Как на руси называли лошадей
398+ красивых русских имен для лошадей и жеребцов
О много работающем человеке не зря говорят «пашет, как лошадь». Лошади участвовали в построении цивилизации наравне с человеком: перевозили грузы, доставляли гонцов и известия в разные страны, пахали землю и участвовали в войнах. За последнее столетие, впервые в истории, люди наконец-то смогли заменить лошадей механизмами. Теперь этих животных используют преимущественно для спорта, как любительского, так и профессионального, однако лошадки продолжают оставаться такими же трудяжками и друзьями человека. Для владельцев этих прекрасных созданий мы собрали список самых красивых, звучных и необычных русских кличек.
Популярные русские имена
Русские клички больше всего подходят иисконно русским породам. К таковым относится вятская (старейшая русская лошадка, появившаяся в результате естественного отбора, а не выведенная искусственно), орловский рысак, дончаки, русские и владимирские тяжеловозы, терская лошадь, и, отчасти, ахалтекинец. К сожалению, на данный момент эти красивейшие породы не пользуются большой популярностью и находятся под угрозой исчезновения. Популярные русские клички для мальчиков:
Распространенные клички для лошадок-девочек:
Это интересно! В Древней Руси всех местных лошадей делили на три породы: милостивые, сумные и подводные. Милостные — верховые лошади, которые предназначались для князя и его свиты, получить такое животное в подарок считалось величайшей милостью. Сумные перевозили различные грузы, а неповоротливые тяжеловозы-подводные — тяжелые обозы.
Славянские прозвища
В Древней Руси лошадь считалась ценнейшим имуществом. Виновного в убийстве чужой лошади ждало серьезное наказание и штраф. Исконно славянские клички для жеребцов и кобыл:
«Шустрые» клички
Для тех владельцев, чьи лошади участвуют в спортивных состязаниях, мы собрали список кличек, которые говорят о горячности и скоростности питомца:
Красивые клички для лошадей: как лучше всего назвать коня?
Выбор клички для лошади часто основывается на его внешних характеристиках и физических данных. Имя может стать важнейшим фактором, от которого будет зависеть судьба животного.
Насколько важно правильно подобрать имя для лошади?
Для лошади требуется правильно подобрать кличку, ведь, как и человеческое имя, она несет в себе некую информацию, особые характеристики и влияние на будущее. По этим причинам животному подбирают имя только осознанно. К примеру, домашняя лошадь, приносящая пользу в хозяйстве, должна быть послушной и смирной, с коротким нравом. Соответственно и имя ей дают легкое в произношении. Назвать таких лошадей можно Тишей, Смирным.
Другое значение принимают имена племенных коней, у которых кличка должна охарактеризовать всю родословную. Обычно информация, что закладывается в имя, свидетельствует о репутации завода, о наследственности в племенной линии. В данном случае заводчику необходимо быть осведомленным в правилах, предусмотренных для таких ситуаций.
Правила выбора клички для племенных коней
Для племенных коней имя выбирается так, чтобы оно точно отображало его родословную. Обязательно начальная буква должна быть такой же, как у имени матери жеребца, а в середине имени должна содержаться первая буква имени второго родителя.
К примеру, если жеребец рожден от кобылы по имени Коварная Леди и от отца с кличкой Арабеск, то назвать животное можно Карагез, где первая буква «К» от имени матери и средняя буква «А» от имени отца.
Для полукровных лошадей подбирают имена несколько по другим, более смягченным правилам. В данном случае, первой буквой клички жеребца будет начальная буква имени отца. Имена лошадей, принимающих участие в спортивных соревнованиях высокого уровня, также могут содержать информацию о конном заводе, где были рождены, либо о конюшне или клубе, где тренировались и росли.
Имена для спортивных лошадей
Если посмотреть внутрь племенной книги коня любой спортивной породы, становится понятно, что ранее клички животных, пусть и не всегда, характеризовали явную характеристику обладателей. Подбирали имена с целью подчеркивания достоинств и индивидуальности лошади.
Сегодня же вместо романтизма на смену пришел прагматизм. Не так часто на слуху громкие и яркие имена животных, теперь их принято подбирать «по словарю», принимая во внимание необходимость внедрения подходящих букв. Такой подход – результат промышленного коневодства, где имя больше воспринимается в качестве заводского номера и штампа, нежели несет в себе важный смысл.
На территории России хоть как-то стараются сохранить звучность кличек для коней, в то время как заграницей животных называют длинными и несуразными именами. Особенно модно «приписывать» коням названия конюшен или заводов, владельцев, компаний. Такая лошадиная кличка мало что может рассказать о самом животном, да и редко из клички можно понять, кто перед вами: лошадь или конь.
Двойные клички
Обычно в кличке содержится до 16 букв, иногда допускается назвать животное именем, где около 27 букв, более – нельзя!
Имя в зависимости от индивидуальных особенностей
Обычно кличку для лошади подбирают исходя из ее индивидуальных особенностей. Считается, что подбор имени по такой схеме, самый легкий. Нередко основываются на внешности, характере и основной масти животного.
Основных мастей принятых сегодня, три: рыжая, вороная, гнедая. Окрасов может быть достаточно много, собственно, как и различных пятен, отметин на частях тела. К примеру, у кобылы с кличкой Звездочка может быть на лбу пятно, оттенок которого разнится с цветом основной масти.
Не менее важна масса животного, особенное значение имеет и поведение коня. Если жеребенок активный и резвый, почти не сидит на месте, ему подойдут такие имена, как Ветерок, Стихия, Энергия, но никак не Смирный или Тихий. Если же лошадь приземистая, она может получить такое имя как Малыш, высокая – Голиаф, Гулливер.
Обращают внимание и на окрас шерсти, по ней могут называть лошадей такими именами: Черныш, Цыган, Уголь, Гнедой, Рыжуха, Белочка, Снежок, Вороной.
Самые популярные
Особой популярностью ранее и сегодня пользуются клички, которые звучные и легко произносятся. Нередко, после того, как на экранах появляются какие-либо фильмы, своим животным присваивают такие «полюбившиеся» имена героев. Так встречаются кони с именами Сириус, Белянка, Серый, Марта, Карат, Белла, Арамис, Рапунцель, Шрек, Фиона, Бонд, Бони, Атос.
В зависимости от происхождения коням дают такие интересные и удивительные клички:
Таблица кличек по алфавиту
Если не получается найти подходящее имя для своего животного, помочь с этим может некий словарь, где запечатлены разнообразные имена. В таблице приведены имена не только для коней, но и для лошадей. Такой список удобен тем, что все варианты имен расположены по алфавиту:
Буква | Клички для лошадей | Клички для коней |
А | Адель, Аерис, Азарель, Азиза, Азимбара, Айден, Айстин, Акварель, Аквелина, Алабама, Алана, Али, Алиби, Алиса, Алия, Алкида, Альбазира, Альбина, Альфа, Амазонка, Амаккея, Аурель, Аурика. | Атаман, Абрикос, Агат, Алтай, Атлант, Амиго, Арбат, Август, Адонис, Арон, Аполло, Ангел, Атос, Айсберг, Астерикс, Авалон, Арарат, Амулет, Азартный, Анилин, Артист, Анриал, Апельсин, Алхат, Адмирал, Абсент, Апполон, Анубис, Авангард, Атлас. |
Б | Быстрая, Белогривка, Белоснежка, Багира, Боярыня, Батиста, Буланка, Бавария, Беспечная, Броская, Барышня, Беатриса, Балагурка, Бандитка, Бравая. | Боец, Балагур, Бравый, Бисер, Боярин, Блогер, Банкет, Бенефис, Бурят, Басурман, Боливар, Баловник, Бунтарь, Бонус, Барон, Бархат, Буян, Барс. |
В | Венера, Ветреная, Вирджиния, Вольная, Вестница, Видная, Варава, Волшебница, Визитница, Византия, Викториана, Вспышка, Весенняя, Венесуэла, Виртуозная. | Вавилон, Валет, Ванилин, Вальс, Вымпел, Варяг, Везувиан, Версаль, Вектор, Вираж, Воевода, Виандот, Ветер, Весельчак, Вежливый, Вегас, Витязь, Воин, Виртуоз, Всплеск, Венец, Вельвет. |
Г | Галактика, Гармония, Грация, Гильдия, Громкая, Грациозная, Графиня, Гусарыня, Герцогиня, Гипотеза, Гордая, Глазурь, Госпожа, Графика, Гениальная, Громкая. | Гомер, Гиацинт, Геракл, Гусар, Гранд, Голиаф, Грациозный, Гладиатор, Граф, Гастролер, Геркулес, Громкий, Гейзер, Гламур, Герой. |
Д | Дикая, Дерзкая, Добродейка, Достойная, Девица, Дакота, Доблесть, Дама, Династия, Дельта, Деметра, Диадема, Драма. | Даллас, Джигит, Драгун, Джокер, Денди, Дежавю, Дружный, Дакар, Добролюб, Джаз, Дерзкий, Достойный, Добродей, Доспех, Добрыня, Джентльмен, Донжуан. |
Е | Евразия, Египтянка, Енисея, Едкая, Ефросиния. | Евнух, Енисей, Евфрат, Ереван, Есаул, Ездовой, Евдоким, Евстрат, Егерь, Елизар. |
Ж | Жрица, Жизель, Жемчужная, Желейница, Женева, Жестикуляция, Жизненная. | Жаргон, Жемчужный, Жаккард, Жасмин, Женьшень, Жетон, Жизнелюбец, Жиган, Жонглер. |
З | Затейница, Зеркальная, Забава, Задорная, Задумка, Злата, Злодейка, Загадка, Забота. | Зорро, Замысел, Звездный, Зефир, Зевс, Закат, Забег, Зодиак, Звездочет, Заговор, Завоеватель, Зигзаг. |
И | Изумрудная, Изящная, Империя, Императрица, Изюминка, Искра, Инфинити, Интрига, Иллюзия, Интуиция, Идиллия. | Интерес, Изумруд, Индиго, Идальго, Импульс, Император, Идеал, Искатель. |
К | Красотка, Королева, Кудесница, Конфетка, Комета, Классика, Карамель, Княгиня, Кокетка. | Кавалер, Кабул, Кумир, Каприз, Кардинал, Консул, Князь, Карнавал, Командир, Кудесник. |
Л | Легенда, Лучезарная, Лестная, Леди, Логика, Любезная, Летящая, Либерия, Лавина, Лакомка. | Ловелас, Лорд, Людгер, Любезный, Легендарный, Лиходей, Лидер, Лауреат, Ладный. |
М | Молния, Музыка, Магия, Мечта, Мальта, Мелодия, Мистика, Миледи, Модница, Моника, Мавритания. | Мавр, Мечтатель, Молчун, Меткий, Монреаль, Марафон, Магистр, Монолит, Малахит, Мономах, Мираж, Мушкетер, Магнит, Маэстро, Миф, Маршал, Мастер. |
Н | Нимфа, Награда, Наследница, Находка, Нотка, Ностальгия, Николь. | Надежный, Наглец, Нюанс, Неуловимый, Наполеон, Нефрит. |
О | Овация, Октава, Озорница, Отрада, Оливия, Омега. | Оберег, Образец, Озорник, Орион, Оригинальный, Олимп, Оптимист, Орнамент, Орфей. |
П | Прима, Пантера, Провинция, Пентаграмма, Премьера, Победа, Парадная, Перспектива, Палитра, Пальмира, Пандора. | Паскаль, Паладин, Параграф, Пепел, Призрак, Посейдон, Приз, Птолемей, Пейзаж, Посланник, Подвиг, Позитив, Престиж. |
Р | Рифма, Рапсодия, Роксана, Рубрика, Разбойница, Радужная, Раритетная. | Радикал, Ракурс, Рафаэль, Разбойник, Романтик, Рубин, Рандеву, Резвый, Реалист, Рассвет. |
С | Симфония, Стратегия, Секунда, Строптивая, Свобода, Сахара, Стихия, Соната, Солистка, Самара. | Сапфир, Сократ, Смельчак, Саксон, Салют, Сольери, Соломон, Султан, Спартак, Спутник, Стимул, Секрет, Сомелье. |
Т | Тайна, Тишина, Таврида, Таинственная, Табакерка, Тактичная, Танзания. | Тагил, Тайфун, Таймер, Талант, Талисман, Титан, Танец, Тамерлан, Танцор, Темп, Теодор. |
У | Удача, Умница, Ультра, Успешная, Угроза, Умелица. | Унисон, Успех, Умник, Ураган, Уникальный. |
Ф | Фабула, Фактура, Фантазия, Фаворитка, Фрида, Фортуна, Фелиция, Флика. | Фаворит, Фарадей, Фарисей, Фанат, Фрагмент, Фараон, Фантик, Фокус, Форсаж. |
Х | Характерная, Харизма, Художница, Храбрая, Хризантема. | Халиф, Характер, Хакер, Хантер, Хром, Хитрец. |
Ц | Царица, Царевна, Цитата. | Цезарь, Царевич, Циклон. |
Ч | Чародейка, Чалая, Чудная, Чаровница. | Чародей, Чемпион, Чикаго, Черчилль, Чаплин, Чингисхан. |
Ш, Щ | Шанель, Шампань, Щедрая, Шалунья. | Шайтан, Шарж, Шериф, Шандольер, Шафран, Шахназар, Щербет, Шанхай. |
Э | Эвридика, Экзотика, Эврика, Этуаль, Элегия, Эпоха, Эмоция, Эскадра. | Эвридикий, Эпилог, Эверест, Эгоист, Эйнштейн, Эквивалент, Эклипс, Эксклюзив, Экстрим, Эталон. |
Ю | Юника, Юниорка, Юнона. | Юбиляр, Ювелир, Юный, Юморист, Юпитер. |
Я | Ягода, Яркость, Ямайка, Ярость. | Ярый, Январь, Янтарь, Яркий, Ямал. |
Запрещенные имена и клички знаменитостей
Если покупка коня осуществляется для любительской верховой езды, то в этом случае важны исключительно личные предпочтения, фантазия и вкус. Но другое дело, если лошадь была куплена для участия в соревнованиях и у коня известная родословная, используемая в племенном назначении, представляющая породную ценность.
Нельзя называть животное, в кличке которого присутствуют нецензурные слова, а также известные имена жеребцов-производителей, включенных в международный охраняемый список.
Большинство коней вошли в историю совместно со своими владельцами. Многие стали популярными за счет своих спортивных побед:
Сегодня в Интернете подобрать имя для домашнего питомца – не проблема. В поисковой строке вбивают «генератор кличек для лошадей», и переходят по ссылке. Случайное имя может понравиться владельцу, да и не придется ломать голову, чтобы выбрать подходящую кличку.
Интересные идеи
Также при выборе имени придерживаются и других критериев. К примеру, называют лошадей в честь драгоценных камней, так, на конюшне встречаются Аметисты, Янтари, Алмазы. Или же называют животных, давая им имена природных явлений или ветров – Тайфун, Сарма, Вьюга, Бора, Самум, Бриз.
Нередко фермеры обращаются за помощью к:
Существует еще множество идей и вариантов. Главное при выборе включить фантазию, благодаря чему удастся подобрать совершенно уникальную, необыкновенную кличку для своего животного.
Рекомендации коневодов
Некоторые коневоды готовы делиться своими секретами относительно того, как они назвали лошадей, имеющихся в подворье:
Очень важно правильно подобрать имя для скакуна, ведь от этого может зависеть его спортивная карьера, если животное планируется отправлять на соревнования. Правила подбора имени помогут не ошибиться в выборе, а специальные словари со списками кличек существенно сэкономят время.
Как выбрать кличку для коня?
Выбор клички для лошади регулируется традиционными нормами, принятыми в коневодстве и местными обычаями, которые могли сложиться за столетия или появиться недавно, в свете определенных событий. Правила наименования коней имеют общие черты и особенности в каждой стране. Чаще всего клички для лошадей содержат информацию о его родителях:
Содержание статьи
Такая тенденция номенклатуры позволила упростить ведение племенных книг. Другим подходом к выбору клички является формирование новых форм, не связанных с родителями. Вариантов таких кличек еще больше и владельца здесь ничего не ограничивает. Так? спортивных жеребцов часто называют Чемпионами, Победителями, Фаворитами, Вождями, а самок Принцессами и Королевами. В такие названия вкладывают понятия мотивирования к выигрышу, получению богатства или будущего величия – владельцы ожидают от таких скакунов выдающихся результатов, часто такие клички дают потомкам выдающихся коней.
Распространенной практикой считается называть лошадей по общему ряду признаков. Клички в таком случае даются с учетом их масти, отметин, формы конечностей и другим внешним критериям. Лошадей девочек в таком случае называют Кауркой, Беленой, Бурушкой, Савраской. Жеребцам же дают клички Серко, Мухорт, Чубар или Чалый.
Влияние истории и культуры
Лошадь проживает вместе с человеком и служит ему уже несколько тысяч лет. На всем протяжении истории конь был верным другом в работе и битве. Выдающиеся жеребцы оставили свой след на страницах мировой истории, были воспеты в былинах, легендах и сказках. Клички этих животных наложили огромный след на получение имен последующими поколениями животных.
Пожалуй, самым известным в мире конем является Буцефал, на котором восседал сам Александр Македонский. Это был сильный жеребец, прослуживший великому полководцу много лет, который спасал его в самых опасных битвах. Он отличался необычным экстерьером – крупной бычьей головой, за что и получил свою кличку, ведь в переводе с греческого, Буцефал означает «бычья голова».
С Древней Грецией связано множество знаменитых коней, если хотите дать красивую кличку своему жеребцу, то стоит приглядеться к этой культуре. Главным из них считается Пегас – крылатый конь, рожденный из морской пучины, сдобренной кровью Медузы Горгоны. Не менее знаменит Троянский конь – деревянное сооружение, позволившее Одиссею и другим грекам завоевать неприступные стены Трои. В греческой мифологии встречаются существа, близкие к коням – единороги и кентавры.
Большинство правителей древности были и великими воителями. Но по мере развития государственности роскошный образ жизни извращал сердца императоров, замещая сражения пирами и развлечениями. Ярчайшим примером является римский император Калигула, чье правление вошло в историю нескончаемыми оргиями и развлечениями.
Главной страстью императора был его конь Инцитат. Он так любил своего питомца, что сделал его гражданином Рима, а позже присвоил ему титул сенатора. У коня был личный дворец, где его обслуживал большой штат людей. Инцитат стал символом сумасшествия и произвола власти и правителей, не подходящих для этой роли.
Негативный окрас кличек коней присутствует и в художественных произведениях. Так, фраза «Боливар не выдержит двоих» говорится ковбоем о своей лошади, которая не сможет везти обоих.
Но немало и положительных образов лошадей в нашей истории и культуре. Кобылу былинного героя Ильи Муромца звали Бурушкой, а в сказке Петра Ершова упоминаются Сивка и Бурка, подобное же название «Сивка-Бурка» принадлежит лошади из одноименного фольклорного произведения. Коней с такими именами на Руси было не счесть, и сейчас охотно дают эти прозвища лошадям. Связано это с произведениями культуры или это просто дань традиции называть лошадок по масти – не известно.
В истории отечественного коневодства существует два главных имени – Сметанка и Салтан. Эти два жеребца принадлежали к арабской породе, но с их помощью были выведены лучшие отечественные упряжные лошади – орловские. Завезенные графом в 18 веке из военных и дипломатических походов Салтан и Сметанка заняли главное положение в конюшнях, где ими были покрыты многие кобылы. А из их потомков были отобраны лучшие представители, послужившие материалом для племенной работы. Стоит отметить, что более чем у 90% поголовья орловских рысаков течет кровь этих жеребцов.
Антропонимы у лошадей
Часто в качестве кличек для коней используют личные человеческие имена. По результатам исследования личных хозяйств и конеферм порядка 7-20% кличек представлены антропозоонимами. Чаще называют кобыл и жеребцов такими кличками:
Традиционные особенности присвоения клички коню во многом зависят от региона. Так, в Свердловской и Ярославской областях человеческие имена встречаются у 7-9% поголовья, при этом самыми распространенным считаются Аркашка и Мишка. Значительно больше антропозоонимов в Самарской области – где практически у каждой четвертой (20-26%) лошади человеческое имя, причем большую часть составляют Васька, Мишка и Машка.
Для того чтобы назвать лошадь используют как традиционные русские имена (Глаша, Любава, Симка), так и иностранные (Барбара, Джина). Часто происходит всплеск популярности определенной клички, обычно это связано с выходом нового произведения (книги, фильма). Так, в хозяйствах можно легко встретить Изауру, Зиту, Гиту или Латифу.
Во времена царской России существовал запрет на называние лошади человеческим именем.
Этот список далеко не полный. Формирование кличек лошадей и имен для людей шло параллельными дорогами. Причем постепенно названия, содержащие упоминание масти или другой характеристики, переставали использоваться для прозвища человека.
Как человеческие имена, клички лошади приобретают гипокористические формы – уменьшительно-ласкательные варианты названия, упрощающие их использование. Так Алабаму могут кликать Алкой, А Варежку – Варькой или Варей. При этом конские прозвища сильно уступают человеческим в своем разнообразии и часто имеют лишь одну форму – для животных принято использовать в качестве клички уменьшительно-ласкательный вариант людского имени (Васька, Мишка). Хотя бывают и исключения – в южном Казахстане была практика назвать животных (в том числе и лошадей) по имени и отчеству.
Ономастиконы – клички по цвету
Одним из распространенных правил названия лошади является присвоение клички, созвучной окраске шерсти. Высокая частотность таких имен не случайна – масть является важным наследственным признаком, отличающим коня от других особей. Обозначение окраски лошади имеет свои названия (Чалый, Саврасый, Буланый).
Существует множество классификаций окрасок лошади. По результатам генетических исследований принято считать основными лишь три масти – вороная, гнедая и рыжая, а остальные являются признаками неполного доминирования или влияния генов-разбавителей.
Как видно, значительную часть названий мастей представляют слова тюркского происхождения. Это связано с постоянными набегами различных кочевников на Русь. Наибольшее влияние оказало нашествие Батыя и последующее становление Золотой Орды. Присвоение тюркских названий масти (а затем и кличкам лошадей) связано с низкой культурой коневодства на Руси в древнюю эпоху.
Конь в славянской мифологии
Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.
С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова)
Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.
Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.
КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.
Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.
Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это — ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.
Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, — стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.
Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.
Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).
Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.
На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира).
Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.
Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.
Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.
Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.
В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.
С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».
Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.
Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.
Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.
Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.
Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.
Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»
Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»
Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.
Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.
Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.
Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.
В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.
На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.
Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной
Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге – к беде
Конь воина нюхает – к гибели
Больной бредит о конях – скоро умрет
Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке