Как музыкальный вкус характеризует человека
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?
Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.
Психология: связь музыкального вкуса и типа личности
Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.
Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):
Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.
В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.
Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.
Фото Tony Smith CC
Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.
Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.
Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.
Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).
Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.
Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.
Культурная подвижность против эволюционной предопределенности
Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.
Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.
Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.
Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.
Фото Steve Snodgrass CC
Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».
Социология — правильный ответ?
Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.
Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.
Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.
Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.
Как нас характеризует наш музыкальный вкус
Любимые мелодии, как ни странно, говорят о многом
Все, наверное, знают, что по мимике, стилю одежды и манере общения можно многое сказать о человеке. А способны ли рассказать о характере музыкальные предпочтения? Вполне, утверждают специалисты. Не зря бытует слегка переделанная древняя поговорка: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я тебе скажу, кто ты».
Изыскания британских психологов
Тема о взаимном влиянии характера личности и его музыкальных предпочтений является очень популярной, тем более что психологи до сих пор не могут точно определить, насколько тесно зависят эти вещи друг от друга. В течение многих лет неоднократно проводились исследования. Ученые пытались определить схожесть натур людей, увлекающихся одним и тем же музыкальным стилем.
Дальше всех в этом направлении продвинулись англичане. Британские психологи опросили более 36 000 человек из разных уголков мира. Эти импровизированные интервью доказали: люди, увлекающиеся одним и тем же музыкальным жанром, несомненно похожи друг на друга характерами. Учтем: речь идет в первую очередь о европейцах и жителях других иностранных государств. А теперь подробнее.
Самой популярной, безусловно, является поп-музыка. Она и воспринимается проще, поскольку не отличается глубоким смыслом по тексту, да и гармонически сама по себе очень доступна (иногда даже чересчур навязчива). Исследования показали, что любители поп-музыки, как правило, экстраверты. Это уверенные в себе, общительные, однако не творческие люди.
Поклонников рок-музыки и тяжелого металла тоже не единицы. Порой считают, что адепты хэви, треша и харда склонны к одиночеству и суициду. Но, в принципе, это не так. Как ни удивительно, вопреки бытующему мнению, они обладают чрезвычайно мягким и даже утонченным характером. Это творческие люди, но, как правило, с довольно низкой самооценкой. Кстати, поклонники хард-рока оказались ближе всех по характеристикам к любителям классической музыки. Тут к месту будет вспомнить о знаменитых соло рок-гитаристов вроде Блекмора или Мальстина, которые вставляют в партии куски из Баха либо других академических композиторов.
Что можно сказать о любителях рэпа? Главная его особенность – некий порой сумбурный, порой серьезный, порой социально конфликтный смысл, изложенный в длинном тексте. Важную роль играет монотонный ритм, повторяющийся на протяжении всей песни. Любители рэпа очень коммуникабельны, независимы, умеют грамотно вести переговоры и отстаивать свою точку зрения. Также отмечается их высокая самооценка.
Приверженцы кантри и вестерна – настоящие трудоголики. Таких в нашей стране относительно немного, поскольку данный жанр пользуется популярностью в основном в США. То же самое, впрочем, можно сказать и о фолке.
Классическую музыку слушают раскованные, уверенные в себе, но, как правило, замкнутые люди, интроверты. Истинных поклонников классики среди современного поколения заметно мало, среди них по большей части преобладают личности с музыкальным образованием. Увлечение академической музыкой ощутимо связано с нежеланием воспринимать то, что «впаривает» современная музыкальная индустрия. Кстати, некоторые считают себя ярыми поклонниками классической музыки, хотя вовсе в ней не разбираются.
Джаз и блюз определенно по душе творческим, общительным, чрезмерно самоуверенным, добрым и непринужденным людям. Данные жанры по праву считаются элитарными. Действительно, далеко не каждый способен понять и почувствовать синкопированные ритмы джазовой композиции.
Электронная музыка сегодня считается достаточно популярной. Она, как правило, воспринимается положительно практически всеми типами личностей, но только в качестве нейтрального фона. Люди, по-настоящему «болеющие» данным стилем, по натуре являются флегматиками. Они невозмутимы, спокойны, их настроение устойчиво и не меняется в течение длительного времени. Отмечено, что электронную музыку предпочитают многие программисты.
Можно ли отнести к тому же самому описанию любителей дабстепа? Несмотря на то, что это некое ответвление электронной музыки, скорее всего, нельзя. Дабстеп стал относительно новым направлением и получил заметную популярность буквально за несколько лет. Его поклонники достаточно импульсивны, внутренне сильны и непостоянны.
Приверженцы танцевальной музыки оказались наиболее коммуникабельными и разносторонними личностями, но в то же время достаточно жесткими по отношению к другим.
Конечно, есть и те, кто слушает и положительно воспринимает все музыкальные стили. Таких людей немного, поэтому сложно что-то сказать об их характере. Предположительно это творческие, незаурядные и непостоянные личности, стремящиеся к переменам.
Помимо этого, британские психологи убеждены, что уровень IQ также зависит от музыкальных предпочтений. Наиболее низкий порог интеллекта, как показали исследования, у поклонников хип-хопа и R’n’B. Любителей рэпа они также назвали недалекими. На вершине интеллектуального хит-парада, как ни странно, оказались приверженцы тяжелого рока, немного не дотянули до них любители классической музыки.
Представленную психологами информацию, безусловно, не стоит принимать целиком на веру. Зачастую люди вообще слушают ту или иную музыку из-за выставленной напоказ обществом моды. Сегодня ее фаворитом может быть дабстеп, завтра кантри или джаз. Да и с годами вкусы трансформируются, причем иногда разительно. Но определенные закономерности из жизни не вычеркнешь. В низкопробных «наливайках», где собирается характерный контингент, вы вряд ли услышите что-то умнее «Бутырки».
Моцарт и рисовая водка
Каждый человек на вопрос, почему ему нравится та или иная музыка, ответит по-своему. Кому-то по душе звучание, кому-то смысловое содержание. Однако есть и реальные факторы, влияющие на выбор.
Как мы упоминали выше, сегодня очень мало настоящих ценителей классической музыки. Почему, как думаете? Оказывается, длина звуковой волны в классических произведениях больше, чем способен воспринимать человеческий мозг. Поэтому некоторые просто не в состоянии длительное время слушать классику. И очень жаль, потому что классическая музыка оказывает на человека ярко выраженное положительное действие. Да и не только на человека.
Во Франции был проведен любопытный эксперимент. На ферме, где содержали коров, регулярно включали записи произведений Моцарта, в результате чего коровы стали давать больше молока. Схожие результаты были получены в разных странах и в сферах, никак не связанных с сельским хозяйством. Например, в США на уроках по изучению языка для иммигрантов играла музыка Моцарта, Вивальди, Баха. И обучение продвигалось быстрее, чем обычно. В некой пекарне в Японии производство хлеба происходит под аккорды шестой симфонии Бетховена. Ее хлеб пользуется большой популярностью из-за исключительных вкусовых качеств. Там же, в Японии, на одном из предприятий по производству саке регулярно ставят Моцарта, и качество рисовой водки от этого очень выигрывает.
«Эффект Моцарта» – так окрестили феномен положительного влияния произведений великого композитора.
Вообще гармоничные и благостные музыкальные произведения эпохи барокко оказывают специфическое воздействие на мозг: они заставляют его генерировать тета-волны, что способствует улучшению концентрации внимания и положительно влияет на память (напомним, что бета мозговые волны блокируют эмоции, а тета-волны дают нам возможность полностью использовать наши природные эмоции).
Ах, этот джаз!
Среди других музыкальных направлений, хорошо влияющих на человека, можно выделить джаз. На него всегда косо смотрели идеологи при Советском Союзе. Очень показательны высказывания типа: «от саксофона до ножа – один шаг» (А.А. Жданов), или поговорка, в которую на потребу дня легко подставлялось нужное составляющее: «сегодня слушает он джаз («…носит «Адидас»), а завтра Родину продаст», или «джаз – музыка толстых» (М. Горький). Такое отношение к джазу совсем не случайно. Обычно им увлекаются и его исполняют люди, имеющие собственное мнение, нестандартное творческое мышление. К чему были такие в стране, где все кроилось на один аршин?
В общем, музыку можно и важно использовать в интересах саморазвития. Если вы нуждаетесь в повышении умственных и творческих способностей, улучшении памяти для достижения лучших результатов, попробуйте провести эксперимент и пополнить плэй-лист классическими и джазовыми произведениями.
Что может говорить о твоём характере твоя любимая музыка?
Знаете ли вы что музыка сохраняет молодость нашего мозга?
Рэперы делают упор на материальную сторону жизни, подкрепляя это чувствами и эмоциями. Даже самая чувственная песня про любовь в этом стиле музыки может иметь хотя бы одну строчку об общественном статусе, о деньгах, об уважении, о бизнесе.
Рэп — это музыка улиц, как принято говорить, поэтому психологи выделили некоторые особенности людей, которые слушают такую музыку. Эти люди чтят неписанные законы и мораль, но не в отношении всех людей, а только по отношению к самым близким. Эти люди редко нарушают обещания, они на своей волне.
Рэперы обладают высокой самооценкой. Это практически факт. Те, кому нравится этот жанр музыки, обычно, знает себе цену и не дает себя в обиду. Это самостоятельные люди, а также щедрые во многом, временами ветреные и непонятные остальным.
Поклонники жанра «хип-хоп» – ярко выраженные экстраверты. Они любят общаться и делиться эмоциями с окружающими. Едва ли такие люди будут слушать музыку в одиночестве, надев наушники. Они обожают подпевать любимым исполнителям и двигаться в такт зажигательным ритмам. Фанатов хип-хопа отличает ещё одна особенность. Они, не задумываясь, говорят всё, что приходит им в голову. Такие вот дерзкие и прямолинейные люди!
Звуки скрипки, фортепиано, органа, виолончели — это всё удел людей собранных. Эти люди хотят быть непохожими ни на кого, но не возводят это в абсолютную степень. Им не нужно что-то доказывать, потому что они оперируют фактами. Эмоции им не чужды, но негатив они излучать умеют «будь здоров». Их лучше не выводить из себя. Помните, что если человек увлекается прослушиванием классической музыки, то лучше не играть с огнем, пытаясь вывести его на эмоции.
Это может показаться немного страшным, но, по статистике, причинение тяжких физических увечий в состоянии аффекта производится именно любителями Баха, Шопена, Бетховена и прочих. Эта музыка не спокойна — она не обладает расслабляющим действием. Она провоцирует на размышления, она стимулирует работу мозга. Именно поэтому такую музыку любят математики, программисты. Не всегда это так, но зачастую. Если разделять любителей музыки по типу темперамента, то классику любят истинные холерики.
Тяжелые гитарные риффы, барабаны, громкие крики и мощь — это удел людей эмоциональных, чувствительных и скрытных. Такие люди не будут рассказывать вам о своей несчастной любви, а если и будут, то шокируют вас этим. Внешне такие люди выглядят зачастую как белые вороны, но внутри они являются олицетворением красоты.
Такую музыку слушают очень талантливые люди. Они могут быть ленивыми, но обожают работать на результат. Они любят физический и умственный труд одинаково, поэтому им чуждо разделение на какие-либо фракции. Любители метала и хардкора универсальны в выборе профессий. Зачастую поклонники гитар, барабанов, длинных волос являются очень творческими личностями. Они любят рисовать, писать, сочинять музыку самостоятельно.
Фанаты рок-музыки предпочитающие классическое направление этого жанра, способны погружаться в работу с головой, но в то же время им свойственна беспечность. Любимые композиции они часто связывают с яркими событиями в жизни, поэтому музыка для них нечто вроде «регулятора настроения». В отличие от поклонников иных жанров, они достаточно эгоистичны. Это подтвердит каждый, кто столкнулся с ярыми фанатами рок-музыки на многолюдных музыкальных фестивалях и попытался занять удобное место для обзора шоу. Это не так легко, как кажется!
А что можно сказать о характере любителей джаза, блюза и фолка? Они, как и поклонники классики, относятся к категории мыслителей. Для них музыка – зарядка для ума, а не для тела. В таких людях однозначно есть творческая жилка. Кроме того, их отличает небывалая широта взглядов. Люди с подобными музыкальными вкусами лишены предрассудков, и неважно, идёт ли речь о политических воззрениях или просто о новом опыте.
А вот поклонники кантри-музыки обычно консерваторы. Их совершенно не привлекает неизведанное. Такие люди, как правило, слывут трудоголиками. Они непритязательны, общительны, во всех отношениях приятны. К ним можно обращаться в тяжёлых ситуациях, ведь они способны сопереживать окружающим.
Любители данного жанра отличаются заниженной самооценкой, очень высоким уровнем креативности, неусидчивостью, и их совершенно нельзя назвать неженками. Тут также стоит оговориться: именно это течение чаще всего «не по-настоящему» называется любимым, в данном случае из-за моды.
Популярную музыку, которую изо дня в день крутят по радио, слушают те, кому хочется отдохнуть. Это люди, которые всегда тяжело работают. Они не серые и незаметные. Любители попсы не должны восприниматься как обыватели, серая масса. Это те люди, которым нужна свобода, но они сами об этом не догадываются.
Поп-музыку слушают те, у кого в жизни есть стабильность, а также те, кого все устраивает. Узнать таких людей очень просто — в машине и дома они слушают радио. Те же, кто предпочитает конкретного исполнителя, немного отличается. Это уже больше человек жизнерадостный и позитивный. Эти люди пытаются идти в ногу со временем. Они любят все новое и высокотехнологичное.
Электронная музыка — это выбор людей, которые, по мнению психологов, любят быть впереди. Они обожают, когда на них смотрят, когда ими восхищаются. Не имеет значения, медленная эта музыка или это какой-нибудь drum and bass. Любители «электроники» всегда на своей волне. Они забывчивы, за ними всегда по пятам идет их непростой характер.
Зачастую электронную музыку любят люди помоложе, потому что она стала модной только в конце 20 века, но это уже является просто понятным фактом, а не выводом психологов.
похоже на хрень какую-то.
Какая-то высосаная из пальца белиберда.
Я больше всего люблю классику и фолк, и иногда качественную попсу, всё совпало. И меня правда, лучше не злить.
А если я люблю целую кучу разных стилей, например: сайкобилли, блюграсс, ньюретровэйв, свомп блюз, и т.д. и т.п.?
Зачастую электронную музыку любят люди помоложе, потому что она стала модной только в конце 20 века, но это уже является просто понятным фактом, а не выводом психологов.
Шансон к музыке не относится?
Ой ой =с Хуйня это все у меня есть и Джаз, Классика, Рок, короче всё.
Как делают векторные вакцины
Что хотели, то и получили: к чему привела жадность торговцев деревом, фанерой и OSB
«Я не злопамятный, я просто злой и у меня память хорошая». И, мне кажется, события этого строительного сезона не только я, но и многие люди будут помнить ещё ой как долго.
Бизнес и совесть малосовместимые категории и строительный сезон 2021 года это вполне наглядно продемонстрировал. После практически годичного сидения людей по домам производители и торговцы решили воспользоваться ажиотажем на зарубежных рынках и устроить тоже самое, только в два раза хуже у нас.
Парадокс заключается в том, что в пике цена на OSB доходила до 3600 за лист. То есть каждому не распрощавшемуся с мечтой о стройке россиянину лист фанеры обходился в три с половиной раза дороже, чем американцам.
К середине лета многие оптовые базы и розничные магазины и сами были не рады такому повышению. Они ещё держались на старых запасах, но к августу пришлось закупать материалы по максимальным ценникам.
И тут произошло следующее: почти все понадеялись на дальнейший рост цен на фоне ажиотажа в США и закупились фанерой по максимуму. например, один крупнооптовый областной склад фанеры купил фанеры более чем на 75 миллионов рублей. Не отстали в закупках сетевые магазины.
А цена возьми и упади.
Оказалось, что спрос в США на самом деле не такой уж и высокий. Там люди тоже не дураки, деньги считать умеют, поэтому качели спроса моментально качнулись в отрицательную сторону.
К чему это привело?
Вот к чему: в магазинах и на базах скопилось фанеры, купленной по заоблачной цене, практически на весь следующий сезон.
Строители-предприниматели на оптовом складе берут уже по 615 рублей. То есть цена скакнула вниз практически до минимального уровня.
А в магазинах нет ни одного человека. Все проходят мимо и качают головой.
Многие уже начали обзванивать предпринимателей:
— Не хотите у нас приобрести?
А ведь до следующего сезона как минимум 4,5 месяца. Они будут сидеть и смотреть на свою «золотую» фанеру.
Так что я совсем не злопамятный или всё же.
Капитанский софт
Ответ на пост «Не прокатило»
Хороший фантастический рассказ
Fix price
300 км ради маминого оливье
Жительница Ростова-на-Дону поделилась в твиттере своей любовью к маминому оливье. Одна проблема — мама живёт за 300 километров, а навестить её в Новый год не получится.
Хотя у Юлии около 35 тысяч подписчиков в твиттере, пост не разошёлся в соцсети — но его заметили представители службы доставки Delivery Club. Через официальный аккаунт сервиса они отметились в треде и попросили адрес мамы, пообещав доставить «оливьешку в лучшем виде».
Дорога заняла около пяти часов на машине. Ради «новогоднего чуда» курьер проехал на машине больше 300 километров от Ставрополя до Ростова-на-Дону.Теперь пользователи просят привезти к мамам их самих.
Никуда не деться
Це символ
Счастье любит тишину
Просто хочу поделиться радостью)
Просто хочу повыебыватся поделится радостью) конечно не пентхаус и не в Москве а в жопе мира, но все равно мне в 22 холостяку достаточно этого, ещё 100к рублей в долгах но к счастью это последний долг, без мам и пап, вместо этого работа(строика) за рубежом и жуткая экономия спасибо китаицам за дешёвый рис и полякам за вкусные сосиски)) всем добра)
Как дома
Заботливая дочь
Подходит тут к супруге 6 летняя дочка, и говорит :
— Мамочка, я все понимаю, вам с папой тяжеловато, денежек на Новый год уйдёт много, поэтому дорогой подарок я попрошу у Деда Мороза.
Спасибо доченька. Хорошо, что дед не дурак, заранее со смартфоном подсуетился.
4 года ИА «Панорама»
Сегодня исполняется четыре года со дня, когда агентство “Панорама” начало своё вещание в информационно-телекоммуникационной сети “ИНТЕРНЕТ”.
За это время мы выпустили почти 10 тысяч материалов, которые суммарно набрали десятки миллионов просмотров. Нас цитировали СМИ и журналисты, писатели и артисты, депутаты и сенаторы. Комментировать наши заметки пришлось даже Agence France-Presse (AFP). Наконец, мы добились аккредитации в Госдуме! И хотя там утверждают, что речь шла о другой “Панораме”, пропуск в буфет мы получить успели, а большего и не требовалось. Законы-то, в конце концов, принимают по новостям нашего издания, а не какого-нибудь ещё одноимённого.
Это были славные четыре года. Четыре года, которые многому всех научили – и редакторов, и авторов, и читателей, и тех, кто просто наблюдал. Мы сделали главное: доказали жизнеспособность выбранной нами концепции. Но наша команда понимает, что развитие невозможно без смены вех. Развитие – это всегда движение, которое порою требует оставлять уже отлаженные и работающие проекты ради новых вызовов. Это движение, главный принцип которого – не оглядываться назад. Согласны? Мы вот, честно говоря, думаем, что это всё лишённая смысла чепуха из лекций мотивационных тренеров, поэтому продолжим работать, как работали 🙂
Спасибо, что вы с нами! Если вы с нами, конечно.
С уважением, редакция ИА «Панорама»
История о том, как мы авто у дилера «почти» без допов покупали
Что ж, подержите мое пиво, как говорится. История будет длинная и захватывающая.
В августе 2021 года решили мы с благоверным купить новую машину. Поизучав предложения на взлетевшем рынке поняли, что светит нам мало что, и из этого мало чего мы выбрали Ладу Ниву.
Особо шерстить по салонам не стали, поехали в тот, что находился ближе всего к дому. Посмотрели там на другую похожую Ниву, посидели, помяли, потыкали – прелесть, а не машина. Понятное дело, что такой машины, какая нам была нужна, в наличии не было, поэтому решили заказывать и ждать. Менеджер предложил внести предоплату за бронирование автомобиля, что мы посчитали разумным и согласились. Пришли мы наивные и не подготовленные, не имея никакого понятия о том, как оформлять такую предоплату, но нам повезло. Предоплату приняли, выдав кассовый чек с указанием позиции «Автомобиль платеж за 1 шт VINXXXXXXXXXXX» (ВИН был указан, но скрою его в целях конфиденциальности, хо-хо). Эта предоплата в последствии стала одним из инструментов воздействия на дилера.
Решили мы заявиться в салон и прощупать почву. При личном общении с менеджером выяснилось, что все наши самые стремные догадки оказались явью. Когда авто приедет в салон, никто нам его без допов не отдаст. Страшный руководитель отдела продаж стоит с раскаленной кочергой за спинами менеджеров и в любой момент готов применить ее по назначению, если маржа упадет ниже 100500%. Приводились жуткие примеры, как несчастный покупатель Нивы перед нами уехал с допами в треть стоимости автомобиля. На это мы прямо заявили, что вот эта нездоровая фигня нас не устраивает. Мы заказали Ниву в максимально возможной для нее комплектации, а все навороты сверх заводской комплектации будем делать сами, как нам нужно. Все понимаем про план продаж, и не против необходимых допов, в общем-то, даже готовы согласиться на некоторые, но не за овер-прайс, а за рыночную цену. Все наши хотелки менеджер записал на листочек и пообещал согласовывать все дальнейшие действия с нами. Но больше мы о нем не слышали, до момента приезда машины в салон.
Ушли мы расстроенные и злые. После долгой рефлексии, позиция с компромиссной сменилась на радикальную. Цель – купить авто по РРЦ (рекомендованной розничной цене) или максимально близкой к ней. Начались штудирования Закона «О защите прав потребителей», консультации в Роспотребнадзоре, раскопки крупиц информации в интернете. Онлайн-консультации в Роспотребнадзоре оказались самыми полезными. У них ограниченный тайминг (что-то около 15 минут), но можно записываться несколько раз. Также, за умеренную плату специалисты Роспотребнадзора помогут составить претензии, жалобы, иски. В интернете очень мало инфы, в основном только кликбейтные заголовки статей с нулевой полезностью, да жалестные посты на Пикабу, о том какие дилеры редиски и выкручивают руки. В общем, вот та база, которую нам удалось собрать на переговоры:
• Внимательно читать договор. В договор купли-продажи стоимость доп. оборудования вряд ли включат, скорее всего выделят в доп. соглашение, которое подписывать не нужно.
• Важно, что есть зафиксированное обязательство автосалона продать вам автомобиль (в нашем случае это был кассовый чек с указанием вин-номера и внесенной предоплатой). На основании этого мы могли требовать исполнения договора, в ответ на их отказ от продажи без доп. оборудования. Для этого нужно потребовать письменный отказ, который, конечно же, вам не предоставят. В этом случае нужно быть готовым вызывать правоохранительные органы, чтобы они запротоколировали отказ автосалона. Также специалисты Роспотребнадзора посоветовали зафиксировать на видео факт отказа менеджера от продажи авто.
• Далее, пока господа полицейские фиксируют отказ, нужно написать досудебную претензию с требованием исполнить обязательство по продаже автомобиля, формулировки досудебки также дали в Роспотребнадзоре (картинка стырена из интернета, но суть такая же).
Обязательно попросить себе копию с отметкой о приеме и оставить контактную информацию, куда направлять ответ. Либо направить претензию заказным письмом.
• Самое главное – быть готовым идти до конца. Быть настроенным твердо, но не скандально.
Пока я готовилась умереть от инсульта прям на месте, муж достал камеру и попросил менеджера повторить при свидетелях, что такое он сейчас сказал. Как ни странно, это немного сбило спесь с менеджера, и он попросился выйти поговорить на улицу, заодно и машину осмотреть. В ходе дружественной беседы цена на доп. оборудование снизилась до 45 тысяч рублей, что показалось приемлемым обеим сторонам, на чем и пожали руки. Но, уточнил менеджер, такая цена будет действовать только в кредит. Хе-хе, кредит так кредит, подумали мы.
Отправили заявки в банки и ушли ждать одобрения. Сделку назначили на следующий день. При блестящей кредитной истории мужа, банки не спешили давать одобрения, что показалось довольно странным. Только под конец следующего дня пришло одобрение от одного невзрачного банка, что показалось еще более странным. День сделки пропущен, поехали на следующий. По совершенно случайному стечению обстоятельств, наш менеджер заболел, и нас передали другому бедняге. Мы терялись в догадках, кому же нас слили – невезучему неопытному стажеру или наоборот, опытному зубру продаж?
Дождались, наконец, сертификата. От взгляда на него мы чуть со стульев не попадали (пыталась описать эту нелепицу, но проще один раз показать, чем сто раз рассказать):
Далее терпеть и играть в переговоры стало невыносимо, мы уже потребовали шаблон кредитного договора, коммерческое предложение с расшифровкой всей стоимости и график платежей. Менеджер устал бегать советоваться и повел наконец нас к кредитному специалисту, который заявил, что не может нам дать никаких документов, пока не определимся с ценой. После долгих перегавкиваний нам дали прочитать условия чужого кредитного договора, из которых стало понятно, что ставка фиксированная, и не вырастет при отказе от страхования, а также есть возможность досрочного погашения кредита с первого месяца. Значит, в период охлаждения (14 дней) после заключения договора, установленный Банком России, можно отказаться от страховок жизни и финансовых рисков с полным возвратом средств и без увеличения ставки по кредиту.
Что ж, вопрос со страховками на сумму 90 тысяч закрыт, осталось избавиться от автопомощника и снизить сумму КАСКО. К слову, как выяснилось во время бодания с автосалоном, вы не обязаны брать то КАСКО, которое предлагает вам дилер. Вы можете попросить выписку из ЭПТС и онлайн оформить КАСКО прямо в салоне, а для выдачи кредита нужен только номер полиса, не важно где и как он оформлен. Я начала оформлять КАСКО в другой страховой, мне посчитали полис вдвое дешевле, чем насчитал автосалон. Глядя на такие расклады, менеджер сжалился над нами и попросил своего страхового специалиста пересчитать наш полис – и магия! Полис подешевел до 25 тысяч.
Отлично. Осталась самая малость – «Сертификат Помощь на дороге» за 60 тысяч. Менеджер до последнего утверждал, что без этой услуги машину нам не продадут и кредит не выдадут. Машину не продадут? Что-то смутно знакомое, давайте поговорим об этом. У нас предоплата, исполняйте договор, деньги есть наличные, мы можем и без кредита обойтись. Ах, стоимость допов 45 тысяч только при условии кредита, иначе только за 70 тысяч? Ну хорошо, мы купим у вас за 70 тысяч, но вы нам предоставите прайс-листы на материалы и работы за подписью директора, а дальше мы идем в суд оспаривать их стоимость, а там уж неизвестно, как повернется.
Менеджер ушел за прайс-листами, а вернулся почему-то на щите. Леший с вами, говорит, и автопомощника уберу вам, т.к. прайс-листы куда-то потерялись. Только, чур, оценки хорошие поставьте. Да не вопрос, мы добрые. Поставим, все как попросите.
На момент написания поста, заявления на возврат страховок написаны, деньги возвращены. Также, мои маленькие любители автокредитов, знаете ли вы, что при досрочном погашении кредита можно вернуть деньги за неиспользованную часть КАСКО? Написав заявление и предоставив подтверждение, что обязательства перед банком выполнены.
• Автомобиль по РРЦ – 744 тысячи;
• Доп. оборудование (ковры, защита картера, защита КПП, защита раздатки, антикор днища) по околорыночной цене – 45 тысяч;
• Проценты банка (кредит погашен досрочно) – 4 тысячи.
И бесконечное количество утраченных нервных клеток.
Всем участникам, узнавшим себя в этой вымышленной истории, передаю пламенный привет.