Как назвать деталь в машиностроении
Как назвать деталь?:)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщения 11
#1 Тема от rip 11 апреля 2007г. 17:25:32
Тема: Как назвать деталь?:)
#2 Ответ от soso 11 апреля 2007г. 23:45:04
Re: Как назвать деталь?:)
Детали отличаются друг от друга не только названием, но и номером чертежа. И в архиве чертежи стоят по порядку номеров. Так чтьо путаницы не будет.
#3 Ответ от ttt 12 апреля 2007г. 22:54:39
Re: Как назвать деталь?:)
> rip
Поддерживаю вопрос! Уникальное наименование особенно необходимо, когда файлу присваивается наименование содержащегося в нем чертежа. И в производстве меньше матюгов будет, если одним словом можно деталь назвать. Когда у меня словарный запас иссякает, то я обычно пользуюсь алфавитным указателем к классификатору ЕСКД. Жаль, что он у нас только в бумажном виде и только на сборочные единицы. Может кто-то выложит такие алфавитные указатели в электронном виде для общеобразовательных целей?
#4 Ответ от brigval 13 апреля 2007г. 09:12:43
Re: Как назвать деталь?:)
У меня имя файла включает обозначение и наименование изделия (все из основной надписи). И проблем с именами файлов в принципе нет и не может быть.
А выбирать названия изделий, действительно, удобно по классификатору ЕСКД.
#5 Ответ от сопливчик 13 апреля 2007г. 10:48:44
Re: Как назвать деталь?:)
А выбирать названия изделий, действительно, удобно по классификатору ЕСКД.
Я не применяю энтот классификатор. Это еще удобнее.
#6 Ответ от ttt 13 апреля 2007г. 23:44:32
Re: Как назвать деталь?:)
> brigval
Бывают случаи, когда выгодно больше одного чертежа в файле иметь. Бывают случаи, когда один чертеж в нескольких файлах.
А без проблем в нашем деле не бывает по-моему:)
#7 Ответ от BigScrew 14 апреля 2007г. 00:15:58
Re: Как назвать деталь?:)
#8 Ответ от brigval 14 апреля 2007г. 14:30:46
Re: Как назвать деталь?:)
Бывают случаи, когда выгодно больше одного чертежа в файле иметь.
Это один из способов проектирования до создания чертежей. Когда появляются чертежи их уже можно перекидывать в отдельные файлы.
Бывают случаи, когда один чертеж в нескольких файлах.
Здесь можно добвалять к «Обозначению-наименованию» номера листов.
А когда Вы перейдете на 3D, перечисленные здесь проблемы отпадут сами собой.
#9 Ответ от ttt 14 апреля 2007г. 22:15:08
Re: Как назвать деталь?:)
> brigval
> BigScrew
Готов согласиться, что работать с чужими файлами было бы очень комфортно, если б их имена имели структуру «Обозначение-наименование». Но у меня, например, номера обозначений появляются только к середине разработки, а почти все сборки строятся на основе файлов внешних ссылок. Соответственно многие файлы пришлось бы переименовывать. Пожалуй, кроме любви к ближнему, мне понадобятся дополнительные стимулы, чтобы перейти на эту систему 🙂
#10 Ответ от jonas 18 апреля 2007г. 13:55:29
Re: Как назвать деталь?:)
Конструктивные и технологические элементы деталей на чертеже
При чтении и выполнении рабочих чертежей деталей людям часто приходится сталкиваться с необходимостью распознавания различных конструктивных элементов. Следует учесть, что в этой статье рассмотрены далеко не все конструктивные элементы, а только типовые, то есть многократно встречающиеся на деталях.
Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101- 68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.
Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали. Например, на рисунке приведена деталь под названием звездочка. Она состоит из таких элементов конструкции детали, как: зубья звездочки, ступица с отверстием 35Н7 и M8-6H и конструктивного элемента в отверстии под названием шпоночный паз 10.
Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее рифления все равно остается цилиндрической.
Технологические элементы обеспечивают удобство изготовления детали (опоры детали при обработке) и её сборки с другими деталями (фаски, проточки) или связаны с особенностями изготовления детали (литейные скругления и уклоны для литых деталей) и её элементов (сбеги и недорезы резьб, центровые отверстия и канавки для выхода шлифовального круга и т. д.).
Виды отверстий по форме:
по проходимости сквозь тело детали
Сбег — это участок, на котором происходит уменьшение профиля резьбы.
Лыска – это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси. Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали
Буртик. На валах и осях часто применяют упорные буртики (уступы), в торцы которых упираются детали, насаживаемые на вал или для ограничения осевого перемещения самого вала.
Заплечик переходная поверхность от меньшего диаметра вала к большему, служащая для упора колец шарико- и роликоподшипников.
Углубление малой протяжённости на торцевой поверхности заплечика вала, выполненное вдоль оси вала, называют поднутрением.
Фаской (указывается длинна с 4 и угол 45°) называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Размеры катета фасок «с» выбираются по ГОСТ 10948-64 из следующего ряда: 0,1; (0,12); 0.16;(0.20); 0.25; (0.30); 0,40; (0,50); 0,60; (0,80); 1,0; 1,2; 1,6; (2,0); 2,5; (3,0); 4,0; (5,0); 6,0; (8,0); 10; 12; 16 и т.д. до 250 мм. Размеры без скобок предпочтительнее.Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.
Допускается надпись в технических требованиях чертежа: Острые кромки притупить фаской или радиусом 0,16 max мм.
Скругление – это плавный переход от одной поверхности детали к другой по указанному радиусу. При этом образуется переходная поверхность являющаяся частью цилиндра или тора касательного к сопрягаемым поверхностям. Поэтому центр радиуса скругления в конструктивных элементах, как правило, не указывают. Скругления предназначены для удаления острых кромок, облегчения сборки, придания эстетического вида.
Рифление (обработка поверхности для придания ей шероховатости нанесение узких острых бороздок рифлей) предотвращает проскальзывание пальцев руки при завинчивании детали. На чертеже указывают, согласно ГОСТ 21474—75, тип рифления (прямое или сетчатое) и его шаг, выбираемый из ряда: 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0 (последний только для сетчатого). Угол рифления, отличный от 45°, указывается на изображении.
При обработке или контроле деталей типа тел вращения в центровые отверстия детали входят центры станка или приспособления, на которых установлена деталь. Если в изготовленной детали требуется наличие центровых отверстий, то их отмечают условным знаком ᐸ, с указанием на полке обозначения по ГОСТ 14034—74. Если центровые отверстия в готовом изделии недопустимы, то наносят знак ⵏᐸ. Пример условного обозначения центрового отверстия формы А диаметром d = 2 мм:
Отв. центр. А2 ГОСТ 14034– 74.
Ребро жёсткости – это элемент детали, который нужен для повышения механических характеристик, позволяют уменьшить сечения отдельных элементов детали, снизить напряжения в местах сопряжения стенок различного сечения, повысить устойчивость и прочность конструкций. Толщина ребер жесткости у их основания должна быть равной толщине основной стенки детали.
Клин — элемент в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Наиболее распространены клиновые зажимные механизмы. Они позволяют закреплять деталь непосредственно или через прижимные планки и рычаги. Для обеспечения самоторможения угол клина не должен превышать 6 градусов.
Эксцентриковые зажимы являются разновидностью клина (криволинейные клинья) и выполняются в виде секторов, дисков, цилиндров, рабочая поверхность которых может быть очерчена по окружности, по логарифмической или архимедовой спирали. Эксцентриком принято называть только сам диск (вал) со смещённой осью вращения, а созданные на его основе механизмы и приспособления, как правило, носят самостоятельные названия. Наибольшее распространение получили круглые эксцентриковые зажимы
Канавка – это протяженное углубление на поверхности детали различной траектории и, как правило, простого поперечного сечения. Канавки предназначены для разделения поверхностей с разной характеристикой обработки, для выхода режущего инструмента при изготовлении детали или для обеспечения определенных условий при сборке и эксплуатации. Канавки используют для подвода, распределения и удержания смазки. Некоторые канавки предназначены для фиксации уплотнений различной формы. Траектория канавки может быть самой разной: по прямой, по кольцу, по винтовой линии и др.
Например в машиностроении используются канавочные (щелевые) уплотнения.
Щели концентрических проточек заполняют пластичной смазкой. Образуемый затвор препятствует вытеканию масла и ограничивает проникновение посторонних веществ извне.
Применять щелевые уплотнения рекомендуется для узлов, работающих в сравнительно чистой окружающей среде. Щелевые уплотнения не обеспечивают полной герметизации, их целесообразно применять в комбинации с уплотнениями другого типа.
Для лучшего удержания смазки канавки делают в крышке корпуса и на валу. Канавочные уплотнения применяют для подшипниковых узлов, работающих при скоростях до 5 м/сек и консистентной смазке. Температура разжижения смазки, заполняющей щели, должна быть выше рабочей температуры узла, чтобы не было вытекания масла из щели.
Канавки очень полезны в комбинации с, уплотнениями другого типа.
Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой. На основных изображениях проточки, как правило, дают с упрощениями, а их действительные формы и размеры раскрывают выносными элементами.
Пазом называется канавка с прямолинейной траекторией. Пример условного обозначения Т-образного направляющего паза шириной а= 18 мм и полем допуска Н8: Паз Т-образный 18Н8 ГОСТ 1574—91. Формы поперечного сечения пазов могут быть довольно сложными. Пазы служат для подвижного соединения деталей друг с другом. Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали.
Шпоночное соединение (шпоночный паз 10 JS9) предназначено для закрепления и передачи крутящего момента от вала на колесо или же наоборот. Шпонка позволяет это осуществить, сохраняя при этом возможность разъемного соединения деталей. Обычно в соединение ставят по одной шпонке. При передаче большого крутящего момента могут быть поставлены две или три шпонки через 180 – 120°. Шпонки всех основных видов стандартизированы. Размеры шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала по таблицам стандарта. Чертежи на шпонки не выполняют, а все необходимые данные указывают в спецификации в разделе «Стандартные изделия».
Шлицевые соединения (шлицевой паз) предназначаются, как правило, для передачи крутящего момента, например от вала на звездочку или наоборот. При этом возможно еще дополнительное перемещение звездочки вдоль оси. В зависимости от формы профиля различают соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.Условное обозначение шлицевого соединения на учебном чертеже (рис. 8.10) должно быть следующим:
где n – элемент центрирования* ;
d – внутренний диаметр;
D – внешний диаметр; b – ширина зуба вала.
В конце обозначения указывается номер стандарта (например, d –
8×36×42×7 ГОСТ 1139–80).
Риска (штрих) линия в виде продольного узкого углубления с закругленным или плоским дном, наносимая на изделие при разметке его под обработку сверлением, строжкой, фрезеровкой или чертилкой слесарной для точной разметки, измерительные шкалы приборов и т.д. Номенклатура подобных деталей достаточно велика, поэтому конструкцию и оформление чертежа рассмотрим только на наиболее характерных их представителях.
Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой записи.
Если у вас есть необходимость в создании высококачественного чертежа ISO, DIN, ANSI, ЕСКД или трехмерной модели в Автокад, Компас 3D? Можно связаться и поддерживать со мной связь с помощью электронной почты указана в профиле или заполните форму и я свяжусь с вами. Мы детально обсудим ваш проект. Я разрабатываю индивидуальные решения в точном соответствии с вашими потребностями. Также дополнительно осуществляю подбор производителей, фабрик, поставщиков комплектующих в любой точке мира.
Как назвать деталь в машиностроении
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ДЕТАЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Дата введения 1996-01-01
Постановлением Постановлением Госстандарта России от 18 августа 1995 г. N 439 дата введения установлена 1996-01-01
ИЗДАНИЕ (май 2004 г.) с Изменением N 1*
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9 2006 г.
Поправка внесена изготовителем базы данных.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ТКД) создан на основе ранее изданного Технологического классификатора деталей* и является дальнейшим его развитием и совершенствованием.
* Технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения. М., Издательство стандартов, ч.I, 1974, ч.II, 1976.
Широкое использование технологического классификатора деталей в промышленности при подготовке производства, в рамках внедрения ЕСТПП, показало его высокую эффективность при решении производственных задач с применением современных средств вычислительной техники и новейших технико-математических методов.
Технологический классификатор деталей используется в системе подготовки производства и управления им совместно с общесоюзными классификаторами технико-экономической информации. Опыт его внедрения в отраслях промышленности показал, что он создает предпосылки для решения следующих основных задач:
анализ номенклатуры деталей по их конструкторско-технологическим характеристикам;
группирование деталей по конструкторско-технологическому подобию для разработки типовых и групповых технологических процессов с использованием ЭВМ;
подетальная специализация производственных подразделений (участков, цехов, заводов);
повышение серийности и концентрация производства деталей;
унификация и стандартизация деталей и технологических процессов их изготовления;
рациональный выбор типов технологического оборудования;
тематический поиск и заимствование ранее разработанных типовых или групповых технологических процессов;
автоматизация проектирования деталей и технологических процессов их изготовления.
Основной целью ТКД является снижение трудоемкости и сокращение сроков технологической подготовки производства.
Настоящий Технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения при неизменных основных принципах его построения охватывает детали всех отраслей промышленности основного и вспомогательного производств.
Он является логическим продолжением и дополнением классов деталей Классификатора ЕСКД (классы 71, 72, 73, 74, 75, 76).
Классификатор ЕСКД разработан в качестве информационной части ГОСТ 2.201-80 «ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов» единой классификационной обезличенной системы обозначения изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения. Классы деталей создают оптимальные условия для:
создания единого информационного языка для автоматизированных систем управления и облегчения тематического поиска деталей и их конструкторских документов с целью предотвращения разработки аналогичных;
определения объектов и направлений унификации и стандартизации;
обеспечения возможности использования различными предприятиями и организациями конструкторской документации в проектировании, производстве, эксплуатации, ремонте, разработанной другими организациями, без ее переоформления;
широкого внедрения средств вычислительной техники в сферы проектирования и управления;
применения кодов деталей по классам деталей совместно с технологическими кодами при решении задач технологической подготовки производства с использованием средств вычислительной техники.
Классы деталей содержат следующую номенклатуру:
При классификации использованы следующие основные признаки: «геометрическая форма», «функциональный», «параметрический», «конструктивный», «служебного назначения», «наименование».
В классах 71, 72, 73, 74, 75 в качестве основания деления использован в основном признак «геометрическая форма», в класс 76 расклассифицированы детали, выполняющие самостоятельные функции (однодетальные изделия), а также специфические детали технологической оснастки и инструмента, являющиеся составными частями изделий (например, пуансоны, матрицы и др.), не выполняющие самостоятельных функций.
В технологическом классификаторе деталей установлены следующие признаки классификации деталей: «размерная характеристика», «группа материала», «вид детали по технологическому методу изготовления», «вид исходной заготовки», «квалитет», «параметр шероховатости», «характеристика технологических требований», «характеристика термической обработки», «толщина покрытия», «поверхность покрытия», «характеристика толщины», «площадь формования», «дополнительная характеристика», «характеристика массы» и др.
В настоящей редакции технологического классификатора имеются разделы по следующим видам деталей по методу изготовления:
Коды деталей по Технологическому классификатору вместе с кодами деталей по Классификатору ЕСКД являются исходной информацией, которая используется предприятиями на стадиях конструкторской и технологической подготовки производства и управления им, с использованием средств вычислительной техники.
Процесс кодирования деталей по Технологическому классификатору заключается в присвоении детали кода классификационных группировок конструктивных признаков по Классификатору ЕСКД. Это необходимо проводить в том случае, когда в основной надписи чертежа детали обозначение проставлено не в соответствии с ГОСТ 2.201-80. Затем этот код дополняется кодами основных технологических признаков и признаков, определяющих вид детали по технологическому методу.
Система буквенно-цифрового кодирования, принятая в Технологическом классификаторе, используется для ввода и вывода информации в ЭВМ. При использовании алфавитно-цифровых и счетно-перфорационных машин также может использоваться буквенно-цифровой код. Однако на некоторых предприятиях используют цифровые счетно-перфорационные машины. В этом случае можно рекомендовать замену однозначного буквенно-цифрового кода на двузначный цифровой:
Основные понятия деталей машин
1. Основные понятия и определения.
2. Классификация деталей машин.
3. Основные требования к деталям машин.
4. Модели нагружения деталей машин.
5. Основные критерии работоспособности деталей машин.
1. Основные понятия и определения
Детали машин – раздел по теории расчета и конструированию деталей и узлов машин общемашиностроительного применения. Детали общего назначения применяют в машиностроении в очень больших количествах, поэтому любое усовершенствование расчета и конструкций этих деталей, позволяющее уменьшить затраты материала, снизить стоимость производства, повысить долговечность, приносит большой экономический эффект.
Под деталью понимают элемент конструкции (изделие), изготовленный из однородною материала (одной марки) без применения сборочных операций.
Совокупность деталей, соединенных посредством сборочных операций и предназначенных для совместной работы или выполняющих определенные функции, называют сборочной единицей или узлом.
Механизмом называют систему твердых тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел (редуктор, коробка передач и др.).
Машиной называют механизм или устройство, выполняющие механические движения и служащие для преобразования энергии, материалов или информации с целью облегчения или замены физического или умственного груда человека и повышения ею производительности.
Структурно любая машина состоит из шести блоков, приведенных на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Схема машины
2. Классификация деталей машин
Все детали машин можно разделить на две большие группы: общего назначения и специального назначения.
В курсе «Детали машин» рассматриваются только вопросы расчета и конструирования деталей машин общего назначения. Вопросы, связанные с конструированием деталей специального назначения, изучаются в специальных курсах.
По функциональному признаку детали машин общего назначения подразделяются на следующие группы:
1. Детали соединения.
1.1. Разъемные соединения: резьбовые, клиновые, штифтовые, шпоночные, шлицевые (зубчатые), профильные, клемовые.
1.2. Неразъемные соединения: свариваемые, клепаные, паяные, склеиваемые.
1.3. Промежуточные соединения: цилиндрические с натягом, соединения стяжными кольцами и планками.
2.1. Управляющие передачи: двигательные передачи, передачи исполнительным механизмом.
2.2. По физическому эффекту.
2.2.4.2. Трением: фрикционные, ременные.
3. Детали, обслуживающие вращательное движение.
3.2. Подшипники: качения, скольжения.
4. Шарнирно-рычажные механизмы: направляющие кулисы и ползуны, кривошипно-ползунный механизм, кривошипы, шатуны, коромысла, кулачки, эксцентрики, ролики.
5. Упругие элементы: пружины, рессоры.
6. Уравновешивающие равномерность движения: маховики, маятники, бабы, шаботы, грузы.
7. Детали, обеспечивающие смазывание и защиту от загрязнения: манжеты, уплотнения и т. д.
8. Детали и механизмы управления: рукоятки, тяги.
3. Основные требования к деталям машин
Вновь разрабатываемая машина (механизм) должна иметь более высокие технико-экономические показатели по сравнению с существующим (базовым) образцом: более высокую скорость и производительность при меньших затратах на производство и эксплуатацию, меньшую массу, металлоемкость и энергоемкость.
Машина (деталь) должна быть работоспособной. Работоспособностью называют состояние деталей, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией, и сохранением прочности, жесткости, неизменяемости формы и размеров, износостойкости, виброустойчивости и теплостойкости.
Машина (деталь) должна обеспечивать заданную надежность. Под надежностью понимают свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение определенного промежутка времени или требуемой наработки.
Деталь должна быть технологичной, т. е. изготовленной из недефицитных материалов, и требовать минимальных затрат средств, времени и труда в производстве, эксплуатации и ремонте.
Машина (деталь) должна отвечать требованиям безопасности для персонала, находящихся рядом людей, машин, зданий и сооружений.
Кроме того, необходимо учитывать требования экономичности, экологической безопасности и эстетичности.
4. Модели нагружения деталей машин
Для расчета и проектирования деталей и узлов машин необходимо знать нагрузки, которые могут воздействовать на деталь в процессе ее эксплуатации. При проектировании обычно оперируют расчетными схемами деталей, а все нагрузки, воздействующие на детали, рассматривают как режимы нагружений. Для более точного учета нагрузок в расчетах деталей машин используют общепринятые типичные модели нагружения.
По характеру нагружения внешние силы разделяются на поверхностные и объемные. Поверхностные силы действуют на поверхность деталей и являются результатом взаимодействия деталей, объемные силы — силы тяжести и инерции — приложены к каждой частице детали.
Силы вызывают в деталях деформации и напряжения. По характеру изменения во времени напряжения подразделяют на статические и циклические. Статическими называют нагрузки (напряжения), медленно изменяющиеся во времени. Циклические нагрузки характеризуются параметром цикла и непрерывно изменяются с течением времени. Параметрами цикла нагружения являются амплитуда напряжений, среднее, максимальное и минимальное напряжение.