Как нагреть воду в машине
Вскипятить воду в машине — как?
Поделитесь опытом пожалуйста — как в машине вскипятить воду от электричества? Часто езжу далеко и хочется заваривать себе и пассажирам чай. Обычно я это делаю на газовой горелке, но наступает зима и на улицу выходить не хочется. Пробовал маленький чайник от прикуривателя — он сжег мне два прикуривателя и воду так и не вскипятил. Есть проверенные способы? В принципе в салон протянуты провода напрямую от аккумулятора, запитать от них что-нибудь можно, вопрос что именно. Есть также инвертер на 600 ватт, но ставить обычный чайник 220 вольт как-то странно. Кроме того, нужен способ не перевернуть на ходу эту емкость с кипятком.
Ого! ты еще и на ходу хочешь это делать? Термос тебя спасет!
Термос естественно есть, но это не панацея. Иногда поездки случаются внезапно или просто не успеваешь подготовить кипяток. Еще есть долговременные поездки, а останавливаться и клянчить кипятка в кафе как-то влом.
Ну как то я себя смутно представляю кипячение в машине на ходу.
Очень часто штурман(жена)=) кипятит воду и заваривает чай прямо на ходу(по асфальту, не бездору).Маленькая газовая плитка от цангового баллончика.Перебирается на второй ряд, и кипятит на боксе-подлокотнике.В Патруле он большой.Чуть окошко приоткрывать надо(проветривать).От 12В все «кипятильники» воду не кипятят, а греют.Вроде и парИт, но кипения нет.Срывает такой чаёк желудок на-раз!
Не вариант, очень неустойчивая конструкция получается.
Ну, наша конструкция за годы путешествий доказала свою устойчивость=) Самая дешманская раскладная плиточка-корбочка-крабик.Не «ДжетБойл» новомодный, который реально балансирует.И кастрюлька-кружка используется на 1.5 л с радиатором.В неё заливается ровно столько, сколько надо для 2-х чашек чая-кофе.Закипает за минуту(примерно).Всё это надо по-любому поддерживать на ходу(чем и занят штурман).
Есть один нюанс: Очень желательно не использовать в машине абсолютно новый газовый баллончик!Когда он новый, при первом поджиге может полыхнуть, баллон горизонтальный, и по первости может лить.Это вообще к таким баллонам относится.А в машине это ух как не хорошо.Для кипячения на ходу всегда используем чуть юзаный баллон.
Странно у меня эл. чайник уже 7 лет. Брал в МЕТРО. Не чего не сгорело. Пользуюсь часто. Обшит фольгоизолоном все корме верха, + скотч металлический, для бани применяется. Крепился в девятке на двери специальный кронштейн в комплекте (дно ставил на подлокотник). В калине ставлю пока между передними сиденьями. Два года назад зимой жена предложила брать воду кипячённую чтоб только разогреть. Вода кипит (булькает) если есть на крышке закрывавший носик у многих моделей есть, если он открыт или его нет то очень трудно закипятить. Лучше для меня нет, все остальное на остановке.
А не сможете сделать фото или ссылку в интернетах найти?
Автомобильный водонагреватель, часть 1
Всем доброго времени суток.
Многодневные путешествия — это не только уходящие в горизонт дороги день ото дня, не только радость от новых открытий и наслаждение отдыхом в дремучих местах, куда ты обычно забираешься на ночевки или просто так. Будь ты рыбак, охотник, менеджер по продажам или инженер (как я), ты в любом случае столкнешься с проблемой быта вдали от дома. И если для того, чтобы помыть посуду, хватает холодной воды из ближайшего водоема (или теплой, можно нагреть в котелке), то для того, чтобы помыть себя, уже нужно немного побольше воды. И погорячее. Можно искупаться в том же водоеме, а если весна или осень?
В общем, в ходе обсуждения на работе различных технических безумств мной была высказана идея: почему бы не попробовать нагреть воду непосредственно двигателем? Причем не просто воду, а проточную, прям из речки, и чтобы ей можно было помыть себя. Все таки, работая на холостом, он превращается в здоровый генератор тепла, уходящего на нагрев атмосферы. Идея в голове прижилась, началось обдумывание, как реализовать технически малыми затратами сил и времени.
Что пришло в голову: простая канализационная труба небольшой длины и скрученная гофрированная газовая подводка. В добавок к трубе была куплена соединительная муфта и две заглушки, а подводка взята самая длинна, которая была в магазине — 4 метра.
Самым сложным было скрутить шланг и затолкать его внутрь трубы. Просто это физически тяжело. Вернее, я думал, что это будет легче))
В каждой из заглушек было просверлено 2 отверстия и вставлены сантехнические штуцеры. Через один течет охлаждайка и попадет в гофру, через другой, соответственно, вода.
Так же было использовано много клея, чтобы загерметизировать это все дело. Общий вид на фото, внутренний объем для воды порядка 2х литров.
Место врезки в систему охлаждения само просится: сразу после штатного насоса для салонной печки. Все таки жидкость туда идет от 4го цилиндра, типа самая горячая.
Для подключения использовал шланг вентиляции картерных газов от Волги и воздушный шланг от бензобака с Ваза. Выбирались по принципу «Ну, должны подойти» в Планете Железяка (кто не знает — такой здоровый супермаркет по запчастям в Москве. Ходишь, смотришь, выбираешь что нужно и на кассу на выходе).
На установку ушло порядка часа. Чтобы не сливать охлаждайку просто открутил насос и поднял его выше расширительного бачка.
Воду взял прям из садового шланга, не заморачивался с дополнительными насосами и прочим. Равно как и не заморачивался с закреплением теплообменника на машине: задача была просто посмотреть, заработает или нет, и если заработает, то на сколько эффективно. В боевых условия для подачи воды предполагается использовать дополнительный водяной насос на 12 вольт.
Спустя минут 10 устойчивой работы на прогретом двигателе начинаем снимать показания для последующего анализа.
Делая выводы можно с уверенностью сказать, что идея рабочая и имеет право на существование. Температуру воды измерить не удалось, так как пирометр нещадно врет, а термометра под рукой не оказалось, так что расскажу по ощущениям.
Входная вода из шланга была не то чтобы холодная… Вернее, руки под ней помыть можно, но если постоянно поливать на нее — рука уже начинает коченеть… Думаю, это где то градусов 10-12.
Выходная вода была однозначно теплее, чем рука. Вот когда приходишь домой и включаешь теплую воду, чтобы руки помыть. Не обжигающая, как раз именно то, что нужно. Но для принятия душа я бы хотел градусов на 5 погорячее. Субъективно можно сделать вывод, что температура воды была близка с температуре корпуса серой трубы теплообменника в верхней части, то есть около 50 градусов.
Так же следует отметить изменение температуры ОЖ от входа до выхода из теплообменника на 15 градусов при расходе воды в 3 литра в минуту.
Все эти данные лягут в основу следующего варианта теплообменника. Там уже будет более основательный подход. Скорее всего он будет медный, с завихрителями внутри и бОльшей площадью теплообмена.
Конкретно этот вариант очень сырой для стационарной установки в машину, но для опытного образца в самый раз. Поставленные задачи он выполнил, обойдясь при этом по цене не более 2000р.
Возвращая на машине все в исходное состояние, взял тряпку и протер все места на правом крыле, куда дотянулся рукой.
Обновил фум-ленту на кронштейне бачка омывателя, привел гофры проводов в порядок. Обновил правое крыло в общем, теперь красиво и чистенько.
Если кто-то может посоветовать, как технически сделать более эффективный теплообменник — напишите в комментариях. Сейчас есть несколько мыслей, но они чет совсем замудреные))
От чайника до микроволновки: на чем готовить еду в автомобиле
Всем нам когда-то приходилось перекусывать в автомобиле. Согласитесь, нет ничего лучше, как после нескольких часов за рулем пожевать смачный домашний бутерброд с бужениной и зеленью, запивая это великолепие горячим ароматным кофе. Но случается и так, что в дороге приходится быть не одни сутки. Запас бутербродов иссяк, кофе в термосе давно остыл, а вдоль дороги одни только сомнительные тошниловки. Вот тогда-то и приходят на помощь странствующим разнообразные гаджеты, позволяющие питаться в пути горячей пищей собственного приготовления. Представляем вам подборку из распространенных и не очень предметов кухонной утвари, работающих от бортовой автомобильной сети.
КИПЯТИЛЬНИК ДЛЯ АВТО
Пожалуй, этот девайс, – первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь о горячей пище в походных условиях. В советские времена этот незамысловатый электрический прибор был в чемодане у каждого, кто отправлялся в командировку или на отдых. Что проще: набери воды в емкость, а там уже только от мощности прибора и объема посуды будет зависеть, чем вы порадуете свой желудок – горячим чаем или тарелкой слипшихся пельменей из картонной коробки с птичками. Пользуются кипятильниками теперь и в автомобилях. Компаний, наладивших производство этого электроприбора, работающего от бортовой сети, уйма.
В среднем такой кипятильничек с метровым проводом и мощностью 140 Вт стоит порядка 150 рублей. Конечно, сравнивать его мощность с мощностью кипятильника, работающего от сети 220 вольт, несколько некорректно, но вскипятить стакан воды для растворимого кофе он вполне способен. Вот только рассчитывать, что это произойдет быстро, не стоит. Как минимум потребуется минут десять. Причем ожидать, когда вода начнет переходить из одного агрегатного состояние в другое, придется на парковке. Шанс расплескать кипяток из незакрытой емкости во время движения очень велик.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОЧАЙНИКИ
А вот этот прибор как раз уже может работать во время движения автомобиля. Автомобильных чайников сейчас тоже великое множество. Разной формы, разной расцветки, с автоматическим отключением, с автоматическим включением в случае если температура упала ниже заданной, с креплением к дефлекторам, с креплением в подстаканниках, с креплением на дверь… Тем не менее все это разнообразие не что иное, как усовершенствованный кипятильник с крышкой. Мощность такого чайника все та же, около 150 Вт, чего вполне достаточно, чтобы вскипятить литр воды за 30–40 минут. Плюс этого приспособления в том, что чайник можно поставить заранее и на самой парковке уже не ждать, когда закипит вода, чтобы заварить чай или лапшу быстрого приготовления. А чтобы не проворонить момент, когда вода забурлит, брать рекомендуем чайник с прозрачной колбой.
Такие чайники есть даже с подсветкой, что в ночное время очень актуально. Стоит же автомобильный чайник в среднем 1500 рублей.
КАПЕЛЬНАЯ КОФЕВАРКА
Не меньшее распространение, чем чайники, получили и автомобильные капельные кофеварки. Принцип их действия мало чем отличается от принципа действия бытовых кофеварок. Да и цена примерно такая же. В среднем за автомобильную кофеварку придется выложить около 2500 рублей. Объем их колбы составляет от 300 до 600 мл, а приготовление ароматного «регуляра» занимает 10–15 минут. Единственное, что может расстроить желающих приобрести такой предмет автомобильного обихода, – его габариты. Из-за принципа действия кофеварка, как правило, в два раза больше чайника, так что уместно она будет смотреться в кабине грузовика или кемпера, и уж точно не в салоне малолитражки.
АВТОМОБИЛЬНАЯ РИСОВАРКА (МУЛЬТИВАРКА)
Этот девайс, как следует из названия, служит для того, чтобы приготовить в дороге рис. Особую популярность он, конечно же, нашел в Юго-Восточной Азии, однако и россиянам эта небольшая скороварка пришлась по душе. К тому же варить в ней можно не только рис. По сути это электрическая кастрюлька с герметичной крышкой, которую у нас ещё называют мультиваркой. Заложив в нее жменю риса или, к примеру, гречки и залив водой, уже спустя 40 минут можно получить порцию гарнира или каши.
Нужно сказать, отзывы об этом приспособлении довольно неплохие, да и цена не выходит за рамки приличия. Качественная рисоварка обойдется в среднем в 2000 рублей и будет незаменима в дальней дороге, особенно если у вас есть проблемы с желудком и вам нужно понемногу, но часто питаться горячей пищей.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛАНЧБОКС
Несмотря на то, что это устройство предназначено лишь для разогрева уже готовой пищи, оно очень полюбилось профессиональным водителям. Взяв с собой на работу уже приготовленный обед, его достаточно лишь подогреть, воткнув штекер в гнездо прикуривателя. Разделенная на две части чаша позволяет не смешивать продукты, а входящие в комплект вилка, ложка и палочки для еды подойдут для любой трапезы. Нужно также отметить, что мощность этого прибора всего 40 Вт, и он не сильно нагружает бортовую сеть.
В зависимости от меню, обед или ужин могут разогреваться от 40 минут до часа, что вполне уместно, особенно если у вас «служба службой, а обед по распорядку». Включать этот прибор заранее и в движении полностью безопасно, потому как его контейнеры герметичны, а крышка имеет надежную фиксацию. Осталось добавить, что стоит он порядка 1000 рублей и работает как от сети в 220 вольт, так и от бортовой сети автомобилей напряжением 12 и 24 вольта.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СКОВОРОДКА ДЛЯ АВТО
Да, существует и такой автомобильный девайс. Глазунья на завтрак или бифштекс на обед такой сковородке вполне по плечу. Нажарить на ней картофана на всю семью, конечно, не получится – ввиду небольших размеров и мощности в 100 ватт, но разнообразить питание в дороге для двоих она вполне способна.
Все зависит от ваших кулинарных способностей, свободного времени (жарить на ходу вряд ли получится) и финансовых возможностей. Впрочем, назвать этот необычный автомобильный гаджет уж очень дорогим язык не поворачивается. В среднем такая сковорода стоит около 2000 рублей.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДУХОВКА
Этот предмет из секции мелкой бытовой техники больше подойдет тому, кто не мыслит своей жизни без пиццы. По большому счету, он и создавался для того чтобы можно было в дороге не только разогреть, но и даже приготовить из полуфабрикатов полноценный продукт. Впрочем, с таким же успехом этот девайс способен разогреть и сэндвич, и кусок мяса. Вот только следует иметь в виду, что именно приготовить, а не разогреть пиццу можно в духовке, работающей от сети 24 вольта, то есть от бортовой сети грузовика, потому как только в этом случае ее мощность равна 300 Вт.
Печь же, работающая от прикуривателя легковушки, имеет мощность всего 100 Вт, чего для приготовления душистой выпечки явно недостаточно. Стоят же такие печи, в зависимости от мощности, от 1200 до 2000 рублей.
Было бы странно, если бы такой полезный и универсальный товар не выпускали в автомобильной версии. И он, естественно, существует. Вот только объем таких печей, как правило, от 10 до 15 литров. Да и мощность у них чуть ли не вдвое меньше, чем у стационарных, что вполне объяснимо, учитывая, от какой сети они запитываются. Кстати подключать такую микроволновку нужно не через гнездо прикуривателя, а от аккумулятора напрямую и обязательно проводами с увеличенным сечением. Причем чем длиннее провода, тем сечение должно быть больше. А теперь, как говорится, внимание. Стоит такая печка в среднем 18–20 тысяч рублей, что вряд ли сделает ее столь популярной, как электрочайник или сковородку. А коли нет спроса, нет и предложений, в связи с чем встретить такую микроволновку на прилавках магазинов или в интернете практически невозможно. Гораздо проще приобрести недорогую и работающую от сети 220 вольт и запитать ее через инвертор соответствующей мощности. Кстати, именно так и поступают те, кто хочет пристроить этот предмет обихода в грузовике или кемпере.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Подытожить все перечисленное хочется предупреждением. Любой дополнительный электрический прибор в автомобиле – это потенциальная угроза. Минимум, чего можно ждать от неисправного зарядника или чайника, – перегоревший предохранитель, максимум – короткое замыкание и пожар. А значит, решив приобрести тот или иной электроприбор, обязательно ознакомьтесь с инструкцией по применению и его характеристиками, и если они не соответствуют возможностям электрооборудования вашего автомобиля, откажитесь от покупки. Да и сам прибор должен быть надлежащего качества.
Кстати, одним из показателей качественного автомобильного электроприбора служит наличие предохранителя в штекере, а сам штекер должен быть выполнен из негорючего материала.
Греем воду теплом двигателя: установка теплообменника в автодом
В нашем доме на колёсах установлен 140-литровый бак для технической воды. Так как возможность принимать горячий душ внутри машины была одним из обязательных пунктов технического задания на проект (при длительном проживании на природе очень хочется проводить время с комфортом), то я решил сделать подогрев воды при помощи «халявного» тепла двигателя, которое иначе всё равно «улетает в воздух» с помощью радиатора.
Машина была заказана с отдельной заводской опцией «подготовка под установку дополнительного теплообменника«, что подразумевало собой вывод трубок для размещения дополнительной печки, которая должна греть воздух в задней части салона. Собственно говоря, настал момент установки дополнительного теплообменника, только вот греть он у нас будет не воздух, а воду в баке.
1. Герой нашего сегодняшнего рассказа — теплообменник с Алиэкспресс. Заказал его в середине декабря прошлого года, шёл долго, около двух месяцев. Состоит из 30 пластин, внутри которых находятся два независимых контура — для горячего антифриза и для холодной воды из бака. Проходя внутри корпуса, они, соответственно, будут обмениваться теплом друг с другом.
2. Также я купил 7 метров армированного автомобильного шланга внутренним диаметром 18мм, внешним — около 25. И тут сразу же встал вопрос, как его проводить сквозь пол кузова?
Если просто сделать отверстие в полу и вывести шланг, то металл кузова очень быстро этот шланг перережет от тряски. Следовательно, вариантов два.
Либо упаковать шланг в защитную пластиковую гильзу, на роль которой подошла канализационная труба. Но в таком случае в полу надо сверлить два отверстия диаметром около 35мм.
Либо разрезать шланг и соединить его при помощи штуцера, который и будет проходить сквозь кузов. В таком случае можно ограничиться отверстиями 20мм. Что в итоге я и решил сделать.
3. Первоначальный вариант крепления теплообменника в техническом отсеке. Расположен он будет за стенкой душевой кабины под небольшим наклоном. Я хотел дополнительно теплоизолировать его PIR-плитой, но потом всё-таки решил, что в этом нет особой необходимости.
4. Размечаю и делаю два отверстия в полу. Фанеру и утеплитель сверлю коронкой диаметром 30мм.
5. А сам металл кузова прохожу 20-миллиметровой коронкой.
6. Далее реноватором объединяю два отверстия в фанере в одно для удобного монтажа шлангов. К сожалению, компоновка довольно плотная и в это место просто так уже не подлезть (бак стоит близко к стенке), так что края получились не особо ровными. Насадкой на шуруповёрт убираю все заусенцы с металла и с фанеры, чтобы всё было гладко.
7. Вот как это выглядит снизу.
8. Как я уже упоминал, заводская подготовка под салонную печку представляет собой две металлические трубки, выведенные позади кабины и соединённые временной перемычкой из шланга. Казалось бы, проще всего будет разместить теплообменник именно здесь, благо что и места вокруг полно, и закрепить легко, и трубки тянуть совсем рядом. Но есть, как говорится, один момент.
Значит, перед каждой ночёвкой надо выходить из машины и каким-то образом сливать эту воду на улицу. Потому что если забыть это сделать, то из разорванного корпуса так же легко вытечет наружу и антифриз. А проснуться вдалеке от цивилизации с лужей охлаждающей жидкости под машиной — удовольствие сомнительное. Значит, надо сделать так, чтобы вода сливалась автоматически. Либо чтобы водяная магистраль принудительно продувалась воздухом при остановке двигателя.
9. Решить эту задачу «изящно», без установки дополнительного насоса и нескольких электромагнитных клапанов, у меня не получилось. К тому же чем сложнее система, тем больше вероятность выхода её из строя. Раз так, придётся всё-таки заводить шланги с горячим антифризом внутрь салона.
10. Творческий беспорядок в гараже. Когда вывалил на столы всё, что так или иначе касается системы водоснабжения, и пробуешь, подойдёт ли что-то одно к другому или нет…
11. Перенёс теплообменник чуть вперёд, ближе к душевой кабине для экономии места в техническом отсеке. Подсоединил шланги. Под днищем машины пройдет два шланга по 2,5 метра, и в салоне ещё по одному метру. Итого 7.
12. Делал всё как обычно один. Чтобы подсоединить шланги к торчащим штуцерам, пришлось хорошенько нагреть их строительным феном. Шланги дополнительно утеплены. Там, где они проходят сквозь отверстие в балке, пустил по контуру тонкий резиновый шланг, разрезанный вдоль. Ну и в том месте, где находится крепление рессоры, также закрепил кусок шланга. Просверленные в полу отверстия, разумеется, покрасил эмалью в два слоя.
13. В поперечных силовых балках с завода имеется множество отверстий, которые оказались весьма кстати. Утеплённые шланги заклепил металлическими хомутами, которые продел внутрь обрезков тонкого садового шланга. Опять же, чтобы нигде ничего не перетиралось. От шлангов до нижнего края кузова — 17 сантиметров. На фото виднеются торчащие болты, крепящие задний ряд сидений. Надо будет надеть термоусадку на резьбу, чтобы грязь и вода поменьше туда летели.
14. Временно снял теплообменник для прокачивания магистрали.
15. Сделал тест системы на герметичность. Вначале хотел подключить её к домашнему водопроводу, давление в котором 2,4 атмосферы, но в последний момент понял, что воду до конца слить не удастся. Так что взял автомобильный компрессор, нашёл подходящий переходник и «дунул» туда 3 атмосферы. Подождал 10 минут — вроде всё нормально, держит. Учитывая, что давление в системе охлаждения двигателя обычно не более 1,1 атмосферы (при его превышении пробка расширительного бачка стравливает «излишек» пара на улицу, то, думаю, этого вполне достаточно. Для соединения шлангов использовал пружинные хомуты. Возможно, червячные были бы надёжнее, но с другой стороны, заводская «перемычка» тоже закреплена на пружинных. В общем, перекрываю струбциной одну часть заводского шланга, глушу второй свой шланг — и поехали!
16. Как мог прокачал систему, слегка наглотался этой гадости — без этого никуда. Долил полтора литра антифриза в расширительный бачок, так как часть его заполнила собой трубки и теплообменник, а немножко вылилось на улицу. Запускаю штатную «вебасту», чтобы проверить систему…
И ничего. Те трубки, которые идут к мотору, горячие. А те, которые идут назад — одна чуть тёплая, вторая ледяная. Теплообменник, соответственно, тоже холодный.
Прокатился километр по посёлку. Мотор прогрелся полностью. Низ теплообменника горячий, верх — едва тёплый. И трубки такие же. Нижняя кипяток, верхняя еле-еле.
17. Снял теплообменник, положил его на пол. Проехал ещё 500 метров.
18. И тут на него наконец-то снизошла благодать! Корпус — кипяток! Голыми руками поставить обратно уже не получилось, пришлось искать перчатки и тряпки, чтобы можно было взять в руки. Всё работает! Судя по тому, что на следующее утро в расширительном бачке слегка ушёл уровень, в корпусе всё-таки оставалась воздушная пробка.
19. Подключил магистрали бака для воды. Левая трубка, которая выходит из красной крышки — это сапун. По средней тонкой трубке циркуляционный насос закачивает холодную воду в теплообменник. А по толстому армированному шлангу подогретая вода сливается обратно в бак. В этот шланг я врезал тройник: также через него бак будет наполняться водой при подключении насоса или крана к жёлтому шлангу, который выходит к задним дверям салона. В принципе, всё просто.
Ну и ещё пару слов о таком расположении теплообменника. Точнее, плюс и минус такого решения:
Минус — теплообменник находится выше двигателя и выше расширительного бачка примерно на 15 сантиметров. Это значит, что каждый раз при замене антифриза его по идее придётся снимать и класть на пол, чтобы выгнать воздушную пробку.
20. Теперь к самому интересному — испытаниям! На улице около нуля градусов, двигатель запущен и работает на холостом ходу, «вебаста» тоже включена. Температура ОЖ 70,4 градуса. Бак, судя по стрелке показометра, заполнен наполовину, то есть в нём 70 литров воды, температура которой составляет 8,2 градуса.
21. За 30 минут стоянки 70 литров воды нагрелись на 21 градус, до 29,1 градуса. При этом температура ОЖ опустилась до 55 градусов, и ниже не падала — «вебаста» старалась как могла.
Про устройство бака для воды и его компоненты упоминал здесь: www.drive2.ru/l/552244834409120410/. Вода будет подогреваться до 45 градусов — комфортная температура, чтобы принять душ, помыть посуду или руки.
Расскажу про логику работы управляющей электроники (термостатов).
Условия для включения подогрева:
В баке есть датчик минимального уровня воды. Если бак пустой, то управляющая электроника выключается. Чтобы она включилась, нужно, чтобы на дне было больше 20 литров воды.
Далее включается термостат №1, который определяет температуру воды в баке. Если она меньше 45 градусов, то воду нужно подогреть, термостат №1 включает питание термостата №2.
Как только мотор прогревается до рабочей температуры и «готов» греть воду, термостат №2 включает циркуляционный насос, который прокачивает воду из бака через горячий теплообменник.
Условия для отключения подогрева:
Вода нагрелась до 45 градусов — термостат №1 выключит питание второго, насос также выключится, вода перестанет подогреваться. Теплообменник при этом по-прежнему будет горячим.
Заглушили двигатель — теплообменник остыл — термостат №2 тоже выключит питание насоса, так как подогревать воду становится нечем.
При опустошении бака датчик низкого уровня воды также выключит насос.
Таким образом, нет необходимости включать и выключать подогрев вручную. За этим будет следить электроника, и в баке всегда будет горячая вода во время движения машины.
22. Что касается штатной жидкостной «вебасты», которая подогревает мотор. Она включается либо с брелка, либо отдельной кнопкой на панели климат-контроля (на которой светится красный светодиод) без включённого зажигания. Это и хорошо, и плохо, так как включить её могут дети. Я так понимаю, что основной её задачей является всё же не прогрев мотора, а подогрев воздуха в салоне в зимнее время.
Сейчас на экранчике стоит 22 градуса. Система умная. Если в салоне холодно, то включается вебаста и пытается нагреть воздух путем подогрева охлаждающей жидкости двигателя и включения вентилятора печки. Если в салоне жарко, например, летом, то включится вентиляция салона уличным воздухом при помощи той же печки (не кондиционирование, а именно вентиляция, то есть ниже уличной температуры салон она не охладит). При этом с пульта нельзя задать режим работы (обогрев или вентиляцию), можно только включить или выключить «климат».
23. То, что у блока климат-контроля есть свои мозги, это, конечно, хорошо. Но, к счастью, регулятором температуры можно задать «крайние» режимы вручную: на фото включён режим принудительной вентиляции салона уличным воздухом (синий светодиод на кнопке). На самом деле, для лета это очень крутая штука: когда спишь в машине утром, то в 7-8 утра на улице ещё прохладно, но кузов при этом начинает прогреваться и внутри становится жарко. Так что при помощи брелка, не вставая с кровати, можно запустить вентиляцию салона. В «Калифорнии» я делал подобное в сервисе, и мы постоянно этим пользовались в поездках.
24. При включении режим максимального подогрева «HI», вебасто будет подогревать охлаждающую жидкость двигателя до 60 градусов (а заодно и теплообменник) вне зависимости от уличной температуры.
Таким образом, даже летом во время стоянки лагеря можно будет греть воду в баке при заглушенном моторе. Но, к сожалению, при этом придётся открывать двери или окна, так как выключить вентилятор печки во время работы отопителя невозможно.
Теплообменник установлен и подключён к системе охлаждения двигателя и к баку для воды.
Испытания зимой показали, что работает он очень эффективно: для того, чтобы при движении машины нагреть 140 литров воды в баке с 10 до 45 градусов ему требуется ровно час, при этом температура воздуха на улице была около нуля градусов.
Думаю, что во время летних поездок, когда на улице будет жарко, скорость нагрева также возрастёт. Ну а у нас, соответственно, на борту всегда будет горячая техническая вода для приёма душа и мытья посуды, причем для ее подогрева может использоваться как «лишнее» тепло двигателя при движении, так и установленный дизельный догреватель «вебасто» во время стоянок!
Видео установки теплообменника:
Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование:
Теплообменник на 30 пластин — 4300р с доставкой (это было в декабре 2019 года, сейчас уже стоит 5350р с доставкой).
www.aliexpress.com/item/32917994359.html
Шланг 7 метров, хомуты 8шт, антифриз 2 литра — 3300р.
Утеплитель для шлангов — 200р.
Мелочёвка (штуцеры, хомуты, крепёж) — 500р.
На очереди врезка кемпингового окна, начало эпопеи с электрикой и ещё много всего интересного! Медленно, но верно фургон превращается в автодом!