Как мыть игрушки по санпин
Мытье игрушек в детском саду по СанПиН
В любом детском саду должна быть создана обстановка, максимально безопасная для всех его воспитанников. И особое внимание должно уделяться игрушкам, поскольку именно с ними дети контактируют чаще всего. А, так как все игрушки в ДОУ – общие, то в случае заболевания одного ребенка инфекция через них может передаваться и другим детям. Мытье игрушек в детском саду начинается уже с первого дня их приобретения – все новинки, прежде чем отправиться в руки малышей, должны быть обработаны. Новые игрушки следует промыть с мылом, тщательно сполоснуть и как следует высушить. Если с нового кубика или куклы при первой же мойке начинает смываться краска, то их следует сразу же списать – использовать их в детском саду нельзя.
Мытье игрушек в детском саду по СанПиН предусматривает ежедневную обработку мылом или содовым раствором. Можно использовать и моющее средство, но его состав должен подходить для детей – не содержать красителей и аллергенов. Лучше всего отдавать предпочтение средствам, специально разработанным для ухода за детскими вещами. Вымытые игрушки необходимо тщательно просушить, прежде чем давать воспитанникам.
Как мыть игрушки в детском саду: основные правила обработки
Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.
Мягкие игрушки тоже необходимо мыть. Инструкция по мытью игрушек в детском саду предусматривает тщательную чистку таких предметов, поскольку в них сильнее накапливаются пыль и грязь. Каждый день их необходимо выбивать или пылесосить, а стирать – раз в 7-10 дней и как следует просушивать, желательно – на свежем воздухе. Разрешена ручная или машинная стирка (согласно рекомендациям производителя). СанПиН рекомендует применять мягкие игрушки в качестве учебных пособий, а для регулярных игр отдать предпочтение пластиковым или резиновым.
Если в детском саду есть куклы, их также обязательно нужно мыть, а кукольную одежду – стирать (вручную или в машинке) не реже раза в неделю. После стирки одежда проглаживается утюгом.
Выполняя мытье игрушек в ДОУ, важно иметь в виду, что маленькие дети нередко грызут игрушки, поэтому после обработки ни на одном предмете не должно быть ни моющего средства, ни воды. А сами игрушки должны быть изготовлены из тех материалов, которые возможно продезинфицировать специальными составами – резина, дерево, пластик. Во время мытья сотрудник, выполняющий процедуру, также обязан обращать внимание на общее состояние каждого изделия, отсутствие повреждений и неудаляемых загрязнений.
Алгоритм мытья игрушек в детском саду достаточно простой. Изделия помещают в тазик или ванночку, наполненную теплой водой с мылом (или с моющим средством) и как следует промывают с помощью губки. Емкость и губка должны быть соответствующим образом промаркированы и использоваться только для обработки игрушек. По окончании процедуры игрушки необходимо тщательно промыть в проточной воде и высушить.
Игрушки из пенолатекса, а также мягкие изделия могут обрабатываться мыльно-содовым раствором (200-220 г раствора на 10 л воды). После обработки их нужно как следует отжать и только потом промывать в проточной воде и высушивать.
Температура воды различается в зависимости от того, какие именно игрушки обрабатываются. Так, для ясельной группы температура должна составлять +50⁰ С, а для более старших групп достаточно 37-38⁰ С.
Дезинфекция и мытье игрушек в ДОУ при карантине
В условиях сезонных эпидемий вирусных заболеваний необходимо уделять особенное внимание дезинфекции игрушек. В качестве дезинфицирующего средства можно применять гидрохлорид натрия.
Обработка должна также проводиться и в том случае, если кто-то из воспитанников детского сада заразился вирусным заболеванием. Профилактическая обработка выполняется минимум 4 раза в год. В случае повышенного риска развития очагов заболевания руководство ДОУ может принять решение о проведении ежедневных дезинфекций.
График мытья игрушек в ДОУ
Каждое дошкольное учреждение составляет свой точный график выполнения этой процедуры, но в целом эти графики отличаются только точным временем. Пример графика приведен ниже.
Время обработки | Младшая группа | Старшая группа |
День | 12.40 | — |
Вечер | 18.20 | 18.30 |
Для учета процедур по мытью и дезинфекции игрушек используется специальный журнал мытья игрушек в ДОУ. В этом журнале указываются: время и дата проведения обработки, список обработанных предметов, тип обработки и сведения об использованном моющем средстве, маркировка емкости и данные ответственного сотрудника, который ставит свою подпись в журнале.
Автоматизировать ведение журнала мытья игрушек можно с помощью программного модуля «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников. Подробнее о программе читайте здесь.
Тщательная уборка игрушек в детском саду – залог здоровья всех его воспитанников, особенно в обострившейся эпидемиологической ситуации. Своевременное и правильное мытье и дезинфекция дают возможность избежать распространения заболеваний и уберечь малышей от множества неприятностей, которыми чреват контакт с загрязненными поверхностями. Наряду с мытьем посуды, обработка игрушек является одной из наиболее ответственных и важных процедур, поэтому ей необходимо уделять самое пристальное внимание.
«Правила мытья игрушек в ДОУ»
Есть такая поговорка и ее знают даже дети «Чистота залог здоровья» этому их учат в детском саду. Детям объясняют для чего нужно мыть руки после прогулки, перед едой, и если это преподать в форме игры, рассказать про это стишок, то ребенок с радостью без напоминаний пойдет и сам помоет ручки. Но чистыми должны быть не только ручки детей, но и их игрушки, так как игрушками каждый день играет большое количество детей.
Мытье игрушек в детском саду необходимо в большей мере, чем дома, поскольку игрушки эти предназначены для использования сразу многими детьми. Необходимо следить за состоянием игрушек, чтобы они не стали переносчиком инфекций или причиной заболевания. Ведь с игрушкой у малыша — самый тесный и долгий контакт среди всех вещей.
В МБДОУ № 11 «Берёзка» следят за целостностью игрушек, хранят их в специально отведенных шкафчиках, на определенных для каждого типа игрушек местах.
График мытья игрушек
Подготовительная группа № 1
Подготовительная группа № 2
Вновь приобретённые игрушки перед поступлением в группы моют в течение 15 минут проточной водой при температуре воды 37о с 2% мыльно-содовым раствором, а затем высушивается на воздухе.
Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах — 2 раза в день.
Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
Пенолатексные, ворсованные игрушки обрабатываются согласно инструкции завода — изготовителя.
2% мыльно-содовый р-р — 200гр. м. с. р-ра на 10 л. воды.
Не допускается использование мягконабивных игрушек для игр детей.
Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки в МБДОУ используются только в качестве дидактических пособий.
1. В соответствии с санитарным законодательством производство и реализация игр, игрушек, игрового оборудования допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), подтверждающего их безопасность. СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 «Игрушки Общие требования безопасности и методы
контроля».
2. Для изготовления игр, игрушек и игрового оборудования разрешается использовать только те материалы, которые согласованы с органами Роспотребнадзора. Санитарные правила, касающиеся выпуска и продажи игр и игрушек, запрещают применять для их изготовления утиль, древесную кору, а также натуральные мех и кожу (применительно к игрушкам для детей до 3 лет). указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);
3. Вес игрушки для детей до 3 лет не должен быть больше 100 г, игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных игрушек) для детей в возрасте до 7 лет — не более 400 г и для детей до 10 лет — 800 г.
4. Детали музыкальных духовых инструментов, предназначенные для соприкосновения с губами детей, а также детские погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицируемых и не впитывающих влагу материалов. Стойкость декоративного или защитного покрытия игрушки к действию слюны, пота, влажной обработки проверяют в процессе гигиенической экспертизы. Для звуковых игрушек существуют ограничения по уровню звука.
5. Игрушки и игровое оборудование не должны иметь травмоопасных частей: острых, колющих элементов или деталей, щелей, выступающих углов.
6. Все вновь приобретенные игрушки, выполненные из материалов, стойких к влажной обработке, перед тем как дать ребенку, необходимо вымыть с мылом, хорошо ополоснуть водой. В дальнейшем их следует мыть по мере загрязнения. Игрушки, с которых в процессе мытья сходит краска, недопустимы для использования детьми, поскольку краска растворяется в слюне и может быть опасна для здоровья.
7. Важно помнить о том, что мягкие игрушки пачкаются быстрее остальных и требуют более тщательной чистки. Поэтому давать их малышам до 2 лет не рекомендуется.
8. Во время прогулки или пребывания на игровой площадке ДОУ не следует давать детям те игрушки, с которыми они играют дома или в групповом помещении.
9. Любая игровая деятельность детей, связанная с использованием инструментов, допустима лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослых. Для профилактики травм во время работы с инструментами ребенку прежде всего необходимо показать, как ими правильно пользоваться.
10. Инструменты должны соответствовать возрасту детей, быть исправными и безопасными (ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью). Места хранения колющих и режущих инструментов должны быть закрытыми.
12. Приобретая краски, пластилин, настольные игры, нужно убедиться, что их безопасность для детей подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
13. При выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту воспитанников инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых.
14. Переноска тяжестей не более 2 — 2,5 кг допускается только для дошкольников старшего возраста.
Медицинская сестра МБДОУ Пашкова Т.М.
Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях
«Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях»
Отдавая своих детей в детские сады, все родители, в первую очередь, переживают за их здоровье и безопасность. Они хотят быть уверенными в том, что дети будут находиться в чистых и теплых помещениях, соответствующих всем санитарным требованиям и нормам.
Последние детально прописаны в документе под названием СанПиН 2.4.1.3049-13. Данный документ подробно описывает требования к расположению детских садов, их оборудованию, внутренней отделке, прилегающей территории, режиму дня, организации питания и многому другому. Последняя редакция документа с изменениями и нововведениями была принята в 2016 году. Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 должны выполняться всеми дошкольными организациями как государственной, так и частной формы собственности.
Успешное решение задач воспитания и обучения детей невозможно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками. Игрушка сопровождает ребенка с первых месяцев жизни и оказывает большое влияние на его развитие. Поэтому необходим серьезный подход к подбору и применению игрушек, уходу за ними.
Существуют различные классификации игрушек. Наиболее распространено разделение игрушекпо принципу игрового назначения: сюжетно-образные, дидактические, технические, спортивные, театральные, музыкальные, строительные и игрушки-забавы. С гигиенических позиций классифицируют игрушки по материалу, из которого они изготовлены, и возрастной адресованности.
С учетом важной роли игрушки во всестороннем развитии ребенка в настоящее время определены требования. Предупредительный санитарный надзор за игрушками и другими товарами для детей осуществляется на уровне министерства просвещения и здравоохранения РФ.
В соответствии с приказом Минобразования РФ (№ 1917 от 26.06.2000 г.) утвержден временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. В соответствии с документом производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально психолого-педагогического заключения не допускаются. Игрушки не должны оказывать негативного влияния на здоровье, эмоциональное состояние ребенка, провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам.
Вот основные гигиенические требования к детской игрушке в соответствии с документом «Дополнения и изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» постановление от 28 июня 2010 года N 72 Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10
Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и токсиколого-гигиеническим показателям.
В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое, горючих газов и горючих жидкостей.
В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%.
В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.
В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет пайка не допускается.
Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.
В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.
Защитно-декоративное покрытие игрушки должно быть стойким к влажной обработке. Не допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.
Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным настоящим разделом санитарных правил.
Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами. Поверхность игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать, поэтому рекомендуется использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах дошкольного возраста.
В детских садах запрещены игрушки: стеклянные, фарфоровые, фаянсовые, елочные украшения, бумажные (папье-маше, матерчатые, ватные, мягкие (с 3 лет).
Музыкальные игрушки типа свистулек, дудочек использовать не рекомендуется, поскольку они легко могут стать переносчиками инфекции.
Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Окраска игрушек должна быть прочной. В условиях дошкольного учреждения возможно провести определение прочности фиксации красок. Для этого игрушку моют горячей водой (60 °С) с мылом не менее 3 мин, затем определяют состояние красок. Если изменился внешний вид игрушки (потускнела краска, стала липкой поверхность, значит фиксация краски неудовлетворительна.
Масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных и механизированных) не должна превышать 100 г для детей до 3 лет, 400 г — для детей до 7 лет, 800 г — для детей 7— 10 лет. Масса игрушек типа «погремушка» должна быть не более 100 г.
Конструкция игрушек должна отвечать требованиям безопасности, исключать травматизм. Игрушка должна быть удобной, иметь гладкие, ровные поверхности и хорошо заделанные края (особенно у металлических игрушек, у нее не должно быть выступающих острых углов, мелких, легко отделяющихся частей.
Детям раннего возраста не рекомендуется давать мелкие игрушки, поскольку они могут проглотить их, засунуть в нос или ухо. Диаметр детали игрушки для детей этого возраста не менее 30 мм, высота 12 мм.
При хранении игрушекдолжны соблюдаться следующие условия:
• доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;
• общий порядок в расположении игр, сохранение привлекательности каждой игрушки;
• поддержание самими детьми порядка в игровом хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.
Игрушки для детей раннего возраста хранят в закрытых шкафах, а для детей дошкольного возраста —в доступных для детей местах: на столах, полках, стеллажах. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие — на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам.
Крупные строительные материалы обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках. Настольный строительный материал хранят на полках в той упаковке, в которой он был приобретен, если он не используется в данный момент.
Дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам на одной или нескольких полках.
В целях предупреждения инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. Игрушки требуют ежедневного ухода. Для снижения миграции химических веществ, избавления от неприятного запаха необходимо промывать вновь приобретенные игрушки. Согласно санитарным правилам, все игрушки, за исключением мягконабивных, перед поступлением в групповые необходимо мыть в течение 15 мин проточной водой (37 °С) с мылом и затем высушивать. Во время мытья резиновых, пенополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжимать.
Последующая санитарная обработка: в группах раннего возраста их моют 2 раза в день горячей водой (50 °С) щеткой, мылом в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (37 °С) и высушивают.
В группах дошкольного возраста игрушки моют в конце дня. Кукольную одежду стирают и проглаживают горячим утюгом по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Санитарно-эпидемиологическими правилами для проведения дезинфекции игрушек рекомендуется, в соответствии с инструкцией по их использованию,следующие препараты: доместос, гипохлорид натрия, лиолит.
Педагоги, воспитатели и медицинские работники организованных детских коллективов при закупке игрушек должны обращать внимание на то, для какого возраста предназначается данная игрушка. Игрушка или игра должна выбираться в соответствии с возрастом и развитием ребенка, а также с учетом его индивидуальных наклонностей. Особой предосторожности требует выбор игрушек для детей раннего и ясельного возраста. Нельзя давать ребенку ту игрушку, которая для него не предназначена и с которой он вследствие своих физических и умственных способностей справиться не сможет.
Таким образом, при умелом применении игрушка может стать действенным средством всестороннего воспитания, обогатить жизнь ребенка.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // Российская газета. – 2013. – 11 (№ 265).
2. Дополнения и изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» постановление от 28 июня 2010 года N 72 Об утверждении СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10
3. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования. Методические рекомендации дляпедагогических работников дошкольных образовательных организаций и
родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева,
О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти
тут развития образования, 2014. – 96 с.
Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях В настоящее время внимание психологов, физиологов, педагогов, специалистам по разным видам спорта привлечено к дошкольному возрасту, поскольку.
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Понятие о здоровой личности ребенка дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе.
Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Введение Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена.
Культурно-гигиенические навыки Вот, что мы умеем. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания Режимные процессы (кормление, укладывание на сон,.
Культурно-гигиенические навыки в развитии ребенка С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков (КГН) происходит не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно.
Родительское собрание «Культурно-гигиенические навыки» Уважаемы коллеги! Предлагаю вам провести родительское собрание в интересной форме. Группа раннего развития. Тема собрания: «Культурно-гигиенические.
Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Замашкина А. Е., инструктор.
Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.