Как музыка действует на мозг
Как музыка влияет на чувства и способности человека
Качества слушателя
Дети, которые учились музыке, лучше остальных выполняют различные задания, связанные с прослушиванием аудио. Потому говорят, что они лучше умеют слушать. Так как такие дети хорошо умеют сосредотачиваться на звуках, которые слышат, возможно, они лучше и точнее обрабатывают звуки языка и голоса. Например, тоньше чувствуют малейшие колебания высоты тона. Им легче различать звуки речи, узнавать голоса и выражаемые ими эмоции, да и в целом им легче отделить речь от шума — работает так называемый эффект коктейльной вечеринки. Способность выделить в сложном мире звуков отдельные объекты или источники звука вовлекает в работу не только слуховые системы мозга, но также моторные и визуальные сигналы. Они важны для того, чтобы отличить нужный голос (тот, который нам интересен) от фонового шума. Благодаря множеству очевидных причин у музыкантов это получается лучше. Их слуховой аппарат лучше натренирован и тоньше настроен, кроме того, им проще фокусироваться на отдельных звуках и отфильтровывать лишний шум. Неудивительно, что особенно хорошо это удается дирижерам. Ведь они обычно занимаются тем, что сосредоточенно слушают и выверяют игру отдельных музыкантов — и это при невероятной сложности звуковой картины, которую создает большой оркестр. Такая работа, мягко говоря, требует больших усилий. Кроме того, доказано, что с возрастом музыканты не теряют потрясающую способность слышать отдельные голоса в шумной обстановке.
Издательство: Альпина Паблишер
Как уже было сказано, язык и музыка имеют много общего и во многом дополняют друг друга. Язык точнее передает данные об окружающем мире, а музыка — эмоциональную информацию. Музыка также способна объединить людей и пробудить в них какие-то чувства. Не важно, слышим мы речь или музыку, — мозг по большей части обрабатывает звуковую картину одинаково. Структуру, или форму и музыки, и речи обрабатывает один и тот же отдел мозга — зона Брока в левой лобной доле.
И у языка, и у музыки есть мелодия. Существует понятие речевой мелодии (просодии), и иногда она может рассказать больше, чем слова и предложения. На этом строит свою игру ирония: слова сами по себе означают одно, а речевая мелодия указывает совсем на другое. Ряд исследований доказал, что музыканты в целом лучше распознают подтекст речевой мелодии, а потому точнее распознают эмоциональное состояние собеседника. Например, исследовательская группа под руководством Стрейта (2009) изучала, как люди с музыкальным образованием и без анализируют аудиозаписи плача младенцев. Испытуемые должны были прослушать их и догадаться, голоден младенец, нужно ему сменить памперс или же у него возникли другие потребности. По результатам музыканты давали верные ответы чаще, чем немузыканты. Эту информацию подтверждают зафиксированные нейрофизиологические ответы от ствола головного мозга музыкантов. Эти люди больше, чем другие испытуемые, реагируют на «содержательную» (спектрально более сложную) составляющую плача. В результате музыканты лучше распознают мелодию детского плача и имеющуюся в нем информацию.
А что насчет самих детей? Возможно ли измерить языковые способности и в конце концов выяснить, что более способными окажутся дети с музыкальным образованием? Этот вопрос рассматривался в целом ряде исследований. Во время одного из первых (Хасслер, 1985) детей в возрасте от 9 до 14 лет разделили на три группы, исходя из их музыкальных способностей. Первая группа состояла из детей, обучающихся музыке и умеющих сочинять ее и импровизировать. Во второй были дети, которые учились музыке, но не умели ни сочинять, ни импровизировать. Дети из третьей группы совсем не занимались музыкой. В самом начале и во время контрольных тестов два года спустя группа детей, обладающих композиторскими и импровизационными навыками, выполняла языковые задания лучше, чем остальные две группы.
Другие исследования показали, что занимающиеся музыкой дети активнее в социальном плане и более способны к эмпатии — однако по прошествии лет теряют это преимущество. Сложно сделать вывод, что именно вызывает данный эффект — личные качества самих детей (тех, кто начинает заниматься музыкой), свойства программы (например, педагогические) или же сама музыка. Эффект, касающийся языковых навыков, напротив, сохраняется. В исследовании команды ученых под руководством Уайта и Швоха (2013) принимали участие люди, игравшие на музыкальном инструменте только в детстве. На момент проведения исследования в среднем прошло 40 лет с тех пор, когда они играли в последний раз, — однако им было по-прежнему проще понимать речь в шумной обстановке, чем тем, кто никогда не играл на музыкальном инструменте!
Нейропсихолог профессор Анируддх Патель высказал гипотезу, согласно которой занятия музыкой способствуют улучшению языковых способностей. Он назвал ее OPERA — по первым буквам следующих слов. Overlap (совпадение) — совпадают отделы мозга, участвующие в анализе музыки и речи. Precision (точность) — музыка предъявляет более высокие требования к точности анализа, чем речь. Emotion (эмоция) — музыка вызывает яркие эмоции. Repetition (повторение) — активность регулярно повторяется. И наконец, attention (внимание) — музыка предполагает высокую степень сосредоточенности. По мнению Пателя, языковые способности музыкантов улучшает целый ряд различных механизмов. Он акцентирует внимание на том, что нейронные сети мозга, обрабатывающие музыку и речь, во многом совпадают. И музыка прекрасно их тренирует, поскольку предъявляет к точности более высокие требования, чем речь. К тому же музыка в значительной степени увеличивает активность эмоциональных центров и стимулирует их работу. По мнению Пателя, это объясняет, почему у музыкантов в целом лучше вербальные способности, шире словарный запас, лучше развиты вербальный интеллект и вербальная память, а также почему детям и взрослым, имеющим музыкальное образование, легче учить иностранный язык — и слова, и их произношение. Переходите на сайт https://casinobazaar.com.ua/ и подберите лучшее онлайн казино для игры в Украине
Многие музыканты и композиторы имели очень хорошие языковые способности. Гейр Твейт (1908–1981), например, много путешествовал и за время путешествий выучил целый ряд языков. Одному из авторов книги (Гейру Ульве) дедушка рассказывал такую историю: во время Второй мировой войны Твейт помог своим землякам выставить из пивной группу немецких солдат — притворившись офицером, он накричал на них на прусском (на этом диалекте обычно разговаривали немецкие офицеры).
Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы
Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?
Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?
Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
Эффект Моцарта — от научной гипотезы.
В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.
Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.
Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.
Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.
Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.
… к популярному мифу
Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.
Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.
Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.
Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.
Играть — не слушать
Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.
Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.
Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.
Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.
Фото Tristan Loper CC
Несколько экспериментов
В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).
Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.
Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.
Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.
Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.
Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.
Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.
Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:
Как музыка действует на мозг
Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии.
С целью исследования эмоционального воздействия музыкина человека, была проведена следующая методика САН(Самочувствие, активность, настроение). Цель: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения
Возраст участников:20-25 лет.
Обследованы 60 человек двух разных категорий: испытуемые, которые не занимались музыкой, и, чья жизнь неразрывно связана с данным видом деятельности.
Общее описание процедуры
Испытуемым предлагалось описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Участники должны были в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывала их состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
В данной методики рассматривались показатели: самочувствия, активностии настроения испытуемых на данный момент времени.
Обработка результатов проводилась с помощью специально составленного ключа.
Показатели первой группы участников, которые не занимались музыкальной деятельностью:
Низкий уровень-12 испытуемых(40%);
Средний уровень-10 испытуемых(33,3%);
Высокий уровень-8 испытуемых(26,7%).
Показатели второй группы участников, которые занимались музыкальной деятельностью:
Низкий уровень-8 испытуемых(26,7%);
Средний уровень-9 испытуемых(30%);
Высокий уровень-13 испытуемых(43,3%).
Такое небольшое исследование подтвердило факт положительного воздействия музыкальной деятельности на психическое состояние человека.
Как музыка действует на мозг
В современных исследованиях раскрыты лечебные свойства звука на основе вибрационного воздействия (А.Крамер). В работах Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Т.С. Кузьменко показано, что музыкальные произведения, построенные на основе «золотого сечения» (шедевры классической музыки), действуют по принципу малых (информационных) воздействий и оказывает на организменном уровне поддержание сверхустойчивости биологической системы клеточного уровня организации.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, мускулатура обладает способностью усвоения ритма (А.А. Осипов). Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. В исследованиях В. Тесленко показаны возможности применения музыкальной гармонизирующей физиотерапии на пациентов с целью профилактики и лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной, иммунной, эндокринной и дыхательной систем. В исследованиях Энн Блад показано, что эмоциональные ответы на приятную и неприятную музыку коррелируют с активностью паралимбических отделов мозга. Э.А. Голубевой выявлена взаимосвязь между музыкальной ритмической пульсацией и биотоками мозга.
Позитивное использование музыкотерапивтического метода для нормализации функционального состояния новорожденных показано в исследованиях Г.В. Яцык. В результате систематического прослушивания детьми музыкальных произведений, исследователь наблюдал изменения неврологического статуса новорожденных: улучшение соматических и функциональных показателей, оживление и восстановление рефлексов врожденного автоматизма, нормализация частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Общее гармонизирующее, профилактическое и лечебное воздействие музыкальных звуков на психосоматическое состояние человека показано в исследованиях И.М. Догеля и И.М. Сеченова. Авторы доказали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность солдат. Мелодии, доставляющие человеку радость, стимулируют силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализуют артериальное давление, раздражающая музыка дает противоположных эффект (И.Р. Тарханова). Л. Демлинг исследовал изменения кислотности желудочного сока в процессе прослушивания симфонических произведений. Н.А. Чичереной показано, что музыка (звук, извлекаемый из разных музыкальных инструментов) является средством против стрессов и усталости, повышает жизненный тонус, работоспособность и иммунитет, стимулируют функционирование мышечной, пищеварительной и респираторной систем организма. Н.Н. Захарова, В.М. Авдеева отмечают функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки. Ими были установлены изменения потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах в процессе восприятия музыкальных произведений. В исследованиях Н.А. Фудина, О.П. Тараканова, С.Я. Классиной доказано позитивное влияние музыки в состоянии стресса, повышенние тонуса головного мозга, активизация целенаправленной деятельности. Исследования И.В. Темкина показывают изменения вегетативных реакций организма в зависимости от характера музыки. В.А. Бианки, П.А. Шарапова отмечают повышение эффективности физиологических процессов, усиление эмоционального возбуждения, внимания, активизации центральной нервной системы, стимулирования мышечной деятельности, увеличение работоспособности.
Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия
Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия
Автор
Редакторы
Почему музыка так на нас влияет? Кто лучше ответит на этот вопрос — музыкант или нейробиолог? Книгу «Музыка и мозг» написали в соавторстве два норвежца — они оба профессиональные неврологи и профессора музыки, так что тут практически бинго. Вряд ли вам удастся найти другую книгу, в которой настолько подробно были бы раскрыты темы музыки, гармонии и дисгармонии, пути звуков через ухо и слуховую кору к многочисленным отделам мозга, которые определяют, как мы воспринимаем музыку и как реагируем на нее.
Оценка «Биомолекулы»
Качество и достоверность: 8/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)
Лёгкость чтения: 7/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)
Оригинальность: 9/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)
Кому подойдет: музыкантам, интересующимся нейробиологией, нейробиологам, интересующимся музыкой, людям, которые интересуются устройством мира музыки и нейробиологии 🙂
Мозг — модная тема в современной нон-фикшн литературе. Прорывы в технологиях исследований за последние десятилетия позволили проникнуть вглубь мозга и увидеть те процессы, которые происходят с нами в самых разнообразных ситуациях. Благодаря этому ученые могут исследовать не только те процессы в мозге, которые роднят нас с животными, но и изучать, как проявляются в мозге чисто человеческие явления, такие как речь, абстрактное мышление или способность наслаждаться музыкой (хотя животным музыкальность тоже не чужда, только человек способен делать это сознательно, создав для этого огромную и разнообразную музыкальную индустрию).
Эта обстоятельная книга посвящена тому, как восприятие звуков в мозге влияет на музыку и как музыка влияет на процессы, происходящие в мозге, и включает в себя три раздела. Первый раздел рассказывает об эволюционной природе человеческой музыкальности и о том, когда и как появилась музыка. Авторы описывают, что мозг делает с музыкой, начиная с того, какие превращения происходят со звуковыми волнами, когда они попадают в ухо, проходят через структуры во внутреннем ухе, преобразуются в электрические волны и отправляются по слуховым нервам к стволу мозга и далее в отделы слуховой коры.
Вдобавок оказалось, что продолжительные занятия музыкой и разные способы ее слушать заставляют нас обрабатывать музыку чуть по-другому. Например, у большинства, как мы уже говорили, высоту тона анализирует зона слуха правого полушария, а у многих музыкантов часть этих функций берет на себя левое полушарие. Неизвестно, снижается ли при этом активность с правой стороны — возможно, лишь возрастает активность левого полушария. Однако индивидуальные различия и разный уровень музыкальной подготовки приводят к тому, что результаты у разных испытуемых различаются довольно сильно и их сложно истолковать.
В целом большинство исследователей соглашается с тем, что высоту тона, тембр и гармонию главным образом анализируют некоторые отделы височной доли и слуховая зона правого полушария (у нее есть своего рода пристрастие к пространственным явлениям и анализу), в то время как левое полушарие работает при сборе информации во времени, объединяя ноты в мелодии и ритмы, а также анализируя протяженные гармонии и структуры.
Кроме того, в книге рассказывается, из чего состоит музыка и разбираются основы музыкальной теории: как музыкальные инструменты порождают звуковые волны, что такое тоны и обертоны, в чем особенности «глубоких» и «плоских» звуков, почему одни сочетания мы воспринимаем как приятные и гармоничные, а другие — раздражающие или тревожные. Здесь же авторы описывают, каким образом мелодии влияют на наши эмоции, как мы узнаём знакомые ритмы и оцениваем незнакомые нам музыкальные стили.
Некоторые фрагменты текста книги рассчитаны на достаточно подготовленных читателей, или, по крайней мере, интересующихся темами музыки и нейробиологии. Без определенного кругозора и знания терминов понять объяснения авторов может быть непросто:
Квинтовый круг, разумеется, нельзя назвать абсолютно полным, а кроме того, есть традиции с бóльшим и меньшим количеством тонов (например, в индийских мелодических системах интервалы могут составлять четверть тона). Но принцип тем не менее остается неизменным: мозг склонен классифицировать тоны точно в соответствии с частотой колебаний. Поэтому мы можем смириться с тонами, которые звучат не совсем точно. И именно на этом принципе основана современная «темперированная» гамма, состоящая из 12 полутонов. Они не соответствуют тем частотам, которые мы получим, если выстроим тоны согласно принципам Пифагора. По законам физики квинтовый круг является «восходящим не полностью». Если пройти его целиком, то, например, ноты ми-бемоль и фа или ре-диез и ми-бемоль не будут иметь один и тот же тон. Возникшая разница в числе колебаний составит примерно четверть полутона. Это явление еще называют пифагоровой коммой. Именно из-за него мелодия звучит по-разному в разных тональностях и зазвучит фальшиво при переходе в другую тональность, если использовать натуральный звукоряд.
Раньше, до появления темперированной гаммы, это накладывало большие ограничения на правила построения музыкального произведения. Проблему решали по-разному. В какой-то момент, например, пользовались клавиатурой, в каждой октаве которой было 24 клавиши, и на ней можно было сыграть чисто в любой тональности. Не очень-то удобный метод!
В этом же разделе авторы объясняют, каким образом возникают слуховые иллюзии. Наверное, текстовый формат не совсем подходит для того, чтобы показать читателю удивительный мир нот и мелодий: в темах, посвященных устройству мира звуков, очень не хватает самих звуков — это тот самый уникальный случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть (точнее, прочитать).
Если два тона верхнего регистра находятся так близко друг к другу, что мозг не различает их, возникает еще одно явление — интерференция. Сыграйте два расположенных близко друг к другу чистых тона, например с частотой 1000 и 1004 Гц. Вы услышите расположенный между ними «средний» тон с частотой 1002 Гц, но с отчетливой «пульсацией», или «колебанием», в 4 Гц — как если бы мы увеличивали и уменьшали громкость звука четыре раза в секунду. Такое можно услышать на концертах: на пикколо-флейте, например, очень сложно играть абсолютно чисто. Если два флейтиста хотя бы незначительно не попадают в унисон, мы почувствуем, что сила тона меняется и тон «колеблется». Обратите на это внимание, если вдруг услышите оркестр янычар с семью медными трубами!
Второй раздел книги рассказывает о том, как музыка влияет на формирование мозга: какой след оставляют занятия музыкой в строении мозга профессиональных музыкантов, как под воздействием музыки меняются слуховые отделы, как происходит координация с зонами, отвечающими за зрительное восприятие (чтение нот), восприятие времени (ритм и темп мелодии), движение и координацию мелкой моторики (для игры на музыкальном инструменте). Здесь же авторы рассуждают о том, что представляет собой музыкальный талант и как занятия музыкой влияют на личностные качества и способности человека в других сферах деятельности. Последний раздел посвящен музыкальной терапии и рассказывает о результатах научных исследований влияния музыки на различные состояния.
Истории жизни Шумана и других людей искусства со схожими заболеваниями вызывают дискуссии — есть ли связь между музыкой и биполярным расстройством? В 2018 году британцы провели исследование, в котором участвовали 102 музыканта, представляющие различные жанры и стили. Выяснилось, что у 14% из них имеются симптомы биполярного расстройства, что в четыре раза превышает средние показатели по населению. Схожие исследования выявили подобные связи между биполярностью и креативными способностями у представителей других творческих профессий, однако точных числовых данных нет. Но можно с уверенностью сказать одно: если связь действительно есть, то не только у музыкантов.
Но между биполярностью и музыкой, вероятно, есть и другая связь. В 2013 году ученые сравнили 50 людей с биполярным расстройством с контрольной группой, в которой также было 50 человек, и изучили склонность к формированию зависимости. Люди с биполярным расстройством гораздо чаще сообщали о наличии зависимости от музыки — и от курения (!), — но не от алкоголя и наркотических веществ. При этом другие исследования показали, что при биполярном расстройстве громкая музыка вызывает эпизоды мании, но не депрессии. Итак, между биполярным расстройством и музыкой действительно есть связь, но подробно она еще не изучена. Насколько нам известно, эффективность музыки при лечении биполярного расстройства не исследовалась.
Из этой книги читатель может почерпнуть множество сведений о том, что такое музыка с точки зрения мозга, как человек создает музыку, воспринимает ее и меняется под ее влиянием. Пожалуй, у неё есть одно слабое место: темперамент рассказчиков может показаться читателям излишне спокойным — размеренные и детальные объяснения не будоражат эмоций и не дразнят любопытство читателя. Видно, что авторы любят предмет, о котором пишут, но их не удивляют те явления, которые составляют содержание книги. Поэтому они, вероятно, думают, что эти явления не удивят и читателя — хотя, по большому счету, в том, насколько мелодии могут повлиять на настроение, принятие решений и даже здоровье человека, кроется множество всего удивительного.