Как можно украсить школьный двор
Идеи ландшафтного дизайна пришкольного участка
Каждая школа заботится о своей репутации. Это касается не только уровня, на котором осуществляется преподавание, но и внешнего вида двора. Важно, чтобы при первом взгляде создавалось впечатление щепетильного подхода к деталям. Добиться этого можно применением различных решений в области ландшафтного дизайна в отношении пришкольного участка. В статье будут обсуждаться некоторые идеи, которые можно воплотить в жизнь.
Проект школьного двора
Оформление пришкольного участка не является чем-то новым. Этим активно занимались все дети под руководством учителей и мастеров во времена СССР. Со временем такая инициатива сошла на нет и больше внимания стало уделяться чистоте, а не внешнему виду участков и клумб вокруг школы. Традиции возвращаются и внимание снова уделяется тому, как оформлены участки на пришкольной территории. Школы, которые сдаются в эксплуатацию сейчас, уже имеют благоустроенные и продуманные участки в плане дизайна. Но это не избавляет от необходимости что-то делать на участке, т. к. со временем пришкольный участок приходит в негодность в силу разрастания сорняков и даже культурных растений. Все имеет свой срок службы, поэтому постройки ветшают, а композиции теряют свой вид. С годами меняется коллектив и ученики, что приводит к приходу новых веяний и настроений.
Все это говорит в пользу того, что необходимо что-то делать, чтобы поправить ситуацию. Иногда пришкольный участок требует кардинального вмешательства. Проявляется оно не только в обновлении растений на участке, но иногда и к кардинальному изменению формы участка или даже к их новому разграничению. Такое вмешательство делается не на один год, поэтому требуется хорошее планирование, чтобы внешний вид участка оставался при постоянном, но минимальном уходе. Невозможно осуществить задуманного без особого проекта, который составляется для конкретного участка. Почерпнуть идеи для участка можно не только у профессиональных дизайнеров, но и у тех, кто чаще всего посещает школу – учителей и учеников. Чтобы сделать это, необходимо произвести анонимный опрос, в котором каждый сможет выразить свои пожелания в отношении участка. Чтобы результаты было проще рассортировать, можно задать определенные границы рассуждениям, создав опросник. Но если требуются действительно свежие идеи, тогда лучше позволить выразиться самостоятельно. На анализ уйдет больше времени, но оно того стоит. В согласии с полученными сведениями будет проще составить конкретный план действий для пришкольного участка.
Общий стиль
Существует значительное количество ответвлений и направлений, которые могут быт реализованы в ландшафтном дизайне, все их можно отнести к двум основным группам:
Первая представляет собой уникальные и эксклюзивные решения для участков, которые могут быть реализованы в самых смелых вариантах. Но такой стиль оформления больше подходит для частных участков. Школа является государственным заведением. Это означает, что на пришкольном участке должны соблюдаться определенные формальности. Именно в этом случае подходит регулярный стиль. Проявляется он в четких линиях и симметрии. Геометрические формы, в которых выполняются грядки или осуществляются насаждения чаще всего правильные и призваны к тому, чтобы настроить детей на спокойный лад и восприятие новой информации.
Для реализации регулярного дизайна на пришкольных участках подходят солитерные посадки. Они проявляются в высадке одиночных растений или групп растений, которые придают строгости определенному участку. Такой подход важен, чтобы каждый, кто посещает школу, понимал, для какой цели он здесь присутствует. Более свободный стиль допускается для уголков во дворе, которые предназначены для свободного времяпрепровождения. Это касается больших перемен или периодов после окончания занятий. В этом случае можно использовать черты азиатского стиля, кантри и голландского. При этом большую работу необходимо произвести по подбору растений. Они должны сохранять свой внешний вид на протяжении всего года, а также иметь гипоаллергенные свойства.
Центральная часть двора
Чтобы было проще производить планирование и ландшафтный дизайн, необходимо разделить школьный двор на функциональные зоны или участки. Одной из них является центральная часть. Чаще всего она предназначена для проведения различных торжеств и сборов, например, линеек на случай первого или последнего звонка, а также для поздравления важных персон. Чаще всего эта площадка имеет прямоугольную или квадратную форму. Для нее необходимо использовать растения, которые будут только подчеркивать эти линии. Например, если по периметру участка расположены клумбы или участки земли, то на них неплохо было бы расположить невысокие кустарники, которые будут аккуратно подстрижены в общий стиль с площадкой. На эту роль подойдет такие растения, как буксус (самшит), бирючина, кизильник, спирея и другие. Если климат подходит, то можно высадить кусты можжевельника, которые важно постоянно формировать.
Хвойными растениями также можно подчеркнуть пришкольный участок, который предназначен для выступлений. В этом случае можно высадить высокие растения на фоне, что позволит оттенить участников сборов. Дополнительной пользой от таких растений будет компенсация порывов ветра, который может задувать в микрофон или срывать различные декорации со сцены. Требуется постоянный уход по уборке засохших веток.
Спортивные площадки
Спортивная площадка является следующей зоной пришкольного участка, которая требует правильного планирования. Многое зависит от того, что именно находится на этой территории возле школы. Чаще всего площадки для игры в баскетбол, футбол или волейбол покрываются асфальтом или имеют грунтовое покрытие. Редким исключением является наличие специальных резиновых покрытий. Такие участки должны быть максимально закрыты от ветров. Чтобы этого добиться, необходимо обсадить их деревьями, которые имеют пышные кроны. К таким растениям можно отнести клены, липы, каштаны и другие. Дополнительно такие растения создадут тень на участке, что особенно важно в жаркие весенние и осенние дни при физических нагрузках.
Зона отдыха
Современные школы предусматривают наличие и такого участка на территории. Участков может быть несколько. Часто их располагают равномерно по всей территории, чтобы ученики могли найти место каждый для себя. Обычно такие участки соединяются между собой посредством аллей. Для зон отдыха можно использовать различные растения, в которые входя и кустарники. При этом нет требования, чтобы они были одной высоты, т. к. особая строгость для участка не требуется. Его задачей является не настроить на серьезность, а позволить перевести дух перед следующим занятием или настроится на другой лад по окончании учебы. Для зон отдыха используется газонная трава, которой засеваются участки между кустарниками. Правильным решением является использование различных ярких декоративных растений.Обязательно должны присутствовать скамейки. Так как обучение в школе проходят дети различных возрастных категорий, то на таких участка не рекомендуется использовать различные арки, треноги или опоры, т. к. они могут стать причиной получения серьезных травм.
При этом разрешается размещение различных скульптур на таких участках. Окружать такие участки для отдыха, а также аллеи, которые их будут соединять могут сосны, вязы, тополя и липы. Высаживать их стоит на таком расстоянии, на котором это позволяют сделать кроны. Если в планах поддерживать небольшую высоту крон и постоянно ее формировать, то можно высадить ростки через каждые три метра. На клумбах, которые будут расположены с участками для отдыха стоит высаживать цветы, которые не особо прихотливы к уходу, а также устойчивы к засухам. В этой роли подойдут цинерарии, сальвии, бессмертники и цинии. Под деревьями также могут быть организованы клумбы, на которых себя будут хорошо чувствовать цветы, которые любят быть в тени. К ним относятся фуксии, астильба и барвинок. При должном уровне сознательности учеников на солнечных участках могут быть обустроены альпийские горки с подходящими растениями. Если где-то на территории есть бетонные заборы, которые не имеют особой привлекательности, то участки рядом с ними можно засадить плетущимися растениями. Видео о проекте озеленения школьного двора есть ниже.
Огород
Как бы странно это ни звучало, но определенный участок пришкольной территории может быть выделен под огород. Он будет полезен для проведения различных исследовательских работ, которые предназначены по выведению каких-либо культур или видов. Такой участок также может стать отличным стартом к тому, чтобы обучать детей заботиться о чем-нибудь и быть ответственным. Все растения, которые будут впоследствии высажены на участках вокруг школы, могут быть взяты из рассады, которая будет получена с огорода. Если территория участка достаточна, а бюджет школы позволяет, то на огороде может быть сооружена теплица или оранжерея, что еще больше расширит количество выращиваемых видов растений.
Их целью является постановка задачи, объяснение целей и способов их достижения. Для этого не требуется много времени, т. к. школьники будут посещать такие занятия без энтузиазма. Достаточно будет одного занятия в неделю, которое будет длиться всего 20 минут.
Резюме
Как видно, школьный участок может быть оформлен с применение различных растений и идей. Но все это не будет существовать долго, если не проводить соответствующего воспитания, которое подразумевает правильное отношение к растениям и к тому, что окружает каждого. Важно развивать самосознание и организованность, которые будут побуждать каждого лично прилагать усилия для ухода за растениями и за пришкольным участком. В первую очередь это будет проявляться в бережном отношении и в отсутствии желания мусорить.
Как украсить двор своими руками
Статья посвящена тем, кто хочет приукрасить свой двор и привлечь внимание гостей и соседей. Сделать это все просто, но нужно учесть несколько нюансов.
Основной принцип декора двора своими руками
Зачастую вопросы о декорировании двора задают владельцы дач и коттеджей, так как хотят сделать его привлекательным для себя и окружающих. Если вы хотите, чтобы все было выполнено профессионально – вызовите ландшафтного дизайнера. Благодаря нему у вас будет выбор среди нескольких вариантов декорирования, даст вам консультацию по кустарникам и растениям, которые смогут быстро вырасти в климатических условиях и освещении. Также он может продумать небольшой водоем и несколько дорожек.
Но если вы не хотите звать дизайнера и предпочитаете выполнять работу самостоятельно, нужно заранее ознакомиться с основными приемами декорирования. Можно закупить журналов и книг, которые посвящены выращиванию экзотических растений и уходу за ними. Хотя нужно учесть, что украсить двор можно не только оригинальными цветами. В специальной литературе можно узнать о вариантах декора, которые очень простые и эффектные, при этом они выделят ваш двор на фоне остальных.
Например, если какое-либо дерево мешает вам на участке, вы не должны полностью срубать его, гораздо выгоднее сохранить пенек высотой 1,5 метра. Проделайте в пеньке вглубь сердцевины 20 сантиметровое углубление, после чего добавьте туда плодородную землю и посадите «анютины глазки». Данная клумба привлечет внимание окружающих. Украсить двор можно фонарями по периметру, которые работают за счет солнечных лучей. По вечерам их освещение выглядит очень красиво и романтично. Посадите петунии в подвесные кашпо, а потом повесьте их на всей территории двора. Несмотря на то, что белым и розовым цветам требуется особый уход, их можно посадить на летний сезон для красоты. Извилистые дорожки выглядят куда оригинальнее прямых, а украсить их можно маргаритками или травой. Это очень романтичное оформление двора, которое обязательно понравится гостям.
Как украсить двор в деревне
Благодаря сочетанию разных элементов можно добиться оригинального стиля. Чтобы создать усадьбу в деревне, нужны все вещи, которые попадутся под руку в сельском дворе, так как они олицетворяют сельскую жизнь. Но не отчаивайтесь, если вы их не найдете – создать вещи можно самостоятельно, а потом состарить с помощью разных препаратов, которых на данный момент очень много. Сад обязательно нужно украсить скамейками из дерева, можно избавиться от старых деревьев, но оставить пенек. Далее на пенек наносится антисептический состав, чтобы дерево не разлагалось. Далее пни используются в качестве подставок для цветов, для этого нужно в сердцевине сделать отверстие и засыпать туда землю, таким образом, вы получите очень красивые клумбы.
Если вы хотите подчеркнуть стиль ландшафта – заполните привлекательными растениями воз либо тачку, замените ограду плетенью. Воспользуйтесь старой лестницей, чтобы создать опору для лиан. Контейнерные растения можно посадить в деревянную бочку. Ворота вы можете использовать в качестве ограды, а насыпь погреба будет выглядеть очень загадочно.
Большинство современных скульптур выглядят как гномы или лягушки, но лучше подобрать красивые чучела, ведь они всегда имели значимость в сельских огородах. В сельском быту всегда можно было встретить деревянные колеса от повозки, лейки, горшки из глины или чугуна, кормушки и многое другое. С их помощью вы сделаете усадьбу по-настоящему красивой и уникальной. Можно даже растить цветы в старых башмаках, а на скамейке оставить лукошко, наполненное зеленью из огорода. Нельзя забывать о колодце, который обязательно должен присутствовать в сельской усадьбе. Вы можете изобразить колодец, если у вас проведет водопровод.
Также нельзя оставлять без внимания дорожки, которые изготавливают из гравия, камня, дерева или песка. Наиболее предпочтительны извилистые, а не прямые дорожки. Водоем маленького размера очень подходит под стиль сельской усадьбы, а украсить его можно небольшим деревянным мостиком, установленным рядом. Но не каждый может сделать маленький водоем, в таком случае подойдет сухой ручей, приукрашенный растениями и камнями. Во время декорирования не увлекайтесь слишком сильно, иначе добавите элементы, которые не сочетаются с сельским стилем, например, партерный газон, альпинарий или фонтан.
Как украсить двор на даче
Летом многие отправляются на дачу для прекрасного отдыха от работы и городской суеты, хотя многие используют дачу исключительно для выращивания ягод и овощей. На даче можно расслабиться и телом и душой, но для этого придется позаботиться о ее привлекательном внешнем виде. Многие боятся, что на это уйдет много денег, но это совсем не так – все можно сделать своими руками из простых предметов. Для начала нужно внимательно осмотреть все, что есть на даче, может вы хотели избавиться от чего-то? Не выкидывайте все сразу, вполне возможно, что вы сможете использовать все это в качестве украшения. Например, можно сделать цветочные клумбы на багажнике и руле велосипеда, поэтому выкидывать его не стоит.
При удачной планировке дачи можно сделать оригинальную плетеную беседку, к тому же не понадобится много сил, нужно лишь иметь богатую фантазию. Можно создать натуральный зеленый зонт и приукрасить дачу, для этого засуньте в землю трубу небольшого диаметра, создайте каркас из проволоки, а туда посадите фасоль или горох. Плетеную корзину большого размера с землей можно видоизменить и сделать зеленой клумбой. Если вы найдете чемодан на даче – сохраните его, ненужно его выбрасывать, из него получится отличная клумба для цветов. При желании вы можете превратить скворечник в отличный элемент декора, если воспользуетесь цветной плиткой и красками. С помощью красок можно преобразить огромные круглые камни, просто нарисуйте любые узоры и изображения, например, рыбок или божьих коровок разного цвета. Забор можно видоизменить деревянными полками для цветов, растущих в горшках.
Декор уютного двора своими руками
Необязательно декорировать двор для привлечения внимания окружающих – сделайте это для себя, чтобы комфортно проводить время с семьей. Приукрасить его можно даже без чьей либо помощи, если потратить немного времени. Один из самых простых способов декорирования – создание плетеного забора.
Сделать такой забор можно без помощи окружающих, не понадобятся профессиональные навыки или инструменты. Возьмите прут, например, прут ивы, очень длинный и гибкий. Чтобы провести плетение нужно диаметр прута около 1,5 сантиметра, чтобы создать каркас – 4 сантиметра. Подбирается длина прута исходя из высоты ограды, но на всякий случай добавьте еще 15-20 сантиметров. Срезать прут нужно под наклоном во время заготовки, если хотите – очистите его. Сначала монтируйте каркас, далее его придется оплетать, не забудьте обжечь на костре фундамент каркаса. Начните вкапывать каркасные пруты на дистанции 15 сантиметров относительно друг друга, потом снизу нужно тянуть пруты между каркасными. Если пруты слишком жесткие – обработайте их водой и разомните. Те места, в которых произойдет соединение, нужно закрепить проволокой. Потом с другой стороны начинайте следующий ряд. На этом создание завершается.
Далее можно сделать складной столик, чтобы комфортно проводить время в саду. Для этого понадобится фанера, из нее нужно вырезать столешницы. Улучшить внешний вид столика можно благодаря округленным углам с двух сторон. Затем возьмите брус и сделайте четыре ножки, но учтите, что они должны быть достаточно устойчивыми. Один край должен быть круглым, а другой срезанный под 45 градусным углом. Округленную часть нужно чуть-чуть просверлить для того, чтобы вставить болт. Опять воспользуйтесь брусом и сделайте перекладины в количестве четырех штук. Срежьте с краю два угла с широкой стороны, другой край должен иметь один угол. Затем можно собрать стол целиком, для этого закрепите на половниках перекладины, чтобы они были расположены симметрично относительно столешницы. Нужно учесть, что обе ножки должны вмещаться без проблем, поэтому и расстояние должно быть соответствующее. Ножки нужно закрепить болтами на перекладинах, соберите их попарно. Далее закрепите все ножки вместе. В конце можно декорировать столик с помощью изображений цветов, которые можно получить, воспользовавшись трафаретом. Цветы могут быть любые, например, розы, маки, колокольчики и так далее.
Как украсить школьный двор
Чаще всего школьные дворы имеют огромную площадь, поэтому вы можете украсить ее разными способами, но придется хорошенько задуматься над тем, как это сделать. Как правило, директор школы часто задумывается над видоизменением двора, чтобы дети могли заниматься спортом и проводить время на свежем воздухе – расскажите ему о своих планах. Обойдите весь школьный участок, осмотрите качество почвы, гидрологию участка, топографическую съемку, растительность, посмотрите на качество дорог и так далее. К тому же нужно смотреть на попадание солнечных лучей на территорию, это тоже очень важно.
Взгляните на расположение дорог и ограждений около школы, если они расположены слишком неудобно – директор школы может провести изменения. Заметить отсутствие дорожки можно, взглянув на тропу, идущую через газон. При желании установить клумбу в данном месте нужно подумать о ее защите, лучше посадить густые кустарники или создать высокое защитное ограждение. Далее взгляните на спортивную площадку, обязательно проведите окрашивание снарядов и добавьте песок в яму, где дети прыгают в длину. Потом попросите об установке новых футбольных ворот и корзин для игры в баскетбол. Как правило, средства на развитие площадки выделяются школе, но используются очень редко.
Потом нужно ознакомиться с состоянием пришкольного участка, нужно провести озеленение с помощью коллектива школы. Но работать вряд ли кто-то захочет, поэтому нужно придумать вознаграждение или устроить соревнование с призовыми местами. Также не забудьте уточнить, есть ли у школы средства на покупку саженцев и семян? Для этого нужно составить план посадок заранее, где указываются размеры участка, освещение, возможность полива и многое другое. Когда будете организовывать клумбы с цветами, вспомните про основные ландшафтные правила: время цветения, цвет, высота растений и многое другое.
Как благоустроить пришкольный участок
Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.
Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.
Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.
Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:
Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.
Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.
Реализация проекта «Уютный уголок детства» по благоустройству территории школы
Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.
Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:
Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.
Проект озеленения школы
Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.
Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:
По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.
Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.
Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.
Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.
По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.
Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).
Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.
Нюансы проекта озеленения школьной территории
Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:
Благоустройство территории школы
Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:
Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.
Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.
Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:
Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.
Ландшафтный дизайн пришкольного участка
Ландшафтный дизайн пришкольного участка является отличной возможностью приобщить подрастающее поколение к природе, научить школьников ценить ее красоту и уникальность.
Ландшафтный дизайн участка — это не только возможность самовыражения, но и полноценное общение с первозданной живой природой. Та территория, которая располагается в непосредственной близости к зданию школы, должна быть красивой, поэтому в настоящее время во многих образовательных учреждениях возрождается традиция работы на приусадебных участках в летних трудовых лагерях.
Независимо от того, какие размеры имеет пришкольный участок, у каждого ребенка есть возможность реализовать здесь свои творческие идеи и оригинальные задумки.
Специфика современного ландшафтного дизайна на школьной территории
Школа является тем местом, где дети получают не только интеллектуальные навыки, но и учатся бережному отношению к окружающей среде, общению с другими людьми.
Ландшафтный дизайн пришкольной территории является одним из воспитательных приемов, используемых педагогом для формирования в подрастающем поколении чувства патриотизма.
Оформлением территории около школы ребята активно занимались во время существования Советского Союза, работая в специальных трудовых отрядах. К сожалению, традиции советской школы были утеряны после распада СССР, и долгое время не шло даже речи о проведении ландшафтного дизайна школьного участка. В наше время постепенно школы пересматривают свое отношение к декорированию своих земельных участков, снова стараются уделять внимание облагораживанию пространства, расположенного вокруг образовательного учреждения.
Дизайнерские стили
Для того чтобы определиться с теми основными элементами, которые будут присутствовать на пришкольной территории, отметим основные направления, существующие в настоящее время в ландшафтном дизайне.
Классический стиль предполагает использование четких геометрических линий, его примером является оформление территории вокруг Екатерининского дворца под Санкт-Петербургом.
Пейзажный стиль, напротив, не нуждается в подборе строгих геометрических линий. В нем приветствуется сохранение первозданного «свободного» ландшафта на декорируемом участке.
Самым распространенным ландшафтным направлением, выбираемым педагогами для декорирования пришкольных территорий, является кантри. Сельский стиль не предполагает каких-то существенных материальных затрат, к тому же нет необходимости осуществлять постоянный уход за обновленным школьным садом.
Архитектурный стиль предполагает акцентирование внимания на разнообразные декоративные постройки на пришкольной территории.
Идеи для архитектурных рельефов могут предложить сами школьники, их родители, а также педагоги, которые будут выступать в качестве руководителей дизайнерских групп.
При желании можно воспользоваться при декорировании школьной территории, даже некоторыми идеями из японского стиля: организовать небольшой водоем, оформить клумбы большими камнями.
Варианты планировки участка
Существует множество вариантов планировки, среди них выделяют:
Особенности зонирования территории
Для того чтобы просторный пришкольный участок был зрительно более уютным и оригинальным, можно воспользоваться таким оригинальным дизайнерским приемом как функциональное зонирование территории. Например, можно выделить спортивную часть, зону для отдыха, зону для проведения биологически экспериментов.
Полезные советы
Нет смысла тратить время и существенные материальные ресурсы на то, чтобы создавать вокруг школы настоящий зеленый газон. Для того чтобы он сохранял свой первоначальный внешний вид, придется изрядно трудиться, что достаточно проблематично, учитывая, что в летнее время дети уходят на каникулы, а учителя в отпуск.
Заключение
Облагораживание пришкольного участка можно сделать общим проектом, активными участниками которого станут не только школьники и педагоги, но и их родители (законные представители). Помимо основной цели такого общего проекта –создания уникального природного ландшафта на приусадебном участке, в ходе совместной деятельности педагоги смогут прививать своим воспитанникам любовь растениям, воспитывать в ним чувство коллективизма, любви к родному краю.
Какие кустарники лучше всего подобрать для облагораживания пришкольной территории? При подборе кустарников нужно обязательно учитывать климатические условия региона, специфику почвы. Например, можно посадить в одной из зон участка кусты роз, шиповника, посадить декоративные яблони. На цветочных клумбах у общеобразовательного учреждения уместны многолетние цветы и однолетние растения.
Посадочный материал можно на первом этапе реализации проекта ландшафтного дизайна собрать вместе с учителями и детьми, а далее использовать собственные саженцы и семена.
Среди тех моментов, на которые следует обращать внимание при подборе декоративных растений и кустарников, выделим безопасность подбираемых саженцев, их адаптацию к климатическим особенностям региона. Совместными действиями педагогов и учеников можно создать настоящий райский уголок вблизи своей родной школы.
Идеи ландшафтного дизайна пришкольного участка
Каждая школа заботится о своей репутации. Это касается не только уровня, на котором осуществляется преподавание, но и внешнего вида двора. Важно, чтобы при первом взгляде создавалось впечатление щепетильного подхода к деталям. Добиться этого можно применением различных решений в области ландшафтного дизайна в отношении пришкольного участка. В статье будут обсуждаться некоторые идеи, которые можно воплотить в жизнь.
Проект школьного двора
Оформление пришкольного участка не является чем-то новым. Этим активно занимались все дети под руководством учителей и мастеров во времена СССР. Со временем такая инициатива сошла на нет и больше внимания стало уделяться чистоте, а не внешнему виду участков и клумб вокруг школы. Традиции возвращаются и внимание снова уделяется тому, как оформлены участки на пришкольной территории. Школы, которые сдаются в эксплуатацию сейчас, уже имеют благоустроенные и продуманные участки в плане дизайна. Но это не избавляет от необходимости что-то делать на участке, т. к. со временем пришкольный участок приходит в негодность в силу разрастания сорняков и даже культурных растений. Все имеет свой срок службы, поэтому постройки ветшают, а композиции теряют свой вид. С годами меняется коллектив и ученики, что приводит к приходу новых веяний и настроений.
Все это говорит в пользу того, что необходимо что-то делать, чтобы поправить ситуацию. Иногда пришкольный участок требует кардинального вмешательства. Проявляется оно не только в обновлении растений на участке, но иногда и к кардинальному изменению формы участка или даже к их новому разграничению. Такое вмешательство делается не на один год, поэтому требуется хорошее планирование, чтобы внешний вид участка оставался при постоянном, но минимальном уходе. Невозможно осуществить задуманного без особого проекта, который составляется для конкретного участка. Почерпнуть идеи для участка можно не только у профессиональных дизайнеров, но и у тех, кто чаще всего посещает школу – учителей и учеников. Чтобы сделать это, необходимо произвести анонимный опрос, в котором каждый сможет выразить свои пожелания в отношении участка. Чтобы результаты было проще рассортировать, можно задать определенные границы рассуждениям, создав опросник. Но если требуются действительно свежие идеи, тогда лучше позволить выразиться самостоятельно. На анализ уйдет больше времени, но оно того стоит. В согласии с полученными сведениями будет проще составить конкретный план действий для пришкольного участка.
Общий стиль
Существует значительное количество ответвлений и направлений, которые могут быт реализованы в ландшафтном дизайне, все их можно отнести к двум основным группам:
Первая представляет собой уникальные и эксклюзивные решения для участков, которые могут быть реализованы в самых смелых вариантах. Но такой стиль оформления больше подходит для частных участков. Школа является государственным заведением. Это означает, что на пришкольном участке должны соблюдаться определенные формальности. Именно в этом случае подходит регулярный стиль. Проявляется он в четких линиях и симметрии. Геометрические формы, в которых выполняются грядки или осуществляются насаждения чаще всего правильные и призваны к тому, чтобы настроить детей на спокойный лад и восприятие новой информации.
Для реализации регулярного дизайна на пришкольных участках подходят солитерные посадки. Они проявляются в высадке одиночных растений или групп растений, которые придают строгости определенному участку. Такой подход важен, чтобы каждый, кто посещает школу, понимал, для какой цели он здесь присутствует. Более свободный стиль допускается для уголков во дворе, которые предназначены для свободного времяпрепровождения. Это касается больших перемен или периодов после окончания занятий. В этом случае можно использовать черты азиатского стиля, кантри и голландского. При этом большую работу необходимо произвести по подбору растений. Они должны сохранять свой внешний вид на протяжении всего года, а также иметь гипоаллергенные свойства.
Центральная часть двора
Чтобы было проще производить планирование и ландшафтный дизайн, необходимо разделить школьный двор на функциональные зоны или участки. Одной из них является центральная часть. Чаще всего она предназначена для проведения различных торжеств и сборов, например, линеек на случай первого или последнего звонка, а также для поздравления важных персон. Чаще всего эта площадка имеет прямоугольную или квадратную форму. Для нее необходимо использовать растения, которые будут только подчеркивать эти линии. Например, если по периметру участка расположены клумбы или участки земли, то на них неплохо было бы расположить невысокие кустарники, которые будут аккуратно подстрижены в общий стиль с площадкой. На эту роль подойдет такие растения, как буксус (самшит), бирючина, кизильник, спирея и другие. Если климат подходит, то можно высадить кусты можжевельника, которые важно постоянно формировать.
Хвойными растениями также можно подчеркнуть пришкольный участок, который предназначен для выступлений. В этом случае можно высадить высокие растения на фоне, что позволит оттенить участников сборов. Дополнительной пользой от таких растений будет компенсация порывов ветра, который может задувать в микрофон или срывать различные декорации со сцены. Требуется постоянный уход по уборке засохших веток.
Спортивные площадки
Спортивная площадка является следующей зоной пришкольного участка, которая требует правильного планирования. Многое зависит от того, что именно находится на этой территории возле школы. Чаще всего площадки для игры в баскетбол, футбол или волейбол покрываются асфальтом или имеют грунтовое покрытие. Редким исключением является наличие специальных резиновых покрытий. Такие участки должны быть максимально закрыты от ветров. Чтобы этого добиться, необходимо обсадить их деревьями, которые имеют пышные кроны. К таким растениям можно отнести клены, липы, каштаны и другие. Дополнительно такие растения создадут тень на участке, что особенно важно в жаркие весенние и осенние дни при физических нагрузках.
Зона отдыха
Современные школы предусматривают наличие и такого участка на территории. Участков может быть несколько. Часто их располагают равномерно по всей территории, чтобы ученики могли найти место каждый для себя. Обычно такие участки соединяются между собой посредством аллей. Для зон отдыха можно использовать различные растения, в которые входя и кустарники. При этом нет требования, чтобы они были одной высоты, т. к. особая строгость для участка не требуется. Его задачей является не настроить на серьезность, а позволить перевести дух перед следующим занятием или настроится на другой лад по окончании учебы. Для зон отдыха используется газонная трава, которой засеваются участки между кустарниками. Правильным решением является использование различных ярких декоративных растений.Обязательно должны присутствовать скамейки. Так как обучение в школе проходят дети различных возрастных категорий, то на таких участка не рекомендуется использовать различные арки, треноги или опоры, т. к. они могут стать причиной получения серьезных травм.
При этом разрешается размещение различных скульптур на таких участках. Окружать такие участки для отдыха, а также аллеи, которые их будут соединять могут сосны, вязы, тополя и липы. Высаживать их стоит на таком расстоянии, на котором это позволяют сделать кроны. Если в планах поддерживать небольшую высоту крон и постоянно ее формировать, то можно высадить ростки через каждые три метра. На клумбах, которые будут расположены с участками для отдыха стоит высаживать цветы, которые не особо прихотливы к уходу, а также устойчивы к засухам. В этой роли подойдут цинерарии, сальвии, бессмертники и цинии. Под деревьями также могут быть организованы клумбы, на которых себя будут хорошо чувствовать цветы, которые любят быть в тени. К ним относятся фуксии, астильба и барвинок. При должном уровне сознательности учеников на солнечных участках могут быть обустроены альпийские горки с подходящими растениями. Если где-то на территории есть бетонные заборы, которые не имеют особой привлекательности, то участки рядом с ними можно засадить плетущимися растениями. Видео о проекте озеленения школьного двора есть ниже.
Огород
Как бы странно это ни звучало, но определенный участок пришкольной территории может быть выделен под огород. Он будет полезен для проведения различных исследовательских работ, которые предназначены по выведению каких-либо культур или видов. Такой участок также может стать отличным стартом к тому, чтобы обучать детей заботиться о чем-нибудь и быть ответственным. Все растения, которые будут впоследствии высажены на участках вокруг школы, могут быть взяты из рассады, которая будет получена с огорода. Если территория участка достаточна, а бюджет школы позволяет, то на огороде может быть сооружена теплица или оранжерея, что еще больше расширит количество выращиваемых видов растений.
Их целью является постановка задачи, объяснение целей и способов их достижения. Для этого не требуется много времени, т. к. школьники будут посещать такие занятия без энтузиазма. Достаточно будет одного занятия в неделю, которое будет длиться всего 20 минут.
Резюме
Как видно, школьный участок может быть оформлен с применение различных растений и идей. Но все это не будет существовать долго, если не проводить соответствующего воспитания, которое подразумевает правильное отношение к растениям и к тому, что окружает каждого. Важно развивать самосознание и организованность, которые будут побуждать каждого лично прилагать усилия для ухода за растениями и за пришкольным участком. В первую очередь это будет проявляться в бережном отношении и в отсутствии желания мусорить.