Как навести порядок в детской комнате
Порядок в детской комнате — 50 классных идей + примеры
Довольно часто с появлением в доме детей в нем поселяется хаос, а в детскую, порой, вовсе не зайдешь без слез. Родители отмечают, что дети не играют в разбросанные игрушки, и собирать их тоже не хотят.
Довольно часто с появлением в доме детей в нем поселяется хаос, а в детскую, порой, вовсе не зайдешь без слез. Родители отмечают, что дети не играют в разбросанные игрушки, и собирать их тоже не хотят. Почему? Ответ очень прост: их комната просто недостаточно эргономична устроена: не удобно искать нужную игрушку, не видно, какие игрушки есть, нет достаточно места для хранения. Пришло время навести порядок в детской комнате!
Порядок в детской. Ценные рекомендации
Для начала оцените фронт работ – все ли предметы (вещи, мебель, игрушки) необходимы ребенку. Если нет, то пора избавиться от лишнего – продать, отдать, убрать на время, отложить для следующих поколений, подарить – выбирайте любой понравившийся вариант.
Теперь оцените возможности системы хранения в детской у вашего ребенка. Сейчас рынок развит на столько, что системы хранения для детской представлены очень широко. Вы можете купить что-то или придумать и смастерить своими руками.
При выборе системы хранения учитывайте такие рекомендации.
Ваш малыш строитель и обожает лего – тогда для вас придуманы специальные лего-хранилища (ящики с крышкой-столом). При желании вы можете и сами рассортировать детали конструкторов как будет удобно (для мелких запчастей используйте широкие контейнеры с низкими бортами или можно воспользоваться чемоданчиками для шурупов/гвоздей; для кубиков по крупнее и контейнер нужен побольше). Также для хранения лего-деталей можно воспользоваться вертикальным хранением, для этого штабелируем контейнеры друг на друга.
Ваш ребенок книголюб, и у вас много книг – тогда в комнате должны быть предусмотрены всевозможные полки: навесные, выдвижные, в форме машинок с кузовом и пр.; также можно поставить часть книг в шкафы.
У вас мальчик, и повсюду машинки – железные можно примагнитить на стену, мелкие – разложить в прозрачные сферы, машинки покрупнее сложить в деревянные ящики или плетеные корзинки или приобрести специальные ящики для хранения и составить их друг на друга.
Если у вас дочка, разместите отдельно куклы, мягкие игрушки, одежду для кукол, домики Для этих целей подойдут плетеные корзинки, деревянные ящики в форме сундуков и пр.
Главный принцип сортировки игрушек – разложить их так, чтобы было легко найти и легко достать. Ваш ребенок должен иметь возможность свободно вытащить любую игрушку так, чтобы при этом на него ничего не обрушилось и не свалилось. Не перегружайте полки, ящики, шкафчики, лесенки, корзиночки игрушками и другими вещами, оставляйте немного свободного пространства.
Когда игрушки рассортированы и разложены по емкостям для хранения, появляется вопрос: куда же их все разложить. На самом деле в детской полно мест для хранения – под кровать, вертикально друг на друга, спрятать за дверь или штору, аккуратно расставляем в шкафчиках для игрушек по полочкам или специальным лесенкам и т.д. Расставляя емкости/ящики/контейнеры по местам, придерживайтесь нескольких простых принципов:
Наводя порядок в детской помните, что вы это делаете для ребенка, поэтому не стоит выкидывать потрепанные вещи, в которые играет ваш малыш. Учитывайте его вкусы и предпочтения. Собранный «мусор» пусть немного полежит и подождет, вспомнят ли о нем дети.
Рациональнее всего убираться в детской вместе с детьми. Так вы добьетесь сразу нескольких результатов:
А у вас в детской порядок? Какие советы вы можете дать другим мамам? Напишите нам!
Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек и идеальный способ уборки
Дети смогут сами убирать игрушки, если…
Наталья Потеха мама пятерых детей, профессиональный коуч, руководитель Школы эмоционального интеллекта для детей
Пять лет назад, разбирая игрушки годовалого сына, я впервые задумалась о том, что они размножаются с невероятной скоростью: вот уже вместо одной корзины нам понадобилась еще и полка. А потом и еще один ящик. Так как сын был довольно мал, я сама убирала каждый день все по местам. Но чем старше он становился, тем меньше порядка было в доме.
Игрушки переселились во все комнаты, и трудно было пройти по дому, не спотыкаясь о кубики и машинки. Среди раскиданных игрушек мой сын все реже мог найти себе занятие, и казалось, что любая купленная вещь ему интересна от силы три дня после приобретения, а потом всё — в кучу. А когда родилась дочь, я решила: хватит! Пора что-то менять, так больше продолжаться не может!
В результате сейчас мои дети легко могут сами поддерживать порядок в детской. Без предупреждений и напоминаний убирают на место машинки, книги, пазлы и прочее «добро».
После того как я справилась с проблемой поддержания порядка на детской территории, я поняла, что часто такие проблемы как «нечем заняться», «скучно», «не хочу убирать» — вовсе не вредности. Это отчаяние от невозможности справиться с хаосом.
Итак, я предлагаю вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие и сумели без помощи взрослых справиться с последствиями своей деятельности.
Секрет № 1: уменьшить количество игрушек
Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.
Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.
Секрет № 2: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики
Дети не могут играть в игрушки, когда они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. Но почему все снова оказывается на полу? Ответ простой: ребенок (или вы сами!) перерывает всё, чтобы найти нужную вещь (две одинаковые машинки, кольца от пирамидки или кубики).
Что делать? Рассортировать игрушки и убрать в небольшие ящики или коробки. Согласитесь: невозможно убрать на место то, у чего нет места!
Например, у нас дома есть ящики для следующих категорий игрушек:
А еще есть полки для книжек.
Много или мало? Достаточно! Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог найти то, что ищет, не вытряхивая их содержимое на пол.
Недавно, после очередной уборки в детской, дочка сказала мне:
— Мама, спасибо, что нашла так много игрушек!
Вы не поверите! Дети даже не заметили, что я убрала две трети «добра» из их комнаты! Они переключились на то, что осталось, ведь теперь они могут найти все, что нужно для игры.
Секрет № 3: правильное размещение ящиков на стеллажах и полках
Игрушки наиболее востребованные, игрушки, в которые ребенок может играть сам, располагаются ниже, в зоне прямой доступности ребенка. А мелкие игрушки, для взаимодействия с которыми ему необходима помощь, размещаем выше. То, что мы хотим доставать реже и, желательно, по нашей инициативе, можно убрать в непрозрачные ящики. А то, о чем мы хотели бы напоминать ребенку почаще, — в прозрачные.
Например, вам хочется чаще играть в какие-то развивающие игры и заинтересовать ими ребенка — можно поставить их на видное место на полке. А игры с пластилином по вы бы хотели держать под полным контролем — значит, убираем материал для лепки в непрозрачный ящик и ставим повыше.
Суперуборка по шагам: шаг первый
Первым делом окиньте взглядом детскую. Есть ли здесь мебель, которой ребенок не пользуется? Крупногабаритные игрушки, которые стоят без дела? Возможно, в углу притаился мольберт, завешенный одеждой. А лошадка-качалка радует только приходящих в гости карапузов. Детская комната — это не музей красивых и полезных игрушек. Да, возможно в детстве вы о них мечтали или это ваши любимые вещи, но ведь это детская ребенка, верно? Давайте оставим здесь именно то, что ему нужно.
Что можно сделать с лишними вещами:
Шаг второй
Шаг третий
Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.
Перед началом сортировки приготовьте три пакета:
Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и. поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.
Перерыв
Делая перерыв, во-первых, оцените свой труд и похвалите себя!
Во-вторых, доброжелательно расскажите ребенку, какие игрушки у него есть и где они лежат, объясните, что это их место. Неважно, сколько раз вы говорили об этом с ребенком раньше, просто сделайте это еще раз в доброжелательной манере и без нотаций.
В-третьих, «законсервируйте» место уборки. Рекомендую сделать это, даже если вы планируете вернуться сюда через 30 минут. Накройте коробку или положите в нее что-то сверху, чтобы ребенок не высыпал все ее содержимое на пол. Разберитесь с пакетами: мусор выкинуть, вещи из других комнат определить на места, лишние игрушки убрать в кладовку (шкаф, на чердак, под кровать).
Самое трудное
Итак, повторяйте процедуру уборки в течение нескольких дней, пока коробка не станет пустой. Самое трудное в такой уборке — разбирать последнюю четверть. Именно там оказываются все мелкие игрушки, кусочки пазлов, мусор и не поддающийся сортировке хлам.
Спокойствие! Справиться с ним вам поможет следующий прием. Каждый раз, когда вы останавливаетесь в замешательстве, куда же убрать это, задайте себе следующие вопросы:
Такие вопросы помогут вам принять решение: место ли конкретной вещи в детских игрушках, и если да, то где.
По коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки
Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.
Александр Покрышкин
Стратегия 1
Ограничить количество игрушек
Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.
Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.
Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.
Да, до определенного возраста.
Стратегия 2
Приучать к уборке с младенчества
Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.
Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.
Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать. Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так. Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки. Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.
До трех лет сомнительно.
Стратегия 3
Считать до 20 и удивляться
Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.
Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?
Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.
Стратегия 4
«Соберу и выброшу»
У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио. За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано. Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.
Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез. Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей. Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро. Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.
Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.
Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.
Стратегия 5
Объяснить сказкой
Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит. Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают. Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.
Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах. В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули». Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.
Порядок в детской: полезные советы по организации игрушек и одежды
Создаём удобную систему хранения детских вещей!
Беспорядок в детской способен свести с ума любого родителя. Да и детям неудобно играть и творить, если вокруг них настоящий хаос. Наши читательницы поделились своими секретами удобного хранения и быстрой уборки в детской комнате.
Систематизация и удобное хранение — основа порядка
Невозможно убрать на место то, у чего нет своего места. Поэтому первый шаг к порядку — это разбор вещей и игрушек и поиск мест хранения для каждой категории.
Сортируем вещи
«В шкафу все игрушки рассортированы: полка с играми, полка с конструкторами. Мелкие игрушки сложены по типам в банки от печенья и какао или в мелкие коробки из «Икеи», — делится другая читательница.
Находим удобный способ хранения
Важно, чтобы вещи было легко доставать и складывать на место. Вот что советует опытные мамы:
«Мелкие материалы для развивашек храню в маленьких контейнерах, которые удобно ставить друг на друга. Деревянные и пазлы — в крепких файлах. Пирамидки, мягкие крупные пазлы, лото — в прочных разных размеров. Так ничего не теряется и компактно умещается в общих коробках или ящиках».
«Не так давно придумала хранить редко используемые вещи в пластиковых ящиках фруктов. У меня шкаф до потолка и глубокий (90 см), поэтому хранить вещи в стопках неудобно — всё разваливается и перемешивается. А ящики можно поставить друг на друга, и в них остается порядок».
Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог отыскать то, что ему нужно, не вываливая всё содержимое на пол.
Крупные малышовые игрушки можно складывать не только в специальные контейнеры, но и в пластиковые тазики или в корзинки для белья.
Обозначаем содержимое
Детей старше трех лет стоит привлечь к выбору и покупке контейнеров. Здорово, если выбранные ящики и коробки будут разных цветов. К примеру, синий — для кубиков, красный — для машинок Если вам больше нравится набор одинаковых контейнеров, то пометьте их разными наклейками и картинками для малышей или подпишите — для ребят постарше.
Если у вас есть игры и игрушки, которые вы предпочитаете давать ребенку только под присмотром, уберите их в непрозрачный контейнер и поставьте на более высокую полку. А то, к чему, наоборот, хотите вызвать интерес — оставляйте в зоне доступа, на самом видном месте.