Как на хедхантере искать сотрудников
Как найти сотрудника, если вы не HR-специалист
⏱ Время прочтения — 6 минут
Прежде чем публиковать объявления о потенциальном найме, найдите 30 минут времени, чтобы понять:
❓ Кто вам нужен?
❓ Для чего нужен?
❓ Сколько это стоит?
❓ Где искать такого кандидата?
Кто вам нужен?
Менеджер по продажам? Секретарь? Бухгалтер? Маркетолог? Есть ли в вашей команде человек, которому могут быть интересны эти задачи? Возможно, офис-менеджер Юля в свободное время продает хендмейд-украшения в группе «ВКонтакте». А системный администратор Вадим получает второе высшее — как раз в том направлении, которое вам нужно.
Если прописать потенциальный объем задач, может оказаться, что с этим справится имеющийся сотрудник на неполный рабочий день, внештатный бухгалтер или стажер. Ну а если расчет показывает нагрузку на полноценные 40 часов в неделю, есть смысл открывать полноценный поиск.
Итак, кто вам нужен?
Интересным способом оптимизации работы поделилась директор маркетингового агентства: каждый месяц она приглашает практикантов на стажировку. Первую неделю каждый сотрудник обязан передать стажеру хотя бы одно неинтересное ему дело: написать письмо клиенту по шаблону; собрать данные о компании-конкуренте; составить презентацию по представленным отчетам и так далее. Если в течение месяца стажер справляется с задачами, ему предлагают контракт. Если нет — у него есть подтвержденная практика и рекомендательное письмо по итогам работы.
Для чего нужен сотрудник?
Здесь очень важно четко понять, каких результатов вы ждете от нового человека? Какую ценность для клиентов, сотрудников, вас лично он будет создавать? К сожалению, даже средний бизнес не всегда задает этот вопрос при открытии позиции. Приходит новый сотрудник, что-то делает — новый дизайн, аналитику по продукту, описание новой услуги, — а результата нет.
Ответьте себе на вопрос, для чего вам нужен сотрудник? По каким критериям вы поймете, эффективен он или нет?
Сколько это стоит?
Если вы впервые открываете вакансию, важно понять, сколько стоят подобные услуги. Какая сумма вознаграждения позволит найти хорошего специалиста, но не ударит по бюджету?
Примерную оценку можно получить по размещенным вакансиям и оценке зарплатных ожиданий кандидатов, о которых они пишут в резюме и говорят на собеседовании. Даже без доступа к базе кандидатов примерные ожидания вы можете узнать, открыв поиск на сайте hh.ru. Контактные данные соискателей вы не увидите, но первый срез по доходам получите. Помните, что ожидаемая зарплата всегда выше предлагаемой: загляните и в вакансии, чтобы узнать, сколько нужному вам специалисту предлагают конкуренты.
Определяя размер заработной платы, вы влияете на входящий поток кандидатов:
Где искать кандидата?
Если канал поиска выбран верно, скорость закрытия вакансии увеличивается в разы. Например, можно долго искать хорошего бухгалтера в соцсетях и быстро — на работном сайте.
Один из самых важных вопросов бизнеса: «Где водится мой клиент?»
Для вас будет очень важным вопрос: «Где “обитают” мои потенциальные сотрудники?»
Используйте несколько каналов привлечения. Помимо работных сайтов это:
Итак, вы определили несколько мест, где ваш потенциальный сотрудник может встретить информацию о вашей вакансии. Теперь благодаря ответам на четыре ключевых вопроса у вас есть вся необходимая информация, чтобы составить четкое и понятное описание. В самое начало можно поместить короткое интересное представление компании, которое привлечет внимание потенциального кандидата.
Разберем на примере
Мы — российская марка одежды. Мы сами придумываем одежду, сами ее производим и сами же продаем в розницу. Наш основной канал сбыта — интернет-магазин и магазины-партнеры. Каждый месяц мы продаем несколько тысяч изделий по всей России. И у нас есть всего два неразрешенных вопроса:
Кто нужен: финансовый директор
Требования к кандидату:
Высшее образование — профильное, специализации: «финансы и кредит», «финансовый менеджмент».
Опыт работы от двух лет в производственной компании как преимущество.
Опыт финансового планирования и бюджетирования.
Опыт работы с кредитными организациями (полное сопровождение процесса от заявки до выдачи кредита).
Уверенное владение методами финансово-экономического анализа деятельности предприятия.
Отличное знание «1С», банк-клиента.
Навыки устного и письменного делового общения.
Мы предлагаем:
Сложные амбициозные задачи.
Современный офис в красивом месте.
Оформление по ТК РФ.
Рыночную заработную плату.
Молодую команду с хорошим чувством юмора.
Теперь у вас есть описание вакансии и четкое понимание, кто вам нужен и для чего.
Следующими шагами по поиску будут:
Когда вы четко понимаете, кто и для чего вам нужен, вы привлекаете больше подходящих кандидатов, более точно оцениваете, решит ли собеседник поставленные задачи. В качестве проверочного инструмента хорошо работают тестовые задания: попросите менеджера по продажам сделать звонок потенциальному клиенту; секретарю можно поручить составить деловое письмо для партнера; бухгалтеру — расчет налога по имеющимся данным.
После какого-то количества встреч вы нашли своего человека. Предложение сделано, принято, и вы счастливы — наконец работа выполнена! Обязательно уделите время тем, кто не прошел ваш отбор. Созвонитесь с каждым, расскажите о закрытии вакансии и дайте обратную связь соискателю. В этот момент вы закладываете фундамент будущего доверия и добрых рекомендаций. Кто знает, где и в каких обстоятельствах вы еще пересечетесь с этими кандидатами?
Если инструкция показалась вам слишком сложной, вы застряли на одном из этапов или у вас нет времени на поиск, доверьте работу профессиональному рекрутеру на HRspace. Это удобно и безопасно — мы берем на себя оформление документов и даем гарантии всем участникам сделки.
Как быстрее находить на hh.ru именно те вакансии, которые вам нужны
Умный поиск на hh.ru учитывает различные формы слов, разбирается в английском, умеет понимать похожие запросы, знает, что «sales менеджер» и «менеджер по продажам» — одно и то же. Постоянным улучшением поиска занимается отдельная команда разработки.
Но на разбор вакансий из поисковой выдачи все равно уходит время. Секрет, который помогает ускорить процесс, — язык поисковых запросов. Рассказываем на реальных примерах, как его использовать.
1. Убрать из выдачи неподходящие вакансии
Обычная история: менеджер по продажам ищет работу, но не хочет заниматься недвижимостью. Чтобы в выдаче не показывались вакансии, где есть фраза про недвижимость, нужно использовать оператор NOT. После NOT надо написать все слова, которые не должны встретиться в вакансии. На один NOT — одно условие.
Запрос может быть подробным и не очень. Сравните:
По этим запросам найдутся все вакансии менеджера по продажам, в которых нет упоминания слова недвижимость в любой форме.
Если вы хотите исключить из поиска целую фразу, заключите ее в кавычки: так поисковый робот поймет, что нужно исключить из выдачи целое словосочетание в разных написаниях.
В этом случае в поиске появятся все объявления для бухгалтеров, в которых нет упоминания о расчете зарплат. Однако язык поисковых запросов не спасет, если в вакансии расчет зарплат подразумевается по умолчанию: узнать об этом можно только на собеседовании.
2. Искать все интересное одновременно
Несколько поисковых запросов удобно объединить в один и сэкономить время на разбор вакансий. Объединяет запросы оператор OR — “или”. Если в запросе встречаются словосочетания, их нужно взять в кавычки:
В выдаче по такому запросу будут вакансии по разным профессиям: или секретаря, или администратора офиса, или офис-менеджера. Их удобно сортировать по зарплате и сравнивать между собой.
3. Искать вакансию, в которой есть всё
Объединить условия помогает оператор AND — “и”: он выдает только те вакансии, в которых обязательно выполняются все перечисленные условия.
По этому запросу в выдаче появятся вакансии, в которых одновременно встречается должность «директор», упоминание о свободном графике и высоком окладе. Кстати, таких вакансий не существует.
4. Искать по сложному запросу
Самые продвинутые используют OR, NOT и AND в одном запросе. Здесь нужно использовать скобки: как и в математике, они объясняют поисковому роботу, как условия вложены друг в друга.
По этому запросу вы получите вакансии разработчика или тимлида, или старшего разработчика, в каждой из которых обязательно встречается упоминание фреймворков React или Node.js, но точно нет упоминания о языке PHP.
Сложные поисковые запросы хорошо подходят тем, кто интересуется новыми вакансиями, но не собирается менять работу прямо сейчас. Представьте работу вашей мечты и настройте автопоиск по этому запросу: как только на сайте появятся подходящие вакансии, мы отправим подборку вам на почту.
5. Искать точное совпадение
По умолчанию поиск ищет заданную фразу с учетом разных форм слов: падежей, единственного и множественного чисел, а также похожих по смыслу фраз. Сайт поддерживает русскую и английскую морфологию, поэтому в результаты поиска по умолчанию включаются объявления, которые содержат слово в любой форме.
Если нужно найти точное совпадение фразы или формы слова, поставьте перед ними восклицательный знак.
По этому запросу найдутся все вакансии, в которых встречается упоминание менеджера, а словосочетание «личным автомобилем» есть только в указанной форме.