Как на руси называли месячные

Месячные

Месячные — в народных представлениях период, когда женщина считалась «нечистой» и подвергалась изоляции. Значительная часть названий МЕСЯЧНЫХ (как показателя определённого периода в жизни женщины, периода её расцвета) связана в славянских языках.с красным цветом, красотой и цветением, ср. «цвет», «цветет», «краски», «червоний Iван», «красный король» и т. п.

У восточных славян известны этиологические предания, объясняющие происхождение МЕСЯЧНЫХ. Богородица, родив Христа, положила свою окровавленную рубашку в горшок и велела служанке, не открывая его и не разглядывая рубашки, бросить горшок в реку; служанка не послушалась и тотчас же заболела сама; с тех пор все женщины раз в месяц болеют тем же.

Наступление половой зрелости у девушки, выражавшееся в появлении первых регул, по-своему отмечалось в разных славянских традициях. Обычно мать девушки мазала ей кровью щеки или брови или слегка била её по лицу, чтобы девушка была счастлива, красива, румяна, чтобы её любили парни, и т. п. В Сибири о девочке, у которой появились МЕСЯЧНЫЕ, говорили, что она «девкой стала». При наступлении первых регул девушки иногда прятались в доме в укромном месте, из которого могли показываться, только закрывшись с головой.

Появление регул отражалось в изменении одеждыдевушки (появление нижней юбки, фартука), украшений, манеры поведения, походки. В России при первых МЕСЯЧНЫХ в гости к девушке собирались все женщины села, пировали и, расстелив на полу рубашку девушки, плясали на ней или устраивали девушке символическую свадьбу — из старших девушек выбирали для неё «жениха» и оставляли их на ночь вдвоём — «молодиться». Наступление МЕСЯЧНЫХ, знаменующее половую зрелость девушки, отражалось в изменении её одежды (появлении нижних юбок. фартуков и др.), украшений, манеры поведения, походки и др. Окончательное прекращение МЕСЯЧНЫХ (когда женщина «теряла свой цвет», «переставала цвести», «отмылась» и др.) также переводило её в иную возрастную категорию и изменяло характер участия в социальной и ритуальной жизни (она могла стать повитухой и т. п.).

Предписания и запреты, регулирующие бытовое поведение женщины в период МЕСЯЧНЫХ, были очень строгими. Кровь от МЕСЯЧНЫХ, как и после дефлорации и родов, а также женское белье тщательно скрывались от посторонних глаз, т. к. это могло повредить женщине (МЕСЯЧНЫЕ станут нерегулярными, длительными и болезненными или, напротив, их могут «украсть»), а также потому, что эту кровь могли использовать для ворожбы и наведения порчи. Воду от стирки белья надо было выливать в каком-нибудь глухом месте, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на него и сам не получил кровотечения. При стирке категорически запрещалось смешивать белье нескольких женщин, живущих в одном доме, чтобы МЕСЯЧНЫЕ не могли «перейти» от одной женщины к другой. Строго запрещались в это время и половые сношения супругов.

«Нечистота» женщины в период МЕСЯЧНЫХ особенно ярко проявлялась в её отношении к сфере священного (сакрального). Женщине запрещалось посещать церковь, ходить на кладбище; если в доме в это время случается какая-нибудь служба, то она не имеет права показываться в горнице; прощалась с покойным она в последнюю минуту, когда с груди умершего уже снимут икону; во время МЕСЯЧНЫХ женщине нельзя мыть домашних икон, зажигать перед ними свечу или лампаду, пить воду, освящённую на Крещение, есть просфору, носить нательный крестик (его на это время вешали к образам).

Значительно ограничена была также сфера общения женщины, возможность выполнения ею определённых социальных и ритуальных функций. «Нечистой» женщине возбранялось быть кумой, а также участвовать в праздничных трапезах и обрядах, устраиваемых в первые дни жизни новорождённого,- главным образом во избежание различных кожных заболеваний у ребёнка. Оберегая ребёнка от возможной опасности, исходящей от такой женщины, на порог дома клали металлические предметы (чтобы все входящие в дом женщины переступали через него) или вешали у колыбели красную тряпку, чтобы «урочливый» взгляд такой женщины остановился бы прежде на ней, а не на ребенке. Если женщина, имеющая МЕСЯЧНЫЕ, все же участвовала в праздничном застолье, она не имела права скрывать свое состояние, а, напротив, должна была объявить об этом во всеуслышанье, чтобы не повредить ребенку, или предпринять иные магические меры предосторожности.

«Нечистая» женщина не должна была принимать участие в севе и пахоте, сажать, полоть и собирать овощи, виноград, дотрагиваться до растущих овощей, сидеть в амбаре на мешках с зерном и т. п. Нарушение запрета грозило гибелью урожая. У болгар день засева зерновых культур выбирался домашними заранее в зависимости от состояния хозяйки, поскольку она должна была готовить для засевальщиков обрядовую еду и т. п. Специальный запрет касался плодовых деревьев — женщине нельзя было ходить в сад, дотрагиваться до деревьев и собирать плоды, иначе деревья бы засохли. Женщине запрещалось также переступать через домашних животных и птиц, иначе они не будут расти, а также приближаться к пасеке, иначе в ульях не будет меда.

Источник

12 фактов о месячных в Средневековье, о которых сейчас и слышать страшно

Мда уж, жизнь девушки в Средние века никак нельзя назвать сладкой. Хотя бы потому, что к такому естественному физиологическому процессу как месячные, там относились, мягко говоря, странновато.

Как? Сейчас узнаете!

1. Средневековые женщины вставляли кусочки материала, который впитывал менструальную кровь

Очень удобно, не так ли? Выстирала тряпочку и можно использовать снова!

2. Иногда «тряпочка» отказывалась держаться на своем месте и падала на пол к ужасу хозяйки и любого, кто ее видел

Для христиан месячные являлись глубоко подозрительным явлением. Они называли «тряпочки» чудовищными или скверными тряпками.

В общем, весь процесс менструации считался чем-то отвратительным и позорным.

Народ верил в идеи Гиппократа, которые гласили, что оседлый образ жизни женщин не позволял им «потратить» всю свою кровь, поэтому организм сам избавлялся от излишков.

5. Если у девушки не начинались месячные вовремя, лекари предлагали взять кровь из ее вены

6. Некоторые вообще не использовали так называемые «тряпочки», позволяя крови впитываться прямо в одежду

Тогда женщины надевали подъюбники, чтобы хоть как-то прятать кровопролитие.

7. Красный был самым распространенным цветом женских юбок. Наверное, вы догадались, почему

8. Было принято носить с собой мускатные орехи или маленькие мешочки с высушенными цветами, чтобы скрыть запах пропитанной кровью ткани

9. Некоторые женщины даже использовали мох в качестве гигиенической прокладки

10. Одним из способов избавления от обильных месячных было сжигание жабы и ношение ее праха в мешочке на талии

11. Если у женщины все не начиналось вовремя, ей говорили вставить шерсть, смоченную в вареных огурцах и молоке во влагалище

12. Люди думали, что если заняться сексом во время менструации, дети родились бы рыжими

А некоторые мужчины думали, что менструальная кровь была настолько токсичной и ядовитой, что могла сжечь кожу с мужского пениса!

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.

Источник

Кровавая история: как раньше женщины справлялись с менструацией

Как на руси называли месячные. avatar e442990. Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-avatar e442990. картинка Как на руси называли месячные. картинка avatar e442990

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.

Тампоны и Древний Египет

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. История менструации описывалась в некоторых летописях, фрагменты которых дошли и до наших дней. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.

Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает, что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин. Менструация в прошлом, описываемая Гиппократом, могла оказаться выдумкой современников.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются. Менструация в прошлом, судя по всему, обязала женщин самостоятельно придумывать себе средства защиты от протечек в критические дни.

Средневековье

Менструация в древности заботила женщин, это бесспорно. Но как они справлялись с ней? Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.

Впрочем, исключения тоже имелись. История менструации гласит, что альтернативным методом «для богатых» были тряпичные «прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.

«Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но как в большинстве своем женщины справлялись с менструацией? Они просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.

Лаура Клостерман Кидд (Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период. История менструации покрыта тайной, как же все-таки женщины с ней справлялись.

Ничего не изменилось. Менструация в средневековье игнорировалась женщинами, никаких особых приспособлений создано не было. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».

Источник

Пошла давить калину: как справлялись с месячными русские (и не только) женщины

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Если задать в пространство в интернете вопрос, как женщины в стародавние времена справлялись с месячными, можно получить ответ сразу от большого количества незнакомых мужчин. Эти мужчины рассказывают удивительные вещи. Например, что прежде у женщин не было месячных, когда они случались — считались болезнью.

А всё потому, что девочек выдавали замуж при первых признаках половой зрелости, а в браке женщина уже либо беременная ходила, либо ребёнка кормила — в общем, неоткуда месячным взяться. Те же мужчины, которые верят в месячные у древних женщин, выдвигают ещё одну версию — что они, мол, силой интимных мышц удерживали кровь, пока не придёт пора сходить в туалет.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Как говорится, когда женщина хочет похохотать, она спрашивает у мужчины, что такое клитор и где его найти. Похоже, так можно развлекаться на многие разные темы: мужское самомнение в сочетании с мужским невежеством относительно человеческого организма очень часто заставляют смеяться. до слёз.

Ответ на то, знали ли древние люди о месячных, дают нам археологи. Одна из самых старых культурных находок — палочки с зарубками, «календари». На одних таких календарях цикл по двадцать четыре дня, на других по двадцать восемь, и так далее, и долгое время это объяснялось тем, что первобытные люди, пытаясь считать время по луне, всё время сбивались.

Но уже в двадцатом веке появился женский глянец и учёные-женщины, и в научный мир проникла информация, кто и зачем ведёт календарики по двадцать четыре, двадцать восемь и так далее дней. Да-да, уже в каменном веке женщины следили за своим менструальным циклом.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

А фольклористы, когда их ряды пополнились женщинами, узнали ещё и много шуток, примет и обычаев, связанных с менструациями, особенно самыми первыми, после которых девочка часто приобретала новый статус и сталкивалась с новыми требованиями.

Месячные были постоянной составляющей жизни женщин в прошлом. Да, крестьянки часто рожали, но среди них много было, например, солдаток и вдов, а девочек выдавали замуж сильно не сразу. Семье и самой нужны были рабочие руки.

Краски пришли!

Как реагировали на месячные и как справлялись с гигиеной в русской деревне? Прежде всего, надо поминать, что средней, «сферической в вакууме» русской деревни не существовало. Свои обычаи были на западе, на севере, на юге и на востоке — часто в соседних губерниях бытовые ухватки серьёзно различались, в том числе потому, что в разных местах русские деревни находились под влиянием разных финно-угорских и тюркских местных народностей, а ещё — различался климат и, вследствие, доступные ресурсы. Можно говорить только о самых распространённых обычаях и бытовых привычках.

Сами месячные в русской деревне называли чаще всего «красками». По понятным причинам — они длятся несколько дней, потому прямо-таки просят множественного числа, и они окрашивают (одежду). Бытовали и эвфемизмы, вроде «калину пошла давить». Во многих местах красный цвет в одежде девушки и женщины допускался только в том возрасте, когда у неё уже или ещё были менструации — то есть красная вышивка была обозначением фертильности.

Причём это касалось и мужчин: часто горожанки, выписывая из деревни бабушку сидеть с внуками, сталкивались с тем, что бабушки были категорически против красных рубашек или штанишек для маленьких мальчиков.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Поскольку мужская фертильность сохраняется дольше, то пожилые мужчины не отказывались от красного вовсе, а переходили к более тусклым его оттенкам. Вот почему советские дедушки так часто ходили в розовых рубашках. Всё это, конечно, давно не осознавалось и сохранилось в виде представлений о том, что прилично или неприлично в разные возрасты.

Если у женщины в русской деревне подрастала дочь — мать заранее готовила сарафан, рубашку или, реже, понёву с красным цветом в окраске. До поры дочери эта одежда не выдавалась. Заметив красные пятна на детской рубашонке девочки, мать отвешивала ей две пощёчины, румяня щёки — чтобы, мол, вся кровь не вышла, а затем выдавала одежду. Иногда в одежду полагалось впрыгивать с лавки, пока мать держит её распяленной. Такая вот короткая женская инициация.

Впервые увидев девочку в «красной» одежде, женщины деревни, особенно родственницы, подзывали её для небольшого угощения, а мамина кума — чаще всего крёстная девочки, но порой кумой звали женщину, с которой «покумились-посестрились» — дарила ей красные бусики или другой маленький подарок. Часто именно крёстная, а не мать, объясняла девочке, как соблюдать гигиену в её состоянии.

Естественно, во время менструаций девочки и женщины бегали подмываться в баню. Более того, вне бани это считалось опасно делать — она была особенным местом, со своей магией. Для защиты одежды пользовались пояском, которым прикрепляли между ногой старую вытертую-перевытертую рубашку или, реже, настолько же истрёпанное полотенце. Всё это старались стирать и использовать многоразово, притом хранить дома ткань с кровавыми пятнами запрещалось — не к добру.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Конечно, отбежать подмыться и перемениться было не по силам во время летней страды, когда от зари до зари каждый, женщина ли, мужчина ли, ломался в поле, спешно убирая урожай. Но нагрузка при этом была такая, что у многих девочек и взрослых баб месячные на это время просто пропадали. Самым крепким, увы, приходилось просто страдать, навёртывая на себя в жарищу дополнительные слои ткани и не имея возможности до позднего вечера обмыть себя водой.

А как у других?

Жительницы севера — шведки, норвежки, финки, саамки и многие другие — самостоятельно делали что-то вроде прокладок из очень нежной части бересты, снятой тонкой стружкой, овечьей шерсти и, конечно, сухого белого мха. А вот сухой травой, как бывает в фэнтези, практически никто и нигде не пользовался — она выразительно шуршала бы и трещала бы при ходьбе, а женщины старались не обращать внимания мужчин на своё состояние. Ведь мужчины довольно агрессивно к нему относились.

Таких же взглядов придерживались, как ни странно, в Викторианской Англии. Врачи уверяли, что вытекающая кровь — попытка организма избавиться от накопившихся ядов. Каким образом женщина умудрялась столько яда выработать за месяц, оставалось только гадать.

В общем, нежные викторианские дамы кровь не останавливали тоже, только со стороны это было труднее заметить, чем у горянок из Карпат. Кровь впитывалась в развесистые панталоны и нижние юбки, а на случай, если бельё не справится, одежду в дни регул надевали тёмную, немаркую, тем более, что коричневая ткань вообще была очень популярна для ежедневных нарядов.

Однако панталоны распространились только в девятнадцатом веке. А до того женщины Англии, практически как в России, пользовались менструальными поясами — удерживали ими между ног какую-нибудь ткань. Кстати, сохранились менструальные пояса Елизаветы I. Они сделаны из чёрного шёлка.

Индийки (некоторые) и цыганки тоже пользовались в гигиенических целях нижними юбками. Только они их подворачивали на манер шаровар — если шаровары делать из юбки, то в паху образуются мягкие толстые складки ткани, отлично задерживающие и впитывающие кровь и притом не натирающие нежных мест и не ограничивающие подвижность.

Китаянки пользовались простёганными прокладками из неокрашеного шёлка или мягкими сортами бумаги — для гигиенических целей продавались толстые рыхлые листки, и использовались они не только в туалете. Японки тоже складывали бумагу, только штанишек они не носили, и им приходилось сочетать этот способ с гигиеническим поясом.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

На Ближнем Востоке и в Северной Африке местами использовались менструальные подушки, набитые шерстью — женщины буквально сидели на них весь день, давая подушкам впитывать кровь, а затем уничтожали в огне. В Средней Азии в преддверие влагалища помещали шарики мытой овечьей шерсти или надеялись на многослойность одежды: от подмывания до подмывания (которые часто происходили в холодных ручьях или арыках) лишнее впитается в нижние штаны.

Дни изгойства

К сожалению, представления о том, что вытекающая без ранений кровь или ядовита, или нечиста в мистическом смысле, серьёзно осложняли жизнь женщины во время регул. Так, фабричных работниц в случае, если они имели дело с едой, отстраняли от работы в неоплачиваемый отпуск — мол, нечего яды вокруг себя распространять. Во многих местах женщине запрещалось есть за одним столом с остальными, если у неё менструации.

Этот обычай среди крестьян Европы привёл к тому, что в бретонских, например, деревнях женщина всегда ела стоя. Одной из причин, почему женщина не садилась за обеденный стол, была стыдливость — ведь тогда каждый сможет понять, есть у неё сегодня месячные или нет. Если же она каждый день не садится за стол, никто не задумывается, почему сегодня она ужинает на ногах.

В русской деревне женщине во время менструаций часто запрещалось замешивать тесто на хлеб и нарезать уже готовый. Там также часто девочка или женщина не допускалась за стол в «красные» дни, но до того, чтобы заставлять её есть стоя, дело не доходило.

Во многих архаичных обществах до сих пор можно встретить такое крайнее проявление страха перед менструациями, как изгнание девочек и женщин в менструальные хижины. Иногда речь идёт о довольно больших сооружениях, где одновременно проводит время несколько человек, ухаживая друг за другом и совместно приготовляя пищу. Но чаще девочкам приходится проводить время по одной, по две в хлипком сооружении и соблюдая жёсткий пост, чтобы месячные закончились поскорее.

Как на руси называли месячные. . Как на руси называли месячные фото. Как на руси называли месячные-. картинка Как на руси называли месячные. картинка

Этот обычай то и дело становится причиной несчастных случаев — например, в Непале одна девушка задохнулась, пытаясь развести огонь, чтобы спастись от ночного похолодания. Погибают в этих хижинах и по другим причинам, вплоть до нападений мужчин, которые в другое время якобы боятся месячных.

В некоторых обществах с первой менструацией девочку отсылали в специальную хижину на несколько лет. Это обязательно было какое-нибудь очень некомфортное сооружение — например, такое, чтобы девочка не могла выпрямиться во весь рост или, напротив, стоять могла, но пройтись было негде, да и спать вытянувшись — затруднительно. Порой не давали ухаживать за волосами, так что они сбивались в колтун, или менять одежду.

Выпускали девочку только когда ей находился жених. После несколько лет сводящего с ума безделья и физического дискомфорта тяготы и хлопоты замужества воспринимались девушкой чуть ли не как облегчение.

Есть версия, что именно к таким инициационным хижинам относится мотив принцессы, заточенной в башне, которая с радостью выходит замуж за первого мужчину, освободившего её оттуда. А также мотив о живущих где-нибудь в горах или другом труднодоступном месте подружках или сёстрах, одну из которых крадёт замуж герой сказки.

На этом фоне яркими исключениями кажутся и бусы от крёстной, и праздники, которые устраивали всем племенем для девочек во время первых месячных многие коренные американцы. Кстати, последний обычай давно уже влился в белую культуру США — в наши дни никого не удивишь тем, что, празднуя первую менструацию, родители девочки заказывают ей специальный торт и дарят символические атрибуты взрослой женской жизни, вроде кружевного белья или яркой помады.

Удивительнее то, что так же отмечали менархе (первые месячные) дочери многие выросшие в СССР женщины, которые даже не задумывались над тем, что продолжают обычаи русской деревни: помада как замена румянцу от пощёчин, «взрослые» трусы — замена сорочки с красной вышивкой, и разве что красные бусы остались давно в истории.

Источник

МЕСЯЧНЫЕ

— в народных представлениях период, когда женщина считалась «нечистой» и подвергалась изоляции. Значительная часть названий месячных (как показателя определенного периода в жизни женщины, периода ее расцвета) связана в славянских языках с красным цветом, красотой и цветением, ср. «цвет», «цветет», «краски», «червоний 1ван», «красный король» и т. п.

У восточных славян известны этиологические предания, объясняющие происхождение месячных. Богородица, родив Христа, положила свою окровавленную рубашку в горшок и велела служанке, не открывая его и не разглядывая рубашки, бросить горшок в реку; служанка не послушалась и тотчас же заболела сама; с тех пор все женщины раз в месяц болеют тем же.

Наступление половой зрелости у девушки, выражавшееся в появлении первых регул, по-своему отмечалось в разных славянских традициях. Обычно мать девушки мазала ей кровью щеки или брови или слегка била ее по лицу, чтобы девушка была счастлива, красива, румяна, чтобы ее любили парни, и т. п. В Сибири о девочке, у которой ПОЯВИЛИСЬ месячные, говорили, что она «девкой стала». При наступлении первых регул девушки иногда прятались в доме в укромном месте, из которого могли показываться, только закрывшись с головой. В России при первых М. в гости х девушке собирались все женщины села, пировали и, расстелив на полу рубашку девушки, плясали на ней или устраивали девушке символическую свадьбу — из старших девушек выбирали для нее «жениха» и оставляли их на ночь вдвоем — «молодиться». Наступление месячных, знаменующее половую зрелость девушки, отражалось в изменении ее одежды (появлении нижних юбок, фартуков и др.), украшений, манеры поведения, походки и др. Окончательное прекращение М. (когда женщина «теряла свой цвет», «переставала цвести;», «отмылась» и др.) также переводило ее в иную возрастную категорию и изменяло характер участия в социальной и ритуальной жизни (она могла стать повитухой и т. п.).

Предписания и запреты, регулирующие бытовое поведение женщины в период месячных, были очень строгими. Кровь от месячных, как и после дефлорации и родов, а также женское белье тщательно скрывались от посторонних глаз, т. к. это могло повредить женщине (М. станут нерегулярными, длительными и болезненными или, напротив, их могут «украсть»), а также потому, что эту кровь могли использовать для ворожбы н наведения порчи. Воду от стирки белья надо было выливать в каком-нибудь глухом месте, чтобы кто-нибудь случайно не наступая на него и сам не получил кровотечения. При стирке категорически запрещалось смешивать белье нескольких женщин, живущих в одном доме, чтобы М. не могла «перейти» от одной женщины к другой. Строго запрещалась в это время и половые сношения супругов.

Основные запреты и ограничения касались социальной оферы и хозяйственной деятельности женщины а преследовали цель уберечь людей я культурные объекты от ее вредоносного влияния. Наиболее развитая система такого рода запретов существовала прежде всего в православных южнославянских традициях, а также в русской старообрядческой среде.

«Нечастота» женщины в период месячных особенно ярко проявлялась в ее отношении к сфере священного (сакрального). Женщине запрещалось посещать церковь, ходить на кладбище; если в доме в это время случается какая-нибудь служба, то она не имеет права показываться в горнице; прощалась с покойным она в последнюю минуту, когда с груди умершего уже снимут икону; во время М. женщине нельзя мыть домашних икон, зажигать перед ними свечу или лампаду, пить воду, освященную на Крещение; есть просфору, носить нательный крестик (его на это время вешали х образам).

Значительно ограничена была также сфера общения женщины, возможность выполнения ею определенных социальных и ритуальных функция. «Нечистой» женщине возбранялось быть кумой, а также участвовать в праздничных трапезах и обрядах, устраиваемых в первые дни жизни новорожденного,— главным образом во избежание различных кожных заболеваний у ребенка. Оберегая ребенка от возможной опасности, исходящей от такой женщины, на порог дома клали металлические предметы (чтобы все входящие в дом женщины переступали через него) или вешали у колыбели красную тряпку, чтобы «урочливый» взгляд такой женщины остановился бы прежде на ней, а не на ребенке. Если женщина, имеющая М., все же участвовала в праздничном застолье, она не имела права скрывать свое состояние, а, напротив, должна была объявить об этом во всеуслышанье, чтобы не повредить ребенку, или предпринять иные магические меры предосторожности.

«Нечистая» женщина не должна была принимать участие в севе и пахоте, сажать, полоть и собирать овощи, виноград, дотрагиваться до растущих овощей, сидеть в амбаре на мешках с зерном и т. п. Нарушение запрета грозило гибелью урожая. У болгар день засева зерновых культур выбирался домашними заранее в зависимости от состояния хозяйки, поскольку она должна была готовить для засевалыциков обрядовую еду и т. п. Специальный запрет касался плодовых деревьев — женщине нельзя было ходить в сад, дотрагиваться до деревьев и собирать плоды, иначе деревья бы засохли. Женщине запрещалось также переступать через домашних животных и птиц, иначе они не будут расти, а также приближаться к пасеке, иначе в ульях не будет меда.

Женщина во время месячных не должна была заниматься и некоторыми домашними работами: печь праздничные пироги (особенно к Рождеству и Пасхе), квасить капусту, солить сало (все сгниет); стирать чужую одежду (человек, надевший ее, заболеет); сновать и ткать (одежда и полотно будут непрочными); изготавливать глиняные формы для выпечки хлеба (у южных славян) и др. У русских Сибири заметное место занимали запреты, относящиеся к контактам женщины, имеющей М., с промысловыми орудиями: ей нельзя переступать через весла, сети, ружья, иначе их владелец не будет удачлив в своем промысле.

Значительное место в славянской магии занимают разнообразные действия, оказывающие влияние на течение М. Для вызывания М. широко пользовались двумя способами: пили отвар коры какого-нибудь дерева, соскобленной сверху вниз по стволу, а также воду, настоянную на истолченных кораллах (по цветовой ассоциации: красные кораллы — кровь).

В славянской магии с помощью рубахи, которую женщина носила во время М., или воды, в которой ее стирали, предотвращали беременность (лили эту воду на каменку в бане или в растопленную печь), привораживали мужчин (давали им несколько капель крови в еде или питье), наводили порчу (подливали эту воду во фруктовые сады или в хлев) и т. п.

Лит.: Сокольников Н. Болезни и рождение человека в селе Маркове на Анадыре // Этнографическое обозрение. 1911. № 3—4; Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *