Как назвать самолет красивым именем
От «Грача» до «Утенка»: народные имена самолетов
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
Традиция присваивать имена самолетам пошла с момента зарождения военной авиации. Так, в годы Великой Отечественной войны в воздушных боях участвовали российские полководцы «Александр Невский» и «Александр Суворов». И в наше время именные самолеты служат в рядах ВВС. Например, сверхзвуковые Ту-160 получили имена конструкторов и летчиков, знаменитые дальние бомбардировщики Ту-95 – названия городов. А некоторые самолеты получили названия народные. Эти простые и порой трогательные имена отражают особенности и «характер» самолета. Как Ил-2 стал «Летающим танком», за что Су-25 прозвали «Грачом», чем Су-34 напоминает «Утенка» – эти и другие интересные истории читайте в нашем материале.
Штурмовик Ил-2 aka «Летающий танк»
Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня в силовой конструкции и бронестекло. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин. Летчики шутили: «Из боя «Ил» доставит на честном слове и на одном крыле!».
Конструктор Сергей Ильюшин называл разработанный им самолет «летающим танком». Немецкие летчики за живучесть прозвали Ил-2 «Бетонный самолет» (нем. Betonflugzeug), а за яростные атаки и огромные потери – «Черная смерть» (нем. Schwarzer Tod) и «Мясорубка» (нем. Fleischwolf).
Среди советских летчиков больше прижилось прозвище «Горбатый», за необычную конфигурацию фюзеляжа. Наверное, не только из-за своеобразного вида самолета в профиль, а еще и потому, что Ил-2 как труженик добывал Победу своим горбом. «Горбатый» – потому что войну вынес на своих плечах», – говорили многие летчики.
Штурмовик Су-25 aka «Грач»
В феврале 1975 года в воздух впервые поднялся прототип советского штурмовика Т-8, впоследствии принятого на вооружение под обозначением Су-25. Самолет получил имя «Грач» – благодаря своей форме с широким крылом и толстыми мотогондолами он чем-то похож на эту умную и трудолюбивую птицу.
Есть и другая версия происхождения имени. В январе 1984 года командиром 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи стал майор Григорий Алексеевич Чехов. Тыльную сторону своей фуражки он подписывал инициалами «Гр.А.Ч.». Именно с того момента сначала личный состав эскадрильи, а затем и самолеты Су-25 стали именовать «грачами».
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
Среди пехоты штурмовик заслужил прозвище «Гребешок» за характерный вид крыла с ощетинившимся десятком подвесок. Но все же на долгие годы за Су-25 прижилось имя «Грач».
Су-25 можно считать «долгожителем» – этот самолет и сегодня является основой штурмовой авиации ВКС России. Боевое крещение «Грач» прошел в Афганистане, после успел повоевать во многих горячих точках. За годы эксплуатации были разработаны несколько модификаций. Последняя модификация – Су-25СМ3 – была представлена в 2015 году. Эти модернизированные «Грачи», в частности, действовали в Сирии в составе авиагруппы ВКС России.
Ракетоносец Ту-160 aka «Белый лебедь»
Фото: Кирилл Науменко / wikimedia.org
Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, по инициативе дальней авиации самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». А еще это один из самых красивых самолетов в мировой авиации, поэтому летчики прозвали его «Белым лебедем».
Бомбардировщик Су-34 aka «Утенок»
Самолет Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году.
Особенность этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. В кабине самолета можно встать в полный рост. Самолет имеет более широкий «нос» и именно за эту своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «Утенком».
Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
«Утенок» при этом является достаточно грозной птицей. Во-первых, Су-34 оснащен всеми авиационными средствами поражения. При этом атаковать он способен при любых погодных условиях. Быстро обнаруживать цели стало возможным благодаря эффективной радиолокационной станции и встроенной оптической прицельной станции. «Утенок» может выполнять боевые задачи без поддержки истребителей прикрытия. Все преимущества такого сочетания в одной машине истребителя и бомбардировщика Су-34 уже продемонстрировал в реальных боях в Сирии.
События, связанные с этим
Без курса «ноль»: штурманской службе ВВС − 105 лет
Разведчик Ту-214ОН: открыт для перемен
От «Грача» до «Утенка»: народные имена самолетов
МиГ-31БМ: птица высокого полета
Первый пошел: о полете лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14
Прозвища летательных аппаратов
Мелихов Александр
Старожил
Серёж, на авиару Мускулолётом зовут Ту-134УБЛ, то ли за усилие на штурвале, то ли сами не знают.
Экзот
Элефантерия
Ми-8, вертолёт всех времён и народов, прозвище (ПОЧЁТНОЕ ЗВАНИЕ) «ПЧЕЛА» заработал в Афганистане. Носился с площадки на площадку как пчела по цветам.
Ми-8, санитарный вариант, «ТАБЛЕТКА»
Ми-24, прозвище «ШМЕЛЬ» то же из Афганистана, как шмель не на каждый цветок может сесть, так и Ми-24 не на каждую площадку.
«НАПИЛЬНИК», «РАШПИЛЬ», так в нас (в Союзе) называли ВЕЧНОКОМАНДИРОВАННЫЕ восьмёрушники, за наши полёты АЭРОДРОМ—ПОЛИГОН, туда сюда, как напильник по железяке.
Ах да, чуть не забыл, в Афганистане Ми-24 заработал ещё одно прозвище, «ФАНТОМ».
За то что взлёты и посадки с высокогорных аэродромов производились «по самолётному», порой чтоб в жару оторвать от полосы полностью снаряжённый БК Ми-24, приходилось его разогнать до 100-120 км/ч.
Ми-2, «АЭРОМОЛЬ», за скромные размеры.
Ми-6, «КОНТЕЙНЕР», а также «КИЧКАЛДАК», «КИЧ». Ну, первое понятно, а за что следующих два сам не знаю.
Су-25, «ГРАЧ» тоже афганское прозвище, за силуэт. Кстати, нас (Ми-24) при радиообмене они величали «ПОЛОСАТЫМИ».
Любой самолёт ИБА, с точки зрения вертолётчика: «СВИСТОК». Мы, с их, «БЕТОНОМЕШАЛКИ».
Смешные прозвища самолётов в узком кругу пилотов. ФОТО
Не секрет, что у представителей различных профессий существует свой особый язык, понятный только им. Есть жаргон и у людей, связанных с авиацией. Давайте узнаем, какие прозвища лётчики дают самолётам.
Итак, начнем с самого простого. Как называют они сей самолет:
Большинство вас в детстве Ан-2 называли «кукурзник», и. ошибались:-)) Летчики зовут его «Антошка» или «Аннушка». А вот «кукурузник» — это По-2 (он же У-2):
Ан-24 «Чирок» или «Гадкий утенок»
Ан-140. «Зародыш» или «Недобоинг»
Ан-148/158 «Грустный ослик»
Як-42 — «Беременный таракан», «Сигара»
Ту-104 — «Змей Горыныч»
Ту-134 — «Свисток», «Стиляга», «Т3»
Ту-154 — «Туполь», «Тушкан», «Т5»
Ил-18 — «Кастрюля», «Утюг».
Ил-62 — «Бревно», «Мистер элегантность», «Толстолобик».
Ил-86/96 — «Баклажан», «ХББ (хочу быть боингом)», «Батон»
SSJ-100 — «Пылесос», «Пепелац», «Кукушонок»
Все Airbus- это традиционно «Арбузы»
Исключение составляет только самый большой из них A380. Его называют «Толстолобый» или «Бычара»
У боингов чуть больше прозвищ.
B727 — «Бешеный огурец».
B737 — «Бобик», «Собака»
B747 — «Джамбо», «Слоник»
B777 — «Три топора», «Портвейн», «Три семерки».
Название самолёту.
Опции темы
Название самолёту.
Буду рад любым идеям.
Оригинально. Жду ещё предложений. Желательно краткие слова на русском языке.
2. «ГоноКок»
3. «Маленький Зеленый Быстролёт»
(кстати, а какого цвета модель?)
Вюзеляж красный, оперенье жёлтое, Передняя кромка крыла красная, задняя жёлтая.
«Маленький Зеленый Быстролёт» не очень кратко. 🙂
Вюзеляж красный, оперенье жёлтое, Передняя кромка крыла красная, задняя жёлтая.
«Маленький Зеленый Быстролёт» не очень кратко. 🙂
Вот, еще придумалось:
7. «ДВСамолёт»
Поменяйте красный на чёрный и обзовите «Билайнчик». Или «Билайнерчик».
Ну если маленький и шустренький, то «Сперматозоид».
Буду рад любым идеям.
Я свой фан назвал «Dynamic», Вам это название подошло бы больше чем мне
Спасибобольшое. Особенно понравились forМуха и Dynamic.
Особое спасибоза сперматозоида.
От «Максима Горького» до «Гончей»: как дают имена самолетам
Под какими именами лайнеры бороздят просторы «воздушного океана» и как называют самолеты в других странах мира – в этом материале M24.ru.
Традицию называть свои самолеты именами великих россиян «Аэрофлот» начал с 2003 года, и первый борт назвали в честь дирижера Евгения Светланова. В настоящее время все самолеты компании получили собственные имена.
В «Калининградавиа» («КД авиа») решили не отставать и тоже давали имена своим лайнерам, но в честь современных деятелей науки, культуры и бизнеса: дирижера Юрия Темирканова, руководителя «Мариинки» Валерия Гергиева, музыканта Юрия Антонова. Впрочем, компания уже прекратила свое существование
Не всегда самолеты называют в честь известных людей – например, S7 Airlines назвали одну из своих «ТУшек» в честь бортпроводницы Юлии Фоминой, погибшей в ходе захвата заложников в Саудовской Аравии в 2001 году. Правда, самолет уже списан.
«Ямал» же называет лайнеры в честь известных людей Ямало-Ненецкого автономного округа: экс-губернатора Юрия Неелова и советского геолога Василия Подшибякина.
Впрочем, имена самолетам дают не только в гражданской авиации – например, самолеты МЧС названы в честь героев Советского Союза, сверхзвуковые Ту-160 получили имена конструкторов и летчиков, а знаменитые дальние бомбардировщики Ту-95 – названия областных центров.
Позже эта традиция пропала, а на советских заводах не особо думали над названиями: «Р» – разведчик, «И» – истребитель, «МУ» – морской учебный и так далее.
Правда, была тут и польза: аббревиатуру 2ИН-1 разобрать могли только посвященные, а рабочий с завода даже на допросе не сказал бы, что это двухместный истребитель с мотором Нэпир, первая модель.
Традиция стала возвращаться с появлением агитэскадрильи имени Горького – ее флагман АНТ-20 получил имя советского писателя, а самолеты сопровождения – названия газет того времени: «Огонек», «Работница», «Крокодил», «Биробиджанец» и другие.
После крушения флагмана эскадрилью расформировали, а двойник «Горького» летал уже безымянным.
В те годы авиация не обошла вниманием и «культ вождя»: самолеты предвоенной эпохи носили названия вроде «Сталинское задание», «Шесть условий Сталина» и даже лаконичное «Сталь».
Предвоенное время дало новый толчок развитию авиации, и серийные самолеты вновь начали называть именами конструкторов: на аэродромах появляются первые АНТы (Андрей Николаевич Туполев), «Як» конструкции Александра Яковлева и «Илы» Сергея Ильюшина.
При этом не все названия дошли до наших дней: Туполев лишился права называть самолеты АНТами из-за тюремного заключения, и в Великую Отечественную войну многие его бомбардировщики вступили под другими именами.
После войны ученого реабилитировали, и мир получил самолеты «Ту», причем модели под 114-м номером дали имя «Россия».
Громкие имена были и у творений Олега Антонова («Ан»): тяжелые транспортные самолеты его конструкции стали «Антеем» (Ан-22), «Русланом» (Ан-124) и «Мечтой» (Ан-225).
Традиция называть самолеты собственными именами получила интересное развитие в США – там сформировалось направление Nose Art, или «рисунок на носу самолета». Армейские художники украшали военные самолеты Штатов картинкой (чаще всего – изображением девушки или животного) и писали на нем название вроде «Принцесса апачей», «Громовая птица» или просто «Дженни». Есть это и сейчас, правда, в подхватившей эстафету Nose Art Великобритании нельзя изображать на фюзеляжах девушек.
Отметим, что в странах НАТО принято по-своему называть российские (советские) самолеты. Это было сделано для того, чтобы в альянсе не путали машины вероятного противника (настоящих названий техники там зачастую не знали).
При этом в классификации есть свои обозначения: названия на «B» получали бомбардировщики («bomber»), «F» – истребитель («fighter»), а «H» – вертолеты («helicopter»).
Например, ударный вертолет Ми-28 за рубежом называют Havoc – «смута», перехватчик МиГ-31 – Foxhound («лисья гончая»), символ «холодной войны» Ту-95 – Bear («медведь»), а стратегический ракетоносец Ту-160, который российские пилоты называют «белый лебедь», в странах НАТО получил многозначительную кличку Black Jack.