Как мыть лестницу в подъезде
Повелительница пылесоса. Как наш корреспондент убирала подъезды
Чем меньше дом, тем больше порядка
Не просто дворник
Заводской район мы выбрали неслучайно: он стал первым в городе, где подъезды начали приводить в порядок по новой системе. С 1 марта рабочих по комплексной уборке разделили: если раньше дворник отвечал и за состояние придомовой территории, и за чистоту лестничной клетки, то теперь у каждого своя специализация – одни убирают подъезды, другие улицу, посвящает в суть новшества заместитель директора по благоустройству ЖЭУ № 5 Ольга Недвецкая:
– Это очень удобно. Давайте смоделируем ситуацию: зима, весь день идет снег, дворник, не разгибая спины, расчищает тротуар и мостовую. На подъезд, где жильцы уже успели наследить мокрой обувью, не остается ни времени, ни сил. Благодаря новшеству такие ситуации исключены.
Сейчас в Минске первые этажи жилых домов подметают каждый день. Генеральная уборка (с подметанием, мытьем полов и вытиранием пыли) проходит раз в месяц. Если жильцы поддерживают порядок: доносят мусорные пакеты для контейнера и не бросают под ноги рекламные листовки, этого вполне достаточно, уверена моя сегодняшняя начальница – рабочий по комплексной уборке и содержанию дворов ЖЭУ № 5 Татьяна Зазнова.
Татьяна трудится в ЖЭУ почти 15 лет: она не просто один из лучших работников, но еще и начальник бригады. В ее подчинении – семеро коллег, причем один из них – ее муж Александр:
– Супругу спуску не даю: если мне что-то не понравилось, могу попросить переделать, перемыть. Но он не обижается: мы давно договорились, что на работе бригадир я, а дома – он.
Спам – в коробку
Нам предстоит вымыть подъезд в панельной пятиэтажке по улице Ташкентской. Хотя, на мой непрофессиональный взгляд, он не выглядит грязным: на лестнице нет ни песка, ни мусора. На окнах – кованые решетки, стены выкрашены приятной краской цвета свежей зелени. Чем меньше дом, тем больше в нем порядка, делится наблюдением Татьяна:
– Объясняется это просто: в пятиэтажках нет лифта, и жильцы вынуждены идти домой через весь подъезд. Поэтому им не все равно, что они увидят по дороге. А в высотках человек зашел в кабину, доехал с первого этажа на свой девятый – а что происходит посередине, его не волнует.
Впрочем, после того как в 2016 году вступило в силу постановление Министерства ЖКХ № 5, где прописано, что ремонт подъездов отныне проводится за счет средств населения, жильцы стали аккуратнее, замечает бригадир:
– Помню, как-то пришла убираться в девятиэтажку, где совсем недавно сделали ремонт.
Захожу и вижу: на стене, прямо поверх свежей побелки, красуется граффити. Вскоре рисунок исчез. Оказывается, разозленные жильцы, которые оплатили ремонт из своего кармана, вычислили художника, и его маме пришлось провести не один час наедине с ведром и тряпкой.
Расписанные баллончиком стены – проблема нечастая. Гораздо больше Татьяну расстраивают брошенные на пол рекламные листовки («в некоторых подъездах лично поставила картонные коробки для бумажного спама»), а еще – забитый мусоропровод:
– До сих пор не понимаю, чем руководствуются люди, которые выбрасывают в мусоропровод коробку от бананов или отслужившую свое новогоднюю елку.
Лайфхаки от бригадира
Прежде чем открыть домофонным ключом двери подъезда, Татьяна вручает мне инвентарь: пару перчаток, пятилитровую канистру с моющим средством, ведро, тряпки и крепкую деревянную швабру. Новомодные пластиковые щетки в ЖЭУ не прижились – уж больно хлипкие, поясняет Татьяна:
– Такая и одного подъезда не выдержит.
За 15 лет работы в ЖЭУ у Татьяны Зазновой появились свои профессиональные лайфхаки
Фронт работ у нас немаленький: нужно подмести и вымыть пол, вытереть подоконники, перила и почтовые ящики. В какой последовательности это делать, каждый рабочий по комплексной уборке решает сам.
– В пятиэтажках я обычно подметаю снизу вверх, – комментирует процесс Татьяна, ловко орудуя веником. – А мою уже наоборот, сверху вниз, параллельно устраняя мелкие недостатки: где-то паутинку сниму, где-то сотру со стены след от ботинка.
За 15 лет работы у бригадира появились и свои профессиональные лайфхаки:
– Например, сухому подметанию предпочитаю влажное – брызгаю на веник из бутылки с водой. Так он лучше собирает пыль и сор, особенно около мусоропровода.
Корреспонденту «ЗН» доверили самую приятную часть работы – вытереть пыль с почтовых ящиков
И хотя подъезд небольшой, а мы работаем в четыре руки, дело идет не так быстро, как я предполагала. Как-то Татьяна ради любопытства засекла, сколько времени уходит на сухую уборку в девятиэтажке:
– В среднем – 40 минут. А ведь это просто подметание, без вытирания пыли и мытья полов.
Ближе к концу уборки подключаем «тяжелую артиллерию» в виде профессионального пылесоса – такие есть у каждой из трех бригад. И это тоже новшество Заводского района, обращает внимание Ольга Недвецкая:
– Есть разные насадки. Щелевой удобно снимать с углов паутину, собирать грязь между оконными решетками, насадкой-щеткой хорошо убирать строительную пыль, которая остается в подъезде после замены старых кабелей на оптоволоконные. Чтобы случайно не прервать чей-то сон, по утрам не пылесосим – переносим эту процедуру на вторую половину дня.
Если эксперимент с использованием пылесосов и разделением полномочий среди рабочих по комплексной уборке будет удачным, примеру Заводского района последуют и другие районы Минска. А может, и страны.
Правила уборки подъезда
Приятно заходить в чистый подъезд, где убран мусор, хорошо пахнет. Но так бывает не всегда. Есть парадные, которые находятся в плачевном состоянии. Грязь, пыль, неприятные запахи — заходить туда нет желания. За чистотой в квартире каждый следит самостоятельно, но кто должен заниматься уборкой подъездов, на кого возлагается эта обязанность? Зачастую жильцы дома не знают ответ на этот вопрос.
Санитарная уборка
Как только человек переступает порог квартиры, начинается общедомовая территория. И ответственность за уборку подъездов жилых домов ложится на сторонние организации. И порой у жильцов и управляющей компании возникает много споров в решении данного вопроса. Чаще всего за несколькими объектами закрепляется уборщица, которая работает по определенным дням, согласно правилам уборки подъездов многоквартирных домов. Если ответственная компания не прослеживает ситуацию с данным процессом, то явное нарушение закона.
Правила уборки многоквартирного дома указаны в специальной документации по ГОСТу Р 51617-2014. В случае нарушений, несет ответственность исполнитель. За уборку платят собственники жилья, стоимость прописана в квитанции. Расчет оплаты происходит на общедомовом собрании и утверждается жильцами. Клинингу должны подвергаться не только лестничные пролеты, но и ручки, перила, ящики для почты. Проводится обязательно сухой и влажный клининг с соблюдением всех санитарных норм.
Регламент уборки подъездов жилых домов прописан в нормативных документах, где указано, когда, в какое время и каким образом производится мероприятие. Каждая уборщица должна четко знать регламент и соблюдать все правила уборки подъездов жилых домов. Основные постановления и нормативы:
Обработка проводится для сохранения чистоты дома, придания свежести. Подъезд — общедоступное пространство и часто посещаемое. Это хорошая среда для размножения опасных бактерий.
Основные моменты клининга:
В законодательстве четко прописаны санитарные нормы. Также они зафиксированы в приказе №191 от 22.08.2000 г. В случае несоблюдения этих норм, жильцы дома вправе подать заявление. И ответственные лица будут нести наказание в виде штрафов и снятия с занимаемой должности.
Кто должен убирать подъезды?
Раньше обязанность по уходу за домом полностью ложилась на плечи жильцов. Составлялись графики уборки, собственники по очереди следили за порядком. После принятия правительством России постановления №290, появилась возможность улучшить обстановку.
По ст.36 ЖК, ответственная организация обязана осуществлять клининг подъездов с соблюдением санитарных норм, делать капитальный ремонт, согласно установлено порядка. Ответственные лица выбираются на всеобщем собрании жильцов путем голосования. Определяются основные компании, которые могут взять на себя ответственность по клинингу ТСЖ, ЖСК или иные организации. Подписывается договор, где прописывается весь перечень предоставляемых услуг, периодичность уборки подъездов в многоквартирном доме и размер оплаты (ст. 162 ЖК РФ). Расходы на клининг вносятся в оплату и указываются, как сумма на капремонт и клининг.
Основа клининга
Периодичность уборки лестничных клеток, а также всего дома в целом четко регламентирована. И проводится согласно установленного порядка:
Уборка подъездов и лестничных клеток может меняться. Это зависит от многих показателей. Однако основные нормы уборки сохраняются. Все обязанности прописываются в договорном документе. Периодичность клининга в виде графика вывешивается в общедоступном месте.
Сухая
Для поддержания санитарии и избавления от сора, ежедневно проводится сухая уборка. Чаще всего в клининг такого плана входит подметание лестничных пролетов, уборка мусора. Если предусмотрены лифты, клининг в них проводится ежедневно.
Влажная
Уборка лестничных площадок производится согласно установленного графика. И сопровождается подметанием влажным веником для поверхностной очистки от грязи. Протирание пыли с подоконников, клининг оконных проемов, щитков и других поверхностей проводится ежегодно, во время генеральной уборки. Аналогично в это же время моются стены, окна, батареи. Уборка подъездов соответствует регламенту, но в каждом конкретном случае жильцы сами устанавливают и обговаривают удобный временной период уборки.
Поддержание санитарии
Уборка подъездов обязательно осуществляется с соблюдением санитарных норм. В общедоступных помещениях распространение инфекций происходит гораздо быстрее. Основную угрозу несут прикосновения к перилам, кнопкам в лифте, ручкам. Поэтому все поверхности должны обрабатывать специальными моющими средствами. Уборка в лифте проводится ежедневно, исключение только в праздничные и выходные дни. При проведении уборочных мероприятий, необходимо проветривать подъезд путем открытия окон.
Периоды проведения работ
Периодичность уборки лестничных клеток в многоквартирном доме регламентирована методическим пособием МДК 2-04.2004, разработанного на основе Гражданского кодекса. Проводится согласно заданному порядку:
Генеральная уборка осуществляется ежемесячно или ежегодно. При этом моются и протираются полностью все поверхности в подъезде.
Если мусоропровод расположен в самом доме, то также есть график, по которому проводится уборка:
Состав уборки подъезда многоквартирного дома, помимо мытья лестниц, включает и многое другое. На что необходимо обращать внимание, чтобы оценить чистоту:
Часто в жилых домах можно столкнуться с различного рода творчеством на стенах, надписями и рисунками, которые портят внешний вид. Уборка такого плана проводится 1 раз в год, когда протираются и моются стены. В случае, если удалить рисунок невозможно, просто помыв поверхность, то необходимо будет ждать капитального ремонта, который, согласно постановлению №170, проводится каждые 3 года.
Уборка лифтов
Нормативы по уборке лестничных клеток жилых домов четко прописаны. Данные территории убираются согласно определенного графика. Но как происходит этот процесс, когда имеется лифт, ведь это тоже общедоступное место и нагрузка на него идет гораздо больше, особенно в высотных домах? Клининг лифта проводится ежедневно, протирается пол и кнопки кабины. Раз в пару месяцев проводится генеральный процесс, который включает протирание стен, световых приборов и дверей.
Лестничный клининг
Уборка лестничных клеток в жилых домах проводится ежедневно, на начальных этажах. Клининг полностью всех этажей проводится с еженедельной периодичностью. Данные пункты разработаны и утверждены, согласно государственным стандартам.
Послеремонтный клининг
После проведения ремонтных работ, утилизировать мусор должна организация исполнителя. Если это было прописано на договорной основе. В ином случае, нанимается клининговая компания, оплачиваемая ответственным лицом. В случае самостоятельного наведения беспорядка или выполнения грязных ремонтных работ, обязанность клининга полностью возлагается на них.
Нюансы
Часто у жильцов возникают спорные моменты. Кого-то не устраивает качество оказанных услуг, цена. Это приводит к проблемам и разбирательствам. Одна из дилемм, которая часто поднимается на собрании, это откуда берется цена, и обоснованность стоимости выставленного перечня клининговых услуг.
Согласно отчетам управляющих компаний, в эту стоимость закладывается:
Таким образом формируется сумма, которая распределяется на всех проживающих.
Что должна делать уборщица в многоквартирном доме? Этот вопрос тоже часто присутствует в спорах жильцов с ответственной компанией. И порой приводит к неприятным последствиям, если пояснений так и не последовало.
Независимо от ситуации, если подавляющее большинство собственников недовольны качеством клининга, то можно подать коллективную жалобу с подписью присутствующих на собрании. В документе необходимо прописать суть обращения, на чем основаны доводы, чем конкретно вызвано недовольство. Клининговая компания обязана собрать комиссию и постараться урегулировать данный вопрос.
Если ответственная компания никак не отреагировала на запрос жильцов, следующим шагом идет обращение в Роспотребнадзор. В некоторых случая приходится идти на радикальные меры и обращаться в городскую или районную инспекцию. Обычно на этом моменте все споры решаются, а конфликт закрывается. В ином случае остается только обращение в прокуратуру.
Подавая заявление, необходимо заполнить стандартный шаблон. В произвольном виде заявления не рассматриваются. А именно:
Рассмотрение заявления занимает месяц, в течение которого с заявителем должны связаться и проконсультировать по дальнейшим действиям.
Очень часто можно столкнуться с произволом, когда без обоснований увеличивается тариф на уборку подъездов, возникают дополнительные непонятные взносы. Это прямое нарушение законодательства, и оставлять такое без внимания нельзя. Необходимо сразу обратиться в прокуратуру или жилищную инспекцию для того, чтобы была проведена проверка. Так как оплата и все процессы прописываются в договоре, то нарушившая сторона должна понести наказание.
Основные нюансы, с которыми сталкиваются обе стороны:
Проверить, качественно ли проведена уборка в жилом доме, может любой жилец. Для этого не нужно обладать какими-то специальными знаниями. Достаточно обратить внимание на некоторые моменты:
Сегодня все проживающие убираются на основании нормативных актов, где указаны четкие правила поддержания чистоты. Оценить качество клининговых услуг могут только жильцы дома. Для этой цели выбирается старший по подъезду, который будет следить за этими моментами. Но зачастую чистота в домах напрямую зависит и от самих жильцов, как они относятся к порядку, поддерживают ли его. Часто в подъезде можно наблюдать окурки, фантики, собачьи экскременты, которые не убираются и оставляются до момента, пока не придет уборщица. Если кто-то в подъездном помещении наводит беспорядок, на него также можно подать жалобу, предоставив доказательства нарушения правил уборки подъездов. В данном случае к человеку будут применены соответствующие санкции.
Штрафы за несоблюдение правил могут быть наложены как на собственника дома, так и на исполняющие органы. В ситуациях, когда нарушается УК, и проверка подтвердила этот факт, то выписывается штраф в размере до 50.000 тысяч рублей. При этом производится перерасчет всех коммунальных платежей. Исполнителя обязуют вернуть сумму за период, пока действовали нарушения. Если во время уборки был нанесено повреждение имущества одного из жильцов, то возмещается в судебном порядке ущерб.
Ответственность жильцов также никто не отменял. Жильцы могут пожаловаться на соседа в соответствующий орган. Изначально, и при отсутствии иных нарушений, будет разъяснено в устной форме. Если это не помогает, то налагается штраф до 3000 рублей, в зависимости от степени загрязнения.
Приятно заходить в красивые и ухоженные дворы и парадные. Многие жильцы самостоятельно занимаются уборкой подъездов, облагораживают дома цветами, необычными атрибутами. Слаженная работа принесет положительные результаты в любом доме и создаст уют, комфорт. Ведь невозможно за каждой лестничной площадкой закрепить уборщицу. Это будет стоить очень дорого жильцам. Ведь оплата этих услуг лежит на их плечах.
Уборка подъездов управляющей организацией
Не все собственники довольны качеством уборки подъездов своего дома. Кто-то говорит, что подъезд убирается только силами жильцов. У управляющих организаций на недовольство собственников всегда есть аргументы: нехватка средств, отсутствие сотрудников.
Подобная ситуация не должна складываться. Сегодня расскажем, кто ответственный за уборку подъездов МКД, какие нормы уборки существуют и как рассчитать стоимость уборки помещений общего пользования.
Кто должен убирать подъезды в МКД
Ещё несколько лет назад в подъездах многоквартирных домов собственники помещений убирались самостоятельно. Одни составляли график дежурств, другие нанимали для уборки подрядные организации.
Все изменилось с принятием постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Документ установил минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Согласно ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу собственников помещений в МКД относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и технические этажи.
Общее имущество многоквартирного дома нужно содержать в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Пункт 16 документа говорит, что надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД.
Если у собственников помещений заключён договор с управляющей компанией или их дом обслуживает ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив – именно эти организации обслуживают общее имущество. При заключении договора с собственниками, управляющая организация должна утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них (ст. 162 ЖК РФ). Уборка подъездов относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества МКД.
Нормы уборки подъездов
График работ по содержанию лестничных клеток составляется согласно п. 3.2.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
Периодичность уборки подъездов
В Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, которое было утверждено Госстроем РФ, в Приложении 1 приводится перечень работ по уборке подъезда с периодичностью их выполнения.
Управляющие организации должны ежедневно делать влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей. Еженедельно – влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа.
Каждый день нужно подметать влажным веником места перед загрузочными клапанами мусоропроводов и мыть полы кабины лифта.
Лестничные площадки и марши моют ежемесячно, ежегодно (обычно весной) моют окна, влажной тряпкой протирают стены, двери, плафоны на лестничных клетках, подоконники, отопительные приборы, оконные решетки, чердачные лестницы, шкафы для электросчетчиков, слаботочные устройства и почтовые ящики.
Интересно, что регионы также могут принять нормативный акт, в котором будет прописана частота уборки подъездов. Например, в Москве это постановление Правительства Москвы от 04.06.1996 № 465-ПП.
Согласно указанному документу частота уборки подъездов в МКД Москвы зависит от типа оборудования, расположенного в подъезде.
Если подъезд оборудован только лифтом, периодичность работ остаётся прежней. Из списка работ исключается уборка зоны мусоропровода.
Когда в подъезде нет лифта, но есть мусоропровод, периодичность уборки меняется. Ежедневно подметаются мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух первых этажей. Два раза в неделю подметаются мокрым веником или щёткой клетки и марши третьего и последующих этажей. Не реже двух раз в месяц моются лестничные клетки.
Если в подъезде нет ни мусоропровода, ни лифта, количество работ заметно уменьшается, а периодичность выполнения возрастает. В таком случае ежедневно придётся подметать мокрым веником или щёткой лестничные клетки и марши двух верхних этажей. Два раза в неделю нужно провести такие же работы на третьем и последующих этажах. И не реже двух раз в неделю – помыть лестничные клетки и марши.
Существуют и такие виды работ, которые выполняются независимо от типа оборудования в подъезде. Например, один раз в год управляющей организации нужно мыть окна, убирать площадку у входа в подъезд, очищать приямок, металлическую решетку и протирать влажной тряпкой стены, чердачные лестницы, оконные решетки, двери, плафоны на лестничных клетках, почтовые ящики, шкафы для электросчётчиков, слаботочные устройства.
Два раза в год управляющая организация должна обеспечить обметание пыли с потолков, влажную уборку подоконников и радиаторов отопления.
Расчёт стоимости уборки подъездов
Собственники спрашивают откуда взялась цена на уборку подъезда. Управляющая организация должна уметь обосновать стоимость услуги.
Для уборки подъезда управляющей организации нужно:
1. Нанять сотрудников.
Заработная плата технического персонала первого разряда должна быть не ниже прожиточного минимума. Для определения тарифной ставки, которая понадобится на зарплату сотрудника, управляющей организации следует брать величину прожиточного минимума за второй квартал текущего года и индексировать её на плановый индекс роста потребительских цен.
Также нельзя забывать о начислениях компенсирующего характера, уплате страховых взносов и отраслевых целевых платежей, годовом балансе рабочего времени и нормативном коэффициенте невыхода рабочего персонала.
2. Закупить материалы.
Моющие средства, тряпки, перчатки управляющая компания может использовать недорогие, но площадь общего имущества не сравнится с квартирой, которую собственник убирает самостоятельно. Поэтому стоит объяснить жильцам, что на материалы ежегодно уходит крупная сумма денег.
4. Заплатить платёжным агентам.
Все платежи проходят через банки, почту или другие платёжные системы. Как правило, они берут комиссию за перевод платежа.
5. Оплатить подрядным организациям услуги ведения лицевых счетов, подготовки платёжных документов и их доставки до жильцов.
Для расчёта тарифа в первую очередь определите площадь, которую предстоит убирать. Она равна площади мест общего пользования, указанной в техническом паспорте.
Расчёт можно выполнить разными методами. Самый простой – метод единичных расценок: умножьте уборочную площадь на периодичность работ, и вы получите годовой объём услуг в натуральном выражении.
Затем для получения годовой стоимости услуг умножьте годовой объём услуг на единичную расценку. В качестве основы для единичной расценки рекомендуем использовать сборник «Стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме», разработанный Центром муниципальной экономики и права.
Последний шаг – расчёт тарифа. Для этого полученную годовую стоимость работ разделите на сумму жилой и нежилой площадей и на двенадцать месяцев.
Что будет, если УО плохо убирает подъезды
Первое негативное последствие некачественной уборки – недовольство жильцов. Сначала жильцы предъявляют управляющей организации устные претензии. Если их не слышат, начинают подавать письменные жалобы в УО.
Если управляющей организации поступает письменная претензия, она должна организовать специальную комиссию для оценки качества уборки подъездов. Если комиссия подтвердит, что подъезды убраны плохо, УО должна принять меры по устранению недостатков и сообщить об этом собственникам.
Бывает и так, что УО не реагирует ни на устные, ни на письменные жалобы жильцов. Это может обернуться для неё негативно:жильцы проведут ОСС и выберут другой способ управления МКД или обратятся в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру, городскую или районную администрацию.
Контролирующий орган на основе жалоб собственников вправе провести внеплановую проверку. Если будет доказано, что нарушения в работе УО имеются, ей выдадут предписание об устранении нарушений. В том числе могут обязать сделать перерасчёт по тем видам услуг, которые оказаны некачественно.
В интересах управляющей организации исправить все недочёты, указанные в предписании, точно в срок.