Как мумифицировали людей в древнем египте
Как в Древнем Египте мумифицировали тела умерших?
Культура древнего Египта до сих пор будоражит умы многих историков и таит в себе огромное количество неразгаданных тайн. Даже сегодня нам еще есть чему поучиться у этой загадочной цивилизации, которая верила, что душа умершего человека может покидать свое тело днем, но обязана вернуться в него с наступлением ночи.
До того как тела умерших египтян стали мумифицировать, их просто хоронили в пустыне. Позднее для особо богатых и влиятельных людей стали строить каменные гробницы, но в них тела довольно быстро разлагались. Это было неприемлемо для людей свято верующих в то, что после смерти их душа все еще живет в теле. Поэтому древние жрецы изобрели уникальную технику бальзамирования, которая должна была максимально сохранить тело умершего, чтобы его душа смогла возвращаться в него когда ей это угодно.
Вначале мумификация производилась исключительно с телами фараонов и жрецов. В ранние периоды наличие души у простолюдинов вообще было под вопросом. В более позднее время, приблизительно с 3400 г. до н.э. данная процедура производилась с телами всех, у кого на нее хватало средств. В некоторых гробницах даже были обнаружены мумии животных, чаще всего это были кошки, считавшиеся у египтян проводниками по загробному миру.
Условно египетскую технику мумификации можно разбить на несколько видов: для бедняков, для среднего класса и дорогая мумификация.
• Для бедняков.
Самые древние мумии были забальзамированы при помощи битума. Раствор настолько смешивался с тканями тела, что различить какие-либо признаки человека при раскопках практически не представлялось возможным. Наполненные битумом тела имеют черный цвет и очень хрупки, поэтому до наших дней сохранились лишь единичные экземпляры. Позднее была изобретена более эффективная методика. У простолюдинов извлекали все органы, а в брюшную полость заливали сок редьки. Затем тело помещалось в раствор натрового щелока на 70 дней, после чего возвращалось родным для погребения.
• Для среднего класса.
Для людей среднего класса предназначалась более сложная процедура. Через специальную трубку в тело умершего вливали большое количество кедрового масла. Затем зашивали все отверстия, чтобы масло не вытекло раньше срока, а тело на некоторое время помещали в натровый щелок. По истечению необходимого периода умершего вынимали из щелочной ванны и выпускали из кишечника масло, которое выходило наружу вместе с внутренностями. После таких процедур от тела оставались только кожа и кости.
• Дорогая мумификация (для фараонов и влиятельных людей).
Первым этапом является извлечение всех внутренностей брюшной полости и мозга. Стоит отметить, что ничего не выбрасывалось, все аккуратно складывалось в специальные сосуды – канопы. Затем брюшную полость промывают пальмовым вином и растирают ароматическими составами. После этих процедур пустое тело наполняют касией, миррой и другими благовониями, после чего оно отправляется в щелочную ванну на 70-80 дней. По истечении срока тело обматывают лентами виссонного полотна и обмазывают камедью. Только после всех этих процедур уже готовую мумию помещали в саркофаг и запирали со всеми ценными вещами в гробнице.
Мумии Египта: зачем и как сохраняли тела усопших в древности
Что такое мумия
Древние египетские мумии хранят всебе множество тайн изагадок. Они демонстрируют бессмертие фараонов, знания иумения древних жрецов иврачевателей.
Все мызнаем опроклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором иврачом) благодаря культовым фильмам ипубликациям вСМИ. Ночто такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает ивпечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? Навсе эти вопросы мыпопытаемся найти ответ.
Мумия— это труп человека, обработанный специальными средствами, составами имаслами сприменением древних техник иметодов для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить разложениетрупа. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, помнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.
Мумификация имеет ряд отличий отбальзамирования. Если впервом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями ивысушивали, тововтором варианте основной задачей было приостановить процессы разложения тканей иоставить тело вмаксимально приближенном виде ктому, которое имел человек при жизни.
Изучением подобного явления вмировой культуре занимаются многие специалисты изразных областей. Особенную ценность эти знания несут для:
Все они исследуют разные стороны одного иогоже явления (условия жизни, социальные иполитические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат воснове кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны изаполнить белые пятна ввопросе, как кремировали ипогребали втевремена усопших.
Как изачем это делали вДревнем Египте
Мумификация вДревнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается навере вто, что фараон имеет божественное происхождение иего тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело иузнать его.
Аначалось все слегенды обогине Исиде иеевозлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, ачасти его тела были разбросаны повсему миру. Нобог Анубис (полегенде) спомощью Исиды нашелих, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью ивдохнул вумершее тело жизнь.
Именно вера вбожественность, бессмертие, высокий социальный статус ибогатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям вЕгипте того времени. Кним принадлежали:
Что касается простых людей, тодолгое время существовало мнение, что уних впринципе нет души, поэтому эта процедура иминенужна вовсе. Однако современем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если уних наэто было достаточно средств ивозможностей.
Кроме этого, взахоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились втевремена, считались неприкосновенными ижили при храмах идворцах.
Мумификация: этапы ипроцессы
Мумификация как физическое явление— достаточно сложный идолгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей вДревнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики иклиматических условий определенной территории, атакже условия, необходимые для приведения трупа внужное состояние.
Существует два вида мумификации:
Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали впеске. Именно песок впитывал всю влагу изтела человека иненадавал ему возможности разложиться. Апостоянные высокие температуры иветра высушивали останки естественным путем.
Что касается второго варианта, тоздесь нужно более основательно разобраться вовсех процессах инюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали вспециальное помещение, где ипроисходил весь обряд, который длился 70дней. Эта цифра связана спереплетением религии иастрономии всознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится загоризонтом иееневидно нанебосводе.
Наиболее полное идостоверное описание процесса кремирования умершего можно найти втрудах Геродота. Онрассказывает обо всех этапах иметодах.
Первое, что делали стелом— специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка— прототип современно скальпеля) делали надрез впаховой зоне, чтобы вынуть внутренности. Изымали изчеловека все, кроме сердца, в котором, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой испециальными составами, маслами иблаговониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах иуничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).
Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами инастоями, апотом погружали всосуды— канопы, где эти части тела исодержались. Крышка каждого сосуда была выполнена вформе определенного божества, который иотвечал затуили иную внутренность.
Что касается мозга, тоондобывался особым методом. Спомощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие вносовой части, проникали вчерепную коробку ипочастям извлекали содержимое. Другой вариант— спомощью тогоже крючка разжижали (разбалтывали) мозг, апотом тело переворачивали ичерез ноздри выливали его.
Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел исоды иоставляли на40дней для высыхания. Сода исоль забирали влагу стела, масла имели бактерицидное действие, асоединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.
После того, как миновал отведенный срок, стела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями наоснове масел ибитумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму иобъем, вполость укладывали опилки, песок, соль изашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожесть сумершим человеком, еймогли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок изубов.
Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Ихпропитывали всмоле, которая была вместо клея, благовониях имаслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между слоями ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса смолитвой овоскрешении. После завершения всех этих этапов готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали еевсаркофаг (подобие современного гроба), выполненного ввиде человека. Саркофаг помещали вродовую усыпальницу.
Процесс мумификации вДревнем Египте был очень длинным исложным, занимал много времени иусилий, требовал определенных знаний иумений. Наиболее известными мумиями, которые дошли донаших дней, считаются останки жреца ПаДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.
Сколькобы тайн иужасных историй ниокружало мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры ивнимание ученых, путешественников иохотников задобычей. Раскопки продолжаются и по сей день: в сентябре 2020 года была найдено целых 27 саркофагов, на некоторых из которых даже сохранились древние рисунки.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить!
Как египтяне мумифицировали мёртвых: детальное описание процесса и неизвестные подробности
Весь процесс занимал ровно 70 дней. Порядок действий в основном передавали из уст в уста, так что недавно найденный папирус с «памяткой» — настоящее сокровище для египтологов.
Фото © Getty Images / Shawn Baldwin / Discovery Channel
Это фрагмент папируса, которому три с половиной тысячи лет. До недавнего времени он хранился у частного коллекционера. Несколько лет назад его передали музею Копенгагена. Ещё один кусок того же самого документа (тоже из частной коллекции) теперь хранится в Лувре. Другие части утрачены или, по крайней мере, пока не найдены, но и того, что есть, хватило для докторской диссертации датского египтолога Софи Шедт.
Фрагмент древнеегипетского папируса, в котором описан процесс мумификации. Фото © University of Copenhagen
Она рассказала, что по своему содержанию это медицинский трактат. В основном посвящён кожным заболеваниям и лечению травами. Но есть в нём также весьма любопытные данные по мумификации. К примеру, описан процесс, о котором до сих пор ничего не знали: бальзамирование лица. Ранее египтологи уже находили мумий с лицами, покрытыми отдельной тканью и смолой, и вот теперь выяснилось: оказывается, лицо особо берегли от насекомых и бактерий. Для этого его накрывали куском льняного полотна красного цвета, пропитанного особым снадобьем.
Иллюстрация процесса бальзамирования лица будущей мумии. Фото © University of Copenhagen / Ida Christensen
— Мы получили список ингредиентов этого средства, состоящий в основном из ароматических веществ растительного происхождения и связующих веществ. Из них приготавливается жидкость, которой бальзамировщики обрабатывают кусок красного льняного полотна. Затем красное полотно прикладывают к лицу умершего, чтобы заключить его в защитный кокон из ароматных и антибактериальных веществ. Этот процесс повторялся с четырёхдневным интервалом, — рассказывает исследователь.
Папирус оказался на добрую тысячу лет старше всех известных до сих пор письменных свидетельств о мумификации в Древнем Египте. Софи Шедт сопоставила этот текст с другими историческими источниками и уточнила: процесс длился в общей сложности 70 дней (как и писал Геродот), из них первые 35 дней проходило высушивание останков, почти столько же уходило на обёртывание.
— Текст читается как памятка, он, должно быть, написан для специалистов, которым нужно было напоминание о деталях, например, указываются рецепты мазей или способы использования разных типов бинтов, — поясняет исследователь.
Настольная игра со смертью, 50 саркофагов и таинственная жена фараона. Что ещё раскопали в египетском некрополе — видео
Согласно Геродоту, у древних египтян было три способа мумификации, они отличались по уровню сложности, применяли их в зависимости от материального положения семьи усопшего.
Вот самый простой и недорогой способ: «В брюшную полость вливают сок редьки, потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным». Это древнегреческий историк описывает во второй части своей знаменитой «Истории» («Книга вторая. Эвтерпа», она посвящена Египту и Ливии). Там же рассказывается и о двух более сложных и дорогостоящих способах.
Мумия для среднего класса
Покойникам побогаче через трубку вливали в брюшную полость кедровое масло, и, опять же, помещали тело в натровый щёлок. Это раствор едкого натра. Зарубежные исследователи часто упоминают natron (смесь едкого натра, пищевой соды с небольшим добавлением обычной соли и сульфата натрия). Известно, что большие запасы этого минерала образовались в озёрах на севере Египта, возле дельты Нила, там находится впадина под названием Вади-эн-Натрун. С помощью этого вещества «высушивали» тело, чтобы предотвратить дальнейшее разложение, и лишь затем бальзамировали и заворачивали в ткань, пропитанную ароматическими и антибактериальными веществами.
Судя по описаниям Геродота, в обоих названных выше случаях внутренности не удаляли, а просто обрабатывали. Для высокопоставленных особ технология существенно отличалась.
Фото © Getty Images / Chesnot
Первым делом извлекали мозг. Через ноздри в голову вводили металлический крючок и вытягивали какую-то часть. Чтобы вышло остальное, впрыскивали растворяющие вещества, а затем переворачивали тело на живот. Кстати, очень интересно: древние египтяне не ставили мозг ни во что и считали совершенно ненужным для загробной жизни. Судя по всему, его просто выбрасывали.
Далее с помощью каменного ножа делали надрез внизу живота. Вынимали всё, кроме сердца. По древнеегипетским верованиям, именно оно поможет найти путь к новой жизни. Образовавшиеся пустоты в теле заполняли бинтами, опилками и другими материалами. Органы высушивали и помещали в специальные сосуды четырёх видов. Тот, что с крышкой в виде головы шакала, предназначался для желудка, с головой обезьяны — для лёгких, сокола — для кишечника, человека — для печени. Сосуды назывались канопами и символизировали богов, играющих важную роль в древнеегипетском потустороннем мире: Дуамутефа, Хапи, Кебехсенуфа и Амсета. Чаще всего эти ёмкости клали рядом с телом.
Интересно, что о натроне в древнейшем медицинском папирусе не говорится. А между тем, по другим данным, тело им начинали обрабатывать на четвёртый день после изъятия внутренностей, причём обрабатывали как снаружи, так и изнутри. Вообще, весь ритуал был разделён на 17 этапов, каждый из которых длился четыре дня. На 68-й день мумию помещали в саркофаг, а в оставшиеся два дня совершали молитвы. Египтяне верили, что душа после долгого путешествия вернётся к телу.
Во-первых, почему так лежат руки? Они должны лежать перекрещенными на груди, как и положено царской особе. Во-вторых, где сердце? Согласно ритуалу, его должны были оставить. В-третьих, разрез на животе для удаления внутренностей идёт наискосок от пупка, а не параллельно подвздошной кости, как нужно. Кроме того, смолу в череп заливали дважды, но ничего подобного в сохранившихся «рецептах» тоже не описано. Наконец, сам череп повреждён. В Скотленд-Ярде патологоанатомы заявили, что обычно в таком состоянии он бывает у убитых топором или чем-то подобным. Впрочем, знаменитый исследователь египетских гробниц Захи Хавасс полагает, что повреждение случилось во время мумификации. Так вот, именно знания о процессе бальзамирования порождают такое множество вопросов. Не могли Тутанхамона мумифицировать неумехи.
Мумифицирование в Древнем Египте | Египетские мумии
История мумифицирования в древнем Египте, процесс и традиции мумифицирования в Египте. Как древние Египтяне делали мумии и мумифицировали своих умерших и животных.
В Египте возник самый выдающийся и колоссальный культ мёртвых, который человек когда-либо праздновал на земле. Дома и дворцы живых исчезли, могилы царей и дворян стали свидетелями жизни древних Египтян и как они в последствии были похоронены. Древние египтяне считали, что у каждого человека много душ. Только тело умирает, а души, Ка, Ба и Анкх живут как духовные создания.
Подготовка к смерти
Процесс мумификации
Бальзамирование и мумификация, изначально предназначавшиеся только для фараонов, в конечном итоге распространились на все социальные группы, что позволяло душам Ба и Ка находить правильные тела. Однако процесс мумификации был сложным и сильно зависел от социального статуса умершего человека. Очевидно, что чем выше социальный ранг, тем лучше была мумификация тела.
Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили.
Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то седце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.
Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Перед интернированием ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями. Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.
Женская мумия с золотыми украшениями
Древняя египетская мумия женского пола, носящая золотые украшения, была обнаружена в храме Тутмоса III в Аль-Горне на западном берегу Луксора в 2014 году. Мумия находится в плохом состоянии, так как это место захоронения, наряду с другими близкими к нему, подвергалось грабежу. Украшения были найдены в верхней части мумии и включают в себя золотое ожерелье, украшенное полудрагоценными камнями и золотыми пластинами, с кулоном из тонко сделанного золота в середине. Кулон весит более 20 грамм. На ее руках были также найдены два золотых браслета, прикрепленных к серебряным браслетам, а также два серебряных браслета на щиколотке. Подвеска и браслеты находятся в идеальном состоянии, но браслеты на лодыжке повреждены. Изучив мумию, было выявлено, что женщина умерла в возрасте 30 лет и была богатой.
Королевские мумии
В 1870 году тайник Дейр-эль-Бахари на Западном берегу Луксора был случайно обнаружен семьей Абделя Расула, которые были известны как грабители гробниц. И почти 10 лет тайник оставался тайным сокровищем семьи, им удалось украсть, а затем продать большое количество мумий и других артефактов на международном рынке древностей.
В 1881 году Дейр-эль-Бахари стал известен всему миру, и официальная делегация, в которую входили Масперо, Бругш и Ахмед-паша Камаль, перевезла 40 вновь обнаруженных мумий в Каир. Тайник был обнаружен в высеченном из камня тайнике и включал две группы мумий, лежащих в простых и толстых деревянных саркофагах с их именами. 1-я группа содержала мумии 17-20-й династий, таких как Секененре, Ахмос, Аменхотеп I, Тутмос I, II, III, Рамзес I, Сети I и Рамзес II, а также восемь мумий принцесс. 2-я группа включала мумии королей и священников 21-й династии в их оригинальных саркофагах.
Позднее французский египтолог В. Лорет обнаружил еще один королевский тайник в гробнице Амхотепа II (KV35) на западном берегу Луксора, в котором находилось 11 королевских мумий. Среди них мумии Аменхотепа II и III, Тутмоса II и IV, Септы, Сети II, Рамзеса IV, V и VI, а также три неопознанных мумии.
Антропологические исследования и научная экспертиза найденных фрагментов глины будут проводиться с целью выявления всех мумий и определения владельца гробницы и его соответствующей мумии. Среди находок были хорошо сохранившиеся мумии маленьких детей, а также большая коллекция предметов погребения. Остатки деревянных саркофагов также были раскопаны, доказывая, что гробница была повторно использована священниками в качестве кладбища. Ранние осмотры гробницы показывают, что с древности она несколько раз подвергался разграблению.
Некоторые из королевских мумий можно увидеть в Национальном египетском музее в Каире в зале Королевских мумий или в музее мумификации в Луксоре.