Как мусульманке одеваться в россии
Одежда для мусульманок: какая бывает и в чем отличие
Женское тело – это драгоценная жемчужина, которую нужно скрывать и оберегать, и именно поэтому, согласно канонам исламской религии, женщина обязана покрывать свое тело. На это есть прямое указание из Священного Корана. Всевышний Аллах говорит:
«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя покрывала. Так их будут легче отличать [от рабынь и блудниц] и не станут обижать. Аллах — Прощающий, Милосердный.» [Коран 33:59]
Существует несколько видов одежды для мусульманок: хиджаб, никаб, паранджа, чадра, джильбаб, абайя, химар и буркини. Рассмотрим каждую из них.
Никаб – это женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб сочетают с другими видами одежды, например с чадрой или абайей. Данный вид одеяния характерен для стран Персидского залива, Йемена и Пакистана.
Паранджа – это длинное покрывало, которое полностью закрывает тело и лицо, в том числе и глаза. Прорезь для глаз закрыта плотной сеткой – чачваном. Стоит отметить, что этот вид одежды характерен для стран Средней Азии и в Афганистане. Также, на сегодняшний день, паранджу считают самым радикальным видом мусульманской одежды.
Чадра – это длинное покрывало, закрывающее полностью все тело с головы до пят. Чадра не крепится к одежде и зачастую женщины сами придерживают ее руками. Лицо не закрывается, но при желании мусульманка может закрыть его краем своего покрывала. Очень часто чадру носят в сочетании с никабом, что значительно облегчает носку. Распространено преимущественно в Иране.
Джильбаб – это цельная женская одежда для мусульманок, покрывающая все тело, оставляя непокрытыми только кисти рук, стопы и глаза. В настоящее время понятие джильбаба немного трансформировалось и больше подходит под определение верхней одежды.
Абайя – длинное женское платье с рукавами, не подпоясывается. Зачастую абайи украшены различной вышивкой, бисером и кружевами.
Химар – это накидка, не закрывающая лицо, но покрывающая волосы, уши, плечи и доходящая до талии. Распространен на Ближнем Востоке и в Турции.
Буркини – это купальный костюм для мусульманок, который разработан ливанским дизайнером Ахедой Занетти. Производится из 100% полиэстера и соответствует всем требованиям шариата, т.к. покрывает голову и имеет не приталенный силуэт.
Несомненно, говоря об одеянии, нужно отметить, что хиджаб – это также проявление скромности, а это одно из качеств верующей женщины, которое помогает сохранить ее честь, достоинство и статус. Мусульманка скромна как в своем поведении, так и в своей одежде. Важно отметить также то, что ношение хиджаба имеет ряд достоинств:
Аллах говорит в Коране:
«Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение…» Коран[33:36]
Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всевышний Аллах:
«…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» Коран [33:53]
Всевышний Аллах Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.
В другом аяте сказано:
«…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» Коран [33:32]
Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха ﷺ, соответственно, это является примером и указанием к действию для всех мусульманок.
Всевышний говорит в Коране:
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» Коран [7:26]
Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности.
Один из самых известных хадисов, который доказывает обязательность хиджаба, звучит следующим образом:
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха ﷺ, а на ней была тонкая одежда, и Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Когда девушка становится совершеннолетней, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого» — и он указал на своё лицо и руки до запястий». (Абу Дауд)
УСЛОВИЯ ХИДЖАБА
Исходя из вышеизложенного, можно отметить основные условия ношения хиджаба:
КАКОГО ЦВЕТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ХИДЖАБ?
Сегодня, в нашем обществе, мусульманки сталкиваются с проблемой выбора цвета одеяния. Большинство девушек, женщин, особенно только принявших ислам, начинают носить одежду черного цвета, что вызывает негативное отношение к ним со стороны общества. Многие из них утверждают, что так установлено религией. На самом же деле, не существует хадисов, указывающих, что женщине полагается ходить только в черном или что черный цвет является сунной. Напротив, в хадисах имеются сообщения о том, что сподвижницы носили одежду различных цветов. Например, в хадисе приводимом в сборнике «Сахих» Бухари, хадис 5825, который передал Икрима, говорится, что некоторые сподвижницы носили хиджаб зеленого цвета. В другом повествовании говорится, что как-то раз видели, как жены пророка ﷺ были в красном.
Также важно отметить, что одежда мусульманки должна соответствовать и тому, где она проживает. К примеру, в России и в странах Европы не приветствуется черный цвет одеяния, а также такой вид одежды как никаб или паранджа, поэтому, не следует мусульманке носить подобную одежду в нашем обществе, дабы не привлекать к себе внимание окружающих. Если же мусульманка проживает на территории арабских стран и там принято носить никаб или паранджу, то нет в этом проблем, т.к. наоборот их отсутствие будет привлекать внимание.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что женщина обязана всегда помнить о том, насколько ценно ее тело и ее красота и как важно их скрывать от посторонних глаз. Цель надевания хиджаба заключается в сокрытии и благопристойности, а не в том, чтобы этой одеждой показывать свою красоту.
Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
«Это таинственно, по-королевски» Как исламская мода покоряет женщин по всему миру
Исламская мода в России появилась в начале нулевых — женщины поняли, что им недостаточно уже существующей одежды, и теперь индустрия выделилась в отдельное направление в Татарстане, пришла на Кавказ и постепенно идет на экспорт — в арабские страны. Как появилось это явление и что главное в моде для исповедующих ислам — «Лента.ру» поговорила с председателем Союза мусульманских дизайнеров России Наилей Зиганшиной.
«Лента.ру»: Можно ли исламскую моду выделять как отдельное направление в индустрии?
Наиля Зиганшина: В России эта тенденция появилась в 2006 году, когда мы впервые провели показ в Казанском кремле в центре «Эрмитаж». Это было самое первое и для многих еще непонятное мероприятие — об этом никто еще даже не мечтал. Мы решили показать модели, которые соответствуют нравственной моде. И был большой ажиотаж: зал был на 200 мест, а пришли более 500 человек, которые не смогли разместиться даже на улице. В этот момент я поняла, что над этим надо работать — ежегодно начали организовывать фестивали, показы, конкурсы, лучшее мероприятие для начинающего дизайнера.
С этих пор в Татарстане среди женщин стала очень популярна эта профессия: они стали поступать на факультет дизайна заочно, молодежь стала выбирать эту профессию, многие открыли швейные мастерские и бутики. В Татарстане это наше производство уже полноценно обеспечивает население. Это сегмент бизнеса.
Хорошо, что женщина имеет такое призвание — она может заняться этим и дома, но с популярностью начинает открывать свои офисы, бутики, мастерские. Мы начали, интуитивно почувствовав, потом и Чечня подхватила, и мусульманское направление в индустрии распространилось на другие регионы.
Фото: предоставлено Союзом мусульманских дизайнеров России
Как вы сами пришли к этой работе?
Я сама по натуре человек, чувствующий стиль. В моем понимании женщина всегда должна быть разной, иметь свой стиль, менять образ. Я сама с детства такая. Я имею огромный гардероб, но сталкиваюсь с тем, что чего-то не хватает. В начале 2000-х найти хорошую одежду было практически невозможно, потому что не было соответствующих моделей и возможностей. Приходилось самим выдумывать и кроить.
Я видела во многих наших женщинах изюминку, желание работать, вкус, трудолюбие. Предложила поработать над тем, чтобы создавать одежду. Когда в России еще только почувствовали, что появилась закрытая мода, многие ринулись в Саудовскую Аравию, в Турцию, стали привозить вещи. Но у нас, у татар, есть такой менталитет — мы должны свое носить, иметь свои традиции, культуру, все национальное. Что-то арабское нам не к лицу. Многие об этом часто говорили, и поэтому возник интерес в своем текстильном направлении.
Когда свое появилось, многие стали предпочитать этот стиль. Даже те, кто не придерживается основ религии. Закрытая одежда — это таинственно, по-королевски
Нас обрадовал и тот момент, что появились православные дизайнеры. У них это больше соответствовало дореволюционным образам. Они подхватили нашу идею и начали реализовывать. Мне симпатичен их стиль — женщина становится барышней, с элементами таинственности и дороговизны.
К чему стремятся молодые дизайнеры?
Сейчас начали разрабатывать одежду для полных женщин. Когда показы организуем, стандартные коллекции, конечно, радуют глаза, но многие не видят в этой одежде себя, на себя не примеряют — думают, что не по фигуре.
Начали работать в этом направлении, и это очень радует. Женщины размера «50 плюс» заинтересовались, примеряют глазами.
Осенью мы собираемся провести показ нравственной одежды, хотим пригласить православных дизайнеров, чтобы показать, какой должна быть россиянка. Одежда должна быть практичной, удобной, отдельно — для молодежи, ведь длинный подол им будет мешать в повседневной жизни. К тому же не все могут позволить себе носить «вечерний» наряд на работу. Поэтому у нас стали активно разрабатывать модели деловой одежды. Есть, конечно, и домохозяйки, но в основном женщины предпочитают активный образ жизни, работу.
Фото: предоставлено Союзом мусульманских дизайнеров России
У нас хорошо развивается и детская мода. Дети тоже должны красиво выглядеть и выделяться. Обычные китайские товары — брюки, шортики, маечки — поднадоели, дети выглядят одинаково. Должно что-то выделять наших детей.
Тоже. Наш президент Рустам Минниханов предпочитает именно татарский стиль — он специально заказывает свои пиджаки с воротником-стойкой. Такие были востребованы в дореволюционный период, и сейчас это популяризируется, ведь такое носит первое лицо республики, и остальные влюбляются в эту модель. Я вижу сейчас многих бизнесменов, деловых людей, которые заказывают одежду именно в таком стиле. Наши дизайнеры делают пиджаки уже и по заказу, и для оптовиков.
Очень хорошо работают над стилем для мужчин кавказские дизайнеры. У них свой мужской стиль — одежда делает мужчину сильным, он приобретает вид богатыря, образ становится мужественным.
Тренды меняются. Что было трендом раньше, а что сейчас?
Сначала тренды были такие — главное, было бы что надеть. Были длинные платья в пол, платок длинный. Сейчас, когда жизнь меняется, ритм, у наших девушек популярен молодежный и деловой стиль. На это сейчас делается очень большой акцент — на удобство.
Нет претензий со стороны более консервативных сограждан?
Относятся с пониманием, потому что в обществе не могут все быть одинаковыми. У каждого должен быть выбор. Женщина должна быть женственной, а так претензий нет.
У нас есть женщины-наставницы более старшего поколения — у них свой стиль, который сохраняется с дореволюционных времен. Это обязательно платье с воланами, рюши или вышивка на груди, обязательно камзол, калфак, сверху шаль или платок. Меняются ткани и цвета, но образ остается. Прабабушки носили, так и остается. Это излюбленный, привычный и удобный образ, они не хотят в этом возрасте его менять. И если человек хочет — надо эту потребность удовлетворять.
Фото: Артем Дергунов / Коммерсантъ
Еще меняются свадебные тенденции. У нас есть никах, это как венчание, и для этого события выбирают закрытую национальную одежду как мужчины, так и женщины. Вся одежда должна быть в татарском стиле. И так готовятся все родственники — на никах никто не может прийти в обычной одежде или в той, которая была популярна в 80-90-х годах.
Можете подробно рассказать, как вы работаете над отдельными видами одежды, например, над хиджабом?
Хиджаб — одежда, которая закрывает какие-то части тела. То есть нет конкретного определения, что это — платье или штаны. Это целый лук. Но у нас сейчас есть понятие национального направления — здесь выступает калфак, чтобы прикрыть волосы, платок, молодежные камзолы, специальные платья со штанами или брюками обязательно женского кроя, чтобы отличались от мужских.
Современный хиджаб у молодежи — белый верх обязательно с женственными брюками или туники по колено. При этом нет такого, чтобы все одевались в одном стиле. Хотя, конечно, все в национальном колорите. Каждый гордится, если в его гардеробе есть что-то национальное.
Как думаете, заинтересуются ли исламской модой регионы, где намного меньше мусульман?
Кавказ очень интересуется — Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Они уже все ходят в национальном стиле и в повседневной жизни, и на свадьбы.
Мусульманка рассказала, как должна одеваться женщина
— Численность мусульман в России составляет примерно 20 млн человек. Но можно ли сказать, что в нашей стране много знают об исламе и адекватно относятся к людям, исповедующим эту религию?
— Совсем нет. Многие живут навязанными клише и стереотипами относительно того, что мусульмане — это де-факто террористического мышления люди, очень злые, агрессивные. На самом деле, как и у всех, есть люди, которые в религии развиваются, стремятся к идеалу, а есть те, кто, к сожалению, не желает менять себя и свой характер. Они подстраивают религию под себя, поэтому есть такое высказывание, что религия идеальна, а люди нет.
— Есть ли ощущение, что к мусульманкам в России относятся как-то особенно?
— Я против сравнений, но особое отношение присутствует. Хотя раньше это чувствовалось острее — например, на улице могли подойти и сделать замечание. Сейчас, к моей радости, такого нет, зато когда проходишь проверку в аэропорту, чаще всего, придирки именно к мусульманкам. Я понимаю, конечно, что с точки зрения безопасности это верно, потому что есть люди, которые порочат религию. Но из-за этого страдают девушки, которые в этом не виноваты, а после таких ситуаций и вовсе начинают чувствовать себя небезопасно.
— Сталкиваются ли мусульманские женщины с дискриминацией из-за хиджаба на работе или в других учреждениях?
— Да. В Чечне, Дагестане, Татарстане и других мусульманских регионах с этим попроще, но тоже встречается. Я живу в Татарстане и с дискриминацией не сталкивалась в силу того, что у меня творческая деятельность.
— Как избежать того, чтобы люди перестали дискриминировать других по религиозному принципу?
— Большую роль играет позиционирования себя. Я действительно со своим головным убором срослась — это часть меня. И когда я куда-то прихожу в платке, никогда не боюсь, что обо мне подумают или как примут. Я — обычный равноправный человек, а мой головной убор — это моя позиция. Но она ни в коем случае не показатель моего профессионализма или того, что я буду ходить и заниматься миссионерской деятельностью. Я прихожу на рабочие встречи, на собеседования как профессионал и хотела бы, чтобы ценили именно это.
— С какими случаями неравноправия сталкивались мусульманки в республике Татарстан?
— У нас в республике было много случаев, когда пытались закреплять в уставах организаций правила о том, что нельзя носить головные уборы. Они не запрещали платок напрямую. Там было перечисление: кепка, панамка, платок и т.д. Мусульманки отстаивали свои права, и благодаря этому чаще всего суды и прокуратура становились на их сторону. По Конституции мы имеем полное право на соблюдение своей религии и свободу вероисповедания. Я думаю, что здесь вопрос в работодателях, которые перекладывают свое личное отношение на девушек, чьи традиции им не близки.
— Где женщины приобретают традиционную мусульманскую одежду?
— Как таковой традиционной мусульманской одежды нет. Традиционное — это больше про национальности. Мусульманки одеваются в соответствии с требованиями шариата (кодекс поведения, закрепленный в Коране — «Газета.Ru») — это не облегающая и не демонстрирующая фигуру одежда, открытые кисти рук, лицо и стопы, согласно понятию аурат.
Во всем остальном мусульманские девушки свободны в своем выборе. Они не ограничены по цветам, одеваются и в Zara, и в H&M, покупают одежду у брендов, которые позиционируют себя как muslim и modest, например, Sabr и Sahara. В общем, девушки свободны в проявлении себя и своей индивидуальности.
— От чего при выборе одежды отталкиваются мусульманки в России?
— Если говорить о мусульманках России, то, в основном, они придерживаются ханафитского мазхаба (одна из четырех каноничных правовых школ в суннитском исламе — «Газета.Ru»). Это течение в плане одежды подразумевает то, о чем я уже говорила выше. Но в России очень много национальностей, и традиционные особенности костюма накладываются чаще всего на религиозные. Эти понятия часто путают, но если мы будем их разделять, то увидим ту разницу, которая есть между Татарстаном, Дагестаном, Чечней или Ингушетией, когда на головном уборе может быть и русский узор, и татарский и любой другой.
— Многие думают, что мусульманки должны обязательно ходить в черном. Это действительно так?
— Нет, все зависит от обычаев той или иной страны. Черный и серый — это традиционные цвета Саудовской Аравии, но религия тут ни при чем, просто так принято. В религии даже больше поощряется носить светлые тона — белый или зеленый. Кстати, правила, что девушки должны обязательно закрывать лицо, тоже нет! Никаб — это традиционное одеяние, например, в Афганистане, но ни в коем случае не прямое требование религии.
— Какие отношения с одеждой у вас?
— Когда я покрылась в 15 лет, мне показалось, что я больше не смогу стильно выглядеть. На тот момент, даже если говорить о Казани, индустрия modest fashion еще никак себя не проявляла. В Казани был всего один магазин, где одевали во все темное и вдобавок в костюмные ткани. Это ужасно некрасиво.
Мама тогда предложила мне шить одежду на заказ, но я все равно пыталась уловить крупинки стиля. Я обращала внимание, что эта индустрия развивается в Индонезии и ОАЭ. Это меня вдохновляло, но я еще не представляла себя в мире моды. Хотелось просто хотя бы себя одеть стильно. Но со временем я научилась подбирать себе образы в той же «Меге». То, какой стиль у меня сейчас — это развитие насмотренности и кропотливый труд.
— Как вы поняли, что хотите связать свою жизнь с модой?
— Знакомая предложила мне организовать одно мероприятие, и я поняла, что общественная деятельность, развитие себя и своего личного бренда — мое. Я попробовала разные форматы: и лектории, и бьюти-вечера, и религиозного характера встречи.
Параллельно я развивалась как блогер, но это было неумышленно. Честно! Однажды один из брендов предложил рекламу и указал мне на то, что у меня много подписчиков (сейчас у Джаннат Мингазовой 138 тыс. фолловеров в Instagram – «Газета.Ru»). Тогда-то я и начала сотрудничество с Max Mara и Marina Rinaldi. Для меня это показалось чем-то нереальным. Когда я организовывала для них показ, я поняла, что мода — это мое!
Испытание хиджабом
На улицах, в метро и торговых центрах столицы все больше девушек в хиджабах. Три мусульманки рассказали нам о своей жизни в Москве, о том, как к религиозным девушкам относятся на работе и почему родители боятся хиджаба больше, чем деловые партнеры
Поделиться:
Марика, 21 год:
Я студентка, учусь в РУДН. Я молюсь, стараюсь покрывать голову, однако еще не носила хиджаб по всем канонам. Я еще не готова. Но для меня неприемлемо носить что-то короткое или брюки. Меня радует, когда я вижу девушек в хиджабе, но только когда это красиво и приятно для глаз, а не пугающе. Некоторые девушки иногда одеваются так, что даже мне, верующей, страшно заходить с ними в метро, особенно после создания негативных клише в средствах массовой информации.
Черный хиджаб — это, конечно, правильно, но стоит все же понимать, где мы находимся и как к такому виду могут отнестись. Есть мусульманки, которые одеваются совсем некрасиво, хотя хиджаб может быть красивым, просто неброским. Впрочем, сейчас в Москве религиозные девушки выглядят довольно модно.
Говорят, что если надела хиджаб, то не снимай, но сейчас есть и такие девушки, которые ходят то в хиджабе, то без него. В основном его начинают постоянно носить замужние, хотя в последнее время девушки порой и до брака уже ходят покрытыми. Сама я пока не замужем, в будущем связала бы жизнь только с верующим человеком, который молится, соблюдает принцип Пяти столпов ислама, но без лишнего фанатизма. Никакой рьяной агитации носить хиджаб со стороны глубоко религиозных людей нет, в исламе такого не принято. Они могут лишь создавать положительный образ женщины в хиджабе, рассказывая о том, что это приближает ее к чистоте.
Среди моих ближайших родственников никто хиджаб не носит, родители многих девушек даже запрещают им это делать, боятся, что дочь примут за террористку, но сейчас девушек с покрытой по всем правилам головой становится все больше, в то время как более взрослые женщины чаще просто набрасывают косынку. Конечно, есть семьи в исламе, в которых девочек чуть ли не с пяти лет приучают к платку, поэтому, когда они вырастут, у них просто не возникнет мысли о том, что можно ходить с непокрытой головой.
Из моих знакомых девушек, носящих хиджаб, ни одна не работает. Они либо еще студентки, либо замужем и занимаются домом. Мне кажется, в Москве им куда-то устроиться нереально, нужно или открывать свое дело, или удачно выходить замуж. В Европе к мусульманкам более лояльное отношение при трудоустройстве, ну, кроме Франции, наверное.
Некоторые кавказцы неправильно себя ведут в чужом обществе, а местные жители переносят это поведение в плоскость религии, мол, мусульмане плохие. Так мыслить неправильно, но это разве кому-то объяснишь? В интернете я видела много роликов, где русские проявляли ненависть к мусульманам, но лично я с агрессией не сталкивалась. Наоборот, ко мне иногда на улице славянские женщины подходят, чтобы сделать комплимент моему стилю и внешнему виду.
Севиндж, 22 года:
Когда мне было двенадцать, я постоянно видела, как бабушка со стороны папы совершала намаз. Она говорила мне: «Севина, ты должна поклоняться Аллаху для того, чтобы тебе было хорошо». Однажды я пришла в мечеть и увидела пожилую женщину, у нее был бирюзовый платок. Она дала мне его просто примерить. Когда я его надела, она сказала: «Какая же ты прекрасная!» Там было маленькое зеркальце, я посмотрелась и поняла, что это так.
Мой отец из мусульманской семьи, а мама из христианской, и у нее был шок, когда я в шестнадцать лет надела хиджаб. Но мама меня от этого не отговаривала. Сейчас для меня надевать хиджаб так же естественно, как причесываться по утрам. Хиджаб приближает меня к Богу и дает возможность ощущать Его рядом с собой. Несмотря на покрытую голову, я так же веселюсь, как другие, но делаю это в рамках приличия. Мы тоже устраиваем вечеринки, просто на них нет парней. Мы снимаем платки, общаемся, танцуем.
Я вышла замуж на втором курсе. Мой муж родом из Саудовской Аравии. Девочки там ходят в платках с шести лет, но это разве жизнь? Свою дочь я не буду принуждать к хиджабу, а только учить и наставлять ее. Многие считают, что это муж приказал мне покрыть голову, но нет, я это сделала намного раньше. Пожив в Саудовской Аравии, я поняла, что арабы такие же люди, как и в любой другой стране, и ничто мирское им не чуждо. Женщины ходят все в черном, но у большинства порой под этим черным одеянием скрывается такое! Они рожают очень много детей, потом сидят дома и сплетничают, потому что им нечем заняться, а в исламе сплетни — это самый большой грех. Раньше женщины там настолько закрывались, что надевали перчатки и носки, а сейчас все изменилось, из-под платка у них пряди волос показываются. Зато в Саудовской Аравии ты пять раз в день слышишь Азан, каждые сто метров стоит мечеть, Рамадан проходит по правилам и никто тебя не дискриминирует.
После событий в Бирюлеве меня останавливает каждый третий полицейский. Он приехал сюда работать из провинции и останавливает меня, москвичку с российским паспортом! Моей дочери два года, она темненькая, и я понимаю, что у нее здесь будущего нет. Я не думаю, что наш президент сподвиг народ на это, но я не знаю, чем закончится эта политика. Иногда мне хочется с ним встретиться и поговорить об этом. Да, какой-то азербайджанец, может, и совершил ошибку, но это же не моя ошибка, почему от этого должны страдать я и моя семья? Мой отец более тридцати лет, более половины своей жизни прожил в этой стране, он добропорядочный гражданин своей страны и никогда не нарушал законов. А сейчас он должен расплачиваться за поступок другого человека лишь потому, что он тоже не русский.
Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков. Там мне занижали оценки, потому что меня зовут Севиндж, а не русским именем, поэтому я решила поступить в вуз на родине своего папы. Я окончила Бакинский государственный университет и получаю второе высшее образование в Стамбуле. Я юрист-международник, владею пятью языками, но не могу найти себе работу. Мне очень хотелось устроиться на работу в банк, общаться с профессионалами. Увы, если ты в платке, а не в мини-юбке, твое резюме не будут рассматривать. В Москве очень много чеченцев и дагестанцев, и я знаю очень много русских, которые приняли ислам — как же им будет приятно, если, заходя в банк, они будут видеть сотрудницу с покрытой головой! Работодатель ничего не потерял бы от этого. Мне очень обидно, что стране, где я родилась, я не нужна. Я думаю о том, чтобы эмигрировать, например, в Канаду или остаться в Стамбуле, где я чувствую себя более защищенной.
В Пяти столпах ислама не говорится о том, что я должна носить только черное. Это написано в Коране, но к этому надо прийти самостоятельно, а не по принуждению. Потому что если женщина потом об этом пожалеет, то это и будет ее самым большим грехом.
Мне бы очень хотелось, чтобы в стране, где родилась я и моя дочь, нас не делили по национальностям и верам. Хочу, чтобы мы просто были россиянами.
Мариана, 23 года:
Два года я занимаюсь производством и распространением мусульманской одежды. Дизайнерского и швейного образования у меня нет, но шить я всегда умела, в школу ходила в школьной форме собственного изготовления. Мои тети и мама — швеи, у нас есть свой швейный бизнес, есть цеха, но я никогда не хотела этим заниматься. Я любила рисовать, ходить на художественные курсы, но я бы никогда не подумала, что мне это понадобится для создания эскизов одежды. Мне нравилось лицедейство, театральные кружки, и я подрабатывала в мастерской по производству театральных костюмов. Там приобрела вкус к моделированию. Когда я надела хиджаб, то столкнулась с тем, что мне негде купить одежду, подходящую под каноны ислама, и я начала ее делать сама. В мечети у меня стали интересоваться, где я взяла такие вещи, и я подумала, почему бы не начать их продавать — так все и закрутилось.
Я покрываю голову уже шестой год. Моя семья была против решения начать носить хиджаб, и мне пришлось пережить много плохого.
Меня воспитывала прабабушка, которая была очень религиозной, от нее я научилась молитве. Когда мне было 15, меня от нее забрали. Я стала пытаться надеть хиджаб — ни на моей родине, в Кабардино-Балкарии, ни позже в Москве мне это делать не разрешали.
На Кавказе все непросто с исламом, там в некотором смысле опасно носить платок или длинную бороду. Моя семья за меня боялась и, не осознавая этого, причиняла мне вред. Когда мне исполнилось восемнадцать, я поняла, что хиджаб нужен моей душе, это та жизнь, которую я хочу, и, поскольку я уже стала взрослым человеком, я должна во что бы то ни стало это сделать. Когда я приняла ислам должным образом, мне сказали: «Теперь готовься к испытаниям». Меня это очень удивило: ведь теперь Господь должен быть мной доволен!
Но и правда, во всех сферах моей жизни начались серьезные испытания: уволили с работы, начались проблемы в семье, никто не одобрял моего решения, прятали мои платки, отправляли на перевоспитание то к одним родственникам, то к другим. Я жутко вымоталась без поддержки, и чтобы положить этому конец, я решила выйти замуж. Мне повезло, я встретила достойного человека, глубоко верующего мусульманина. Естественно, моя семья была против — стереотипам подвержены не только немусульмане, но и этнические мусульмане: если человек молится, то он наверняка какой-то темный и где-то состоит. Маму в конце концов удалось уговорить согласиться на брак. Когда мой будущий муж пришел к ней свататься, он все очень красиво и понятно объяснил о нашей будущей жизни, и родственники в итоге хорошо его приняли.
После свадьбы я сразу почувствовала облегчение, потому что попала в очень верующую семью. Сегодня мои родные больше интересуются исламом, кого-то я уже обучаю намазу. Об исламе надо больше говорить, так как определенное мнение о нем навязано многим затем, чтобы было легче ими манипулировать. Я своим примером показываю людям, что такое семья в исламе, и они задумываются. Ведь ислам — это религия для думающих, для размышляющих людей.
С немусульманами, с которыми я общаюсь по бизнесу, у меня не было никаких проблем. Я могу запросто с ними работать, в Коране написано, что можно заключать с ними договоры. Иногда, конечно, у нас заходят разговоры на тему религии, особенно в период Рамадана, когда мы пост держим, но никакой вражды не было, каждый остается при своем мнении. У меня есть дело, поэтому, когда я общаюсь с человеком по деловым вопросам, он на меня смотрит в первую очередь как на покупателя, например, а не как на мусульманку. Но другим мусульманкам в Москве, на мой взгляд, непросто. Кругом очень много невежественных людей. В основном это люди с улицы, обитатели дворов, обыватели, едущие в метро, которые так и норовят тебя чем-нибудь задеть. Только меня это не задевает: я настолько утвердилась в своей жизненной позиции, что все это как камень от меня отскакивает. От других мусульманок я часто слышу неприятные истории, особенно после известных событий. Их обзывают, причем агрессия идет в основном от женщин.
Хиджаб — это флаг ислама: если мужчина идет по улице, по нему не скажешь, мусульманин он или нет, тем более бороду и короткие брюки сейчас могут и хипстеры носить, а вот женщин-мусульманок видно сразу, поэтому на них большая ответственность. Выходя на улицу, я всегда слежу за тем, как я себя веду, стараюсь не повышать голос, не ругаться по телефону, потому что у людей вокруг мнение будет складываться не обо мне, а обо всех женщинах в исламе.
Смысл хиджаба в том, чтобы не демонстрировать свои прелести никому, кроме своего мужа. Если женщина вынесла что-то из дома, то есть вышла, например, в облегающем платье, то она унесла это от мужа. Она должна скрывать себя, потому что не может выходить замуж за нескольких мужчин — только за одного, и она ему принадлежит со всей своей нежностью, лаской и красотой. Он тебя оберегает, обеспечивает, отвечает за тебя, он заслуживает того, чтобы ты посвящала ему свою красоту. Зачем какому-то другому мужчине, который после пьянки едет в метро, давать возможность на тебя глазеть? Кто он такой и что он для тебя делает, чтобы открывать ему свои сокровища?
Среди моих клиентов много женщин, которые не носят хиджаб и, возможно, даже не являются мусульманками — курьеры рассказывали, да и по разговору слышно. Я даже удивлялась сначала: звонят, говорят, что хотят заказать платье, я приветствую: «Салам алейкум!» — должного ответа не следует. Но я и в этом нашла свои плюсы: во-первых, если платье нравится и мусульманам, и немусульманам, значит, оно действительно красивое, а во-вторых, если немусульманка носит мое длинное платье, то она выглядит скромно. Мне приятно, что я могу повлиять на общество и сделать так, чтобы женщины выглядели скромнее и вызывали уважение.
В любом социуме бывают конфликты, и среди мусульманок тоже происходят конфронтации в вопросах внешнего вида. Когда я делала свой первый показ, в нем участвовали девушки-модели, которых нам предложили. Я увидела их только в день показа, они уже были очень сильно накрашенные, на огромных каблуках. Мы их одели как положено, но каблуки и макияж их все равно выдавали. После этого мне стали говорить, что это не по-мусульмански, это не хиджаб.
Я училась в Московском исламском университете на факультете теологии, и какие-то знания о внешнем виде верующего у меня есть, однако я все равно стала думать, неужели я в чем-то так сильно ошиблась. С таким вопросом я пришла к немало известному шейху Мухаммаду Карачаю, и он сказал, что черный цвет в исламе носить не обязательно, более того, это даже не является желательным.
Я не хочу, чтобы ислам вызывал какие-то негативные эмоции, я сама в исламе, варюсь в этой каше и знаю, какой он есть. Ислам — это не кардинальная религия, это религия середины. А когда человек бросает вызов обществу, вызывая негативные эмоции своим видом, смысл хиджаба попросту теряется.