Как назвать мастерскую ручной работы
Как назвать мастерскую ручной работы
Это процесс нацеленный на разработку наименования компании, бренда или торговой марки. Казалось бы, что тут сложного, ведь это просто какое-то слово, которое может придумать любой, однако не все так просто, ведь в этом процессе много «подводных камней».
К примеру, придумали вы название «Мир обоев», а оказывается, что такое название уже кем-то используется, домены заняты, зарегистрировать юр.лицо или торговую марку не получается по тем же причинам: оно не уникально, т.к. массово используется на рынке.
Название (naming) должно быть уникальным хотя бы в вашем классе МКТУ (международная классификация товаров и услуг, каждый вид деятельности или товар имеет свой класс, название должно быть уникально в конкретном классе и конкретном регионе).
Самая простая проверка уникальности это наличие свободного домена 1 к 1 с вашим названием, в нашем бесплатном генераторе названий вы сразу можете выбрать подбор домена и моментально проверить его доступность по 1 клику.
Другой способ проверки уникальности это зайти на официальный сайт базы юридических лиц вашей страны и вбить ваше название в поиске, чтобы увидеть есть ли подобные названия, среди уже зарегистрированных юр. лиц.
Какие бывают виды названий?
Виды нейминга для компании или торговой марки, давайте разберемся.
Самые популярные виды формирования названия:
1. Описательный – описывает или указывает на сферу деятельности. Такие названия мы видим повсеместно. Часто, они встречаются в небольшом сокращении: «РосМеталлСнаб» или «СпецБетонПоставка». Такие названия хорошо описывают то, чем занимается компания, это дает целевой аудитории прямой ответ. Однако такой вид формирования названия очень популярен, а значит сложно будет выделиться среди конкурентов и найти короткое и уникальное название.
2. Эмпирический – отражает преимущества бренда, т.е. в названии зашифрованы ваши преимущества или сильные стороны, это может быть «скорость доставки» или «экологичность» продукта. Для примера: «БыстроЕд» или «ЭкоДрайв».
3. Фэнтезийный – выдуманные названия, неологизмы. Этот способ часто используется мировыми брендами (пр. samsung, nokia, adidas и т.д.), название само по себе ничего не означает в смысловом плане (или непонятно большинству клиентов), однако оно имеет максимальные шансы быть уникальным и коротким. Чтобы создать такое название в нашем генераторе названий можно использовать ввод разных слогов, которые будут калькулироваться между собой.
Критерии хорошего названия:
1. Запоминаемость – название должно хорошо восприниматься целевой аудиторией. Предпочтение отдается коротким названиям, ведь чем короче, тем проще запомнить название, однако название более длинные или состоящие из 2 или 3 слов тоже имеют шанс на успех, если легко читаются и воспринимаются. У более длинных названий больше шансов на патентную чистоту.
2. Патентная чистота – возможность зарегистрировать нейминг, как торговую марку или юридическое лицо. Этот шаг неизбежен, т.к. название необходимо запатентовать, чтобы избежать проблем среди конкурентов.
3. Отсутствие негативных эмоций – выбирая название помните, что оно не должно означать или намекать на что-то негативное или пренебрежительное, на такое название целевая аудитория может остро отреагировать. Если название не имеет четкого смысла, проверьте его перевод на разные языки, чтобы избежать негативных значений на разных языках.
4. Лаконичность – простота читаемости, легкость восприятия. Избегайте сложных сочетаний букв, желательно гармоничное наличие гласных и согласных букв. Попробуйте «телефонный тест», продиктуйте название по телефону своим друзьям или знакомым, если они не переспросят «Как, как?», то с названием все хорошо.
10 способов придумать название магазина на личном примере
Здравствуйте дорогие друзья, когда вы только собираетесь открыть свой первый магазин, встает вопрос а как его назвать. Многие оставляют названием свое имя и фамилию, но согласитесь, это не самый запоминающийся вариант, особенно если имя и фамилия достаточно распространенные. В этой публикации я попробую испытать на себе все способы «Нейминга», придумывать буду примеры со своим именем и фамилией — Ангелина Шаронова.
Способ №1 Акроним
Акро́ним — это аббревиатура, образованная из начальных букв, частей слов или словосочетаний, произносимая как единое слово, а не по буквам. Пример: аббревиатура «ГУМ», образованная от «Главный Универсальный Магазин» произносится как единое слово гум, а не гэ-у-эм. т.е. не по буквам. В качестве известных акронимов можно привести название музыкальной группы «ABBA», сформировано из первых букв имен ее участников: Agnetha, Björn, Benny, Anni-Frid или название автомобильной марки «ВАЗ» (Волжский автомобильный завод).
Пробуем, выписываем все подходящие слова — Шаронова Ангелина Васильевна Украшения Ручная работа.
Получаются вот такие акронимы: ШАВУРР (прям Мышовур из «Ведьмака»), ВАШУ-РР, а может АШУР-Р (как ажур с «рычанием» на конце) — акроним явно не мой вариант.
Способ №2 Аллитерация
Имя магазина может основываться на аллитерации — ритмичных повторах одинаковых и однородных согласных звуков. В качестве примера можно привести такие известные бренды как напиток «Coca-Cola», пельмени «Сам Самыч», конфеты на палочке «Chupa-Chups», шоколадные батончики «KitKat», освежающие конфеты «Tic-Tac», корма для домашних животных «Kitekat».
Пробуем, мне на ум проходят Шар-Шарм, Лин-Лина — тоже не очень:) — не мой вариант, может вы что придумаете?
Способ №3 Использование оксюморона
Редко используемый способ создания названия. Заключается в использовании в названии шутливой или противоречивой фразы, например, Маленький взрослый или True Lies. Еще один пример — Lowe Alpine. Бренд производит снаряжение для туризма и в названии использует оксюморон, Lowe Alpine значит «Низкие Альпы». Так они говорят своим потребителям, что вместе с их продукцией восхождение будет простым, как прогулка по парку.
Ну не знаю насколько способ подходит к тематике именно моих украшений, но попробуем:
«Ужасно красиво» — авторские украшения, «Солнечные ночи» — я из Сочи, как вам?
Способ №4 Аналогия
Вдохновение можно искать в различных исторических или кино персонажах, среди названий растений или животных, наименований планет и т.д. Например Вереск, Puma, Jaguar, Велес, Онегин, Три толстяка, Матрица и т.д.
Я очень люблю сов, обожаю этих птиц, логотип тоже украшен совой. Можно было бы назваться ФИЛИНиЯ
Способ №5 Вырезание и усечение
Этот метод получения названия путем вырезания слогов или отдельных частей из слов.
Здесь точно мой вариант, сейчас у магазина именно такое название. И так, я взяла свою фамилию и имя и отбросила все лишнее 🙂 Шаронова Ангелина — зачеркиваем середину и окончание получается ШАР ЛИН, вполне удобное женское имя для магазина украшений, я решила не объединять слоги, а писать их через дефис и латинскими буквами, так лично мне удобно писать его для англоговорящей аудитории.
Как вариант — АНГЕЛША, мою старшую дочку зовут Варя, а ник соцсетях ВАРВАРША (Варвара Шаронова)
Способ №6 Другие языки
Это, наверное, самый простой способ, здесь вы можете выбрать одно или несколько слов, характеризующих ваш магазин, ваше имя или товар и перевести их на несколько языков, выбрав красивое и благозвучное название.
А примеру, мое имя Ангелина, оставляем только Ангел и переводим.
Стриго — сова на эсперанто.
Вариантов может быть множество.
Способ №7 Аллюзия или намек
Способ генерации названия при помощи модификации всем известного понятия, намека на литературный или исторический источник, проведение параллелей и аналогий. Например, название Мисс X образовано от всем известного Мистера X, зоомагазин — Котопес (отсылка к мультфильму), AURUM — ювелирный бренд.
Для себя я бы выбрала: «Леди-Ли» — как леди Ди, Сорока — птица любит блестящие вещи. Лаликанка — отсылка к стилю Рене Лалика.
Способ №8 Звукоподражание
Использование в названии торговой марки слов, которые могут передать нужные свойства товара или его качества. Примерами могут стать Schwepps — шипучий газированный напиток, Агуша — питание для самых маленьких, Twitter — социальная сеть (название передает звук чириканья птиц).
Способ №9 Тайный смысл или название-загадка
Название может содержать в себе тайный смысл. С первого взгляда смысл не понятен потребителю, пока ради интереса люди не начинают искать значение этих слов. К примеру, мало кто знает, что NIVEA с латинского языка переводится как «белоснежный», а название компании Daewoo с корейского языка переводится как «большая Вселенная». Такие названия, как минимум, интригуют и вызывают интерес.
Ну раздолье. Если заглянуть, тут очень много магазинов с такими названиями, всегда хожу в профиль и с интересом рассматриваю.
Для себя выберу «Цвет бедра испуганной нимфы»» — да, был такой цвет в эпоху возрождения.
А это названия которые очень нравятся именно мне:
И это лишь маленькая толика, такие названия здесь на каждом шагу, как можно пройти мимо и не заглянуть в магазин?!
Способ №10 Название в честь географических особенностей (города, реки, горы и т.д.)
К примеру самые распространенные названия компаний из этого способа: Adobe (программное обеспечение) — назван в честь небольшой речки Adobe Creek протекающей в Калифорнии; Fuji (фотоиндустрия) — названа в честь вулкана Фудзияма (Фудзи), расположенного на Японском острове Хонсю; Cisco (сетевое оборудование) — название несет в себе часть города Сан-Франциско; Amazon (онлайн аукцион) — компания названа в честь реки Амазонки; Nokia (телекоммуникационное оборудование) — название идет от финского города «Нокиа».
В итоге придумать название магазину оказывается не так уж сложно, правда? Хотя бы один из способов точно должен сработать 😉
Самое главное, чтобы ваше название было:
Спасибо большое за внимание! Если публикация оказалась полезной не забудьте поблагодарить автора пальцем вверх 🙂
_________________
Все материалы и фото найдены в интернете, в свободном доступе.
Как назвать мастерскую ручной работы
Хотя сложно назвать то, что выполнено на 3D-принтере ручной работой. Это тоже самое, что называть распечатку из ворда рукописным текстом.
andre, согласна, 3 Dпринтер под это определение не подходит))) но зато лазерная резка! Это да!
А ниже, если на вывеске, мелким шрифтом написать: «Изделия изготовленные собственными руками.» Двусмысленность названия привлечет намного больше покупателей, чем просто конкретное указание, а дальше зависит от обстановки внутри. Есть такие магазинчики, куда заходишь, какую-то совершенно ненужную фигню покупаешь, а потом выходишь оттуда и думаешь: «И нахрена мне это нужно?»
«Шкатулочка» или «сундучек» и на картинке шкатулка с чудесами
Или «мимими» всем будет понятно что там)
А что такое «мимими»? Мне уже сейчас непонятно.
Хотя, я конечно не все, но не до такой же степени, чтобы совсем быть не в курсе о том, что знают все
Более старшее поколение редко заходит в магазины, где неизвестно, что купишь. Пробудить любопытство сложно. Я, ходя сегодня по городу, вижу много вывесок с непонятными названиями, никогда не захожу туда. А вот в магазин «Полезные вещи» захожу всегда, хотя зашел туда в первый раз из любопытства. Теперь я знаю, что ничего полезного в этом магазине нет. Но все-равно захожу. А в магазины с вывесками «Tip-Top» и т.п., я никогда не зайду. Ну непонятное название, ну и что? Я не знаю, что в этом магазине, продукты или сантехника, и я туда не пойду, потому что таких вывесок на улице десятка два.
5 идей для названий творческих мастерских
Жизнь соткана из названий: фильмы, рестораны, аэропорты, бренды – у всех есть названия. Даже вы при рождении получили название – имя, а сейчас рождается новый проект – творческая мастерская, и теперь вам предстоит это название дать. С наименования подобные идеи начинаются, и на них же часто задерживаются. Если нуждаетесь в руке помощи в таком затруднительном вопросе, то для вас найдется 5 идей как назвать творческую мастерскую.
Идея № 1. Название от имени или фамилии основателя
Такая идея нейминга часто используется. Постарайтесь вспомнить названия, созданные этим способом. Скорее всего на это уйдет лишь несколько секунд: бутик KiraPlastinina, сеть быстрого питания McDonald’s, шоколад «Аленка». Последуйте их примеру. Назовите студию своим полным именем, только именем или только фамилией, объедините их оригинальным способом или возьмите только часть имени или фамилии – самую звучную. Вариантов уйма, поиграйте и поэкспериментируйте.
Идея № 2. Названия от имен вымышленных персонажей
Вариант, который также часто используется при выборе названия творческих мастерских. Если проект нацелен на детскую аудиторию, поищите героя в книгах сказок. В случае клиентской базы подросткового возраста и старше просмотрите имена героев мифологии или художественной литературы. Не копайте глубоко, желательно, чтобы персонаж был общеизвестен и на слуху. Тогда каждый раз, когда клиенты будут слышать его имя, у них будут всплывать ассоциации с вашей студией.
Идея № 3. Название с отражением специфики деятельности
Чтобы реализовать эту идею, отталкивайтесь от занятий, на которых специализируетесь. Если много времени уделяется рисованию, стоит задуматься о кисти, красках или холсте в названии творческой студии. Делаете ставку на гончарное мастерство – обратите внимание на возможность включить в имя гончарный круг, глину или изделия из нее: кувшин, вазу, скульптуру.
Совет: старайтесь избегать в названиях творческих мастерских слова art. Идея нейминга с отражением обобщенной сути деятельности – творчества и искусства – приглянулась вашим конкурентам. Если хотите выделяться, обращайте внимание на индивидуальные детали. Например, как ребята ниже. Это детская творческая студия, где регулярно проходят книжные клубы. Эту «фишку» своей работы мастерская оригинально использовала в названии, соединив книги с жуками в уменьшительно-ласкательной форме, которая дает понять, что компания работает для детей.
Идея № 4. Названия на английском языке
Англоязычное название для творческой мастерской неоднозначно, поэтому потребует индивидуального анализа: уместно ли это в вашем случае. Начнем с того, чем такая идея хороша.
Человеческая психология устроена так, что «зарубежный» язык, в том числе английский, подсознательно воспринимается как показатель лучшего качества. Таким образом, вне зависимости от того, знает потенциальный клиент язык или нет, такое название вызывает у него больше доверия, и за качество он готов платить. Обратите на это внимание, если услуги, которые вы предоставляете, среднего ценового диапазона и выше.
Теперь о минусах. Если целевая аудитория – прежде всего дети, то названия творческих мастерских для детей должны быть запоминаемыми и легко произносимыми. Ведь сарафанное радио работает не только среди взрослых. Конечно, ребенок не в состоянии советовать вашу студию и делиться ее контактами. Но рассказывая о своих увлечениях другу, может упомянуть название мастерской, друг перескажет маме – и вот от нее уже поступает звонок с просьбой записать на занятие. Если простого и звучного английского слова так и не приходит на ум, возможно, стоит отказаться от этой затеи и остановиться на русскоязычном названии.
Идея № 5. Генераторы названий
Не стоит относиться к этой идее скептически. Как и слишком серьезно. В том случае, если реализовать предыдущие предлагаемые идеи не получилось, направить поток мыслей в нужное русло помогут онлайн-генераторы названий. Вот несколько из них:
Искусство нейминга. Как придумать название, которое полюбят?
Проработав полгода, мы с партнером решили, что нашей фирме нужно звучное название, которое передавало бы суть того, что мы делаем. Прежнее название «Агентство продающей рекламы» не передавало ничего. Мы практически не занимались рекламой и были далеки от продаж. Стесняясь названия, мы свели его до невнятного «АПР», между собой называя апыром. И вот теперь мы хотели поменять «Апыр» на что-то пристойное. Тогда я и познакомился с Костей Сахно.
Костя придумывает названия, слоганы и креативные идеи, которые можно использовать в рекламе и брендинге. Костя — мастер короткой формы. Упаковать каскад смыслов в одно предложение. Выразить суть продукта одним словом. Я помню, как мы сидели у меня дома и рассказывали Косте, чем занимаемся, как ощущаем себя, как подходим к решению клиентских задач. Костя думал, глядел на нас серо-голубыми глазами, задавал вопросы. Иногда неожиданные, что-то вроде: «Если бы ваш бизнес был человеком, то какой это был бы человек?» Потом Костя ушел думать и вернулся со списком названий. Мы выбрали «Стереомаркетинг».
Короткая форма — мучение для меня. Мне проще написать статью, рассылку или целый сериал про бизнес, чем придумать к ним название. Тот факт, что мы с Костей оба работаем со словом, но работаем очень по-разному, будоражил. Мне захотелось расспросить Костю, что значит быть неймером и нарекать вещи.
Придумать название это как подобрать ключик к пещере с сокровищами. Помнишь как в сказке: «Сим-сим откройся?» Имя — это волшебное слово, которое раскрывает все, что хочет вложить в него владелец. Так, конечно, не всегда бывает. Но мне нравится думать об имени, как о маленькой точке, в которой скрыта вселенная ассоциаций и значений.
Название — спусковой механизм, который приводит в движение целый массив образов
Одно из любимых названий, автору которого я выражаю почтение — галерея обуви «Шагал». Тут и мэтр изобразительного искусства, и неожиданный «что делал?», и застывший во времени променад в оболочке ёмкого звучного слова и, при этом, стопроцентное попадание в категорию.
Многослойность имени — один из показателей его силы. Имя — часть большой системы брендинга, сервиса, продукта, и оно должно усиливать эту систему, а не разрушать.
Имя отражает содержание продукта или компании. Явно или нет оно передает посыл, отвечает на вопрос, какой хочет предстать компания. Серьезной или веселой? Своей в доску или, наоборот, недоступной, глядящей с высока? Дерзкой и молодой или старой и умудренной? Бывает, что компании надо мимикрировать, чтобы встать в один ассоциативный ряд с конкурентами, а бывает, что надо разорвать шаблон и выделиться. Задачи у клиентов разные, но всегда есть критерии, по которым понятно — подойдет имя компании или нет.
У меня было несколько проектов, когда русским бизнесменам было важно, чтобы название звучало на иностранный манер. Например, нужно было придумать название торговой марки одежды, которую производили в Корее. Заказчик выбрал название Skvama. Как оно родилось? Я отталкивался от идеи, что одежда — это оболочка человека. Ассоциативные ориентиры — кожа и чешуя. Чешуя по-английски squama. Изменил написание, получилось Skvama. Название отлично выполняло свою задачу. Не в смысле, что люди смотрели и думали: «О, точно! Название корейской одежды должно звучать именно так!», а в смысле, что ни у кого не возникало чувства, что это русская торговая марка. Название органично соотносилось с одеждой из Азии. Схожей была задача придумать марку постельного белья, чтобы название звучало по-европейски. Заказчик утвердил название Muza Noche.
Другой пример. Заказчик нашел в Китае хорошие по качеству автомобильные радиаторы. Чтобы вывести их из ранга «без названия» и подавать в средней ценовой категории, ему нужен был яркий бренд, который выделит товар на полке. Соответственно, стояла задача разработать звучное, заметное имя. В этом проекте я сделал ставку на звучание. Имя должно было быть с характером: ревущее как автомобильный мотор, крепкое, запоминающееся. Я искал связки слов, которые содержали в себе эту силу. Изучал названия динозавров, сканировал словари. Сконцентрировался только на звучании и норове, отметая все остальное. Итог — «Ramzera».
Вначале нужно напитаться задачей (задавать вопросы, анализировать, исследовать). Второе — разведать словесную территорию, например, заказ от клуба воздухоплавателей обязывает проштудировать авиационные термины (как правило, это рутинная часть). Здесь стоит привести цитату из книги по неймингу Алекса Френкеля: «Главный креативный метод заключается в творческом переосмыслении характеристик и слов, относящихся к новому товару или услуге». В-третьих, нужно выписать или собрать картинки богатых на ассоциации образов — составить доску картинок (мудборд).
Картинки воздействуют на воображение быстро и объёмно, провоцируют поток ассоциаций, сюжетов, идей, слов. Для амбициозного вычислительного приложения может подойти образ многорукого робота, для отражения разношёрстного ассортимента — образ зоопарка, современная бухгалтерия — перечеркнутые нарукавники.
В процессе именования важно выписывать концепции, то есть центры вращения мыслей. Например, для сервиса гарантированной доставки эмоциональной точкой отсчёта может стать выражение «разбейся в лепёшку», для развлекательного центра — «узники комфорта», для для клуба сварщиков — «бенгальские тигры». Эти концепции — хорошая образная точка отсчёта. Думая в рамках этих идей и фраз, мы качественно открываемся для слов и образов в заданном настроении.
На практике пропорция «конторской» и фантазийной работы зависит от типа задачи. В некоторых случаях запрос не предполагает время на рутинёрство (пару дней на задачу, название для события), а порой задача исключает фантазийный аспект (седьмая марка гречки на полке, делаем скучно). Где-то делаешь всё «под микроскопом», проводя часы над литературой и словарями, в других проектах важна скорость, и надежда только на яркую фантазию.
Наверное, у кого-то есть волшебный бубен, в который бьешь, и имена приходят. У меня такого бубна, нет, но есть сквозной принцип — сохранять непринужденность и быть в движении. Важно не загонять себя в рамки, что вот мой стол это штурвал самолета, от которого нельзя оторваться. Совсем наоборот, чем свободнее себя чувствуешь, чем меньше сковываешь воображение, тем круче будет результат. «Мысли расслабленно, а не напряжно», — совет дизайнера Карима Рашида, который я разделяю. Заказчик не должен удивляться тому, что для добычи одного-единственного слова нужно добывать «словесную руду» три-четыре недели и больше. В этой работе важен воздух — полезны паузы, чтобы взглянуть на результаты со стороны и сменить пластинку словоизвлечения.
Клиент арендует состояние неймера, его творческий ресурс
Это нечто противоположное пушкинскому «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», ведь тут не чистое творчество, тут задачка на злобу дня. Не обязательно дожидаться критической массы сведений и чахнуть над тематической литературой, чтобы хлынул поток имён. Достаточно самого общего представления, и уже можно идти гулять, ехать по делам — в этот момент начинают приходить слова. Я беру телефон и записываю их. Отличный способ наполниться идеями — примерить на себя продукт. Например, чтобы придумать название для кофе на вынос, надо пойти, купить этот кофе и пошагать с ним по городу. Вчувствоваться в ощущения, поймать впечатление, эмоции. В этот момент ты на волосок от решения.
Вживаться в продукт полезно. Например, можно ехать в трамвае и думать: «Надо придумать название для одежды, а что такое одежда? Если бы я ходил без одежды, как бы себя чувствовал? А если бы уже родился в одежде? А как себя чувствуют рыбы в чешуе, ведь для них это одежда?» Начинаешь играться с этими идеями, развивать их, включается воображение.
А если взглянуть на одежду под микроскопом, как бы выглядели эти волокна? Синтетика выглядела бы многослойным миром будущего, похожим на космическую станцию. Возникает поток ассоциаций из «Звездных войн», «Стартрека». И ты, как ловец имен, только и успеваешь вытряхивать их из сетки: Skvama, Dropship, Upject, Vakum, Formfactor, Blastа …
Даю заказчикам несколько названий (в зависимости от задачи от трёх до нескольких десятков). Как художник я предлагаю свое понимание и говорю: «Я так вас вижу». Хотя полёт фантазии и уравновешен критериями задачи, я могу чего-то не понимать в бизнесе клиента. И потому оставляю возможность примерить имя и выбрать то, которое ближе по духу. В основном, работаю с малым бизнесом, с собственниками. Имя должно устроить клиента, вдохновить. Если человек не поймет его, он не сможет им пользоваться — произносить на переговорах, писать на визитках. Ему будет неловко как в пиджаке, который сшит не по размеру. Есть проекты, в которых не нужно ориентироваться на личность собственника, идейного носителя — нужно свести отбор названий к минимуму в соответствии с задачей и настаивать на имени-фаворите. Гибкость в понимании правильного подхода подачи приходит с опытом и зависит от конкретной ситуации.
При работе над проектом рождается много интересных имен. Например, я придумывал название для художественной мастерской. Это мастерская, где человек может порисовать в свое удовольствие, обучиться рисунку маслом, акварелью и т. д. Я предложил несколько названий, в том числе «Винчи Да» и «Палуба».
«Винчи Да» — игровое название, творческое переосмысление имени Леонардо да Винчи. Имя отражало яркий характер хозяек мастерской, отсылало к творчеству, игре, но могло показаться слишком экстремальным для их клиентов. Название «Палуба» более демократично. Палуба — это море, романтика, бляха на ремне, площадка. Мастерская тоже площадка, где люди могут выдохнуть после работы, напитаться творческим настроением, отдохнуть, раскрыться. Имя раскрывается, когда попадаешь в атмосферу творческой мастерской, ассоциации считываются правильно. Художницы выбрали название «Палуба».
Подать имя можно по-разному. Можно сделать богатую презентацию, создать уникальное начертание имени, показать как оно будет жить. Это упрощает «продажу» имени клиенту. Картинка подкупает, помогает представить название в жизни. Другой способ — не делать визуального обрамления, написать имя нейтральным шрифтом (с малым бизнесом редко бывает по-другому, дизайн это дополнительный бюджет). Если название понравилось заказчику само по себе, это знак хорошего попадания. Делал название детскому центру, выслал клиенту список более чем из десяти имен. Заказчик сразу же звонит: «Юрк-Ёрк, то что надо». Я говорю: «Точно? Там еще много имен». Она отвечает: «Нет, это идеально подходит». Если заказчик способен выбрать имя, написанное обычным шрифтом, значит он внутренне к нему готов. Такое имя будет отлично работать.
Но бывает, что заказчик начинает оценивать название очень критично, теряет объективность. В жизни нас окружает множество названий, но очень редко мы говорим: «Что-то это имя кажется мне слишком ярким и вызывающим, им бы скромней назваться» или «А это название очень брутально звучит, надо было мягче свой магазин назвать». Когда человек берет на себя роль оценщика имен, надевает корону жюри, критичность возрастает, непредвзятость тает. Иногда кажется, что люди намеренно ищут изъяны, отыскивают рифмы с пошлыми словами, то есть делают то, чего в отношении чужих названий не делают.
Я рассказываю клиентам об этом эффекте. Говорю, поживите с названием дня три или представьте, что вы увидели это название в поисковике или в отпуске, что вы не имеете к нему никакого отношения. Иногда я вижу, что дело не в критичности клиента, а в том, что название оказалось слишком смелым, и клиент испугался. Люди часто привязаны к штампам. Представь, что компании надо выйти на рынок питьевой воды, что мы там увидим? «Серебряный родник», «Студеное озеро», «Хрустальный источник», «Горный водопад». Придумать яркое имя — отличный повод бросить камень в этот ручей и взбаламутить то самое озеро.
Если у нас хороший продукт — вода с уникальным составом и задача заявить о себе, то называться очередным «Серебряным родником» смысла нет. Но клиенту может быть страшно решиться на такой эксперимент. Страшно быть не как все, даже если такое решение напрашивается. А задача неймера вдохновить клиента. Показать как имя может работать, показать его глубину и возможности. Я стараюсь, чтобы клиент принял решение в пользу интересного, звучного, необычного имени.
Имя должно выделить компанию, помочь ей завоевать долю рынка. Сильное имя поведет клиента за собой, станет локомотивом, задаст бизнесу новую планку
Разница между интересным и обычным именем как между гавайской рубашкой и рабочей одеждой. Во второй можно не требовать от себя лишнего, плыть по течению. Гавайское обличье обязывает быть в тонусе, влияет на качество и напор бизнеса. Разумеется, не нужно надевать эту рубашку на проект, который предполагает идеальный смокинг. Форма должна соответствовать содержанию.
Если рынок не конкурентный, и компания не заинтересована в формировании имиджа, нейминг ей не нужен. Он также не нужен людям, которые не готовы к неймингу. Бывает, что я рассказываю, какие задачи можно решать с помощью нейминга, а люди сопротивляются. Им хочется, чтобы у них было самое обычное название. Тогда я говорю, что привлекать неймера нет смысла. Возьмите «Серебряный родник» и «Хрустальный ручей» скрестите между собой и берите на выбор или «Хрустальный родник» или «Серебряный ручей». Но такое бывает очень редко, обычно люди понимают ценность нейминга, и мы работаем.
У меня принцип не работать с алкоголем, сигаретами и мясом. А также с теми, кто не видит ценность нейминга. Это люди, которые могут позволить себе услуги, но начинают торговаться. В этом случае я рассказываю о ценности названия, раскрываю процесс и методику, предлагаю рассматривать нейминг, как относительно недорогую инвестицию. Объясняю, какие задачи решает нейминг. Говорю о том, что непродуманные имена быстро выдыхаются, а чтобы придумать и выбрать имя с запасом прочности нужна квалификация. Затрагиваю вопрос регистрации имени, немножко пугаю историями, когда имена угоняют. В идеале проект должен быть законченным — функциональным, эстетическим, юридически защищённым. Если люди по-прежнему не понимают за что они платят, я с ними не работаю. И хотелось бы помочь, но понимаешь, что и не оценят, и пользоваться не смогут, не раскроют заложенные ценности.
Хотя нейминг — не самая дешевая услуга, можно и нужно браться за него бесплатно, если проект идейный. Например, просветительский, социально-предпринимательский, природоохранный, благотворительный, духоподъёмный.
Обращать внимание на красоту слова, не бояться играть со словами и записывать находки. Вдохновение можно почерпнуть где угодно. Например, в поэзии. Взять Хлебникова с его «лебедиво», «неимеи», «мучоба» и множеством других неослов. Полезно исследовать особенности языков. Есть интересные подборки иностранных слов, аналогов которых нет в русском языке. Например, шотландское Tartle означает панику и растерянность, когда вы кому-то представляете человека и забыли его имя. Японское Wabi-Sabi — способность разглядеть прекрасное в несовершенном. Можно просто обращать внимание на названия вокруг. В Москве я ездил к друзьям в гости и вышел на платформе «Лось». Я не смог выяснить, откуда взялось это название и придумал слоган остановке: «Платформа „Лось“. Так повелось».
Можно играть со словами просто так, можно находить задачи. К счастью, для неймера задач множество. Хочешь потренироваться, придумай поздравительное прозвище для друга (моим товарищам досталось: Игорилла, Иль-янь, Мячеслав). Интересная задача — придумать название для песни: слушаешь композицию и представляешь, каким образом её можно выразить с помощью слов. Могут всплывать цвета, образы, воспоминания о путешествиях и другие ассоциации. Грубо говоря, конвертируем песню в слово. У нас с друзьями есть музыкальная группа «Шишспа», одну песню за романтичный мотив назвали «Френч-пресс». Еще есть композиция «Элероны-жемчуга», на подходе «Техносон» и «Лоси лижут соль».
Как-то раз меня подключали к разработке имени для хомячка. Один из самых необычных запросов — расшифровка аббревиатуры из двух букв (за компанией осталось сокращённое имя, но род деятельности поменялся и понадобилась новая развёртка).
Очень интересно с детьми придумывать имена игрушкам. Говоришь, давай имя твоему коню придумаем, и тут с лёгкой детской подачи появляется «Чернотоп». Дети — крутые неймеры. В детстве я называл яблоко — ябой. Отличное название получилось бы для детского сока — яблочный сок «Яба».
У меня был практически отдельный проект по созданию своей почты на gmail. Я выбрал топ имен, которые нравились. Отбраковал те, что совпадали с названиями существующих компаний. Стал регистрировать. Гугл вышибал их одно за одним — занято, занято, занято. Обидно, когда до финишной черты десять метров, а тебя заворачивают назад. В результате прошло имя krutoteka, и я остался доволен. Придумать имя для почты — отличный вызов для неймера. Еще одно упражнение — нестандартно называть файлы и папки, важные пункты в ежедневнике, писать интересные темы электронных писем, разделять на части текстовые послания и придумывать им заголовки.
И, конечно, если ваша тетя решила открыть ногтевой сервис или знакомый начал бизнес, это отличная возможность им помочь — придумать хорошее название. А если чуть-чуть подождать, где-то 100 тысяч лет примерно, то звезды изменят расположение, и надо будет называть созвездия заново, так что неймеры будущего не останутся без работы.
В статье использованы работы Кости Сахно и фотографии Тимура Зарудного. Полное портфолио Кости и контакты можно посмотреть здесь.
А здесь можно посмотреть любопытный социальный проект «Жилетка», с которого я прусь и который норовлю упомянуть в каждой статье.