзором за органами власти. В моем случае был спор двух субъектов. Мне сообщили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, и рекомендовали обратиться в суд.
Позже мне пришлось еще раз обратиться в прокуратуру: последняя из организаций, Роспотребнадзор, не отвечала мне целых 66 дней, хотя по закону должны отреагировать в течение месяца. Ответ пришел только после жалобы на нарушение сроков ответа.
Роспотребнадзор защищает права потребителя в РФ. От них я получил шаблон искового заявления. К сожалению, к тому моменту я уже устал ждать, составил и подал иск сам, используя материалы из интернета.
Составление иска
Судиться я решил самостоятельно по двум причинам.
Первая — ради опыта и любопытства. Я человек далекий от юриспруденции, но люблю цифры и официальные документы, поэтому мне было интересно в них разбираться.
Вторая причина — я не хотел тратить деньги на адвокатов. Я понимал, что сужусь с большой компанией, и осознавал возможность проиграть дело.
Если бы я обратился к юристам, возможно, мне удалось бы получить от авиакомпании большую компенсацию. Но изначально я не ставил такой цели. Суд был для меня скорее делом принципа: хотелось восстановить справедливость.
Поэтому иск я составлял сам. Суммарно на это ушло около 20 часов: к задаче я подошел гораздо серьезнее, чем к составлению досудебной претензии. Чтобы нигде не ошибиться, дважды перечитал Федеральные авиационные правила и воздушный кодекс, а также статью 131 ГПК РФ — в ней перечислены требования к содержанию и оформлению исков.
В иске я указал, что авиакомпания отказалась выполнять обязательства по договору, и потребовал компенсировать мои расходы на дорогу, а также выплатить 50 000 Р в качестве компенсации морального вреда и штраф 50% от общей суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований. В подтверждение я сослался на статьи 310 и 793 ГК РФ, статьи 103, 107 и 120 ВК РФ, и статьи 13, 15 и 17 закона «О защите прав потребителей».
При подаче заявления в суд необходимо оплатить пошлину. Ее размер зависит от цены иска. В моем случае иск был освобожден от пошлины, так как речь шла о нарушении прав потребителя.
Подача иска
В моем случае цена была около 5000 Р — это траты на дорогу из Краснодара в Москву. Но все-таки я решил попробовать подать заявление в районный суд Москвы, потому что это можно сделать в интернете через личный кабинет на сайте суда с помощью учетной записи госуслуг.
Это оказалось ошибкой. Целый месяц мне ничего не отвечали, а потом вернули иск. Виртуального правосудия не получилось.
Пришлось взять отгул на работе и лично подать иск в приемную мирового суда. Куда именно подавать иск, я узнал с помощью модуля территориальной подсудности. Суд находится в городе по месту регистрации ответчика, поэтому в модуль я вбил юридический адрес «Победы».
Перед тем как подавать иск, я отправил его авиакомпании заказным письмом с описью вложения, а опись и квитанцию об отправке приложил к иску. Можно было сделать иначе: ничего не отправлять, а сделать две копии иска и обе предоставить в суд. Тогда суд бы сам отправил исковое заявление ответчику.
Мне сказали, что после того как суд примет иск и назначит заседание, информация об этом появится на сайте суда. Это должно произойти в течение пяти рабочих дней. Если пять дней прошли, а информации на сайте нет — нужно позвонить в суд и уточнить статус заявления.
Уже на следующий день на сайте суда узнал, что иск зарегистрирован. А вскоре мне пришла смс с датой заседания.
Чтобы отстоять правду, понадобились три судебных заседания.
Первое заседание состоялось 16 апреля. На нем суд рекомендовал мне уточнить исковые требования.
Во-первых, по мнению судьи, расходы на такси из аэропорта Краснодара до вокзала были необоснованными, потому что дело происходило днем. Спорить с этим я не стал.
Во-вторых, к моменту заседания авиакомпания перевела мне 698 Р : 499 Р за несостоявшийся перелет и 199 Р за услугу выбора места в салоне. Это меня удивило, потому что заявление на вынужденный возврат билета я не подписывал. Тем не менее теперь я должен был изменить иск и требовать компенсировать разницу в стоимости билетов, а не оплатить перелет из Сочи в Москву.
Я составил заявление об уточнении исковых требований, отправил его в авиакомпанию и стал ждать нового заседания. Дату назначили еще в конце первого. Уведомление о нем мне дали под подпись прямо в зале суда.
Второе заседание состоялось 29 апреля. На нем решение снова не приняли: во время заседания секретарь суда уточнила на сайте Почты России, что авиакомпания не получила заявление об уточнении исковых требований. Пришлось перенести рассмотрение дела. Обидно, потому что заявление на тот момент ожидало вручения в почтовом отделении уже 5 дней. Ответчик просто не ходил на почту.
Перед третьим заседанием я решил взять дополнительные доказательства, что пострадало здоровье. Я обратился в поликлинику, где для меня созвали врачебную комиссию и выдали справку о том, что я действительно болел после несостоявшегося перелета. Не знаю, повлияло ли это на решение суда, но считаю, что больничного листа могло бы быть недостаточно, и никакой компенсации я бы не получил.
Третье заседание дважды переносили: сначала из-за отпуска судьи, потом из-за его отсутствия по другой причине — мне ее так и не назвали. В итоге заседание состоялось 4 июня.
Представителей авиакомпании в суде не было, но свои возражения они прислали. В них утверждалось, что мне якобы предлагали переоформить билеты на следующий рейс без доплаты, но я отказался.
В ответ я обратил внимание судьи, что следующий рейс улетел только через сутки, а документов на размещение «улетевших» пассажиров в гостиницах нет. Предложил приобщить к материалам дела диктофонные записи, но судья сообщил, что в этом нет необходимости. Возможно, записи бы пригодились, если бы ответчик присутствовал в суде и отстаивал свою позицию.
Судья принял решение в мою пользу. Спустя шесть месяцев после несостоявшегося перелета суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с авиакомпании:
В случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы.
выплатила мне авиакомпания за отмененый рейс
Суд отказал мне в компенсации еще одного такси — от аэропорта до дома, а также питания в кафе у краснодарского вокзала по пути в Москву. Чеки из кафе я предоставил, но в них не было информации, что платил именно я. Надо было взять выписку из банка с транзакциями по карте.
Исполнительный лист
После суда всё еще не закончено. Чтобы взыскать деньги, понадобится исполнительный лист.
Для получения исполнительного листа мне был нужен еще один документ — мотивированное решение суда. По закону его должны составить в течение пяти дней. Но по факту бывает по-разному — из-за загруженности судов это может занять год и даже больше.
Я ждал месяц, после чего решил подать жалобу через сайт Высшей квалификационной коллегии судей — там рассматривают претензии к судам. Через три недели после обращения суд сообщил, что решение готово. Думаю, что если бы я не обратился в коллегию судей, ждать пришлось бы еще дольше.
Я забрал мотивированное решение и подал в приемную суда заявление на изготовление исполнительного листа. Его мне выдали через три рабочих дня.
Взыскание
Наконец, с исполнительным листом на руках, я приступил к последнему шагу. Взыскать деньги можно через судебных приставов либо самостоятельно. Я знал, что приставы работают очень медленно, и решил снова действовать сам.
Чтобы взыскать деньги, нужно знать, в каких банках у авиакомпании есть счета. Эту информацию можно запросить в налоговой инспекции, обратившись в любое отделение с письменным заявлением и исполнительным листом.
Справочник авиакомпаний РФ тоже содержит реквизиты авиакомпаний, но актуален на 2016 год
Я нашел и другой способ: вбил в Гугл запрос «site:pobeda.aero БИК». Первая часть запроса — сайт, на котором поисковик будет искать информацию. А БИК — это банковский идентификационный код. Эта аббревиатура встречается только в реквизитах.
Нужную информацию удалось найти сразу. Я вбил реквизиты в строку поиска и обнаружил множество документов на сайтах госзакупок с названием авиакомпании. Еще я проверил счет через «Сбербанк-онлайн». Высветился получатель — авиакомпания «Победа».
В итоге я обратился в другой банк, в котором у авиакомпании также был счет. Там я написал заявление в свободной форме о принятии к исполнению исполнительного листа и указал мои банковские реквизиты.
На следующий день после обращения мне перевели деньги.