Как надеть венец на маховик
Замена венца маховика
После долгого перерыва и работ по мелочам (установка корпуса воздушного фильтра, закупка запчатями по мелочи и тд) продолжаем работу.
При ремонте машины начали появляться проблемы с запуском, стартер крутил в холостую, хапал иногда, но не запускал движок, все думал на стартер, а когда заглянул на маховик, то понял причину — венец маховика слизан сильно.
Новый венец на 135 зубов (VAG 026 105 275) уж больно дорогой 1100+ грн. Решил покупать б/у-шный, две недели поиска и купил за 200грн (+доставка) маховик в сборе с хорошим венцом.
Решил перекинуть венец с купленного маховика на свой. Пришел друг, который помогает восстановить машину, и взялись за работу.
Установка:
0. Снять маховик с машины. (Было снято предварительно с очень большим трудом, так как доставали мотор с штанами выхлопной трубы)
1. Сбили венец аккуратно зубилом (венец для установки сбили «медный зубилом»(не знаю как называется) с маховика. (На этом этапе можно посмотреть где зубы больше сношены от стартера(в двох местах напротив), чтоб надеть купленный венец под 90 градусов)
2. Поставили венец маховика в духовку на 30мин 200градусов.
3. Ложим маховик так чтоб было удобно и быстро одевать нагретый венец.
4. Чаепитие пока духовка делает свое дело.
5. На этом этапе нужно одеть 2-3 перчатки, быстро достать венец с духовки и одевать на маховик, одевается очень легко руками. Когда остынет постучать по кругу немного молотком через «медное зубло».
6. Наслаждаемся результатом.
7. Одеть все обратно. Этим будем заниматся на следующей неделе.
На работу по замене венца не спеша ушло часика 1.5-2. Включая две установки венцов и их разогрев в духовке, сперва мой венец на купленный маховик (пробовали как станет), потом купленный венец на мой маховик.
З.Ы. В планах поменять стартер, думаю мой венец стартер погрыз так.
Как установить венец на маховик с нагревом и без
Венец или ободок маховика
Являясь одним из важнейших и нужных частей любой автомашины, маховик выполняет несколько функций одновременно. Из-за больших нагрузок, несмотря на свои высокие прочностные характеристики, он имеет свойство изнашиваться. Узнайте, как заменить венец на маховике своими руками быстро и без проблем.
Венец или ободок
Самая уязвимая часть обычного, стандартного маховика – это венец или ободок с зубчиками. На 2-массовой разновидности элемента, где есть еще пружины и демпферная система, венец входит в число самых ремонтируемых компонентов.
Установка венца маховика
Симптомом, явным признаком проблемы с маховиком становится металлический скрежет, издаваемый автомобилем вместо запуска, когда водитель крутит ключ в ЗЗ.
Маховик более не схватывает, пытается это сделать своими зубчиками, но зацепа с коленвалом не происходит. В итоге проскальзывания и издается этот неприятный звук. «Преривистый» запуск – так принято величать эту неисправность автомобиля, причину которой изначально начинают искать в стартере, бендиксе или в шестернях. Но все без проку, ведь виновником является сам маховик, а вернее, его ободок, у которого просто стерлись или поломались зубья.
Зубчатое колесо маховика имеет конструкцию простейшую. Можно сказать, что это просто большой железный диск со специальной насадкой по всему своему периметру.
Популярные вопросы, связанные с ремонтом элемента
Ремонт венца можно провести своими руками, однако не проще ли купить новый? Для богатых людей однозначно, да. Легче купить новую деталь и дать заменить в СТО. Для среднестатистического россиянина такой вариант будет не выгоден, так как ремонт позволит сэкономить в 5-6 раз.
Сточенные зубья маховика
Сложность замены заключается в том, что можно установить новый венец с зубцами неправильно. И тогда в лучшем случае быстро сточится ободок маховика, либо в худшем – «убьется» шестерня стартёра.
Еще один вопрос, часто задаваемый автомобилистами. Почему маховик не льется изначально с зубчиками, венец ставится надевной?
Ответ на вопрос кроется в конструкции маховика. По задумке он должен быть не только прочным, но и достаточно тяжелым, чтобы выдерживать различные нагрузки. Однако, если изготовить его полностью литым, из чугуна или другого тяжелого металла, это будет неправильно, масса изделия окажется чересчур большой.
Чтобы минимизировать огрехи массы, конструкторами и была придумана современная конструкция маховика, состоящая из основной части (чугунной) и вставной (стальной).
И наконец, если весь маховик будет изготовлен целиком, то при стачивании зубцев, придется менять все изделие, что опять станет накладным в финансовом смысле. А так меняется только вставная часть, тем самым, при ремонте заменяется только ободок.
Алгоритм проведения замены
Как снять венец с маховика самому
Для начала ознакомимся с трудностями операции, чтобы заранее подготовиться к ним:
Итак, вот как все делается:
После остывания ободок сядет настолько крепко, насколько требуется для его корректной работы.
Внимание. На венцах есть фаска с внутренней стороны. И когда ставится новый ободок, то рекомендуется ставить фаской вниз. Таким образом он легче сядет на маховик.
Полезно будет рассмотреть отдельно еще один способ, как надеть венец на маховик в домашних условиях. Вот, что нужно сделать:
Совет. Не рекомендуется держать огонь долго в одном месте. Следует вести его по кругу, не останавливаясь, несколько раз.
Венец автоматически сядет на место после нагрева. Не помешает стукнуть пару раз молотком. Хорошо нагретый ободок будет даже вращаться по маховику, настолько металл расширится. А когда остынет, уже и не снимешь.
Нагревать венец паяльной лампой нужно строго равномерно. Если этого не сделать, то ободок может сесть не ровно, и тогда проблем не избежать. В конкретном случае, зубья венца начнут стачиваться быстро в одном месте, и в скором времени нужно будет заново менять венец.
Сильный нагрев приводит к тому, что металл теряет свою изначальную закалку. По этой причине греть следует тоже строго в пределах требуемой температуры, не больше.
В некоторых случаях удается посадить венец даже на холодную. Это идеальный вариант проведения операции, который не скажется на порче металла. Только не всегда это получается, но попробовать стоит.
Как снять и поставить венец на маховик
Напоследок еще один способ, как сбить и поставить новый венец. Делается следующее:
Как правило, чтобы выбить ободок, достаточно ударить с двух сторон.
Если поставить его на холодную не удается, придется нагревать. Можно положить венец на электрическую плитку, что с несколькими нагревательными дисками.
Нагрев венца маховика на плитке
Остается только поставить ободок на место и слегка подбить молотком.
Маховик. Проточка и замена венца.
Дошло дело до маховика. Он имеет ощутимую выработку, пережоги и трещины. В идеале, конечно же, надо бы его заменить на новый. Но экономика должна быть экономной! Поэтому отремонтирую и будет работать маховик не хуже нового.
Но все-таки новый венец (680 рублей «АДС») будет давать больше уверенности.
В магазине было два венца, абсолютно одинаковых. Абсолютно! Один фирмы «АДС» по 680 рублей, второй, типа, заводской по 1250 рублей. Мне показалось, что «АДС» более адекватно оценивают свои запчасти )))))
Старый венец оставлю в запасе. Сам маховик к токарю.
Токарь долго выставлял его в плоскости, снял около 1,5-2 мм. Соответственно, на рабочей поверхности меньше, остальное чуть больше, из-за выработки. Теперь все в одной плоскости. Замечательно. За эту работу отдал 1000 рублей.
Устанавливаю новый венец.
Сначала протупил и решил нагреть его феном. Думал 500 градусов будет достаточно. )))))
Нихрена. Час жизни к чертям! ))))) Венец вроде бы и горячий, но абсолютно не налезает на маховик. Даже если бить молотком.
Баллон с пропаном, газовая кровельная горелка, три минуты нагрева, венец становится в диаметре больше маховика и спокойно, руками в крагах, устанавливается на свое место.
Замена зубчатого венца на маховике двигателя
Рассмотрим как заменить изношенный зубчатый венец на маховике двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107.
Износ зубьев венца является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер попросту крутит вхолостую. Зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 появляется обычно с двух сторон (так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях).
Потому в ряде случаев целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.
Порядок замены зубчатого венца маховика на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Перед заменой следует снять коробку передач, «корзину» сцепления и сам маховик.
— Нагреваем зубчатый венец до температуры 150-200 градусов
Это можно сделать при помощи газовой горелки, паяльной лампы, костра и т.п. Нагреваем именно венец, стараясь как можно меньше нагреть сам маховик.
— Сбиваем венец с маховика молотком
Венец сбивается только в одну сторону (от буртика на маховике в который он упирается).
Сбиваем зубчатый венец с маховика
— Нагреваем новый зубчатый венец на огне до 150-200 градусов
— Одеваем его на маховик
Легкими ударами молотка добиваемся посадки венца на маховик до упора в буртик. Нагретый венец сажается на маховик легко. Если с трудом, то следует его снять и еще немного подогреть. С силой забивать не нужно.
Все, замена зубчатого венца маховика произведена, осталось установить его на двигатель.
Примечания и дополнения
— Усиленному износу зубьев венца маховика способствует ошибочное включение стартера при работающем двигателе.
— Прокручивания стартера в холостую так же могут быть следствием поломки его привода — «бендикса». Поэтому прежде чем начинать разборку и ремонт маховика, следует снять стартер и убедиться, что зубчатая шестеренка «бендикса» не проворачивается в обратную сторону.
Как заменить венец маховика самостоятельно
Основному износу подвергается венец маховика, поэтому конструкторы предусмотрели возможность демонтажа для замены зубчатого обода. Демонтаж производится сбиванием венца, перед установкой обод нагревается до 200 градусов.
Конструкция и назначение маховика
Поскольку маховик является элементом редуктора зубчатой передачи, он представляет собой крупногабаритную ведомую шестерню. Поскольку маховик используется в нескольких системах автомобиля, в его конструкцию входят элементы:
С одной стороны интенсивный износ двигателя требует использования деталей из углеродистых и легированных сталей. С другой – наружный диаметр на венце превышает 25 см, что резко повышает себестоимость детали. Для увеличения ремонтопригодности и снижения цены маховика используется сборочная единица:
Подобная конструкция позволяет сделать ремонт двигателя намного дешевле. Например, маховик для ВАЗ 2108 стоит в среднем 2 000 рублей, а венец обходится в 300 рублей. Кроме того, при равномерной односторонней выработке зубьев от зацепления с бендиксом зубчатый обод можно просто перевернуть, не покупая новый расходник.
Основными нюансами эксплуатации маховика являются:
При заводском изготовлении сборного маховика соблюдаются технологии, используется высокотехнологичное оборудование. После выработки рабочих поверхностей зубчатый венец маховика обычно заменяют в гараже, поэтому заявленный производителем ресурс обеспечить очень сложно.
Симптомы и причины неисправности
Из-за сложного доступа к маховику визуальный контроль этой шестерни редуктора зубчатой передачи затруднен, поэтому вспоминают про него владельцы авто при следующих симптомах:
Причинами, по которым происходит износ зубьев, являются:
В любом из указанных случаев рекомендуется замена венца маховика. В некоторых случаях бедикс может сточить лишь часть зуба с внешней стороны, поэтому достаточно поменять стороны венца.
Внимание: Маховик в сборе является не симметричной деталью, перевернуть его не получится из-за смещения одного посадочного отверстия болтового соединения, поэтому придется снимать венец, переворачивать его пригодной для дальнейшей эксплуатации редуктора стороной.
Замена венца
Поскольку зубчатый обод насаживается на диск маховика с натягом, его невозможно снять/надеть без нагрева. Основными проблемами самостоятельного ремонта в данном случае становятся:
Для повышения прочности стали зубчатый обод закаливают на заводе. Закаленные детали не рекомендуется нагревать, так как в этом случае венец автоматически подвергается другой термической обработке – отпуску. Получившиеся при закалке эксплуатационные характеристики – твердость, износостойкость конструкционного материала при этом изменяются в прямо противоположные свойства металла – вязкость и пластичность.
Другими словами, если перегреть обод, после надевания на диск и остывания на воздухе зубья станут мягче, сточатся гораздо быстрее. Существует три типа отпуска:
Самостоятельная замена венца маховика должна производиться при нагреве обода в пределах 200 градусов, поскольку низкий отпуск не опасен для детали, практически не снижает твердость и прочность стали, заодно ликвидирует внутренние напряжения.
Демонтаж
Никаких дополнительных способов фиксации кроме посадки с натягом венец на маховик не имеет, поэтому снимается достаточно легко, даже без нагрева:
Если зубчатый обод однозначно выбраковывается под замену, можно стучать прямо по зубьям. При повороте венца на 180 градусов для дальнейшей эксплуатации удары наносятся через прокладку – второй молоток, зубило, кусок арматуры.
Выбор зубчатого венца
Прежде, чем заменить венец маховика новой расходной деталью, необходимо подобрать полноценную замену:
После посадки с натягом зубчатый обод стягивает диск маховика, избавляя от вышеуказанных дефектов. Кроме увеличения эксплуатационного ресурса маховика, повышается срок службы сцепления авто.
Для удобства надевания обода на диск внутренний диаметр оснащен с одной стороны фаской. Продукция ведущих производителей имеет дополнительную фаску на наружном диаметре венца, то есть на самих зубьях. При включении стартера в этом случае не происходит жесткого упирания шестерни бендикса в зубья маховика.
Все указанные конструкционные особенности присутствуют в венцах производителя Tanaki. Количество зубьев должно совпадать изначально. В ДВС некоторых производителей маховик используется в качестве элемента датчика положения коленвала ДПКВ. В этом случае два зуба на венце пропущены, перед демонтажом необходимо создать отметку взаимного расположения участка с пропущенным зубом относительно диска.
Установка
Смонтировать венец автомобильного маховика без нагрева можно только при повороте. Однако даже в этом случае остается риск прокручивания обода относительно диска в процессе эксплуатации, поэтому после монтажа эту деталь прихватывают сваркой в 4 точках.
Способы нагрева венца
Основными методами нагрев при установке венца на маховик являются:
В любом из указанных вариантов диск маховика должен находиться в непосредственной близости от места нагрева обода, чтобы как можно быстрее установить его пассатижами, клещами или руками в специальных термостойких перчатках на посадочную поверхность.
Внимание: Венцы с пропущенным зубом для ДПКВ монтируются по меткам. В остальных случаях достаточно просто уложить обод, не предпринимая больше никаких действий.
После остывания деталь сожмется самостоятельно, в случае необходимости применяются прихватки в нескольких точках.
Переворот старого обода
Чтобы перевернуть эксплуатируемый венец маховика, необходимо сбить его с посадочного места, перевернуть диск, надеть нагретый обод на свое место. Если на заводе или во время последующей замены этот элемент надевают фаской внутрь, то при повороте фаска автоматически остается снаружи.
Основные ошибки самостоятельной замены
Несмотря на предельно простую технологию, автолюбители часто допускают при замене венца следующие ошибки:
Для того, чтобы уменьшить износ двигателя и увеличить приемистость машины на высоких оборотах, маховик часто облегчают. Из-за наличия дополнительных отверстий на наружном диаметре диска в зоне, примыкающей к зубчатому ободу, венец часто приваривается к диску.
В этом случае заменить изношенный элемент гораздо труднее, а перевернуть его вряд ли получится.
Таким образом, венец можно заменить собственными силами при значительной выработке профиля зуба на отдельных участках. Снять обод можно на холодную, а при установке потребуется нагрев до 200 градусов максимум.