Как назвать кружок по профориентации
Кружок «Путешествие в мир профессий»
Анастасия Перелыгина
Кружок «Путешествие в мир профессий»
Пояснительная записка
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
У ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.
Детям 6-го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.
На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью («Космонавты», «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.
В сюжетно – ролевой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.
Цель: формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессиям различных сфер обслуживания населения, результатам их труда.
Задачи:
• Образовательные: расширять и углублять знания детей о профессиях, уточнить и закрепить у детей представление о труде и результатах труда изучаемых профессий.
• Развивающие: развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности, самостоятельность мышления; активизация словаря по изучаемой теме.
• Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей знания детей о профессии строитель.
• Пополнение словарного запаса.
• Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.
• Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.
Тематический план
Месяц № Содержание базовых тем
Октябрь 1 Введение. Мир профессий.
2 Беседа «О пользе труда медицинских работников»
3 Сюжетно-ролевая игра «Больница»
4 Рисование на тему «Я – врач»
Ноябрь 1 Беседа «Зачем нужна аптека?». Показ слайдов «Что есть в аптеке?»
2 Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
3 Изготовление аппликации «Витрина аптеки»
4 Экскурсия в ФАП д. Михайловка
Декабрь 1 Беседа «Загадочное письмо»
2 Сюжетно-ролевая игра «Почта»
3 Изготовление праздничной открытки.
4 Экскурсия в Почтовое отделение д. Михайловка
Январь 1 Беседа «Библиотека – клад знаний»
2 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
3 Изготовление книги
4 Зарисовка сказки в изготовленной книги
Февраль 1 Экскурсия в библиотеку д. Михайловка
2 Беседа «Полеты в небе». Показ слайдов.
3 Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»
4 Рисование на тему «Самолет моей мечты»
Март 1 Беседа «Морские путешествия»
2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
3 Аппликация «Я капитан корабля»
4 Беседа «Профессия: шофер»
Апрель 1 Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
2 Аппликация «Машина для шофёра»
3 Творческая работа «Мир профессий». Изготовление коллажа.
4 Оформление выставки работ детей.
Социально-личностное и познавательное развитие дошкольников в процессе их знакомства с профессиями Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации.
Выставка фотографий «Человек труда» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду.
Профориентационная работа: Работа кружков
Работа кружков направлена на трудовое, эстетическое,
нравственное воспитание обучающихся. Кружки
развивают творческие способности – процесс,
который пронизывает все этапы развития личности подростка,
пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационная работа: Работа кружков »
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно гуманитарный техникум»
«Выбирая профессию, выбираем образ жизни ».
Мир творчества и красоты
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Работа кружков направлена на трудовое, эстетическое,
нравственное воспитание обучающихся. Кружки
развивают творческие способности – процесс,
который пронизывает все этапы развития личности подростка,
пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня вы пришли сюда,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Удачи двери распахнуть,
Умом своим на все взглянуть.
А к жизни ты готов?
К такой, чтоб за нее ты
Ты и себе и людям пригодился?
(профессия «Повар, кондитер»)
Смак (профессия «Повар, кондитер»)
Юный сварщик (специальность «Сварочное производство»)
Безопасное колесо (профессия «Автомеханник»)
Занимательная графика (профессия «Мастер по обработке цифровой информации»)
Вдохновение (профессия «Штукатур», «Маляр»)
Работы участницы кружка «Вдохновение» Латыповой Натальи
И ты приобретеж успех
Проведение правовых основ
Комментирование статей административного, гражданского, трудового кодекса
Твой завтрашний успех начинается сегодня
Помни: будущее принадлежит тому, кто верит в успех
Составление букета из остатков обоев на ватмане. (безотходные технологии)
А в итоге! (Каждый выпускной класс школ оставил о себе память в виде творческой работы)
Рабочая программа кружка «МИР ПРОФЕССИИ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 57 города Макеевки»
кружка «МИР ПРОФЕССИИ»
на 2018-2019 учебный год
Возраст учащихся: 13-15 лет
Белова Виктория Васильевна,
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В связи с этим на базе МОУ «СШ № 57» в 2018-2019 учебном году работает профориентационный кружок «Мир профессии», который нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституции Донецкой Народной Республики;
Законе ДНР «Об образовании»;
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Конвенции ООН о правах ребёнка;
Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» № 392 от 11.08.2015;
Приказа МОН ДНР «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»
Методических рекомендаций к программам дополнительного образования.
В основе работы кружка предусматривается формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы, готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению ; возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Направленность образовательной программы
Программа направлена сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии ; формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Концепция предлагаемой программы строится на с овременн ой экономическ ой и политическ ой обстановк и, заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Поэтому программа уделяет огромное влияние проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая опира е тся на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
В связи с этим видим необходимость в составлении учебной программы так, чтобы темы изучались последовательно, от легкого к сложному, были взаимодополняемыми. Особое внимание предлагается уделить практическим занятиям.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями нынешнего времени и задачами Донецкой Народной Республики.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Значимость профориентационной работы среди подростков можно подчеркнуть словами доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. ».
Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
Актуальность данной программы состоит в полноценная помощи школьнику в выборе профессии, которая не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Педагогическая целесообразность программы
В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?
Перед многими выпускниками школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Мир профессии» заключается в том, чтобы помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.
Отличительной особенность программы является формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Новизна программы состоит в том, что в процесс занятий входит профессиональная диагностика с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, исследовательской и проектной деятельности.
Цели и задачи программы
познакомить обучающихся с миром профессий в условиях современного рынка труда;
помочь обучающимся сформировать представление о своих индивидуально-психологических особенностях;
развивать коммуникативные навыки и навыки самопрезентации;
способствовать личностному развитию обучающихся.
показать обучающимся многообразиемира профессий с учетом престижности и востребованности их в обществе и современным рынком труда;
исследовать индивидуально-психологические особенности обучающихся, важные для выбора профиля обучения и профессии в будущем;
сформировать у обучающихся представление об основных психических процессах (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;
определить интересы, склонности и способности обучающихся в области профессиональной деятельности;
сформировать у обучающихся навыки самопрезентации;
развивать у обучающихся коммуникативные навыки
создать условия для формирования успешной личности с адекватной самооценкой в притязаниях, морально-нравственными ценностями;
сформировать у обучающихся целостное восприятие образа себя на основе исследования индивидуально-психологических особенностей
Отличительные особенности Программы
Данная программа модифицирована. Она п ризвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Также направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 8- 9-х классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Срок реализации программы
Программа «Патриот» расчитана на 1 год. Недельная нагрузка – 2 часа.
Формы кружковой работы : фронтальные, групповые, парные, индивидуальные . Использованы различные типы уроков. П рименяются как словесные способы организации занятия (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, фильма, ролика) так и наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, фото, наблюдение, работа по образцу) и практические (тренинги, тренировочные упражнения, участие в инсценировках).
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Формы проведения занятий:
профессиональная диагностика с использованием надёжных методик;
деловые и ролевые игры;
исследовательская и проектная деятельность;
Занятия проводятся 2 раза в неделю ( 2 часа).
Дни и часы занятий:
понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
понятие о специальности и квалификации работника;
требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
характеристику профессий и специальностей;
понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
виды и формы получения профессионального образования;
виды учреждений профессионального образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
профессиональные интересы и склонности, способности;
профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
классификация, типы и подтипы профессий;
требования профессий к определенным качествам личности;
личный профессиональный план;
виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план и резюме;
проектировать свою профессиональную карьеру.
классифицирую профессии согласно типологии Климова Е.Н.;
работаю с методикой «Матрица профессий»,
умению правильно строить коммуникацию и выбирать тактику для самопрезентации.
составлять личный профессиональный план и резюме;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Формы подведения итогов в реализации дополнительной образовательной программы
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – творческие конкурсы, выставки;
итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.