Как мусульманина привести к православию

Bookitut.ru

Как проповедать мусульманину Христа

Первое, что надо помнить — это то, что ко Христу без помощи Бога Отца обратиться нельзя. Сам Господь сказал: «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). Поэтому без молитвы тут обойтись нельзя. Сам Дух Святой, привлечённый молитвой, может размягчить гордое упорство сердца, захваченного древним врагом. Всякая надежда на свои силы приведёт лишь к разочарованию.

Второе: мы должны помнить, что наша главная задача не в том, чтобы обличать исламские заблуждения, а в том, чтобы засвидетельствовать Евангелие Спасителя и этому человеку. Нам Христос не повелевал «доставать пилением» всех несогласных. Апостол Петр повелевает: «будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15).

Даже апостолам было велено, в случае неприятия проповеди, удалиться из города (Лк. 9, 5). Мы должны быть лишь вестниками Бога, а если весть отвергнута, то время действовать Самому Богу. От нас зависит, бросим ли мы семя слова Божия, а куда оно попадёт — на дорогу, камни, терние или добрую почву, — не наше дело. Апостол Павел твёрдо повелевает: «еретика, после первого и второго вразумления, отвращаться, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3, 10–11). Но, конечно, речь идёт здесь о таком человеке, который, не желая узнать истину, в ожесточении отвергает Благовестие и предаётся бессмысленным спорам. Тот же, кто искренне желает узнать правду, но ещё не всё понимает, заслуживает постоянного внимания.

Лучше всего просто рассказать мусульманину о Христе Спасителе, Его чудесах, Крестной Жертве, Славном Воскресенье и Грядущем Суде. Практика показывает, что смиренная передача Откровения зачастую дает куда больше, чем самая изощрённая полемика. Ведь в первом случае мы просто являемся устами Самого Бога. Очень хорошо дать мусульманину прочитать Новый Завет. Ведь подавляющее большинство мусульман пребывают в глубочайшем невежестве по поводу того, что касается истинного Откровения. Поистине дьявол ослепил глаза и сердца множества народов! Если это необходимо, должно использовать не русский текст, а перевод на национальный язык собеседника (такие тексты можно найти в Москве, в Институте Перевода Библии). Так мы покажем, что, принимая Православие, мусульманин вовсе не становится русским. Ведь для многих ислам — просто знак их национальной идентичности. А Православная Церковь — сверхнациональна. Она — это новый народ Бога, собираемый из всех наций Земли.

Если же заходит речь о различии между исламом и христианством, то перед началом разговора нужно выяснить, как человек относится к Православию. Если человек положительно относится к Церкви, то таким людям нужно показать, что ислам и христианство несовместимы, как мы показали выше. Но при этом ислам проигрывает христианству и с точки зрения представлений о Боге и не даёт никаких твёрдых путей к очищению от реального греха, разъедающего каждого человека.

При этом совершенно бессмысленно заводить разговор о личной нравственности, поскольку это будет просто бессмысленным словопрением, типа: «а у вас „там“ много жён можно — зато у вас „там“, якобы, епископы нехорошими делами занимаются». Хотя иногда полезным бывает упоминание о том, что большинство террористических актов совершают исламские фанатики. Но чаще упоминание об этом приводит к раздражению собеседника.

Если уж касаться этого (а в России сейчас тему эту не обойдешь), то лучше обсуждать не вопрос вероисповедания террористов («правильные» они мусульмане или нет), а соответствующие стихи Корана, санкционирующие убийства: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, — поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху» (Сура 2, аяты 186, 187, 189). Пусть мусульманин прокомментирует эти слова. Спросите его: «разве может Творец призывать к всеобщей междоусобице? Разве Ему угодно, чтобы верили в Него под дулом автомата?»

После этого нужно сопоставить исламское учение об одиночестве Бога и христианское учение о Боге-Любви-Троице. В разговоре с мусульманами нужно особенно подчеркнуть, что рождение Сына и исхождение Духа не есть временной акт, не есть акт телесный. Это подчеркнуть надо обязательно, иначе будут возникать совершенно неверные представления. Ведь мусульмане всерьез считают, будто мы верим, что Иисус — Сын Бога в том смысле, что Он появился в результате плотского сожительства Аллаха и Девы Марии. Конечно, мы отвергаем такую глупость, и никто никогда так не верил.

Лучше Бога Сына называть Словом и от этого переходить к рождению: иными словами, как наш ум порождает слово, так и Ум Отец в вечности рождает Слово. Следовательно, мы можем назвать Слово Бога Его Порождением.

В качестве примера разговора могу привести один из диалогов, который мне приходилось проводить с ваххабитом:

— Вы надеетесь, что вас спасет человек Иисус, а нас спасает Сам Аллах, — говорил мусульманин.

— Давайте разберемся, — отвечал я. — Аллах в вечности — существо словесное или бессловесное?

— Конечно, словесное, — сказал мой собеседник. (Иначе ему пришлось бы приравнять Аллаха к зверям).

— У Аллаха есть ли хоть одна бессловесная сила? — далее спросил я.

— Конечно, нет. Все Его силы словесные, — ответил мне оппонент.

— Аллах спасает вас силой или бессилием? — спросил дальше я.

— Очевидно, что силой.

— А согласно Корану, Кто является Словом Аллаха?

— Иисус Мессия (сура 3, аят 40 (45)), — в недоумении ответил собеседник.

— Значит, спасение Бог даёт через Иисуса Христа, и другого пути нет. Сам Христос именно так и говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6).

Так можно показать, что спасение возможно только через Христа, через следование Его заповедям, нарушаемым мусульманами — Крещение, православную веру, другие Таинства, послушание Церкви.

Можно рассмотреть, какой Бог более справедлив. Справедливость Бога признаётся и в исламе, и в Православии, поэтому данный факт удобно взять как отправную точку. С точки зрения Евангелия каким образом Бог решает вопрос справедливости? Бог никогда не примирится со злом, но Он это зло берёт на Себя. Во Христе встретились и праведность, и милосердие Божие. По справедливости грех был наказан, а по милосердию это наказание добровольно принял на Себя невиновный — Сам Бог. А теперь посмотрим на Аллаха. Что Аллах говорит? Он говорит в Коране, что, «если бы я захотел, то сделал бы так, что не было бы никого из заблуждающихся». Но дальше он говорит: «я сбиваю с пути и я заставляю делать добро», — то есть заставляет делать и добро и зло. Но это ещё не всё; если бы этим всё ограничивалось, то было бы ещё более-менее понятно: ну, захотел Бог сделать марионеток… Но потом ведь он делает вид, будто они отвечают за свои поступки, и затем каждому воздаёт по делам их в День Суда. Разве это справедливость? Здесь и тени справедливости нет! И это режет слух каждого мусульманина, которого спрашивают напрямую.

Далее, нужно предложить сопоставить по ощущениям: вот Вы лично чувствуете свободу? Вы знаете, что есть добрые и злые поступки? — они предполагают свободу, без которой они не будут ни добрыми, ни злыми. Это всё очевидные вещи: в практической жизни мы всегда исходим из этого. Коран же отрицает свободу воли. Значит, Коран есть ложь.

После этого нужно коснуться вопроса самого Корана. Коран предполагает признаком своей проверки отсутствие противоречий, но противоречий там весьма много. («Разве они не размыслят о Коране? — говорит он. — Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий» (4; 84)). Значит, согласно критериям самого Корана, он не богодухновенен.

Далее, Коран не даёт никаких пророчеств. Коран не даёт никаких свидетельств своей истинности, он только запугивает. Но, простите, заявления, что «если ты мне не поверишь, то я тебя в огне сожгу и в рот железа налью» — это не аргументация. К тому же, Коран здесь не оригинален — такой же аргументации придерживается и Сёко Асахара, и Мун, и многие другие. Христос же говорил равно наоборот: если вы Мне не верите, верьте делам Моим, и тогда поймёте, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 11). Смотрите, Господь не говорит: верьте Мне просто так. И мы видим эти дела: на сбывающихся пророчествах, чему свидетелями являемся мы в наши дни, на множестве грешников, прекращающих злодейства, на больных, ежегодно исцеляющихся в Церкви. Коран же не даёт ни одного предсказания на будущее, которое бы исполнилось несколько веков спустя, и это было бы очевидно.

И, наконец, совершенно необходимо коснуться вопроса: «Что же даст вам Христос такого, чего не дал Мухаммед?»

Отвечаем мы на него так:

— Господь и Бог наш Иисус Христос даст вам вечную жизнь, уже сейчас действующую в наших сердцах. Он даст вам прощение грехов — не достигаемое самовнушением, а вполне осязаемое ощущением совести. Он даст вам увидеть в Боге не далекого Властелина, а любящего Отца, Который ежесекундно заботится о нас. Он откроет в ваших сердцах источник силы Святого Духа, перед которой не смогут устоять никакие противники. Он повлечёт вас за пределы Вселенной. И приведёт Он не к тленным и плотским удовольствиям выдуманного Мухаммедом рая, а к сверхмирной радости Богообщения. Она не выразима человеческим языком, не зрима плотскими глазами и не представима самым гениальным умом, но уже сейчас ощущается верными, когда они верны законам Бога.

Он сделает вас из смертных людей богоподобными сыновьями и дочерьми Бога. Он Сам омоет вас Своей собственной кровью и поселится в ваших сердцах вместе со Своим Отцом и Святым Духом, а что может быть выше этого! Разве это может дать вам лжепророк, не знавший, что его ждёт (Коран. 46, 8) и который сам был из числа сомневающихся (Коран. 6, 114)? Конечно, нет. Так не глупо ли из-за национальных или иных предрассудков отходить от верного слова Господня, подтверждённого многими знамениями и чудесами и доселе совершающимися в Православной Церкви, и выбирать ни на чём не основанное заблуждение?

Пусть они возвратятся к бессмертному Отцу. Зачем им умирать вечной смертью в своём заблуждении? Зачем верить Мухаммеду, который сам говорил: «я не знаю ни того, что сделает Он (Бог) со мною, ни того, что — с вами» (Коран. 46, 8). «Я не говорю вам, что у меня сокровища Божии, ни того, что знаю тайное» (Коран. 6, 50. 11, 33), — и не верить Иисусу Христу, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3), говорящему: «Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27)? Христос знает всё — и прошлое, и будущее. Он Начало и Конец Творения (Апок. 1, 10). Зачем же мусульмане не слушают Его, хотя и знают, что именно Он будет судить их в Последний День?

Мухаммед никого не воскресил от телесной смерти, не избавил никого от греха — этой гибели духа. Он умер, и верить в него бессмысленно, как и сказал Абу Бакр в день его смерти: «если кто верил в Мухаммеда, то знайте, что он мёртв, а кто верил в Бога — знайте, что Он не умрет никогда». Так вот, этот Самый Бессмертный Бог повелевает делать единственное доброе дело — «чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29) — Иисуса Христа, единородное Слово Его, и кто мы такие, чтобы противиться воле Создателя.

К всякой душе взывает Бог, поя Свою чудотворную песнь: «Услышь, дочь Моя — душа, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11–12).

Но сейчас время привести разбор наиболее часто встречающихся возражений против христианства, выдвигаемых мусульманами.

Источник

Почему мусульманину трудно стать христианином

Оглав­ле­ние

^ 1300 лет назад

Ислам, подобно взрыву, рас­про­стра­нился из стран Ближ­него Востока в Азию, Африку и Европу и утвер­дился к насто­я­щему вре­мени как вторая по вели­чине рели­гия в мире. Мусуль­ман­ская вера про­ти­вится всем попыт­кам хри­сти­ан­ского мис­си­о­ни­ро­ва­ния, но в то же время мы, хри­сти­ане, видим, что мысли о все­мир­ном рас­про­стра­не­нии ислама воз­рож­да­ются в самом исламе.

Поэтому воз­никла необ­хо­ди­мость пораз­мыс­лить о том, какие про­ти­во­ре­чия суще­ствуют между исла­мом и хри­сти­ан­ством, и о том, какие труд­но­сти воз­ни­кают перед мусуль­ма­ни­ном, когда он пыта­ется стать хри­сти­а­ни­ном.

^ 1. Три дог­ма­ти­че­ских пре­пят­ствия

Мусуль­ма­нин не может себе пред­ста­вить, что у Гос­пода Бога есть Сын, Кото­рый равен Ему по власти и вели­чию. Уже с ранних лет мусуль­ман­скому ребенку при­ви­ва­ется мысль, что хри­сти­ане покло­ня­ются трем Богам. Кто всё же пыта­ется втол­ко­вать мусуль­ма­нину, что в данном случае 3=1, натал­ки­ва­ется на непо­ни­ма­ние, кото­рое может пере­ра­сти в нена­висть. Наша запад­ная диа­лек­тика едва ли может быть оси­лена мусуль­ман­ским умом. Мусуль­мане думают: или Бог – един, или Он – Троица, но Он не может быть одно­вре­менно и тем и другим! Три лич­но­сти не могут быть одной лич­но­стью!

В то же время Коран содер­жит ясное ука­за­ние на боже­ствен­ность Иисуса Христа: Его рож­де­ние Девой Марией. Но раз­ли­чие в том, что, по Мухам­меду, Хри­стос был сотво­рен в Деве Марии посред­ством сози­да­ю­щего Слова Божьего из ничего, в то время как мы, хри­сти­ане, испо­ве­дуем, что Иисус Хри­стос еще в веч­но­сти, испо­кон веков, от Отца рожден (но не сотво­рен) прежде сотво­ре­ния мира, истин­ный Бог от истин­ного Бога, Отец с Сыном в одном Есте­стве, и что Он, Иисус Хри­стос, стал чело­ве­ком ради нашего спа­се­ния.

Такие при­знаки хри­сто­ло­ги­че­ских споров и раз­но­гла­сий в церк­вях Ближ­него Востока доис­лам­ского пери­ода можно найти и в других местах Корана. Так Коран назы­вает Христа «Словом Божьим» и «Духом от Бога». Немало споров было в исто­рии мусуль­ман­ского бого­сло­вия и по вопросу о том, явля­ется ли Слово Божие вечным или оно имеет начало во вре­мени. А суть этого спора заклю­ча­ется в том, что ислам не при­знает, что Иисус Хри­стос, «явив­ше­еся во плоти Слово Божие», уже по рож­де­нии Своему выше самого Мухам­меда. Итак, ислам – рели­гия, т.е. дух, отри­ца­ю­щий Боже­ство Христа, что по 1Ин. 4:3 и 15 явля­ется при­зна­ком анти­хри­ста.

Вторым дог­ма­ти­че­ским пре­пят­ствием для мусуль­ман явля­ется сви­де­тель­ство о рас­пя­тии Иисуса Христа. При этом мы должны обра­тить вни­ма­ние на то, что ислам­ская кри­тика направ­лена не против зна­че­ния и послед­ствий рас­пя­тия Христа на кресте, нет, она ради­кально отри­цает досто­вер­ность самого этого исто­ри­че­ского факта. Мухам­мед сказал, побуж­да­е­мый к тому своим духом, что Хри­стос не умер на кресте, а живым воз­не­сен на небо. Этим самым Мухам­мед с корнем вырвал из мусуль­ман­ского миро­воз­зре­ния все основ­ные поня­тия хри­сти­ан­ства, такие как: оправ­да­ние, вос­кре­се­ние Иисуса Христа, изли­я­ние Свя­того Духа, воз­рож­де­ние веру­ю­щих, их освя­ще­ние и спа­се­ние. В кате­го­ри­че­ском отри­ца­нии креста рас­кры­ва­ется истин­ный харак­тер ислама. В то время как мы, хри­сти­ане, видим в при­ходе Иисуса Христа во плоти необ­хо­ди­мую пред­по­сылку Его заме­сти­тель­ной жертвы на кресте, Мухам­мед отри­цает и то и другое.

Кто мусуль­ма­нину скажет, что исто­рия стра­да­ния и смерти Иисуса Христа – одна из наи­бо­лее засви­де­тель­ство­ван­ных частей Еван­ге­лия, натолк­нется на третье пре­пят­ствие, отде­ля­ю­щее ислам от хри­сти­ан­ства: пони­ма­ние Откро­ве­ния! Мухам­мед без долгих рас­суж­де­нии заявил, что все раз­ли­чия между Биб­лией и тек­стами Корана явля­ются якобы дока­за­тель­ствами под­делки пер­во­на­чаль­ного откро­ве­ния. При этом у мусуль­ман­ских дог­ма­ти­ков суть дела не в том, какой стих Библии явля­ется истин­ным Словом Иисуса Христа или какие источ­ники лежат в основе Еван­ге­лия, нет, здесь только Коран при­ни­ма­ется за един­ственно дей­стви­тель­ный, непре­клон­ный мас­штаб боже­ствен­ной истины. Итак, что не сов­па­дает с книгой мусуль­ман, то счи­та­ется ложью и под­дел­кой. Таким же обра­зом дока­зы­ва­ется и телес­ное воз­не­се­ние Иисуса Христа на небо, так что Он явля­ется для мусуль­ма­нина един­ствен­ным чело­ве­ком вблизи Гос­пода Бога, но только как пророк – без Гол­гоф­ского креста и без бого­сы­нов­ства!

^ 2. Кто такой Аллах

Три корен­ных про­ти­во­ре­чия между исла­мом и хри­сти­ан­ством срав­нимы лишь с над­вод­ной, види­мой частью айс­берга, но сама же основ­ная масса причин и про­блем нахо­дится незримо глубже. Она сокрыта в самом поня­тии боже­ства Аллаха, кото­рое вос­при­ни­ма­ется мусуль­ма­нами с край­ней педан­тич­но­стью. Аллах – непо­сти­жи­мый, непо­нят­ный и непри­ступ­ный. Он нево­об­ра­зимо велик и стоит, по поня­тиям мусуль­ман, вне пре­де­лов, дося­га­е­мых чело­ве­че­ским разу­мом. Он не рожден и не рож­дает. Ему нет рав­ного. И рож­де­ние Иисуса Христа от Девы Марии как Сына Божьего отвер­га­ется исла­мом как немыс­ли­мое уни­же­ние Аллаха. Мусуль­ман­ское поня­тие боже­ства ока­зало реша­ю­щее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние всех обла­стей ислам­ской куль­туры и явля­ется именно тем духом, кото­рый свя­зы­вает мусуль­ман и мешает им стать хри­сти­а­нами. Так, по мнению ислама, чело­век сотво­рен не по образу и подо­бию Божьему, но как раб Его, что и под­чёр­ки­ва­ется риту­а­лом паде­ния ниц моля­ще­гося мусуль­ма­нина, оли­це­тво­ря­ю­щего бук­валь­ное зна­че­ние слова «ислам». Оно обо­зна­чает полную отдачу, покор­ность, пре­дан­ность Аллаху. Если мусуль­ма­нин думает о молитве, он не пред­став­ляет себе сво­бод­ного раз­го­вора с Богом, но уча­стие в раз­ра­бо­тан­ной до мель­чай­ших дета­лей службы, в кото­рой про­яв­ля­ется по нескольку раз в день его покло­не­ние Аллаху. Эта молитва фор­ми­рует под­со­зна­ние мусуль­ма­нина больше, чем мы себе это пред­став­ляем. Поня­тие хри­сти­ан­ской молитвы совер­шенно другое. Здесь и кро­ется одно из глу­бо­чай­ших про­ти­во­ре­чий между этими двумя рели­ги­ями.

И «грех» пони­ма­ется исла­мом не как при­чина, раз­де­ля­ю­щая чело­века с Богом, ответ­ствен­ность за кото­рую несет чело­век, а как недо­смотр или ошибка, про­изо­шед­шая в конеч­ном итоге по вине Аллаха, создав­шего чело­века таким слабым и легко иску­ша­е­мым. Таким обра­зом, Аллах кос­венно ответ­ствен за всё зло в этом мире. И он один, про­из­вольно, как ему взду­ма­ется, опре­де­ляет одного в рай, дру­гого в ад. Он похож на вели­кого дик­та­тора, кото­рого все боятся и скрыться от кото­рого никто не может. И все мысли мусуль­ма­нина, и все его реше­ния, в конеч­ном счете, пред­опре­де­лены им, Алла­хом.

Так и Гол­гоф­ский крест не нужен Аллаху, но, наобо­рот, он пред­став­ляет собой поку­ше­ние на его суве­ре­ни­тет. Аллаху не нужна жертва и не нужен посред­ник, при­ми­ря­ю­щий его с миром, так как он про­щает кого хочет и когда хочет. Это мусуль­ман­ское поня­тие вели­чия и исклю­чи­тель­но­сти Аллаха явля­ется самой глу­бо­кой при­чи­ной, раз­де­ля­ю­щей мусуль­ман и хри­стиан.

Это уко­ре­нив­ше­еся поня­тие боже­ства Аллаха фор­ми­ро­вало все обла­сти ислам­ской куль­туры. Многие сто­ле­тия гос­под­ство­вал муж над своими женами и детьми, как пат­ри­арх. Учи­тель воз­вы­шался над своими уче­ни­ками. Рабо­то­да­тель часто похо­дил на рабо­вла­дельца, как и многие халифы и сул­таны, нередко поль­зо­вав­ши­еся неогра­ни­чен­ной, кро­ва­вой вла­стью. Боль­ные, слабые и бедные счи­та­лись нака­зан­ными, в то время как силь­ные, бога­тые, власт­ву­ю­щие – утвер­жден­ными Алла­хом. Сми­ре­ние хри­стиан, крест Иисуса Христа и хвала Павла своею сла­бо­стью – всё это диа­мет­рально про­ти­во­по­ложно духу ислама и делает хри­сти­ан­ство в глазах мусуль­ман рели­гией непол­но­цен­ной и вырож­да­ю­щейся.

^ 3. Ислам­ский метод мыш­ле­ния

Поня­тие Бога в Коране поро­дило и род­ствен­ный образ мыш­ле­ния у арабов. Хотя и многие другие фак­торы спо­соб­ство­вали раз­ви­тию про­цесса мыш­ле­ния и отра­зи­лись на его содер­жа­нии, однако, то и дело про­ры­ва­ется типич­ный ислам­ский образ мыш­ле­ния.

Это ста­но­вится ясным и на при­мере пони­ма­ния «бого­дух­но­вен­но­сти» Свя­щен­ного Писа­ния. В то время, как в нашем хри­сти­ан­ском пони­ма­нии бого­дух­но­вен­но­сти вклю­чены такие поня­тия, как слу­ша­ние, вдох­но­ве­ние от Духа Свя­того и про­свет­ле­ние, дела­ю­щие чело­века, несмотря на его огра­ни­чен­ность, соучаст­ни­ком Божьего Откро­ве­ния, ислам­ское же пони­ма­ние «бого­дух­но­вен­но­сти Писа­ния» ради­кально. Аллах бук­вально по слогам дик­то­вал Мухам­меду свое откро­ве­ние, так что пророк почти в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии, как без­воль­ный инстру­мент вла­дев­шего им духа, выда­вал свои «суры». С тех пор его про­ро­че­ство счи­та­ется завер­ше­нием всех откро­ве­ний, в кото­ром чело­ве­че­ству пред­ла­га­ется, по мнению ислама, наи­выс­шая муд­рость и глу­бо­чай­шие знания. Мусуль­ма­нин не думает, что он при­над­ле­жит к несо­вер­шен­ной рели­гии, а наобо­рот, пола­гает, что может осчаст­ли­вить своим при­ме­ром бого­по­чи­та­ния всё осталь­ное чело­ве­че­ство.

Долгое время из-за бла­го­го­ве­ния перед «Словом Аллаха» запре­щено было зани­маться истол­ко­вы­ва­нием Корана или кри­ти­че­ски обсуж­дать содер­жа­ние «сур», так как все откро­ве­ния счи­та­лись ясными, понят­ными и закон­чен­ными. И ни один чело­век, по мнению мусуль­ман, не в состо­я­нии иссле­до­вать или обсуж­дать слова Аллаха. Их можно только пас­сивно при­нять, послушно при­знать и с вер­но­стью сохра­нять, но их нико­гда нельзя кри­ти­ко­вать или раз­ви­вать. В соот­вет­ствии с этим и раз­ви­лась у мусуль­ман спо­соб­ность заучи­ва­ния наизусть и таким обра­зом накап­ли­вать знания. И нередко мусуль­мане цели­ком или частично зазуб­ри­вают Коран, не пони­мая ни его смысла, ни содер­жа­ния. Этот пас­сив­ный, ста­ти­че­ский образ мыш­ле­ния фор­ми­рует и до наших дней всю систему обра­зо­ва­ния в школах и уни­вер­си­те­тах, так что многие арабы несут в себе глу­бо­кие знания, эмо­ци­о­нально дей­ству­ю­щие у них в под­со­зна­нии, но не спо­собны при­ме­нить их активно, дина­ми­че­ски. Каждый запад­ный учи­тель, рабо­та­ю­щий в араб­ском мире, убеж­да­ется на прак­тике в том, что накап­ли­ва­ние знаний заучи­ва­нием наизусть вовсе еще не озна­чает само­сто­я­тель­ного мыш­ле­ния и что логи­че­ские, систе­ма­ти­че­ски при­во­ди­мые рас­суж­де­ния очень редко вызы­вают актив­ную мыс­ли­тель­ную дея­тель­ность у мусуль­ман.

Отказ ислама от само­сто­я­тель­ного мыш­ле­ния объ­яс­ня­ется и той ролью, кото­рую в его жизни играют пре­да­ния. Ни один чело­век не имеет права в спор­ном случае истол­ко­вы­вать Коран своим разу­мом и при­ме­нять его выска­зы­ва­ния к своим усло­виям. Это может один только Аллах! Потому было создано бес­чис­лен­ное мно­же­ство пре­да­ний, в кото­рых всегда фигу­ри­рует Мухам­мед, в уста кото­рому были вло­жены с более или менее прав­до­по­доб­ной канвой иско­мые откро­ве­ния. Так само суще­ство­ва­ние пре­да­ний явля­ется дока­за­тель­ством того, что в исламе совер­шенно исклю­ча­ется сво­бод­ное мыш­ле­ние, что им создан совер­шенно иной, чем на Западе, образ мыш­ле­ния.

Кроме того. Коран напи­сан в форме свое­об­раз­ных рифм, по-араб­ски зву­ча­щих очень про­ник­но­венно. При этом Мухам­мед, в угоду рифме, ставил иногда слова не туда, куда сле­до­вало бы по смыслу, или изме­нял слог, чтобы изме­нить ритм и зву­ча­ние. Точное содер­жа­ние имело вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние. Так из имени «Иисус» в Коране полу­чи­лось «И’са», тем самым ради зву­ча­ния было иска­жено имя, кото­рое пре­выше всех имен.

Из этого поэ­ти­че­ского прин­ципа и воз­никло у арабов рели­ги­оз­ное чув­ство, вызы­ва­е­мое про­ник­но­вен­ным зву­ча­нием и выра­зи­тель­ным чте­нием, а не систе­ма­ти­че­ской логи­кой. Наше Еван­ге­лие постро­ено совсем иначе. Оно напи­сано не в сти­хо­твор­ной форме, а в прозе и тре­бует углуб­ле­ния, раз­мыш­ле­ния и пони­ма­ния. О Коране утвер­жда­ется, что он якобы напи­сан кра­си­вей­шим языком Бога, Библия же, напро­тив, име­ется лишь в несклад­ном араб­ском пере­воде. И Еван­ге­лие звучит в ушах мусуль­ма­нина чуждо и странно, в то время как Коран подо­бен свет­лому стиху, сочи­нен­ному самим Алла­хом и нахо­дя­ще­муся на недо­ся­га­е­мой высоте для всего до сих пор напи­сан­ного.

Из всего этого видно, почему мусуль­ма­нину не так просто понять Библию и почему ему не так просто при­знать ее как основу своего миро­воз­зре­ния. Он не слышит в ней зову­щего порыва, и чтение ее редко про­буж­дает в нем мыс­ли­тель­ный про­цесс или воле­вое реше­ние.

В связи с этим нам в миссии необ­хо­димо научиться думать с пози­ции мусуль­ман и пред­ла­гать заучи­вать наизусть избран­ные тексты Библии с тем, чтобы запол­нить под­со­зна­ние мусуль­ман насто­я­щим, истин­ным Словом Божьим и мед­ленно про­бу­дить в них хри­сти­ан­ский образ мыш­ле­ния и хри­сти­ан­ское созна­ние. Бла­го­сло­венны про­по­вед­ники, пред­ла­га­ю­щие не только холод­ные, дог­ма­ти­че­ски ясные про­по­веди, а несу­щие Благую Весть с поры­вом и чув­ством, так как пони­ма­ние к арабам при­хо­дит не через голову, а через ceрдце.

^ 4. Посте­пен­ное кру­ше­ние власти рода под вли­я­нием эпохи про­све­ще­ния

Сле­ду­ю­щим пре­пят­ствием, удер­жи­ва­ю­щим мусуль­ма­нина от реше­ния стать хри­сти­а­ни­ном, явля­ется его при­вя­зан­ность к боль­шой семье, роду. Боль­шин­ство мусуль­ман еще не осо­знает себя как само­сто­я­тель­ное я, а уко­ре­ни­лось и живет в созна­нии мы своего рода. И это одно из самых основ­ных раз­ли­чий между Запа­дом и Восто­ком. Мы нахо­димся на сту­пе­нях рас­пада духа соли­дар­но­сти боль­шой фами­лии «мы» и ска­ты­ва­емся в изо­ля­цию оди­ночки я, рискуя рас­тво­риться в без­лич­ной массе man. Песни из пери­ода Рефор­ма­ции с их «мы”-сознанием и песни из эпохи Про­све­ще­ния с их «я”-отношением ясно пока­зы­вают эту пере­мену, в то время как наше обще­ство мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия фор­ми­ру­ется всё уни­фи­ци­ру­ю­щей без­лич­ной массой. Такое рас­тво­ре­ние в общую массу у арабов пока почти не наблю­да­ется, поэтому в араб­ском мире так редко встре­ча­ются раз­лич­ные обще­ства, клубы, дома раз­вле­че­ний.

Многие араб­ские страны стоят на пути к пере­ходу от рода к инди­ви­ду­уму. Осо­зна­ние своего я у неко­то­рых арабов посте­пенно рож­да­ется под вли­я­нием восточно-запад­ного мате­ри­а­лизма. В этом мучи­тель­ном про­цессе семья пере­жи­вает кризис. До сих пор из-под вли­я­ния рода выхо­дили только оди­ночки, так как боль­шин­ство всё еще пони­мают себя только в обще­стве своего отца, дяди и бра­тьев. Часто моло­дой мусуль­ма­нин женится не на той девушке, кото­рую любит, а берет ту, кото­рую сове­тует ему его семья. Так и веро­ис­по­ве­да­ние – дело всего рода, а не резуль­тат реше­ния одной лич­но­сти.

Если всё же мусуль­ма­нин остав­ляет свою старую веру, то это не только боль­шой позор для всего его рода, но в первую оче­редь для него самого озна­чает отрыв от при­выч­ного мы семьи, един­ство с кото­рой он чув­ствует всеми фиб­рами своей души. Этот про­цесс более глу­бо­кий и про­дол­жи­тель­ный, чем мы это себе пред­став­ляем, и порож­дает у очень многих про­зе­ли­тов, т. е. мусуль­ман, пере­шед­ших в хри­сти­ан­ство, полное оди­но­че­ство, кото­рое часто при­во­дит их в отча­я­ние, а порой и к мысли о само­убий­стве.

Поло­вина всех арабов по воз­расту моложе 20 лет. Именно поэтому совре­мен­ные школы и уни­вер­си­теты, фильмы, тех­ника и войны спо­соб­ствуют пере­лому в ислам­ской куль­туре. Мно­го­этаж­ные дома в боль­ших горо­дах высятся, как силос­ные башни, в них нет места целому роду, так как квар­тиры в таких домах рас­счи­таны на семьи с 2–4 детьми. В связи с этим многие мусуль­мане ста­но­вятся оди­но­кими и ищут новую духов­ную родину и новую основу духов­ной жизни, так что призыв Еван­ге­лия ныне пони­ма­ется ими намного легче, чем раньше.

^ 5. Угры­зе­ния сове­сти про­зе­лита

В том случае, если мусуль­ма­нин, несмотря на все пре­грады (обычно в воз­расте от 18 до 25 лет), начи­нает ближе зна­ко­миться с Иису­сом, он видит себя винов­ным в самом тяже­лом «грехе» ислама, кото­рый, по его пони­ма­нию, соот­вет­ствует греху против Свя­того Духа. Кто ставит чело­века или дру­гого Бога наравне с Алла­хом, тот нико­гда не будет прощен (сура «Имрана» 136). И кто оста­вит ислам, тот про­клят и счи­та­ется погиб­шим навеки (сура «Имрана» 90).

Так добав­ля­ются ко всем дог­ма­ти­че­ским, логи­че­ским и семей­ным пре­пят­ствиям еще и угры­зе­ния сове­сти, удер­жи­ва­ю­щие мусуль­ма­нина от пере­хода к хри­сти­ан­ству.

Ислам, как рели­гию, нельзя срав­ни­вать с рели­ги­ями других стран, в кото­рых Еван­ге­лие до мис­си­о­ни­ро­ва­ния еще не было рас­про­стра­нено, как, напри­мер, в южных рай­о­нах Тихого океана и в стра­нах с буд­диз­мом. Ислам – после­хри­сти­ан­ская рели­гия, кото­рая созна­тельно про­ти­во­стоит Иисусу Христу и кото­рая в про­цессе своего раз­ви­тия стала анти­хри­сти­ан­ской силой. Чело­век с такой рели­гией ста­но­вится невос­при­им­чи­вым к Духу Христа. Мусуль­мане с малых лет имму­ни­зи­ро­ваны, т.е. настро­ены против учения Еван­ге­лия. Ими руко­во­дит другой дух, кото­рого иначе не назо­вешь, как духом кол­лек­тив­ной одер­жи­мо­сти.

Прак­ти­че­ски это озна­чает: если мусуль­ма­нин реша­ется при­нять Иисуса Христа, то он нахо­дится между двумя откро­ве­ни­ями. И здесь невоз­мо­жен диалог, так как Коран пре­тен­дует на то, что якобы Аллах про­дик­то­вал Мухам­меду чистей­шую истину. Таким обра­зом, кто созна­тельно обра­ща­ется к Еван­ге­лию, начи­нает верить в Иисуса Христа и внут­ренне свя­зы­вает себя с Ним, при­об­ре­тает не только нового Гос­пода и Свя­того Духа, но стоит перед необ­хо­ди­мо­стью при­знать откро­ве­ние Корана ложью. Между Кора­ном и Еван­ге­лием не суще­ствует ни малей­шего согла­сия во всех цен­траль­ных вопро­сах веро­ис­по­ве­да­ния, разве только что пред­ста­ви­тели обеих сторон иска­зят содер­жа­ние своих Писа­ний и тер­пимо отне­сутся к дог­ма­ти­че­ским раз­но­гла­сиям.

Этот шаг к отказу от Корана и осо­зна­ние его небо­же­ствен­ного про­ис­хож­де­ния – очень труд­ный и горь­кий про­цесс в каждом ново­об­ра­щен­ном, и этот про­цесс нельзя каким-нибудь обра­зом фор­си­ро­вать. Здесь необ­хо­дима сила Свя­того Духа, Кото­рый ведет после­до­ва­те­лей Иисуса Христа по мере роста в вере ко всё более ясному рас­по­зна­ва­нию «духов». Мусуль­мане, уве­ро­вав­шие в Иисуса Христа, часто пыта­ются при­ми­рить в себе оба источ­ника откро­ве­ний. В резуль­тате полу­ча­ется раз­дво­ен­ность с неве­ро­ят­ными послед­стви­ями или поверх­ност­ная вера, кото­рая долго не устоит.

^ 6. Обра­ще­ние ко Христу

Если мусуль­ма­нин серьезно изу­чает Еван­ге­лие, ему этого от окру­жа­ю­щих не скрыть. Боль­шин­ство его друзей сна­чала пыта­ются пере­убе­дить его, затем пре­ду­пре­ждают, поки­дают и пре­зи­рают его. И жена его имеет право раз­ве­стись с ним. В этом случае дети больше не при­над­ле­жат ему.

Но прежде всего его род начи­нает кри­ти­че­ски сле­дить за ним. С ним гово­рят по-дру­же­ски, просят, чтобы он своей изме­ной не позо­рил имя рода, что повлекло бы за собой эко­но­ми­че­ские послед­ствия. Если упо­мя­ну­тый не при­слу­ши­ва­ется, ему угро­жают, для чего нередко его лишают кар­ман­ных денег или бьют его, или не дают ему закон­чить школу. И если всё это не помо­гает, слу­ча­ется, что своя же семья подо­зре­вает и обви­няет его в воров­стве или в мораль­ном паде­нии с тем, чтобы упря­тать его в тюрьму и таким обра­зом пока­зать, что достой­ная семья порвала все отно­ше­ния с этим «испор­чен­ным» чело­ве­ком, отри­ца­ю­щим Аллаха и став­шим «без­бож­ни­ком».

Коран тре­бует смерти каж­дого отступ­ника (суры «Женщины»-90, и «Пчёлы»-107). Еще и сего­дня каж­дому ново­об­ра­щен­ному при­хо­дится счи­таться с этой угро­зой. Так как в цен­траль­ных араб­ских стра­нах эта опас­ность еще суще­ствует, то там пока не известны офи­ци­аль­ные пере­ходы в хри­сти­ан­скую веру. В араб­ских стра­нах, име­ю­щих кон­такт с Запа­дом, раз­ви­лась в неко­то­ром роде веро­тер­пи­мость, кото­рая бла­го­даря запад­ному обра­зо­ва­нию эти пере­ходы, правда, не при­вет­ствует, но и не при­во­дит в испол­не­ние казни, тре­бу­е­мые Кора­ном. Роди­тели ново­об­ра­щен­ного смот­рят на своего ребенка как на умер­шего или забо­тятся о том, чтобы он эми­гри­ро­вал, и таким обра­зом уда­ляют его из поля зрения. Правда, фор­си­ру­е­мая мил­ли­ар­дами неф­те­до­бы­ва­ю­щих стран рефор­ма­ция ислама снова пыта­ется во многих араб­ских стра­нах ввести именно этот закон о смерт­ной казни, тре­бу­е­мый Кора­ном.

Но в любом случае внут­рен­ний и внеш­ний разрыв с роди­те­лями, с бра­тьями и сест­рами, со всей родней и со всеми зна­ко­мыми – для ново­об­ра­щен­ного очень горь­кий и труд­ный про­цесс: он нико­гда не рас­ста­ется мирно со своими близ­кими, его счи­тают про­кля­тым и пре­зрен­ным. И его разрыв про­ис­хо­дит не только логи­че­ски и дог­ма­ти­че­ски в мыслях, а именно вдре­безги раз­би­вает его уко­ре­нив­ше­еся «мы», так что он ока­зы­ва­ется в мире, не зна­ю­щем состра­да­ния, лишен­ным всего, оди­но­ким и потря­сен­ным.

Все араб­ские страны, кроме Ливана, запре­щают пере­ход от ислама к хри­сти­ан­ству. Кон­сти­ту­ци­он­ная сво­бода веро­ис­по­ве­да­ния при­ме­нима только в том случае, когда хри­сти­ан­ские мень­шин­ства оста­ются хри­сти­а­нами или когда они желают стать мусуль­ма­нами, но не наобо­рот. Воз­мож­ность пере­хода мусуль­ман в хри­сти­ан­ство зако­ном вообще не преду­смот­рена, поэтому и судеб­ным про­цес­сом против пра­ви­тель­ства, как это пытался сде­лать один бывший мусуль­ма­нин в Сирии, добиться этого нельзя. У араб­ского мусуль­ма­нина нет пока воз­мож­но­сти легально менять свое веро­ис­по­ве­да­ние, кроме как если он эми­гри­рует и примет иное граж­дан­ство. Это отсут­ствие гиб­ко­сти закона ста­но­вится осо­бенно тра­гич­ным тогда, когда обра­тив­шийся соби­ра­ется жениться на хри­сти­ан­ской девушке, так как функ­ции ЗАГСа почти во всех араб­ских стра­нах испол­ня­ются исла­мом или муллой. В случае выхода замуж хри­сти­ан­ской девушки за ново­об­ра­щен­ного при­хо­дится жениху явиться со своей неве­стой к шейху, как всем мусуль­ма­нам, чтобы офор­мить свой брак; дети этого брака авто­ма­ти­че­ски ста­но­вятся «мусуль­ма­нами».

Поко­рятся ли Египет и Паки­стан как госу­дар­ства тре­бо­ва­ниям фана­тич­ных мусуль­ман из неф­те­до­бы­ва­ю­щих стран и утвер­дят ли закон о смерт­ном при­го­воре для отсту­пив­ших от ислама, пока­жет время.

^ 7. Прием араб­ской Цер­ко­вью ново­об­ра­щен­ного в свою среду

Не все арабы – мусуль­мане. Во многих араб­ских стра­нах суще­ствуют церкви еще со времен Визан­тий­ской импе­рии. Число членов этих церк­вей при­бли­зи­тельно от 5 до 8 мил­ли­о­нов при общей чис­лен­но­сти арабов около 100 мил­ли­о­нов. Эти мень­шин­ства выра­бо­тали соб­ствен­ную хри­сти­ан­скую тер­ми­но­ло­гию. Хотя на таких ост­ров­ках хри­сти­ан­ства и раз­го­ва­ри­вают по-араб­ски, слова имеют совер­шенно иной смысл, чем те же слова в поня­тии мусуль­ман. Так язык, обычаи, дух и жиз­нен­ный опыт отде­ляют эти ост­ровки от окру­жа­ю­щего их мусуль­ман­ского моря, кото­рое на про­тя­же­нии многих сто­ле­тий сильно буше­вало, пыта­ясь погло­тить хри­сти­ан­ские общины.

В церкви пра­во­слав­ных, коптов, маро­ни­тов, несто­риан, сириан и като­ли­ков про­никли в тече­ние послед­них 150 лет еван­гель­ские миссии и орга­ни­зо­вали более или менее боль­шие общины араб­ско-еван­гель­ских церк­вей с общей чис­лен­но­стью около 400000 членов, пред­став­ля­ю­щие собой пес­нями, своей одеж­дой и общим обра­зом жизни копии род­ствен­ных им церк­вей в США, Англии и Гер­ма­нии, так и не став­ших мис­си­о­нер­скими общи­нами в отно­ше­нии ислама. Про­пасть раз­де­ляет араб­ских хри­стиан от мусуль­ман. Пре­сле­до­ва­ния и при­тес­не­ния на про­тя­же­нии про­шед­ших сто­ле­тий, другой образ мыш­ле­ния и другие молитвы, кроме того недо­ве­рие и скры­тый страх – всё это оже­сто­чило сердца араб­ских хри­стиан.

Если же юный мусуль­ма­нин после дли­тель­ной внут­рен­ней борьбы поки­дает ислам, отры­вая себя от рода и семьи и, веро­ятно, теряя при этом своё рабо­чее место или даже скры­ва­ясь от пре­сле­до­ва­ния, обра­ща­ется с надеж­дой к одной из хри­сти­ан­ских групп – ему ста­но­вится не по себе, как будто ему на голову вылили ушат холод­ной воды. Боль­шин­ство членов этой группы дер­жатся в сто­роне от него, смот­рят на него кри­ти­че­ски и с недо­ве­рием, думают, что он, воз­можно, шпион, что он ищет воз­мож­но­сти полу­чить дешё­вое школь­ное обра­зо­ва­ние в одной из мис­си­о­нер­ских школ. Таким обра­зом, он вынуж­ден испы­тать самое неве­ро­ят­ное: он выбро­шен ислам­ским миром и не принят хри­сти­ан­ским. Часто выхо­дит, что ново­об­ра­щен­ный нахо­дится как бы между двух огней, он пови­сает между небом и землей, он теряет родину, работу, честь.

Конечно, печаль­ный опыт с мусуль­ма­нами старых и моло­дых цер­ков­ных общин – горь­кая дей­стви­тель­ность, но, воз­можно, 20 % или более от общего числа таких ищущих Иисуса Христа – истин­ные веру­ю­щие. Но и они оттал­ки­ва­ются именно теми, кото­рых они, ново­об­ра­щен­ные, согласно Библии счи­тают свя­тыми, детьми Божьими. Это отрезв­ле­ние шоки­рует их до самой глу­бины души.

Если церк­вям и мис­си­о­нер­ским орга­ни­за­циям не удастся этих ново­об­ра­щен­ных из мусуль­ман при­нять в обще­ство хри­стиан или создать обще­ство из самих ново­об­ра­щен­ных, то им вообще не сле­дует мис­си­о­ни­ро­вать среди мусуль­ман. Каждый пока­яв­шийся нуж­да­ется в обще­нии с еди­но­мыш­лен­ни­ками, дру­зьями и детьми Божьими. Он опять-таки нуж­да­ется в тепле домаш­него уюта, этого мы, кото­рое он поте­рял, но теперь, разу­ме­ется, в духе Иисуса Христа, с осво­бож­ден­ным обра­зом мыш­ле­ния и сво­бод­ной молит­вой, и раз­го­во­ром с Богом,

К этому отно­сится и рабо­чее место, и про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние, соот­вет­ству­ю­щее его спо­соб­но­стям. Не подачки нужны ново­об­ра­щен­ному, а прак­ти­че­ская помощь при устрой­стве на работу с тем, чтобы он мог достойно зара­ба­ты­вать свой хлеб и не опус­каться до поло­же­ния нищего.

И, кроме того, ново­об­ра­щен­ному нужна веру­ю­щая жена, тер­пе­ливо помо­га­ю­щая ему врас­тать в хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние.

Но, к сожа­ле­нию, обычно не выпол­ня­ется ни одно из этих трех основ­ных тре­бо­ва­ний мис­си­о­нер­ской работы. Везде ощу­ща­ется недо­ста­ток в обще­стве, в рабо­чих местах, в супру­гах. Воз­можно, что путь, пред­ло­жен­ный като­ли­ками, отправ­ля­ю­щими ново­об­ра­щен­ных мусуль­ман в мона­стыри, не самый плохой выход! Основ­ной же про­бле­мой мис­си­о­ни­ро­ва­ния среди арабов явля­ется сего­дня не уста­нов­ле­ние кон­такта с мусуль­ма­ни­ном и его мед­лен­ный духов­ный рост, а его при­ня­тие в обще­ство хри­стиан. Мы знаем, что неко­то­рые мусуль­мане между собой гово­рят, что лучше внешне оста­ваться мусуль­ма­ни­ном и тайно верить в Иисуса Христа, так как если своими род­ствен­ни­ками будешь отверг­нут, то и хри­сти­ане не примут. Конечно, бывают исклю­че­ния с обеих сторон, но, как пра­вило, почти во всех араб­ских церк­вях и обще­ствах отсут­ствует жела­ние мис­си­о­ни­ро­вать среди мусуль­ман. Поэтому тот, кто соби­ра­ется мис­си­о­ни­ро­вать среди них, должен прежде всего под­го­то­вить свои церкви.

^ 8. Труд­ный пере­ход к хри­сти­ан­ской жизни

Ново­об­ра­щен­ный далеко еще не гото­вый хри­сти­а­нин! Да и сами мы ещё на пути ста­нов­ле­ния. Поэтому мы должны не гла­зами мили­ци­о­нера смот­реть на ново­об­ра­щен­ного из мусуль­ман, а гла­зами забот­ли­вой матери, кото­рая по нескольку раз в день моет и чистит своё дитя. Необ­хо­димо мно­го­лет­нее тер­пе­ние, пока под­со­зна­ние быв­шего мусуль­ма­нина запол­нится богат­ством хри­сти­ан­ской мысли. Из него должен выйти старый дух, а новый войти.

На прак­тике это озна­чает, что такой брат во Христе должен при­об­ре­сти новую рабо­чую мораль, акку­рат­ность, ста­ра­ние, чув­ство ответ­ствен­но­сти и пре­дан­ность.

Его семей­ная жизнь должна при­об­ре­сти другие мораль­ные мас­штабы, и жела­ние слу­жить друг другу должно стать нормой.

Деньги не должны быть больше для него боже­ством, на кото­рое опи­ра­лось его под­со­зна­ние и к кото­рому были направ­лены все его мысли и надежды.

Также он должен тре­ни­ро­ваться в рас­по­рядке вос­крес­ного дня, упраж­няться откро­венно выра­жать свои мысли и научиться отде­лять поли­тику от рели­гии. Чтобы зрели в нем плоды Духа Иисуса Христа, ему, как и всем нам, необ­хо­дим рост в свя­то­сти. Если во всех этих и других обла­стях жизни не после­дует истин­ного роста и созре­ва­ния в хри­сти­ан­ском обра­ще­нии с дру­гими веру­ю­щими, то воз­ни­кает опас­ность, что вера оста­нется делом интел­лекта и нико­гда не станет плотью, или ислам­ское окру­же­ние его, отпав­шего, снова мед­ленно потя­нет назад… так как он не порвал с исла­мом всем суще­ством.

В про­цессе духов­ного роста име­ется опас­ная стадия, в кото­рой многие арабы, уве­ро­вав­шие в Иисуса Христа, снова воз­вра­ща­ются к исламу. До сих пор ново­об­ра­щен­ные иде­а­ли­зи­ро­вали хри­стиан, осо­бенно пас­то­ров и про­по­вед­ни­ков, пред­по­ла­гали, что они совер­шенны. Но теперь же, обна­ру­жив у после­до­ва­те­лей Иисуса Христа чело­веч­ность и ошибки, они стали наблю­дать за их сла­бо­стями. И, видя тонкие чер­точки эго­изма, често­лю­бия, жесто­ко­сер­дия, нетер­пи­мо­сти и мно­гого дру­гого, они качают голо­вами и гово­рят: «Ведь они не лучше нас!» Или когда они видят раз­лич­ные хри­сти­ан­ские церкви и прин­ципы неко­то­рых стран­ных миссий, им при­хо­дится выне­сти оче­ред­ной шок: «Они-то и между собой не едины! Они друг у друга воруют «овец» и каждый думает, что его цер­ковь самая святая и лучше, чем другие!» Осо­бенно плохо отра­жа­ется на них то, что рев­ност­ные мис­си­о­неры какой-нибудь группы такого ново­об­ра­щен­ного пред­став­ляют на боль­ших собра­ниях и фото­гра­фи­руют, чтобы затем опуб­ли­ко­вать в жур­нале своей миссии, даже если он принял Христа вовсе не в резуль­тате их мис­си­о­нер­ской работы. Но если дело каса­ется того, чтобы помочь найти этому ново­об­ра­щен­ному работу или неве­сту, то он опять видит себя поки­ну­тым и оди­но­ким!

Так уми­рает живое сви­де­тель­ство об Иисусе Христе и радость у тех, кото­рые со стра­да­ни­ями и гоне­ни­ями одна­жды поки­нули ислам­ское обще­ство. И именно здесь мы должны их учить, что един­ствен­ной формой сов­мест­ной жизни в хри­сти­ан­ском обще­стве явля­ется обо­юд­ное про­ще­ние веру­ю­щих, что сми­ре­ние и само­от­ре­че­ние начи­на­ются нес кри­тики других, а с кри­тики самого себя. И путь само­от­ре­че­ния явля­ется един­ствен­ным путем внут­рен­него роста и ста­нов­ле­ния хри­сти­ан­ской общины.

Такой рост в вере, кото­рый про­яв­ляет себя в любви и живой надежде, тре­бует много вре­мени, духов­ной заботы и живых при­ме­ров. Часто только путем настой­чи­вой молитвы изме­ня­ется такой плен­ник ислам­ского духа. И только Иисус Хри­стос один может осво­бо­дить и изме­нить мусуль­ма­нина. Всё искус­ство убеж­дать и пере­вос­пи­ты­вать не при­но­сит пользы. Иисус Хри­стос лично должен осво­бо­дить мусуль­ма­нина, очи­стить и сохра­нить его в любви. Воз­рож­да­ю­щая сила Божьей бла­го­дати побеж­дает власть ислама.

Но Иисус Хри­стос не может в этом деле обой­тись без Своих слуг. И поэтому мусуль­ма­нину осо­бенно в первое время нужны не умные слова, а про­яв­ле­ние любви и дру­же­люб­ная домаш­няя атмо­сфера, кото­рые и про­из­ве­дут на него впе­чат­ле­ние. Поэтому и вопрос, почему мусуль­мане так редко ста­но­вятся хри­сти­а­нами, должен быть обра­щен к нам! Мы, с нашей поверх­ност­ной верой, со сла­бо­стью наших молитв, с недо­ста­точ­ным про­яв­ле­нием любви и отсут­ствием готов­но­сти к жерт­вен­но­сти, явля­емся тому при­чи­ной. Одна­жды пастор Искан­дер Ядеед, бывший араб­ский мусуль­ма­нин, сказал:

«Если бы все хри­сти­ане были истин­ными хри­сти­а­нами, ислама сего­дня не было бы!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *