Как назначается выездная налоговая проверка

Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Как назначается выездная налоговая проверка. 371 s. Как назначается выездная налоговая проверка фото. Как назначается выездная налоговая проверка-371 s. картинка Как назначается выездная налоговая проверка. картинка 371 s

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Основания для проверки, сроки, место, оформление результатов. Про истребование документов, допрос, экспертизу, выемку, осмотр, инвентаризацию и пр.

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

Основания для назначения выездной проверки

Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Проверку могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.

Выездные проверки проводят крайне редко.

Налоговая служба для принятия решения проводить или не проводить выездную проверку использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая служба, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К таким критериям, в чатсности, относят:

Ближайшее время ФНС может ввести в качестве дополнительного критерия — наличие признаков схем уклонения от налогообложения путем перевода работников в категорию самозанятых, то есть плательщиков НПД (письмо ФНС России от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@).

Если эти критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. Налоговая будет выяснять обстоятельства. Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.

Действия, которые помогут налоговой выяснить обстоятельства несоблюдения показателей:

Проводить выездную проверку будут только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.

Что нужно запомнить:

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), либо вручают лично.

Основание для проведения выездной проверки

Для того, чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны вынести решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ). В этом решении указывается (п. п. 2, 17 ст. 89 НК РФ):

Проверку могут провести по любым налогам, сборам, страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами (за исключением отдельных случаев, предусмотренных НК РФ), предшествующему году назначения проверки.

Принятое решение о проведении проверки неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Мероприятия, которые проводит налоговая инспекция во время выездной проверки

В период проведения выездной проверки налоговики осуществляют мероприятия, регламентированные НК РФ.

1. Истребование документов у проверяемого налогоплательщика (ст.93 НК РФ)

При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть направлено несколько. Ограничений нет. Требования вручат лично, направят по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Документы можно представить налоговикам на бумаге в виде заверенных копий, по ТКС или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов (форматы установлены приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@).

Налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Срок представления документов по общему правилу – 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п.3 ст. 93 НК РФ).

Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Как назначается выездная налоговая проверка. 371 l. Как назначается выездная налоговая проверка фото. Как назначается выездная налоговая проверка-371 l. картинка Как назначается выездная налоговая проверка. картинка 371 l

Да, вправе. Обратимся к формулировке п.1 ст. 93 и п.12 ст. 89 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Налоговая может запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 5.1)).

Верховный Суд РФ в постановление от 06.09.2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Рекомендация: лучше представлять налоговикам документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:

2. Истребование документов у контрагентов (ст.93.1 НК РФ)

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.

Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

3. Допрос свидетеля (п. 3 ст. 90 НК РФ)

Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации, или представители контрагентов.

Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п.4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:

Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Штрафы (ст. 128 НК РФ):

Налагать могут только эти штрафы. Административная ответственность и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).

4. Назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ)

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Например, когда нужно:

Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением должно быть ознакомлено проверяемое лицо и разъяснены его права, о чем составляется протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть соблюдены, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ)

Проводят в двух случаях:

Выемку производят в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Также при выемке должны присутствовать понятые (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Осмотр (ст. 92 НК РФ)

При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп.1 п.1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать помещения:

При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).

Обязательные требования при проведении осмотра:

Инвентаризация имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Специальных правил по ее проведению в НК РФ нет. Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

Сроки проведения выездной проверки

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:

На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.

Итого: несмотря на то, что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может длиться более года.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п.15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п.1 ст.100 НК РФ).

Источник

Выездная налоговая проверка: как работает фактор внезапности?

Налогоплательщики (даже добросовестные) крайне негативно относятся к любым проверкам, но особенную нелюбовь у компаний и организаций вызывает выездная налоговая проверка. Причины понятны: мало того, что налоговики обрушиваются «как снег на голову», но для них нужно создавать приемлемые условия для работы, а физическое присутствие проверяющих в офисе создаёт атмосферу нервозности, стресса для сотрудников, нарушает привычный ритм работы.

Подготовиться к плановой камеральной проверке всегда можно заранее: продумать ответы на каждый вопрос, добыть недостающие документы или внести исправления в имеющиеся, попытаться «заткнуть дыры». С выездной так не получится: в одно прекрасное утро вы просто встречаете гостей, которые вовсе не обязаны ставить вас в известность о визите заблаговременно (письмо ФНС № АС-37-2/15853 от 18.01.2010).

Можно ли узнать о предстоящем визите налоговиков заранее? Напрямую, позвонив по телефону или обратившись с письменным запросом – нет. Но есть косвенные методы, используя которые, можно с большой долей вероятности предугадать предстоящую проверку:

План или веские подозрения?

Согласно Концепции выездных проверок (приказ ФНС № ММВ-7-2-297), налоговики формируют свой план на основании оценки рисков работы компании, отдавая себе отчет, что всех юридических и физических лиц в стране поголовно проверить невозможно технически, поэтому контроль осуществляется выборочно.

У кого есть повышенные шансы попасть под пристальное внимание и очутиться «под колпаком»? Вот некоторые критерии:

Важно помнить, что у фискальных органов существует свой внутренний план, основным показателем которого является наполнение бюджета. Это означает, что в успешную и прибыльную компанию могут прийти «просто так», если наполняемость бюджета низкая и нужно срочно «заткнуть дыры» за счет доначислений и штрафов.

Типы и варианты, разновидности выездных проверок. Какие бывают налоговые проверки, и что могут проверять инспектора?

Ограничения, связанные с назначением и проведением ВНП

Налоговая проверка на выезде: что это и как работает?

Начало работы налоговиков

После предъявления решения и ознакомления с ним директора организации обычно проводится собеседование как с руководством, так и с другими лицами, отвечающим за налоги – заместителями, финансистами, главным бухгалтером. Уклоняться от разговора – глупая тактика, стоит подумать, как установить контакт и наладить сотрудничество, но в рамках корпоративного этикета и правил.

Стандартные процедуры, используемые в процессе налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в 95% случаев сопровождается инвентаризацией, что помогает налоговикам оценить движение товарно-материальных ценностей и так собрать ценные сведения о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. Сотрудники налоговой имеют полное право подвергать осмотру офисные комнаты (не путать с обыском – это совсем иное процессуальное действие), посещать склады, цеха, торговые залы, подсобки и задавать при этом неожиданные вопросы. Нельзя запрещать им посещать те или иные площади, препятствовать этому, но стоит обязательно отрядить парочку сотрудников в роли свидетелей или понятых – на случай составления Акта осмотра.

Согласно статьям 93 и 93.1 НК налоговые органы имеют право истребовать любые документы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании. Если налоговики опасаются намеренного утаивания бумаг либо их сокрытия с целью уничтожения или тайного внесения в них изменений, сотрудники налоговой вправе произвести выемку, но только в дневное время.

Иногда для установления истины налоговые органы прибегают к экспертизам документов (ст. 95), в крайнем случае – к допросу свидетелей (вовсе необязательно сотрудников проверяемой компании).

Типовые цели и задачи, которые преследуют налоговики:

После проведения всех процедур проверяющие неторопливо систематизируют информацию, формируют итоговые документы проверки.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: справка и акт

По закону, на составление итогового Акта налоговикам отводится 2 месяца. Форма Акта оговорена Приказом ФНС ММВ-7-2/189, документ состоит из вводной, описательной и итоговой части. Даже если абсолютно никаких нарушений Налогового кодекса не обнаружено во время ВНП, всё равно Акт составляется и подписывается.
Что написано в Акте?

Принято, что с даты проставления почтового штампа на письме должно пройти 6 дней (для компаний с иностранной юрисдикцией – 20 дней) и будет считаться, что Акт вручен плательщику. Именно с 6 дня начинается отсчет срока для обжалования (возражений) по проверке.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Если что-то недоплачено или вовсе не уплачивалось, налоговики производят пропорциональные доначисления и обязуют организацию выполнить свой долг по уплате налогов. За нарушения привлекают к ответственности, самое малое из возможных мер – штрафы и пени.

Кстати, налоговики в любой момент могут обратиться в Следственный комитет или прочие органы правосудия, если выявят серьезные нарушения законодательства. Сотрудники органов могут официально принимать участие в проверке, если нарушения «тянут» на уголовную статью.

Наверняка в организации работают сотрудники, вина которых доказана, даже если это были случайные ошибки в оформлении. Руководитель организации обязан привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, что отражается приказом, но также вправе отказаться от привлечения сотрудников к ответственности.

Выездная налоговая проверка в 2017 и 2018 годах: список особенностей

Два месяца – далеко не предел для срока проведения проверки (ВНП)

Однако, по ряду причин срок продлевается до двух или шести месяцев, решение об этом принимает руководитель проверяющего налогового подразделения. Для продления должны быть веские причины, часть которых перечислена в приказе ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189:

Есть ли предельный срок на проведение выездной налоговой проверки? Да, он равняется одному году, включая все продления и «паузы».

Как минимизировать риски?

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Как назначается выездная налоговая проверка. . Как назначается выездная налоговая проверка фото. Как назначается выездная налоговая проверка-. картинка Как назначается выездная налоговая проверка. картинка

Выездная налоговая проверка в 2021 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2021 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст. 89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Как заканчиватся выездная проверка

В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.

Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь. Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *