Как мусульманки ходят в уборную
Исламский туалетный этикет
Этикет исправления естественных нужд подробно описан в Коране. Правила предписывают верующему удалиться в специальное место и следовать предписаниям Пророка Мухаммада.
Исламский этикет не терпит нарушения норм и предписывает мусульманам произносить молитвы при посещении туалета.
Как правильно себя вести
Для того, чтобы справить потребность, верующим необходимо пройти в уборную или (при ее отсутствии) в другое место, скрытое от посторонних глаз. В хадисах говорится:
«Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха, и Посланник Аллаха не испражнялся, пока не удалялся и никто его не видел».
Также стоит покрыть голову и надеть обувь.
Если вы хотите следовать духовному пути (сунна), то входите в уборную с левой ноги, а выходите – с правой. Исламский туалетный этикет предписывает ступать с левой ноги во все места, которые считаются нечистыми, а с правой – уходить. Напротив, при посещении мечети или других святынь нужно входить с правой ноги.
Прежде чем посетить туалет, следует приготовить воду, камешки или туалетную бумагу. Запрещенно брать с собой то на чем написаны имена Всевышнего, Пророка или ангелов (сюда входит бумага, ювелирные украшения).
Мусульманский этикет устанавливает также ряд правил, которые стоит соблюдать:
Не забывайте прочитать молитву, прежде чем пойдете в уборную. Помните – туда стекаются бесы, а отогнать их можно только правильными словами. При входе произнесите: « С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» или «Во имя Аллаха. Прошу у Аллаха защиты от гнусного, скверного, злого, зловредного и проклятого шайтана ». Во время выхода скажите: « Прости, о Аллах! »
Что делать нежелательно или запрещено
Следуя правилам, которые устанавливает этикет исправления естественных нужд, не открывайте гаурат (части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних) до тех пор, пока не присядете. Как только вы завершите процесс, его нужно сразу закрыть.
Вот что не одобряет исламский этикет при посещении уборной:
Исламский туалетный этикет запрещает справлять потребности, повернувшись лицом или спиной к кибле (направление в сторону священной Каабы). Исключение можно сделать только когда существует риск попадания скверны на одежду.
Также запрещено совершать акт мочеиспускания или дефекации:
В хадисах приводят также слова Пророка Мухаммада: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот, который освобождается (т.е. справляет нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди в тени (которой они пользуются)».
Очищение после посещения отхожего места
Мусульманский этикет предписывает верующим очищать тело после посещения уборной. Это можно сделать двумя способами – подмыванием (истинджа) и при помощи чистых предметов, разрешенных для этих целей (истиджмар). Верующим можно использовать только один из этих методов, но будет сунной, если вы совместите их.
Во время истинджи или истиджмара пользуйтесь левой рукой, подмывайтесь минимум 3 раза и используйте такое же количество чистых платков, бумаги или камешков. Запрещено подтираться костями или нечистотами.
Несоблюдение правил очищения считается грехом. Сказано: « Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся ».
Сунной будет считаться соблюдение всех установленных правил. Выполняйте их, чтобы укрепиться в вашей вере.
Туалетный этикет в исламе
Исламский туалетный этикет (араб. آداب الخلاء) — правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей
мочеиспускание и испражнение), предписанные мусульманину Шариатом.
Для справления нужды мусульманин должен удалиться в специальное место (чаще всего в туалет). Входить в туалет следует с левой ноги и, соответственно, выходить с правой. Перед входом в туалет и выходом из него следует прочесть специальную мольбу (дуа).
После справления нужды мусульманин обязан очиститься от нечистот при помощи заранее заготовленной воды, камней и вещей, которые подходят для этого. Процесс умывания водой называется истинджа́, а очищение твердыми предметами назвается истиджма́р.
В исламском туалетном этикете нельзя поворачиваться во время испражнения лицом или спиной в сторону киблы, мочиться в стоячую воду, использовать правую руку для подмывания, приносить Коран и читать его. В плане мест справления нужды Шариат запрещает делать это у мусульманских могил, в банях, в тени, на дороге, в общественном саду, у плодоносящих деревьев, возле источников. Запрещено совершать истиджмар костями, экскрементами и едой. Порицаемым считается разговаривать во время процесса, мочиться в норы и против ветра. Является нежелательным проносить в туалет вещи, содержащие имя Аллаха.
Правила поведения при входе в отхожее место
Сунной для входящего в туалет является произношение молитвы:
араб. بسم الله أللهم إني أعوذ بك من الخبث و الخبائث
трансл. Бисми-Лля́х, Алла́хумма инни́ а’у́зу би́ка мин-аль-ху́буси ва-ль-хаба́ис
рус. С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков.
— Хадис от Анаса ибн Малика, Сахих аль-Бухари № 142, Сахих Муслим № 375
А при выходе говорить:
рус. Прости, (о Аллах)!
— Хадис от Аиши, Сунан Абу Давуда № 17, Сунан ат-Тирмизи № 7. Хадис хасан, см. Насируддин аль-Албани Сахих аль-Джами ас-Сагир № 4707
Процесс
Из сообщений жены Мухаммада Аиши бинт Абу Бакр известно, что он практически всегда справлял нужду в сидящем положении, но в другом хадисе передается, что он иногда мочился стоя. Поэтому, мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом отправления нужды, однако мочеиспускание стоя тоже разрешено. Сунной является опираться на левую ногу во время справления нужды.
При отправлении нужды запрещено поворачиваться в сторону Киблы, читать Коран, прикасаться к половому органу, разговаривать.
При совершении истинджи и истиджмара запрещено пользоваться правой рукой, подтираться или омываться менее трёх раз.
Халатное отношение к очищению от нечистот и скверны считается грехом и мерзким поступком. В хадисе, передаваемом от Абу Хурайры со слов Мухаммада, говорится, что люди подвергнутся мучениям в могиле из-за этого.
Запрещенные действия (харам)
Согласно сообщениям от Мухаммада, запрещено во время справления нужды поворачиваться в сторону Киблы задом или передом. Так же является запретным мочиться в стоячую воду, прикасаться правой рукой к половым органам во время мочеиспускания, а также подмываться ею, мочиться и испражняться на дороге, в тени, в общественных садах, под плодоносящим деревом и возле источников воды, запрещается чтение и ношение Корана в отхожем месте, справлять нужду между могилами мусульман и мочиться в банях и местах для купания.
Порицаемые действия (макрух)
Нежелательным считается мочиться против ветра, чтобы «скверна» не попала на одежду, разговаривать во время справления нужды. Передается, что пророк Мухаммад не отвечал на приветствия во время мочеиспускания.
Согласно хадису Катады от Абдуллаха ибн Сарджиса, является нежелательным мочиться в щели и норы, потому что норы являются жилищем животных или джиннов. Является порицаемым входить в отхожие места с предметами, в которых есть поминания Аллаха. Сообщается, что пророк Мухаммад при входе в туалет оставлял свой перстень с именем Аллаха снаружи.
Исламская гигиена-правила посещения туалета
О том, что необходимо во время отправления естественных потребностей
1- Тот, кто выходит для отправления нужды, должен скрывать свою наготу и срамные места.
Передают со слов Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Преградой, которая не позволит джиннам увидеть наготу любого человека, когда он зайдёт в отхожее место, послужит произнесение слов “С именем Аллаха” (Би-сми-Лляхи)” [Приводится у ат-Тирмизи].
2- Внимательно следить за тем, чтобы не испачкать скверной тело или одежду, а если это произошло, то необходимо очиститься от этого.
Ибн Аббас рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо двух могил и сказал: “Эти двое получают сейчас наказание, и наказывают их не за великие грехи. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи. ” [Приводится у Абу Дауда].
3- Подмывание или очищение с использованием камня.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником, и он использовал воду для подмывания” [Хадис согласован].
О том, что запрещается во время отправления естественных потребностей
1- Тот, кто отправляет нужду, не должен поворачиваться в сторону киблы (Мекки) ни лицом, ни спиной. “Если кто-нибудь из вас станет справлять большую или малую нужду (на открытом месте), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу” [Хадис согласован].
2- Запрещается мочиться и испражняться под деревьями, на дорогах, в тех местах, где собираются люди.
3- Мочиться и испражняться в стоячую воду.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пусть никто из вас не мочится в стоячей воде, где он затем будет совершать омовение” [Хадис согласован].
4- Не следует заходить в туалет с Кораном или с чем-либо из Корана.
О том, что является желательным во время отправления естественных потребностей
1. Тот, кто выходит для отправления нужды, должен скрыться от посторонних взоров.
2. При входе в туалет для отправления нужды, следует помянуть Аллаха и прибегнуть к Его защите: “Би-сми Лляхи, Аллахумма, ин-ний а’узу би-ка мин аль-хубси уа-ль-хабаис” [Хадис согласован].
(С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности и дурных поступков).
4. При выходе из отхожего места сказать: “Гуфранака” (Прошу Твоего прощения) [Приводится у Абу Дауда].
Отправление нужды в стоячей воде
О том, что является нежелательным во время отправления естественных потребностей
1- Во время удовлетворения нужды нежелательно вести разговоры, если для этого нет серьёзных оснований.
Ибн Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал: “Один человек проходил мимо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот справлял малую нужду, и поприветствовал его, однако он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) не ответил ему” [Приводится у Муслима].
2- Не следует заносить в туалет вещь, на которой написано имя Аллаха, так как в этом неуважение по отношению к Аллаху, исключением является случаи, когда человек боится кражи.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Перед тем как войти в отхожее место, пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, снимал свой перстень” [Приводится у Абу Дауда].
3- Трогать половые органы правой рукой или подмываться правой рукой нежелательно.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае не берется правой рукой за половой член, когда будет мочиться, не подмывается правой рукой после посещения отхожего места. ” [Приводится у Муслима].
4- Следует избегать (при отправлении нужды) расщелин и норок (насекомых и животных).
Отправление малой нужды стоя
Недопустимым является отправление малой нужды стоя, но когда человек уверен, что брызги мочи его не испачкают, то это разрешено.
Хузайфа, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отошел на мусорную свалку и стал мочиться стоя” [Приводится у аль-Бухари].
Подмывание и подтирание
Удаление следов скверны с половых органов или заднего прохода с помощью чистой воды.
Удаление следов скверны с половых органов или заднего прохода с помощью камня или чего-либо другого (лист бумаги и т.д.).
Религиозно.правовое заключение (хукм)
Подмывание является необходимым действием после отправления нужды.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником, и он использовал воду для подмывания” [Хадис согласован].
Разрешается ограничиваться одним подтиранием при двух условиях:
1- Чтобы следы от скверны были только в тех местах, где они обычно бывают. В противном случае необходимо подмывание.
2- Подтирание должно быть не менее трех раз, чтобы очистить половой орган или задний проход от следов скверны.
Польза подмывания и подтирания
1- Очищение и удаление нечистот.
2- Чистота и избегание всего того, что может быть причиной разных заболеваний.
Полезно знать
1. После выхода газов нет нужды в подмывании.
2. Подмывание лучше подтирания, потому что это гигиеничнее и эффективнее при очищении.
Условия того, чем совершается подтирание
а) То, чем совершается подтирание, должно быть чистым, и недопустимо подтираться чем-либо нечистым (наджис).
б) Чтобы оно было добыто разрешенным способом.
в) Чтобы оно очищало от скверны.
г) Не разрешается совершать подтирание костями или пометом.
Передается, что Салман аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, сказал: “. он (т.е. пророк, мир ему и благословение Аллаха) запретил нам обращаться лицом в сторону Каабы во время отправления большой и малой нужды, подмываться правой рукой, использовать для очищения (после испражнения) меньше трех камней и очищаться пометом и костями” [Приводится у Муслима].
д) Не следует подтираться хлебом или другой пищей, как не следует подтираться и чем-то, что имеет духовный, священный смысл.
Разрешается совершать подтирание: чистыми камнями, салфетками, чистой бумагой, чистой тканью и т.д.
Подмывание правой рукой
Не разрешено подмываться правой рукой.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Никто из вас не должен касаться своего полового органа во время мочеиспускания, и когда вы подмываетесь (после отправления большой нужды) не используйте правую руку” [Приводится у Муслима].
Исламский этикет справления нужды по сунне
Исламский этикет справления нужды — это шариатские правила поведения, которые необходимо соблюдать мусульманину в ситуациях, сопровождающих мочеиспускание и дефекацию.
Правила входа в уборную
1. Для справления нужды мусульманину необходимо уединиться, убедившись, что место недоступно для взоров посторонних. Хадис от Джабира гласит:
«Мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и Посланник не испражнялся, пока не удалялся, и никто не видел его» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
2. Запрещено справлять нужду на могилах, в банях, в мечети, в тени, у плодоносящих деревьев, в стоячую воду или ту, которая может быть кем-либо использована, в норы.
3. В туалет необходимо входить с левой ноги.
4. Перед входом читают дуа:
«Бисмилля́х, Алла́хумма инни́ ау́зу би́ка мин аль-ху́буси ва ль-хаба́ис» («Во имя Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков»).
5. В туалет запрещено вносить Коран и всё, что содержит коранические аяты или имена Всевышнего Аллаха, как-то кольца, кулоны и т. п. Также запрещено читать Коран в туалете.
6. Нежелательно во время справления нужды поворачиваться лицом или спиной к кыбле, хоть это и не запрещено. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, это запрещено только на открытом пространстве, однако если между тобой и кыблой есть что-то, что преграждает тебя, то в этом нет беды» (Абу Дауд, Ад-Даракутни, Аль-Хаким).
7. Сунной является покрытие головы во время посещение туалета и обувание (тапочек).
Правила справления нужды
1. Тому, кто хочет испражниться, желательно обнажаться лишь по мере нужды, не открывая сразу аурат, и затем садиться, опираясь на левую ногу.
2. Следует опасаться брызг мочи — поэтому нежелательно мочиться на что-либо твердое или против ветра.
3. Крайне нежелательно разговаривать, приветствовать кого-либо или отвечать на приветствие во время справления нужды.
4. Мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом отправления нужды, однако мочеиспускание стоя без уважительной причины не запрещено категорически, хотя и нежелательно. Имам Ахмад в своем сборнике хадисов передал от Айши (да будет доволен ею Аллах):
«Кто скажет вам, что посланник Аллаха справлял малую нужду стоя, не верьте ему» (Ан-Насаи).
5. При очищении нежелательно дотрагиваться до половых органов правой рукой, смотреть на них (без необходимости) и свои испражнения.
6. После завершения акта мочеиспускания или дефекации необходимо совершить истинджа(подмывание) или истиджмар (подтирание). Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой, а истиджмар — твердыми дозволенными и чистыми предметами, например, камешками (тремя или одним, имеющим не менее трех граней), бумагой и пр. Последнее выполняется при условии, что нечистоты не распространились за пределы заднего прохода или кал не подсох. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду. Для истиджмара не годятся гладкие предметы, такие как стекло, и предметы, к которым следует проявлять особое отношение, например, куски пищи, листы бумаги или материалы, содержащие информацию об Исламе, а также навоз, кости.
При совершении истиджмара или истинджа предметом необходимо протереть (или полить водой) загрязненное место до полного очищения, но не менее трех раз — желательно, нечетное число раз. Салман Аль-Фариси передал:
«[Пророк] запретил нам подмываться правой рукой, подтираться менее чем тремя камнями и подтираться экскрементами и костями» (Аль-Бухари, Муслим).
Халатное отношение к очищению считается в Исламе грехом. В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится, что люди из-за этого подвергнутся мучениям в могиле.
Правила выхода из уборной
1. Выходить из отхожего места желательно с правой ноги.
2. После выхода из туалета читается дуа: «Гуфранака!» (Прости!).
3. После справления нужды желательно совершить малое омовение (вуду).
Исламский туалетный этикет
Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
Что нельзя делать в туалете
Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:
Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды
Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:
Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;
О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророкﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);
точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;
в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;
по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;
нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;
в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;
особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;
следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.
Истиджмар и истинджа
Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.
Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.
Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».
У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.
Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.
Правила подмывания
Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:
Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:
Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).
Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)