Как можно увеличить бюджет города
Как увеличивать доходы бюджетов регионов
Они разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия).
Отмечается, что особенно эффективным может оказаться проведение рейдовых мероприятий специальными мобильными группами, куда могут входить участковые инспекторы, сотрудники территориальных органов МВД по вопросам миграции, налоговых органов, органов местного самоуправления.
При этом дается ссылка на опыт Белгородской области, где такие группы, в том числе и в выходные дни, выходили на места, выявляли случаи привлечения мигрантов к работе без уплаты ими налогов, и в результате проведенной работы количество выданных миграционных патентов в области в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом выросло в четыре раза.
Региональным властям также рекомендуется активизировать работу по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ.
Авторы ссылаются на оценку Росстата, согласно которой в операциях с недвижимым имуществом доля теневой экономики может достигать 50% от объема сделок, совершенных в сфере сдачи квартир в аренду.
Таким образом, выявление случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты НДФЛ может стать одним из ключевых мероприятий, направленных на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов.
Региональный опыт показывает, что выявление подобных случаев сопряжено с рядом трудностей. В качестве средства заинтересовать управляющие компании выявлять подобные случаи и сообщать о них предложено предоставлять им из местных бюджетов стимулирующие гранты как поощрение за прирост поступлений по НДФЛ на соответствующей территории.
Кроме того, может быть организована «горячая линия», по которой можно сообщать о случаях сдачи квартиры внаем, необходимо проводить разъяснительные мероприятия, направленные на повышение сотрудничества граждан с региональными и местными органами власти.
После получения информации о том, что та или иная квартира сдается внаем, представители соответствующей комиссии, включающей специалистов налоговых органов, могут проводить рейдовые мероприятия, чтобы официально зафиксировать сложившуюся ситуацию. При этом необходимо иметь четко прописанный и утвержденный в надлежащем порядке регламент работы подобных комиссий, чтобы исключить злоупотребления, защитить права арендодателей и повысить эффективность деятельности комиссий.
Регионам и муниципалитетам рекомендуется также активизировать работу по выявлению водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства.
Если ситуация с автомобильным транспортом достаточно эффективно регулируется и не представляет особых проблем в связи с практически нулевым количеством незарегистрированных автомобилей, то ситуация в отношении водного транспорта совершенно иная, отмечается в рекомендациях.
В тех регионах, где присутствует достаточное количество водоемов, незарегистрированный водный транспорт может составлять значительную долю маломерных судов. Такая ситуация, в частности, обусловлена трудностями, связанными с выявлением незарегистрированного водного транспорта. Лодки и катера используются лишь в определенные месяцы года. При этом допускается их снятие с регистрации и постановка на учет лишь на несколько месяцев в году, что может и не соответствовать реальному использованию.
Установленные штрафы за отсутствие регистрации сравнительно низки и поощряют граждан при несистематических проверках оплачивать штраф и не ставить объекты на учет. Таким образом, активизация работы по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта, ее постановка на систематическую основу могут способствовать росту сборов транспортного налога с водного транспорта, уверены авторы методички.
Регионам, в которых ставки транспортного налога находятся на невысоком уровне, рекомендуется увеличить ставки транспортного налога для увеличения налоговых сборов с владельцев мощных легковых автомобилей, мощных мотоциклов, а также с владельцев средств водного транспорта.
Несмотря на то, что штрафы не являются в отдельных регионах существенным источником доходов региональных бюджетов, меры, основанные на повышении выявления количества нарушений правил дорожного движения, могут давать значительный экономический эффект и способствовать росту неналоговой доходной базы регионов, говорится в рекомендациях.
К таким мерам отнесено развитие систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в том числе установка камер не только на основных магистралях, но и на дорогах регионального и муниципального значения.
Для регионов и муниципалитетов наиболее перспективным представляется развитие системы платных парковок и платных автодорог, поскольку эти системы уже введены в некоторых регионах и уже знакомы российским гражданам.
Критическим компонентом системы пользовательских платежей является эффективный механизм сбора и распределения денежных средств. Осуществлять сбор можно как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, и основной упор должен быть сделан на минимизацию транзакционных издержек и повышение удобства платежей для населения.
Привлечение средств от населения должно сопровождаться повышением качества предоставления соответствующей услуги. Для этого следует заранее создать систему индикаторов, позволяющих определить качество предоставления услуги, а также, при необходимости, запланировать наем ключевого персонала с соответствующими управленческими навыками.
Как отмечают авторы рекомендаций, во многих регионах ставки налога на имущество организаций установлены ниже, чем ставка, максимально разрешенная федеральным законодательством. Также распространена практика предоставления многочисленных региональных льгот.
С целью увеличения сборов по налогу на имущество организаций органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется рассмотреть вопрос об увеличении ставки налога на имущество организаций, возможно, до максимального уровня.
Поскольку объем выпадающих в результате применения льгот по налогу на имущество организаций является значительным, необходимо рассмотреть возможность повышения ставок налога с предварительным проведением оценки эффективности льгот по налогу на имущество организаций.
Региональным властям рекомендовано также активизировать работу по приватизации и коммерциализации непрофильных активов.
Необходимо более широко подходить к вопросу о составе имущества, управление которым надлежит совершенствовать, то есть учитывать в его составе также природные ресурсы (например, в части общераспространенных полезных ископаемых; имущество, закрепленное за государственными учреждениями). Природные ресурсы необходимо более активно оформлять и предоставлять на платной основе, говорится в методических рекомендациях Минфина РФ.
Как можно увеличить бюджет города
Афенкина Екатерина Максимовна – студентка Кредитно-экономического факультета Финансового Университета при Правительстве РФ.
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, связанных с исполнением федерального, региональных и местных бюджетов Российской Федерации, и разработке предложений по их решению.
Ключевые слова: Финансы, государственные и муниципальные финансы, исполнение бюджета, федеральный бюджет, бюджетная система РФ.
Сегодня руководителям муниципальных образований приходится сталкиваться с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужны и на развитие субъекта. Данная ситуация наблюдается не только в России, но и в других странах.
На сегодняшний день главным источником привлечения доходов в бюджет муниципалитетов остаются поступления от местных налогов и сборов. Для повышения самостоятельности и расширения возможностей развития муниципальным образованиям необходим поиск внутренних ресурсов, сосредоточенных в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [1, c. 23-44].
Расширения доходной базы за счет налоговых поступлений необходимо реализовать за счет следующих комплексных мер:
1. Учет незарегистрированных объектов недвижимости.
Такими объектами являются незаконно используемые земельные участки, строения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещений, а также осуществление реконструкции, перепланировки в объектах недвижимости такого рода. На территориях многих муниципальных образований России жилые дома, дачные участки, автомобильные парковки не поставлены на кадастровый учет и не имеют официальных документов о правах собственности, следовательно, данные объекты не подлежат налогообложению. Данную проблему можно решить путем проведение инвентаризации и организации удобной постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов, а также необходимо создать группы, занимающиеся выявлением незарегистрированной недвижимости.
2. Пересчет налоговой базы по налогу на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет рассчитываться на основе рыночной стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой [2, c. 22-31].
Введение такой меру будет эффективным, так как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения имеет существенное отличие от рыночной, потому что возникают проблемы с доступностью необходимой информации о рынке недвижимости и отсутствием данных о местоположении объектов недвижимости. Инвентаризационная стоимость домов 60-90х годов, расположенных в центре городов, намного ниже, чем стоимость новых домов, построенных на окраинах. Однако рыночная стоимость старой недвижимости в центре значительно выше, поэтому налоговую базу выгоднее определять исходя из месторасположения объектов.
3. Снижение налога на доходы от сдачи имущества в аренду.
В России давно существует закон, обязывающий граждан РФ платить налог с доходов, единственное, необходимо сделать так, чтобы он исполнялся, а это лишь вопрос организации контроля. Люди, не заключающие при этом не договора о найме при сдаче жилья в аренду, сильно рискуют, потому что арендатор может не заплатить за проживание или нанести имущественный ущерб, использовать жилое помещение в нелегальных целях. В данной ситуации можно снизить ставку налога за сдачу квартиры с 13% до 3–5%, что приведет к увеличению оформления необходимых документов.
Источником формирования и укрепления финансовой самостоятельности являются меры по увеличение доходной базы местных бюджетов за счет неналоговых поступлений. Основная доля таких доходов состоит из доходов от использования имущества муниципалитетов (около 50%), от оказания платных услуг (10-15%), от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%).
Можно предложить несколько мер по увеличению доходов муниципальных образований за счет неналоговых поступлений:
1. Предоставление в аренду неиспользуемых земельных участков юридическим и физическим лицам.
Россия имеет большое количество пахотных земель, территории которых не задействованы в сельском хозяйстве. Сдача в аренду данных территорий позволит муниципальному образованию простимулировать развитие аграрных компаний региона, которым необходимо расширять свои земельные банки.
2. Сдача во временное владение и пользование имущества муниципальных образований.
Данная мера позволит увеличить эффективность использования имущества муниципалитетов. Однако, существуют проблема в организации данного процесса. Органы местного самоуправления не проявляют заинтересованность в предоставлении имеющегося у них имущества в аренду, так как денежные поступления от временного пользования будут направляться в доходы муниципального образования, а не в доходы учреждений.
В целях повышения неналоговых доходов муниципалитетами могут осуществляться следующие мероприятия: оптимизация процентных ставок за пользование бюджетными средствами, утверждение программы приватизации муниципального имущества, начисление процентов по продленным и ранее предоставленным отсрочкам и рассрочками платежей в муниципальный бюджет, а также пересмотр ставок арендной платы в соответствии с рыночной ситуацией [3].
Подводя итоги, следует сказать, что рассмотренные меры являются не единственным путем повышения доходной базы муниципальных образований. Сегодня можно найти много других способов увеличения доходной базы муниципалитетов. На пути поиска новых методов присутствуют различные препятствия, связанные с незаинтересованностью и отсутствием желания органов местного самоуправления реализовывать мероприятия по привлечению доходов на территориях образований. Их пассивные действия обусловлены нежеланием уменьшать дотации, поступающие из бюджетов субъектов РФ.
Как было сказано раннее, именно зависимость бюджетов не позволяет увеличить их доходность. Бюджетам муниципальных образований необходимо постепенно снижать дотационные поступления и преодолевать все имеющиеся препятствия самостоятельно, стараясь за счет грамотной оптимизации налоговой базы и неналоговых поступлений обеспечить равновесие расходов и собственных доходов.
1. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2013. № 6. С. 23–44.
Как увеличить доходы местного бюджета. Опыт победителя конкурса
Мы ежегодно разрабатываем и реализуем план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета округа. Согласно плану ежедневно проводим мониторинг поступления доходов. Администраторы доходов ежемесячно отчитываются перед управлением финансов администрации городского округа. К каждому отчету администратор прилагает подробную пояснительную записку о работе, которую он провел, чтобы увеличить доходы и ликвидировать недоимку. По итогам работы администраторов доходов бюджета мы ежеквартально проводим семинары-совещания. Эти мероприятия позволяют обеспечить выполнение и перевыполнение плана по поступлениям в бюджет. Благодаря реализации плана мероприятий в бюджет Сорочинского городского округа в 2017 году дополнительно поступило более 13 млн руб., а в 2018-м — почти 18 млн руб.
Прежде всего это мероприятия, направленные на повышение результативности межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов. В состав комиссии входят представители администрации городского округа, ФНС, центра занятости населения, ФСС. Члены комиссии проводят с плательщиками индивидуальную работу, чтобы сократить недоимку. Комиссия приглашает на свои заседания руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам. По итогам работы межведомственной комиссии в 2017 году в бюджет удалось дополнительно мобилизовать 6,4 млн руб., в 2018-м — более 5 млн руб.
Специалисты администрации Сорочинского городского округа регулярно проводят рейды совместно с налоговыми инспекторами. Они выезжают к налогоплательщикам-должникам, выявляют административные нарушения в сфере торговли и благоустройства (несанкционированную торговлю и реализацию алкогольной продукции, неформальную занятость и т. д.). По итогам рейдов в бюджет дополнительно мобилизованы доходы на сумму около 2,5 млн руб. в 2017 м и свыше 3,2 млн руб. в 2018 году.
Другое мероприятие плана — оценка эффективности налоговых льгот и ставок местных налогов. Мы отменили неэффективные льготы по земельному налогу. Экономический эффект превысил 7 млн руб. В 2018 году провели анализ эффективности коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Увеличили индекс, А, который учитывает особенности видов предпринимательской деятельности, на один пункт по всем видам деятельности. Ожидаем, что экономический эффект в 2019 году превысит 1,6 млн руб., в 2020-м — 800 тыс. руб.
Мы проанализировали поступление налога на имущество физических лиц, исчисленного по инвентаризационной и по кадастровой стоимости. Увеличили на один пункт (с 0,1 до 0,2%) ставку в отношении объектов недвижимости, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК. Экономический эффект в 2019-м и последующих годах, по прогнозам, должен превысить 2,4 млн руб.
Администрация Сорочинского городского округа постоянно ведет поиск новых источников неналоговых доходов бюджета городского округа. Мы организовали работу по взиманию платы за размещение нестационарных торговых объектов. Сейчас это стабильный источник неналоговых доходов бюджета. В 2016 году в бюджет поступило 168,3 тыс. руб., в 2018-м — уже 643,8 тыс. руб.
Доходы в виде госпошлины за размещение рекламных конструкций за прошлый год удвоились: 90 тыс. руб. против 45 тыс. руб. в 2017 году. Выросли и поступления в виде платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В 2017 году мы получили 129,6 тыс. руб., в 2018-м — 146 тыс. руб.
Еще один источник поступлений — госпошлина за выдачу специального разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. В 2017 году доходы по этой статье составили 17,6 тыс. руб., в 2018-м — 326,4 тыс. руб.
Неналоговые доходы бюджета округа растут и за счет выморочных земельных участков. Работу с ними проводит отдел по управлению имуществом и земельным отношениям. В 2017 году администрация городского округа в плановом порядке провела выверку паевых земельных долей. Мы выявили 1709 невостребованных земельных долей, по которым никто не вступил в наследство после смерти собственника. Администрация подала в суд 520 судебных исков на 6,1 тыс. га земли с требованием признать право муниципальной собственности за городским округом. В 2018 году мы подали в суд уже 716 судебных исков на 13,5 га земли.
В отношении земельных участков, право собственности на которые суды признали за муниципальным образованием, проведены торги. Эту землю администрация сдала в аренду сельхозпроизводителям. В результате в 2017 году в бюджет поступили доходы на сумму 553,5 тыс. руб., в 2018-м — более 1,2 млн руб. Дополнительный эффект — вовлечение в сельскохозяйственный оборот более 19,6 тыс. га земли.
Всего за 2016–2018 годы городскому округу удалось привлечь доходы из пяти дополнительных источников. По ним мы получили в 2016 году 168,3 тыс. руб., в 2017-м — более 1,1 млн руб., в 2018-м — более 2,4 млн руб.
Мы вовлекаем население в распределение средств бюджета на конкурсной основе и на принципах софинансирования. Часть средств на реализацию проекта выделяет область. До 20 процентов стоимости мы финансируем из местного бюджета. Средства самих граждан покрывают до 20 процентов стоимости проекта, деньги спонсоров — до 10 процентов.
В рамках инициативного бюджетирования в 2018 году мы благоустроили три места массового отдыха в селах, а также отремонтировали водозаборную скважину. В 2019 году планируем реализовать еще восемь проектов, основанных на местных инициативах. Их общая стоимость — 6,7 млн руб.
Администрация привлекает средства спонсоров. В 2018 году в бюджет Сорочинского городского округа поступили средства от ООО «Терминал Сервис», ООО «РОСТА-Терминал», ООО «Газпромнефть-Оренбург», АО «Оренбургнефть», ООО «Сорочинский маслоэкстракционный завод», БФ «Сафмар» и других компаний. Общая сумма превысила 20,6 млн руб.
Управление финансов ведет кассовый план в ежедневном и ежемесячном форматах. Это позволяет предотвращать кассовые разрывы и эффективно использовать временно свободные средства. Чтобы составить кассовый план исполнения местного бюджета в части расходов, главные распорядители бюджетных средств предоставляют в управление финансов сведения о планируемых объемах кассовых выплат. Большая часть кассовых расходов заявляется на 15-е и 30-е числа каждого месяца с поправкой на выходные и праздничные дни. Увеличение расходов 15-го числа каждого месяца происходит в связи с необходимостью выплатить аванс по заработной плате работникам муниципальных учреждений, 30-го числа — в связи с выплатой заработной платы и начислений на нее. Администраторы доходов бюджета в рамках кассового планирования не только составляют кассовый план на год и месяц, но и делают разбивку доходов по дням.
Кассовые выплаты для исполнения муниципальных закупок производятся по плану-графику закупок. На уровне главного распорядителя бюджетных средств сроки кассовых выплат устанавливаем так, чтобы расчеты по закупкам не совпадали по времени с выплатой зарплаты и иными ежемесячными платежами. Это позволяет избежать больших кассовых разрывов.
Чтобы предотвратить неисполнение бюджетных обязательств, управление финансов контролирует обеспечение минимального уровня денежных средств на едином счете бюджета. Также проводим еженедельный и ежемесячный мониторинг кассовых потоков, чтобы исключить ошибки в кассовом планировании.
Результат ведения кассового плана по расходам — сбалансированность исполнения бюджета, предотвращение кассовых разрывов, снижение риска возникновения просроченной кредиторской задолженности.
На заметку: Как администрация работает с населением, чтобы увеличить доходы бюджета:
Администрация регулярно проводит разъяснительную работу с населением. Когда наступают сроки уплаты местных налогов, сотрудники администрации обходят должников, вручают им напоминания о необходимости погасить задолженность и оформить право собственности на имущество. В 2017 году благодаря такой работе поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 7,5 процента, местных налогов — на 26,6 процента. В 2018 году поступления местных налогов возросли на 9,7 процента. На всех автобусных маршрутах администрация разместила социальную рекламу. В ней муниципалитет обращается к гражданам и призывает их своевременно платить налоги.
Актуальную информацию об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, сроках уплаты налогов администрация размещает на официальном сайте и сайте управления финансов.
Для оптимизации расходов администрация Сорочинского городского округа приняла специальную программу на 2017–2019 годы (утв. постановлением от 03.07.2017 № 1130-п ). В рамках реализации этой программы мы повысили эффективность использования муниципального имущества. В частности, учреждения культуры предоставили в аренду имущество, которое не использовали. Мы провели реструктуризацию сети учреждений, сократили расходы на их содержание. Чтобы снизить затраты, вывели за штат обслуживающий персонал и непрофильных специалистов с учетом установленных норм нагрузки. Кроме того, мы жестко контролируем расходы из фонда оплаты труда и не допускаем увеличения численности работников администрации.
На протяжении многих лет на всех должностях я придерживаюсь одного принципа — находить, привлекать и ценить талантливых людей. Талантливый человек может быть неудобен в общении, но это всегда креативный сотрудник, мнение и идеи которого для меня важны. Стараюсь приложить максимум усилий для того, чтобы находить таких людей, привлекать их к муниципальному управлению, давать им возможность профессионально развиваться, воплощать свои идеи.
За победу в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» городскому округу выделили 1,52 млн руб. На эти средства мы закупили мебель для общеобразовательных организаций.
По итогам XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Минфин Оренбургской области поощрил Сорочинский городской округ дотацией в сумме 500 тыс. руб. на реализацию мер по обеспечению сбалансированности бюджета. За высокое качество управления муниципальными финансами по итогам 2017 года администрация округа получила сертификат на сумму 638 тыс. руб. На эти средства мы профинансировали мероприятия по сокращению долговой нагрузки на бюджет и снижению кредиторской задолженности.
Рейтинг городских округов и муниципальных районов Оренбургской области по уровню открытости бюджетных данных формирует областной Минфин на основе мониторинга. Цель — стимулировать органы местной власти к повышению уровня открытости бюджетных данных и вовлечь население в бюджетный процесс. В ходе формирования рейтинга областные специалисты оценивали:
— информационное наполнение порталов (сайтов), предназначенных для размещения бюджетных данных;
— полноту и качество информации, которую муниципальные учреждения разместили на сайте bus.gov.ru;
— информационное наполнение порталов «Бюджет для граждан», полноту и понятность интернет-брошюр, размещенных в открытом доступе;
— способы и технологии вовлечения населения в бюджетный процесс.
По итогам оценки открытости бюджетных данных Сорочинский городской округ набрал 106 баллов из 106 возможных.
Кроме того, в 2018 году управление финансов администрации округа принимало участие в региональном конкурсе на лучшее предложение по формированию и представлению бюджета для граждан. Наши финансисты представили на конкурс проекты в номинациях «Бюджет в стихах» и «Бюджетный квест». В первой номинации проект «Бюджет глазами граждан» отмечен дипломом II степени. Во второй номинации проект «Бюджетные головоломки» отмечен дипломом I степени.
Для населения созданы серия анимационных фильмов и брошюры «Бюджет для граждан». Они объясняют финансовые показатели в форме, понятной любому человеку. Открытости бюджета способствует обнародование нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного процесса. В связи с переходом к программным бюджетам предоставляем населению максимум информации о муниципальных программах — их роли, целях и задачах, инструментах реализации, мероприятиях. Механизм любой программы предусматривает отчетность о ее исполнении, поэтому мы информируем население о результатах. К формированию бюджета привлекаем общественный совет.
ТАТЬЯНА МЕЛЕНТЬЕВА, глава Сорочинского городского округа Оренбургской области